Онтология цвета как методология проецирования цветовой реальности

Кузьмин Владимир Геннадьевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение………………………………………………………………………………………………..3-16
Основная часть …………………………………………………………………………………..17-142
Глава 1. Теоретико-методологические основания к построению онтологии
цвета…………………………………………………………………………………………………….17-57
1.1. Цветовая реальность и цветовой текст……………………………………….17-23
1.2. Конституирование цвета в ситуации………………………………………………… 23-37
1.3. Данность и определённость цвета …………………………………………………….. 37-55
Выводы по главе 1………………………………………………………………………55-57
Глава 2. Онтология цвета в культурно-языковой реальности…………………58-90
2.1. Методология проецирования цветовой реальности и роль
инвариантов…… ………………………………………………………………………………………………. 58-65
2.2. Цветообозначения и особенности проецирования цветовой
реальности на языковую ………………………………………………………………………………….. 65-77
2.3. Формы абстракции цветовой реальности в языке и категоризация
цвета…………………………………………………………………………..77-88
Выводы по главе 2………………………………………………………………………………..88-90
Глава 3. Онтология цвета в социальной жизни как методология
проецирования цветовой реальности на социальную …………………………..91-142
3.1. Герменевтика цвета…… ……………………………………………………………………91-106
3.2. Смысл цветовых текстов и цветовой вывод ……………………………106-117
3.3. Цветовые сообщения, доверие к ним и их интерпретация……….. 117-138
Выводы по главе 3…………………………………………………………………………….138-142
Заключение ………………………………………………………………………………………143-148
Список литературы …………………………………………………………………………..149-164

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается степень ее разработанности, формируются цели, задачи и методы исследования, указывается его научная новизна.
В первой главе «Теоретико-методологические основания к построению онтологии цвета», состоящей из трёх разделов, изучается предикация существования цвета как основа для построения онтологии цвета. В первом разделе 1.1. «Цветовая реальность и цветовой текст» сформулированы основные понятия и положения диссертации. Дано определение цветовой реальности: это совокупность объектов (цветовых текстов), для которых существенным (для «Я» и/или Другого (Других)) в многообразии ситуаций становится свойство «быть цветным» (или его модификации). Для субъекта («Я») цветовая реальность в каждой ситуации конкретна. Участок визуального пространства, на который направлен познающий взор субъекта, актуализируется с определённым набором цветов, распределённым каким-либо образом на поверхности предмета и вокруг него. Такой структурированный набор цветов вместе с формами его распределения и фоном, на котором он задан, представляет собой цветовой текст. В отличие от литературного или научного текста цветовой имеет свои отличительные особенности, он есть неделимый «атом» цветовой реальности, конституируемый субъектом в текущей ситуации. В интенциональности цветовой текст есть единое целое. Он актуализируется для «Я» и/или Другого (Других) в акте внимания в текущей ситуации. Для «Я» цветовой текст есть структура, состоящая из двух элементов: внутренний контекст (содержание, по своей природе константное, не зависящее от ситуации) и изменяющийся внешний контекст, зависящий только от ситуации (освещённость, окружающий фон, угол зрения, близость и т.д.). В конкретной ситуации цветовой текст, как структура, конституируется в зависимости от граничных условий, о которых речь идёт в следующем параграфе. Цветовое сообщение – это высказывание о том или ином цвете предмета или цветное изображение (картина живописи, рисунок, фотография, видео), свидетельствующее о положении дел.
Во втором разделе 1.2. «Конституирование цвета в ситуации» изучается зависимость цветового текста от естественных установок, решается вопрос о том, как реализуется в ней цвет. Модус объекта – это способ его бытия в субъективности или в интерсубъективности. Это означает, что цвет интендируется либо относительно «Я», либо относительно Другого (Других), «здесь и сейчас» или «там и тогда». В
соответствии с этим выделяем четыре модуса цвета (граничные условия конституирования цвета, выражаемые через способы его данности, его ориентирование в бытии): относительно «Я» «здесь и сейчас», относительно «Я» «там и тогда», относительно Другого (Других) «здесь и сейчас» и относительно Другого (Других) «там и тогда». Подчёркивается различие способов существования цвета в указанных модусах. Кроме того, цвет существует (с определённым модусом) в ситуации в одном из граничных условий: «умозрение» (представление цвета субъектом, гипотезирование, категоризация для Другого), «обсуждение» (цвет конституируется в коммуникации между «Я» и Другим (Другими)), «наблюдение» (коннотации какого-то конкретного цвета, полученные в ходе наблюдения, результатом произведённого наблюдения будет цветовое сообщение или цветной рисунок (эскиз)) или «эксперимент» (измерение цветовых параметров объективными колориметрическими средствами). Показаны характеристики цвета в каждом из них. Способы познания цвета в какой-то ситуации напрямую зависят от его модуса и указанных граничных условий. Выделяются следующие способы познания цвета.
1. Познаваемость цвета относительно «Я» «здесь и сейчас». Цвет воспринимается каждым субъективно как цветовой текст, даётся в непосредственном восприятии.
2. Познаваемость цвета относительно «Я» «там и тогда». Цвет познаётся как уже увиденный «Я» в какой-то прошедшей ситуации. Он фиксируется «Я» в языке как его воспоминание, свидетельство.
3. Познаваемость цвета относительно Другого «здесь и сейчас». Граничные условия: «эксперимент», способ сбора информации: «опрос». Это самый распространённый метод исследования цвета. Основан на изучении большого числа мнений респондентов (самобытных «Я») по поводу увиденного ими цвета предмета.
4. Познаваемость цвета относительно многих Других «здесь и сейчас». Граничное условие: «эксперимент», способ получения данных – «измерение» (с помощью средств колориметрии и др.). Такой способ позволяет изучить цвет в какой-либо ситуации независимо от того сколько и какие были респонденты, которые могли бы засвидетельствовать цвет предмета.
5. Познаваемость цвета относительно Другого «там и тогда». Метод познания тот же, что и для Другого «здесь и сейчас»: «опрос». Респонденты спустя какое-то время отвечают на вопрос о цвете предмета, который они видели в такой-то ситуации. Основан на свидетельствах.
6. Познаваемость цвета относительно многих Других «там и тогда». Предусматривается познание цвета исключительно в историческом аспекте (когда число Других установить невозможно, оно не определено, соответственно, нельзя произвести какой-то социальный опрос).
В конкретной ситуации «здесь и сейчас» цвет дан для «Я» через его восприятие. И то, каким «Я» его воспринимает, обусловлено
характеристиками самого познающего субъекта (граничными условиями восприятия). Граничные условия восприятия – это часть граничных условий конституирования, определяемых для цветовых текстов, пребывающих в состоянии «здесь и сейчас» относительно «Я».
В третьем разделе 1.3. «Данность и определённость цвета» речь идёт о данности и определённости цвета в зависимости от его модуса и граничных условий. Показано, что цвет в ситуации сопровождается двумя определениями конкретности: данность и определенность. Определённость задаётся модусом цвета (граничных условий конституирования), и в нём могут быть сформулированы соответствующие дефиниции (вот-бытие цвета). Данность цвета есть то, что познаётся субъектом «здесь и сейчас». Цвет в модусе «Я» «там и тогда» в ситуации, следуя мысли Мерло-Понти, невидим. Для субъекта («Я») в каждый момент времени перед его взором визуально дан какой-то один цветовой текст. В нём обнаруживается так- бытие цвета.
Если в ситуации не задан внешний контекст цветового текста, то «Я» конституирует не конкретный цвет или категорию, а многообразие цветов сразу или их отсутствие (например, когда указано в сообщении, что предмет цветной, но не указано какого именно цвета или в ситуации с отсутствующим освещением). В этом случае говорим о цветности, как абстракции. Цветность формирует границу нашего бытия, за которой развёртывание актуального свойства «быть цветным» не происходит. Цветность присутствует только в мысли и для субъекта «Я» невидима. Показывается бытие цветности в четырёх модусах: относительно «Я» «здесь и сейчас» (гипотезирование, воображение, представление цвета); относительно «Я» «там и тогда» (представление цвета «для Другого (Других)», абстрагирование); относительно Другого (Других) «здесь и сейчас» (объективация цвета в текущей ситуации, абстрагирование в диалоге) и относительно Другого (Других) «там и тогда» (историзм цвета). В цветности не учитывается конкретность сущего (цвета).
Показано как цвет существует в коммуникации. Для того чтобы «Я» и Другой (Другие) могли коммуницировать в рамках цветовой реальности необходимо, чтобы цвет был засвидетельствован (зафиксирован). Фиксация есть способ коннотации цвета в данности, т.е. «здесь и сейчас» относительно «Я» и/или Другого (Других).
Характеристики цвета в ситуации, зависят и от самого познающего субъекта («Я»). И такая зависимость формализуется с помощью граничных условий восприятия. Они описывают физиологические, психологические, эмоциональные и другие особенности самого субъекта («Я»). Восприятие привязано к данности «здесь и сейчас». В ситуации не только цвет влияет на зрителя, но и зритель (в силу своих граничных условий восприятия) влияет на то, каковым будет для него воспринимаемый цветовой текст.
Данность цвета относительно Другого (Других) включает в себя доступность цвета для Другого (Других), она соизмеряема с объективностью цвета. Такая данность бывает «здесь и сейчас» (в текущей
ситуации) и «там и тогда» (исторический аспект, абстрагирование для Другого, категоризация цвета). Коллективное восприятие производится на основе категории цвета, общедоступной в коммуникации. Говорится о фиксации цвета объективными средствами (идентификации цвета для того, чтобы Другой понял о каком цвете идёт речь): цветовые системы Рунге, Оствальда, Манселла, NCS, Альбера-Ванеля, «CIE RGB», CMYK, HSB и др. Цвет может быть зафиксирован относительно многих Других с помощью фото- и видеосъемки.
Во второй главе «Онтология цвета в культурно-языковой реальности», состоящей из трёх разделов, подробно проанализирована методология проецирования цветовой реальности на любую другую, в том числе культурно-языковую. В первом разделе второй главы 2.1. «Методология проецирования цветовой реальности и роль инвариантов» даётся методология проецирования цветовой реальности и объясняется суть инвариантов. Говорится о том, что проецирование цветовой реальности производится как наложение свойства «быть цветным», корректируемое в граничных условиях конституирования и восприятия, на актуальное свойство объекта в текущей ситуации. Такое наложение производится в модусах «здесь и сейчас» и «там и тогда». Кратко излагается методология проецирования цветовой реальности на любую другую. Отмечается, что цветовая реальность имеет свои неподвижные, не зависящие от её движения во времени точки, инварианты, в которых её свойства остаются неизменными на протяжении долгого времени. Инвариантами являются в языке категории цвета, в культуре – обычаи и традиции, в которых цвет имеет значение. Инвариантом будет константность содержания картины живописи и т.д. В коммуникации в силу наличия инвариантов становится возможной передача цветового сообщения от «Я» к Другому (Другим). Инварианты формируют основу (базу) для коммуникации, в силу чего категории цвета осмысленны для «Я» и для Другого (Других).
Второй раздел 2.2. «Цветообозначения и особенности проецирования цветовой реальности на языковую» посвящен рассмотрению вопроса о том, как проецируется цветовая реальность на языковые формы и каковы особенности такого проецирования. Содержит описание роли цветообозначений в проецировании. Цветообозначения представляют собой инварианты цветовой реальности, встроенные в язык на основе культуры народа. Показаны особенности проецирования цветовой реальности на языковую и первой из них является гипотеза Сепира-Уорфа. Сфера применимости языка задаётся граничными условиями, которые сформированы соответствующей областью жизнедеятельности. Язык отражает мир, потому что логическая структура языка идентична онтологической структуре мира. Гипотеза Сепира-Уорфа есть прямое следствие двойственности воспринимаемого цветового текста, при этом внешний контекст для каждого «Я» расширен не только до многообразия ситуаций, в которых пребывает субъект, а включает в себя
всё его мироощущение. Отмечаются другие особенностях проецирования цветовой реальности на культурно-языковую. Не всякому цвету в языке может быть сопоставлено какое-то слово-цветообозначение. Конституирование цветовых текстов каждым «Я» происходит непрерывно, но в коммуникативном пространстве при сообщении Другому своих переживаний «Я» вынужден прибегнуть к помощи языка, который по своей структуре дискретен. Возникает неопределённость в проецировании непрерывного на дискретное. Она влечёт за собой появление своеобразного посредника: это атлас цветов или иные специальные таблицы со цветообозначениями (стандарты), с помощью которых может быть произведено общепринятое обозначение цвета. В области цветонаименований различают шесть уровней точности с увеличивающимися от одного уровня к другому числом категорий цвета (Агостон). И только первые три из них могут иметь вербальное обозначение. На иных уровнях для точности цвета в вербальной передаче цветового сообщения требуется использование буквенно-цифрового кода. Витгенштейн говорит об указательном именовании цвета. Оно отличается от категорийного. Соотношение между цветом и его наименованием не одностороннее: «цвет» → «наименование цвета». Оно двустороннее. Действует обратная связь, данная в форме указания: указывая на цвет, «Я» называет его так-то. Цветообозначения действуют для больших групп цветов, когда цветам присваивается ярлык-цветообозначение или буквенно-цифровой код. Оно противоположно указанию, когда неизвестно как вообще назвать тот или иной цвет, в этом случае действует простое указание «вот этот». Обладая в интенции завершённой структурой цветовой текст, для «Я» отображается на языковые формы, завершённые в составе используемого языка. Цветообозначение в рамках языка не может быть произвольным. Неправильная сочетаемость имени существительного с именем прилагательным-колоративом в предложении приводит к неправильной (неадекватной) процедуре проецирования цветовой реальности на языковую. Это, в конечном счёте, приводит к непониманию соответствующих цветовых сообщений.
В третьем разделе второй главы 2.3. «Формы абстракции цветовой реальности в языке и категоризация цвета» говорится о формах абстракции цвета в культурно-языковой реальности. Категории цвета, образ и символ представляют собой формы абстракции, проявляемые в зависимости от граничных условий конституирования (проецирования на языковую, эстетическую или мифологическую реальности). Благодаря многообразию форм абстракции, цветовая реальность рассматривается с разной степенью детализации в зависимости от ситуации и поставленных задач в граничных условиях «умозрение» и «обсуждение». В цветовой реальности можно выделить три формы абстракции: 1) конкретность (указание), 2) категории цвета и, наконец, 3) цветность вообще (аналог онтологических «Всё» и «Ничто»).
Для каждой формы абстракции можно создать свой язык, действующий в нём и служащий, с одной стороны, для упорядочивания знания об объектах (язык для себя, для «Я»), а с другой стороны, для общения с Другим (Другими). Продуцирование цветового сообщения в «языке для себя» включает в себя: фиксацию цвета конкретным «Я» как цветового текста; проецирование на языковую реальность; подбор соответствующего цветонаименования. А продуцирование такого же сообщения в «языке для Другого (Других)» включает в себя более абстрактные операции: фиксация цвета как обобщения (общего для всех индивидов), проецирование языковой реальности на цветообозначения (категории цвета). Для того чтобы «Я» мог общаться с Другим (Другими) произведённое им проецирование воспринятого цвета должно быть соизмерено с объективно действующими правилами «коллективного восприятия». Последнее абстрагировано, обобщено, поэтому и в проецировании на языковые формы оно отображается на обобщённую форму: категории цвета. В интерсубъективности цвет, обозначаемый в языке как категория, приобретает свойство не только общности, но и некой непрерывности в пределах участка спектра, обозначаемого соответствующим цветонаименованием. Общность коммуникативного пространства позволяет средствами языка говорить о том, что «Я» и Другой (Другие) говорят об одном и том же цвете при обсуждении в рамках какой-то ситуации. При этом цвет в абстракции, общий в общении, не является конкретным цветом, а становится категорией.
Цветообозначение возникает в процессе категоризации. Конкретный цвет является экземплификатором категории цвета. Категории цвета следует рассматривать в относительности к контексту (внутреннему или внешнему), который имеется в виду в таком-то положении дел. Они бытийствуют как для «Я», так и для Других. Во внешнем контексте они проявляют себя в двух формах: категории цвета, конституируемые конкретным «Я» (приводят к абстракции и выражению цветовых текстов в языковой форме) и категории цвета, конституируемые в диалоге с Другим (Другими) (имеют место в коммуникации).
При неограниченном увеличении числа Других цвет обретает устойчивую форму, которая в языке обозначается через категорию цвета. Наличие Другого говорит о том, что в обсуждении цвет может передаваться в цветовом сообщении только как инвариант. Само употребление цветообозначений в языке есть деятельность по категоризации воспринимаемого цвета. Категория цвета бытийствует в одной из модальностей: 1) относительно «Я»; 2) относительно Другого; 3) относительно «здесь и сейчас» (с указанием на конкретный цвет или категорию); 4) относительно «там и тогда» (в обсуждении, воспоминании и т.д.). В рамках первой модальности категоризация вписана в образ действий любого человека. Вторая модальность категории цвета предполагает использование категорий цвета в языке через объективацию. И, наконец, последние две модальности. Категории цвета имеют место
«здесь и сейчас» производимом «Я» и Другим (Другими) в диалоге. Категория цвета относительно «там и тогда» применяется в историческом
аспекте.
В третьей главе «Онтология цвета в социальной жизни как методология проецирования цветовой реальности на социальную», состоящей из трёх разделов, показано как цветовая реальность проецируется на социальную, подчёркиваются особенности такого проецирования. В первом разделе 3.1. «Герменевтика цвета» формулируется методология проецирования цветовой реальности на социальную. Даётся представление о герменевтике цвета. Подчёркивается, что коммуникации производится с помощью цветовых сообщений. Цветовой текст относительно «Я» квазиподобен литературному или научному тексту. И для него также характерны процедуры понимания и интерпретации.
Коммуникация в цветовой реальности производится либо вербально (с помощью языка), либо практическими средствами (с помощью цветного рисунка, эскиза, зарисовки). Для адекватного общения необходим понятный всем язык. С его помощью производится удостоверение понимания цветового текста разными субъектами, оно производится только статистическим методом − путём опроса в рамках обыденного языка. Статистический результат, таким образом, становится символом метаязыка, применяемого для понимания объектов цветовой реальности. Действия Другого (его утверждения, поступки и т.д.) соответствуют тому, какой цвет он имеет в виду. Цвет – это социальное явление. Общество «производит» цвет, дает определение и наделяет смыслом, регламентирует его применение (Пастуро). Поэтому цвет является предметом изучения герменевтики, а не какого-то иного философского направления. Социальность цвета (обусловленность свойствами социальной реальности) имеет место в граничных условиях «обсуждение», «наблюдение» и «эксперимент» в модусе «относительно Другого (Других)». Цветовосприятие каждым «Я» «растворяется» во всеобщей публичности цвета. Если «Я» видит красный предмет, то вероятнее всего и Другой также видит этот предмет красным. В визуальном пространстве цветовой текст как целое достраивается в сознании на основе анализа многих факторов внешнего контекста подобно тому, как куб в мышлении достраивается до целого. Для каждого субъекта («Я») герменевтическое целое ограничено его горизонтом понимания (по Гадамеру). Взаимодействие герменевтических целых для разных субъектов, «прочитавших» один и тот же цветовой текст, создаёт основу для их взаимопонимания в диалоге.
Выделяются следующие особенности проецирования цветовой реальности на социальную: 1) понимание цветового текста происходит не
Герменевтика цвета – это многофакторная область
деятельности по пониманию и интерпретации цвета, действующая в коммуникативном пространстве, образованным «Я» (художник, творец) и
Другими (зрителями).
сразу, а в соответствии со временем экспозиции; 2) текст есть связная совокупность знаков; 3) ситуации в общественной жизни, так или иначе, вписаны в какие-то социальные контексты. Поэтому для «Я» цветовые тексты несут культурный и социальный смысл, определяемый конкретной ситуацией.
Понимание цвета в ситуации бытийствует в одном из модусов: его понимание «Я» «здесь и сейчас» или «там и тогда»; понимание цвета Другим (Другими) «здесь и сейчас» или «там и тогда». При этом, поскольку человек – это социальное существо, то понимание цвета изначально спроецировано на социальную реальность. Первый вид понимания есть понимание «для себя». Оно есть приравнивание внутреннего контекста цветового текста к внешнему в акте внимания, т.е. в связи с конкретной ситуацией. Понимание «Я» «там и тогда» есть воспоминание, припоминание, воображение, соизмерение воспринятого когда-то цветового текста с предубеждениями и предрассудками. Понимание Другими (Другими) «здесь и сейчас» относится к сфере коммуникации. Понимание Другим (Другими) цвета «там и тогда» относится к историзму, это понимание цвета, связанного с каким-то историческим событием.
Во втором разделе главы 3.2. «Смысл цветовых текстов и цветовой вывод» вводится понятие цветового смысла. Смысл цветового текста есть воспринимаемое зрителем («Я») соотношение визуального целого как законченного и всего того комплекса ситуативной детализации, который присутствует в рамках этого целого. Для цветовых текстов смысл строится на иерографической основе (в отличие от литературных текстов, в которых он строится на линейной основе). Принятый Другим (Другими) цветовой смысл есть качество, интегрированное из значений для каждого «Я». Такое качество приобретается цветовым текстом в момент достижения своей целостности (полноты) относительно «Я». Цвет имеет применение, благодаря чему приобретает в коммуникации то, что называется его значением (смыслом). В процедуре проецирования цветовой реальности на языковую, смысл проявляется в диалоге. Он распределён между субъектами, если каждый из субъектов понимает его адекватно (доверительно) и при этом может выразить его в языке так, что результат понимания каждым цветового текста будет идентичен (т.е. может различаться оттенками, но в рамках одной категории цвета). Такой смысл двойственен: во-первых, он понятен конкретному «Я» (автору, порождающему смысл), во-вторых, он доступен для понимания Другим. Распределённость смысла для Другого (Других) вмещает в себя горизонты понимания как Другого, так и Других. Нераспределённый в коммуникативном пространстве смысл цветового текста может быть понятен только самому его автору, но не Другому (Другим). Смысл в этом случае «закрыт» для последних. Для «вписанности» смысла в мир Другого необходимо объяснение. Процедура объяснения позволяет «вписать» цветовой смысл в миропонимание Другого.
Для «Я» сознательное восприятие цветового текста влечёт за собой особого рода иррациональный (в противоположность логическому) цветовой вывод. В понимании процесс образования целого (цветового текста, уже вписанного в ситуацию) представляет собой цветовой вывод. Для него важна завершённость полученного впечатления: соответствует ли она тому, что воспринял субъект, пребывая в своём горизонте понимания и его мироощущению. Цветовой смысл производится каждым отдельным «Я» в процессе визуализации. То, что сохраняется в цветовом тексте при изменении ситуации и может быть другими средствами передано в рисунке или в языке, представляет собой его смысл. Он отражает визуальное положение дел, зафиксированное, в том числе, с помощью объективных средств (фото- и видеофиксация). Для «Я» при восприятии повседневного цветового текста цветовой вывод будет нулевым, он порождает лишь тавтологию (отсутствие впечатления). Для произведений живописи цветовой вывод даёт конкретный результат: впечатление.
Непонимание для субъекта обусловлено отсутствием завершённости производимого им цветового вывода. Это означает, что цветовой смысл не достигнут. В коммуникации в момент передачи цветового смысла из-за различия горизонтов понимания субъектов, участвующих в диалоге, может происходить потеря его полноты. Цветовой смысл формируется только в том случае, если достигнута полнота (завершённость), что эквивалентно достижению целого в герменевтическом круге при восприятии визуального. Смысл цветового текста определяется в границах понимания, которые для каждого субъекта свои.
Третий раздел третьей главы 3.3. «Цветовые сообщения, доверие к ним и их интерпретация» посвящён исследованию вопроса: насколько «Я» может судить о том, что Другой видит тот же самый цвет. Об этом можем судить по его ответной реакции, в том числе вербальной. Суждение о том, что другой субъект видит такой же самый цвет, может носить лишь предположительный (вероятностный) характер (Витгенштейн). Цветовое сообщение, как результат проецирования цветового текста (автором («Я»)) на языковую реальность, незримо сопровождается понятием (представлением) о цвете. Цветовое сообщение есть локализованный в языковой реальности цветовой вывод, который имеет место в коммуникации. Доверие – это одна из особенностей проецирования цветовой реальности на социальную. В коммуникации передаваемые и воспринятые цветовые сообщения не могут быть идентичными, они всего лишь похожи. И в герменевтике цвета такая похожесть идентифицируется субъективно. Ввиду того, что цвет в герменевтике имеет социальное значение, то истинность цветовых сообщений понимается как мнение большинства (т.е. относительно Других). В момент обсуждения субъектом привносится субъективный момент: момент доверия или недоверия переданному сообщению. Тот факт, что «Я» не может проверить, воспринимает ли Другой тот же самый цветовой текст, что и «Я», говорит о том, что с герменевтической точки зрения цветовая реальность основана
на доверии между субъектами и может быть изучена на основе инвариантности категорий цвета. Доверие для «Я» есть оборотная сторона ожидания «правильности» верификации цветовых сообщений от Другого. «Я» доверяет Другому, поскольку его процесс верификации тождественен моему («Я») процессу верификации. Цветовой вывод для каждого индивидуума уникален. В интерсубъективности он объективирован и тем самым становится незаметным. Выделяем два вида доверия: относительно «Я» и относительно Другого (Других). В первом случае получаем доверие относительно «Я» (когда субъект, ожидая что-то увидеть в какой-то ситуации, появление цвета может расценивать как вероятное), во втором случае получаем доверие относительно Другого (цветовое сообщение передаётся от «Я» к Другому с вероятностью того, что Другой воспримет это самое сообщение адекватно). Другим аспектом вопроса о доверии является его «специализация» в модусах «здесь и сейчас» и «там и тогда». В этой связи важным моментом доверия при передаче цветовых сообщений является адекватность («здесь и сейчас») и историзм («там и тогда»).
Доверие проистекает из семантики возможных миров. Возможные миры бытийствуют в модусе «там и тогда». Семантика возможных миров в применении к цветности для «Я» и для Другого (Других) транслируется на основе верифицируемости, проблематики истинности цветовых сообщений. Мнение большинства − это совокупность реализованной возможности в текущей ситуации верифицируемого цветового сообщения, данного относительно Другого (Других). В этом случае, множество возможных миров, которые только могут быть в этом положении дел, пересекаются в той части, которая составляет для них один общий исход развития ситуации, выражаемый в общем для них обозначении через категорию цвета. Мнение большинства – это уже не возможный, а действительный мир.
Семантика возможных миров зависит от различий в восприятии цвета: как субъективности (относительно «Я»), так интерсубъективности (относительно Других). С точки зрения семантики для «Я» действительный цветовой текст – это такой, который приобретает своё значение в цветовом выводе. В коммуникации вербально реализуется не конкретный цвет («вот этот»), а категории (абстракции). С семантикой возможных миров тесно связана процедура интерпретации цветового текста, продуцируемая «Я». «Я» в процессе визуализации производит операцию завершения герменевтического круга в рамках своей субъективности по «собственному маршруту». Поэтому такая интерпретация целиком зависит от его горизонта понимания.
В Заключении подводятся общие итоги диссертационного исследования и делаются обобщающие выводы.
Основные идеи диссертации отражены в следующих публикациях автора.

Актуальность темы исследования. Цвет – это сложный феномен,
важнейшее свойство окружающего нас визуального пространства.
Многочисленные исследования цвета затрагивают вопросы, связанные с его
влиянием на человека, на общество, на культуру в целом. В последнее время
с развитием когнитивных исследований стало очевидно, что цвет,
проявляющийся в разных ситуациях (в повседневной жизни, в социальной и
культурной сфере и т.д.), оказывает более важное влияние на человека, чем
это предполагалось ещё не так давно. И такое влияние зависит как от
параметров самой ситуации, как и от состояния самого человека-зрителя (Б.
Лотто, К. Мокси и др.).
В аспекте современных когнитивных исследований очевидно, что цвет
предметов формируется в сознании субъекта на основе анализа многих и
многих факторов. Цвет, как таковой (сам по себе) в природе не существует.
Во-первых, он появляется лишь при освещении, во-вторых, то, каким будет
цвет предмета, зависит не только от того, какой цвет предмет отражает, но и
от того, на каком фоне изучаемый предмет находится и от того, в каком
состоянии сам зритель воспринимает цвет предмета. В силу этого ясно, что
сущность цвета заключается в особых субъект-объектных отношениях. Но
каковы эти отношения, в чём их особенность и благодаря чему цвет
оказывает на человека влияние? В настоящее время эти вопросы
исследованы лишь с точки зрения психологии, лингвистики, культурологии и
некоторых других специальных наук, в которых применяются свои методы
изучения. При всём обилии и многообразии исследований в области
цветоведения очень мало работ, посвящённых изучению сущности цвета. Мы
знаем о разностороннем влиянии цвета на культуру и язык народов, а для
индивида в повседневности – на ощущения вкуса, тяжести, холода и теплоты.
В социальной жизни цвет незримо влияет на общество (в политической
жизни, в коммерции и т.д.). Но если цвет, как феномен, имеет такое важное
значение в нашей жизни, можно ли о нём говорить не в аспекте его частных
проявлений, а как о целом, которое реализует себя в разной мере в
зависимости от специфики подходов?
В рамках когнитивной парадигмы назрела необходимость изучить цвет
как целое, которое проявляется по-разному в разных ситуациях; как
онтологическую сущность, реализация которой в опыте обусловлена
феноменологической связкой «субъект–объект». Изучение цвета как целого
приводит нас к его философскому осмыслению, ибо, по словам Э. Гуссерля,
учение о целом есть философия1. А «всякая философия <…> по существу не
может быть ничем иным, как онтологией»2. Как справедливо пишет А. А.
Исаев, «…цвет должен быть рассмотрен, прежде всего, как феномен бытия, а,
если быть <…> более точным, как феномен реальности»3. В силу всего
сказанного, несомненна актуальность изучения сущности цвета с точки
зрения именно онтологии, как учения о сущем и бытии. Настоящее
исследование вносит вклад в решение вопроса о том, что есть сущность
цвета, каково его бытие для человека и для общества.
Степень разработанности проблемы. Выделим четыре направления,
в русле которых изучался и изучается в настоящее время феномен цвета.
1. Метафизическое направление. Развивалось с древнейших времён.
Оно оказало влияние на естественнонаучное направление. Цвет присущ
первоэлементам (Эмпедокл)4, его «воспринимали <…> как вещество»5.
Платон полагал, что цвет – это «пламя, струящееся от каждого отдельного
тела и состоящее из частиц, соразмерных способности нашего зрения
ощущать»6. Демокрит считал, что цвет – это впечатление7. Аристотель
подчёркивал, что цвет не существует без света8. Авиценна считал, что цвет –
Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. №3. С. 104.
2
Франк С. Л. Душа человека // Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. С. 429.
3
Исаев А. А. Реальности бытия цвета // Science Time. 2015. №12 (24). С. 294.
4
Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп, АСТ, Астрель, 2005. С. 51.
5
Юрьева А. И. Эстетические парадоксы цвета в Античности // Вестник МГОУ. Серия «Философские
науки». 2012. № 4. С. 74.
6
Платон. Тимей // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. С. 119.
7
Лурье С. Я. Демокрит. Л.: Наука, 1970. С. 329.
8
Аристотель. Метафизика. О душе // Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1976. 550 с.
это то, что светит в предмете, но не производит света9. Позднее в изучении
цвета стал доминировать мифологический и религиозный аспект (Я. Бёме, Э.
Сведенборг, П. А. Флоренский и др.). С религиозной точки зрения цвет имеет
божественное предназначение. Множество цветов подтверждает
безграничность атрибутов Бога10. Религиозно-мифологический аспект цвета
традиционен и для древних восточных культур (Упанишады, Васубандху и
др.). По мнению Н. В. Серова, сущность цвета заключается в архетипах,
которые связаны с языком цвета и бытийствуют в культуре на протяжении
многих веков11. Эти представления положены в основу разработанной им
теории хроматизма12.
2. Естественнонаучное направление: цвет как физическое,
физиологическое явление, как ощущение. Начиная с XVII века, цвет
понимался как следствие вращения корпускул («шариков»), истекающих от
тел в наши глаза13; как движение эфирных частиц14, как результат
взаимодействия света и не-света15, как способность предметов отражать
падающие на него лучи, изначально наделённые каким-либо цветом16, как
ощущение (Э. Б. де Кондильяк, И. Ньютон, А. Шопенгауэр и др.). «Цвет есть
<…> видоизменение изображения посланного и воспринятого света»17. По
словам Т. Гоббса, «цвет есть свет, но нарушенный, произведённый
натолкнувшимся на помеху движением»18. В современную эпоху цвет
понимается как форма восприятия света19; он заключает в себе
Ибн Сина. Книга о душе // Ибн Сина. Избранные философские сочинения. М.: Наука, 1980. С. 407.
10
Бонавентура. Путеводитель души к Богу. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1993. С. 65.
11
Серов Н. В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. СПб, Речь, 2004. С. 14.
12
Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: Васильевский остров, 1990. 352 с.
13
Декарт Р. Описание человеческого тела. Трактат об образовании животного / Декарт Р. Избранные
произведения. М.: ГИПЛ, 1950. С. 570.
14
Ломоносов М. В. Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее, в публичном
собрании Императорской Академии наук июля 1 дня 1756 года говорённое Михайлом Ломоносовым /
Ломоносов М. В. Избранные труды по химии и физике. М.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 312.
15
Шеллинг Ф. В. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. С. 214.
16
Локк Дж. Элементы натуральной философии / Локк Дж. Сочинения в 3-х т. Т. 2. М. Мысль, 1985. С. 514.
17
Бэкон Ф. В. Новый органон. М.: СОЦЭКГИЗ, 1938. С. 141.
18
Гоббс Т. Основ философии часть первая. О теле / Гоббс Т. Собрание сочинений в 2 томах. Т. 1. М.:
Мысль. 1989. С. 213.
19
Логвиненко А. Д. Чувственные основы восприятия пространства. М. МГУ, 1985. 223 с.
комбинированное воздействие на человека20. Наряду с пониманием сущности
цвета как физического явления, здесь большое внимание уделяется
раскрытию феномена цвета в его восприятии.
3. Психологическое направление в изучении цвета. Родоначальником
этого направления считают И. Гёте, он впервые обратил внимание на
психологический аспект в сущности цвета. В настоящее время феномен цвета
связывают с сознанием человека (Б. А. Базыма, Г. Браэм, Дж. Брунер, М,
Люшер, А. П. Рац, П. В. Яньшин и др.). Цвет есть продукт работы мозга.
Цвет, подобно красоте, рождается в сознании зрителя21. На формирование
цвета влияют воспоминания и даже настроение. Визуальное изучается с
точки зрения его встроенности в поток сознания: Г. Бем, Б. Лотто, К. Moкси,
М. Мерло-Понти, Дж. Элкинс и др. Таким образом, феномен цвета в
контексте психологического направления рассматривается как имеющий
важнейшее психолого-эмоциональное влияние, он встроен в поток сознания
человека.
4. Культурно-лингвистическое направление. Цвет изучался и изучается
с точки зрения его влияния на культуру и язык народов (К. Бауэрн, Н. Блок,
Б. Берлин, Т. А. Ван Дейк, А. П. Василевич, А. Вежбицкая, В. Гумбольдт, П.
Кей, С. В. Кулинская, В. Г. Кульпина, Дж. Лакофф, Е. А. Макарова, Э. Сепир,
Б. Л. Уорф, Р. М. Фрумкина, и др.), и с точки зрения его влияния на
социальную жизнь (Ю. А. Грибер, Дж. Л. Кайвано, Ж.-П. Ланкло, Р. Маклори
и др.), как феномен природно-культурного дуализма (И. В. Кондаков и Л. Б.
Брусиловская), и как эстетический феномен (Н. В. Волков, И. Иттен, Н. А.
Кормин и др.). Феномен цвета изучался и изучается многопланово. Он имеет
важное значение в культуре и религии. С точки зрения эпистемологии о
феномене цвета в историческом развитии (как парадигмах) пишут А. А.
Тонквист Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы // Проблема цвета в
психологии. М.: Наука, 1993. С. 7.
21
Ложкин Л. Д. Цвет, его измерение и восприятие // Физика волновых процессов и радиотехнические
системы. 2012. Т. 15. №3. С. 110−122.
Исаев и Д. А. Теплых. Указанные выше четыре направления в изучении
цвета нашли своё отражение в их книге22.
Выше мы обозначили несколько направлений в изучении цвета как
феномена в целом. Однако, в каждой отдельной ситуации цвет проявляет
себя по-разному. Он изучается с различных точек зрения: 1) как
непосредственное восприятие (Р. Арнхейм, В. А. Барабанщиков, Ю. Г.
Бурыкин, Н. Н. Волков, С. М. Даниэль, И. Иттен, Б. Лотто и др.); 2) цвет в
воспоминании и в представлении (Д. А. Бакеева, Я. Балека и др.); 3)
объективное наблюдение цвета (К. Ауэр, Р. М. Ивенс, В. Оствальд, Ч.
Пэдхем, Дж. Сондерс, Г. Фрилинг и др.) и 4) измерение цветовых
характеристик (Ж. Агостон, Л. Д. Ложкин, Г. Цойгнер и др.). При этом
возникающие в соответствующих ситуациях представления о цвете будут
различаться.
Цвет исследован как физическое явление, оказывающее влияние на
человека в различных ситуациях не только в физиологическом плане, но и
как источник психологических, эмоциональных и эстетических переживаний.
Цвет влияет на человека и на общество в разной мере в зависимости от
ситуации и от состояния самого общества (М. Пастуро, Ю. А. Грибер и др.)
или конкретного зрителя (Б. Лотто и др.). Очевиден пробел в исследовании
цвета: несмотря на многообразие форм влияния и проявлений цвета в
различных ситуациях, сама сущность цвета остаётся загадкой. В настоящем
исследовании используется концепция предикации существования цвета;
выявляется сущность цвета, как феномена особого рода цветовой реальности,
исследуется её влияние на две наиболее значимых реальности для человека:
культурно-языковую и социальную. Поскольку цвет предметов возникает в
сознании субъекта, то сущность цвета наиболее адекватно может быть
изучена с позиций феноменологического подхода.
Объект исследования: цветовая реальность.
Исаев А. А., Теплых Д. А. Философия цвета. Феномен цвета в мышлении и творчестве. М.: Флинта, 2016.
180 с.
Предмет исследования: онтология цвета, определяемая через
методологию проецирования цветовой реальности.
Цель исследования: раскрыть онтологию цвета как методологию
проецирования цветовой реальности на иные виды реальностей.
Задачи исследования:
1) сформулировать понятие о цветовой реальности и представление о
цвете в конкретной ситуации как о цветовом тексте (для конкретного «Я») и
как о цвете (для Другого (Других)), выявить особенности цветового текста;
2) охарактеризовать конституирование цвета в ситуации и обосновать
зависимость воспринимаемого цвета как от параметров самой ситуации, так
и от характеристик субъекта («Я» или Другого (Других)); описать бытие
предикации существования цвета;
3) раскрыть формы абстракции цветовой реальности и обозначить
данность и определённость цвета; рассмотреть феномен восприятия цвета;
4) сформулировать методологию проецирования цветовой реальности
на культурно-языковую, обосновать роль инвариантов;
5) выявить особенности проецирования цветовой реальности на
языковую и показать роль цветообозначений при таком проецировании;
6) охарактеризовать формы абстракции цветовой реальности в языке,
описать категоризацию цвета как следствие проецирования цветовой
реальности на языковую;
7) сформулировать положения герменевтики цвета как методологии
проецирования цветовой реальности на социальную;
8) эксплицировать смысл цветовых текстов и цветовой вывод;
9) описать средства коммуникации в цветовой реальности (цветовые
сообщения) и их особенности (доверие, верификация, интерпретация), в том
числе в аспекте семантики возможных миров.
Методологическая основа исследования
Многообразие проявления цвета в нашей жизни обусловило
применение комплексного подхода, совмещающего методологию
структурализма, герменевтики и феноменологии. В частности, понимание
цвета как текста потребовало обращения к методологии структурализма и
постмодернизма (Ю. М. Лотман, У. Эко и др.). В разных проявлениях цвета
она помогла выделить сходные черты, предполагающие наличие структуры.
Другой методологической основой исследования является
феноменологическая концепция соотношения субъекта и объекта (Ф.
Брентано, Э. Гуссерль и др.) и сопоставление «Я» – Другой (М. М. Бахтин, Э.
Левинас, М. Мерло-Понти и др.). Это позволило выявить структуру
цветового текста, конституируемого в ситуации как «Я», так и Другим
(Другими). Анализ сущности цвета, как социального явления, базируется на
герменевтическом подходе (Г. И. Богин, Х.-Г. Гадамер, П. Рикёр и др.). Для
достижения целостности изложения используются также функциональный
подход и принцип интегральности. В процессе работы были использованы
научные методы, соответствующие содержанию работы и комплексу
поставленных задач: описательный, сравнительно-сопоставительный метод.
Научная новизна исследования определятся следующими
результатами.
1. Сформулировано понятие цветовой реальности и представление о
цвете в конкретной ситуации как цветовом тексте (для конкретного «Я») и
как цвете (для Другого (Других)); выявлены отличия цветового текста от
литературного и научного.
2. Охарактеризовано конституирование цвета в ситуации и выявлена
зависимость цвета от параметров ситуации и от характеристик самого
субъекта; описано бытие предикации существования цвета.
3. Раскрыты формы абстракции цвета: цветность, категории,
конкретный цвет; при этом конкретность цвета определена через его
данность и определённость (вот-бытие и так-бытие цвета); цветность
определена как отсутствие данности цвета в ситуации; категории цвета – как
средство коммуникации; рассмотрен феномен восприятия цвета.
4. Сформулированы положения методологии проецирования цветовой
реальности на культурно-языковую и другие, показана роль инвариантов при
таком проецировании.
5. Выявлены особенности проецирования цветовой реальности на
языковую: соответствие именований цвета условиям бытия народа (гипотеза
Сепира-Уорфа); неопределённость в отображении; точность отображения,
выражаемая через цветообозначение; двусторонность обозначения цвета;
завершённость в отображении; правила сочетаемости имён существительных
с цветообозначениями.
6. Описаны формы абстракции цветовой реальности в языке:
конкретный цвет, категории цвета в языке и цветность; описано их бытие в
предикации существования.
7. Сформулированы положения герменевтики цвета как методологии
проецирования цветовой реальности на социальную, ориентированную на
решение теоретических и практических проблем, связанных с
коммуникацией цветовыми сообщениями, их верификацией и доверием
между субъектами при их обмене цветовыми сообщениями.
8. Определены: смысл цветовых текстов как результат образования
целого, а также цветовой вывод как процесс образования смысла цветового
текста.
9. Описаны цветовые сообщения как средство коммуникации в
цветовой реальности; выявлены их особенности (доверие к цветовым
сообщениям, их верификация и реализация в семантике возможных миров).
Теоретическая значимость исследования. Проведённое
исследование позволяет внести вклад в следующие направления онтологии и
теории познания:
1) структура бытия, реальности, существования и его онтологические
критерии; соотношение объективной и субъективной реальности;
2) материальное, духовное и идеальное в природных и социальных явлениях;
формы идеализации и абстрагирования в науках;
3) социальная онтология человеческого бытия, ее соотношение со
структурой, проблемами и достижениями в области социальной
философии;
4) специфика индивидуального, коллективного и социального познания в
современную эпоху; изменение субъекта познания во взаимоотношении со
все усложняющимися объектами и процессами;
5) перспективы развития и взаимного обогащения онтологии, гносеологии и
методологии познания в прогрессе науки и техники.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Цветовая реальность определяется тривиально как совокупность
объектов, для которых существенным свойством в многообразии ситуаций
становится свойство «быть цветным» (или его модификации). Для субъекта в
его акте внимания (в ситуации) цветовая реальность актуализируется как
цветовой текст. Она состоит из неисчислимого множества цветовых текстов,
структур, каждая из которых для «Я» разделяется на два элемента:
внутренний контекст (по своей природе константный, доступный как для
«Я», так и для Другого (Других)) и изменяющийся внешний контекст,
зависящий только от текущей ситуации (освещённость, угол зрения, близость
и т.д.). Цветовой текст в отличие от других текстов (литературного, научного
и т.д.) имеет свои особенности.
2. Цвет в ситуации конституируется в одном из четырёх модусов:
относительно «Я» «здесь и сейчас» и «там и тогда», относительно Другого
(Других) «здесь и сейчас» и «там и тогда». Способы бытия цвета в указанных
модусах различны. В ситуации цвет задан в одном из следующих граничных
условий: «умозрение», «обсуждение», «наблюдение» или «эксперимент».
Способы познания цвета в ситуации напрямую зависят от его модуса и от
указанных граничных условий.
3. Формами абстракции цвета являются: цветность, категория цвета,
конкретный цвет. Цветность конституируется при незаданном внешнем
контексте цветового текста в ситуации. Категории цвета имеют значение в
коммуникации. Конкретность цвета выражается через определённость и
данность. Определённость выражается через соответствующие дефиниции
(вот-бытие цвета). Между тем, данность цвета есть то, что познаётся
субъектом («Я») «здесь и сейчас». Восприятие цветового текста
формализуется с помощью граничных условий восприятия. Они описывают
физиологические, психологические, эмоциональные и другие особенности
субъекта («Я»).
4. Методология проецирования цветовой реальности на любую другую
заключается в процедуре наложения свойства «быть цветным» на актуальное
свойство объекта в текущей ситуации. Цвет в ситуации приобретает
характерные для этого объекта свойства. Цветовая реальность имеет
инварианты, в которых её свойства остаются неизменными на протяжении
долгого времени. В языке инвариантами являются категории цвета, в
культуре – обычаи и традиции, в которых важное значение имеет цвет. В
коммуникации в силу наличия инвариантов становится возможной передача
цветового сообщения от «Я» к Другому (Другим).
5. Особенностями проецирования цветовой реальности на языковую
являются: соответствие именований цвета условиям бытия народа (гипотеза
Сепира-Уорфа); неопределённость в отображении; точность отображения,
выражаемая через цветообозначение; двусторонность обозначения цвета;
завершённость в отображении; правила сочетаемости имён существительных
со цветообозначениями. Цветообозначения – это инварианты цветовой
реальности, встроенные в язык на основе культуры народа. Они возникают в
процессе категоризации.
6. В языке цветовая реальность имеет три формы абстракции: 1)
конкретность цвета; 2) категории цвета и 3) цветность вообще. Конкретный
цвет является экземплификатором категории цвета. Категории цвета следует
рассматривать в относительности к контексту (внутреннему или внешнему),
который имеется в виду в таком-то положении дел. Категории цвета
бытийствуют в одном из четырёх модусов. Цветность представляет собой
универсум, внутри которого и происходит какая-либо визуализация. Для
каждой формы абстракции можно создать свой язык, действующий в нём и
служащий для упорядочивания знания об объектах и для общения с Другим
(Другими). Цвет абстрагируется в зависимости от ситуации и поставленных
задач.
7. Герменевтика цвета – это многофакторная область деятельности по
пониманию и интерпретации цвета, действующая в коммуникативном
пространстве, образованном в диалоге между «Я» (художник, творец) и
Другими (зрителями). Она выражает методологию проецирования цветовой
реальности на социальную. Герменевтика цвета изучает следующие аспекты:
коммуникация цветовыми сообщениями, их верификация, доверие,
социальность цвета, статистический и объективный методы изучения цвета и
т.д. Цвет – это, прежде всего, социальное явление. Социальность цвета
происходит из самой возможности коммуникации в обществе цветовыми
сообщениями. Важным аспектом социальности цвета является её
педагогическая составляющая. В визуальном пространстве цветовой текст
как целое достраивается в сознании на основе анализа многих факторов до
момента достижения полноты. Фиксацию цвета можно интерпретировать как
момент достижения такой полноты. Для каждого субъекта («Я»)
герменевтическое целое ограничено его горизонтом понимания. Понимание
зависит от времени визуализации, связано с пониманием других цветовых
текстов в рамках одной тематически цельной совокупности ситуаций,
обусловлено культурной и социальной нагрузкой. Понимание цвета, как и
сам цвет, в ситуации также бытийствует в одном из четырёх модусов.
8. Смысл цветового текста есть воспринимаемое зрителем («Я»)
соотношение визуального целого как законченного и всего того комплекса
ситуативной детализации, который присутствует в рамках этого самого
целого. Цветовой смысл строится на иерографической основе, как
построение визуального целого. Смысл цветового текста определяется
условиями применения в обществе, а также назначением (то, что имеет в
виду его автор), его контекстом, вписанностью в ситуацию. Появление
смысла цветового текста является одной из особенностей проецирования
цветовой реальности на социальную. Он проявляется в диалоге и постигается
в ходе его понимания как результат цветового вывода, т.е. как полученное
впечатление. Цветовой вывод производится каждым отдельным «Я» в
процессе визуализации.
9. Обмен мнениями в цветовой реальности производится с помощью

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Существование и относительность. Модусное представление предикации существования
    В.Г. Кузьмин // Философская мысль. – 2– No – С. 60−DOI: 25136/2409- 8226[Электронный ресурс] URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=26926 (1,58 п.л.).Кузьмин, В.Г. Цветовая реальность: свойства и относительность / В.Г. Кузьмин // Философская мысль. – 2– No – С. 16−DOI: 25136/2409-8226[Электронный ресурс] URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=26723 (1,5 п.л.).Публикации в научных сборниках, материалы конференций
    ✍️ Журнал
    Язык живописи и герменевтика цвета: феноменологический аспект
    В.Г. Кузьмин // Философия и культура. – 2– No 9 (141). – С. 40−DOI: 7256/2454- 0230[Электронный ресурс] URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30948 (1,35 п.л.).Кузьмин, В.Г. Двойственность понимания как соотношение внутреннего и внешнего контекстов. Смысл и граничные условия понимания / В.Г. Кузьмин // Философская мысль. – 2– No – С. 75−DOI: 25136/2409-8230[Электронный ресурс] URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30159 (1,05 п.л.).
    Относительность цвета сквозь призму абстракции
    В.Г. Кузьмин // География искусства: расширение горизонтов. Сборник статей / отв. ред. и сост. О.А. Лавренова. М.: Институт кино и телевидения (ГИТР) – 2– С. 376–384 (0,56 п.л.).Кузьмин, В.Г. Понимание цвета «в малом» и «в целом». Идентификация цветового текста / В.Г. Кузьмин // Первый всероссийский конгресс по цвету: сборник тезисов / под ред. Ю.А.Грибер, В.М. Шиндлер. М.: Согласие. – 2– С. 38−39 (0,11 п.л.).
    О некоторых особенностях понимания в образовательном процессе с точки зрения герменевтики
    В.Г. Кузьмин // Социальные трансформации: сборник научных статей / отв. ред. А.Г.Егоров. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2– Вып. 29: Социогуманитарное образование: состояние, тенденции, перспективы. – С. 100–110 (0,69 п.л.)

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету