Н. Г. Чернышевский и саратовская печать его времени (литературно-краеведческий аспект)
Введение ………………………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Н.Г. Чернышевский и материалы газеты «Саратовские
губернские ведомости» 1840-х годов …………………………………………………………….. 36
1.1. Фольклорные и краеведческие публикации редактора А.Ф.
Леопольдова…………………………………………………………………………………………………. 36
1.2. Труды ученого-востоковеда Г.С. Саблукова в саратовской печати ………….. 50
1.3. Миссионерская деятельность преосвященного Иакова и семья
Чернышевских ……………………………………………………………………………………………… 75
1.4. «Саратовские губернские ведомости» об учебных заведениях,
связанных с личностью Н.Г. Чернышевского ………………………………………………… 91
Глава 2 Н.Г. Чернышевский и саратовская периодика 1850-х годов ………… 102
2.1. К истории актовой речи Н.Г. Чернышевского в саратовской гимназии
«О собирании памятников народной словесности» ……………………………………… 102
2.2. Работа А.Г. Тихменева (ученика Н.Г. Чернышевского) о народности на
страницах газеты «Саратовские губернские ведомости» ……………………………… 114
2.3. Н.Г. Чернышевский во взаимоотношениях с Н.И. Костомаровым, А.Н.
Пасхаловой и Д.Л. Мордовцевым ……………………………………………………………….. 120
Глава 3 Н.Г. Чернышевский в Астрахани и Саратове (по материалам
местной печати 1880-х годов)………………………………………………………………………. 148
3.1. Сотрудничество Н.Г. Чернышевского с периодикой Астрахани ……………. 148
3.2. Н.Г. Чернышевский и газеты «Саратовский дневник», «Саратовский
листок» ………………………………………………………………………………………………………. 162
3.3. Некрологические заметки о Н.Г. Чернышевском в саратовской печати …. 172
Заключение ………………………………………………………………………………………………….. 182
Список использованной литературы ………………………………………………………….. 190
Во Введении обоснована актуальность темы исследования,
сформулированы цели и задачи работы, обозначены научная новизна,
теоретическая и практическая значимость. Изложены основные положения,
выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации работы.
В первой главе «Н.Г. Чернышевский и материалы газеты
“Саратовские губернские ведомости” 1840-х годов» на основе публикаций
газеты «Саратовские губернские ведомости» раскрыт культурно-исторический
контекст этого издания и в целом умственной жизни Саратова, в рамках
которой жил и учился, воспитывался Чернышевский-семинарист, и это стало
ключевым фактором, повлиявшим на формирование его мировоззрения –
демократа, просветителя и энциклопедиста.
В первом разделе «Фольклорные и краеведческие публикации
редактора А.Ф. Леопольдова» рассматриваются статьи историка, редактора
«Саратовских губернских ведомостей» Леопольдова, которые стали
определяющими для развития творческой личности Чернышевского в данный
период, отразились на его занятиях и убеждениях.
Саратовская периодическая печать первого периода пребывания
Чернышевского в родном городе, в годы учения (1838–1846 гг.), представлена
лишь одним изданием – газетой «Саратовские губернские ведомости». По
воспоминаниям современников, Н.Д. Прудентова и И.Н. Виноградова,
воссоздается круг чтения семьи Чернышевских, включавший и местную прессу.
Н.М. Чернышевская писала, что «Саратовские губернские ведомости»
постоянно лежали на столе у отца Чернышевского, Гаврилы Ивановича: «Из
саратовской газеты юноша Чернышевский мог почерпнуть множество сведений
по истории родного края, в ней помещались исторические статьи и
публиковались отдельные исторические документы. Местная газета была для
него своеобразной школой, воспитывающей и культивирующей краеведческие
интересы»3. Семья Чернышевских являлась постоянным подписчиком
«Ведомостей».
Леопольдов собрал вокруг себя когорту пишущих людей, способных к
литературной работе и интересных читающей публике. Среди ведущих
сотрудников его газеты были священник А.А. Росницкий, преосвященный
Иаков (Иосиф Иванович Вечерков), Г.С. Саблуков. «Саратовские губернские
ведомости» превращаются при Леопольдове в авторитетнейшее издание,
отводящее целые полосы для исторических, фольклорных и краеведческих
материалов.
О первом интересе юного Чернышевского к этой саратовской газете
можно судить по его многочисленным выпискам из публикаций редактора
«Саратовских губернских ведомостей» о народных поверьях и суевериях. В
1850-е годы взгляды Чернышевского на суеверные представления легли в
основу статьи «Суеверия и правила логики» – безупречный разбор
фольклорных материалов с точки зрения просветителя.
В 1840-е годы юного Чернышевского привлекли газетные статьи о
пугачевском восстании, образе народного вождя и одновременно жестокого
бунтаря, бравшего приступом Саратов, опубликованные Леопольдовым в
местной газете. Эти публикации, вобравшие свидетельства городских
старожилов, нашли отражение в творчестве самого писателя, в его
автобиографических рассказах «Корнилов дом» и «Жгут». А в рассказе «Наша
улица» Чернышевский пишет о статьях Леопольдова в саратовской газете
(I, 692–702)4. Будучи студентом Петербургского университета, он продолжал
интересоваться творчеством редактора, о чем свидетельствует письмо к родным
от 25 октября 1846 года.
Во втором разделе «Труды ученого-востоковеда Г.С. Саблукова в
саратовской печати» был проведен анализ газетных публикаций Саблукова,
влияние которых на образование и формирование взглядов юного
Чернышевского трудно переоценить.
Востоковед, этнограф, историк, краевед, православный миссионер Гордий
Семенович Саблуков (1804–1880 гг.) был учителем Чернышевского в
Саратовской семинарии. Во многом именно он способствовал развитию
Чернышевская, Н. М. Н. Г. Чернышевский и Саратов. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1978.
С. 56.
Здесь и далее все ссылки на сочинения и письма Н.Г. Чернышевского приводятся в круглых
скобках с указанием тома и страницы по изданию: Чернышевский, Н.Г. Полное собрание
сочинений: в 16 т. М.: Госполитиздат, 1939–1953.
интересов юного семинариста к языкам, особенно татарскому, истории и
археологии. Саблуков активно сотрудничал с саратовской газетой. Как отмечал
И.Ю. Крачковский, «как раз ко времени пребывания Чернышевского в
семинарии относится усиление научной деятельности Саблукова, нашедшее
свое печатное выражение главным образом в довольно многочисленных
статьях в “Саратовских губернских ведомостях”»5.
Исследуя период обучения Чернышевского в саратовской семинарии,
А.А. Демченко указывал на важные для семинариста публикации Саблукова
1844 – 1849 гг.: «Монеты Золотой Орды» (СГВ. 1844. №№ 2, 3); «Очерк
внутреннего состояния Кипчакского царства» (СГВ. 1843. №№ 26–36); «О
магометанском пении при богослужении» (СГВ. 1845. № 12), «Несколько
заметок о русском языке в Саратовской губернии» (СГВ. 1845, без указания
номера. – Э.Б.), «Черты из жизни русских татар» (СГВ. 1846. №№ 25, 27–29),
«Очерк генеологии, географии и образа жизни половецкого народа» (СГВ.
1848. № 12). Данный список работ приводится в биографических словарях6.
Однако многие газетные публикации Саблукова в саратовской периодике
недостаточно изучены. В 1849 году он публикует цикл статей «Русская
этнография», включавший материалы: «Рассказ о жителях Балашовского
округа, слободы Трех островов, или Самойловки» (СГВ. № 16), «Свадебные
песни южнорусских (малороссийских) поселенцев в Балашовском уезде
Саратовской губернии» (СГВ. № 18), «Описание калмыков – Академика
Палласа» (СГВ. № 27), «Некоторые черты быта приволжских жителей
Саратовской губернии (Хвалынского, Волгского, Саратовского, Камышинского
и Царицынского уездов» (СГВ. № 44, № 48), «Черты из жизни русских татар»
(СГВ. № 2) – продолжение одноименной работы 1846 года. Этнографические
исследования привлекали Чернышевского с юности, начиная с трудов именно
Саблукова. В 1850-е годы Чернышевский сопоставлял этнографию с
исторической филологией. Г. Виноградов подчеркивал, что он выступал как
один из первых русских этнографов-теоретиков, как опытный деятель по
распространению этнографических сведений7.
Помимо работ по истории и этнографии, Саблуков публикует в
«Ведомостях» 1845 года исследование по филологии из пяти статей:
«Несколько заметок о русском языке в Саратовской губернии» (СГВ. 1845.
№№ 31–35)8. Большое внимание Саблуков уделял литературе и фольклору
Крачковский, И. Ю. Чернышевский и ориенталист Г.С. Саблуков. М.; Л.: Изд-во Акад. наук
СССР, 1955. С. 217.
См., например: Русский биографический словарь. СПб.: Имп. Рус. ист. о-во, 1904. Т. XVIII.
С. 13.
Виноградов, Г. Этнография в кругу научных интересов Н. Г. Чернышевского // Советская
этнография. 1940. Вып. 3. С.36. Следует назвать статьи Чернышевского, опирающиеся на
данные этнографии: «О расах» (VII, 81–96), «О классификации людей по языку» (VIII, 96-
131), «О различиях между народами по национальному характеру» (IX, 132–157).
Саблуков, Г. С. Несколько заметок о русском языке в Саратовской губернии // СГВ. 1845.
№ 31–35.
проживающих в Поволжье татар, о чем свидетельствуют его многочисленные
публикации в газете.
Газетные статьи Саблукова, посвященные языку, фольклору, литературе,
бытовому укладу жителей Саратовской губернии, наряду с признанными
историческими трудами ученого, переводами повлияли на выработку научно-
просветительского мировоззрения Чернышевского. Востоковед Саблуков был
для Чернышевского образцом выдающегося ученого-гуманитария, равного
которому в Саратовской губернии на тот момент не было. Его пример был
вдохновляющим в первоначальном желании Чернышевского-семинариста и
студента стать ученым-энциклопедистом, филологом.
Третий раздел «Миссионерская деятельность преосвященного Иакова
и семья Чернышевских» посвящен инициативам местного архиерея Иакова, в
том числе и по газетным публикациям саратовской периодики. Епископ Иаков
(Вечерков) был активным общественным и церковным деятелем, внесшим
огромный вклад в развитие Саратовского края. В 1851 году в газете
«Саратовские губернские ведомости» была опубликована редакционная статья
под заглавием «Известие о жизни и трудах Преосвященного Иакова…»9. В этом
газетном материале изложена его биография. Рассказ о владыке Иакове мы
находим в автобиографии Чернышевского «Воспоминания слышанного о
старине» (I, 658).
Во время пребывания в Саратове преосвященный Иаков занимался
научными исследованиями древней столицы Золотой Орды и часто посещал
саратовскую семинарию, где учился Чернышевский. В одном из номеров
«Ведомостей» появилась заметка, свидетельствующая о заботе преосвященного
Иакова о нуждах семинаристов: «К возвышению семинарии содействует
особенно нынешний Саратовский архипастырь, Преосвященный Иаков,
человек ученый, трудолюбивый и благочестивый. Он строго следит за
учениками, наблюдает за ходом и духом учения, и пожертвовал в пользу
семинарии свою библиотеку, стоящую значительной суммы»10.
Большую помощь в осуществлении археологических работ на месте
бывшего расположения столицы Золотой Орды оказал преосвященный Иаков
русскому этнографу, археологу А. В. Терещенко, который был послан
Министерством народного просвещения в Саратовскую губернию.
Наибольшую известность как писатель-этнограф Терещенко обрел после
выхода книги «Быт русского народа» (СПб., 1848). Зная о проделанной
преосвященным Иаковым работе по изучению истории Золотой Орды, он
обратился к нему за помощью в организации предполагаемых в Царицынском
уезде раскопок11. О результатах своих трехлетних трудов Терещенко сообщал в
дневниковых заметках, публиковавшихся в газете «Саратовские губернские
См.: Известие о жизни и трудах Преосвященного Иакова, Епископа Саратовского и
Царицынского, впоследствии Архиепископа Нижегородского и Арзамасского // СГВ. 1851.
№ 38. С. 140–142.
Учреждение и открытие Духовной семинарии в Саратове // СГВ. 1845. № 46. С. 443–446.
См.: Демченко, А. А. Н.Г. Чернышевский. Научная биография (1828–1858). М. : СПб.:
Петроглиф, 2015. С. 85.
ведомости» ее редактором А.Ф. Леопольдовым: «Дневник разрытия курганов в
окрестностях города Царева, в течение августа и сентября месяцев» (СГВ. 1843.
№№ 50, 51), «Разрытие Царевских курганов в 1844 году, (июль). (Из дневника
г. Терещенко)» (СГВ. 1845. № 2), «Разрытие Царевских курганов в 1844 г.
