Онтологические проблемы в творчестве Рюрика Ивнева
Введение ……………………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Становление системы онтологических взглядов Рюрика Ивнева в
контексте модернистских течений Серебряного века ……………………………………. 19
1.1. Влияние творчества В.Я. Брюсова на эволюцию философско-
эстетических воззрений Рюрика Ивнева …………………………………………………… 20
1.2. Лирические произведения Рюрика Ивнева в свете художественных
достижений А.А. Блока ……………………………………………………………………………. 34
1.3. «Вечные» вопросы бытия в поэзии И.Ф. Анненского и Рюрика Ивнева. 47
1.4. Природа и человек в поэзии С.А. Есенина и Рюрика Ивнева ………………. 57
Глава 2. Философско-религиозные искания в творчестве Рюрика Ивнева …….. 72
2.1. Восприятие Бога, христианства и отображение его в лирике ………………. 72
2.2. Онтологические категории «душа», «жизнь», «смерть» в оценке Рюрика
Ивнева……………………………………………………………………………………………………… 89
Глава 3. Пути и перепутья любви в запечатлении Рюрика Ивнева ………………. 106
3.1. Любовные потрясения и своеобразие их воплощения в лирике …………. 106
3.2. Общечеловеческий аспект темы любви: ценностные ориентиры и
обобщения ……………………………………………………………………………………………… 118
Глава 4. Поэт и общество в художественном сознании Рюрика Ивнева ………. 131
4.1. Вариации мотивов личности и толпы ……………………………………………….. 131
4.2. Рюрик Ивнев о назначении творческого дара ……………………………………. 140
Заключение ……………………………………………………………………………………………….. 156
Список литературы ……………………………………………………………………………………. 161
Во Введении к диссертации обоснованы выбор темы, актуальность
исследования и его новизна, определены цель и задачи работы, теоретическая
база и методологические принципы, степень научной разработанности проблемы,
сформулированы основные положения, выносимые на защиту, выявлена научно-
практическаязначимостьработы,перечисленырезультатыапробации
диссертационного исследования.
Глава первая «Становление системы онтологических взглядов Рюрика
Ивнева в контексте модернистских течений Серебряного века» посвящена
формированию основных сущностных понятий в творчестве Рюрика Ивнева под
влияниемегоизвестныхсовременников:В.Я. Брюсова,А.А. Блока,
И.Ф. Анненского и С.А. Есенина.
В параграфе 1.1. «Влияние творчества В.Я. Брюсова на эволюцию
философско-эстетическихвоззренийРюрикаИвнева»рассматривается
сходство системы онтологических ценностей в творчестве В.Я. Брюсова и Рюрика
Ивнева. Сравнительный анализ стихотворений Брюсова («Предчувствие», 1894;
«Сонет к мечте», 1895; «Перед тёмной завесой», 1895; «На журчащей
Гудавери», 1895; «На острове Пасхи», 1895; «Жизнь», 1907) и Ивнева («Уходит,
как поезд в огромный тоннель…», 1911; «Не о любви прошу тебя я…», 1912; «Я —
раб, незнающий и жалкий…», 1913; «Любовь моя — ты солнцем сожжена…»,
1914; «Ветер сырой, колючий, грубый…», 1915) свидетельствует о том, что у
обоих поэтов наблюдается не только общая тенденция к воссозданию мечты как
отрицанию прозы жизни, но и подчёркнутое творческое самоотвержение,
раздумья о скоротечности бытия, поиск компромисса между ограниченностью
земного существования и тайнами бытия. Безусловно, Рюрик Ивнев учился у
Брюсова поиску масштабных, убедительных поэтических характеров, мастерству
запечатления ярких страстей и душевных противоречий, но при этом творчество
Ивнева, обладающего уникальным творческим голосом, наполнено разными
смысловыми оттенками.
Параграф 1.2. «Лирические произведения Рюрика Ивнева в свете
художественных достижений А.А. Блока» представляет собой сопоставление
некоторых стихотворений А.А. Блока и Рюрика Ивнева с целью выявления в них
общих взглядов на отдельные сущностные проблемы. В результате исследования
произведений Блока («Мне снилась смерть любимого созданья…», 1898;
«Неведомому богу», 1899; «Твой образ чудится невольно…», 1900; «Полна
усталого томленья…», 1900; «Люблю высокие соборы…», 1902; «Здесь память
волны святой…», 1903; «Я умер. Я пал от раны…», 1903; «Вот он — ряд гробовых
ступеней…», 1904; «Жду я смерти близ денницы…», 1904; «Ночная фиалка»,
1905–1906; «Придут незаметные белые ночи…», 1907) и Ивнева («Ты уходишь в
даль пустую…», 1913; «С другими ездить, и грешить…», <1915>; «Не чистым, не
гордым…», 1914; «Горящий Жезл сверкнул на небе…») был сделан вывод о
близости художественного сознания и системы нравственных ориентиров Блока и
Ивнева в поисках духовного просветления, постижения божественного начала,
преодоления смерти в Вере. Именно таинственность, мистичность поэзии Блока,
умение создавать утончённые, возвышенные поэтические портреты привлекли
молодого Ивнева в начале творческого пути.
В параграфе 1.3. «“Вечные” вопросы бытия в поэзии И.Ф. Анненского и
Рюрика Ивнева» анализируются стихотворения Анненского («Я думал, что
сердце из камня…», «Под зелёным абажуром…», «Осенний романс…», «Сирень на
камне», «Зимнее небо», «Тоска припоминания», «Желание») и Ивнева («Мне
страшно оттого, что есть на свете горе…», 1907; «Мне стыдно громко
молиться…», 1913; «Моё сердце ещё недостаточно каменно…», 1914).
Лирические раздумья о человеческом страдании и сострадании, внутренней
борьбе и преодолении диссонансов, ценности самосовершенствования и
внутреннего единства с окружающим стали общими для мировоззрения обоих
поэтов. Творчество И.Ф. Анненского, которого Рюрик Ивнев считал своим
учителем15, помогло молодому поэту освоить принципы создания формы
художественногопроизведения,наполнитьранниестихотворениякак
символической образностью, так и акмеистической предметностью: оба эти
начала были свойственны лирике «старшего» поэта и органично вписались в
произведения «младшего».
Выявлению родственных онтологических категорий в произведениях
С.А. Есенина и Рюрика Ивнева посвящён параграф 1.4. «Природа и человек в
поэзии С.А. Есенина и Рюрика Ивнева». Исследование и сравнение лирических
произведений Есенина («Край любимый! Сердцу снятся…», 1910; «Край ты мой
заброшенный…», 1914; «Гой ты, Русь, моя родная…», 1914; «По дороге идут
богомолки…», 1914; «Песнь о собаке», 1915; «Я странник убогий…», 1915; «Я
снова здесь, в семье родной…», <1916>; «Устал я жить в родном краю…»,
<1916>; «Нивы сжаты, рощи голы…», 1917; «О Русь, взмахни крылами…», 1917;
«Не ругайтесь! Такое дело!..», 1922; «Собаке Качалова», 1925; «Спит ковыль.
Равнина дорогая…», 1925) и Ивнева («Старый Тифлис», 1911; «Я надену колпак
дурацкий…»,1914;«Пёс»,1915)продемонстрировало,чтоконцепции
органического единства человеческого индивидуума и окружающей среды,
слияние лирического героя с пространством уникального природного мира в
произведенияхобоихпоэтов,несомненно,имеютчертысходства
натурфилософских воззрений и патриотических мотивов.
Вторая глава «Философско-религиозные искания в творчестве Рюрика
Ивнева» состоит из двух параграфов.
В параграфе 2.1. «Восприятие Бога, христианства и отображение его в
лирике» рассматривается преломление религиозно-философских мотивов в
творчестве Ивнева, анализируются его дневниковые записи, в которых
поднимаютсяпроблемыдуховныхпоисков.ВосприятиеТворцапоэтом
драматично, сложно и напряжённо, поэтому лейтмотивом проходило постоянное
Об этом пишет Рюрик Ивнев: «Я одновременно находился под влиянием нескольких поэтов, прославившихся в
дни моей юности, — Иннокентия Анненского, Константина Бальмонта, Александра Блока, Игоря Северянина и
Валерия Брюсова». См.: Ивнев Рюрик. Богема. М.: ПРОЗАиК, 2018. С. 389.
противоречивое осмысление Высшей силы. Об этом писали современники поэта
Н. Венгеров, В.Г. Шершеневич и исследователи-литературоведы В.Ф. Марков,
А. Белых.
Диссертант, изучая поэтические тексты, отмечает, что отличительной чертой
ранней поэзии Ивнева стало самобичевание лирического героя, которое
проявилось в исповеди, глубоком раскаянии, осуждении собственных поступков,
ощущении человеческого несовершенства, даже ненависти к себе, — всё это
побуждало осознающего греховность лирического героя видеть причину
духовных терзаний, связанных не только с сомнениями в своём предназначении,
но и с непониманием окружающих («Заплакать бы, сердце своё обнажив…»,
1913). Но именно в такие сложные минуты лирический герой обращается к Богу,
который рождал в душе веру и надежду в счастливое будущее и в человека,
поэтому в творчестве Ивнева рождались стихотворения-молитвы. Классическим
примером таких произведений можно считать лирические откровения «Тебе,
Создатель, я молюсь…» (1912) и «Укрепи Господь, укрепи Господь…» (1914). Эти
текстымаксимальноприближеныкрелигиозноймолитве поритмико-
композиционномустрою,стилистике,настроению,языковымсредствам,
используемым автором, но назвать такие произведения молитвой нельзя, так как в
стихотворениях преобладают черты художественного произведения. Обращаясь к
Богу, лирический герой понимал: чтобы «очистить душу», необходимо искренне
молить Господа, просить прощения, исповедоваться. В других произведениях
(«Себя мне увидеть жалко…», 1914) противоречиво осмыслялась Божественная
истина, так как восприятие Всевышнего, по мнению Ивнева, являлось сложным,
неочевидным, двояким. Сначала лирический герой видел в Боге только
карающую силу, но, ощущая очистительное страдание, позднее пришёл к
осмыслению созидающей силы Господа — закономерной светлой Божественной
радости.
