Нарушения операционального уровня саморегуляции у лиц с расстройствами личности

📅 2021 год
Шеховцова Елена Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 15
ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ ПРОБЛЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ У
ЛИЦ С РАССТРОЙСТВАМИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Подходы к определению конструкта саморегуляции в психологии 15
1.2. Теоретические подходы к пониманию структуры и этапов 19
саморегуляции
1.3. Нарушение саморегуляции у лиц с расстройствами личности 22
1.3.1. Патопсихологические и психологические факторы нарушения 22
саморегуляции
1.3.2. Особенности саморегуляции у лиц с расстройствами личности 26
1.3.3. Взаимосвязь особенностей саморегуляции и криминального 32
поведения при расстройствах личности
1.4. Современные методические подходы к оценке нарушений 36
саморегуляции у лиц с личностными расстройствами
1.5. Резюме по главе 41
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 43
2.1. Объем и условия проведения исследования 43
2.2. Методы и методики исследования 47
2.3. Клинико-социальные и психологические характеристики общей 50
выборки
2.4. Резюме по главе 61
ГЛАВА 3. НАРУШЕНИЯ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ 63
САМОРЕГУЛЯЦИИ У ЛИЦ С ЛИЧНОСТНЫМИ
РАССТРОЙСТВАМИ
3.1. Специфические особенности операционального уровня 63
саморегуляции у лиц с расстройствами личности с криминальным
поведением
3.2. Нарушения операционального уровня саморегуляции в зависимости 77
от сохранности способности руководить своими действиями у лиц с
расстройствами личности
833.3. Специфика операционального уровня саморегуляции в 93
зависимости от глубины расстройств личности
983.4. Специфика операционального уровня саморегуляции у лиц с
расстройствами личности в зависимости от характера совершенного
ими правонарушения
3.5. Прогностически значимые переменные, отражающие
характеристики операционального уровня саморегуляции, для оценки
степени дизрегуляции поведения в криминальной ситуации у лиц с
расстройствами личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
ВЫВОДЫ 111
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 113
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАЗРАБОТКИ ТЕМЫ 115
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 116
ПРИЛОЖЕНИЯ 145

Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект,
предмет, цели и задачи исследования, указаны теоретико-методические основы,
методы и этапы исследования, сформулированы научная новизна, теоретическая и
практическая значимость работы, изложены основные положения, выносимые на
защиту.
В первой главе «Теоретико-методологический анализ подходов к пониманию
проблемы саморегуляции у лиц с расстройствами личности» проведен
теоретический анализ современного состояния проблемы изучения конструкта
саморегуляции у лиц с расстройствами личности. Рассмотрены основные
общепсихологические, нейропсихологические и патопсихологические подходы к
определению саморегуляции (Леонтьев А.Н., 1971, 1977; Абульханова-Славская К.А.,
1980; Зейгарник Б.В., 1986; Рубинштейн С.Л., 2000; Рычкова О.В., Холмогорова А.Б.,
2012; Микадзе Ю.В., 2013; Gollwitzer P.M., Webb T.L., Sheeran P., 2011). Проведен
анализ исследований операционального уровня саморегуляции (Моросанова В.И.,
1998; Корнилова Т.В. 1999, 2003; Булыгина В.Г., 2003; Лапшина Е.Н., 2008; Микадзе
Ю.В., 2013; Рычкова О.В. 2014; Adair J., 2007) (табл. 1).
Описана специфика саморегуляции у лиц с расстройствами личности (Гульдан
В.В., 1975; Савина О.Ф., Макушкин Е.В., Морозова М.В., 2018; Hare R.D., 1986-2009;
Garofalo C., Velotti P., 2015, 2018; Pollock N.C. et al., 2016; Tyrer P., 2017). Отмечено
смещение акцента при исследовании нарушений саморегуляции у лиц с
расстройствами личности на изучение мотивационно-смыслового уровня. (Антонян
Ю.М., 1991, 2001; Гульдан В.В., 1986; Савина О.Ф., 1992; Кудрявцев И.А., 2008;
Калашникова А.С., 2014; Fowles D.C., 1980).
Систематизированы данные о характере криминального поведения и его связей с
нарушениями саморегуляции у лиц с расстройствами личности (Сафуанов Ф.С., 2003;
Шостакович Б.В., 2006; Сазонова Н.И., 2010; Спасенников Б.А., Вилкова А.В., 2015).
Проанализированы современные научно-методические проблемы оценки
саморегуляции у лиц с расстройствами личности с криминальным поведением при
решении экспертных, психопрофилактических и лечебно-реабилитационных задач
(Ассанович М.А., Дерман Е.В., 2014; Савина О.Ф., Макушкин Е.В., Морозова М.В.,
2018). Подчеркнута сложность психологической оценки и квалификации степени
выраженности расстройств личности в рамках введения новой МКБ-11, что связано с
дефицитом диагностических средств, позволяющих определить тяжесть и специфику
нарушений регулятивных особенностей у лиц с расстройствами личности (Горинов
В.В., Корзун Д.Н., Васюков С.А., 2018; Kim Y.-R., Tyrer P., 2015).

Таблица 1. – Качественные характеристики
операционального уровня саморегуляции

На основе теоретического анализа исследований по проблемам нарушений
саморегуляции у лиц с расстройствами личности была определена необходимость
уточнения специфики нарушений операционального уровня саморегуляции у лиц с
расстройствами личности и их соотнесение с возможностями регуляции поведения в
криминальной ситуации.
Вторая глава «Методы и материалы исследования» включает описание этапов,
методов исследования, исследуемых групп по социально-демографическим, клинико-
патопсихологическим характеристикам.
Общая выборка состояла из 188 лиц мужского пола. Из них 134 человека
совершили правонарушения (табл.2).
Критерии включения в исследование: решение судебно-психиатрической
экспертной комиссии о наличии диагнозом «Расстройство зрелой личности» (F60-61),
«Акцентуированные личностные черты» (Z73.1) или об отсутствии психической
патологии; возраст от 18 лет. Критерии исключения: начало заболевания после
совершения общественно опасного деяния, острая психотическая симптоматика на
момент обследования.
Таблица 2. – Распределение обследуемых лиц по типу деликта
Тип деликтаПример правонарушенияN
«убийство» (ст. 105 УК РФ), «умышленное причинение82
Агрессивно-тяжкого вреда здоровью» (ст. 111 УК РФ), «угроза(61,2%)
насильственный убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»
(ст. 119 УК РФ).
«кража» (ст. 158 УК РФ), «мошенничество» (159 УК52
РФ), «незаконное приобретение, изготовление,(38,8%)
Неагрессивный
хранение, реализация наркотических веществ» (ст. 228
УК РФ), «клевета» (ст. 128.1 УК РФ).

Состав групп представлен в таблице 3. Основной эмпирической группой являлись
лица с расстройствами личности с криминальным поведением. Группами сравнения
выступали: 1) лица с акцентуированными личностными чертами и криминальным
поведением; 2) психические здоровые обследуемые с криминальным поведением; 3)
психические здоровые обследуемые с нормативным поведением. Обследование
проводилось на базе ФГБУ «НМИЦ ПН им В.П. Сербского» Минздрава России в 2018-
2019 гг.
Таблица 3. – Распределение обследуемых лиц по наличию криминального поведения,
нозологической принадлежности и степени дизрегуляции поведения
Нормативное
Криминальное поведение
поведение
Диагноз
Расстройство Акцентуированные Психическое Психическое
личностиличностные чертыздоровьездоровье
N94 (50,0%)20 (10,6%)20 (10,6%)54 (28,8%)
M возраст, года32,9±9,234,5±11,732,5±7,831,8±10,5
Вменяемость, N 74 (78,7%)20 (100,0%)20 (100,0%)
Ограниченная-
20 (21,3%)–
вменяемость, N
Итого13454

