Система повествовательных мотивов в художественной прозе И. С. Шмелёва : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук : 10.01.01
Введение……………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения мотива в творчестве
И.С. Шмелёва.…………………………………………………….………………….. 17
1.1. Теория мотива в отечественном литературоведении…………………………. 17
1.2. Категория «мотив» в творчестве И. С. Шмелёва в контексте поэтико-
эстетических принципов неореализма начала XX века……………………………………. 32
1.3. Дальние контексты творчества И. С. Шмелёва: «преображение», «путь»,
«дом»……………………………………….………………………………………………. 41
Глава 2. Формирование системы мотивов в художественной прозе
И.С. Шмелёва 1900–1910-х гг. .………………………………………………………………. 49
2.1.Система мотивов в повести «Распад» ……………….…………………………. 49
2.2.Сюжетный мотив «блудный сын» в мотивной системе повести «Человек из
ресторана» ..………………………………………………….….……………………. 71
2.3.Система мотивов в повести «Стена» в свете импрессионистического
влияния на поэтику И. С. Шмелёва ………………………………………………. 111
Глава 3. Мотивные доминанты в творчестве И. С. Шмелёва периода
эмиграции……………………………………………………………………………. 127
3.1.Мотивы в художественном пространстве романа «Солнце мёртвых»………. 127
3.2.Концепция народного характера и функционирование мотивов в повести
«Богомолье»………………………………………………………………………… 148
3.3.Феномен преображения в мотивной системе рассказа «Куликово
поле»………………………………………………………………………………… 176
Заключение ………………………………………………………………………… 191
Библиография ……………………………………………………………………………………… 202
Понимание глубины художественных открытий и философского
содержания русской литературы XX века невозможно без обращения к творчеству
И.С. Шмелева – одной из наиболее ярких и самобытных фигур Серебряного века
и Русского зарубежья. Шмелёвоведение, несмотря на относительно недолгий
период существования, включает в себя обширный круг работ, позволяющий
отметить следующие направления в изучении творчества писателя: эмигрантская
литературная критика (И.А. Ильин, Г.В. Адамович, Ю.И. Айхенвальд, А.В.
Карташёв, В.Ф. Зеелер, О.Н. Сорокина и др.), публикации воспоминаний о нём и
огромного эпистолярного наследия (переписка с И.А. Ильиным и О.А. Бредиус-
Субботиной), диссертации и монографии российских исследователей, где
поднимаются различные вопросы поэтики и мировоззрения Шмелёва; тезисы,
доклады, статьи, рассматривающие как его творчество, так и закономерности
русского литературного процесса начала XX века и первой волны русской
эмиграции.
Жизнь и творчество писателя освещены в трудах Я.О. Дзыги, И.А.
Есаулова, В.Т. Захаровой, А.М. Любомудрова, Д.В. Макарова, Е.А. Осьмининой,
Е.Г. Рудневой, Е.А. Селютиной, Н.М. Солнцевой, О.П. Сорокиной, Л.А.
Спиридоновой, А.П. Черникова, С.В. Шешуновой и других1. Выходят в свет
материалы конференций, среди которых необходимо отметить результаты работы
Крымских международных «Шмелёвских чтений»2 и Международных
Черников А.П. Проза И.С. Шмелева: Концепция мира и человека. Калуга, 1995. 344 с.; Сорокина О.Н.
Московиана. Жизнь и творчество Ивана Шмелева. 2-е изд. М., 2000. 407 с.; Галанина О. Е., Захарова Т. В.
Духовный реализм И.С. Шмелева: лейтмотив в структуре романа «Пути Небесные». Н. Новгород, 2004.;
Захарова В. Т. Поэтика прозы И. С. Шмелева. Н. Новгород, 2015.; Есаулов И. А. Категория соборности в
русской литературе. Петрозаводск, 1995.; Есаулов И.А. Русская классика: новое понимание. СПб., 2012. 448 с.;
Любомудров A. M. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б.К. Зайцев, И.С. Шмелев. СПб., 2003.
272 с.; Макаров Д.В. Преображающая сила любви: Идеи и художественное воплощение (от Соловьева и
Достоевского к Шмелеву) // Вестник Московского гос. ун-та культуры и искусств. Химки, 2007. № 1. С.34 – 36.;
Руднева Е.Г. Заметки о поэтике И.С. Шмелёва. М., 2002. 129 с.; Солнцева Н. М. Иван Сергеевич Шмелев: Аспекты
творчества. М., 2006. 256 с.; Спиридонова Л. А. Художественный мир И.С. Шмелева. М., 2014. 240 с.; Шешунова
С.В. Национальный образ мира и межкультурная коммуникация в творчестве И.С. Шмелева. М., 2017. 200 с. и ряд
других.
