Развитие субъектности подростка во взаимодействии с природной средой в детском оздоровительном лагере

Камнев Александр Николаевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ______________________________________________________3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
СУБЪЕКТНОСТИ ПОДРОСТКА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПРИРОДНОЙ
СРЕДОЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ____22
1.1. Развитие субъектности подростка во взаимодействии с природной
средой как педагогическая проблема _______________________________22
1.2. Возможности детского оздоровительного лагеря для развития
субъектности подростка во взаимодействии с природной средой _______43
1.3. Модель развития субъектности подростка во взаимодействии
с природной средой в условиях детского оздоровительного лагеря ______60
Выводы по первой главе _________________________________________83
ГЛАВА П. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
СУБЪЕКТНОСТИ ПОДРОСТКА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПРИРОДНОЙ
СРЕДОЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ____89
2.1. Задачи, направления, методики исследования развития субъектности
подростка во взаимодействии с природной средой в детском
оздоровительном лагере _________________________________________89
2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по развитию
субъектности подростка во взаимодействии с природной средой в детском
оздоровительном лагере ________________________________________ 103
2.3. Результаты развития субъектности подростка во взаимодействии
с природной средой в условиях детского оздоровительного лагеря _____ 122
Выводы по второй главе ________________________________________ 148
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________________ 151
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК _______________________________ 157
ПРИЛОЖЕНИЯ _________________________________________________ 188
Приложение 1 _________________________________________________ 188
Приложение 2 _________________________________________________ 194
Приложение 3 _________________________________________________ 205
Приложение 4 _________________________________________________ 216

Во введении раскрывается актуальность и степень разработанности про-
блемы исследования; определены его цель, объект, предмет, гипотеза и задачи;
представлены научная новизна, теоретическая и практическая значимость, вы-
делены этапы исследования; формулируются положения, выносимые на за-
щиту, представлены данные апробации результатов исследования.
В первой главе – «Теоретико-методологические основания развития
субъектности подростка во взаимодействии с природной средой в детском
оздоровительном лагере» – представлены теоретико-методологические ре-
зультаты анализа исследуемой проблемы; проанализированы с точки зрения по-
нятийного пространства соответствующие ей научные категории: «субъект»,
«взаимодействие», «среда». Раскрыты возможности детского оздоровитель-
ного лагеря для развития субъектности подростка во взаимодействии с природ-
ной средой. Представлена модель развития субъектности подростка во взаимо-
действии с природной средой в условиях деятельности детского оздоровитель-
ного лагеря.
Феномен субъектности имеет междисциплинарный, многоаспектный и мно-
гоуровневый характер. Анализ философских, психологических и педагогических
исследований субъектности показывает, что авторы выделяют различные осно-
вания для выбора характеристик субъектности человека; определяют разнообраз-
ные субъектные качества, соответствующие их научным представлениями о том,
что такое субъект; обсуждают возможность развития субъектности (К. А. Абуль-
ханова, А. В. Брушлинский, Е. Н. Волкова, В. В. Знаков, Д. А. Зубова, Т. В. Ма-
шарова, В. А. Петровский, Е. А. Сергиенко, О. Г. Селиванова и др.).
Важным периодом для развития субъектности выступает подростковый воз-
раст (А. А. Горбунов, О. Е. Дергачева, Д. А. Леонтьев, Е. В. Леонова, М. Р. Ми-
рошкина и др.), когда ее проявление связано со стремлением к самостоятельно-
сти, личностной автономии, с желанием найти значимых для идентификации
субъектов. Используя механизм субъектификации природных объектов, таких
как лес, море (С. Д. Дерябо, О. В. Созонтова, В. Я. Ясвин и др.), подросток
наделяет их определенными субъектными качествами и воспринимает как субъ-
ектов по взаимодействию. Таким образом, важнейшим воспитательным ориен-
тиром развития субъектности человека становятся установки на его гармонич-
ное соразвитие с обществом и природой (А. Н. Кочергин, И. К. Лисев).
Анализ имеющихся точек зрения в контексте данного исследования позво-
лил прийти к выводу, что субъектность подростка во взаимодействии с природ-
ной средой – это сложная интегрированная характеристика его личности, про-
являющаяся как способность активно-избирательно, инициативно-ответ-
ственно, преобразовательно относиться к природным объектам и явлениям при-
родной среды.
В отечественной педагогической науке проблема развития субъектности под-
ростка во взаимодействии с природной средой затрагивалась в контексте его эко-
логического образования, экологической культуры, экологического воспитания.
Отечественные и зарубежные разработчики экспериментального (опытного) эко-
логического образования (К. С. Бурдин, А. Н. Камнев, D. Garvey, B. Kunz,
R. Putnam и др.) утверждают, что оно способствует сохранению у обучающихся
внутренней мотивации, более глубокому усвоению полученных знаний, обеспе-
чивает максимальную включенность в моделируемую экологическую ситуацию.
Ученые акцентируют внимание на процессуальном характере субъектно-
сти. Они выделяют ее уровни, этапы и условия развития, в том числе в отно-
шении экологических феноменов. Кроме того, процесс развития субъектности
подростка во взаимодействии с природной средой связан с мотивационно-цен-
ностными (А. В. Винницкая, Г. С. Камерилова), эмоциональными (Л. В. Смо-
лова), деятельностными (А. А. Горбунов) и рефлексивными (Т. Н. Гущина) ха-
рактеристиками.
В исследовании представлен поэтапный историко-теоретический анализ
становления в Европе и России детских оздоровительных лагерей как опреде-
ленных форм внешкольной работы с детьми. Анализируются идеи организации
педагогического процесса в детском оздоровительном лагере, важные с точки
зрения развития субъектности подростка во взаимодействии с природной сре-
дой: достижение педагогических целей возможно на основе не прямого, а кос-
венного влияния на детей (О. С. Газман); возможна быстрая смена образова-
тельных программ и организация образовательного процесса в разновозраст-
ных детских коллективах, создание доверительного пространства взаимодей-
ствия по реализации самых смелых идей (Б. В. Куприянов); достигается инди-
видуализация образовательного и воспитательного процессов в лагере за счет
опоры на детские инициативы, удовлетворения новых потребностей воспитан-
ников, возникающих в совместной деятельности (С. В. Лобынцева) и др.
Природная среда усиливает социализирующее влияние лагеря, способ-
ствует формированию мировоззрения юного человека, выполняет роль «селек-
ционного поля», создавая возможность для творческого освоения новой инфор-
мации, закладывающей фундамент ответственного отношения к себе, обществу
и природной среде (А. В. Луначарский, С. А. Шмаков).
Современные детские оздоровительные лагеря выполняют ряд функций: ре-
креационную, образовательную, аксиологическую, обеспечения экологической
безопасности. Содержание реализуемых в условиях летнего лагеря экологиче-
ских программ представляет собой действительное деятельностное образова-
ние, которое помогает сформировать экологическую грамотность, экологиче-
скую нравственность, экологическое поведение. Используемые в детском оздо-
ровительном лагере педагогические технологии (игровые, исследовательские,
проектные) позволяют по-новому организовать разные виды эколого ориенти-
рованной деятельности подростков, перейти от непродуктивного их уровня к
продуктивному.
В исследовании обоснована необходимость создания модели развития субъ-
ектности подростка о взаимодействии с природной средой в детском оздорови-
тельном лагере (см. рис. 1). Модель включает четыре взаимосвязанных блока:
целевой, теоретический, содержательно-технологический и оценочно-резуль-
тативный.
В целевом блоке модели определены цель, задачи и ведущая идея развития
субъектности подростка во взаимодействии с природной средой в детском оздо-
ровительном лагере. В теоретическом блоке обоснованы методологические под-
ходы. Системно-субъектный подход выступает системообразующим и предпо-
лагает рассмотрение процесса развития субъектности подростка во взаимодей-
ствии с природной средой как системного, имеющего этапы и уровни. Деятель-
ностный подход означает, что развитие субъектности подростка во взаимодей-
ствии с природной средой осуществляется посредством различных видов дея-
тельности и через нее. Средовой подход помогает создать в пространстве лагеря
необходимые педагогически осмысленные «ниши», организованные для обуче-
ния и жизнедеятельности подростка, где он мог бы совершать совместно со
взрослым «открытия природного мира», проявляя свою субъектность и развивая
ее. Со-бытийный подход способствует пониманию процесса развития субъектно-
сти подростка во взаимодействии с природной средой как череды новых, важных,
опосредованных педагогическим воздействием встреч с природными объектами.
В модели обоснованы педагогические принципы, лежащие в основе развития
субъектности подростка во взаимодействии с природной средой: интеграции;
обогащения жизненного и субъектного опыта; витагенного одухотворения объек-
тов живой и неживой природы; резонансного эмоционального проживания и пе-
реживания; осознанной и ответственной свободы выбора, принятия решения и
действия; единства самостоятельности, самообразования и взаиморазвития, вза-
имообразования.
В содержательно-технологическом блоке модели описана компонентная
структура субъектности подростка во взаимодействии с природной средой, выде-
лены четыре ее компонента. Цель мотивационно-ценностного компонента –
фиксация развития устойчивых мотивов и эколого-культурных ценностей под-
ростка в отношении природной среды. Деятельностно-практический компонент
предполагает оценку способов включения подростков в экологическую деятель-
ность, выработку ответственного отношения к природным объектам и явлениям
природной среды. Эмпатически-эмоциональный компонент позволяет увидеть
развитие эмоционально-чувственной сферы подростка в отношении природных
объектов, эмоциональное со-чувствование к различным явлениям природной
среды. Рефлексивно-оценочный компонент ориентирован на фиксацию получен-
ного опыта взаимодействия подростка с природными объектами,
Цель: развитие субъектности подростка во взаимодействии с природной средой
в детском оздоровительном лагере (ДОЛ) на основе педагогического обеспечения
Ведущая идея: об интериоризации в сознании и деятельности подростков
понимания необходимости коэволюционного взаимодействия с природной средой
Целевой блок

Задачи
ТеоретическиеРазработать технологию раз-Подготовить педаго-Разработать и апробиро-
обосновать про-вития субъектности подросткагов к работе в ДОЛвать диагностический блок
цесс развития субъ-во взаимодействии с природ-и развитию субъект-для изучения развития
ектности подростканой средой в ДОЛ с использо-ности подростковсубъектности подростка
во взаимодействииванием каникулярной допол-во взаимодействииво взаимодействии с при-
с природной сре-нительной общеобразователь-с природной средойродной средой в ДОЛ
дой в ДОЛной программы

ПодходыПринципы
Теоретический блок

Системно-Интеграции; обогащения жизненного и субъектного опыта
субъектный
Осознанной и ответственной свободы выбора; принятия решения и действия; единства
Деятельностный
самостоятельности, самообразования и взаиморазвития, взаимообразования
СредовойВитагенного одухотворения объектов живой и неживой природы
Со-бытийныйРезонансного эмоционального проживания и переживания
Факторы: внешние (факторы микросистемы и мезосистемы); внутренние (субъектный опыт)

Компоненты развития субъектности
эмпатийно-
Содержательно-технологический блок

мотивационно-деятельностно-
эмоциональ-рефлексивно-оценочный
ценностныйпрактический
ный
Содержание
диагностика раз-реализация каникуляр-подготовка пе-организацияанализ и рефлексия
вития субъект-ной дополнительной об-дагогов к ра-учебных заня-динамики развития
ности подросткащеобразовательной про-боте в ДОЛтий и со-бы-субъектности под-
граммытийной дея-ростка в ДОЛ
тельности
Этапы технологии: ориентировочный, продуктивный; итоговый
Веер деятельностей: экологическая, познавательная, творческая, опытно-исследовательская
Субъект-порождающие формы осуществления деятельности: научные приключения;
коллективно-творческие исследовательские проекты; экологические практики и испытания
Методы: активные, интерактивные
Механизм: осмысление имеющегося субъектного опыта; структурирование нового субъектного опыта;
рефлексия полученного субъектного опыта

Критерии и показатели
Оценочно-результативный блок

мотивационно-ценностныйдеятельностно-эмпатийно-эмо-рефлексивно-оценочный
(сформированность мотивациипрактическийциональный(способность к восприятию
ко взаимодействию с природ-(стремление к са-(способность кприродных объектов и явле-
ными объектами и ценностныхмостоятельнойэмпатийно-эмо-ний природной среды на ос-
ориентации в отношении при-деятельности сциональномунове механизмов рефлексии
родной среды; включенность воприродными объ-восприятию при-и субъектификации; оценка
взаимодействие с природнымиектами; экологи-родных объектоврезультатов взаимодействия
объектами)ческая ответ-и явлений при-с природными объектами)
ственность)родной среды)
Стадии: «наблюдатель», «ученик», «подмастерье», «мастер», «творец»
Результат: переход подростка на следующую стадию развития субъектности
во взаимодействии с природной средой в ДОЛ

Рис. 1. Модель развития субъектности подростка
во взаимодействии с природной средой в детском оздоровительном лагере
что способствует осознанию им своих возможностей и перспектив в этом про-
цессе, позволяет объяснить смысл своей деятельности в природной среде.
Степень выраженности этих компонентов является критерием для оценки
уровня развития субъектности подростка.
Механизм развития субъектности подростка связан на первом этапе с осмыс-
лением имеющегося субъектного опыта взаимодействия с природной средой. Да-
лее с помощью педагога-наставника подросток, получая от него знания, умения
и навыки, структурирует новый субъектный опыт взаимодействия с природной
средой и закрепляет его посредством экологической практики, испытания или
приключения. На завершающем этапе подросток осуществляет рефлексию полу-
ченного субъектного опыта взаимодействия с природной средой.
В исследовании обоснована необходимость применения для развития субъ-
ектности подростка во взаимодействии с природной средой в условиях оздорови-
тельного лагеря веера деятельностей и субъект-порождающих форм осуществ-
ления деятельности: научных приключений, коллективно-творческих исследова-
тельских проектов, экологических практик и испытаний.
Оценочно-результативный блок модели предназначен для исследовательских
процедур и включает критерии оценки компонентов структуры развития субъект-
ности подростков (мотивационно-ценностный, деятельностно-практический, эм-
патийно-эмоциональный, рефлексивно-оценочный). Также в нем представлены
стадии развития субъектности («наблюдатель», «подмастерье», «ученик», «ма-
стер», «творец»), которые были выделены на основании исследования лаборато-
рии экопсихологии развития РАО (руководитель – член-корреспондент РАО
В. И. Панов) и модифицированы нами в исследовательских целях.
Во второй главе – «Опытно-экспериментальная работа по развитию
субъектности подростка во взаимодействии с природной средой в условиях
детского оздоровительного лагеря» – представлено описание задач, направле-
ний, критериев и показателей, методик изучения развития субъектности под-
ростка во взаимодействии с природной средой в детском оздоровительном ла-
гере; рассмотрено содержание опытно-экспериментальной работы, проведен ана-
лиз результатов развития субъектности подростка во взаимодействии с природ-
ной средой в детском оздоровительном лагере.
Опытно-экспериментальная работа включала несколько направлений: иссле-
довательско-диагностическое, методическое, организационно-аналитическое,
которые предполагали решение следующих задач: выбор экспериментальных
площадок и групп подростков для исследования; разработку программы обуче-
ния педагогических кадров, разработку каникулярной дополнительной общеоб-
разовательной программы; организацию процесса исследования; организацию
лагерной смены и др.
Констатирующий и формирующий этапы эксперимента проходили в есте-
ственных условиях жизнедеятельности подростков. Подростки из МОУ
№ 1522 г. Москвы составили группу КГ; соответственно, в группы ЭГ1 и ЭГ2 во-
шли подростки, проходившие обучение по специально разработанной дополни-
тельной общеобразовательной программе «ОкеаниЯ» в рамках экологического
проекта «Отдых и учеба с радостью». В группу ЭГ1 были включены подростки,
которые впервые приняли участие в экологическом проекте, в группу ЭГ2 – те,
кто уже участвовал в нем ранее.
Каникулярная дополнительная общеобразовательная программа «ОкеаниЯ»
включала четыре раздела: психологический, теоретический, научно-исследова-
тельский, завершающий. Психологический и теоретический разделы были
направлены на адаптацию к условиям лагеря и формирование у подростков мо-
тивационной готовности ко взаимодействию с природной средой, углублению
знаний подростков в различных научных областях (в экологии, биологии, краеве-
дении и др.). Научно-исследовательский раздел расширял представления участ-
ников программы о возможностях взаимодействия с природной средой, форми-
ровал у них значимый субъектный опыт такого взаимодействия в процессе раз-
личных форм и видов экологической деятельности. Завершающий раздел про-
граммы был связан с демонстрацией полученных умений, анализом возможно-
стей дальнейшего участия в различных экологических проектах. Особенности ре-
ализации этой программы были связаны также с тем, что подростки погружались
в морские исследования, приключения, путешествия, были окружены ореолом
романтики.
Теоретико-практическое обучение педагогов предполагало формирование их
психолого-педагогической компетентности, включающей знание педагогики лет-
него лагеря, возрастных особенностей современных подростков, предметных об-
ластей (биологии, экологии и др.), основ диагностики личности, использование
методов мотивации экологической деятельности, умение разрабатывать и приме-
нять наиболее эффективные формы организации образовательного процесса; зна-
ние ресурса своего личностного развития и умение его использовать в педагоги-
ческой деятельности и др.
Технология развития субъектности подростка во взаимодействии с природной
средой в условиях деятельности оздоровительного лагеря включала ориентиро-
вочный, продуктивный, итоговый этапы. Каждый этап непосредственно был свя-
зан с предыдущим, включая результаты достигнутых у подростков изменений. В
центре технологических процедур находилась реализация каникулярной допол-
нительной общеобразовательной программы «ОкеаниЯ». На ориентировочном
этапе формировались цели деятельности, общие у подростков и их педагогов,
обозначались перспективы познания нового в природной среде и приобретения
личного опыта взаимодействия с ней. На продуктивном этапе использовались
субъект-порождающие формы осуществления практической педагогической де-
ятельности (научные приключения, коллективно-творческие исследовательские
проекты, экологические практики и испытания) и различные способы взаимодей-
ствия с природной средой: в непосредственных условиях природной среды под
присмотром тренера-мастера (подводное погружение), в процессе обучения в
учебных лабораториях (частичная помощь тренера-мастера) и те, которые под-
ростки могли освоить самостоятельно, с помощью тренажеров и др.
На рефлексивном этапе развития субъектности подростка во взаимодействии
с природной средой особе место отводилось рефлексии как моменту осознания и
перестройки подростками и педагогами своей деятельности, часто переживае-
мому им как открытие, выстраивание новых способов педагогических действий,
которое превращало деятельность подростков и педагогов в постоянное творче-
ство.
Проведение формирующего эксперимента, педагогическая работа по реали-
зации модели позволили зафиксировать изменения в критериальных характери-
стиках развития субъектности подростков (Табл. 1). В ЭГ1 к моменту завершения
эксперимента значительно возросло проявление высокого уровня развития субъ-
ектности, причем по деятельностно-практическому и эмпатически-эмоциональ-
ному критериям этого уровня достигли более половины опрошенных.
Таблица 1
Динамика критериев развития субъектности подростков
во взаимодействии с природной средой (%)
Констатирующий этапКонтрольный этап
Уровни
КГЭГ1ЭГ2КГЭГ1ЭГ2
Мотивационно-ценностный критерий
Низкий221221
Средний918962928059
Высокий793761840
Деятельностно-практический критерий
Низкий000000
Средний706640704833
Высокий303460305267
Рефлексивно-оценочный критерий
Низкий–––7000
Средний–––305663
Высокий–––04437
Эмпатически-эмоциональный критерий
Низкий000000
Средний646235664930
Высокий363865345170
Корреляция самооценки и экспертной оценки развития стадий становления
субъектности подростков на контрольном этапе эксперимента соответствовала
5-процентному уровню достоверности. В экспериментальной группе порядок
ранжирования стадий субъектности совпал у подростков и экспертов. Это по-
казало высокую адекватность оценки результатов своего взаимодействия с при-
родной средой у подростков, проходивших обучение по специально разрабо-
танной дополнительной общеобразовательной программе (Табл. 2).
Таблица 2
Корреляция самооценки и экспертной оценки стадий становления
субъектности подростков на контрольном этапе эксперимента (%)
Стадии становленияКГЭГ1ЭГ2
субъектностиСООЭСООЭСООЭ
Наблюдатель0150200
Стадии становленияКГЭГ1ЭГ2
субъектностиСООЭ СООЭСООЭ
Ученик2035 15181216
Подмастерье5641 30352733
Мастер159 41364034
Творец90 1492117
Коэффициент ранговой корре-
rs=0,7rs =1*rs =1*
ляции Спирмена
* корреляция значима на 5 %-м уровне достоверности
*СО — самооценка подростка, ОЭ — оценка эксперта
Анализ результатов формирующего этапа эксперимента позволяет сделать
вывод о том, что в процессе развития субъектности во взаимодействии с при-
родной средой подросток может проходить стадии «наблюдателя», «ученика»,
«подмастерья», «мастера», «творца» (характеристика стадий субъектности дана
в тексте диссертации на с. 82). На основе экспертной оценки доказано, что ста-
дии «мастер» и «творец» в ЭГ1 достигли 45 %, a в ЭГ2 – 51 % подростков.
В заключении изложены основные выводы исследования на основе теоре-
тического и экспериментального материала. Утверждается, что цель достиг-
нута, выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи диссертацион-
ного исследования решены.
Произведено уточнение сущности и содержания феномена развития субъ-
ектности подростка во взаимодействии с природной средой, которое характе-
ризуется интериоризацией в его сознании доминирующей ценностно-смысло-
вой идеи о коэволюционном бытии человека и природной среды, позитивным
эмоциональным отношением и реализацией собственных рефлексивных дей-
ствий по отношению к природной среде, практическими возможностями реа-
лизации экологической деятельности, обеспечивающими субъект-субъектный
характер взаимодействия с природной средой.
Установлено, что детский оздоровительный лагерь представляет собой про-
странство, освоенное для образовательно-воспитательной деятельности с под-
ростками, которое обладает специфическими характеристиками: позволяет
подростку самостоятельно выбирать сферы образовательной деятельности, ак-
туализирует высокий уровень мотивации к ней, обладает значительным влия-
нием природной составляющей.
Разработана и обоснована модель развития субъектности подростка во вза-
имодействии с природной средой, которая представляет собой четыре взаимо-
связанных блока: целевой, теоретический, содержательно-технологический и
оценочно-результативный и описывает цель, задачи, ведущую идею, совокуп-
ность методологических подходов, факторы (внешние и внутренние), прин-
ципы, компонентную структуру, содержание деятельности, субъект-порождаю-
щие формы, методы, механизм, критерии, показатели и стадии развития этого
процесса.
Обосновано, что содержание деятельности и применение совокупности пе-
дагогических средств для развития субъектности подростка во взаимодействии
с природной средой технологически реализуется на ориентировочном, продук-
тивном и итоговом этапах и осуществляется с помощью каникулярной допол-
нительной общеобразовательной программы.
Установлено, что соотношение и структура мотивационно-ценностного, де-
ятельностно-практического, эмпатийно-эмоционального и рефлексивно-оце-
ночного критериев развития субъектности подростка изменяются в процессе
реализации дополнительной общеобразовательной программы, а подросток
продвигается в направлении от наблюдателя и исследователя природных объ-
ектов к творческому и преобразующему взаимодействию с природной средой.
Определены перспективы дальнейшего изучения проблемы: выявление эф-
фективных методов и технологий, способствующих развитию субъектности;
исследование развития субъектности детей других возрастных категорий во
взаимодействии с природной средой; изучение влияния типов взаимодействия
и различных характеристик природной среды на развитие субъектности под-
ростка и др.
Основное содержание и результаты диссертационного исследования от-
ражены в следующих опубликованных работах автора:

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью удо-
влетворения государственного и социального заказа на создание системы не-
прерывного образования растущего человека, продуктивной организации его
свободного времени, поиска эффективных способов его социализации и само-
реализации в современном мире. В материалах «Стратегии развития воспита-
ния в Российской Федерации на период до 2025 года» указывается, что сегодня
особое внимание должно уделяться формированию у детей и молодежи ка-
честв субъектности, построению отношений сотрудничества с субъектно зна-
чимыми компонентами социального и материального окружения.
Сложившаяся на сегодняшний день социокультурная ситуация характе-
ризуется неоднозначностью воздействия на подростков, что проявляется в
определенных искажениях их ценностно-мотивационной сферы, смещении
интересов от полноценного, непосредственного общения со сверстниками и
старшими, совместной деятельности к виртуальному общению, происходя-
щему в цифровом пространстве. Это определяет значительные отличия про-
цесса социализации современных подростков, по сравнению с предыдущими
поколениями. Так, существенным фактором социализации выступают сред-
ства массовой информации, которые вместо объективного информирования о
событиях, пропаганды социально значимых норм и ориентиров дезориенти-
руют подростка, на первое место выдвигая так называемые псевдоценности –
стремление к максимально беззаботной и безответственной жизни, в которой
критерием успеха выступает лишь материальное благополучие. Это опасно
развитием таких негативных качеств личности подростка, как иждивенчество,
инфантилизм, отказ от ответственности за свои поступки перед обществом и
природой. Поэтому необходимо предоставить подросткам возможность взаи-
модействовать со значимыми для них объектами и субъектами в реальном
мире, благодаря чему они смогли бы удовлетворить потребности в самоопре-
делении, смыслообразовании и самоутверждении.
Экологическая ситуация в глобальном и региональном масштабах та-
кова, что необходимость интенсификации экологического образования подрас-
тающего поколения возрастает с каждым годом. Между тем в городских усло-
виях современные подростки не имеют опыта взаимодействий с природной
средой, которые способствовали бы развитию у них способности быть субъек-
тами экологически ориентированных ценностей, установок поведения и дея-
тельности. В связи с этим обостряется актуальность развития субъектности
подростков в условиях непосредственного опыта восприятия природной среды
и взаимодействия с ней.
Субъектность является одним из важных свойств личности (К. А. Абуль-
ханова [4], Б. Г. Ананьев [9], А. В. Брушлинский [20], С. Л. Рубинштейн [151],
В. И. Слободчиков [171]); развитие субъектности во многом определяет соци-
альное и личностное развитие человека, в свою очередь, взаимодействие с при-
родной средой способствует ее возникновению.
Психолого-педагогические исследования становления подростка как
личности показывают, что в этом возрасте данный процесс связан, с одной сто-
роны, с недостаточно сформированными механизмами мотивации и регуляции
собственного поведения, неадекватными реакциями, деструктивными поступ-
ками, с другой – сензитивен к расширению представлений об окружающем
мире, дифференциации интересов и предпочтений, в том числе экологических.
Взаимодействуя с природной средой, подросток получает возможность удовле-
творить свои возрастные потребности, раскрыть и реализовать индивидуаль-
ный ресурс для построения субъектных отношений с миром и природой.
Педагогически актуальными возможностями для решения задачи разви-
тия субъектности подростка обладает система оздоровления и отдыха детей,
представленная в ее современных форматах (от детских оздоровительных ла-
герей до детских образовательных центров), которая реализует различные ва-
рианты группового и индивидуального экологического обучения, предлагает
свободный выбор содержания и форм опытно-исследовательской деятельно-
сти. Эта система также включает детей в творческие экологически ориентиро-
ванные проекты, соответствующие их интересам и потребностям, которые
имеют значительный воспитательный потенциал, обеспечивающий интерио-
ризацию нравственных, духовных, культурных, социально-экологических ори-
ентиров.
В практическом аспекте решение проблемы развития субъектности под-
ростка во взаимодействии с природной средой будет способствовать повыше-
нию уровня экологической культуры подрастающего поколения, обеспечит де-
ятельное участие подростков в познании, сохранении и обогащении природ-
ной среды.
Анализ современных отечественных и зарубежных гуманитарных иссле-
дований показывает, что проблема развития субъектности подростка во взаи-
модействии с природной средой привлекала внимание многих ученых.
Теоретическое осмысление феномена «субъектность» осуществлялось в
философии (М. С. Каган [76], В. А. Лекторский [99], В. Хесле [193] и др.), пси-
хологии (К. А. Абульханова [4], А. В. Брушлинский [20], В. В. Знаков [63; 64],
С. Л. Рубинштейн [151; 152], Е. А. Сергиенко [160; 161], В. А. Петровский
[138], В. И. Панов [135; 178], В. И. Слободчиков [171] и др.), педагогике
(Е. Н. Волкова [30; 149], Т. Н. Гущина [44], М. И. Рожков [150; 187] и др.).
Исследовались проблемы развития субъектности подростка в учебной
деятельности (А. А. Горбунов [38], О. Г. Селиванова [158]), в условиях дет-
ского дома (С. А. Швец [202]), в системе дополнительного образования
(Т. Н. Гущина [44]), как условие профориентации обучающихся с ограничен-
ными возможностями здоровья (М. Н. Цыганкова [195]) и др.
Проблема развития субъектности подростка во взаимодействии с при-
родной средой представлена в работах, исследующих мотивацию подростков
в экологическом образовании (Р. В. Кельбас [81]), развитие их природоориен-
тированной деятельности (А. В. Гагарин [33]), ценностное отношение к при-
роде (М. М. Тайчинов [185]), воспитание экологической культуры (В. А. Игна-
това [72], Е. А. Игумнова [74]), формирование субъектно-непрагматического
отношения к миру природы (О. В. Созонтова [175]) и др.
Частные проблемы развития подростка как субъекта взаимодействия с
природной средой в условиях дополнительного образования исследовали сле-
дующие ученые: Е. И. Абатуров (в процессе интеграции учебной и внеучебной
деятельности) [1], М. Н. Гринько (формирование эколого-ноосферного миро-
воззрения подростков) [40], В. А. Зебзеева (методы формирования субъектного
отношения к природе) [61], Е. Ю. Карпеева (формирование коммуникативной
компетентности учащихся на основе массовых орнитологических акций) [79],
И. А. Колесникова (педагогические условия воспитания подростков во вне-
школьных объединениях юных натуралистов) [84], С. Д. Коробков (формиро-
вание экологической культуры обучающихся) [87], Б. Д. Крапивин (тьютор-
ское сопровождение эколого-исследовательской деятельности обучающихся)
[93], И. А. Юркина (роль досуговых объединений экологической направленно-
сти) [209] и др.
Технологические аспекты развития субъектности подростка во взаимо-
действии с природной средой отражены в научных исследованиях И. П. Ива-
нова (методика коллективно-творческой деятельности) [68], Б. В. Куприянова
(педагогика приключения, путешествия) [94], А. С. Чернышева (веер деятель-
ностей) [198], L. Joplin (научное приключение) [218], D. Garvey, B. Kunz,
R. Putnam (экспериентальное обучение) [134] и др.
Проблема развития субъектности подростка в таких форматах системы
оздоровления и отдыха детей, как детские оздоровительные лагеря, практиче-
ски не разработана. Некоторые исследователи обращались в своих трудах к ее
отдельным аспектам: Н. Ю. Антипова (творческое саморазвитие подростков в
условиях загородного лагеря) [10], В. Н. Белов (продуктивность деятельности
детей в оздоровительном лагере) [19], В. А. Волгунов (социализирующая
среда загородного детского лагеря) [29], А. Я. Котанас (лагерь как средство
профессионального самоопределения) [89], Н. А. Сидорина (развитие одарен-
ности подростков в условиях лагеря) [165] и др.
Вместе с тем, как показывает педагогическая практика, отсутствуют адап-
тированные к деятельности детского оздоровительного лагеря каникулярные
дополнительные общеобразовательные программы, позволяющие развивать
субъектность подростка во взаимодействии с природной средой. Педагоги не-
достаточно готовы к осуществлению этого процесса, не выявлены педагогиче-
ские средства, обеспечивающие его эффективность.
Таким образом, системный анализ состояния заявленной проблемы в
теории и практике педагогики позволяет выделить противоречия между
− потребностью общества в развитии субъектности подростка во взаи-
модействии с природной средой и недостаточной разработанностью теоре-
тико-методологического обеспечения этого процесса в современной педагоги-
ческой науке;
− актуализацией развития субъектности подростка во взаимодействии с
природной средой как важного ресурса его экологического образования и не-
определенностью педагогических средств осуществления этого процесса;
− потребностью педагогической практики в развитии субъектности под-
ростка во взаимодействии с природной средой в детском оздоровительном ла-
гере и недостаточно разработанными содержанием, технологиями и спосо-
бами организации этого процесса.
Разрешение данных противоречий составляет суть проблемы исследова-
ния: каково педагогическое обеспечение развития субъектности подростка во
взаимодействии с природной средой в детском оздоровительном лагере в со-
временных условиях?
Цель исследования: теоретическое и опытно-экспериментальное обос-
нование педагогического обеспечения развития субъектности подростка во
взаимодействии с природной средой в детском оздоровительном лагере.
Объект исследования: процесс развития субъектности подростка.
Предмет исследования: педагогическое обеспечение развития субъект-
ности подростка во взаимодействии с природной средой в детском оздорови-
тельном лагере.
Гипотеза исследования: развитие субъектности подростка во взаимо-
действии с природной средой в детском оздоровительном лагере будет эффек-
тивным, если осуществляется его педагогическое обеспечение, включающее
− разработку модели развития субъектности подростка, нацеленной на
осуществление идеи об интериоризации в его сознании и деятельности пони-
мания необходимости коэволюционного взаимодействия с природной средой;
− включение подростков в разнообразные виды экологически ориенти-
рованной и со-бытийной совместной деятельности, эмпирическое обучение,
учебные занятия, создающие условия для субъектификации объектов природы
и «погружения» в проблематику природной среды;
− использование совокупности педагогических средств развития субъ-
ектности подростка с учетом применения активных и интерактивных методов;
субъект-порождающих форм осуществления деятельности, способствующих
актуализации механизма осмысления субъектного опыта;
− реализацию каникулярной дополнительной общеобразовательной
программы на основе субъектно-ориентированной технологии, процессуально
требующей от подростка собственных экологически ценностных выборов и
ответственных стратегий поведения;
− подготовку педагога к работе с подростками, ориентированную на
формирование позиции педагога-исследователя, педагога-организатора, педа-
гога-наставника.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание процесса развития субъектности под-
ростка во взаимодействии с природной средой.
2. Определить педагогические возможности детского оздоровительного
лагеря для развития субъектности подростка во взаимодействии с природной
средой.
3. Разработать и обосновать модель развития субъектности подростка во
взаимодействии с природной средой в детском оздоровительном лагере.
4. Определить содержание деятельности и апробировать совокупность пе-
дагогических средств (формы, методы, технологию) развития субъектности
подростка во взаимодействии с природной средой в детском оздоровительном
лагере.
5. На основе разработанных критериев и показателей выявить динамику
развития субъектности подростка во взаимодействии с природной средой в
условиях детского оздоровительного лагеря.
Методологическую основу исследования составляют
− положения системно-субъектного подхода, раскрывающие философ-
ско-психологические аспекты понимания субъекта и субъектности
(К. А. Абульханова [4], Б. Г. Ананьев [9], А. В. Брушлинский [20], В. А. Бара-
банщиков [15], Б. Ф. Ломов [107], Е. А. Сергиенко [160; 161] и др.);
− основные положения деятельностного подхода (А. Л. Журавлев [146],
А. Н. Леонтьев [102], А. В. Петровский [137], С. Л. Рубинштейн [151; 152]
и др.);
− средового, в том числе в экологической психологии, подхода к разви-
тию ребенка (С. Д. Дерябо [46; 48], Ю. С. Мануйлов [110], В. И. Панов [178;
206; 207], В. А. Ясвин [210] и др.);
− со-бытийного подхода в педагогике (Е. А. Александрова [5],
Н. В. Волкова [31], Н. Б. Крылова [16; 172], М. И. Рожков [150], В. И. Слобод-
чиков [168], и др.), определяющего процесс развития субъектности подростка
во взаимодействии с природной средой как череду новых, важных, опосредо-
ванных педагогическим воздействием встреч с природными объектами.
Теоретические основы исследования представлены следующими
концепциями, положениями и идеями:
− об экологическом образовании, экологическом воспитании, экологи-
ческой культуре (А. С. Белкин [12], А. В. Гагарин [33], И. Т. Гайсин [36],
С. Н. Глазачев [42], Ю. М. Гришаева, Е. Н. Дзятковская [49; 50], Д. С. Ермаков
[54], А. Н. Захлебный [60], И. Д. Зверев [62], А. П. Сидельковский [164],
О. Г. Тавстуха [184] и др.);
− о становлении субъектности человека, в том числе во взаимодействии
с природой (А. В. Гагарин [33], Д. А. Зубова [66], Е. В. Леонова [100],
А. В. Леонтович [101], С. А. Мудрак [120; 121], В. И. Панов [178], М. И. Рож-
ков [150], Э. В. Сайко [153], Л. В. Смолова [179] и др.);
− о возрастных особенностях, проблемах личностного формирования
современных подростков (Т. Д. Марцинковская [191], М. Р. Мирошкина [118],
А. В. Мудрик [122; 123], С. Д. Поляков [140], Н. Л. Селиванова [157],
Д. И. Фельдштейн [190] и др.);
− о педагогическом обеспечении развития субъектности подростка, в
том числе средствами дополнительного образования в условиях детского оздо-
ровительного лагеря (Т. А. Антопольская [11; 12], Л. В. Байбородова [14; 187],
В. П. Бедерханова [16], О. С. Газман [34], В. П. Голованов [37; 148], И. Д. Де-
макова [16], А. В. Золотарева [65], М. Б. Коваль [142], Б. В. Куприянов [95; 96],
О. В. Миновская [117], А. А. Попов [143], , С. В. Тетерский [186], И. И. Фриш-
ман [186], Е. А. Царегородцева [196], С. А. Шмаков [203] и др.).
В соответствии с целью, предметом и задачами был определен и исполь-
зовался следующий комплекс методов:
1) теоретические (междисциплинарный анализ по исследуемой про-
блеме, терминологический анализ, метод педагогического моделирования
и др.);
2) эмпирические (опытно-экспериментальная работа, наблюдение, анке-
тирование и тестирование субъектов образовательного процесса, метод экс-
пертных оценок, анализ процесса и результатов деятельности и др.);
3) методы обработки результатов исследования: качественный анализ,
методы математической статистики (средняя арифметическая, процентное со-
отношение, U-критерий Манна – Уитни, коэффициент ранговой корреляции
Спирмена). Расчеты осуществлялись с помощью компьютерной программы
«Microsoft Excel» и статистического калькулятора портала Social Science
Statistics.
В исследовании использовались следующие диагностические методики:
метод неоконченных предложений; Опросник субъективизации природных
объектов ОСП; «Самооценка качеств субъектности, проявляющихся в эколо-
гической деятельности» (Н. М. Сараева, модификация А. Н. Камнев); тест
«Экологического сознания» шкала «Экологическая ответственность»
(В. И. Панов с соавт.) [194]; «Включенность во взаимодействие с природными
объектами» (С. Г. Елизаров, модификация А. Н. Камнев); методика «Эмоцио-
нальная эмпатия» (В. В. Бойко, модификация А. Н. Камнев); опросник
«Оценка стадий становления субъектности» (В. И. Панов, А. В. Капцов,
Е. И. Колесникова); экспертная оценка результативности взаимодействия с
природными объектами; «Диагностическая карта развития субъектного опыта
подростка во взаимодействии с природной средой» (А. Н. Камнев) и др.
База исследования. Выборку исследования составили 68 подростков,
обучающихся в МОУ № 1522 г. Москвы, и 258 подростков 14–16 лет обоих по-
лов, проходивших обучение в летний период в рамках проекта «Отдых и учеба
с радостью» в г. Анапа с 2017 по 2020 г. В исследовании приняли участие более
30 педагогов, вожатых, инструкторов.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (2012 – 2015 гг.) изучалось состояние проблемы разви-
тия субъектности подростка во взаимодействии с природной средой; опреде-
лялись ее понятийное пространство и теоретико-методологические основания,
цель, объект, предмет, гипотеза и задачи; конструировалась модель; разрабаты-
валась диагностическая программа для исследования изучаемого феномена.
Основные методы исследования на данном этапе: теоретический анализ име-
ющихся научных источников, моделирование, педагогическое наблюдение.
На втором этапе (2016 – 2018 гг.) осуществлялась опытно-эксперимен-
тальная работа, проводились констатирующий и формирующий этапы экспе-
римента, опирающегося на разработанную нами модель и технологию иссле-
дуемого процесса. Уточнялись понятийный аппарат и гипотеза исследования,
анализировались полученные данные.
На третьем этапе (2018 – 2021 гг.) проводилась систематизация данных,
их интерпретация, формулировались выводы, оформлялись материалы диссер-
тации, готовились и публиковались результаты исследования. Были использо-
ваны следующие методы: статистическая обработка данных, сопоставитель-
ный анализ, построение таблиц, гистограмм, интерпретация полученных дан-
ных.
Научная новизна исследования
1. Впервые обоснованы сущность и содержание феномена развития
субъектности подростка во взаимодействии с природной средой на основе тео-
ретико-методологического анализа проблемы. Развитие субъектности под-
ростка во взаимодействии с природной средой характеризуется интериориза-
цией в его сознании доминирующей ценностно-смысловой идеи о коэволюци-
онном бытии человека и природной среды; позитивным эмоциональным отно-
шением и реализацией собственных рефлексивных действий по отношению к
природной среде; практическими возможностями реализации экологической
деятельности, обеспечивающими субъект-субъектный характер взаимодей-
ствия с природной средой.
2. Раскрыты педагогические возможности детского оздоровительного
лагеря для развития субъектности подростка как пространства непосредствен-
ной близости к объектам природной среды, обладающего условиями для полу-
чения практического опыта в природной среде; вариативности и проектирова-
ния индивидуальных экологических образовательных маршрутов подростков,
имеющих ярко выраженный деятельностный характер; применения новых
форматов экологического образования: экологических проектов, субъект-цен-
трированных экологических практик, экологически ориентированной игровой
деятельности, приключений и путешествий.
3. Разработана и использована модель развития субъектности под-
ростка во взаимодействии с природной средой в условиях детского оздорови-
тельного лагеря, которая включает совокупность целевого (цель и задачи), тео-
ретического (системно-субъектного, деятельностного, средового, со-бытий-
ного подходов; принципов; факторов), содержательно-технологического
(компонентная структура, содержание, механизм развития субъектности,
виды, формы, методы осуществления деятельности), оценочно-результатив-
ного (критерии, показатели и стадии субъектности) блоков, необходимых для
развития этого процесса в условиях детского оздоровительного лагеря.
4. Определено содержание деятельности по развитию субъектности под-
ростка во взаимодействии с природной средой с использованием совокупности
педагогических средств, которое технологически реализуется с помощью ка-
никулярной дополнительной общеобразовательной программы, основано на
включении подростков в экологически ориентированное эмпирическое обуче-
ние, предполагает применение субъект-порождающих форм осуществления
деятельности, обладающих значительными возможностями активизации вза-
имодействия подростков с природной средой, актуализацию механизма
осмысления субъектного опыта.
5. Выявлена положительная динамика развития субъектности подростка
во взаимодействии с природной средой в условиях детского оздоровительного
лагеря с учетом мотивационно-ценностного, деятельностно-практического и
эмпатийно-эмоционального, рефлексивно-оценочного критериев и соответ-
ствующих им показателей. Доказано, что в процессе реализации каникулярной
дополнительной общеобразовательной программы значительно возрастает
проявление деятельностно-практического и эмпатически-эмоционального
компонентов субъектности. Обосновано, что подросток продвигается в
направлении от наблюдателя и исследователя природных объектов к творче-
скому и преобразующему взаимодействию с природной средой.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что получен-
ные результаты исследования вносят вклад в развитие педагогической науки,
в частности
− позволяют расширить научные представления о сущности и содержа-
нии феномена развития субъектности подростка, роли взаимодействия под-
ростка с природной средой в этом процессе;
− углубляют теоретические и практические разделы педагогики допол-
нительного образования детей в период каникулярного отдыха, с учетом при-
менения совокупности методологических подходов (субъектно-системного,
деятельностного, средового, со-бытийного) и принципов к решению проблемы
развития субъектности подростка в современных детских оздоровительных ла-
герях;
− углубляют представления об исторически сложившихся и современ-
ном этапах деятельности детских оздоровительных лагерей как пространства
педагогических возможностей для развития субъектности подростка;
− дополняют теоретические положения о педагогическом сопровожде-
нии развития подростков в образовательном процессе в период каникулярного
отдыха с учетом разработанной модели развития субъектности подростка во
взаимодействии с природной средой;
− конкретизируют теоретические представления о педагогическом
обеспечении процесса развития субъектности подростка во взаимодействии с
природной средой с учетом особенностей детского оздоровительного лагеря
(описанием видов деятельности, форм, методов).
Практическая значимость исследования заключается в том, что
− разработанная модель, использованные педагогические средства и
технология развития субъектности подростка во взаимодействии с природной
средой могут применяться педагогами и воспитателями при организации об-
разовательной деятельности в сфере дополнительного образования детей;
− каникулярная дополнительная общеобразовательная программа, обес-
печивающая положительную динамику развития субъектности подростков во
взаимодействии с природной средой, может использоваться при разработке
программ каникулярного отдыха и вариативной части общеобразовательных
программ основного общего образования;
− предложенный критериальный аппарат и диагностический блок ис-
следования составляют инструментарий, позволяющий отслеживать развитие
субъектности подростка во взаимодействии с природной средой;
− полученные эмпирические результаты исследования могут быть ис-
пользованы для повышения квалификации воспитателей, педагогов дополни-
тельного образования в разделах, связанных с педагогикой каникулярного от-
дыха; в работе по профориентации; в образовательном процессе вуза при под-
готовке студентов бакалавриата (профиль – дополнительное образование) и
магистратуры по программам «Педагогика и психология работы в детских и
молодежных объединениях» и др.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечи-
вается обоснованностью методологических подходов, непротиворечивостью
использованных теоретических положений, широкой базой исследования, при-
менением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследова-
ния, репрезентативностью выборки и статистической значимостью полученных
результатов.
Личное участие автора состояло в теоретической разработке основных
положений исследования и модели развития субъектности подростка во взаимо-
действии с природной средой в детском оздоровительном лагере; в определении
содержания педагогического обеспечения этого процесса; в организации
опытно-экспериментальной работы по обозначенной проблеме; в разработке
диагностического блока исследования; в анализе и интерпретации полученных
результатов.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссер-
тация соответствует паспорту научной специальности 5.8.1. Общая педагогика,
история педагогики и образования: п. 2. Методологическое обоснование меж-
дисциплинарных связей в педагогических исследованиях развития образова-
ния; п. 11. Потенциальные возможности самоопределения и саморазвития чело-
века средствами образования в современном мире; п. 14. Концепции непрерыв-
ного образования в информационном обществе; взаимосвязь формального, не-
формального и информального образования; базового и дополнительного обра-
зования; п. 17. Исследования эффективных педагогических практик и иннова-
ций; п. 24. Теории и концепции воспитания и социализации. Социокультурная
обусловленность воспитания; антропология современного детства.
Положения, выносимые на защиту:
1. Субъектность подростка во взаимодействии с природной средой –
это сложная интегрированная характеристика его личности, проявляющаяся
как способность активно-избирательно, инициативно-ответственно, преобра-
зовательно относиться к природным объектам и явлениям природной среды.
Развитие субъектности подростка во взаимодействии с природной средой ха-
рактеризуется интериоризацией в его сознании доминирующей ценностно-
смысловой идеи о коэволюционном (взаимно непоражающем) бытии человека
и природной среды; позитивным эмоциональным отношением и реализацией
собственных рефлексивных действий по отношению к природной среде; прак-
тическими возможностями реализации экологической деятельности, обеспе-
чивающими активный характер взаимодействия с природной средой. Приоб-
ретая опыт субъект-субъектного взаимодействия с природной средой, подро-
сток становится субъектом-творцом экологической деятельности.
2. Педагогический потенциал детского оздоровительного лагеря как
пространства, обеспечивающего продуктивное развитие субъектности под-
ростка во взаимодействии с природной средой, заключается в том, что под-
ростку предоставляется право самостоятельно выбирать направления образо-
вательной деятельности. Это позволяет поддерживать высокий уровень его мо-
тивации, усиливать влияние природной составляющей при получении под-
ростком практического опыта в природной среде. Реализуемые в условиях ла-
геря каникулярные дополнительные общеобразовательные программы осу-
ществляются с учетом вариативности и проектирования индивидуальных об-
разовательных маршрутов подростков, имеют ярко выраженный деятельност-
ный характер. В детском оздоровительном лагере существуют технологиче-
ские возможности для апробации новых форматов экологического образова-
ния: экологических проектов, субъект-центрированных экологических прак-
тик, экологически ориентированной игровой деятельности, приключений и пу-
тешествий.
3. Модель развития субъектности подростка во взаимодействии с при-
родной средой в условиях детского оздоровительного лагеря построена на ос-
нове системно-субъектного, деятельностного, средового, со-бытийного подхо-
дов и представляет собой единство следующих блоков: целевого, содержащего
цели и задачи; теоретического, определяющего методологические подходы и
принципы (интеграции; обогащения жизненного и субъектного опыта; приро-
досообразности; витагенного одухотворения объектов живой и неживой при-
роды; резонансного эмоционального проживания и переживания; осознанной
и ответственной свободы выбора, принятия решения и действия; единства са-
мостоятельности, самообразования и взаиморазвития, взаимообразования) и
факторы (внешние и внутренние) развития субъектности подростка во взаимо-
действии с природной средой; содержательно-технологического, выявляю-
щего компонентную структуру развития субъектности, содержание, механизм,
виды деятельности, методы, формы, исследуемого процесса; оценочно-резуль-
тативного, определяющего критерии, показатели и стадии развития субъект-
ности.
4. Содержание деятельности по развитию субъектности подростка во вза-
имодействии с природной средой в детском оздоровительном лагере техноло-
гически реализуется на ориентировочном, продуктивном и итоговом этапах и
осуществляется с помощью каникулярной дополнительной общеобразователь-
ной программы. Оно предполагает включение подростков в разнообразные
виды экологически ориентированной деятельности (проектную, опытно-ис-
следовательскую, творческую), эмпирическое обучение, применение активных
и интерактивных методов; приоритетность выбора субъект-порождающих
форм осуществления деятельности (научные приключения, коллективно-
творческие исследовательские проекты, экологические практики и испытания
и др.); развитие у подростков собственных экологически ценностных выборов
и ответственных стратегий поведения на основе механизма осмысления
субъектного опыта (осмысление содержания имеющегося субъектного опыта,
структурирование нового субъектного опыта; рефлексия поученного субъект-
ного опыта взаимодействия с природной средой); организацию учебных заня-
тий с учетом внешнего потенциала природной среды и со-бытийной совмест-
ной деятельности, обеспечивающих «погружение» подростка в проблематику
природной среды; подготовку педагога к работе с подростками по развитию
их субъектности во взаимодействии с природной средой, которая осуществля-
ется на этапах теоретической подготовки в доканикулярный период, практи-
ческого обучения на территории лагеря и самоподготовки; обеспечивается ис-
пользованием следующих педагогических позиций: педагога-исследователя,
педагога-организатора, педагога-наставника.
5. Динамика развития субъектности подростка во взаимодействии с при-
родной средой фиксируется с учетом мотивационно-ценностного, эмпатийно-
эмоционального, деятельностно-практического, рефлексивно-оценочного кри-
териев и их показателей. У подростков, которые неоднократно участвовали в
деятельности детского оздоровительного лагеря и осваивали каникулярную
дополнительную общеобразовательную программу, зафиксирована положи-
тельная динамика в деятельностно-практическом и эмпатически-эмоциональ-
ном компонентах субъектности. В процессе развития субъектности осуществ-
ляется переход подростка в направлении от наблюдателя и исследователя при-
родных объектов к творческому и преобразующему взаимодействию с природ-
ной средой.
Апробация и внедрение результатов работы в практику. Основные по-
ложения и результаты исследования были обсуждены на заседаниях кафедры
социальной коммуникации и организации работы с молодежью Московского
государственного психолого-педагогического университета. Опытно-экспери-
ментальная работа осуществлялась в рамках международного проекта «Отдых
и учеба с радостью» в г. Анапе с 2016 по 2021 г. Основные положения диссер-
тации были представлены на 6-й Российской конференции по экологической
психологии (г. Москва, 2012), на 7-й Российской конференции по экологической
психологии (г. Москва, 2015), на Всероссийском молодежном форуме экологи-
ческого туризма «Полярная земля» (г. Салехард, 2016), на научно-практической
конференции РАО «Год экологии в России: педагогика и психология в интересах
устойчивого развития» (г. Москва, 2017), на 8-й Российской конференции по
экологической психологии (г. Москва, 2017), на Всероссийской научно-практи-
ческой конференции с международным участием «Психолого-педагогические
проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях»
(г. Курск, 2018), на Международной научно-практической конференции «Доб-
родеевские чтения – 2018» (г. Москва, 2018), на IV Всероссийской конференции
«Молодежные инициативы как основа развития гражданского общества Россий-
ской Федерации: региональный и местные уровни» (г. Ульяновск, 2018), на
Международной научной конференции «Деятельностный подход к образова-
нию в цифровом обществе» (г. Москва, 2018) г., на Международной научно-
практической конференции к 100–летию Института детства РГПУ имени
А. И. Герцена «Семья и дети в современном мире» (г. Санкт-Петербург, 2019),
на IV Ежегодной научно-практической конференции памяти М. Ю. Кондратьева
«Социальная психология: вопросы теории и практики» (г. Москва, 2019), на
конференции 2th International Conference on Contemporary Education, Social
Sciences and Humanities (CESSES 2019) (г. Москва, 2019), на Всероссийской
научно-практической конференции с международным участием «Апгрейд соци-
альных проектов: этапы стартапа. Обновление 2025» (г. Москва, 2019), на VIII
Международной научно-практической конференции «Природное и культурное
наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие» РГПУ
им. А. И. Герцена (г. Санкт Петербург, 2019), на VI Всероссийской конференция
по экологическому образованию (г. Москва, 2019), на 9-й Российской конферен-
ции по экологической психологии (г. Москва, 2020), на Международной научно-
практической конференции «Дополнительное образование детей – эффективная
система развития способностей детей и воспитания социально ответственной
личности» (г. Курск, 2020), на Международной научно-практической конферен-
ции «Семья и дети» (г. Санкт-Петербург, 2020), на XVI Международном меж-
дисциплинарном конгрессе «Нейронаука для медицины и психологии» (Крым,
Россия, 2020), на Всероссийской конференции с международным участием «Со-
циальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов:
междисциплинарный дискурс» (г. Ярославль, 2020) и др. Результаты исследова-
ния были внедрены в практику работы педагогов, вожатых и инструкторов сети
детских оздоровительных лагерей, организованных РОО «Содружество работ-
ников в сфере детского отдыха, оздоровления и развития», на курсах повыше-
ния квалификации по программам «Педагогическое мастерство» и «Подготовка
инструкторов подводного плавания» РОО «Содружество».
Автором опубликовано 22 научных работы общим объемом 67,25 п. л. (ав-
торский вклад – 11,96 п. л.), в том числе 9 статей в рецензируемых научных
изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией РФ, одна ста-
тья – в международной базе Web of Science.
Структура диссертации. Научная работа состоит из введения, двух
глав, заключения, библиографического списка (225 источников, в том числе 12
на иностранном языке), включает 20 таблиц, 2 рисунка. Приложения содержат
глоссарий, диагностический инструментарий, краткое содержание каникуляр-
ной дополнительной общеобразовательной программы, образовательную про-
грамму подготовки педагогических кадров к деятельности в лагере.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ПОДРОСТКА

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    А. Н. Камнев, И. И. Черкасова, Е. Г. Дмитриева. – Текст : непосредственный //Народное образование. – 2– №3–4 (№ 1467). – С. 19–– 0,4 п. л. / 0,2 п. л.
    А. Н. Камнев, С. А. Ма-карова. – Текст : непосредственный // Народное образование. – 2– № –С. 161–– 0,46 п. л. / 0,3 п. л.
    А. Н. Камнев. – Текст : электронный // Ученые записки Курского государ-ственного университета. Электронный научный журнал Курского государствен-ного университета. – Курск, 2– № 2(50). – С. 143– – 0,29 п. л. – URL:https://api-mag.kursksu.ru/media/pdf/2-pdf. номер государственной регистра-ции – 0421200068
    А. Н. Камнев, Е. Л. Манукян, Е. В. Белухина. – Текст : Непо-средственный // Народное образование. – 2– № – С. 66–– 0,46 п. л./ 0,п. л.
    А. Н. Кам-нев. – Текст : непосредственный // Социально-политические исследования. –2– № – С. 98–– 0,81 п. л.
    А. Н. Камнев, О. А. Камнев. – Текст : непосредственный // Школьные техноло-гии. – 2– № – С. 97–– 0,86 п. л. / 0,63 п. л.
    Приключение и экология: отдых и учёба с радостью. Один из возможных путей решения педагогических проблем современности
    А. Н. Камнев, О. А. Камнев. – Текст : непосредственный // Народное образова-ние. – 2– № 3–4 (№ 1467). – С. 128–– 0,69 п. л. / 0,55 п. л.
    Особенности развития субъектности подростков во взаимодействии с природной средой в детском образовательно-оздоровительном лагере
    А. Н. Камнев, Т. А. Михайлова. – Текст : непосредственный // Психо-лого-педагогические исследования. Электронный журнал. – 2– Том –№ – С. 57–– 0,81 п. л. / 0,61 п. л.
    Отдых и учёба с радостью. Деятельное экологическое образование и научно-приключенческие программы в детских лагерях
    А. Н. Камнев, О. А. Камнев, М. А. Камнева, К. Д. Ефре-мов и др. – Москва : Перо, 2– 434 с. – 24,96 п. л. / 2,4 п. л.
    Педагогическое и медицинское сопровождение образовательных программ морской направленности в детских образовательных центрах
    А. Н. Камнев, Г. Л. Жернаков. – Текст : непосредственный // Технологииорганизации профильных морских смен в детских образовательных центрах илагерях / под общей ред. канд. филол. наук М. А. Зенкина, А. А. Берёзкина. –Санкт-Петербург : Изд-во ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова, 2– Гл.
    Эмпирическое образование в детском профильном лагере:теория, цели, принципы и педагогические возможности
    А. Н. Камнев,Г. В. Григорьев. – Текст : непосредственный // Collection of scientific papers onmaterials III International Scientific Conference «Scientific achievements of the thirdmillennium». – San-Francisco, 2– P. 19–– 0,4 п. л. / 0,2 п. л.
    Деятельное экологическое образование – один из возможных путей решения педагогических проблем современности
    А. Н. Камнев,О. А. Камнев. – Текст : непосредственный // Психолого-педагогические про-блемы развития ребёнка в современных социокультурных условиях : матери-алы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Курск, 2– С. 49
    Детский оздоровительный лагерь
    А. Н. Камнев. – Текст :непосредственный // Покров. – 2– № 4/– С. 52–– 0,35 п. л.
    Лагерь как площадка для развития субъектности школьника в сфере экологической культуры
    А. Н. Камнев, С. А. Макарова. – Текст :непосредственный // Дополнительное образование – эффективная система раз-вития способностей детей и воспитания социально ответственной личности :сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф., Курск, 6–7 февраля 2020 г. / под общ.ред. Т. А. Антопольской. – Курск, 2– С. 118–– 0, 29 п. л. / 0,2 п. л.
    Реализация дополнительной общеобразовательной программы как условие развития субъектности подростка в природной среде оздоровительного лагеря
    А. Н. Камнев, Т. А. Антопольская. – Текст : непосред-ственный // Экопсихологические исследования – 6: экология детства и психоло-гия устойчивого развития : сборник науч. статей / отв. ред. В. И. Панов. –Москва ; Курск, 2– С. 350–– 0, 29 п. л. / 0,2 п. л.
    Детский лагерь как уникальная площадка для воспитания и развития субъектности детей, вожатых и наставников
    А. Н. Камнев,А. А. Полосина. – Текст : непосредственный // Социальное и профессиональ-ное становление личности в эпоху больших вызовов: междисциплинарный дис-курс : сб. науч. ст. по материалам Всерос. конф. с междунар. участием, Яро-славль, 3–4 декабря 2020 года. – Ярославль, 2– С. 297–– 0, 29 п. л. / 0,2п. л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Формирование базовой культуры младших школьников в учебной деятельности
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»