Рецепция античных мистерий в творчестве В. Я. Брюсова

Золина Дарья Валерьевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение………………………………………………………………………. 3-22
Основная часть………………………………………………………………. 23-177
Глава 1. Античная мистериальная традиция
в литературно-художественном сознании русского модернизма………. 23-81
1.1. Культурно-исторический аспект античной мистерии…………………… 23-40
1.2. Отражение античных мистерий в европейской и русской литературно-
художественной традиции…………………………………………………….. 41-58
1.3. Мистериальность в рецепции русского символизма и художественном
сознании В.Я. Брюсова………………………………………………………… 59-78
Выводы к главе 1……………………………………………………………….. 79-81
Глава 2. Мотивы, образы и символы античных мистерий в творческой
рецепции В.Я. Брюсова……………………………………………………… 82-177
2.1. Восприятие истории как мистерии в поэзии В.Я. Брюсова……………. 82-101
2.2. Автор и лирический герой в поэтической мистерии В.Я. Брюсова…… 102-140
2.3. Мотивы и образы посвящения в романах В.Я. Брюсова……………… 141-173
Выводы к главе 2……………………………………………………………… 174-177
Заключение……………………………………………………………………. 178-183
Список литературы…………………………………………………………… 184-209

Во введении определяются цель и задачи исследования;
обосновывается научная актуальность темы; определяется научная новизна
работы и характеризуется степень изученности выбранной темы;
формулируются предмет, объект, материал исследования, используемая в
исследовании методология; показывается теоретическая и практическая
значимость диссертации; формулируются положения, выносимые на защиту;
приводятся сведения об апробации результатов исследования.
Первая глава работы «Античная мистериальная традиция в
литературно-художественном сознании русского модернизма» состоит из
трех параграфов и посвящена обоснованию обращения В.Я. Брюсова и его
современников к мистериальной традиции античности.
В параграфе 1.1 «Культурно-исторический аспект античной
мистерии» обосновывается внимание Брюсова к античным мифам об Изиде
и Озирисе, Деметре и Персефоне, Орфее и Дионисе, которые способствовали
развитию популярной у символистов идеи «всеединства» и мифотворчества.
Освоение указанных древнеегипетских и древнегреческих мифов выразилось
у Брюсова в создании на протяжении всей жизни стихотворений, в которых
воплотились и в разной степени раскрылись образы и мотивы мистериальных
мифов: «Я — жрец Изиды светлокудрой; // Я был воспитан в храме Фта»
(«Жрец Изиды», 1900), «Низойди в свой мир, Деметра, // Воззови уснувших,
мать!» («К Деметре», 1904), «Орфей, сын бога, мой учитель, // Меж тигров
так когда-то пел…» («Ученик Орфея», 1918)29.
Символика древних мифов выразила нисхождение мировой души в
материальную плоть мира, и в результате их слияния произошел «синтез» –
всеохватное одухотворение и оживление бытия, воспринятое Брюсовым и
современниками как мистерия Духа. Мифология преображения была
выражена в сходной символике «нисхождения» и «восхождения», которая
разнообразилась в мотивных образах «зерна», «страдающего бога»,
«умирания» и «воскрешения» и стала одним из наиболее востребованных
предметов внимания и искусства в произведениях символистов. Жизнь,
история культуры и искусства воспринимались ими в мифо-символических
проекциях «нисхождения» и «восхождения». Для них «вся действительность
есть полотно, сотканное непрерывным, упорным и вдохновенным трудом
бесчисленных мастеров, среди которых возвышаются отдельные пики
человеческого величия: Данте, Гете, Новалис, Ницше, Соловьев. Традиция –
это златая цепь многократных восхождений и нисхождений, связывающая
подлунный мир с его потусторонней заданностью»30. Изучение античной
мистериальной традиции и поиск новых методов понимания духовности,
Здесь и далее стихотворения цитируются с указанием тома и страниц по: Брюсов В.Я.
Собрание сочинений: в 7-ми т. М.:Худож.лит.,1975: Т. 1. С. 222, Т. 1. С. 383; Т.3. С. 10.
Марченков В.Л. Мифологический статус эстетических учений Серебряного века //
Античность и культура Серебряного века: к 85-летию А.А. Тахо-Годи / [отв.ред.,сост. Е.А
Тахо-Годи]. М.: Наука, 2010, С. 31.
способствовали формированию «наук о духе» (Дильтей), сочетанию
рационального, религиозно-философского и герменевтического методов,
которые расширили традиционные представления о связях духовных и
материальных сфер и позволили создать новую художественную картину
мира. Был накоплен новый научный опыт изучения античных мистерий и
античности в целом, позволивший проследить развитие мистериальной темы
в творчестве Брюсова.
В параграфе 1.2. «Отражение античных мистерий в европейской и
русской литературно-художественной традиции» преимущественное
внимание уделено фактам использования мистериальной образности в
произведениях европейской и русской литературы, которые находились в
круге чтения В.Я. Брюсова. В процессе исследования выяснилось, что особое
влияние на Брюсова оказали образы духовного преображения героев в
«Энеиде» Вергилия, «Золотом осле» Апулея, «Божественной комедии»
Данте, «Фаусте» Гете, «Учениках в Саисе» и «Генрихе фон Офтердингене»
Новалиса, «Смерти Эмпедокла» Гёльдерлина, стихотворениях Пушкина,
Тютчева. В параграфе акцентируется внимание на установленном мотивном
и повествовательном сходстве в изображении «путешествий-посвящений»
героев в «Золотом осле», «Божественной комедии», «Фаусте» и романах
Брюсова «Огненный ангел», «Алтарь Победы» и «Юпитер поверженный». В
своих романах Брюсов творчески преобразил традицию изображения
мистических странствий героев античных, средневековых и ренессансных
произведений в новой авантюрно-повествовательной форме символистского
романа.
В процессе претворения мистерии героя-«ученика» в художественном
произведении Брюсов опирался на традицию немецких (Гёльдерлин,
Новалис) и русских (В.Ф. Одоевский, А.С. Пушкин, А.К. Толстой, Ф.И.
Тютчев) писателей изображать художников как наставников и пророков
«Пушкин был не только великий поэт: он был учитель поколений..»31.
Брюсов полагал, что поэт должен стать учителем для человечества и,
подобно пушкинскому «пророку», претерпеть духовное преображение, стать
провидцем. Символика «нисхождения» и «восхождения», таким образом,
поэтически проецировалась на судьбу художника и искусство. В наибольшей
степени это отразилось у символистов В. Брюсова, А. Белого, Вяч. Иванова.
Искусство, в понимании Брюсова, есть «постижение мира иными, не
рассудочными путями. Искусство – то, что в других областях мы называем
откровением»32, и задача поэта – сообщать это откровение миру реальному.
В параграфе 1.3. «Мистериальность в рецепции русского
символизма и творческом сознании В.Я. Брюсова» обосновывается
актуальность античных мистерий в среде русских символистов, искавших
Брюсов В.Я. Пушкин-мастер // Брюсов В. Я. Собрание сочинений: В 7-ми т. – М.: Худож.
лит., 1974. Т. 7. С.165.
Брюсов В.Я. Ключи тайн // Брюсов В.Я. Собрание сочинений в 7-ми т., М.: Худож.лит.,
1973. Т.6. С. 91.
новые пути духовного развития, которое было основополагающим
принципом жизнетворчества Брюсова: «Начать “новую жизнь” можно только
восходя на высшую ступень лестницы. Душа или идет вперед или погибает.
Это – закон. Движение остановившееся равно смерти. Кто хочет жить, того
сила самосохранения заставляет становиться прекраснее, выше, благороднее.
Совершенствование не моральное требование, но внутренняя потребность
духовного организма»33. Развитию мистериальной темы у Брюсова
способствовало общение с Вяч Ивановым. Брюсов испытал существенное
влияние его идей: в переписке поэты демонстрировали огромный интерес к
эстетическому потенциалу античных мистерий и обсуждали «мистерии
творчества» с присущими им мистериальными образами и символами. Для
Вяч. Иванова мистерия духа была одной из фундаментальных идей всего
творчества. М.М. Бахтин определил его творческий метод как «восхождение»
сознания поэта в мир идей и «нисхождение» в материальный мир слова и
текста34. Восприятие поэтического творчества как мистерии сказалось и на
творческом поведении Брюсова. Известная поза «жреца», со скрещенными
руками, являлась выражением его мистериальных увлечений, перенесенных
им из образов «мистических погружений» в область действительной жизни.
Внимание обоих поэтов, как и многих других символистов, привлекал
символ, обладающий бесконечным эстетическим и содержательным
потенциалом: «Только через символы мы можем влить в душу стихотворения
его истинное содержание, которое есть не сюжет, не такая-то отвлеченная
идея (в лучшем случае все это, как я назвал, «стебель»), а то сокровенное, что
иным образом выражено быть не может»35. В их понимании символ являлся
формой, содержащей в себе истины в «свернутом» виде, которые могут
открыться в процессе созерцания символа. Постижение символа приводит к
раскрытию неочевидных причинно-следственных связей бытового и
бытийного уровней мироздания. Как замечают исследователи, символисты
погрузились в осваивание всемирной культуры, что отразилось не только в
массовой публикации сочинений и переводов философских, мистических,
исторических и художественных текстов в периодике («Северный вестник»,
«Весы», «Мир искусства», «Вопросы жизни», «Новый путь», «Аполлон» и
другие), но и в попытке проникнуть и понять историю как единый духовный
процесс: «Среду, породившую русский символизм, охватила подлинная
эпидемия всемирности. <…> Современники великих троянских раскопок,
символисты остро ощущали поэзию археологии»36. У символистов история
Петровская Н.И. Из «Воспоминаний» // Литературное наследство. Валерий Брюсов. Т.
85 / Под ред Н. А. Щербиной. М.: Наука, 1976. С. 796.
Бахтин М.М. Из лекций по истории русской литературы. Вячеслав Иванов // Эстетика
словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.,
1979, С 375.
Брюсов В.Я. Здравого смысла тартарары. Диалог о футуризме // Брюсов В. Я. Собрание
сочинений: В 7-ми т. – М.: Худож. лит., 1974. Т. 6, С. 430.
История русской литературы: ХХ век: Серебряный век / Под.ред. Ж. Нива, И. Сермана,
В. Страды и Е. Эткинда. – М.: Изд. группа «Прогресс» – «Литера», 1995. С. 80.
приобретала ключевое значение, она рассказывала о человеческой единой
судьбе, пути, раскрывающемся через частные жизни и события, как полагает
Г.М. Ибатуллина: «Возникает мысль о мистериальности самой человеческой
природы, человеческой жизни, человеческого существа. Индивидуальная,
даже самая конкретно-житейская биография, история моего соседа,
рассказанная мне другим соседом, становится повторением и воплощением
исторического, культурного, духовного опыта человечества, законов его
развития»37. Изменение мировоззренческой и исторической парадигм
требовало от символистов осмысления истории и своего места в ней через
сопоставление с другими историческими кризисными периодами38. История
начинает восприниматься символистами как претворение «мифической»,
вечной человеческой драмы в реалиях земной жизни, в конкретно-
историческом времени, где история — не череда беспричинных убийств и
потрясений, а осуществление божественного плана.
Чтобы понять историю, ее надо прочувствовать, что и делает поэт:
история становится объектом переживания. Через прочувствование истории
поэту (художнику) открывается «дух времени», который он воссоздает в
своих творениях через стилизацию и реконструкцию исторического события,
периода, факта. Брюсов как творец, сочетающий в себе ипостаси ученого и
поэта, историка и художника, способный прочувствовать историю, отражает
«дух времени» в своих произведениях. Анализ произведений Брюсова
позволяет сделать вывод, что в творчестве поэта история представлена как
мистериальный процесс развития человеческого духа, где бытовое
пространство отражает и воплощает то, что предначертано свыше.
Вторая глава «Мотивы, образы и символы античных мистерий в
творческой рецепции В.Я. Брюсова» посвящена выявлению и анализу
мистериальных мотивов и символов в поэзии и романах В.Я. Брюсова. В
параграфе «2.1 Восприятие истории как мистерии в поэзии В.Я.
Брюсова» уточняется мифопоэтическая концепция истории, выразившаяся в
корпусе лирических произведений. Опираясь на представление
исследователей о стремлениях поэта к поиску символического единства
исторических и культурных эпох и масштабным философско-эстетическим
обобщениям, необходимо отметить, что причинно-следственные связи
исторического развития понимались Брюсовым как событийно-историческое
осуществление духовных потенций мира, знания о которых запечатлела и
сохранила человеческая культура. Брюсова занимали не исторические факты
сами по себе, а диалектически осуществленные в них духовные цели. Он
создает собственный художественный миф о живой, умирающей и
Поэтика русской литературы XIX века (вторая половина): пути образотворчества и
смыслопорождения: коллективная монография / В. А. Беглов, М. Ш. Кагарманова, Г. М.
Ибатуллина и др. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. академия им. Зайнаб Биишевой, 2011,
С. 232.
Иванов В.И. Религия дионисийства; Мережковский Д.С. Христос и Антихрист; Брюсов
В.Я. Огненный ангел; Алтарь Победы; Бальмонт К.Д. Край Озириса. Египетские очерки и
другие.
возрождающейся природе истории. Мифологизированная история
человечества начинается для Брюсова в герметических знаниях, символах,
памятниках древних цивилизаций Атлантиды и Лемурии, затем Египта и
Эгейи. Лирический герой предстает в образе их «посвященных»
представителей и ожидает от людей понимания великого духовно-
исторического замысла: «Народы! идя по земле, // В сомнениях, в праве и
зле, // Живите божественной тайной! // Вы связаны все не случайно // В
единую духом семью! <…> Мы бросили вам семена. // Когда ж всколосится
посев Атлантиды? // Мы ждем. Пирамиды! («Пирамиды», 1917)39. Брюсов
изображает образно персонифицированного автора и его лирических героев
как живых участников мировой истории, обязанных проникнуться ее
скрытыми смыслами и целями.
Чтобы стать сопричастными мировой мистерии культуры, героям
Брюсова необходимо пройти «посвящение» в опыте внутреннего
преображения. Таким образом, мистерия героя становится главным
предметом изображения в стихотворениях, анализируемых в параграфе 2.2.
«Автор и лирический герой в поэтической мистерии В.Я. Брюсова».
Параграф посвящен раскрытию образов «посвящений» и мистериального
пространства, в котором они осуществляются.
Стихотворения с мистериальной структурой обнаружили два
тождественных друг другу образа «посвященного наставника» и
вступающего в мистериальное пространство «ученика». Переход в
пространство мистерии характеризуется сознательной отрешенностью героя
от своей прошлой обыденной прозаической жизни и осуществляется в
мотивной образности «нисхождения/восхождения»: созерцания «иного»
мира, поиска, блужданий, испытаний, «умирания» и воскрешения» («В
ночном лесу, где мгла и сыро, // Ищу тропу, // Иду по ней и к тайнам мира, //
И вспять, в толпу» («Вот брошен я какой-то силой», 1901); «Лежу в земле, и
сон мой смутен… // В открытом поле надо мной // Гуляет, волен и беспутен, //
Январский ветер ледяной» («Зерно», 1909)40.
Мотивная структура «посвящения» героев реализуется с помощью
поэтической неомифологизации античных символов «зерна», «сфинкса»,
«асфоделя», «бездны», «посоха», «факела», «нити», «лабиринта»,
«лестницы», «башни» («Мрак тускнел и рос без меры, // К небу высились
столпы… // Я стоял у врат пещеры… // Мимо не было тропы..» («Сфинкс»,
1903); «Я, путешественник случайный, / На подвиг трудный обречен. / Мстит
лабиринт! Святые тайны // Не выдает пришельцам он» («Нить Ариадны»,
1902)41. В мистерию героя вовлекаются божества, герои и персонажи древних
мифов: Озирис, Изида, Тот, Деметра, Дионис, Орфей, аргонавты, вакханки,
мумии.
Т. 2. С. 318.
Т. 3. С. 268; Т. 2. С. 26.
Т. 3. С. 282; Т. 1. С. 275.
В хронотопе поэтических мистерий Брюсова мир земной и
трансцендентный сосуществуют нераздельно. Лирический герой находится
между ними. «Пограничным» оказывается и его внутреннее состояние:
ситуация «порога» лишает его сознание былой определенности, максимально
драматизирует душевные переживания перед необходимостью сделать
следующий шаг в «бездну» неведомого «пути» («И нет огней земли, и нет
полночных птиц, // И в страшной пустоте висит мой путь железный»
(«Всхождение», 1914)42.
В параграфе 2.3. «Мотивы и образы посвящения в романах В.
Брюсова»анализируетсяхудожественныйопытмистериального
преображения героев в романах «Огненный ангел», «Алтарь Победы»,
«Юпитер поверженный». Здесь писатель ставит перед собой более сложную
задачу: в частных судьбах протагонистов, предстающих носителями
культурно-исторического сознания XVI-го («Огненный ангел») и IV
(«Алтарь Победы», «Юпитер поверженный») веков, раскрыть духовную
эволюцию европейского человека. Авантюрные путешествия Рупрехта и
Юния, устремляющихся к поиску нового жизненного опыта и впечатлений,
предстают как романная форма поиска и обретения смысла существования,
метафизическихопорхудожественнымсознаниеммодернистов,
сформированным кризисом переходных эпох. В исторических стилизациях
Брюсов достоверно передал объективную потребность человека в
обновлении представлений о смысле своей жизни, которая воспринималась
как путь мучительных испытаний к чистоте своего внутреннего источника. В
романах Брюсов-историк сумел достичь единства с Брюсовым-художником:
в его персонажах современники узнавали собственные искания, присущие их
периоду смены культурных эпох.
Мистериальное пространство «пути» возникает в переходный период
душевного состояния героев и наделено той же символической образностью,
что и в поэзии: сумрачностью, светом свечей, факелов, обилием теней,
тишиной или мистическим шепотом, сопровождающих героев в тесноте
«подземелий», «лестниц», «башен». Блуждания героев в «лабиринте» души
совершается в «нисхождении», где каждое событие разрушает представления
героев о себе прежних и о жизни в целом («В самом деле, шаг за шагом,
ступень за ступенью, заставила меня судьба спуститься в глубины, столь
далекие от всех моих прежних планов и намерений, что былая жизнь уже
представлялась мне словно снежная вершина за облаками»)43.
«Искусительницами» героев становятся их любимые женщины (Рената у
Рупрехта; Гесперия и Рея у Юния), которые наделены двойственным
характером, змеиными чертами и мистической притягательностью.
Трагическая любовь к ним является необходимым условием мистерии героев.
Т 3. С. 335.
Брюсов В.Я. Огненный ангел // Брюсов В. Я. Собрание сочинений: В 7-ми т. – М.:
Худож. лит., 1974. Т. 4. С. 211.
Опыт самоотречения приводит к изменению сознания героев, которое
следует рассматривать как ступень мистериального «восхождения». Они
продолжают земной путь, осознают невозможность возвращения к прежней
жизни, но не раскаиваются в своих поступках, поскольку чувствуют, что
пережитые душевные потрясения являются необходимым условием
движения к постижению истинных смыслов и высших ценностей
человеческого бытия. Таким образом, частные истории поступательного
преображения героев становятся у Брюсова отражением и подобием единой
мистерии человеческого духа.
В Заключении подведены итоги работы. В исследуемых
произведениях найдены подтверждения факту моделирования автором
различных образных версий мистериального преображения героев,
подобного тому, которое практиковалось в античных мистериях и
изображалось в литературно-художественной традиции. Созданный
Брюсовым образ поэта-жреца искусства реализуется в поэзии и романах в
виде автора-«наставника», подвергающего своих героев-«учеников»
символическим испытаниям, сходным с испытаниями в древнеегипетских и
древнегреческих мистериях. Религиозный акт «жрец – мистерия – божество»
проецируется на поэтическое творчество и получает образное выражение в
сакральном служении поэта искусству. Мистериальное пространство, в
котором происходит «посвящение», возникает в сознании героев на
воображаемой границе физического и мистического миров и состоит из
художественнопреображенноймифо-символическойобразности
(«нисхождение/восхождение»), в которой преодолевается «профанное»
мировосприятие и приобретается новое качество сознания, новый духовный
опыт. Отправляя героев по пути испытаний, автор-«наставник» доводит их
до предела психологических возможностей, заставляет пережить
символическую «смерть» самоотречения и взойти на новую ступень
восприятия и понимания жизни.

Стремление модернистов проникнуть в широко распространенную в
античности практику инициаций1 было вызвано надеждой овладеть
недоступными науке способами постижения смысла, причин и целей
человеческого бытия. Убедившись в неспособности позитивной науки дать
обоснованные объяснения влиянию духовных процессов на человеческую жизнь
и потому попросту отвергавшей его своим скептицизмом, русское
художественное сознание обратилось к изучению этого феномена в контексте
религиозно-исторической и гностической традиции, начиная с ее истоков –
античности. Исследование влияния античной культурной традиции на творчество
Валерия Брюсова имеет давнюю историю, в которой отмечались рождение и
трансформация представления автора об истоках и наследии античности: «он
(Брюсов — З.Д.) подчеркивает не своеобразие сменяющихся цивилизаций, а их
общность, их единое культурное наследие, передаваемое из эпохи в эпоху, от
учителей к ученикам»2.
Известно, что на рубеже XIX-XX веков художественное сознание искало
новые мировоззренческие опоры и методы познания. Искусство того времени, в
частности литература, обращалось к знаниям и решениям прошлых веков,
трансформируя их в соответствии с собственными установками и
представлениями3. В области мистического (непознанного и непознаваемого)
«Инициация (от лат. Initiation – «посвящение», «совершение таинства»), 1) в этнографии –
обряды посвящения, подвид обрядов перехода. 2) В широком смысле – любой посвятительный
обряд (крещение, посвящение в рыцари, воинская присяга и т.п.). 3) В узком смысле –
возрастные посвятительные обряды (в древних и некоторых современных обществах) при
возведении юношей в ранг взрослых мужчин. Часто сопровождаются тяжелыми физическими и
психическими испытаниями посвящаемого» (Большая иллюстрированная энциклопедия. В 32
томах. Т. 17. МАР-МИС — М.: АСТ: Астрель; 2010, С. 156).
Опираясь на общепринятное, доминантное значение понятия инициации, под практикой
инициаций мы подразумеваем совокупность различных посвящений, мистерий, обрядов,
ритуалов и культовых действий, осуществляющих переход человека с одной ступени социально
значимого и психологического состояния на более высокую ступень по развитию, осознанию,
статусу.
2
Гаспаров М.Л. Брюсов и античность. // Брюсов В.Я. Собрание сочинений в 7 томах, М.:
Художественная литература, 1975, Т. VI, С. 546.
3
Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века //
О России и русской философской культуре. М. «Наука», 1990; Бердяев Н.А. Смысл истории.
писатели искали возможность выйти за границы рационального мышления и
заново приобщиться к непосредственному интуитивно-чувственному постижению
бытия, которое культивировалось в античных религиозно-мистических знаниях и
императивно выразилось в европейской литературно-художественной традиции.
В последние десятилетия XIX века осмыслением духовных преобразований
занялась русская гуманитарная наука и религиозная философия, которые активно
заговорили о «собирании духа», «пробуждении сердца» и «сердечном
богословии» (о чем позднее писал в «Путях русского богословия» Г.В.
Флоровский), о необходимости внутренних усилий для восстановления своих
связей с духовными истоками, что могло бы способствовать духовному
пробуждению русского национального сознания4. Стремление русской
литературы этого периода приобрести новый духовный опыт констатируют и
современные исследователи: «Художественное сознание модернизма апеллирует
прежде всего к интуитивному, мистическому, ассоциативному,
интеллектуальному, подсознательному и бессознательному»5.
Современные исследователи все чаще подчеркивают мистериальность
Серебряного века, обнаруживаемую не только в творчестве художников, но и в их
восприятии реальной жизни как мистерии. Мистерия как метод познания бытия
через эстетическое влияние на человека привлекла практически всех писателей
символистов: «В то время, как поэты-реалисты рассматривают мир наивно, как
простые наблюдатели, подчиняясь вещественной его основе, поэты-символисты,
пересоздавая вещественность сложной своей впечатлительностью, властвуют над

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Д. В. Золина //Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2—Т.— Вып. — С. 35-39 (0,5 п. л.)
    Д. В. Золина // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2— № 6 (33). — С. 64-68(0,4 п. л.).
    Мистерии Египта в поэтической рецепции В. Брюсова как способ познания истории
    Д. В. Золина //European Social Science Journal («Европейский журналсоциальных наук»). — 2— № 12 (51). — С. 103-109 (0,4 п. л.).
    Д. В. Золина// Текст в художественной литературе, публицистике ижурналистике: Материалы XIX Шешуковских чтений / Под. ред.Л.А. Трубиной. — М: МПГУ, — 2— С. 208-211 (0,2 п. л.).
    Закон аналогии герметического учения в поэзии В.Я. Брюсова
    Д. В. Золина // Актуальные проблемы лингвистики илингвокультурологии: Сборник научных трудов. Вып. 9 – М.:Прометей; МПГУ. — 2— С. 104-109 (0,3 п. л.).
    Рецепция орфических мистерий в стихотворениях В.Я. Брюсова
    Д. В. Золина // Мифологические образы в литературеи искусстве / Отв.ред. М.Ф. Надъярных, Е.В. Глухова. М.:«Индрик», — 2— С. 56-65 (0,5 п. л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Социальное мироустройство в художественной картине мира русской литературы 60–70 гг. XVIII века
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Художественное своеобразие лирического цикла путешествий в отечественной поэзии рубежа XX-XXI вв.
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Локальные тексты в творчестве Беллы Ахмадулиной
    📅 2021год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Батальная ода в творчестве Г.Р. Державина: генезис и пути трансформации
    📅 2022год
    🏢 ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет
    Автобиографическая проза А.И. Цветаевой: проблема жанра
    📅 2022год
    🏢 ФГБУН Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук
    Н. Г. Чернышевский и саратовская печать его времени (литературно-краеведческий аспект)
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»