(август) (Продолжение)» (СГВ. 1845. № 3). Отец и сын Чернышевские
внимательно следили за этими публикациями в саратовской газете.
Известно, что, заметив незаурядные способности семинариста
Чернышевского, Иаков дал ему возможность написать самостоятельную работу
исследовательского характера – обзор топографических названий татарского
происхождения в Саратовской губернии. Упоминания об Иакове встречаются в
многочисленных письмах Чернышевского родным (от 21 февраля 1847 г.,
29 ноября 1849 г., 24 января 1850 года, 14 марта 1850 г., 11 апреля 1850 г.).
Содержание писем еще раз подтверждает проявленный интерес Чернышевского
к личности бывшего саратовского архиерея. По отношению к нему заметна
эволюция взглядов молодого человека.
Деятельность местного архиерея Иакова была разносторонней.
Посредством саратовской газеты преосвященный привлекал внимание жителей
губернии к различным церковным вопросам, в том числе к миссионерской
деятельности в епархии. Под его началом находился отец Николая
Чернышевского Гаврила Иванович. Жестокое обращение к единоверию
старообрядцев и «инородцев» к православию вызвало в семье Чернышевских
моральные коллизии, что явилось одной из главных причин отказа
Чернышевского делать дальнейшую карьеру по духовному ведомству. Это
саратовское событие в семье было осмыслено Чернышевским заново много лет
спустя в Сибири в «Записке по делу сосланных в Вилюйск старообрядцев
Чистоплюевых и Головачевой» и в письме к жене от 6 апреля 1878 г.
Чернышевский выбрал отказ от какой-либо «наивной» религии, перейдя на
позиции просвещенного разума.
Четвертый раздел «“Саратовские губернские ведомости” об учебных
заведениях, связанных с личностью Н.Г. Чернышевского» анализируются
газетные публикации об учебных заведениях Саратова, в которых учился и
работал Чернышевский.
При изучении публикаций «Саратовских губернских ведомостей» 1840-х
годов были обнаружены материалы, касающиеся учебных заведений Саратова
и Казани. Газета подробно освещала семинарскую жизнь: в 1845 году была
опубликована статья об учреждении и открытии духовной семинарии в
Саратове12. В первом номере «Саратовских губернских ведомостей» за 1844 год
давалась информация об истории открытия саратовской мужской гимназии13, в
которой предстояло в дальнейшем служить Чернышевскому учителем
словесности после окончания Петербургского университета. Появлялись
газетные новости о приеме в Петербургский и Казанский университеты, выбор
между которыми осуществил Чернышевский в пользу «северной столицы».
Учреждение и открытие Духовной семинарии в Саратове // СГВ. 1845. № 46. С. 443.
Об открытии в Саратове гимназии // СГВ. 1844. № 1. С. 1–2.
Содержанием второй главы «Н.Г. Чернышевский и саратовская
периодика 1850-х годов» стало исследование газетных публикаций, связанных
со вторым периодом пребывания Чернышевского в Саратове (1851–1853 гг.).
В своей научной и педагогической деятельности Чернышевский
содействовал собиранию фольклорных и этнографических материалов и
публикации их в газете «Саратовские губернские ведомости». Эту работу он
осуществлял совместно с историком Н.И. Костомаровым, фольклористом
А.Н. Пасхаловой и журналистом, редактором и писателем Д.Л. Мордовцевым, а
также со своим учеником по саратовской гимназии А.Г. Тихменевым.
Первый раздел «К истории актовой речи Н.Г. Чернышевского в
саратовской гимназии “О собирании памятников народной словесности”»
включает обзор и подробный анализ программ по языку и словесности,
опубликованных в саратовской газете под маркой научных учреждений –
Императорское русское географическое общество и второе отделение
Академии наук. Эти программы обратили местную саратовскую
интеллигенцию к изучению региональных особенностей русского языка,
фольклора, этнографии. Откликнулся на данные тексты и учитель русской
словесности Чернышевский, и его ученики по гимназии.
Чернышевский знал о делах и целях Русского географического общества,
о начинаниях второго отделения Академии наук в провинции от
И.И. Срезневского. Как учитель словесности Чернышевский проявлял большой
интерес к народной поэзии и 24 июня 1852 года выступил на гимназическом
акте с публичной речью «О собирании памятников народной словесности»
(название речи известно и в другом варианте – «О собирании образцов
народного языка и словесности»)14. К сожалению, текст речи не сохранился,
однако можно с уверенностью предполагать, что материалом для публичного
выступления послужила газетная статья со схожим названием «Программа для
собирания образцов народного языка и словесности», составленная вторым
отделением Академии наук (в лице И.И. Срезневского) и опубликованная в
«Саратовских губернских ведомостях»15. Эта программа сыграла ключевую
роль в изучении саратовского фольклора в начале 50-х годов XIX века.
Отчеты Императорского русского географического общества появляются
на страницах газеты «Саратовские губернские ведомости»16. Учрежденное в
1845 году оно имело целью «собирать, обрабатывать и распространять
географические,статистическиеиэтнографическиесведения,
преимущественно о России» . Обществом была разработана новая «Программа
См.: Демченко, А. А. Н. Г. Чернышевский. Научная биография. Саратов: Изд-во Сарат. ун-
та, 1978. Т.1. С. 251.
Программа для собирания образцов народного языка и словесности // СГВ. 1852. № 20.
С. 102.
Вестник Императорского географического общества на 1852 год // СГВ. 1852. № 22. С. 119;
Отчет Императорского русского географического общества // СГВ. 1853. № 37. С. 173.
Отчет Императорского русского географического общества // СГВ. 1853. № 37. С. 173.
для составления местных этнографических описаний», которая была
опубликована в саратовской газете18.
Позднее в Петербурге Чернышевский проявлял интерес к изданиям
Академии наук и Русского географического общества, о чем свидетельствуют
рецензии писателя. В рецензии «Известия императорской Академии наук по
Отделению русского языка и словесности» (Отечественные записки. 1854. № 1)
он пишет, что из общих трудов членов Отделения в 1852 году первое место
занимает окончание «Опыта областного великорусского словаря» (XVI, 468). В
числе упомянутых Чернышевским статей назван его труд «Опыт словаря к
Ипатьевской летописи». Работа над словарем к Ипатьевской летописи шла в
русле и под воздействием «Программы для собирания образцов народного
языка и словесности» второго отделения Академии наук.