Одно из ключевых стихотворений, связанных с философско-религиозными
исканиями поэта, — «Возвращение» (1966), в названии которого метафорически
отражена основная мысль — возвращение мятущейся души к Богу. Поэт пришёл к
осознаниюэтойистиныпослемногихлетдуховныхскитанийпо
«социалистическому» пространству. Образ всепрощающего и милосердного
Господа, который встречался в ранних стихотворениях Рюрика Ивнева,
возвышается над годами греха и безверия.
Однако не только в стихотворениях, но и в дневниках Рюрик Ивнев описывал
своё отношение к Богу, к христианской вере, её традициям. Наблюдая за
катастрофическими событиями, происходящими и в России, и в мире (Первой
русской революцией, Первой мировой войной, Октябрьской революцией и
последовавшей за ней Гражданской войной, укреплением советской власти и
насаждением атеизма, Великой Отечественной войной), поэт осознавал, что люди
близки к самоуничтожению в то время, когда отвергают все моральные ценности
и подвергают сомнению и критике учение Христа. Религия, христианство, Бог для
Ивнева — это, прежде всего, стремление к свету, очищение мира, поиск
осмысления высших нравственных и духовных ориентиров.
В параграфе 2.2. «Онтологические категории «душа», «жизнь», «смерть»
в оценке Рюрика Ивнева» актуализируется связь предложенных бытийных
составляющих в поэзии, мемуарах, дневниках поэта.
Восприятие концептуального начала «душа», о котором Ивнев задумался
впервые в трёхлетнем возрасте после смерти отца, с каждым годом не просто
укреплялось в сознании, но и находило новые способы выражения. Если в раннем
творчестве немного лирических откровений, посвящённых изучению души как
философско-религиозной категории16, то в зрелой лирике миропонимание поэта
изменилось: Ивнева интересовали, с одной стороны, становление личности, с
другой — преобразования, происходящие внутри человека. В стихотворении «С
годами» (1950) автор описывал постижение великой тайны Природы, уникальной
для каждого живущего на Земле, и Вечности, перед которой жизнь человека всего
Рюрик Ивнев в стихотворении «Пахнет рыбой и палубой мытой…» (<1913>) образно обозначил этот духовной
поиск: «Я в душе своей, как в земле изрытой, // Копошусь руками измученными…». См.: Ивнев Рюрик. Пламя
пышет. М.: Книгоиздательство «Мезонин поэзии», 1913. С. 14.
лишь мгновение, которое он не способен изменить, поэтому нужно принять,
«благословить» естественный ход жизни.
Подобные размышления рождали в сознании поэта мысли о смерти, которую
можно назвать одной из тематических доминант творчества Рюрика Ивнева.
Утрата близких людей, исторические потрясения в России, о которых говорилось
ранее, отразились и на мировоззрении поэта, и на его творчестве. В одних
стихотворениях Ивнев описывал состояние человека перед уходом в мир иной
(«Пустое солнце просто и спокойно…», 1914; «Игрушечные карлики на звонких
резинках…», 1914), в других размышлял о собственной кончине («Сегодня или
завтра — всё равно…», 1914). Позднее философские размышления об этом
феномене заменят импульсивное восприятие смерти.
К рассуждениям о физической гибели добавились мысли и о смерти
духовной, то есть гибели внутреннего мира человека («За чертой», 1949), частые
раздумья о его тесной связи с окружающим миром. В некоторых стихотворениях
высшее духовное начало поэт видел в могуществе природы, Космоса,
естественных, но таинственных силах («Есть в лунной ночи неземная сила…»,
1940), судьбе, влияющей на человеческие жизни («Неожиданная встреча», 1959).
Глава третья «Пути и перепутья любви в запечатлении Рюрика Ивнева»
имеет две части.
В параграфе 3.1. «Любовные потрясения и своеобразие их воплощения в
лирике» анализируются стихотворения, в которых описываются чувственные
переживания лирического героя. Важное место в творчестве Рюрика Ивнева
занимает тема любви, которой посвящены многие записи в дневниках и которая
впервые обозначена в стихотворении«Встреча»(1902), написанном в
одиннадцатилетнем возрасте. Кажется, неуверенность молодого поэта, слабость
слога, подражание М.Ю. Лермонтову делают это откровение незначительным, но
именно в этом стихотворении впервые появляется важный для Ивнева образ-
символ огня.
Любовь в раннем творчестве поэта представала как нервное, губительное,
кощунственное чувство. Ощущая себя эгоцентричной личностью, лирический
герой выносил обвинение и одновременно самоприговор: за собственный
«звериный эгоизм» придётся жить без настоящей, чистой любви («Говорят —
есть язва, чума…», 1914; «Так вот она — смертельная любовь…», 1919). Иногда
кажется, что, по мнению автора, «любовь» может быть только «позорной и
жалкой»17, но даже в самое трагическое время сохраняется надежда на лучшую
жизнь. Например, в произведении «Не надо солнца, не надо свободы…» (1919)
мотив надежды и всепрощения становится ведущим. Переосмысление бытийного
начала «любовь» реализуется в стихотворении «Опускаясь всё ниже и ниже…»
(1924): обретается вера в это святое чувство. Поэт понимал, какой должна быть
настоящая любовь, которая, несмотря на свою горечь, жизненно необходима для
каждого человека.
В более позднем творчестве начинает ярче звучать важный для поэта мотив
расставания, который находит развитие в лирике 1920-х гг., когда Ивнев активно
ездил по России (от Кавказа до Дальнего Востока), посещал Германию и Японию
как корреспондент некоторых политических газет и литературных журналов. В
сознании поэта произошёл перелом, изменилось мировосприятие. Именно разлука
с Родиной, с друзьями, с матерью отразилась на чувствах, эмоциях, настроении
Ивнева. Чувство любви, по мнению автора, способно выжигать человека изнутри,
когда остаётся лишь пустота и безмолвие («Расставание», 1927; «Разлука», 1980).
Вместе с тем лирический герой понимал, что невозможно постоянно жить в
«немыслимом счастье», а идти к нему нужно целенаправленно, постигая
истинный смысл человеческого существования.
В параграфе 3.2. «Общечеловеческий аспект темы любви: ценностные
ориентирыиобобщения»автордиссертациипредпринимаетпопытку
рассмотреть сущностное «наполнение» феномена понятия «любовь», восприятие
которой сыграло важную роль в развитии философской системы взглядов поэта. В
лирическом произведении «Ещё недавно — камни, пыль и зной…» (1912) Ивнев
Ивнев Рюрик. Солнце во гробе. М.: Имажинисты, 1921. С. 13.
отмечал, что любовь влияет на человека, изменяя его судьбу.
Вомногихстихотворениях18описанабескорыстная,самоотречённая
материнскаялюбовькакособенное,уникальноечувство,которое,по
утверждениюпоэта,непростонаивысшаячеловеческаяценность,а
могущественная сила, дающая возможность выживать в тяжёлое время, поэтому
он воспринимал её как «Истину»19, понимая, что в материнской любви выражен
весь смысл жизни.
Другой аспект, который волновал поэта, — истоки священного чувства,
особенности его воплощения. Нередко Рюрик Ивнев стремился акцентировать
внимание на особенностях возникновения любви и на её святости («Любовь (Она
приходит разными путями…)», 1954). Именно тогда и рождались мысли об
уподоблении чувства любви высшему духовному началу, схожему с божеством,
приход которого предугадать невозможно. Подобные рассуждения приводили
поэта к осознанию границ сокровенного чувства, его поистине вселенских
размеров и недосягаемости («Крушенье звёзд покажется игрушкой…», 1936;
«Ещё до рожденья звездой путеводной…», 1967). Ивнев интересовался разными
вопросами: дана ли любовь человеку судьбой, Богом, природой, Космосом или же
сами люди обретают и достигают её в течение всей жизни? Соотнося чувство с
таинственной, неизведанной магической силой, художник осознавал, что человек
не способен совладать с этим явлением, поэтому стоит повиноваться
сокровенному чувству и следовать за ним. Вовсе не случайно А.И. Цветаева в
предисловии к книге Рюрика Ивнева «Мерцающие звёзды» отмечала: «Поэт
остаётся поэтом даже перед лицом смерти»20. В последний месяц жизни Ивнев,
подводя итоги долгим размышлениям о любви, написал стихотворение «Я всё
«Мимо Белгорода», 1932; «Ни ограды, ни надгробных плит…», 1941; «Матери (Не мучь меня, о солнце
золотое…)», 1947; «Мать (Приходит старость. С ней не так легко…)», 1948; «Но, боже мой, что ныне стало с
нами…», 1948; «Матери (Явись ко мне сквозь тысячи миров…)», 1949; «Матери (Я в тоске зову тебя и знаю…)»,
1952; «Материнская доля», 1952; «Образ матери», 1953; «Матери (Сто лет тому назад я был уже рождён…)»,
1961; «Нет тебя, и всё же ты — живая…», 1965; «В этой комнате», 1974 и др.
Рюрик Ивнев писал: «Единственная любовь — подлинная, настоящая — это — мамочка. Такой любви не было в
мире (моём) и никогда не будет. Этой любовью можно измерить Истину, человечность, добродетель. Думая об
этой любви, ощущая её в себе, веришь в Бога, в человечность, в человека…». См.: Ивнев Рюрик. Дневник (1906–
1980). М.: Эллис Лак, 2012. С. 403.
Ивнев Рюрик. Мерцающие звёзды: Стихотворения 1903–1981. М.: Сов. Россия, 1991. С. 4.
слежу с открытым ртом…» (1981), в котором выразил мысль о цикличности
чувства.
В главе четвёртой «Поэт и общество в художественном сознании Рюрика
Ивнева» — два параграфа.
В параграфе 4.1. «Вариации мотивов личности и толпы» исследуется в
творчестве Рюрика Ивнева ставшая классической тема поэта и толпы,
противопоставления индивидуального начала безликой серой массе. Все
социальные катаклизмы, выпавшие на судьбу России, были осмыслены
художником как воплощение искажения и переосмысления нравственных
ценностей мира, идущего, в первую очередь, от человека. На страницах дневника
Ивнева того времени часто рождались записи-размышления о человеческой
«скверне»,всеобщемозлоблении,безнравственныхпоступках,которые
приводили к «озверению» людей и преступлениям. В ранней лирике преобладали
мотивы отчаяния, беспокойства за свою судьбу и жизнь, переживаний за
окружающий мир. Юного поэта удивляли и равнодушие людей, которые равны
перед Господом, и беспомощность слабых, и нежелание им помочь сильных.
Сцены людского безразличия (в том числе и своего) описаны во многих
стихотворениях («Смерть неизвестного», 1914; «Склонился к движущемуся
ковру…», 1914; «Сумасшедшие, неверные, окаянные…», 1914). Поэт, пытаясь
понять происходящее, обращался к Богу: «Я так привык к людской мерзости. А
сейчас еле пишу об этом. Точно на ручке пудовая гиря и дышать трудно: воздуха
нет! Где милосердие? Где «христианство»? Боже, Боже! Он умер. Чего же его ещё
мучают? Своей смертью он уже искупил все свои великие грехи. Так где же это
человеческое в человеке? И как мне стыдно, что это случилось в России, в
православной России»21. Или, «помышляя о бедном и нищем»22, приходил к
христианской мудрости: «И у меня стало так вдруг легко на душе. Вот она, здесь
— Россия. В случайно собравшейся в вагоне группе: священник, лавочник,
солдат, женщина… И никого не надо лишнего. И больше ничего не надо. На
Ивнев Рюрик. Дневник (1906–1980). М.: Эллис Лак, 2012. С. 221.
Там же. С. 105.
совести такой России не было и не будет и не может быть ни капли крови, ни
капли злобы»23.
В позднем творчестве подобные онтологические вопросы получили
философское осмысление: в частности, в стихотворении «Чёрная пасть» (1965)
ключевым стал образ толпы, ненавидящейине понимающейлюбую
оригинальность. Поэт, развивая важную в литературной традиции тему
противостояния индивидуальности и толпы, пришёл к мысли, что необходимо
жёстко бороться с обезличенной массой, высмеивая её пороки — в этом, считает
Ивнев, должна проявляться цель истинного искусства.
В центре внимания диссертанта в параграфе 4.2. «Рюрик Ивнев о
назначении творческого дара» — стихотворения и дневниковые записи, в
которых осмыслялась сущность поэтического таланта. Лирика для Ивнева —
«своеобразное средство, направленное против человеческого безразличия»24,
которое помогало выразить отношение ко злу, к несправедливости социума.
Размышляя о предназначении художника, поэт понимал, что творчество способно
пробудить в человеке интерес к несовершенному окружающему миру.
В ранней лирике много стихотворений («Под свист, улюлюканье, адский
хохот…», 1913; «Я танцую на острой бритве…», 1914), описывающих отношение
окружающих к поэту, для которого главным становится духовная и кровная связь
с народом, с землёй, где человек родился и вырос. Именно эти факторы, по
мнению Ивнева, и играют огромную роль в становлении взглядов художника.
В более зрелом творчестве Рюрик Ивнев продолжал философски постигать
многогранность творческого процесса. Например, в стихотворении «Две реки»
(1965) уже в названии заложена традиционная для русской литературы мысль:
противоборство двух начал, выбор двух существенно отличающихся дорог:
первая — обычное человеческое существование, спокойная и равномерная жизнь;
вторая, несоизмеримо тяжелее, — творчество. Подобные рассуждения заставили
поэта заниматься самопознанием, наполнили многие произведения мотивами
Ивнев Рюрик. Дневник (1906–1980). М.: Эллис Лак, 2012. С. С. 250.
Ивнев Рюрик. Жар прожитых лет. СПб.: «Искусство–СПб», 2007. С. 141.
неудовлетворённости собой, сомнениями в собственных силах, раздумьями о
творческомдолгехудожника,озарождениивдохновения,мыслямио
многогранности поэтического пути. Анализ стихотворений помогает понять, что в
одних произведениях Рюрик Ивнев описывал тайну творческого «горения»
(«Самому себе», 1963; «Я ношу безропотно вериги…», 1966; «Ночь, золотом
теснённая, открыла…», 1970), в других («Поэтам», 1964) — обращался не
только к друзьям-поэтам, чьим талантом искренне восхищался, но и к молодым
художникам слова, наставляя на путь истинный и призывая не променять талант
на графоманство, работать над собой, искать правду жизни.
В Заключении подводятся итоги диссертационной работы, полученные в
ходе исследования, намечаются перспективы дальнейшего изучения наследия
Рюрика Ивнева. Поэт был неотделим от русской культуры ХХ века. Воспитанный
на традициях русской классической литературы, прекрасно знакомый с культурой
рубежа XIX–XX веков, Ивнев, впитывая идеи модернистов, вступал в
поэтический диалог со многими более известными современниками, пытался
выработать свой уникальный стиль, на который не могли не обратить внимание
критики и литературоведы.
Многие представители русской литературы ХХ века получили
известность не только на родине, но и во всём мире. Среди них есть и те, чьё
творчество осталось неизвестно широкому кругу читателей. Одним из таких
можно назвать Рюрика Ивнева (псевдоним1 Михаила Александровича Ковалёва
(1891–1981)), поэта, мемуариста, публициста, переводчика, который был
знаком со многими выдающимися личностями своего времени, с кем вёл
активную переписку, участвовал в поэтических вечерах и диспутах, посещал
литературные салоны. Его стихотворения, критические статьи, заметки
посвящены И.Ф. Анненскому, Ф. Сологубу, В.В. Иванову, К.Д. Бальмонту,
М. Горькому, М.А. Кузмину, В.Я. Брюсову, М.А. Волошину, А.А. Блоку,
А. Белому, К.И. Чуковскому, Н.А. Клюеву, В. Хлебникову, А. Кручёных,
И. Северянину, Н.Н. Асееву, Ю.К. Олеше, Б.Л. Пастернаку,
О.Э. Мандельштаму, М.А. Булгакову, В.В. Маяковскому, В.Г. Шершеневичу,
С.А. Есенину, И.Э. Бабелю, М.М. Зощенко, Е.А. Евтушенко, В.Э. Мейерхольду,
К.С. Петрову-Водкину, С.Ю. Судейкину, С.Ю. Витте, В.И. Ленину,
А.В. Луначарскому, Ф.Э. Дзержинскому, С.М. Кирову и др2.
Об истории появления псевдонима поэт вспоминал: «Книга уже была в типографии, а я никак не мог найти
подходящего красивого и звучного псевдонима. Ну кто, скажите, станет читать стихи какого-то там Михаила
Ковалёва, ещё смеяться будут, не родственник ли он тому гоголевскому майору Ковалёву… Но ничего путного
придумать не мог. Завтра уже был последний срок перед тиражированием, а я по-прежнему в затруднении. Так,
огорчённый, и лёг спать ни с чем. А ночью мне приснилась моя книга. Я взял её, перевернул и увидел название
«САМОСОЖЖЕНIЕ», а выше фамилию автора «РЮРИКЪ ИВНЕВЪ». Проснулся, записал, а потом снова
уснул, а утром сообщил эти данные в типографию. Так родился этот псевдоним» (Ивнев Рюрик. Жар прожитых
лет. СПб.: «Искусство–СПб», 2007. С. 138).
2
Можно отметить следующие статьи: «Две встречи с Горьким» (Ивнев Рюрик. У подножия Мтацминды. М.:
Советский писатель, 1981. С. 23–26), «О Михаиле Кузмине» (Ивнев Рюрик. Серебряный век: невыдуманные
истории. М.: Издательство «Э», 2017. С. 95–114), «Первая встреча с Валерием Брюсовым» (Там же. С. 256–261),
«В гостях у Волошина» (Ивнев Рюрик. По ступеням воспоминаний. Орёл : Издательство «Картуш», 2016. С.
286–289), «Александр Блок на берегах Невы» (Ивнев Рюрик. Серебряный век: невыдуманные истории. М.:
Издательство «Э», 2017. С. 5–18), «Воспоминания о Н.А. Клюеве» (Ивнев Рюрик. Избранное. М.: Издательство
«Правда», 1988. С. 545–557), «Велимир Хлебников в Петербурге и Астрахани» (Ивнев Рюрик. Серебряный век:
невыдуманные истории. М.: Издательство «Э», 2017. С. 114–127), «О Велимире Хлебникове» (Ивнев Рюрик. По
ступеням воспоминаний. Орёл : Издательство «Картуш», 2016. С. 283–285), «Две встречи с Николаем Асеевым»
(Ивнев Рюрик. Избранное. М.: Издательство «Правда», 1988. С. 557–560), «Рыцарь без панциря (Ю. Олеша)»
(Ивнев Рюрик. Серебряный век: невыдуманные истории. М.: Издательство «Э», 2017. 279–283), «Борис
Пастернак» (Там же. С. 261–266), «Осип Мандельштам» (Там же. С. 230–248), «Об Осипе Мандельштаме»
(Ивнев. Рюрик. По ступеням воспоминаний. Орёл : Издательство «Картуш», 2016. С. 280–283), «О Владимире
Маяковском» (Ивнев Рюрик. Серебряный век: невыдуманные истории. М.: Издательство «Э», 2017. С. 127–
На протяжении всей жизни Рюрик Ивнев пробовал себя в разных
литературных областях — прозе, публицистике, драматургии, исторических
хрониках, переводческой деятельности.
Творческое наследие исследуемого автора составляет несколько
сборников стихотворений («Самосожжение» (лист 13 — 1913 г., лист 24 — 1914
г., лист 35 — 1916 г., исправленное и дополненное издание6 — 1917 г.), «Пламя
пышет» (1913)7, «Золото смерти» (1916)8, «Солнце во гробе» (1921)9, «Моя
страна» (1943)10, «Избранные стихотворения» (1945)11, (1974)12, «Стихи»
(1948)13, «Избранные стихи» (1965)14, «Память и время» (1969)15, «Тёплые
листья» (1978)16, «Часы и голоса» (1978)17), книг прозы («Несчастный ангел»
(1917)18, «Любовь без любви» (1925)19, «Открытый дом» (1927)20, «Герой
романа» (1928)21, «У подножия Мтацминды» (1973)22), перевод поэмы Низами
В предложенной диссертации была произведена попытка определить, как
становление обозначенной в дневнике, мемуарах, заметках философско-
эстетической системы ценностей Рюрика Ивнева отразилось на его
поэтическом наследии. Знаменательные онтологические вопросы,
осмысливаемые автором на протяжении долгого жизненного пути,
поступательно проявлялись в его творчестве. Переживший «настоящий
Двадцатый Век»1, ставший не только живым свидетелем, но и участником
противоречивых событий истории страны, Ивнев внёс свой вклад
сокровищницу искусства этой эпохи.
Поэт был неотделим от культурного процесса Серебряного века и
советских времён. Воспитанный на русской классической литературе,
прекрасно знакомый с искусством рубежа веков, Рюрик Ивнев впитывал идеи
модернистских течений, но одновременно пытался выработать свой
уникальный стиль, на который обратили внимание критики того времени.
Среди современников поэт всегда выделял круг лиц, которых считал
своими Учителями. Так, встреча с В.Я. Брюсовым в 1909 году сыграла важную
роль в становлении картины мира молодого поэта. Многоаспектность образа
мечты, настойчивый поиск и обретение вдохновения, глубинные проблемы
смысла бытия, обострённые противоречия любви — именно по этой линии
можно сблизить поэтические раздумья Брюсова и Ивнева, запечатлённые у
обоих посредством колоритной образной структуры.
А.А. Блок, который для многих начинающих литераторов в начале ХХ
века был эстетическим ориентиром, также сыграл немаловажную роль в судьбе
Рюрика Ивнева. Получив от известного современника важное наставление,
молодой поэт тяготел в своём творчестве к освоению ключевых блоковских
мотивов — самоценности Божественного начала, духовного просветления,
1
Ахматова А.А. Поэма без героя // Ахматова А.А. Собрание сочинений : В 6 т. М.: Эллис Лак, 1998. Т. 3.
С. 144.
борьба со смертью с помощью любви и веры, осмысления провидческого дара
поэта. Ошибочным будет утверждение о слепом подражании Блоку: напротив,
подобные бытийные вопросы творчески переосмысливались Рюриком
Ивневым.
С И.Ф. Анненским молодому художнику слова встретиться не удалось, но
можно утверждать, что лирика поэта, которого многие известные стихотворцы
считали своим учителем, безусловно, тоже повлияла на Ивнева: сходство
тематики, образов, идей указывает на это. Мотивы необходимых душевных
страданий, умудряющих личность, преодоления внутреннего смятения,
воспринятые от старшего поэта, органично вошли в лирику Рюрика Ивнева,
получив, тем не менее закономерную модификацию.
С С.А. Есениным поэта связывали не только творческие, но и дружеские
отношения, совместное участие в «Ордене имажинистов». В результате
рассмотрения отельных произведений, можно утверждать, что в творчестве
обоих поэтов прослеживаются многочисленные вариации темы природной
гармонии, доминирование патриотической проблематики, страннические
мотивы. Проведя подобные параллели, необходимо отметить самобытность
каждого поэтического голоса.
Поэзия Брюсова, Блока, Анненского, Есенина благотворно повлияла на
поэтическое сознание Ивнева, который всё же шёл собственным путём в
литературе, что нашло отражение в его лирике.
Большой интерес вызывает воссоздание философско-религиозных
взглядов поэта в его творчестве. Поиск духовных истин поэт начал в
юношеские годы. Восприятие Бога Ивневым уникально: с одной стороны,
религия, христианство, Бог — прежде всего, выход к свету и очищение мира от
грязи, наивысшая духовная ценность, с другой — Бог воспринимается как кара
за грехи человека, сила, с которой невозможно справиться. Так в его
дореволюционном творчестве возникают стихотворения-молитвы. В позднем
творчестве немного произведений, посвящённых осмыслению веры и Бога.
Выбрав путь социализма и приняв большевизм, Рюрик Ивнев перестаёт верить
в официальную православную церковь.
Постоянные сомнения в правильности выбранного пути, оценка
исторических событий, размышления о смысле жизни находят своё выражение
в поэзии. Так создаётся ключевое для Ивнева стихотворение «Возвращение»
(1966), в котором описывается возвращение к Господу и покаяние за забвение
Святого имени. Поэт прошёл через тяжёлые испытания, сомнения,
мучительные поиски Истины. Пытаясь ответить на возникающие в сознании
вопросы, он по-своему воспринимает Бога, бытие, частью которого является
любой человек.
Продолжая размышлять о жизни, о добре и зле, о магической силе
природы, о могуществе времени, о смерти и жизни, поэт понимает, что душа
требует ответов на вечные вопросы бытия. Описывая в лирических
откровениях приближение кончины, Рюрик Ивнев подчёркивает искажение
восприятия смерти «цивилизованным» человечеством и раскрывает это явление
как наивысшую форму справедливости, приравниваемую к духовной сущности.
Поэт продолжает искать Истину в могущественной силе природы,
отождествляя её так же, как и любовь, с чем-то неземным и божественным.
Тема любви в раннем творчестве Рюрика Ивнева довольно
противоречива. Всё, что связано с этим Святым, но опасным чувством,
способно уничтожить человеческую сущность, поэтому в стихотворениях часто
появляется мотив обречённости на вечные муки.
В моменты душевного просветления с лирическим героем происходит
преображение: любовь помогает выживать. Актуализируются величие,
блаженство, целительность чувства. Любовь становится необходимостью, а не
обременением. Жизнь наполняется новыми красками, наступает пора
просветления и одухотворения, следовательно, и меняется отношение к
сложившемуся миропорядку. Запечатление чувства поэтом трансформируется:
в одних произведениях любовь — это пытка и страшная мука, в других она
поднимается на уровень недосягаемого Неба.
В зрелом возрасте Рюрик Ивнев иначе воспринимает чувство любви.
Мудрость жизненного опыта позволяет по-новому ощутить её чудо: она
видится художнику огромной могущественной силой, полной противоречий,
которой нужно повиноваться, словно божеству. Лирические раздумья о
горьком послевкусии чувства, свойственные ранней поэзии, остаются, но
доминирует постижение его вселенского торжества и духовного озарения.
Именно вера в жизнеутверждающую основу любви характерна для поздних
лирических произведений Рюрика Ивнева.
В любовной лирике поэт часто размышляет о зарождении и истоках
любви, пытаясь осознать, когда она приходит в жизнь человека. Словно
пламень, эта сила сначала уничтожает, а потом возрождает, следовательно,
происходит внутреннее очищение. По мнению поэта, человеческая жизнь
похожа на замкнутый круг и в определённое время всё возвращается в
привычное положение. Очерчивая новые круги, жизнь вбирает в себя всё
больше новых явлений, которые заменяют ушедшие старые.
Большое место в творчестве Рюрика Ивнева занимают стихотворения,
посвящённые извечной классической проблеме взаимоотношений личности и
толпы. Описывая равнодушие окружающего общества и то, как оно
воспринимает индивидуальность, способную ему противостоять, в своих
произведениях поэт приходит к осознанию их полной непримиримости. Певец
трагически обречён на великое искусство, поэтому он готов не к славе и
наградам, а к решению стать всеобщей мишенью — не только среди
обывателей, но и среди собратьев по перу. Юношеский максимализм,
страстность, негодование и отчаяние являются эмоциональным фоном таких
лирических признаний.
Часто Рюрик Ивнев рассуждает о назначении художника, заявляя, что
творить — значит выжигать свою душу дотла, писать кровью, а не чернилами.
Лишь настоящему художнику дано право постичь внеземные тайны и
попытаться ответить на вечные вопросы бытия. Но постоянные соперники
настоящего Творца — «сочинители», целью которых является обогащение и
слава, и серая масса, подавляющая индивидуальное начало, — будут всегда
сопровождать поэта на его творческой стезе. В связи с этим оттеняется
закономерность тернистого пути и одновременно мудрое его приятие.
В качестве перспективы исследования темы можно предложить
продолжение сопоставления творчества Рюрика Ивнева и других художников
слова ХХ века. Необходимо уделить внимание изучению прозы, публицистики,
эпистолярного наследия поэта, воспоминаний о нём современников, поиску в
архивах новых, ранее не печатавшихся произведений, их изучение и
опубликование. Эта работа может стать основополагающей при издании
Полного собрания сочинений Рюрика Ивнева.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!