2
По результатам конференций в Крыму уже издано более двух десятков сборников научных трудов.
конференций в ИМЛИ РАН («Изучение творчества И.С. Шмелева на
современном этапе» (2003), «Наследие И.С. Шмелева: проблемы изучения и
издания» (2007), «Поэзия русской жизни в творчестве И. С. Шмелева» (2011),
«И.С. Шмелев и проблемы национального самосознания (традиции и
новаторство) (2013), «Проблемы исторической памяти и творчество И.С.
Шмелева» (2015), «1917 год в художественном мире И. С. Шмелева» (2017).
И.А. Ильин писал: «Гранью революции и её трагического опыта творчество
Шмелёва делится … на два периода, отделённые друг от друга не резким
переворотом, а медленным, глубоким поворотом»3. Первый период – до начала
1920-х гг.; второй – эмигрантский (нач. 1920-х – 1953 г.), при этом в
дореволюционном творчестве выделяют «знаньевский» период и этап, связанный
со вступлением в «Книгоиздательство писателей в Москве». В последние годы
преобладает интерес к позднему творчеству писателя, но часто без учёта его
предшествующего творческого опыта и только с акцентом на религиозные и
идеологические искания периода эмиграции. Однако, как заметил А.А. Блок,
«первым и главным признаком того, что данный писатель не есть величина
случайная и временная, – является чувство пути. <…> Писатель – растение
многолетнее. <…> … душа писателя расширяется и развивается периодами, а
творения его – только внешние результаты подземного роста души»4. Нам
представляется, что для целостного понимания необходимо рассмотреть
изменения и преемственность в поэтике произведений Шмелёва разных лет, что
позволит, основываясь на анализе поэтических приёмов и открытий писателя,
увидеть динамику его философско-эстетической позиции.
Степень разработанности темы исследования. Проблема
повествовательного мотива остаётся одной из наиболее актуальных в
литературоведении. Среди многообразных аспектов изучения шмелёвского
творчества исследование мотива занимает особое место: данная категория
Ильин И. А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин – Ремизов – Шмелев. Мюнхен,
1959. С. 142.
4
Блок А.А. Собрание сочинений: в 8 т. М.- Л., 1962. Т.5. С. 369-370.
оказалась значимой для неореалистической прозы, так как мотив стал одним из
способов организации повествования, в котором сосуществуют бытовой и
бытийственный планы. Кроме того, в прозе первой половины XX века получили
развитие интертекстуальность, неомифологизм, установка на выявление
универсальных законов бытия, орнаментальность, ослабление сюжетности,
использование лирического принципа организации повествования при активной
игре со временем и пространством. Всё это способствовало усилению роли
мотива, который относят «… к числу наиболее сложных для изучения предметов
филологического исследования. Он трудноуловим и трудноопределим … При
этом данное понятие остается совершенно необходимым … обойтись без него не
удается ни при семантическом, ни при сюжетно-композиционном анализе»5.
В ряде исследований затрагивалась проблема функционирования мотива в
творчестве Шмелёва. Во многих случаях авторы обращаются к исследованию
мотивов в поэтике определённого произведения, часто – к анализу одного
конкретного мотива. Постоянное внимание обращено к религиозному стержню
наследия Шмелёва. Об отражении православного сознания в его поэтике
говорится в диссертации Л.Е. Зайцевой6. Среди основных автор называет мотивы,
восходящие к традициям житийного жанра: вечной жизни, сомнения и чуда, неба
на земле, откровения и ведения, провиденциальные мотивы; Л.Е. Зайцева
указывает на фундаментальную роль мотива пути, осмысленного в контексте
православного учения о Промысле Божием ко спасению.
В работе М.А. Голованевой7 отмечена символичность мотивов
праведничества и старчества в «Человеке из ресторана», а в «Богомолье»
выделены мотивы креста, иконы, воды, просфоры, пути, чуда, радости, родства,
жертвы, детскости, игрушки.
Неклюдов С.Ю. Мотив и текст // Язык культуры: семантика и грамматика. К 80-летию со дня рождения
академика Никиты Ильича Толстого (1923-1996). М., 2004. С. 236.
6
Зайцева Л.Е. Религиозные мотивы в позднем творчестве И.С. Шмелева (1927-1947): дис. … канд. филол. наук:
10.01.01. М., 1999. 156 с.
7
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!