Обратим внимание еще на один материал из газеты «Саратовские
губернские ведомости» – «Некоторые особенности в народном языке жителей
Саратовской губернии» (СГВ. 1853. № 51), написанный под воздействием
программ второго отделения Академии наук и Императорского русского
географического общества. Автор данной публикации неизвестен. В этом
газетном материале приводились особенности языка жителей Саратовской
губернии, которые выражались «в особом произношении гласных» – «тяжелым
излиянием звуков, неприятно поражающих слух» («Здесь не только не
изменяют гласных о на а в известных слогах, но даже произносят а, как о, там
где следовало бы произносить а по самому правописанию»; «Буква ы заменяет
здесь буквы и, о»), «в отступлении от правильного ударения» («В Саратовской
губернии ударение удерживается на предлоге при словах двухсложных и
трехсложных»)19.
Второй раздел «Работа А.Г. Тихменева (ученика Н.Г. Чернышевского)
о народности на страницах газеты “Саратовские губернские ведомости”»
представляет серию газетных публикаций Тихменева, ученика Чернышевского
по саратовской гимназии.
Программы для собирания образцов народного языка и словесности с
призывом принять участие в разработке вопросов, касающихся русского языка
и словесности «в их минувших судьбах и современном состоянии», явились
непосредственным толчком к собиранию сокровищ русского языка в губернии
и у выпускника гимназии А.Г. Тихменева. Летом 1853 года в шести номерах
«Саратовских губернских ведомостей» им была опубликована программная
работа «О важности изучения народности вообще и в Саратовской губернии в
особенности» (СГВ. 1853. № 29, № 30, № 32, № 33, № 36, № 37). Труд этот
писался под непосредственным руководством Чернышевского и во многом
отражал его идеи и начинания, связанные с фольклористикой и словарной
работой. По мнению А.Г. Тихменева, слово и дело как предмет изучения
Программа для составления местных этнографических описаний // СГВ. 1853. № 37.
С. 173–174.
Некоторые особенности в народном языке жителей Саратовской губернии // СГВ. 1853.
№ 51. С. 226.
народности принимают самые разнообразные формы в своем проявлении, как
бы подводя частное под более общее. Выделяются четыре формы проявления
народного слова: 1) язык в своем составе и строе, 2) пословицы и поговорки,
3) песни, 4) сказки и предания.
В третьем разделе «Н.Г. Чернышевский во взаимоотношениях с Н.И.
Костомаровым, А.Н. Пасхаловой и Д.Л. Мордовцевым» рассматривается
сотрудничество Чернышевского с представителями местной интеллигенции,
публиковавшимися в газете «Саратовские губернские ведомости».
Живя в Саратове в 1851–1853 гг., Чернышевский был в центре большой
собирательской работы, проводившейся здесь по изучению фольклора
Поволжья Н.И. Костомаровым и А.Н. Пасхаловой.
Сотрудничество Костомарова с газетой «Саратовские губернские
ведомости» было в 1850-е годы постоянным, некоторое время в качестве
редактора (1849 г.). Л.В. Домановский указал, что исторические работы
Костомарова «Бунт Стеньки Разина» (1858 г.), «Очерк домашней жизни и
нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях» (1860 г.) были
подсказаны Чернышевским20. А.А. Демченко также подтверждал, что именно
при Чернышевском Костомаров принялся за книгу о Степане Разине 21. И
действительно публикация материалов о Разине состоялась в нескольких
номерах саратовской газеты без подписи автора в 1853 г. (с 4 апреля по 2 мая)
под названием «Стенька Разин и удалые молодцы XVII века». Но при
внимательном изучении газетных номеров выясняется, что первоначальный
текст о Степане Разине появился у историка гораздо ранее. Так, уже в 1850 году
в 6-м номере «Саратовских губернских ведомостей» (в разделе «Отечественная
история») напечатана статья Н.И. Костомарова «Материалы для истории
мятежника Стеньки Разина» (СГВ. 1850. № 6. С.21–23). Таким образом,
замысел новой работы возник у Костомарова раньше приезда Чернышевского в
Саратов, но как свидетельствуют дневники писателя, ему доставило немалого
труда побудить историка продолжить на какое-то время прерванную работу.
Помимо фольклорных и исторических текстов Костомаров публикует в
саратовской газете и другие свои произведения22. В 1854 году он помещает в
«Саратовских губернских ведомостях» (в рубрике «История») в переводе
Г.С. Саблукова «Рассказ Ибн-Фоцлана, арабского писателя X века, о Руссах,
виденных им на берегах Волги»23. Сочинение это (точнее извлечение из него) в
свое время, когда переводчик жил в Саратове, не было напечатано в местной
Домановский, Л. В. К саратовским взаимоотношениям Н. Г. Чернышевского и
Н. И. Костомарова // Н. Г. Чернышевский. Статьи, исследования и материалы. Саратов: Изд-
во Сарат. ун-та, 1962. Вып. 3. С. 213-232.
Демченко, А. А. Н. Г. Чернышевский. Научная биография. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та,
1978. Т. 1. С. 246.
См.: Костомаров, Н. И. Народный плач дочери над могилою матери // СГВ. 1852. № 48.
С.263–264; Костомаров, Н. И. Лукоян Берендеевич // СГВ. 1853. № 1. С. 1–3.
Рассказ Ибн-Фоцлана, арабского писателя X века, о Руссах, виденных им на берегах Волги
// СГВ. 1854. № 9. С. 35.
газете по распоряжению губернатора М.Л. Кожевникова24. Упоминание об Ибн-
Фоцлане имеется в рецензии Чернышевского на труд П. Савельева «О жизни и
ученых трудах Френа» (II, 702).
Активное участие Чернышевский принял и в судьбе А.Н. Пасхаловой. Он
привлек ее к работе над «Словами» Григория Назианзина. Выполненный
словарный труд получил высокую оценку академика И.И. Срезневского.
Отдельные черты Пасхаловой, ее общественный протест нашли отражение в
образе Веры Павловны из романа «Что делать?», а в другом произведении –
«Пролог» – Чернышевский использует записанную Пасхаловой на улицах
Саратова песню «Ах, туманы, вы, мои туманушки», которую распевали
бурлаки. Эта песня также была опубликована в саратовской газете (СГВ. 1854.
№ 16. С.75).