При подборе экспериментального материала учитывалась возможность
объединения и разделения обследуемых по принципу присутствия трех факторов:
нозологического, криминологического, дизрегуляторного и сочетания двух и трех
факторов одновременно.
Висследованииприменялисьэкспериментально-психологическийи
моделирующий методы, а также метод психологического анализа медицинской
документации, результатов клинико-психологического обследования (беседа,
наблюдение, данные патопсихологических методик и т.д.), заключений экспертных
комиссий. Для сбора сведений об испытуемом была создана индивидуальная карта
обследуемого, включающая социально-демографические, криминологические и
патопсихологические параметры.
Оценка познавательной и аффективной сферы проводилась по результатам
экспериментально-психологического исследования. Для оценки выраженности
патохарактерологических черт совместно с врачами-психиатрами отделения
психогений и расстройств личности ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского»
Минздрава России применялась методика «Интернациональная оценка расстройств
личности» – International Personality Disorder Examination (IPDE), направленная на
диагностику расстройств личности, содержащая шкалы, соответствующие типам
расстройств личности по МКБ-10 (Loranger A.W., Janca A., Sartorius N., 2007;
Ассанович М.А., Дерман Е.В., 2014).
Также применялись методики, направленные на исследование психологических
особенностей операционального уровня саморегуляции.
1. Для оценки степени развитости осознанной саморегуляции поведения
применялся опросник «Стиль саморегуляции поведения» (Моросанова В.И., 1998).
2. Для оценки рефлексивности/импульсивности в ситуации интеллектуального
контроля деятельности, полноты анализа ситуации выбора, отражающего нарушения
этапов «моделирование», «программирование» и «гибкость» использовалась методика
«Сравнение похожих рисунков» Дж. Кагана (Kagan J., 1966).
3. Для оценки ригидности/гибкости когнитивного контроля в ситуации
необходимости преодоления интерферирующих факторов, отражающей этапы
«гибкости» и «оценивания результатов», применялась методика «Словесно-цветовая
интерференция» Дж. Струпа (Stroop, J.R., 1935).
4. Для оценки способности действовать в ситуации неопределенности,
планировать свое поведение и составлять программы действий, отражающие этапы
«планирование», «программирование» и «гибкость» использовался «Новый опросник
толерантности к неопределенности» (объединенные шкалы O’Konnor P., 1952, Rydell
S.T.- Rosen E., 1970, Budner S., 1962 в адаптации Т.В. Корниловой, 2009)
5. Для изучения особенностей анализа ситуаций, необходимого на всех этапах
операционального уровня саморегуляции, применялась полупроективная методика
«Ситуационный анализ» (Булыгина В.Г., 2018). Состоит из 12 стимульных карточек с
изображением ситуаций социального взаимодействия силуэтов людей с контролем
условий восприятия, анализа ситуации и прогнозирования ее последствий за счет
варьирования информационной и эмоциональной насыщенности стимульного
материала, а также за счет использования перцептивных помех или деталей,
противоречащих общему контексту ситуации. Показатели интерпретации ситуаций
включают: степень адекватности интерпретации ситуации, полноту и детализацию
описания, наличие привнесений личностного смысла в описание ситуации, количество
выдвигаемых альтернатив дальнейшего развития ситуации, степень их адекватности,
социальную или агрессивную направленность, способность распознать эмоциональные
состояния участников ситуации.
Статистический анализ данных включал в себя следующие методы
исследования: метод дескриптивной статистики и частотный анализ; t-критерий
Стьюдента для независимых выборок; однофакторный дисперсионный анализ –
ANOVA; анализ таблиц сопряженности с использованием критерия χ2;
корреляционный анализ с использованием критерия Спирмена; кластерный анализ
методом k-средних; дискриминантный анализ с построением ROC-кривых для
проверки качества дискриминантных моделей. Проверка на нормальность
распределения данных производилась с помощью критерия Колмогорова-Смирнова.
Анализ данных производился с помощью программ SPSS 23 и Microsoft Office Excel
2010.
В третьей главе «Нарушения операционального уровня саморегуляции у лиц
с личностными расстройствами» излагаются результаты эмпирического
исследования, приводится их анализ и обсуждение.
В параграфе 3.1 описаны универсальные особенности операционального уровня
саморегуляции у лиц с криминальным поведением, а также нозоспецифические
особенности нарушений операционального уровня саморегуляции у лиц с
расстройствами личности с криминальным поведением.
На основании сравнения средних значений дисперсий психологических
параметров (t-критерий Стьюдента) были установлены универсальные особенности
операционального уровня саморегуляции у лиц с криминальным поведением (рис.1).

Нормативное поведениеКриминальное поведение
Межличностная интолерантность к31,3
неопределенности39,8
56,2
Толерантность к неопределенности53,4
1,1
Количество ошибочных ответов5,5

Количество верных ответов10,9
6,5
35,7
Общий уровень саморегуляции
30,4
Программирование6,2
5,2

Моделирование5,9
4,9

Планирование6,3
4,9

0102030405060

Рисунок 1. График средних значений показателей саморегуляции в группах
обследуемых лиц с криминальным и нормативным поведением

Группа лиц с криминальным поведением характеризуется сниженным общим
уровнем саморегуляции (p<0,001), интолерантностью к неопределенности (p<0,01), в том числе в ситуациях межличностного взаимодействия (p<0,01), импульсивностью поведения (p<0,05), недостаточным анализом ситуативных условий (p<0,01) и планированием (p<0,05) своих действий, трудностями создания программ действий (p<0,01) изменения стратегии поведения в соответствии с требованиями ситуации. Вне зависимости от информационной насыщенности ситуаций при перцептивной зашумленности отмечается дефицитарность комплексного содержательного анализа (p<0,001) и описания ситуации (p<0,001), в том числе ее эмоционального компонента (p<0,001). При недостатке информации отмечается нечувствительности к противоречиям ситуации (p<0,001). На основании сравнительного анализа (критерий Краскела–Уоллиса) были установленынозоспецифическиеособенностиоперациональногоуровня саморегуляции у лиц с расстройствами личности, акцентуированными личностными чертами и психически здоровых лиц с криминальным поведением (рис.2). ПЗАЛЧРЛ 118,1 Общий уровень саморегуляции65,9 72,4 74,4 Оценивание результатов61,4 77,5 85,5 Программирование 71,272,9 72,4 Моделирование69,3 89,4 81,3 Планирование67,9 68,7 90,3 101,8 Ригидность когнитивного контроля 123,2 101,4 Время принятия решения81,1 83,7116,4 Количество ошибочных ответов124,5 114,5 77,5 Количество верных ответов66,5 74,195,3 Толерантность к неопределенности88,1 85,5 020406080100120140 Рисунок 2. График средних значений показателей саморегуляции в группах обследуемых лиц с расстройствами личности (РЛ), акцентуированными личностными чертами (АЛЧ) и психически здоровых лиц (ПЗ) С помощью однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) был определен вклад переменных в отнесение обследуемых в разные нозологические группы. Лиц с расстройствами личности отличают импульсивность (p<0,01), ригидность когнитивного контроля (p<0,05), интолерантность к неопределенности (p<0,05), нарушение всех компонентов саморегуляции (p<0,001). Для них характерны такие нарушения ситуационного анализа как трудности комплексного содержательного анализа (p<0,001) и описания ситуации (p<0,001), в том числе ее эмоционального компонента (p<0,001), недостаточное прогнозирование дальнейшего развития ситуации (p<0,001), низкая чувствительность к противоречиям (независимо от информационной насыщенности). При изменении перцептивной сложности ситуации в условиях информационного дефицита у лиц с расстройствами личности отмечаются трудности содержательного анализа ситуации (p<0,001), в том числе и эмоционального компонента (p<0,001), при этом при увеличении эмоциональной насыщенности ситуации отмечается сокращение количества агрессивных альтернатив (p<0,001). В условиях информационной достаточности при изменении перцептивной сложности отмечаются выраженные сложности полноценного анализа ситуации анализа (p<0,001), а при информационной избыточности в перцептивно усложненных условиях отмечается обратная тенденция (p<0,01).При увеличении противоречивости ситуации повышается адекватность интерпретации, при этом качество прогноза уменьшается (при информационном дефиците) (p<0,001). У лиц с акцентуированными личностными чертами на фоне в целом сформированной способности к адекватной интерпретации ситуации (p<0,05), отмечаются дефицитарность планирования (p<0,001) и программирования (p<0,001), прогнозирования последствий (p<0,05) и анализа эмоционального компонента (p<0,05) ситуации в перцептивно сложных условиях. Для психически здоровых лиц с криминальным поведением наряду с достаточной развитостью системы саморегуляции (p<0,001) и сформированностью способности к адекватной интерпретации ситуации (p<0,05) характерна импульсивность принятия решений (p<0,01), трудности преодоления интерферирующих факторов (p<0,05), большая выраженность агрессивно направленного фантазирования (p<0,05). В параграфе 3.2. описаны специфические нарушения операционального уровня регуляции у лиц с расстройствами личности в зависимости от степени дизрегуляции поведения (t-критерий Стьюдента). На основании однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) был определен вклад психологических переменных в отнесение обследуемых в группы, в зависимости от степени дизрегуляции поведения (табл.4). Таблица 4. Значимые различия средних значений дисперсий психологических переменных у лиц с расстройствами личности, признанных вменяемыми и ограниченно вменяемыми (t-критерий Стьюдента), (M±m) Ограниченная ПеременнаяВменяемостьP вменяемость Программирование5,1±1,36±1,10,012 Оценивание результатов5,1±1,44,1±1,50,018 Гибкость5±1,63,5±2,20,002 Самостоятельность5,5±1,34,7±1,40,043 Время принятия решения348,9±215,7503,2±280,60,033 Черты шизоидного расстройства личности3,1±1,84,3±1,30,021 Черты ананкастного расстройства личности2,9±1,63,9±1,30,034 Черты зависимого расстройства личности1,3±1,12,5±1,50,003 Лица с расстройствами личности с регулятивными нарушениями (признанные «ограниченно вменяемыми») характеризуются преобладанием черт, свойственных шизоидному (p<0,05), ананкастному (p<0,05) и зависимому (p<0,01) типам расстройств личности, низким уровнем адекватности оценки своего поведения и результатов деятельности (p<0,05), трудностями коррекции своего поведения при изменении условий (p<0,01), существенными временными затратами при принятии решений в когнитивно сложных условиях (p<0,01). Ситуационный анализ отличается трудностями комплексного восприятия и интерпретации ситуации (p<0,05), прогнозирования ее дальнейшего развития (p<0,001) с преобладанием агрессивных альтернатив (p<0,01) при информационном дефиците, ухудшением аналитических (p<0,01) и прогностических способностей (p<0,05) при информационной избыточности и в условиях повышенной неопределенности и противоречивости. Лица с расстройствами личности с сохранной регулятивной способностью (признанные вменяемыми) характеризуются достаточной гибкостью системы саморегуляции (p<0,01) и достаточно адекватной оценке результатов своего поведения (p<0,05). Ситуационный анализ у них отличается достаточной способностью к содержательной интерпретации и описанию ситуации (p<0,01), адекватному прогнозированию последствий (p<0,05). В параграфе 3.3. выделены особенности операционального уровня саморегуляции в зависимости от выраженности патохарактерологических черт (кластерный анализ, метод k-средних). Выделены два кластера лиц с высоким и низким уровнем выраженности патохарактерологических черт (рис.3). Высокий уровеньНизкий уровень 4,5 4,03,93,9 4,03,7 3,63,6 3,53,3 3,02,9 2,5 2,62,62,0 2,02,6 2,12,3 1,52,01,8 1,01,31,0 0,5 0,0 Рисунок 3. График средних значений, отражающих выраженность патохарактерологических особенностей, обследуемых в кластерах (кластерный анализ методом k-средних) С помощью t-критерия Стьюдента были выделены следующие специфические нарушения операционального уровня саморегуляции у лиц с высоким уровнем патохарактерологических черт: преобладание черт параноидных, шизоидных, импульсивных и ананкастных расстройств личности, трудности выделения значимых условий достижения цели (p<0,01), оценивания результатов (p<0,05), гибкого изменения поведения (p<0,01), интолерантность к неопределенности (p<0,05), дефицитарность адекватности интерпретации ситуации (p<0,05) и ее эмоционального компонента (p<0,05), социально приемлемого прогнозирования (p<0,05), слабо развитая чувствительность к противоречиям (p<0,01). С помощью корреляционного анализа (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) было установлено, что у лиц с расстройствами личности с высоким уровнем выраженности патохарактерологических черт связана дефицитарность анализа ситуации (p<0,001), недостаточная степень развития саморегуляции (p<0,001), неспособность к адекватной интерпретации ситуации (p<0,001) и социально приемлемому прогнозированию (p<0,001). Параграф 3.4. посвящен выделению особенностей операционального уровня саморегуляции у лиц с расстройствами личности в зависимости от характера совершенного ими правонарушения (помощью t-критерий Стьюдента). Лиц с расстройствами личности, совершивших агрессивно-насильственные правонарушения, характеризуют низкий уровень развития способности планировать свою деятельность, снижение прогностических способностей при усложнении ситуации, низкий уровень социально ориентированного прогноза. Лицамсрасстройствамиличности,совершившимнеагрессивные правонарушения, на фоне интолерантности к неопределенности и импульсивности характерны способность гибко изменять стратегию своего поведения и выдвигать большое количество социально приемлемых альтернатив дальнейшего развития ситуации. С помощью дискриминантного анализа были выделены индивидуально- психологические параметры, вносящие наибольший значимый вклад в отнесение испытуемых с расстройствами личности к группе лиц в зависимости от типа правонарушения. Было выявлено, что выраженность патохарактерологических черт (ЛДФ = 136,003), несвязанность этапов саморегуляции (ЛДФ = 46,308), неспособность успешно решать когнитивно сложные задачи (ЛДФ = -7,590) вносит значимый вклад в отнесение обследуемых в группу лиц с расстройствами личности, совершивших агрессивно-насильственные правонарушения. Качество дискриминантной модели очень высокое (AuROC = 93,7%). Чувствительность модели высокая (97,1%), специфичность – высокая (97,0%). Значимый вклад в отнесение обследуемых в группу лиц с расстройствами личности, совершивших неагрессивные правонарушения, вносят способность распознавать эмоций участников ситуации в условиях информационного дефицита (ЛДФ = 294,058), выдвижение достаточного количество альтернатив дальнейшего развития ситуации в условиях информационной избыточности (ЛДФ = 161,407), социальная приемлемость предложенных вариантов развития ситуации в условиях информационного дефицита (ЛДФ = -468,449), развитая способность к планированию (ЛДФ = 11,835). Качество дискриминантной модели очень высокое (AuROC = 97,3%). Чувствительность модели высокая (96,2%), специфичность – высокая (97,4%) (рис.4). Неагрессивный характерАгрессивно-насильственный характер Рисунок 4. ROC-кривые модели прогнозирования индивидуально-психологических факторов совершения ООД В параграфе 3.5. были определены прогностически значимые для оценки степени дизрегуляции поведения в криминальной ситуации у лиц с расстройствамиличностихарактеристикиоперациональногоуровня саморегуляции. С помощью дискриминантного анализа были выделены индивидуально-психологические параметры, вносящие наибольший значимый вклад в отнесение испытуемых с расстройствами личности к группе лиц с нарушениями регуляции поведения. В отнесение обследуемых с расстройствами личности в группу лиц с высокой степенью дизрегуляции поведения значимый вклад вносят выраженные черты зависимого расстройства личности (ЛДФ = -9,431), межличностная интолерантность к неопределенности (ЛДФ = 5,524), гибкость когнитивного контроля (ЛДФ = 2590,493). Качество дискриминантной модели отнесения к группе лиц с высоким уровнем дизрегуляции поведения – очень высокое (AuROC =99,0%). Чувствительность модели высокая (98,7%), специфичность – высокая (98,1%) (рис.5). В условиях информационного дефицита лиц с расстройствами личности с высокой степенью дизрегуляции поведения отличают выдвижение малого количества альтернатив дальнейшего развития ситуации (при наличии перцептивных помех) (ЛДФ = -21,037), низкая степень адекватности предложенных альтернатив (при наличии перцептивных помех) (ЛДФ = -11,316), малое количество привнесений личностного смысла в интерпретацию ситуации (в условиях эмоциональной насыщенности) (ЛДФ = -7,551) (рис.5). В условиях информационной достаточности лиц с расстройствами личности с высокой степенью дизрегуляции поведения отличают адекватность предложенных альтернатив контексту ситуации (при наличии перцептивных помех) (ЛДФ = 61,339), социальная приемлемость предложенных вариантов развития ситуации (ЛДФ = 85,710), в том числе и в условиях эмоциональной насыщенности (ЛДФ = -68,299), адекватность интерпретации ситуации (при наличии перцептивных помех) (ЛДФ = 48,640) (рис.5). В условиях информационной избыточности лиц с расстройствами личности с высокой степенью дизрегуляции поведения отличают наличие агрессивных вариантов развития ситуации (при повышенной эмоциональной насыщенности ситуации) (ЛДФ = 30,731), низкий уровень адекватности предложенных альтернатив контексту ситуации (при наличии перцептивных помех) (ЛДФ = -17,444), количество альтернатив дальнейшего развития ситуации (ЛДФ = 8,432). Качество дискриминантной модели отнесения к группе лиц с низким уровнем выраженности дизрегуляции поведения – очень высокое (AuROC = 99,0%). Чувствительность модели высокая (92,2%), специфичность – высокая (98,8%) (рис.5). Особенности саморегуляцииОсобенности ситуационного анализа Рисунок 5. ROC-кривые проверки качества дискриминантных моделей для лиц с расстройствами личности с высокой степенью дизрегуляции В заключении обобщены результаты диссертационного исследования, представлены практические рекомендации и дальнейшие перспективные направления исследований по теме диссертации. Описанные результаты настоящего исследования подтвердили выдвинутые гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы. ВЫВОДЫ 1. Лиц с расстройствами личности с криминальным анамнезом значимо отличают ригидность когнитивного контроля, интолерантность к неопределенности (p<0,01), недостаточность планирования своего поведения (p<0,05), трудности определения способов достижения цели (p<0,01) и составления конкретной программы действий (p<0,01), недостаточность прогнозирования их последствий. А также – такие особенности ситуационного анализа как дефицитарность содержательного анализа ситуации (p<0,01), в том числе ее эмоционального компонента (p<0,001). Лиц с акцентуированными личностными чертами отличают трудности анализа когнитивно сложных ситуаций (p<0,001) трудности интерпретации ситуации в перцептивно сложных условиях (p<0,05). Для психически здоровых лиц с криминальным поведением значимыми нарушениями операционального уровня саморегуляции являются импульсивность принятия решений (p<0,01) и трудности преодоления интерферирующих факторов (p<0,05). 2. Специфическими для лиц с расстройствами личности с дизрегуляцией поведения являются трудности составления социально ориентированного прогноза (p<0,05) и адекватной интерпретации ситуации в эмоционально насыщенных (p<0,05) и неопределенных условиях (p<0,01), неспособность корригировать (p<0,01) и адекватно оценивать свое поведение (p<0,015) в условиях повышенной неопределенности. 3. Лиц с расстройствами личности с выраженными патохарактерологическими чертами характеризует следующий психологический симптомокомплекс. Это – интолерантность к неопределенности (R=0,570), нарушения способности выделять значимые условия достижения цели (R=-0,413), прогнозировать и оценивать результаты своей деятельности (R=-0,576), гибко менять поведенческие программы (R=-0,405). А также – нарушения ситуационного анализа, связанные с неадекватностью интерпретации ситуации (R=-0,867) и нечувствительностью к противоречиям (R=- 0,434), недостаток социальной направленности прогноза вне зависимости от информационной насыщенности ситуации (R=-0,750), нарушения восприятия и анализа ее эмоционального компонента (R=-0,481). 4. Для агрессивно-насильственной направленности правонарушения наибольшей прогнозной ценностью обладают такие переменные, как сниженная способность к планированию и социально приемлемому прогнозированию деятельности, трудности распознавания эмоций других (AUC=93,7%). Для неагрессивной направленности – достаточная развитость способности к планированию и прогнозирования своего поведения при низкой выраженности патохарактерологических черт (AUC=97,3%). 5. Для оценки степени дизрегуляции поведения и деятельности лиц с расстройствами личности наибольшей прогнозной ценностью обладают следующие показатели: низкий общий уровень и низкая степень связанности этапов саморегуляции, высокие показатели межличностной интолерантности к неопределенности, стремление к контролю в отношении с другими людьми, аналитические и прогностические нарушения, низкая социальная направленность, затруднения в распознавании эмоционального контекста ситуации (AUC=99,0%). ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Медицинским психологам при решении психодиагностических и психокоррекционных задач в отношении лиц с расстройствами личности с трудностями контроля своего поведения целесообразно использовать методический комплекс, направленный на оценку степени развитости/дефектности различных компонентов саморегуляции, аналитических и прогностических способностей. 2. Для повышения прогностической значимости диагностических заключений в рамках профессионального отбора, подготовки и сопровождения специалистов профессий социальной сферы и силовых структур следует учитывать характеристики ситуационного анализа, включающие понимание содержания и эмоционального наполнения ситуации при различных уровнях ее противоречивости, а также – степень выраженности интолерантности к ситуациям неопределенности. 3. Для повышения обоснованности и доказательности оценки юридически значимых состояний у лиц с расстройствами личности в психиатрических учреждениях, осуществляющих судебно-психиатрическую экспертизу, целесообразно внедрениеэкспериментальныхметодик,диагностирующихособенности операционального уровня саморегуляции. При решении экспертных задач по определению способности индивида руководить своими действиями в юридически значимой ситуации медицинским психологам следует ориентироваться на следующие критерии, отражающие нарушения операционального уровня саморегуляции: субъективно сложный характер криминальной ситуации, трудности быстрого принятия решений, неадекватность оценки своих действий при неустойчивости критериев оценки своего поведения. 4. При построении программ психокоррекции и ресоциализации в учреждениях пенитенциарной системы, а также для организации работы по профилактике риска криминального рецидива следует учитывать выраженность патохарактерологических черт, способность индивида анализировать информацию и принимать решения в когнитивно сложных ситуациях, прогнозировать последствия своего поведения, гибко реагировать на изменения ситуативных условий.

Актуальность темы исследования
Разработка проблемы соотношения нормы и патологии, нарушений
психических процессов и патологии личности при различных психических
заболеваниях, уточнение принципов и методов патопсихологического
исследования, а также дифференциально-диагностического и экспертного
значения патопсихологического исследования являются одними из ведущих
направлений медицинской психологии [54; 68; 82; 112; 162].
Особую социальную значимость указанные задачи приобретают в
отношении лиц с пограничными формами психической патологии, в том числе
с расстройствами личности. Их распространенность в популяции составляет
10-12%, среди них преобладают лица мужского пола со стойкими
нарушениями социальной адаптации и различными формами девиантного
поведения [37].
Важность оценки расстройств личности возрастает и в связи с
изменениями Международной классификации болезней (МКБ),
подразумевающими выделение трех степеней выраженности личностной
патологии и определение ведущих доменов личностных черт [37; 265].
Необходимость изменения принципов оценки, отражающих переход от
типологической дифференциации к определению степени выраженности
(глубины) расстройств личности и ведущих личностных черт [227] определяет
актуальность разработки методических способов и критериев соотнесения
выявляемых психических нарушений с нарушениями саморегуляции, оценкой
степени ее дизрегуляции. Под саморегуляцией понимается осознанный
процесс организации поведения, включающий подпроцессы, связанные с
целеполаганием, началом осуществления действия и контролем его
исполнения [71; 72; 116-117; 151], и который осуществляется на двух уровнях:
мотивационно-смысловом и операциональном. Мотивационно-смысловой
уровень связан с интенциональной стороной деятельности и включает в себя
мотивы, ценности и установки. Операциональный уровень включает в себя
этапы планирования, программирования, моделирования значимых условиях
достижения цели, оценки и коррекции результатов действий [23; 50; 51; 91;
116-117].
Решение новой диагностической задачи смещает акцент на изучение
влияния индивидуально-психологических особенностей на степень
дезадаптации лиц с расстройствами личности, в том числе и риск совершения
правонарушений. Так, правоприменительная практика требует проведение
экспертной оценки способности к осознанию и руководству своими
действиями, что приобретает особую актуальность в случае расстройств
личности в ситуации правонарушения. В последние десятилетия отмечается
существенное увеличение на 44,4% лиц с расстройствами личности,
совершивших правонарушения (с 12683 чел. в 2003 г. до 22819 чел. – в 2019
г.). Также в период с 2015 по 2018 гг. увеличилось количество направленных
на судебно-психиатрическую экспертиз, в связи с совершением
правонарушений, лиц с психическими расстройствами (на 4%), среди которых
агрессивно-насильственные составляют 24,4% [106-108].
При оценке способности человека осознавать свое поведении и в полной
мере руководить им в уголовно значимой ситуации, оценке степени его
общественной опасности и риска совершения повторных правонарушений
ключевым вопросом является определение сохранности контроля поведения,
или степени дизрегуляции поведения [71; 94; 99; 102; 136]. При этом,
существует целый континуум состояний, при которых можно говорить скорее
не о дизрегуляции повеления, а об ее ослаблении.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Мотивационная сфера личности и способность к саморегуляции обвиняемых с расстройствами личности [Электронный ресурс]
    В.В. Горинов, Д.Н. Корзун, Е.С. Шеховцова // Психология и право. – 2– Том No – С. 208-doi:17759/psylaw.2019090Шеховцова, Е.С. Нарушение осознанной саморегуляции в условиях неопределенности как фактор криминализации / В.Г. Булыгина, Е.С. Шеховцова // Вестник психотерапии. – 2– No76 (81). – С. 47
    Психологические компоненты принятия решений у психически больных лиц [Электронный ресурс]
    Е.С. Шеховцова, А.А. Дубинский // Психология и право. – 2– Том No – С. 1-doi:17759/psylaw.2018080201Шеховцова, Е.С. Ситуационный анализ и нарушения саморегуляции у лиц с расстройствами личности / Е.С. Шеховцова // Вестник психотерапии. – 2– No75(80). – С. 45
    Вненозологические и нозоспецифичные особенности операционального уровня саморегуляции у лиц с расстройствами личности с криминальным поведением
    Е.С. Шеховцова, Р.М. Грановская, В.Г. Булыгина // Вестник психотерапии. – 2– No77(82). – С. 129
    Е.С. Шеховцова, В.Г. Булыгина // Пенитенциарная наука. – 2– Т.No4 (52). – С. 514-Шеховцова, Е.С. Клинические и судебно-психиатрические аспекты смешанного расстройства личности / В.В. Горинов, Д.Н. Корзун, С.А. Васюков, Е.А. Илюшина, Е.С. Шеховцова // Российский психиатрический журнал. – 2– No– С. 17
    В.В. Горинов, Д.Н. Корзун, Д.В. Самылкин, Е.С. Шеховцова // Российский психиатрический журнал. – 2– No – С. 49
    Особенности регулятивных нарушений и принятия решений у лиц, совершивших правонарушения»
    Е.С. Шеховцова, А.А. Дубинский, В.Г. Булыгина // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования.– 2– No – С. 228
    Личность, расстройство личности, дизрегуляция поведения и деятельности
    В.В. Горинов, Д.Н. Корзун, Е.С. Шеховцова // Неврологический вестник. – 2–Т. LI. Вып. – С. 28
    Психологические особенности принятия решений и саморегуляции у обвиняемых с расстройствами личности
    В.В. Горинов, Д.Н. Корзун, Е.С. Шеховцова // Психическое здоровье. – 2– No– С. 69
    Ситуационный анализ как этап принятия решений в норме и при психической патологии
    В.Г. Булыгина, Е.С. Шеховцова, А.А. Дубинский // Психическое здоровье. – 2– No– С. 26
    Особенности принятия решений в ситуации неопределенности в норме и патологии
    Е.С. Чистова (Е.С. Шеховцова) // Сборник тезисов участников межвузовской научно-практической интернет-конференции по юридической психологии (21-25 мая 2015 года). – М.: МГППУ, 2– С. 136
    Нарушения принятия решений и саморегуляции у обвиняемых с расстройствами личности
    Е.С. Шеховцова // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. – М.: МГППУ, 2– С. 122
    Психологические особенности принятия решений и ситуационного анализа у лиц с психическими расстройствами
    Е.С. Шеховцова, А.А. Дубинский // Судебная психиатрия: современные проблемы теории и практики (диагностика, экспертиза, профилактика): материалы научно-практической конференции с международным участием (г. Москва, 18-20 сентября 2018 года)25[Электронный ресурс]. – М.: Издательство ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2– С. 180
    Психологические факторы и особенности принятия решений лицами с различными формами психической патологии, совершившими общественно опасные действия
    Е.С. Шеховцова // Сборник тезисов участников межвузовской научно-практической интернет-конференции по юридической психологии (24-27 мая 2017 года). – М.: МГППУ, 2– С. 81
    Психологические факторы принятия решений у специалистов судебно-психиатрического профиля
    Е.С. Шеховцова // Сборник тезисов участников межвузовской научно-практической интернет-конференции по юридической психологии (25-30 мая 2016 года). – М.: МГППУ, 2– 150 с.
    Расстройства личности: современные классификации, диагностика, экспертная оценка
    В.В. Горинов, Д.Н. Корзун, Е.С. Шеховцова // Судебная психиатрия: современные проблемы теории и практики (диагностика, экспертиза, профилактика): материалы научно-практической конференции с международным участием (г. Москва, 18-20 сентября 2018 года) [Электронный ресурс].– М.: Издательство ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2– С. 45

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Дифференцированная психологическая коррекция расстройств привычек и влечений в форме интернет-зависимости у подростков
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Персонализированный подход при медико-психологическом сопровождении кардиохирургических больных в условиях регионального кардиологического диспансера
    📅 2022год
    🏢 ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Расстройства личности и шизофренический дефект
    📅 2021год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Медико-психологическая коррекция факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний с применением дистанционных технологий
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Особенности клинически значимых нарушений психического здоровья у родственников онкогематологических больных
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации