Образ Свердловска / Екатеринбурга в русской прозе 2000–2010-х гг. : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук : 10.01.01
Введение ……………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Образ Екатеринбурга в автобиографической прозе ……………………… 38
1.1. Свердловск / Екатеринбург как место действия ………………………………… 42
1.2. Образ города как хранилища памяти …………………………………………………. 51
Выводы ……………………………………………………………………………………………………. 66
Глава 2. Образ города в социально-психологической прозе ………………………. 68
2.1. Горожанин как объект изображения …………………………………………………… 69
2.2. Социально-психологическая интерпретация изображения городской
повседневности ………………………………………………………………………………………… 77
Выводы ……………………………………………………………………………………………………. 91
Глава 3. Образ Свердловска / Екатеринбурга в документальной литературе 92
3.1. Образ Екатеринбурга в путеводителях ……………………………………………….. 94
3.2. Образ Екатеринбурга в очеркистике …………………………………………………. 109
Выводы ………………………………………………………………………………………………….. 125
Глава 4. Образ Екатеринбурга в текстах с фантасмагорической фабулой … 128
4.1. Фантасмагорические интерпретации городской повседневности ………. 131
4.2. Екатеринбург в современной политической сатире …………………………… 161
Выводы ………………………………………………………………………………………………….. 174
Заключение ……………………………………………………………………………………………. 176
Список литературы ………………………………………………………………………………… 182
Город Екатеринбург, основанный в 1723 году В. Н. Татищевым и
Г. В. де Генниным и названный в честь Екатерины I, не раз менял имя: в 1924
году (решением комиссии во главе с Б. В. Дидковским) был переименован в
Свердловск в честь большевика Я. М. Свердлова. В 1991 году (по инициативе
комиссии по науке, культуре, религии, национальным отношениям под
руководством Ю. Ю. Демидова) городу было возвращено историческое имя.
Триада наименований «Екатеринбург – Свердловск – Екатеринбург» хранит в
себе переломные периоды истории, «смену культурных представлений»1,
сложную архитектурную историю города.
«Он (Екатеринбург – прим. Л. К.) единственный воплощает в себе все
индустриальные смыслы человечества – от зарождения индустрии до наших
дней. Например, пруд, Плотинка и Исторический сквер – обозначают собой
горный завод с водобойными машинами XVIII века; классицизм – улица
Ленина, горная аптека (нынешний Камнерезный музей), особняк Глинки, дом
Малахова – это время горнозаводской державы военно-заводского режима,
XIX век. Это организация индустрии в виде государства. Екатеринбург – это
крупнейшее в мире собрание конструктивизма – а это идея индустрии XX века
– жизнь как производство, как промышленность. И, наконец, современный
хайтек – та же башня Высоцкий или Екатеринбург-сити – это уже идея
индустриальной и пост-индустриальной цивилизации, которая в первую
очередь производит софт. Это уже последний, финальный смысл
индустриального развития человечества <…> Вот это и делает Екатеринбург
уникальным городом» 2.
Современный Екатеринбург «умиляет старинными купеческими
особняками и раздражает бестолковостью дорожных развязок. Торчащие в
Вепрева И. Т. Имя города в оценках горожанина: мифотворчество и парадоксы восприятия // Дергачевские
чтения – 2004. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности : материалы VII
Всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 2–3 октября 2004 г. С. 423.
2
Иванов А. Екатеринбург – это супер // Столица Урала. 2014. № 42. С. 43.
самых неожиданных местах торговые центры и офисные небоскребы “из
стекла и бетона” у кого-то вызывают восхищение, а кому-то кажутся
совершенно неуместными. Это город амбиций и контрастов <…> Гуляя по
центру, вы можете оказаться у кучи мусора, а зайдя в подворотню –
наткнуться на музей»3.
Екатеринбург нельзя назвать прочно обосновавшимся на литературной
карте городом: «золотопромышленный и горнозаводской, культурный и
торговый» центр, «живой узел» Д. Н. Мамина-Сибиряка; «железный город»
П. П. Бажова; «новый город: работник и воин», «городище <…> из воли
Урала, труда и энергии» В. Маяковского – всё это, скорее, исключительно
удачные варианты художественного определения столицы Урала. Но
спорадически попадающий на страницы художественных произведений
Свердловск / Екатеринбург все-таки смог накопить определенный массив
литературных текстов, отличающий его от других нестоличных городов.
Культурная ситуация 2000-х показывает, что в последние 15 лет
наблюдается стабильное повышение интереса к городу: писатели,
архитекторы, социологи, политологи, музейные работники активно
занимаются городской темой, пытаясь сформулировать новое представление
об уникальности столицы Урала.
Выходят разного рода путеводители4, энциклопедии5, научно-
популярные издания6, исследования по истории, архитектуре, культуре
города7, сборники статей и тезисов научно-практических конференций8.
Кулешова С. Неожиданный Екатеринбург. Екатеринбург, 2009. С. 3.
4
Екатеринбург: наследие конструктивизма. Екатеринбург, 2009; Наш Екатеринбург. Путеводитель по центру
столицы Урала. Екатеринбург, 2012; Иванова П. Путеводитель по Екатеринбургу и Свердловску.
Екатеринбург, 2017; Шахрин В. Екатеринбург в оранжевом настроении. Екатеринбург, 2018.
5
Бажовская энциклопедия. Екатеринбург, 2007; Свод памятников истории и культуры Свердловской области.
Екатеринбург, 2008; Войтенко А. А. Пьедесталы бессмертия: памятники и памятные места Великой
Отечественной войны Свердловска-Екатеринбурга. Екатеринбург, 2010; Долгов А. В. Деревянное зодчество
Урала: Свердловская область, Челябинская область. Екатеринбург, 2012; Екатеринбург литературный.
Екатеринбург, 2016.
6
Гладкова И. М. 25 екатеринбургских тайн. Екатеринбург, 2003; Слукин В. М. Тайны уральских подземелий:
легенды, реальность, поиск. Екатеринбург, 2005; Корепанов Н., Блинов В. Город посредине России.
Екатеринбург, 2005; и т.д.
7
Старков В. Мой город. Екатеринбург в памятниках истории и культуры. Екатеринбург, 2005; Лыжин С. М.
Интрига жилища. Архитектура массовых жилых зданий Екатеринбурга и городов Свердловской области с
1900 по 2000 годы. Верхняя Пышма, 2005; Зорина Л. И., Слукин В. М. Улицы и площади старого
Пользуются популярностью мемуары местной творческой интеллигенции9,
издания о свердловско-екатеринбургских деятелях культуры и искусства10,
заметки о писательских адресах11.
Занимают активную социальную позицию местные «культуртрегеры» –
люди разных профессий, которые принимают участие в общественной,
культурной жизни города, стремясь сделать его более удобным, доступным,
интересным12. Распространены сегодня и различные городские практики,
воплощающие идею диалога, связи жителей и города: разработка актуальной
сувенирной продукции13, проведение тематических экскурсий14, культурно-
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!