Кроме того, в Саратове Н.И. Костомаров и А.Н. Пасхалова организовали
сбор и обработку народных песен, сказок, легенд, значительная часть которых
была напечатана ими в газете «Саратовские губернские ведомости»25 и в
«Летописях русской литературы» Н.С. Тихонравовым 26. Сопоставлением двух
публикаций материалов песенного фольклора занималась Т.М. Акимова. При
огромной проделанной работе по изучению фольклористической деятельности
Н.И. Костомарова и А.Н. Пасхаловой, в поле зрения фольклориста вошли не все
номера «Саратовских губернских ведомостей» за 1854 год. Необходимо
продолжить труд Т.М. Акимовой по изучению текстов песен из газетной
публикации, рукописного сборника А.Н. Пасхаловой27.
Тесно сотрудничал Чернышевский и с редактором «Саратовских
губернских ведомостей» Д.Л. Мордовцевым, который часто помещал свои
публикации под псевдонимами «Лука Лукич», «Мордовец, Д.», «Мордовец,
Данила» и другие. В своих статьях редактор часто выступал против
помещичьих жестокостей, произвола и беззакония, творимого губернским
начальством. В 1859 году Мордовцев привлекался к ответственности за
публикацию фельетона в «Саратовских губернских ведомостях», обличавшего
карательную экспедицию царских войск против саратовских крестьян28.
Данный материал получил широкую огласку в высших правительственных
сферах, и редактор был отправлен в Петербург для объяснения с министром
внутренних дел П.А. Валуевым. В Петербурге Мордовцев встретился с
См.: Корсакова, В. Г.С. Саблуков // Русский биографический словарь. СПб.: Имп. Рус. ист.
общество, 1904. Т. XVIII, С. 14.
Великорусские народные песни, собранные в Саратовской губернии // СГВ. 1854. № 12.
С. 49–54; № 14. С. 60–66; № 15. С. 68–71; № 16. С. 73–75; № 17. С. 77–81; № 19. С. 90–94;
№ 20. С. 97–100; № 21. С. 101–106; № 22. С. 107–111; № 29. С. 142–144; № 30. С. 146–149;
№ 31. С. 150–153; № 33. С. 161–162; № 34. С. 165–169.
Летописи русской литературы и древности, издаваемые Николаем Тихонравовым. М.: В
типографии В. Грачева, 1862. Т. 4. С. 3-112.
См.: Акимова, Т.М., Архангельская, В.К. Собирание и изучение Саратовского фольклора //
Песни, сказки, частушки Саратовского Поволжья. Саратов: Приволжское книжн. изд-во,
1969. С. 321–328.
См.: Момот, В. Писатель-земляк (заметки о жизни и творчестве Д. Л. Мордовцева) // Дон.
1976. № 12. С.169.
Чернышевским, который сказал, что читал данное “обличение” в саратовской
газете. В Саратове Мордовцев занимался исследованиями по истории
Саратовского края, основной темой которых явилось восстание под
предводительством Е.И. Пугачева. Особый интерес для фольклористики
представляют различные предания о народном вожде, помещенные
Мордовцевым в «Саратовских губернских ведомостях».
В третьей главе «Н.Г. Чернышевский в Астрахани и Саратове (по
материалам местной печати 1880-х годов)» представлен астраханский период
творчества писателя, связанный с сотрудничеством Чернышевского с газетами
Астрахани, и последние месяцы жизни в Саратове.
В первом разделе «Сотрудничество Н.Г. Чернышевского с периодикой
Астрахани» рассматривается история взаимоотношений Н.Г. Чернышевского с
сотрудниками астраханской периодической печати, а также взаимосвязи
писателя с саратовскими газетами.
С переездом в Астрахань ближайшее окружение Чернышевского
расширялось, но лишь в пределах, регулируемых условиями полицейского
надзора. Среди знакомых Чернышевского были и сотрудники газетной
периодики Астрахани. Писатель регулярно читал газеты в городе, посещал
Общественную библиотеку, где познакомился со служившей там женой
П.М. Никольского Елизаветой Ивановной, которая, скрывая от начальства,
выдавала Чернышевскому газеты. Будучи в астраханской ссылке,
Чернышевский читал и саратовские газеты, собирал их в особый ящик. 17 июня
1888 года он сообщал О.С. Чернышевской: «Как получу новые нумера “Нивы”
и “Живописного обозрения”, пошлю их тебе с новыми нумерами “Саратовского
дневника” и вырезками фельетонов с повестями из других газет…» (XV, 600).
И в письме от 3 июля 1888 года Чернышевский сообщал: «Тот нумер “Сарат.
дневника”, который не дошел до тебя, вероятно не был прислан мне. У меня
завалиться не мог: я немедленно по получении кладу в особый ящик газеты,
которые предназначаются для отсылки к тебе. Искал его и во всех бумагах; не
оказалось его» (XV, 698).
Об интересе к саратовской периодической печати в Астрахани имеется и
другое свидетельство: «В расписке, выданной Н.Ф. Скориковым
О.С. Чернышевской 26 апреля 1889 года, упомянуты «82 № Саратовского
дневника за 1889 г.», карандашом приписано: «Саратовский дневник отдан по
21 апреля»29. В Астрахани Чернышевского навещал Н.Ф. Хованский, сотрудник
этой же газеты.
Сотрудничество Н.Г. Чернышевского с астраханской периодической
печатью, в частности, с газетами «Астраханский листок» и «Астраханский
вестник» обстоятельно было исследовано Б.И. Есиным, К.И. Ерымовским,
Н.С. Травушкиным, А.А. Демченко. Однако вопрос связи писателя с газетой
«Астраханские губернские ведомости» до сих пор оставался на периферии
исследовательского внимания. В 1885 году в них появляется статья «Николай
Демченко, А.А. Н.Г. Чернышевский. Научная биография (1859–1889). М.: Политическая
энциклопедия, 2019. С. 558.
Иванович Костомаров»30. Она была не подписана, но ее содержание прямо
указывает на то, что автор был хорошо знаком с выдающимся историком.
В статье сообщалось, что «умерший 7 апреля русский историк
Н. Ив. Костомаров имеет право на особенное внимание со стороны всякого
интеллигентного человека и особенно, конечно, интересующегося историей
родины: он не только подарил читающей публике пятнадцать томов
знаменитых “Исторических монографий”, шесть книг “Русской истории в
жизнеописаниях”, несколько десятков отдельных исследований и статей, но все
свои труды писал по материалам первой руки, большею частью им же
открытым и исследованным, – главное же он, на основании суровой истины
научной критики разрушил многие исторические традиции… Таким образом, в
круг истории вошла и “жизнь народных масс с их общественным и домашним
бытом, с их привычками, обычаями, понятиями”»31. Автор неформально, с
подробностями воспроизводит биографию знаменитого историка, подчеркивая
его любовь к народной песне: «Припоминается мне один факт. Н. Ив. был
страстным любителем малорусской музыки и пения… Обыкновенно с этою
целью собиралась университетская молодежь у кого-нибудь из друзей
Костомарова, где было пианино, и здесь составлялся малорусский хор. Я не
слыхал на таких собраниях Н. Ивановича говорящим по каким-либо
специальным вопросам; разговор вращался обыкновенно около обыденных
явлений, а большая часть времени посвящалась пению и музыке»32. С высокой
долей вероятности можно говорить о том, что эта статья о Костомарове в
астраханских «Ведомостях» принадлежит перу Чернышевского. Об этом
свидетельствуют детали биографии, приведенные автором, и тот пиетет по
отношению к научным заслугам Костомарова, которым пронизана статья.
Кроме того, в письмах Николая Гавриловича к А.Н. Пыпину с августа по
ноябрь 1885 года содержатся эпизоды воспоминаний о «бывшем приятеле»
Костомарове (XV, 550, 554–555), которые были извлечены из эпистолярия и
помещены редакцией Полного собрания сочинений Чернышевского отдельно
под заглавием «По поводу “Автобиографии” Н.И. Костомарова» (I, 757–777).
Содержательными и объективными в дни траура по Чернышевскому
были выступления газеты «Астраханский справочный листок», многие
некрологические заметки в местной прессе были перепечатаны из саратовских
газет.
Во втором разделе «Н. Г. Чернышевский и газеты “Саратовский
дневник”, “Саратовский листок”» особое внимание уделяется вопросу
влияния Н.Г. Чернышевского на саратовские периодические издания, несмотря
на цензурные ограничения.
В последние месяцы жизни в Саратове в 1889 году Чернышевский не
только являлся активным читателем местной периодики, но и имел воздействие
на редакционную политику двух газет – «Саратовский листок» и «Саратовский
Астраханские губернские ведомости. 1885. № 34. С. 3–4.
Там же. С. 3.
Там же. С. 4.
дневник». Чернышевский продолжал сотрудничать с саратовскими
журналистами и редакторами: А.Ф. Хованским, Н.Ф. Хованским,
И.П. Горизонтовым, П.О. Лебедевым, Ф.В. Духовниковым. По словам
Горизонтова, писатель выразил готовность публиковаться в его газете, «но, –
объяснял он редактору, – конечно, не под своим именем, дабы ни мне, ни вам
не было неприятностей… Буду писать у вас о саратовской старине»33.
В 152-м номере «Саратовского листка» за 1889 года была опубликована
рецензия И.И. Барышева на одиннадцатый том перевода «Всеобщей истории» г.
Вебера, автором которого был Чернышевский.
Встреча Чернышевского с В.Г. Короленко состоялась в Саратове. О
приезде Короленко с женой, разместившихся в гостинице А.С. Таканаева,
«Саратовский листок» известил в № 175 от 17 августа 1889 года. Через
саратовскую газету Чернышевский узнал об адресе Короленко. Репортеры
провинциальных изданий безошибочно выявляли местонахождение именитых
гостей города.
В «Саратовском дневнике» от 18 августа сообщалось о смерти юродивого
Яши, которого весь Саратов знал под именем Антонушки в 40-х и в начале 50-х
годов XIX века. Чернышевский не мог пропустить упоминания об Антонушке,
одном из героев «Автобиографии», написанной им в Петропавловской
крепости. Антонушке посвятил большую статью бывший ученик
Чернышевского по гимназии В.И. Дурасов. Последнюю газету, которую держал
в руках Чернышевский, был 221 номер «Саратовского листка»34. Передовица
была посвящена вопросу о тяжелом положении крестьянства в связи с
неурожайным 1889 г. Там же были опубликованы стихи А. Федорова
«Проклятие бедности» и сценка А. Кулакова «Дождался» (о наживе купца на
народной нужде).
Таким образом, несмотря на цензурные ограничения, в последние месяцы
своей жизни Чернышевский продолжал сотрудничать с саратовскими
периодическими изданиями, местными журналистами. Кроме того, он пытался
повлиять на редакционную политику, с помощью газетной трибуны так или
иначе воздействовать на общественное мнение и жизнь губернии.
Третий раздел «Некрологические заметки о Н.Г. Чернышевском в
саратовской печати» посвящен исследованию газетных откликов на смерть
Чернышевского.
Писатель продолжал много работать над переводом «Всеобщей истории»
Вебера и подготовкой к печати материалов для биографии Добролюбова,
однако здоровье его было уже подорвано, и в ночь на 17 октября 1889 года
Чернышевский скончался от кровоизлияния в мозг.
Весть о его кончине быстро разнеслась по всей России, и из разных
уголков страны начали поступать телеграммы, письма с выражением
Горизонтов, И. П. Из воспоминаний // Н.Г. Чернышевский в воспоминаниях
современников. Саратов: Сарат. кн. изд-во, 1959. Т.2. С. 374.
Чернышевская, Н. М. Летопись жизни и деятельности Н. Г. Чернышевского. М.: Худож.
лит., 1953. С. 609.
соболезнования о горькой утрате. Все телеграммы адресовались
О.С. Чернышевской или в редакции местных газет. Саратовские газеты
получили строгое предупреждение из управления цензуры о том, чтобы не
печатать некрологов о Чернышевском35. Но, несмотря на этот запрет,
некрологические заметки все-таки были помещены в саратовских изданиях.
Эти заметки содержат много историко-краеведных подробностей, и к ним
обращались исследователи биографии Чернышевского36.
Сообщения о смерти писателя были написаны с соблюдением целого ряда
жанровых особенностей некролога; избегая негативных оценок, авторы
подводили итог жизни выдающегося человека. Газетный некролог в
соответствии с принятым в прессе тех лет форматом невелик по объему:
включает сведения о времени и месте рождения, происхождении, учебе,
основном роде деятельности. Однако многое умалчивалось из-за цензуры.
Некрологические заметки о Чернышевском саратовские газеты продолжали
печатать до конца ноября 1889 года. Подробно освещались похороны писателя,
отклики на его кончину. В саратовских некрологах прозвучала высокая оценка
выдающегося вклада писателя в духовную жизнь и культуру России.
Изучение газетных заметок о смерти Чернышевского имеет не только
биографическую, историко-фактографическую, но и более широкую
значимость для воссоздания общероссийского и регионального культурного
контекста эпохи.
Заключение подводит итоги работы и содержит выводы.
Публикации в саратовских газетах представляют собой ценные историко-
культурные, литературно-краеведческие источники, содержащие множество
забытых деталей и подробностей, обогащающих научную биографию писателя.
Перспективными направлениями в развитии диссертационного исследования
можно считать дальнейшее подробное рассмотрение связи Чернышевского с
провинциальной печатью Астрахани и Казани, продолжение детального
обследования публикаций саратовской периодики XIX века с целью изучения
общественно-литературной жизни Саратовской губернии.
В многотомном корпусе научной литературы о Н.Г. Чернышевском –
писателе, ученом, литературном критике, журналисте, философе,
общественном деятеле – практически не найти работы, в которой бы глубоко
и всесторонне рассматривалась связь биографии и творчества
Чернышевского с саратовской печатью, в первую очередь периодической.
Литературно-краеведческий аспект заявленной темы диссертации
предполагает обращение к материалам местного характера. В
литературоведении всегда наблюдался интерес к различным
социокультурным процессам в провинции, к краеведению. Один из видных
представителей саратовской филологической школы Е.И. Покусаев писал:
«Местный материал как бы проникает в самое творчество, становится
родником тем, замыслов, сюжетов»1.
Важнейшую роль литературного краеведения в общественной и
культурной жизни русской провинции отмечал и биограф Чернышевского
А.А. Демченко. По его мнению, «литературное краеведение образует
мощную ветвь провинциальной культуры, а культуры без литературы не
бывает», «провинциальная культура – это явление уникальное, без нее нет
культуры в целом, и нередко встречающееся противопоставление столицы
(центра) и провинции бесперспективно»2.
Провинциальная периодика XIX века долгое время оставалась
объектом внимания журналистов и не входила в поле исследования
филологической науки. Однако газетные публикации являются богатейшими
историческими и литературными источниками. Газета не только выполняет
коммуникативные функции, но и фиксирует приметы времени, хранит
культурную память ушедших эпох.
Русские писатели в Саратовском Поволжье / под ред. Е. И. Покусаева. Саратов: Кн. изд-
во, 1964. С.3.
2
Демченко, А. А. Литературная и общественная жизнь Саратова (из архивных
разысканий). Саратов: Наука, 2008. С. 3.
Пристальное изучение периодической печати Саратова XIX века в
сопоставлении с периодами жизни Чернышевского, на наш взгляд, позволяет
обнаружить новые факты, которые могут значительно дополнить
биографический контекст, круг общения писателя и мыслителя с
сотрудниками газет, ознакомление с их материалами. Тем более,
значительная часть репертуара саратовской книги представляла собой
перепечатки из газет.
Кроме того, с историко-литературной точки зрения данная тема также
представляется перспективной. Ведь когда мы говорим о значимости
исследования провинциальной прессы для понимания литературно-
общественных, социально-культурных процессов, а также для прояснения
контекста жизни и творчества Чернышевского, необходимо помнить, что
основная часть подданных Российской империи проживала в провинции.
Однако до недавнего времени история отечественной литературы и
журналистики представляла собой историю прессы двух столиц – Москвы и
Санкт-Петербурга. Особую роль в пересмотре этого представления сыграл
Б.И. Есин. Именно он в монографии «Русская газета и газетное дело в России
(задачи и теоретико-методологические принципы изучения)»3 указал на
ущербность «столичного» подхода. Ученый отмечал актуальную
необходимость воссоздания и изучения истории провинциальной прессы. В
монографии 1983 года «Путешествие в прошлое (газетный мир XIX в.)» одну
из глав Б.И. Есин посвящает именно местной периодике Астрахани – «Н.Г.
Чернышевский и астраханские газеты (1883 – 1889)»4.
Астраханский период жизни писателя (27 октября 1883 – 24 июня 1889
гг.) – действительно ключевой по теме «Чернышевский и провинциальная
печать». В 1890 – 1892 годах в первых четырех номерах литературно-
политического обозрения «Социал-демократ» появляются очерки о
Есин, Б. И. Русская газета и газетное дело в России (задачи и теоретико-
методологические принципы изучения). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
4
Есин, Б. И. Путешествие в прошлое (газетный мир XIX в.). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.
С. 126–131.
Чернышевском астраханского периода, автором которых являлся Г.В.
Плеханов. Большой вклад в изучение темы «Чернышевский в Астрахани»
внесли Н.М. Чернышевская, А.П. Скафтымов, Е.И. Покусаев, К.И.
Ерымовский, Н.С. Травушкин, А.А. Демченко5.
Нельзя не отметить диссертацию Е.Н. Багдасаровой6, в которой
предпринята попытка монографического исследования астраханского
периода жизни и творчества Чернышевского, включая газетную периодику, с
учётом современных представлений.
По нашей теме следует упомянуть важный в методологическом
отношении сборник «Н.Г. Чернышевский и журналистика» (1979 г.) под
редакцией Б.И. Есина. В статье «Читатель и пресса в журнальной концепции
Н.Г. Чернышевского»7 он обращает особое внимание на отношения читателя
периодической печати и собственно издания: «Пресса и читатель – две
стороны одного явления. Взаимосвязи их многогранны. Без читателя
периодическая печать не может существовать, при отсутствии аудитории
становится абсурдной, бессмысленной деятельность публициста»8. С
пристальным и неослабевающим интересом наблюдал Чернышевский за
читательской аудиторией русской периодической печати
50–60-х годов XIX в., провинциальном читателе, и проблемы, связанные с
взаимоотношением прессы и аудитории, много раз затрагивались в его
статьях. «Чернышевский – журналист был крайне заинтересован в широком
Чернышевская, Н. М. Летопись жизни и деятельности Н. Г. Чернышевского. М.: Худож.
лит., 1953; Скафтымов, А. П. Жизнь и деятельность Н. Г.Чернышевского. 2-е изд. Саратов:
Облгиз, 1947; Покусаев, Е. И. Н. Г.Чернышевский. Очерк жизни и деятельности. Саратов:
Приволж. кн. изд., 1967; Ерымовский, К. И. Чернышевский в Астрахани. Астрахань:
Волга,1952; Травушкин, Н. С. Чернышевский в годы каторги и ссылки. М.: Худож. лит.
1978; Демченко, А. А. Н. Г. Чернышевский: Научная биография. Саратов: Изд-во Сарат.
ун-та, 1994. Т.4.
6
Багдасарова, Е. Н. Астраханский период творчества Н. Г. Чернышевского в контексте
его общественно-политических взглядов и литературной деятельности: автореф. дис. …
канд. филол. наук. Астрахань, 2004.
7
Есин, Б. И. Читатель и пресса в журнальной концепции Н. Г. Чернышевского // Н. Г.
Чернышевский и журналистика. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. С. 7–27.
8
Там же. С. 7
читательском отклике на свои выступления в печати, – писал Есин, – отсюда
его постоянное внимание к целому комплексу проблем: состоянию
журнально-газетной аудитории (имущественному, образовательному,
этнографическому и пр.), влиянию печати на общество и, наоборот, общества
на печать, взаимосвязи печати и общественного сознания»9.
Нельзя забывать, что Чернышевский выступал и самым
заинтересованным провинциальным читателем местных газет и книжных
изданий.
В автобиографических заметках Чернышевского, в рассказе «Корнилов
дом», упомянут А.Ф. Леопольдов, историк и журналист, краевед и
многолетний редактор (с 1841 по 1847 год и с 1850 по 1851 год) газеты
«Саратовские губернские ведомости»10.
В дневнике конца марта 1851 г. Чернышевский писал, что был в Казани
у Г.С. Саблукова, учителя татарского языка, сотрудника «Саратовских
губернских ведомостей» (I, 403). Как отмечал И.Ю. Крачковский, «как раз ко
времени пребывания Чернышевского в семинарии относится усиление
научной деятельности Саблукова, нашедшее свое печатное выражение
главным образом в довольно многочисленных статьях в “Саратовских
губернских ведомостях”»11. Из газеты юный Чернышевский многое узнавал о
родном крае, внимательно следил за публикациями своего учителя Г.С.
Саблукова о Золотой Орде, делал многочисленные выписки о народных
поверьях.
В дневниковых записях 1850-х годов Чернышевский пишет о
сочинении этнографа, археолога, филолога А.В. Терещенко (I, 88), автора
книги «Быт русского народа». Терещенко приезжал в Саратов в связи с
изучением вопроса о местонахождении городов Золотой Орды. О результатах
9
Там же. С. 8.
10
См.: Чернышевский, Н. Г. Полн. собр. соч.: в 16 т. М.: Гослитиздат. 1939 – 1953. Т.1.
С. 696. Далее в диссертации тексты Чернышевского цитируются по этому изданию с
указанием в скобках тома и страницы.
11
Крачковский, И. Ю. Чернышевский и ориенталист Г. С. Саблуков. М.; Л.: Изд-во
Академии наук,1955. С. 217.
своих трехлетних раскопок он сообщал в дневниковых заметках,
помещаемых в местной газете «Саратовские губернские ведомости» ее
редактором А.Ф. Леопольдовым12. Чернышевский был хорошо осведомлен
об археологических исследованиях Терещенко, следил за этими
публикациями.
Значительное место в саратовском дневнике (1851 – 1853 гг.)
Чернышевского отводится выдающемуся историку Н.И. Костомарову. Он
почти десять лет находился в Саратове в качестве политического ссыльного
за участие в Кирилло-Мефодиевском обществе и установил с Чернышевским
дружеские отношения, продолжавшиеся всю жизнь. Живя в Саратове в
1851 – 1853 гг., Чернышевский был в центре большой собирательской
работы, проводившейся здесь по изучению фольклора Поволжья Н.И.
Костомаровым и А.Н. Пасхаловой.
Сотрудничество Костомарова с газетой «Саратовские губернские
ведомости» было в 1850-е годы постоянным, некоторое время в качестве
редактора (1849 г.). Л.В. Домановский13 указал, что исторические работы
Костомарова «Бунт Стеньки Разина» (1858 г.) и «Очерк домашней жизни и
нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях» (1860 г.) были
подсказаны Чернышевским. Первый вариант исторической монографии
«Стенька Разин и удалые молодцы XVII века» публиковался в 1853 году на
страницах «Саратовских губернских ведомостей». Помимо фольклорных и
исторических текстов Н.И. Костомаров публикует в саратовской газете и
другие свои произведения14.
Леопольдов, А. Ф. Дневник разрытия курганов в окрестностях города Царева, в течение
августа и сентября месяцев // Саратовские губернские ведомости. 1843. № 50; Леопольдов,
А. Ф. Дневник разрытия курганов в окрестностях города Царева, в течение августа и
сентября месяцев // Там же.1843. № 51; Леопольдов, А. Ф. Дневник Царевских курганов в
1844 году, (июль) (Из дневника г. Терещенко) // Там же. 1845. № 2.
13
Домановский, Л. В. К саратовским взаимоотношениям Н. Г. Чернышевского и Н. И.
Костомарова // Н. Г. Чернышевский. Статьи, исследования и материалы. Саратов: Изд-во
Саратов. ун-та, 1962. Вып. 3. С. 213-232.
14
См.: Костомаров, Н. И. Народный плач дочери над могилою матери // Саратовские
губернские ведомости. 1852. № 48. С.263–264; Костомаров, Н. И. Лукоян Берендеевич //
Саратовские губернские ведомости. 1853. № 1. С.1–3; Костомаров, Н. И. Рассказ Ибн-
Активное участие Чернышевский принял и в судьбе А.Н. Пасхаловой.
Он привлек ее к работе над «Словами» Григория Назианзина. Выполненный
словарный труд получил высокую оценку академика И.И. Срезневского.
Отдельные черты Пасхаловой, ее общественный протест нашли отражение в
образе Веры Павловны из романа «Что делать?», а в другом произведении –
«Пролог» – Чернышевский использует записанную Пасхаловой на улицах
Саратова песню «Ах, туманы, вы, мои туманушки», которую распевали
бурлаки15. Эта песня также была опубликована в саратовской газете16.
В исторических и лирических песнях, собранных Костомаровым и
Пасхаловой17, были запечатлены важнейшие исторические события
Поволжья: завоевание Казани, набеги кочевников, возникновение на Волге
вольного казачества.
Как учитель словесности Чернышевский проявлял большой интерес к
народной поэзии, глубоко интересовался народным бытом и положением
крестьянства в Поволжье. Его ученики писали сочинения на фольклорные
темы, а 24 июня 1852 года он сам выступил на гимназическом акте с
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!