Политика Европейского союза в странах Южного Кавказа: фактор нормативной силы

Айвазян Анна Степановна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение …………………………………………………………………………………………………… 2

Глава 1. Концептуализация роли ЕС в качестве нормативной силы………….. 23
1.1. Нормативный компонент внешней политики ЕС ………………………………… 23
1.2. Теоретические основания исследования …………………………………………….. 43

Глава 2. Политические форматы сотрудничества ЕС и стран Южного
Кавказа…………………………………………………………………………………………………….. 50
2.1. Значение Глобальной стратегии ЕС по внешней политике и пересмотра
Европейской политики соседства ЕС для стран-партнеров ………………………………. 50
2.2. Россия и ЕС в регионе Южного Кавказа …………………………………………….. 65
2.3. Взаимодействие ЕС со странами Южного Кавказа: от единообразного
подхода к дифференциации ……………………………………………………………………… 82

Глава 3. Влияние фактора нормативной силы на взаимоотношения ЕС и
стран Южного Кавказа …………………………………………………………………………… 112
3.1. Роль ЕС в продвижении демократических реформ в странах Южного
Кавказа…………………………………………………………………………………………………… 112
3.2. Нормативная сила ЕС и рост благосостояния граждан ……………………… 132
3.3. Фактор нормативной силы в сфере региональной безопасности ……….. 150

Заключение …………………………………………………………………………………………… 170

Список литературы……………………………………………………………181

Во введении обосновывается актуальность исследования;
устанавливаются объект, предмет, цели и задачи диссертации; определяется
степень разработанности темы; характеризуется теоретико-методологическая
основа исследования и обозначается степень научной разработанности
проблемы; предлагается обзор источниковой базы исследования.
Первая глава диссертации «Концептуализация роли ЕС в качестве
нормативной силы», состоящая из двух параграфов, посвящена эволюции
концепции нормативной силы во внешней политике ЕС. В первом параграфе
автор выявляет нормы, составившие основу внешней политики ЕС, а также
анализирует изменения, коснувшиеся этих норм сквозь различные этапы
становления ЕС в качестве глобального актора. В этой части работы
прослежена связь между формированием ЕС как интеграционного проекта и
ответвлением неолиберализма как отдельной политической теории и
идеологии, приведены основные положения неолиберальной теории, на
которых базируется концепция нормативной силы.
Вовторомпараграфепредставленытеоретическиеоснования
исследования. Автор анализирует основные публикации по европеизации и
европейской интеграции, развитию стран постсоветского пространства,
региональные исследования, на которые опирается диссертация.
Теоретические наработки авторов в рамках институциональной теории
позволяют судить о непрямых способах воздействия ЕС на третьи страны,
включая механизм экстернализации, когда ЕС косвенно влияет на принятие
внешними акторами решений о выгодах и издержках в силу своего
непосредственного присутствия; а также процессы имитации европейских
практик и институтов. Среди факторов, определяющих способность
политических институтов к адаптации тех или иных норм: наличие игроков с
правом вето в парламентах и правительствах стран, готовность формальных
институтов использовать внутренние ресурсы для запуска реформ, наличие
«агентов изменений», способных формировать коллективные представления
о норме и политическую культуру страны.
Оценка действенности применения нормативной силы в реализации
внешней политики ЕС требует анализа расхождения между ожиданиями
акторов внутри и вовне ЕС по поводу исполняемой им роли и реальными
возможностями ЕС. Таким образом, ресурсы ЕС, претендующего на
осуществление нормативной силы, должны соответствовать исходящему
запросу взаимодействующих с ним игроков.
Вторая глава «Политические форматы сотрудничества ЕС и стран
Южного Кавказа», состоящая из трех параграфов, включает подробный
анализ взаимоотношений ЕС с каждым из южнокавказских государств на
разных этапах развития. В главе также приведена характеристика позиции
России в регионе.
В первом параграфе автор выделяет основы партнерства Европейского
союза со странами Южного Кавказа, закрепленные в Политике соседства и
Глобальной стратегии ЕС по внешней политике и политике безопасности.
Рассмотрены сложности, с которыми сталкивается ЕС в реализации
программ сотрудничества со странами региона: проблемы координации,
целеполагания, результативности подобных инициатив. Важное значение
имеет и общая внешнеполитическая ситуация, значительно затруднившая
продвижение европейской интеграции как одного из векторов развития
южнокавказских государств.
Пересмотр Политики соседства ЕС в 2015 г., принятие новой
Глобальной стратегии ЕС «Общее видение, единый подход: сильная Европа»,
пришедшей на смену Европейской стратегии безопасности 2003 г., отражают
важный этап становления внешней политики ЕС по отношению к странам-
соседям.Главноеизменениезаключаетсявусилениироли
внешнеполитических интересов ЕС при формировании программных
инструментов взаимодействия со странами-соседями.
ВнутреннийаудитПолитикисоседстваЕСпоказал,что
использованныестимулынедостаточныдлязначимыхструктурных
преобразований в странах-партнерах. Существующие риски стабильности
далеконевсегдасоотносятсясповесткойдолгосрочного
институционального развития.
Во втором параграфе дана характеристика позиции России на Южном
Кавказе. Россия проводит в регионе рациональную и прагматичную
внешнюю политику, ориентированную на взаимные интересы стран. Вместе
с тем каждая из трех стран Южного Кавказа придерживается разных моделей
взаимодействия, так или иначе сохраняющих принцип многовекторности
внешней политики. Армения является полноправным членом Евразийского
экономического союза, СНГ и ОДКБ, сотрудничество с Россией для страны
носит стратегический характер. При этом Армения продолжает развивать
отношения с ЕС как донором институциональных реформ. Азербайджан
придерживается позиции неприсоединения к интеграционным группировкам,
сохраняя членство в СНГ. Несмотря на важность России в качестве торгового
партнера,сотрудничествоРоссиисГрузиейвстречаетмножество
политических препятствий, связанных с поддержкой Российской Федерацией
независимости Осетии и Южной Абхазии, что в официальных заявлениях
грузинских политиков расценивается как прямая угроза безопасности
страны.
В условиях конфронтационной риторики между Россией и ЕС страны
Южного Кавказа вынуждены выстраивать собственную дипломатическую
позицию, которая позволила бы им сотрудничать с обоими акторами.
Несмотря на то что области обмена технологиями, научного, гуманитарного,
образовательного сотрудничества не являются для России приоритетными,
именно в этих сферах интеграционным проектам, инициированным Россией,
приходится конкурировать с ЕС и в странах Южного Кавказа.
В третьем параграфе проанализированы отношения ЕС с Грузией,
Арменией и Азербайджаном на современном этапе, обозначенные тремя
сценариями: ассоциацией с ЕС; расширенным партнерством с ЕС; не
вхождением страны в какие-либо политические блоки. Важно заметить, что
все три указанных сценария зависимы от общей ситуации в сфере
международныхотношений,действийдругихакторовврегионе,
конкуренциимежду различнымиполитическимисиламивстранах,
изменений во внешней политике самого ЕС и др. Таким образом, ни одна из
указанных моделей не является непреложной, но обозначает существующую
тенденцию.
Третьяглава«Влияниефакторанормативнойсилына
взаимоотношения ЕС и стран Южного Кавказа», состоящая из трех
параграфов, посвящена анализу влияния нормативной силы ЕС в трех
областяхвзаимодействия:всфередемократическихреформ,роста
благосостояния граждан и в области региональной безопасности.
В первом параграфе поставлен вопрос о практике осуществления
демократических реформ, их результатах и ограничениях в рамках
партнерства ЕС со странами Южного Кавказа.
Сотрудничество ЕС и стран Южного Кавказа в сфере демократических
реформ в течение всего периода взаимоотношений не предусматривало
трансформацию политических режимов в качестве конкретной задачи.
Акцент был смещен на адаптацию европейских практик, их заимствование
государственнымиинституциямистран, диалогс населениемчерез
поддержкуорганизацийгражданскогообщества.Такойподход
продемонстрировал признание самим Евросоюзом ограниченности своего
влияния в странах-партнерах.
Опыт Армении и Азербайджана указывает на то, что, даже не заявляя о
приверженности демократии либо частично выполняя свои обязательства по
соглашениям,онимогутпродолжатьсотрудничествосЕСна
взаимовыгодных условиях. Таким путем две указанные страны смогли
сохранить многовекторность своей внешней политики, не беря на себя чрез-
мерный груз обязательств. Внешняя политика Грузии, наоборот, основана на
европейской интеграции как основном направлении развития страны.
Второй параграф посвящен нормативному влиянию ЕС и росту
благосостоянияграждан.ОсуществлениевнешнейполитикиЕСв
соседствующих странах предполагает рост благосостояния граждан в
странах-партнерах. Именно в этом выражена нормативная часть торговой
политики ЕС, культурных и образовательных проектов, диалогао
либерализации визовых режимов. Преимущества следования европейской
модели устройства экономики, общественной жизни, согласно подобному
вѝдению, должны быть очевидны в повседневной жизни населения.
Масштаб проводимых ЕС программ и инициатив в странах региона
беспрецедентен:Евросоюзпредлагаетюжнокавказскимгосударствам
обширный спектр направлений сотрудничества. ЕС поддерживает как
точечные проекты, так и более масштабные государственные программы
реформ.
В то же время можно наблюдать, что существенного скачка в развитии
экономик стран не происходит, что относится и к ситуации в Грузии. Это
связано с большим объемом регулирующих торговую деятельность правовых
документов, технических стандартов и регламентов, адаптация которых
потребовала большого периода времени. Государственные институты стран и
местные акторы оказались не осведомлены о том, каким образом могут быть
получены выгоды от участия в различных проектах, поддерживаемых ЕС.
Во многих инициативах заметен отрыв Грузии от Армении и
Азербайджана по объему получаемых от ЕС средств и по числу участников
программ. Наименее вовлеченным оказался Азербайджан, не проявляющий
активного участия, однако и не нуждающийся во внешнем финансировании в
той мере, в которой это актуально для Армении и Грузии.
В третьем параграфе дана оценка влиянию ЕС в сфере региональной
безопасности и мирного разрешения конфликтов, что является важной
частью соглашений ЕС со странами региона Южного Кавказа.
С момента обретения независимости страны региона прошли сквозь
череду конфликтов, на долгое время закрепивших военную безопасность в
качестве ключевого приоритета любой политической элиты, оказывающей у
власти. Речь идет о непризнанных республиках: Нагорном Карабахе, Абхазии
и Южной Осетии. С 2008 г. в регионе нарастает конфликтный потенциал и
тенденция к фрагментации. Долгосрочного решения этой проблемы не
предложил ни один международный актор, включая ЕС.
Страны региона заинтересованы в решении территориальных споров и
определениистатусаде-фактогосударств;международныеакторы
воспринимают процесс урегулирования конфликтов как сохранение статус-
кво и отсутствие военных столкновений. Попытка ЕС использовать привязку
сотрудничества со странами-партнерами к условию мирного разрешения
конфликтов не удалась: у каждого из государств нашлось достаточное
количество аргументов в пользу собственной позиции, не противоречащей
идеалам защиты прав человека и соблюдения принципа территориальной
целостности.Множественностьтрактовокосновныхпринципов
урегулированияконфликтовсостороныевропейскихполитикови
институтов привела к потере доверия к ЕС как по-среднику между странами
в наиболее острых внешнеполитических вопросах.
Взаключениипредставленыосновныерезультатыивыводы
исследования:
1. Нормативная сила как способность формировать представление о нормах не
основывается на конкретном внешнеполитическом инструментарии, но
подразумевает постоянный процесс диалога между носителем норм и их
реципиентом. Ее ключевой характеристикой является инклюзивность этого
диалога, его открытость другим акторам. Претендуя на роль нормативной
силы, ЕС совместно со странами-партнерами и внешними игроками
принимает участие в формировании дискурса о том, что есть идеи мира,
демократии, открытого рынка ввиду того, что ни одно из этих понятий не
имеетнеоспоримогоопределения,котороебылобызакрепленов
соглашениях ЕС с южнокавказскими государствами.
2. Исследование продемонстрировало неоднородность институциональных
изменений в ходе взаимодействия с ЕС на национальном уровне: Армения,
Грузия и Азербайджан приняли различающиеся форматы сотрудничества с
ЕС, определенные контекстом отношений и оценкой каждой из стран
возможных выгод и издержек такого партнерства. Выбор в пользу того или
иного формата сотрудничества обусловлен и пространством для маневра,
которое каждая из стран смогла за собой сохранить. Так, Азербайджан
оказался наиболее гибок в диалоге с ЕС, имея в своем арсенале возможность
влияния на партнерство в сфере энергетики. Армения и Грузия, будучи в
более уязвимой позиции с точки зрения обеспечения национальной
безопасности и нуждаясь в источниках финансирования государственных
реформ, не имели возможности более избирательного отношения к
предлагаемому формату взаимодействия.
3. С момента обретения южнокавказскими государствами независимости ЕС
прочно занял место значимого регионального актора, не только установив
дипломатические, политические и экономические отношения со странами
региона, но и задав тон дискуссии о государственных интересах, ценностях и
моделях развития. Нарратив о европейских нормах и ценностях был принят
национальными политическими элитами и используется для аргументации
выборавнешнеполитическихпартнеров.Декларируяприверженность
европейским нормам и ценностям как пути к стабильности и процветанию,
Европейский союз вступил в конкуренцию с другими игроками в регионе,
включая Российскую Федерацию.
4. Возлагаянастраны-партнерыответственностьзаналаживание
добрососедских отношений, ЕС вместе с тем прочерчивал собственные
разделительные линии в регионе, обозначая круг дружественных ему
государств и исключая из него страны, не разделяющие обозначенные
европейские ценности. Как результат, Южный Кавказ стал рассматриваться
глобальными акторами, включая Россию и ЕС, как площадка столкновения
интересов. Это существенно ослабило нормативное влияние ЕС, поставив
под сомнение саму идею универсальности ценностей и способствуя
фрагментации региона.
5. Реализация Политики соседства ЕС и Глобальной стратегии ЕС по внешней
политике и политике безопасности сталкивается со сложностями, характер-
ными для взаимоотношений стран – доноров развития и реципиентов. Они
связаны с координацией, целеполаганием, результативностью – во всех этих
аспектах внешней политики ЕС в Армении, Грузии и Азербайджане ее цели
размыты, а отслеживание результатов малоэффективно в отсутствие четких
критериев оценки.
6. Политика ЕС в регионе не отвечает потребностям реагирования на
внешнеполитические риски, не предлагая странам-партнерам конкретные
антикризисные инструменты, но настаивая на долгосрочном выстраивании
институтов рыночной экономики и стабильной политической системы.
7. Применяя понятие устойчивости в Глобальной стратегии по внешней
политике и политике безопасности, ЕС перекладывает ответственность на
страны-партнеры и обязывает их быть готовыми адаптироваться к вызовам и
угрозам, со многими из которых сам ЕС не справляется.
8. Позиция России в регионе основывается на нескольких ключевых
принципах, входящих в противоречие и конкуренцию с восточным вектором
внешней политики ЕС. Среди них приверженность полицентричности
международных отношений и закрепление за Россией статуса лидирующей
мировой державы; прагматизм и приоритет интересов во взаимоотношениях
с другими странами, а также признание за ними способности самостоятельно
выбирать ту или иную модель развития.
9. Сочетание вектора евразийской интеграции и партнерства с ЕС в странах
Южного Кавказа, в частности, в Армении, малореалистично. Полноценное
сотрудничество ЕС и Евразийского экономического союза возможно лишь в
случаеконсенсусамеждуРоссиейиЕСпоповодудальнейшего
политического развития исследуемых стран.
10. Государства региона верны традиции многовекторности и успешно
расширяютсвоюкорзинувнешнеполитическихпартнерств,развивая
отношения с другими региональными акторами, включая Турцию и Китай.
11. Наиболее сильно нормативное влияние ЕС проявило себя в партнерстве с
Грузией: страна взяла на себя обязательства максимального сближения
политических, экономических, социальных институтов с принятыми в ЕС
нормами и практиками. Важной оговоркой является неопределенность
долгосрочных перспектив сотрудничества и возможности членства в ЕС.
Учитывая общую тенденцию к многовекторности, политические элиты
страны могут пересмотреть свои приоритеты, отдав предпочтение союзам с
более значимыми внешнеполитическими выгодами, включая гарантии
безопасности и возможное развитие торговых и инфраструктурных связей.
12. Сотрудничество ЕС и Армении, Грузии и Азербайджана в сфере
демократических реформ в разные периоды времени фокусировалось на
различных подходах ЕС к принципам развития демократии в третьих
странах. С 2006 г. приоритетом служило распространение «надлежащего
управления», заимствование моделей и практик (принципов прозрачности,
подотчетности государственных органов гражданам стран и др.) в ходе
взаимодействияразличныхадминистративныхструктур,ноне
непосредственная смена политических режимов. Несмотря на то, что целью
такого подхода не является реформа структуры власти, этот путь подготовил
правовую основу для возможного перехода к демократии.
13. Повестка содействия развитию была актуальна для стран региона после
потрясений, связанных с распадом Советского Союза, когда государства
нуждались в прямой помощи. Однако она важна и сейчас: в особенности для
Армении и Грузии, которые не побороли проблемы бедности и безработицы
и нуждаются во внешнем финансировании. В обеих странах происходит
отток населения, каждая из них находится в поиске точек роста экономики.
ВзаимодействиесЕСвосновномдополняетужесуществующие
государственные программы либо направлено на точечное развитие
отдельных домохозяйств или местных акторов. Хотя инициативы ЕС и не
подразумевают кардинальных смен экономической парадигмы, для Армении
и Грузии это важный источник внешнего финансирования.
14.Сферабезопасности–наиболееуязвимыйаспектосуществления
нормативной силы ЕС в регионе Южного Кавказа. Вопреки практически
отсутствующему внешнеполитическому инструментарию по обеспечению
безопасности в регионе, ЕС использовал мирное решение конфликтов как
одно из предусловий развития отношений со странами. Предполагалось, что
выгоды от партнерства с ЕС будут препятствовать возникновению военных
столкновений, а также мотивируют Армению, Грузию и Азербайджан и
других региональных акторов к добрососедским отношениям. При этом в
большинстве случаев ЕС лишь выполнял функцию независимого арбитра,
выражая ту или иную позицию относительно внешнеполитической стратегии
правительств государств и не подкрепляя декларативные заявления какими-
либо действиями.
15.Политические элиты стран Южного Кавказа понимали решение конфликта
прежде всего как определение статуса конфликтных территорий и
восстановление суверенитета, но не воздержание от военного наступления. В
условияхвысокоймилитаризациистановлениегосударственностив
Армении, Грузии и Азербайджане напрямую связано с территориальными
претензиями каждого из государств, что находит широкую поддержку масс,
оправдывая военное вмешательство.
16. Влияние фактора нормативной силы ЕС неравномерно, всегда ограничено
контекстом взаимоотношений с каждой из стран-партнеров. Признавая это,
ЕС продолжает продвигать ценности и нормы европейского политического
устройства за пределы своих границ. Внешняя политика ЕС таким образом
расширяет пакет возможных выгод, которые ЕС предлагает странам-соседям.
Среди них как непосредственно прагматические интересы, так и обмен
опытом в самых различных сферах государственного и общественного
устройства. С одной стороны, в странах-партнерах существует запрос на эти
знания, а с другой стороны, это позволяет ЕС сохранять свое присутствие на
самых разных уровнях взаимодействия, не ограничиваясь дипломатическими
связями с политической элитой государств.

Актуальность темы исследования
Современные государства и интеграционные группировки в своей
внешней политике руководствуются ценностными ориентирами и
интересами, отдавая приоритет тому или иному представлению об
устройстве глобального мира. Внешнюю политику Европейского союза по
отношению к странам-соседям отличает особое внимание к нормам
международного порядка, основанного на декларируемом ЕС представлении
о либеральном мироустройстве, демократической политической модели и
открытом рынке. Основываясь на особых европейских ценностях,
Европейский союз стремится укрепить свое влияние, предложив другим
государствам эффективную модель политического устройства. В
учредительных документах ЕС нормы демократии, верховенства закона,
уважения прав человека неразрывно связаны с принципами либерализации
торговли, мирного решения конфликтов. Указанные ценности в
представлении европейских политиков служат основой для роста
благосостояния граждан самого ЕС и могут быть распространены на другие
страны, способствуя общей стабильности так называемого пространства
соседства. Основу сотрудничества ЕС со странами Южного Кавказа, наряду с
внешнеполитическими интересами государств, составляет именно этот
нормативный базис. Однако тенденции развития Армении, Грузии,
Азербайджана в последние десятилетия противоречивы: несмотря на успех
некоторых реформ, проведенных при поддержке ЕС, Южный Кавказ – один
из наиболее нестабильных регионов в мире.
Страны с переходной экономикой в поиске долгосрочных партнерств с
крупными игроками формируют запрос на успешные практики
государственного строительства, модели политического и социального
устройства. Вопрос о том, завершился ли переходный период для стран
постсоветского пространства, пока не имеет ответа: политические режимы в
них уязвимы, а властные элиты все еще находятся в постоянном поиске
основ государственности. Страны Южного Кавказа в особенности
подвержены риску высокого конфликтного потенциала и возобновления
военных действий на территориях непризнанных государств. В этих
обстоятельствах перед политическими элитами Азербайджана, Армении и
Грузии встает вопрос сохранения внешней безопасности в условиях
внутриполитической нестабильности.
Далеко не все политические элиты готовы принять европейскую
модель как образец эффективного государственного устройства, а
политические и экономические связи с ЕС как единственно приоритетные.
Будучи объединены схожими стартовыми условиями, географической
принадлежностью к одному региону, исторически сильной связью с Россией,
все три страны Южного Кавказа следуют разным траекториям развития
взаимоотношений с ЕС.
Изучение нормативного влияния ЕС в разных сферах взаимоотношений
с каждой из стран региона представляет интерес в силу нескольких причин.
Определение факторов, влияющих на успех внешнеполитического
сотрудничества и запускающих процесс изменений, представляет значимость
не только в рамках изучения внешней политики ЕС, но и в контексте
интеграционных инициатив, в том числе предложенных странам региона со
стороны Российской Федерации: межведомственных программ, политики
содействия развитию, гуманитарной политики и других аспектов
межгосударственных взаимоотношений. Перечисленные направления
сотрудничества служат цели обеспечения национальных интересов
государств и являются частью внешней политики региональных акторов.
Политика Российской Федерации в странах Южного Кавказа опирается
на представление о регионе как об исторически, политически и культурно
близком сообществе стран. Внешнеполитический инструментарий РФ
ориентирован на взаимовыгодные прагматичные отношения между
странами. Между тем Россия, как и другие глобальные акторы, стремится
оказывать влияние на развитие постсоветского пространства.
Исследование дает возможность изучить политические трансформации,
происходящие в странах постсоветского пространства, которые влияют на
цели и задачи построения государственности, формулируемые
национальными политическими элитами. Исходя из этого, автор
рассматривает южнокавказский регион как сообщество стран, которые
взаимодействуют с Европейским союзом наряду с другими глобальными и
региональными акторами, выстраивая свою внешнюю политику во
взаимосвязи с внутриполитическим процессом и общественным запросом на
изменения.
Степень научной разработанности проблемы
В настоящий момент существует обширная база исследований,
посвященных различным проблемам развития стран южнокавказского
региона. Формируется отдельная отрасль науки – кавказоведение, изучающая
в том числе вопросы современной политической истории Армении, Грузии и
Азербайджана.
Диссертация опирается на работы российских и зарубежных
политологов, историков и других исследователей по вопросам европейской
интеграции, изучения стран постсоветского пространства, внешней политики
ЕС и ее восточного направления.
Важную роль в выборе теоретических оснований исследования
сыграли публикации, посвященные осмыслению внешней политики ЕС, в
особенности работы о концепции нормативной силы ЕС, которые автор
адаптировала в собственном исследовательском подходе. Прежде всего, это
исследования Я. Мэннерса1, М. Пейс2, Т. Дица3. Ценность для диссертации
Manners I. Assessing the Decennial, Reassing the Global: Understanding European Union Normative Power in
Global Politics / I. Manners // Cooperation and Conflict. – 2013. – Vol. 48. – No 2. – P. 304-329; Manners I. The
Normative Ethics of the European Union / I. Manners // International Affairs (Royal Institute of International
Affairs 1944). – 2008. – Vol. 84. – No 1. – P. 45-60; Manners I. Normative power Europe: A Contradiction in
Terms? / I. Manners // Journal of Common Market Studies. – 2002. – Vol. 40. – No 2. – Р. 235-258.
представляют работы Т.А. Романовой, Е.Б Павловой, А.С. Макарычева и
А.А. Сергунина, выдвинувших ряд аргументов в поддержку понимания
нормативной силы ЕС как дискурсивной практики4 и критически
рассмотревших вопрос постколониального подхода ЕС во внешней
политике5, особенностей применяемой ЕС парадигмы международных
отношений6, а также публикации российских и зарубежных
исследовательских центров, анализирующих теоретические подходы к
внешней политике ЕС. Среди них: издания Института Европы РАН,
посвященные глобальной роли ЕС7, идее большой Европы8; серия
публикаций Брюссельского свободного университета о внешней политике ЕС
сквозь призму дискурс-анализа9, о ЕС как акторе и дипломатической силе10;
работы исследовательских коллективов, посвященные Политике соседства
ЕС11. Отдельно хотелось бы отметить работы М.В. Стрежневой,
посвященные систематизации теоретических подходов к европейской
интеграции12, публикации Е.С. Громогласовой, проанализировавшей
Pace M. The Construction of EU Normative Power / M. Pace // JCMS. – 2007. – Vol. 45. – No 5. – P. 1041-1064;
Diez T. Normative Power Europe and Conflict Transformation/ T. Diez, M. Pace. // Normative Power Europe.
Palgrave Studies in European Union Politics. – London: Palgrave Macmillan, 2011. – P. 210-225.
3
Diez T. Setting the Limits: Discourse and EU Foreign Policy / T. Diez // Cooperation and Conflict. – 2014. – Vol.
49. – No 3. – P. 319-333; Diez T. Normative Power as Hegemony / T. Diez // Cooperation and Conflict. – 2013. –
Vol. 48. – No 2. – P. 194-210.
4
Павлова Е.Б. Нормативная сила: теория и современная практика России и ЕС /Е.Б. Павлова, Т.А. Романова
// Полис. Политические исследования. 2017. №1. С. 162-176.
5
Павлова Е.Б. «Постколониальный подход» во внешней политике Европейского союза (на примере
отношений с Российской Федерацией) / Е.Б. Павлова, Т.А. Романова // Современная Европа. – 2018. – №6 –
С. 82-92.
6
Sergunin A. The EU, Russia and Models of International Society in a Wider Europe / A. Sergunin, A. Makarychev
// Journal of Contemporary European Research. – 2013. – No. 9 (2). – P. 313‐329 ; Sergunin A. The EU -Russia
Common Space on External Security: Prospects for Cooperation / A. Sergunin. – Nizhny Novgorod: Nizhny
Novgorod State Linguistic University, 2011. – 162 p.
7
Европейский союз в поиске глобальной роли: политика, экономика, безопасность / под ред. Ал.А.
Громыко, М.Г. Носова. – М.: Весь Мир, 2015. – 592 с.
8
Большая Европа. Идеи, реальность, перспективы / под общ. ред. Ал.А. Громыко, В.П. Фёдорова. – М.: Весь
Мир, 2014. – 704 с.
9
Carta. C. (ed.) EU Foreign Policy through the Lens of Discourse Analysis. Making Sense of Diversity/ C. Carta. J.-
F. Morin (ed.). – Dorchester: Dorset Press, 2014. – 272 p.
10
Telo N. (ed.) The EU’s Foreign Policy. What Kind of Power and Diplomatic Action? / N. Telo, F. Ponjaert (ed.).
– Dorchester: Dorset Press, 2013. – 248 p.
11
Mahncke D. Europe’s Near Abroad. Promises and Prospects of the EU’s Neighbourhood Policy / D. Mahncke, S.
Gstohl (eds.). – Brussels: Peter Lang, 2008. – 320 p.; Axyonova V. The European Union as a Transformative Power,
a Donor or a Security Provider?: The View from the Eastern Partnership Countries / Axyonova V., Gerasymchuk S.,
Kakachia K., Rosca A. // European Foreign Affairs Review. 2018. – No 23. – Is. 1. – P. 23-40.
12
Стрежнева М.В. Теории европейской интеграции / М.В. Стрежнева // Вестник Московского университета.
Серия 25. Международные отношения и мировая политика. – 2009. – No 1. – С. 28-45.
теоретические концепции о влиянии интеграции на институциональную
трансформацию национальных государств13. Однако, несмотря на то, что
множество авторов посвящают свои работы теоретическому осмыслению ЕС
как актора, в академической литературе все еще немногочисленны
исследования, которые связали бы эти рассуждения с реализацией внешней
политики ЕС в конкретных странах, в особенности в странах Южного
Кавказа.
В основном исследования отношений ЕС со странами региона сосредо-
точены на процессе реализации соглашений либо отдельных сферах взаимо-
действия Армении, Грузии или Азербайджана с ЕС. Это, например, работы
А. Пол14, исследования К. Какачия, Б. Леванидзе и В. Дубовик15, Г. Нодиа16,
Г. Костаняна и Р. Гирагосяна17, Г. Мерабишвили18, Е. Нуриева19, Л. Делкур и
К. Волчук20, А.А. Сергунина21 и О.В. Арутюнян22 и других. Существует
пробел в исследованиях взаимосвязи интеграционных процессов с
внутриполитическими изменениями в странах. Недостаточно внимания
уделено факторам, которые влияют на успех тех или иных политических
партнерств, а также мотивацию стран к участию в них.
Громогласова Е.С. Концепция европеизации в зарубежной политологии / Е.С. Громогласова // Вестник
МГУ. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. – 2010. – No 4. – С. 27-43.
14
Paul A. The EU in the South Caucasus and the Impact of the Russia-Ukraine War / A. Paul // The International
Spectator. – 2015. – No 50:3. – P. 30-42.
15
Kakachia K. Defying Marginality: Explaining Ukraine’s and Georgia’s Drive towards Europe / K. Kakachia, B.
Lebanidze, V. Dubovyk // Journal of Contemporary European Studies. – 2019. – No 27:4. – P. 451-462.
16
Gamkrelidze T. EU Integration: A View from Georgia: Interview with Ghia Nodia // T. Gamkrelidze // EUCACIS
in Brief. – 2018. – No 4. – 6 p.
17
Kostanyan H. EU-Armenian Relations: Charting a Fresh Course // H. Kostanyan, R. Giragosyan // CEPS
Research Report. – 2017. – No 14. – 32 p.
18
Merabishvili G. The EU and Azerbaijan: Game on for a more Normative Policy? // G. Merabishvili // CEPS
Policy Brief. – 2015. – No 329. – 9 p.
19
Nuryiev E. Russia, the EU and the South Caucasus: Forging an Efficient Over-Arching Cooperative Regional
Security Scheme / E. Nuryiev // Connections. – 2015. – Vol. 14, No 2. – P. 51-64.
20
Delcour L. The EU’s Unexpected “Ideal Neighbour”? The Perplexing Case of Armenia’s Europeanisation // L.
Delcour, K, Wolczuk // Journal of European Integration. – 2015. – No 37(4). – P. 491-507; Ademmer E. Beyond
Geopolitics: Exploring the Impact of the EU and Russia in the “Contested Neighborhood”// E. Ademmer, L.
Delcour, K. Wolczuk // Eurasian Geography and Economics. – 2016. – 57:1. – P. 1-18.
21
Арутюнян О.В. Армяно-европейские отношения в констексте «Восточного партнерства» ЕС / А.А.
Сергунин, О.В. Арутюнян // Вестник СПбГУ. – 2012. – Сер. 6. – Вып. 2. – С. 115-120;
22
Арутюнян О.В. Отношения ЕС-Армения в контексте программы «Восточное партнерство» : дис. … канд.
пол. наук : 23.00.04 / Арутюнян Оксана Вагифовна ; науч. рук. Сергунин А.А. ; СПбГУ. – Санкт-Петербург,
2018. – 287 с.
Вопросы формирования институтов как правил и норм, которым
подчинено общественное и политическое устройство, в процессе
европейской интеграции наиболее изучены в странах – членах ЕС, и в
значительно меньшей степени – в странах-соседях. Так, К. Радаелли внес
вклад в понимание европеизации как процесса конструирования,
распространения и институционализации формальных и неформальных
правил, процедур, парадигм, стилей, норм и представлений внутри ЕС23. Для
диссертанта особый интерес в этой связи представляли работы, опирающиеся
на концепцию европеизации и распространившие ее на изучение
политических процессов в странах-соседях ЕС. Так, К. Шиммельфеннинг
посвятил свои публикации принципу политической обусловленности,
применяемому во взаимодействии ЕС со странами-соседями24, и процессам
европеизации за пределами стран – членов Европейского союза25. Среди
российских авторов тема политической обусловленности раскрывается в
работах А.А. Стрелкова26, Н.Ю. Кавешникова27, О.Ю. Потемкиной28, Л.О.
Бабыниной29.
Отдельно хотелось бы упомянуть корпус работ, касающихся внешнего
восприятия ЕС в странах-партнерах. Именно это научное направление
позволяет обратить внимание на динамику политических процессов внутри
Radaelli C. The Europeanization of Public Policies: Introduction / S. Saurugger, C. Radaelli // Journal of
Comparative Policy Analysis. – 2008. – No 10:3. – P. 213-219.
24
Schimmelfennig F., EU Democracy Promotion in the European Neighbourhood Political Conditionality,
Economic Development and Transnational Exchange / H. Scholtz, F. Schimmelfennig // European Union Politics. –
2008. – Vol. 9 (2). – P. 187-215.
25
Schimelfennig F. Europeanisation beyond the Member States / F. Schimmelfennig // Journal for Comparative
Government and European Policy. – Vol. 8. – No 3. – 2010. – P. 319-339.
26
Стрелков А.А. Европейская политика соседства: непоследовательное движение к цели / А.А. Стрелков //
Современная Европа. – 2009. – No 3. – С. 119-126; Стрелков А.А. Применение Европейским союзом
политической обусловленности в рамках Европейской политики соседства / А.А. Стрелков // Известия
АлтГУ. – 2008. – No 4-5. – С. 277-281.
27
Кавешников Н.Ю. Четыре сценария европейской интеграции // Н.Ю. Кавешников. – Москва: Российский
совет по международным делам: 2016. – 10 с.; Кавешников Н.Ю. Становление европейского
внешнеполитического сотрудничества // Н.Ю. Кавешников, Ю.А. Матвеевский // Европейский союз:
история, институты, политика. – М.: Аспект пресс, 2017. – С. 131-138.
28
Potemkina O. European Union – Eurasian Economic Union: Potential for Cooperation / O. Potemkina // «The EU
‒ Russia: the Way out or the Way down?». – Moscow, Institute of Europe – Egmont. Royal Institute for
International Relations. – 2018. – P. 40-46.
29
Бабынина Л.О. Деевропеизация или демонтаж: как будут строиться отношения ЕС и Великобритании /
Л.О. Бабынина // Современная Европа. – 2020. – №3. – С. 5-15; Бабынина Л.О. Проблема привлекательности
современной модели развития ЕС для «стран-евроскептиков» / Л.О. Бабынина // Вестник Московского
университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. – 2013. – №3. – С. 49-68.
самих стран региона и запрос со стороны обществ этих государств. Среди
них публикации Н. Чабан30, совместные публикации автора и И.Е.
Петровой31 и других исследователей, работающих в этом направлении32.
Работы по этой тематике представляются перспективными в контексте
формирования повестки интеграционных проектов, учитывая, что
направление только начинает развиваться.
Раздел диссертации, посвященный сотрудничеству Армении, Грузии и
Азербайджана с ЕС в сфере демократических реформ дополняет публикации
авторов, рассуждающих о восточном направлении внешней политики ЕС33,
либеральном порядке мира34, распространении идей демократии в
посткоммунистических странах35, роли гражданского общества в
южнокавказских государствах36; особенностях распределения власти в
странах Южного Кавказа37; о продвижении демократии в регионах с высоким
конфликтным потенциалом38. В академической литературе недостаточно
Chaban N. Images of the EU beyond its Borders: Issue-Specific and Regional Perceptions of European Union
Power and Leadership / N. Chaban, O. Elgstroem, S. Kelly, L. Suet L. // JCMS. – 2013. – Vol. 51. – No 3. – P. 433-
451; Chaban N. A Perceptual Approach to EU Public Diplomacy: Investigating Collaborative Diplomacy in EU-
Ukraine Relations / N. Chaban, O. Elgström // The Hague Journal of Diplomacy. – 2020. – No 15(4). – P. 488-516.
31
Айвазян А.С. Нормативная сила ЕС в Армении: факторы восприятия // А.С. Айвазян, И.В. Петрова //
Мировая экономика и международные отношения. – 2018. – Т. 62. – No 4. – С. 91-102; A. Ayvazyan.
Perceptions of the EU’s Power in the Eastern Partnership Region: The case of Armenia / I. Petrova, A. Ayvazyan //
European Foreign Affairs Review. – 2018. – Vol. 23. – P. 61-78.
32
Kakachia K. Identity politics: Exploring Georgian foreign policy behavior // K. Kakachia, S. Minesashvili //
Journal of Eurasian Studies. – 2015. – P. 1-10; Сихарулидзе А.Т. Грузия за пределами «радикальной
европеизации»: нераскрытые направления внешней политики / А.Т. Сихарулидзе // Международная
аналитика. – 2020. – No 11(2). – С. 91-108.
33
Сергунин А. А. «Восточное партнерство»: вызов российской дипломатии в восточной Европе / А.А.
Сергунин // Вестник ВГУ. – 2010. – No 1. – С. 205-210; Арутюнян О.В. Восточное партнерство ЕС: второе
дыхание / О.В. Арутюнян, А.А. Сергунин // Обозреватель – Observer. – 2012. – No 1. – С. 90-97.
34
Неймарк М. Кризис либеральной модели миропорядка и будущее Евросоюза // М. Неймарк //
Современная Европа. – 2018. – No 1. – С. 26-35; Громыко А. Метаморфозы политического неолиберализма /
А. Громыко // Современная Европа. – 2020. – No 2. – С. 6-19; Кортунов А.В. Международные отношения:
рациональный мировой порядок?: рабочая тетр. No 34/20 / А.В. Кортунов, И.Н. Тимофеев, В.В. Сутырин,
И.А. Иванов, А.П. Цветов. – М.: НП РСМД, 2016. – 40 с.
35
Крастев И. Свет, обманувший надежды. Почему Запад проигрывает борьбу за демократию // И. Крастев. –
Москва: Альпина Паблишер, 2020. – 354 с.; Carothers T. The End of the Transition Paradigm / T. Carothers //
Journal of Democracy. – 2002. – No 1. – P. 5-21.
36
Aliyev H. Civil society in the South Caucasus: Kinship Networks as Obstacles to Civil Participation / H. Alyiev //
Southeast European and Black Sea Studies. – 2014. – No 14:2. – P. 263-282; Aliyev H. Informal Networks as
Sources of Human (In)Security in the South Caucasus / H. Aliyev // Global Change, Peace & Security. – 2015. – No
27:2. – P. 191-206.
37
Polese A. Introduction: Informality and Power in the South Caucasus / A. Polese, L. Rekhviashvili // Caucasus
Survey. – 2017. – No 5:1. – P. 1-10.
38
Babayan N. A Global Trend EU-style: Democracy Promotion in “Fragile” and Conflict-Affected South Caucasus
// N. Babayan // Global Policy. – 2016. – Vol. 7, Is. 2. – P. 217-225; Nodia, G. Democracy’s Inevitable Elites / G.
Nodia // Journal of Democracy 31. – 2021. – No 1. – P. 75-87.
обсуждения того, что именно подразумевается под демократическими
реформами, каким образом оценивается их качество и в чем состоят
ограничения программ содействия развитию третьим странам, проводимых
международными организациями, постулирующими демократию как способ
достижения стабильности и повышения благосостояния граждан.
Вопрос политической субъектности южнокавказских государств
оказывает существенное влияние на выбор той или иной исследовательской
парадигмы, однако в научных публикациях до сих пор не наблюдается
широкой дискуссии по этому поводу. Среди российских авторов
распространение получило изучение южнокавказского региона в рамках
концепции постсоветского пространства. Можно выделить работы С.М.
Маркедонова39, А.В. Рябова40, И.В. Болговой41, Д.А. Данилова42. Для
диссертационной работы представляют интерес и публикации А.С. Скрибы43,
Н.Ю. Кавешникова44 о малых государствах как отдельных акторах
международной системы. Вопросы формирования внешней политики малых
государств, не входящих в сообщество западных стран, актуальны и для
зарубежных исследователей, среди них К. Мартинус, Т. Сиглер45, А. Вивел46,
А. Гвалиа, Б. Лебанидзе, Д. Сироки47, Ф. Маммадов и Ф. Чирагов48. Кроме
Маркедонов С.М. Постсоветское пространство: распад или сохранение? / С.М. Маркедонов// Вестник
РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. – 2017. – №8. – С. 9-16.
40
Рябов А.В. Постсоветское пространство: факторы и циклы развития / А.В. Рябов // Россия и новые
государства Евразии. – 2018. – No 3. – С. 67-82.
41
Bolgova, I. Post-Soviet or Post-Colonial? The Relations between Russia and Georgia after 1991/ I. Bolgova, L.
Spetschinsky // European Review of International Studies. – 2014. – No 1(3). – P. 110-122; Болгова И. Работает
ли модель Тилли на постсоветском пространстве? / И. В. Болгова, Н.Ю. Силаев // Сравнительная политика. –
2019. – №4. – С. 133-154; Болгова И.В. «Восточное партнерство» после украинского кризиса: ценность ста-
бильности или стабильные ценности? / И.В. Болгова // Современная Европа. – 2019. –№7(93). – С. 115-123.
42
Danylov D. EU-Russia Relations in the Post-Soviet Space // D. Danylov // The EU Global Strategy: Implications
for Russia // Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Egmont Royal Institute for International Affairs. –
2017. – С. 15-26; Данилов Д.А.Глобальная стратегия ЕС: восточный вектор / Д.А. Данилов // Современная
Европа. – 2017. – No 1. – С. 10-21.
43
Скриба А. Балансирование малых и средних государств // А. Скриба // Международные процессы. – 2014.
– Т. 12. – №4. – С. 88-100.
44
Кавешников Н. Ю. Малые и вредные? // Н.Ю. Кавешников // Международные процессы. – 2008. – Т. 6. –
№3(18). – С. 84-92.
45
Martinus K., Sigler T., Iacopini I., Derudder B. The Brokerage Role of Small States and Territories in Global Cor-
porate Networks / K. Martinus, T. Sigler, I. Iacopini, B. Derudder // Growth and Change. 2021. – No 52. – P. 12-28.
46
Wivel A. Living on the Edge: Georgian Foreign Policy between the West and the Rest / A. Wivel // Third World
Thematics: A TWQ Journal. – 2016. – 1:1. – P. 92-109.
47
Gvalia G. Neoclassical Realism and Small States: Systemic Constraints and Domestic Filters in Georgia’s Foreign
Policy / G. Gvalia, B. Lebanidze, D.S. Siroky D.S. // East European Politics. – 2019. – 35:1. – P. 21-51.
этого, данная диссертация дополняет работы авторов, изучающих Южный
Кавказ в рамках восточного вектора внешней политики ЕС. Среди них Ю.А.
Борко49, Д. Кадье50, С. Блокманс51 и другие.
При написании диссертационного исследования автор использовала
книги, журналы и отдельные статьи коллективов авторов, посвященные
Южному Кавказу. Несмотря на актуальность данной тематики в изучении
интеграционных и региональных процессов, многие из этих изданий
касаются лишь отдельных их аспектов. В основном публикации авторов
сконцентрированы на разрешении конфликтов и истоках их возникновения
либо на общей политической истории региона, который до сих пор остается
сложным в изучении ввиду нехватки информации, отсутствия большого
числа экспертов. Хотелось бы отметить сборник под редакцией Г.
Емельяновой и Л. Броерса, посвященный современной политической истории
южнокавказских государств52, работы К. Осканяна и Д. Аверра53,
рассматривающие вопросы безопасности в странах Южного Кавказа. В
понимании этнополитических конфликтов в регионе Южного Кавказа автор
во многом опиралась на работы С.Е. Корнелла54, С.М. Маркедонова55, Л.
Броерса, А. Искандаряна, С. Минасяна56. Отдельного внимания заслуживают
исследования Н. Кереселидзе57, Э. Сулейманова и Х. Алиева58 о внешней
политике России и ЕС по отношению к непризнанным государствам.
Mammadov F. A Small State’s Worldview / Mammadov F. Chiragov F. // Horizons: Journal of International
Relations and Sustainable Development. – 2018. – No 11. – P. 170–177.
49
Борко Ю.А. Восточное партнерство: проект, реальность, будущее / Ю. Борко – М.: ИЕ РАН, 2018. – 70 с.
50
Cadier D. The Geopoliticisation of the EU’s Eastern Partnership // D. Cadier // Geopolitics. – 2019. – No 24:1 –
P. 71-99.
51
Blockmans S. 2015 ENP Review: A Policy in Suspended Animation // S. Blockmans // CEPS Commentary. –
2015. – 1 December. – 4 p.
52
Yemelianova G. Routledge Handbook of the Caucasus / G. Yemelianova, L. Broers. –Abingdon: Routledge,
2020. – 466 p.
53
Oskanian, K. Security, Society and the State in the Caucasus / D. Averre, K. Oskanian (eds.) – Routledge, 2019. –
202 p.
54
S. E. Cornell. Autonomy as a Source of Conflict: Caucasian Conflicts in Theoretical Perspective / E. Svante,
Cornell // World Politics. – 2002. – No 54(2). – P. 245-276.
55
Markedonov S. De facto Statehood in Eurasia: a Political and Security Phenomenon / S. Markedonov // Caucasus
Survey. – 2015. – No 3:3. – P. 195-206.
56
Broers L. Introduction: the Unrecognized Politics of De Facto States in the Post-Soviet space / Iskandaryan A.,
Minasyam S., Broers L. // Caucasus Survey. – 2015. – No 3:3. – P. 187-194.
57
Kereselidze N. The Engagement Policies of the European Union, Georgia and Russia towards Abkhazia //
Caucasus Survey. – 2015. – No 3:3. – P. 309-322.
Источники эмпирических данных
Источниковую базу диссертации составляют: опубликованная
дипломатическая документация официального характера, законодательные
акты и официальные документы органов государственной власти, основных
институтов Европейского союза, материалы СМИ и периодической печати,
статистические материалы.
Основную группу источников составляют документы, связанные с
развитием внешней политики Евросоюза и нормативные документы,
отражающие эволюцию его внешней политики в отношении стран Южного
Кавказа. Это учредительные договоры ЕС, нормативные документы,
касающиеся реализации Политики соседства ЕС и программы «Восточное
партнерство»59, соглашения ЕС со странами60, сообщения Европейской
комиссии61, разъясняющие принципы внешнеполитической деятельности ЕС.
К ней же примыкают ежегодные аналитические отчеты Европейской
комиссии о прогрессе стран Южного Кавказа во взаимоотношениях с
Европейским союзом, планы действий, согласованные с правительствами
государств62, а также отчеты Европейского парламента об имплементации
соглашений63. Данная группа документов представляет официальную точку
зрения ЕС и оценку процессов, происходящих в странах Южного Кавказа.
Они содержат чрезвычайно полезную информацию, позволяющую оценить
ожидания ЕС от стран-партнеров, основные аспекты имплементации
соглашений и соответствие стран поставленным формальным критериям.
Несомненную ценность представляют собой документы,
опубликованные на официальных сайтах министерств иностранных дел
Souleimanov E.A. Unrecognized States as a Means of Coercive Diplomacy? Assessing the Role of Abkhazia and
South Ossetia in Russia’s Foreign Policy in the South Caucasus / E.A. Souleimanov, E. Abrahamyan. H. Aliyev //
Southeast European and Black Sea Studies. – 2018. – No 18:1. – P. 73-86.
59
Использованы материалы портала EU neighbours https://www.euneighbours.eu/en, публикации Европейской
внешнеполитической службы https://eeas.europa.eu/
60
Использованы материалы правовой базы данных ЕС EUR-lex: https://eur-lex.europa.eu/
61
Официальный веб-сайт Европейской комиссии https://ec.europa.eu/
62
Планы действий в рамках соглашений ЕС со странами и отчеты об их имплементации за период 2007–
2021 гг. доступны на официальном сайте Европейской комиссии в подразделе «Политика соседства ЕС и
переговоры о расширении»: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/neighbourhood/countries/
63
Официальный веб-сайт Европейского парламента https://www.europarl.europa.eu/portal/en.
Российской Федерации, Армении, Грузии и Азербайджана, а также
выступления, заявления, интервью глав государств и правительств,
высокопоставленных представителей дипломатических ведомств. Их
значимость определяется содержащимися в них трактовками внешней
политики ЕС, ее приоритетов и ограничений, интересов региональных
акторов; оценками эффективности взаимодействия с ЕС. Данные источники
позволяют сопоставить цели и задачи внешнеполитической деятельности ЕС
с ее результатами, прояснить проблемные вопросы во взаимоотношениях с
ЕС. Среди прочих материалов в работе использованы публичные заявления
президента Азербайджана64, премьер-министра Армении65, президента
Грузии66.
Интерес представляет категория статистических источников. В работе
использованы данные, доступные в публикациях Статистического комитета
Республики Армения67, Национального статистического офиса Грузии68,
Государственного комитета по статистике Азербайджанской Республики69, а
также исследования общественного мнения. Эти данные позволили
сопоставить успешность проводимых при поддержке ЕС реформ, оценить
рост благосостояния граждан в исследуемых странах, а также общественное
мнение в отношении ЕС.
Вопросам отношений Армении, Грузии, Азербайджана и ЕС
посвящены многие материалы в периодических изданиях. Автор
использовала материалы российских и зарубежных СМИ, обращаясь к
данной группе источников для прояснения аспектов политики ЕС в странах-
партнерах, реакции общественных деятелей, политиков, журналистов на
значимые в этой связи события.
Официальный веб-сайт Президента Азербайджанской республики https://ru.president.az/
65
Официальный веб-сайт Премьер-министра Республики Армения https://www.primeminister.am/ru/
66
Официальный веб-сайт Президента Грузии https://www.president.gov.ge/en/
67
Официальный веб-сайт Статистического комитета Республики Армения https://www.armstat.am/en/
68
Официальный веб-сайт Национального статистического офиса Грузии https://www.geostat.ge/en.
69
Официальный веб-сайт Государственного комитета по статистике Азербайджанского Республики
https://www.stat.gov.az/?lang=en.
Объектом исследования служат взаимоотношения ЕС и стран Южного
Кавказа.
В качестве предмета исследования выступает фактор нормативной
силы ЕС в отношениях ЕС и страна Южного Кавказа.
Цель исследования – выявить влияние фактора нормативной силы на
взаимоотношения ЕС со странами Южного Кавказа.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) установить значение норм и идеологии в неолиберальной
теоретической традиции, обозначить критерии нормативного
влияния ЕС;
2) выявить основы партнерства Европейского союза со странами
Южного Кавказа, закрепленные в Политике соседства и Глобальной
стратегии ЕС по внешней политике и политике безопасности;
3) обозначить факторы, влияющие на выбор стран региона того или
иного формата партнерства с ЕС;
4) проанализировать достижения и ограничения внешней политики ЕС
в регионе Южного Кавказа;
5) охарактеризовать позицию России в регионе;
6) определить степень влияния фактора нормативной силы ЕС в
каждой из стран Южного Кавказа в зависимости от формата
взаимодействия в сферах демократических реформ, повышения
благосостояния граждан и региональной безопасности.
Область исследования соответствует пункту 1 «Международные
отношения: сущность, история становления, основные сферы, динамика
развития. Сущность и содержание внешнеполитической деятельности
субъектов международных отношений. Внешнеполитические доктрины и
внешнеполитическая стратегия субъектов международных отношений» и
пункту 7 «Глобальные и региональные организации: цели, характер и формы
их деятельности. Внешняя политика отдельных государств и их блоковых
организаций различной направленности. Международная деятельность
неправительственных организаций и финансово-экономических структур»
паспорта специальности ВАК 23.00.04 «Политические проблемы

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Фактор Брекзита во взаимодействии Европейского союза и НАТО по вопросам безопасности
    📅 2022год
    🏢 ФГБНУ «Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук»