Тематические и жанровые особенности таджикской поэзии в период независимости Таджикистана

Амриддин Хадиятуллохи
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО В ТАДЖИКСКОЙ ПОЭЗИИ
НОВОГО ПЕРИОДА
1.1. Явления новаторства в поэзии джадидского периода……………………….10
1.2. Первый этап таджикской поэзии советского периода……………………….28
1.3. Эволюция таджикской поэзии в советское время……………………………..42
ГЛАВА II. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ ПЕРИОДА
НЕЗАВИСИМОСТИ
2.1. Независимость – новый этап в таджикской поэзии…………………………..61
2.2. Основные темы поэзии периода независимости……………………………….73
2.2.1. Гражданская война, политические и социальные стихи и
патриотическая поэзия…………………………………………………………………………77
2.2.2. Тема мира и единства в современной таджикской поэзии………………88
2.2.3. Место женщины–матери в поэзии периода независимости……………..94
2.2.4. Любовная поэзия в поэзии периода независимости………………………103
2.2.5. Воспевание и восхваление…………………………………………………………..116
2.2.6. Прочие темы……………………………………………………………………………..123
ГЛАВА III. ЖАНРОВЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ПОЭЗИИ ПЕРИОДА НЕЗАВИСИМОСТИ
3.1. Традиционные жанры…………………………………………………………………..143
3.2.Новые поэтические формы…………………………………………………………….163
3.3. Средства художественного изображения………………………………………..180
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………197
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………………….201

Во введении определены актуальность изучения темы, степень еѐ
изученности, цель и здачи исследования, источники исследования, теоретическая
значимость исследования и основные положения, выносимые на защиту.
Первая глава диссертации называется «Традиция и новаторство в
таджикской поэзии нового периода».
Первый параграф первой главы называется «Явления новаторства в
поэзии джадидского периода», в котором исследуется творческое новаторство
поэтов начала ХХ века. Политические и социальные преобразования,
произошедшие в этот период в России и Европе, не могли не повлиять на
политическую жизнь Бухарского эмирата. В эти дни таджикские поэты
знакомились с образом жизни народов других стран и приложили усилия для
осуществления в своей стране таких изменений. Безусловно, подобные усилия
таджикских литераторов находят отражение в переводе произведений
зарубежных литератоов на таджикский язык и создании поэзии с реформистским
содержанием.
Таджикские литераторы второй половины XIX – начала XX века,
пропагандируя изучение современных наук и иностранных языков, призывали
народ к самопознанию и самосознанию. Хотя творчество этого коллектива поэтов
происходило совершенно традиционным образом, однако в содержании их стихов
прослеживается много новаторских усилий.
Попытки таджикских литераторов по введению новаторства после
революции 1905 года дали желаемые результаты. В этот период под влиянием
русской революции реформистское движение народов Средней Азии также
получило большее процветание. В этот период в поэзию проникло социальное
содержание. Устод Айни является самым успешным литератором джадидского
периода, который вводил новшества как в содержание, так и в формы поэзии, и
преуспел в этом. Усилия Устода Айни по новаторству начались в 1907 году и
достигли своего пика совершенства в стихотворении «Марш свободы» (1918).
Позже его новаторские действия были поддержаны и развиты Пайравом
Сулаймони и Хабибом Юсуфи. Приезд устода Лахути в Советский Союз в 1922
году дал серьѐзный импульс новаторским усилиям таджикских поэтов. Вклад
Лахути в структурно-содержательную эволюцию таджикской поэзии 20-х и 30-х
годов значителен, так как его влияние на развитие таджикской политической и
социальной поэзии является ярким.
Второй параграф первой главы называется «Первый этап таджикской
поэзии советского периода», в котором рассмотрена таджикская поэзия 30-х-60-
х годов. Политический и социальный климат в Советском Союзе до 1940-х годов
был относительно спокойным и считался периодом укрепления Советской власти.
Основные темы поэзии этого периода составляют празднование годовщин
Октябрьской революции, восхваление новой системы социалистического
общества, воспевание счастливой и спокойной жизни в советском обществе,
освобождения женщин, пропаганда труда и так далее.
Условия Великой Отечественной войны внесли изменения в содержание
таджикской поэзии и в целом поэзии Советского Союза. Поэты с целью защиты
границ и территории Родины, призыва народа к борьбе с жестоким врагом и
пропаганды труда и трудолюбия обратились к созданию политической и
социальной поэзии.
В этот период усилия по новаторству были продолжены поэтами, самыми
передовыми из которых считались устод Айни, Лахути, Пайрав Сулаймони,
Хабиб Юсуфи и Мирзо Турсунзаде. Стихи на тему войны в творчестве
таджикского поэта-воина Хабиба Юсуфи широко обсуждаются в диссертации.
Бейт устода Лахути:
Ҷангҳои болшевикӣ андар ин майдон кунем,
Даст агар аз тан биафтад, ҷанг бо дандон кунем,
ПЕРЕВОД:
Большевистские войны на этом поле мы поведѐм,
Если рука от тела отвалится, воевать зубами будем мы –
стал девизом таджикского народа.
Мирзо Турсунзаде, путешествуя по разным странам мира и знакомясь с
традициями, бытом, культурой и литературой разных народов, вдохнул в
таджикскую поэзию интернациональный дух и на этой основе знакомил мир с
таджикской поэзией и литературой.
В третьем параграфе второй главы «Эволюция таджикской поэзии в
советское время» рассматривается форменно-содержательная эволюция
таджикской поэзии в 60-е годы и до распада Советского Союза.
XX съезд Коммунистической партии, состоявшийся в 1956 году, произвѐл
большие изменения в литературе всех народов Союза ССР. На этом этапе вместе
со старшим поколением поэтов, такими как М. Турсунзаде, М. Миршакар, Б.
Рахимзода, на поприще литературы вступил ряд литераторов – новаторов и
искателей, таких как Аминджон Шукухи, Гаффор Мирзо, Мумин Каноат, Лоик
Шерали, Бозор Собир, Гулназар, Гулрухсор, Хакназар Гоиб и другие с
поэтическим видением и высоким чувством ответственности.
К центральным темам поэзии этого периода относятся темы воспевания
Родины и патриотизма, гордости за историческое прошлое нации, защиты
родного языка, уважения к женщине-матери и так далее. «Шестидесятые и
семидесятые годы были периодом обращения к истории нации не только в
таджикской литературе, но и в литературе многих советских народов. Растущее
самосознание наций требовало от пистелей обращения к прошлому»6.
Международный симпозиум персидско-таджикской поэзии, состоявшийся в
Душанбе в 1967 году, призвал таджикских поэтов уделять серьѐзное внимание
изучению произведений литераторов персоязычных стран и заниматься
художественным творчеством. В результате таджикская поэзия получила большее
развитие.
На этом этапе сочинение дастанов стало еще одной особенностью
таджикской поэзии, примерами которых являются – «Вечный светильник» и
«Сладкая душа» М. Турсунзаде, «Лавандовая степь», «Чудо мудрости» М.
Миршакара, «Происхождение искусства» Б. Рахимзода, «Волны Днепра»,
«История огня», «Битва за Сталинград» М. Каноата, «366 сторон» Г. Мирзо и
«Антон» К. Кирома.
Вторая глава диссертации озаглавлена «Тематические особенности
поэзии периода Независимости» и состоит из двух параграфов.
В первом параграфе второй главы – «Независимость – новый этап в
таджикской поэзии» – речь идѐт о достижениях литературного сообщества
страны в период Независимости. Литераторы со всем своим бытием приступили к
реалистичному изображению духовной и материальной жизни своего народа.
Исследования показали, что таджикская поэзия в период независимости,
несмотря на некоторые свои недостатки, обладала многими необходимыми для
плодотворного творчества атрибутами, к числу которых относятся язык и стиль
выражения литераторов. Широкое использование местных слов и фраз позволило
писателям легко донести до читателя свои цели и намерения. Эту особенность
таджикской поэзии подтверждают и зарубежные исследователи. «Одной из
важнейших особенностей современной таджикской поэзии является широкое
использование местных слов. Слова, которые иногда уходят корнями в
тысячелетнюю культуру того края, а иногда являются продуктом последних
нескольких десятилетий»7.
Приход на арену искусства большого количества персоязычных литераторов,
расширение своего писательского мастерства в результате знакомства с поэзией и
литературой других персоязычных народов, появление мистических образов
являются другими характерными особенностями таджикской поэзии периода
независимости. Развитие детской поэзии в поэзии периода независимости
является еще одной особенностью современной таджикской поэзии. В то же
время некоторые поэты специально сосредотачивают свою деятельность на детях
и ещѐ больше развивают детскую поэзию.

6Шакурӣ М. Нигоҳе ба адабиѐти тоҷикии садаи бист. – Душанбе : Пайванд, 2006. – С. 323.
7Қазва А. Хуршедҳои гумшуда. – Теҳрон, 1376 ҳ. – С. 34.
23 декабря 2020 года в Душанбе состоялся XV съезд Союза писателей
Таджикистана. В отчѐтном докладе председателя Союза писателей Таджикистана
Низома Косима «Пять лет таджикской литературы» были серьѐзно
проанализированы различные аспекты творчества литераторов. Низом Косим так
оценил ситуацию с таджикской поэзией: «Поэзия в этот период (последние пять
лет – Х. А.) стала более красочной по теме, содержанию, языку, изложению и
художественному стилю и приобрела новые черты. Поэты изо всех своих сил
старались найти новые пути и стили в создании современной поэзии и выражении
чаяний народа, поднять поэзию на более высокий уровень»8.
Второй параграф второй главы – «Основные темы поэзии периода
независимости» разделена на шесть подпараграфов.
Первый подпараграф озаглавлен «Гражданская война, политические и
социальные стихи и патриотическая поэзия» и определяет важность и
приоритетность этих тем в поэзии периода независимости. Гражданская война
подробно изображена в творчестве разных поколений таджикских литераторов.
Проблемы единства и целостности, предупреждения людей о последствиях войны
и кровопролития, досадных последствиях невежества и пробуждения
самосознания народа привели к дальнейшему развитию политической и
социальной поэзии, и патриотическая тема в современной таджикской поэзии
вышла на первый план. К числу поэтов, проявивших наибольший интерес к этой
теме, относятся: Гулрухсор, Гулназар, Алимухаммад Муроди, Камол Насрулло,
Мухаммад Гоиб, Рустам Ваххобзода, Озарахш и Озар. Мухаммад Гоиб говорит:

Он чи ки ман мекунам, баҳри Ватан мекунам,
Баҳри Ватан мекунам, он чи ки ман мекунам.
Бе Ватанам бенишон, бе Ватанам бе забон,
Канда дил аз ину он, фикри кафан мекунам.
Нусхаи аслаш манам, муждаи васлаш манам,
Вирди забон то шавад, рӯ ба сухан мекунам9.
ПЕРЕВОД:
Все, что я делаю, делаю для Родины,
Делаю для Родины то, что я делаю.
Без своей Родины – я без следа, без своей Родины – я без языка,
Оторвав сердце от этого и иного, я думаю о саване.
Оригинал еѐ копии – это я, добрая весть о соединении с ней – это я,
Чтоб была притчей во языцех, я обращусь к слову.

8Қосим Н. Панҷ соли адабиѐти тоҷик // Адабиѐт ва санъат. – 2021. – 1 январ. – С. 3.
9Ғоиб М. Ватандорӣ. – Душанбе : Маориф, 2016. – С. 60.
Во втором подпараграфе – «Тема мира и единства в современной
таджикской поэзии» рассмотрены вопросы единства и солидарности,
установления мира и национального согласия и его художественного отражения.
События первого десятилетия независимости страны привели к тому, что тема
мира и единства заняла видное место в поэзии периода независимости.
Таджикские литераторы в этот период стояли в авангарде глашатаев дела мира и
дружбы и, создавая высокосодержательные стихи, сыграли значимую роль в
укреплении единства и солидарности народа. В качестве примера можно
напомнить поэтические сборники «Песня единства», «Зеркало единства»,
«Послание единства», «Собрание единства», «Песня единства», а также «Эпос
крика» и другие М. Каноата, «День рождения боли» Гулрухсор, «Элегия дней»
Ашура Сафара и некоторые другие. Среди поэтов, проявивших наибольшей
интересу к этой теме, – Н. Косим, К. Насрулло, Гулназар, Озарахш, Рустам
Ваххобзода, Г. Хакназар и Г. Мухаммад. В диссертации эта тема подкреплена
примерами.
Третий подпараграф второй главы озаглавлен «Место женщины–матери
в поэзии периода независимости», в котором рассматривается роль женщины-
матери в творчестве поэтов. В таджикской поэзии нового периода эту тему можно
разделить на три части: женщина как абсолют, женщина как мать и женщина как
возлюбленная. Проблема материнства также может рассматриваться с двух точек
зрения: одна – в произведениях поэтов-мужчин, а другая – в произведениях
поэтов-женщин. В сборнике стихов всех поэтов прослеживаетсяцикл
стихотворений, посвящѐнных теме матери. Начало и конец стихотворения Озара,
посвящѐнного матери, гласит:
Модар фаришта буд, фақат болу пар надошт,
Шояд, ки дошт болу пар, аммо хабар надошт.
Ё дошт огаҳӣ зи пару боли хеш, лек
Майли ҷудо шудан зи ману аз падар надошт.
Модар фаришта буд, дақиқан, фаришта буд,
Ҳатто ба дўш болу паре ҳам агар надошт10.
ПЕРЕВОД:
Мать была ангелом, но у неѐ не было крыльев.
Может, у неѐ были крылья, но она не знала.
Или она знала о своих крыльях, однако
Не хотела расставаться со мной и моим отцом.
Мать была ангелом, точно ангелом,
Даже если у неѐ не было крыльев.

10Озар // Адабиѐт ва санъат. – 2017. – 6 апрел. – С. 8.
Тема женщины как возлюбленной также считается одной из самых
многоупотребительных тем, интересующих поэтов, в поэзии периода
независимости. В целом тема женщины-матери в поэзии современных
таджикских поэтов является одной из важнейших тем поэзии, и каждый на свой
лад и в соответствии с широтой своих воззрений и мыслей, чувств и интересов
выражает свои взгляды на эту тему.
Четвертый подпараграф второй главы – «Любовная поэзия в
стихотворениях периода независимости» посвящѐн теме любви. В
тысячелетней таджикской поэзии тема любви анализируется с двух точек зрения:
одна – земная любовь, другая – мистическая любовь. Земная любовь – одна из
важнейших тем прошлой и настоящей таджикской поэзии, а мистическая любовь
в советский период была подвергнута жестким ограничениям. Возрождение этой
темы произошло во время независимости страны, и таджикские литераторы
присупили к новаторствам с целью возрождения религиозно-мистических тем в
сегодняшней поэзии.
Религиозно-мистические образы можно увидеть в произведениях нескольких
поколений таджикских литераторов. В настоящее время такие поэты, как
Фарзона, Салими Хатлони, Низом Косим, Доро Наджот, Абдулкодири Рахим,
Озар, Мухаммад Холик, Абдулло Рахнамо и некоторые другие пишут в этом
контексте, и усилия Фарзоны и Салима Хатлони в этом направлении приносят
желаемые результаты.
В пятом подпараграфе второй главы, озаглавленном «Воспевание и
восхваление», исследуется тема восхваления в поэзии поэтов периода
независимости и приветствия литераторами усилий и самоотверженности
Основателя мира и национального единства – Лидера нации, Президента
Республики Таджикистан, уважаемого Эмомали Рахмона.
Исследование показало, что таджикские литераторы старшего и младшего
поколений, в зависимости от положения и созидательной роли этого
политического деятеля (Эмомали Рахмона) в развитии нашей любимой Родины –
Таджикистана, связывали его судьбу с судьбой таджикского народа. В воспевании
и восхвалении этого великого деятеля на ниве таджикской государственности
были изданы цикл стихотворений и сборники стихов, такие как: «Приносящий
счастье», «Чудо Рахмона», «Наш лидер», в которых изображены различные
аспекты деятельности Главы государства.
В шестом подпараграфе второй главы диссертации – «Прочие темы»
рассматриваются некоторые основные темы поэзии периода независимости. Из
числа тем, исследованных в этом разделе, основными являются весна и Навруз.
Эта тема занимает высокое место в поэзии современных таджикских поэтов, что
придаѐт красоте и великолепию весны – празднованию Международного дня
Навруза – другое величие. «Да, Навруз – праздник радости и счастья, но он полон
мудрости борьбы за достижение счастливой и достойной жизни на Земле»11.
В целом в литературе периода независимости опубликован цикл
стихотворений и сборников стихов о весне и Наврузе, которые играют важную
роль в художественном познании явлений природы.
В годы независимости страны таджикские поэты с целью повышения
самопознания и самосознания народа, признания достижений государства и нации
приступают к изображению достигнутых результатов. Строительство Рогунской
ГЭС – одно из подобных достижений, ставшее объектом внимания литераторов.
Литераторы преподносят все старания тружеников этого поля чести и
достоинства как образец мужества и патриотизма. Именно поэтому в творчестве
старшего и молодого поколения современных таджикских поэтов прослеживается
цикл стихотворений на тему Рогуна. Таджикские поэты наряду с дарующими свет
на строительной площадке Рогунской ГЭС тоже создают духовный свет и тепло.
«Литераторы также извечно являются дарующими свет, и проводами своих
теплых строк производят и внушают свет и душевное тепло. И сегодня вместе со
своими народом, дарующим свет, своими просветлѐнными устремлениями они от
всего сердца говорят: «Да здравствует народ, создавший копию вечного Солнца
на священной земле»12.
Вообще тема Рогуна занимает видное место в творчестве таких поэтов, как
Бозор Собир, Гулназар, Камол Насрулло, Хакназар Гоиб, Низом Косим,
Мухаммад Гоиб, Рустам Ваххобзода, Ранои Мубориз, Шахрия и др. В своих
произведениях они изображают усилия и самоотверженность дарующих свет
нации на поле битвы века, и на примере их труда и трудовых подвигов создают
образы вечного героизма с тем, чтобы будущие поколения могли извлечь уроки из
деятельности этих патриотически настроенных людей и удвоить свои усилия для
процветания нашей любимой Родины.
Шаъни мо, шуҳрати моӣ, Роғун,
Қудрати миллати моӣ, Роғун.
Шӯри хуршед чу андар дили мост,
Нур бар зулмати моӣ, Роғун13.
ПЕРЕВОД:
Ты наша честь, наша слава, Рогун,
Ты сила нашей нации, Рогун.
Волнение солнца так как в нашем сердце,
Ты свет над нашей тьмой, Рогун.

11 Мирхоҷа А. Ҳар рӯзи истиқлоламон Наврӯз аст // Садои Шарқ. – 2019. – № 3. – С. 3.
12 Қосим Н. Шодбоше бо сатрҳои нур // Садои Шарқ. – 2018. – № 11. – С. 3.
13 Шаҳрия. Дар канори шеър. – Душанбе : Адиб, 2010. – С. 8.
Среди других тем, занявших место в таджикской поэзии после обретения
страной независимости и ставших предметом художественного познания поэтов, –
художественное познание национальных святынь.
Уважение к национальным святыням – признак патриотизма и национальной
гордости благородного таджикского народа, а задача литераторов – привить
чувство патриотизма и национального самосознания разным поколениям
общества. Поэтому художественное познание государственных символов в
творчестве современных таджикских поэтов занимает особое место. «В поэзии
периода независимости всѐ большее распространение получает художественное
изображение государственных символов нашей свободной и суверенной страны,
что является небезосновательным»14.
Литераторыделаютфилософскиевыводыизкаждогоцвета
Государственного флага и каждого элемента Государственного герба и
призывают людей уважать ценности патриотизма и к гордости за святыни нации.
Камол Насрулло считает флаг светом любви и победой преданности:
Ту парчами саодатӣ,
Ту партави муҳаббатӣ.
Ба дасти зодагони худ,
Ту нусрати садоқатӣ15.
ПЕРЕВОД:
Ты – знамя счастья,
Ты – свет любви.
В руках своих потомков,
Ты –победа преданности.
В поэзии периода независимости литераторы в целях реформы общества и
призыва к сохранению своей человеческой идентичности уделяют особое
внимание созданию социально-нравственной поэзии. В своих стихах они
стремятся к защите человеческих и гуманитарных ценностей, воспитанию в
людях взаимоуважения и терпимости и призывают людей к защите достойной
человеческой морали. В творчестве разных поколений таджикских литераторов
часто встречаются стихи на тему нравственности, что свидетельствует об
интересе таджикских поэтов к этому вопросу.
Третья глава диссертации озаглавлена «Жанровые и художественные
проблемы поэзии периода Независимости» и посвящена жанровым и
художественным особенностям поэзии современных таджикских поэтов.
В первом параграфе этой главы – «Традиционные жанры» исследуется
роль и место традиционных поэтических жанров в творчестве литераторов

14Юнусова Д. Рамзҳои давлатӣ ва маърифати бадеии он // Паѐми ДМТ. – 2017. – № 5. – С. 262.
15Насрулло К. Рӯ ба меҳроби Ватан. – Душанбе : Адиб, 2010. – С. 17.
периода независимости Таджикистана. Исследования показали, что место жанров
поэзии в творчестве современных таджикских поэтов очень высоко.
Литературный критик Абдурахмон Абдуманнонов, проанализировав стихи,
опубликованные в еженедельнике «Адабиѐт ва санъат» в 2017 году, приходит к
следующему выводу: «Большую часть стихотворений в еженедельнике
составляют газели. Зрелые, средние и молодые поэты – все пишут газели. Без
преувеличения можно сказать, что газель в нашей сегодняшней поэзии стала
наиболее активной и универсальной формой поэзии»16. Такой же вывод можно
сделать и о других традиционных поэтических формах периода независимости
Таджикистана.
Рубаи и двустишия (дубайти) также претерпели изменения и значительно
развились в этот период. Например, сборник Рахмата Назри «Хирман луны»
состоит только из двустиший, и поэт в своих двустишиях изображает важные
социальные вопросы. В поэзии периода независимости другие жанры поэзии,
такие как маснави, кыта, тарджеот, мусаммат, сокинома и другие также занимают
видное место. В диссертации традиционные жанры рассматриваются подробным
образом.
Второй параграф третьей главы диссертации называется «Новые
поэтческие формы», в котором рассмативаются происхождение, процессы и
развитие новых поэтических форм в таджикской литературе. Исследования
показывают, что новая поэзия возникла ещѐ в таджикской литературе начала ХХ
века в некоторых образцах стихов устода Айни. Новая поэзия получила развитие
в таджикской литературе 60-х и 70-х годов, в контексте которой роль
Международного симпозиума по персидско-таджикской поэзии является очень
важной.
Новые поэтические формы в период независимости развивались на основе
прежней традиций национальной культуры и под влиянием современной мировой
поэзии, и по жанровому признаку делятся на чахорпора, свободную или
нимавитскую поэзию, поэзию хусравони и поэтические миниатюры.
Новые поэтические формы используются в творчесвте разных поколений
таджикских литераторов, но по сравнению с традиционными поэтическими
жанрами они менее распространены. Обзоры показали, что таджикские поэты на
новую поэзию больше смотрят с точки зрения ломки рифмы, поэтому новая
таджикская поэзия также имеет некоторые недостатки.
Третий параграф третьей главы озаглавлена «Средства художественного
изображения» и в нѐм исследуется вопрос использования различных средств
художественного изображения, уместного использования художественных

16Абдуманнон А. Пасту баланди шеъри сол // Адабиѐт ва санъат. – 2018. – 8 феврал. – С. 6.
искусств для придания поэзии большей привлекательности и языковых
особенностей в поэзии поэтов периода независимости.
Писательское искусство каждого поэта находит своѐ отражение в создании
интересных образов, оригинальных смыслов, эмоций и волнения от различных
стихий природы, что делает слово более трогательным и действенным для
читателя. «Очень редко художественное произведение увлекает сердце читателя
одним чтением, и часто художественное произведение требует, чтобы мы читали
и размышляли над ним на регулярной основе»17.
Сегодняшние таджикские поэты в своѐм творчестве используют все средства
художественного изображения, что свидетельствует об их знании
художественных искусств и необходимых составляющих слова «поэтика».
Обильное использование метафор, аллегорий, аллюзий, притч, тазмин, намѐков на
знания, вопросов и ответов, описаний и других словесных и духовных искусств
позволило литераторам украсить свои стихи орнаментами художественного слова.
В этой главе речь идѐт также о языке и стиле поэзии периода независимости.
Язык и стиль сочинения также являются одними из важнейших элементов поэзии,
определяющих мастерство, силу и творческие черты каждого поэта. Фактически
именно поэт силой воображения, высоким мастерством в использовании слов
создаѐт между стихотворением и читателем духовную связь. «Захват ума поэта
простыми понятиями и связями жизни человека с природой или природы с
природой, как мы знаем, есть продукт своего рода его пробуждения, наряду с
пониманием этих связей. Ум поэта – единственный ум, который может
пробуждаться перед чувством такого рода связей»18.
Язык современной таджикской поэзии является языком, свободным от
чужих, непонятных и неровных слов. Гладкий и красноречивый таджикский язык
позволил поэтам донести слова своего сердца до сердец пожилых и молодых
почитателей поэзии. В диссертации подробно говорится об этом.
В «Заключении» обобщены особенности таджикской поэзии периода
государственной независимости Таджикистана. Поэзия периода независимости
Таджикистана является продолжением поэзии, насчитывающей более тысячи лет,
и особенно таджикской поэзии XX века, и в то же время наделена чертами,
востребованными социальными и историческими условиями времени. Поэтому в
диссертации поэзия периода независимости анализируется и исследуется
применительно ко всем литературным произведениям ХХ века.
Начало ХХ века – качественно новый этап для таджикской поэзии. Явления
новаторства более выражены в поэзии этого периода. Эволюция таджикской
поэзии начинается с создания устодом Айни «Марша свободы» или «Песни

17Белинский В. Г. Собр. соч. в 3-х т. Т. 3. – Москва, 1948. – С. 129.
18Кадканӣ Ш. Сувари хаѐл дар шеъри форсӣ. – Теҳрон : Огоҳ, 1373 ҳ. – С. 2.
свободы». В этот период появились новые термины, такие, как: новая поэзия,
национальная поэзия, свежий стиль, новый стиль.
Новаторские явления таджикской поэзии в советское время наблюдались в
творчестве таких поэтов, как устод Лахути, Пайрав Сулаймони, Хабиб Юсуфи,
Мирзо Турсунзаде, а затем в творчестве молодых поэтов 60-80-х годов ХХ века.
Таджикская поэзия в эти годы также совершенствовалась в жанровом отношении,
и благодаря переводам нашла своих читателей во всех республиках Советского
Союза и в зарубежных странах.
Возрождение любовной поэзии, открытие новых горизонтов в выборе темы,
появление философских и поучительных стихов являются другими
особенностями поэзии этого периода. В этот период был написан ряд лирических
и эпических рассказов, таких как «Путешествие во Францию», «Ангел счастья»
устода Лахути, цикл стихов «История Индии», поэмы «Хасан-арабкеш», «Голос
Азии», «Сладкая душа» М. Турсунзаде, эпические поэмы «Волны Днепра»,
«Дастан огня», «Битва за Сталинград» М. Каноата, «Аллея влюблѐнных» А.
Шукухи, «366 сторон» Г. Мирзо, эпические дастаны «Лавандовая степь»,
«Золотая деревня», «Неугомонный Пяндж», «Любовь горской девушки» М.
Миршакара, «Антон» К. Кирома.
В период государственной независимости Таджикистана в литературе нового
периода, в том числе в поэзии, в зависимости от условий этого периода
произошли значительные изменения как в содержании, так и в выражении.
Наряду с поэтами старшего возраста свой вклад в таджикскую поэзию также
вносит новое поколение литераторов. За этот период расширился круг
освещаемых тем, разнообразны и герои литературных произведений. Таджикская
поэзия в плане художественного искусства становится всѐ более совершенной,
совершенствуется творчество литераторов разных поколений. На основе анализа
и исследования таджикской поэзии периода независимости Таджикистана мы
пришли к следующим выводам:
1. Главным достижением поэзии независимого Таджикистана является
свобода слова, которая, в свою очередь, побуждает писателей, выбирая
правильную тему и высоко осознавая позицию и состояние, внести свой вклад в
развитие самосознания людей. В поэзии периода независимости в зависимости от
создавшихся условий были исправлены те слабые места, которые существовали в
таджикской поэзии советского периода, и пустое пространство в этом
направлении было заполнено.
2. За почти три десятилетия независимости рамки, сочетавшиеся с советской
идеологией, были устранены из художественного образа. В этот период
литературные связи стран-членов Содружества Независимых Государств
(бывшего Советского Союза) ослабли, а процесс художественного перевода также
несколько замедлился. И напротив, литературные связи персоязычных народов
стран Востока день ото дня расширяются.
3. Наряду с литературным кругом Душанбе в Хатлонской, Согдийской и
Бадахшанской областях также укрепились литературные круги, яркие лица
которых занимаются художественным творчеством. Представители региональных
литературных кругов играют решающую роль в развитии современной
таджикской поэзии как созданием ценных, так и в художественном отношении
мощных стихов. Поэты, такие как Фарзона, А. Муроди, Нурмухаммад Ниѐзи,
Озарахш и Озар, являются воспитанниками Союза писателей в разных частях
страны, и их поэзия признана отечественными и зарубежными знатоками поэзии.
4.Таджикскаяпоэзияпериоданезависимостиизмениласьи
усовершенствовалась, особенно по содержанию и идеям. Первое десятилетие
таджикской поэзии периода независимости было охвачено тоном боли и горести,
отчаяния и разочарования, и это явление было связано с гражданской войной.
5. В поэзии периода независимости заново возродились религиозно–
мистические темы. Таджикские поэты как старшего, так и молодого поколения
уделяют больше внимания историческим вопросам и прививают читателю
чувства национальной гордости и патриотической ответственности. В этот период
с целью пробужения чувства патриотизма и любви к своей нации литераторы
проявляют особый интерес к темам Родины, единства, патриотизма и защиты
национальных ценностей, в результате чего в поэзии периода независимости тема
Родины и патриотизма вышла на первый план. Появление в стране крупных
объектов, таких как различные туннели и Рогунская ГЭС, усилило
публицистический и национальный аспекты поэзии.
6. Одной из особенностей поэзии периода независимости Таджикистана
является возрождение литераторами традиционных поэтических жанров. В ХХ
веке некоторые традиционные поэтические формы, такие как газель, касыда, мало
использовались поэтами, что привело к почти полному их исчезновению. В
период независимости эти поэтические формы – газель, рубаи и дубайти –
широко использовались литераторами. Сегодня традиционные жанры широко
используются как старшим, так и молодым поколениями таджикских поэтов.
7. Новые поэтические формы в творчестве поэтов периода независимости
используются в мере, заслуживающей внимания. В период независимости новая
поэзия привлекла внимание разных поколений поэтов. В этот период появились
новые формы: белая поэзия, свободная поэзия, хусравони и поэтические
миниатюры.
8. Широкое использование различных средств художественного выражения
позволило современным таджикским поэтам создавать художественно
завершѐнные и трогательные стихи. В целом старшее и молодое поколения
таджикских литераторов используют все средства художественного выражения
для создания совершенных и привлекательных поэтических произведений.
9. Язык современной таджикской поэзии – чистый язык, далѐкий от
непонятных и запутанных фраз и выражений, свободный от иностранных слов.
Эта особенность способствовала тому, чтобы поэзия периода независимости была
понятной для читателей разных уровней.
10. Сегодня таджикская поэзия рассматривается и оценивается
отечественными и зарубежными исследователями правильно и реалистичным
образом. С возникновением возможностей для установления литературных связей
и изучения и объективной оценки творчества таджикских поэтов, сборники
стихов наших литераторов переводятся и издаются за рубежом на русском,
английском, арабском и других иностранных языках. Сегодня, благодаря
культурным и литературным связям высокого уровня, сборники таджикских
поэтов регулярно публикуются в одноязычных с нами странах – в Иране и
Афганистане, что делает их доступными для любителей художественного слова и
чистой поэзии.
Рекомендациипопрактическомуиспользованиюрезультатов
исследования:
1. В период обретения Таджикистаном государственной независимости
поэзия расширилась по содержанию и форме, а также расширился круг
охватываемых тем. Исследование показало, что поэтов при выборе темы больше
интересовали социальные и национальные проблемы.
2. Результаты исследования могут быть использованы литературоведами как
важный и достоверный источник при изучении и выявлении основного
содержания стихотворений поэтов периода независимости.
3. Кроме того, результаты исследований в филологических вузах и в целом
для интересующихся художественным словом способствуют изучению различных
аспектов поэзии современных таджикских поэтов.
4. Результаты исследования по определению процессов и направлений
таджикской поэзии в период независимости представляют собой научный
источник, который можно использовать и при определении места и роли поэзии в
современном таджикском обществе.

Актуальность темы исследования. Государственная независимость
Таджикистана, обретѐнная в последнее десятилетие ХХ века, вызвала
радикальные изменения в политической, социальной и культурной жизни
таджикского общества, и этот процесс оказал благодатное влияние и на
художественную литературу. В это время таджикская литература
расширилась как по содержанию, так и по форме.
С распадом Советского Союза и исчезновением идеологических рамок
правящей идеологии отражение художественного образа в таджикской
поэзии стало свободным и реалистичным и приобрело глубокое
национальное измерение. Поэты, используя самые разные художественные
стили, вносят ценный и достойный вклад в выражение реальной правды
периода независимости общества и богатой истории народа.
В этот период, наряду с более старшими литераторами, которые были
известны в советский период своим писательским искусством (такими как
Мумин Каноат, Лоик Шерали, Бозор Собир, Гулназар, Аскар Хаким,
Гулрухсор, Хакназар Гоиб, Алимухаммад Муроди и другие), дало о себе
знать новое поколение литераторов (таких как Низом Косим, Фарзона,
Мухаммадали Аджами, Мухаммад Гоиб, Озар и другие), и наряду с
литературным кругом Душанбе, успешно действуют также литературные
круги в регионах Хатлона, Согда и Бадахшана.
В период суверенитета страны таджикская поэзия претерпела
эволюцию по форме. Литераторами используются традиционные
поэтические формы, такие как газель, рубаи, маснави, мусаммат, тарджеот,
дубайти и т.д. В то же время внимание поэтов привлекли новые
поэтические формы, такие как свободная или нимавитская поэзия, белая
поэзия, поэзия хусравони, и они преуспели в создании стилей и методов
этих поэтических форм.
Радующие явления современной таджикской поэзии, происходящие в
содержании, форме и стиле сочинения, обеспечивают основу для
всестороннего изучения и исследования таджикской поэзии периода
независимости. Поэтому в диссертации проанализированы и исследованы
различные аспекты содержания и формы поэзии периода независимости,
реалистично рассмотрены еѐ успехи и достижения.
Степень изученности темы. Содержательныеи форменные особенности
поэзии периода независимости Таджикистана исследовались и
обсуждались отечественными литературоведами в виде статей, рецензий и
предисловий к сборникам стихов литераторов. В частности такие ученые и
литераторы, как М. Шакури, Х. Шарифов, Х. Асозода, А. Сатторзода, А.
Рахмонзода, А. Кучарзода, Ш. Рахмонов, Н. Косим, А. Махмадаминов, А.
Хаким, М. Имомзода, Р. Рахмони, М. Мирзоюнус, М. Нарзикул, Ш.
Солехов, У. Сафар, А. Набави, М. Зайниддинзода размышляли и делали
выводы об особенностях содержания и форм поэзии периода
независимости.
Литературоведы, пересмотрев хронологизацию литературы нового
периода, разделили еѐ на три этапа – литературу периода джадидия,
литературу советского периода и литературу периода независимости.
Академик М. Имомзода в 1999 году в своей статье «Взгляд на
хронологизацию новейшей таджикской литературы», обобщая мнения
ученых о хронологизации литературы нового времени, характеризует
литературу периода независимости как новую фазу литературы: «На этом
коротком этапе сегодняшней литературы многие литераторы, особенно
молодые, занимаются творчеством, видение жизни и человека которых
имеет новаторство, и мы надеемся на серьѐзные изменения в ближайшем
будущем и на третьем этапе» [137, 4].
Академик М. Шакури, с другой стороны, видит одну из значительных
черт таджикской поэзии периода независимости в усилениии аспекта
национальной гордости: «Национальная гордость больше относится к
прошлым историческим периодам, особенно в связи с 1100-летием
государства Саманидов (1999 г.) национальная историческая гордость
существенно повысилась и национальное вдвохновение проникло в
поэзию» [195, 11].
Профессор Мисбохиддин Нарзикул рассматривает место новых
поэтических форм, в том числе белой поэзии, в литературе периода
независимости достойным и соответствующим, и считает, что в этот
период появились новые поэтические формы, и таджикские поэты
сознательно сочиняют белую таджикскую поэзию: «Мы убедились, что на
самом деле белая поэзия в литературной сфере Таджикистана нашла свое
достойное место» [154а, 10].
О форменных и содержательных особенностях поэзии периода
независимости Таджикистана писали ученые из других стран, такие как
Джумакул Хамроев (Узбекистан), Алиасгари Шердуст, Алиреза Казва,
Митро Шарифзода Муд (Иран). Исследования иранских ученых носят
ознакомительный характер, и иногда отклоняются от реальности. В 1997
году в Тегеране Алиреза Казва опубликовал книгу под названием
«Затерянные солнца», в которой рассказывается о поэзии сотен таджикских
поэтов за последние сто лет. По словам Казвы, в этот период в Иране
публиковались сборники нескольких таджикских поэтов – Мумина
Каноата, Лоика Шерали, Бозора Собира, Аскара Хакима, Фарзоны, Ашур
Сафара, Гулназара, но они не оказались объектом внимания.
Неблагоприятные взгляды Алирезы Казвы подверглись резкой критике со
стороны таджикских литературоведов.
В отличие от Алирезы Казвы, другой иранский учѐный Алиасгари
Шердуст имеет интересное мнение о поэзии нового периода таджиков.
Говоря о живописной поэзии, этот учѐный, в частности, заявляет:
«Парадоксальные образы таджикской поэзии часто более удачны и ярче,
чем еѐ иранские образцы. Учитывая успехи таджикского поэта в творении
парадоксального образа, следование этому стилю, несомненно, окажет
влияние на плодотворность и образную лирику будущего таджикской
поэзии» [200, 63].
Низом Косим на XV съезде писателей Таджикистана во время чтения
своего доклада высказал следующее мнение: «В этот период (последние
пять лет – Х.А.) наши поэты больше интересовались политическими и
социальными вопросами, в таких стихах одновременно выражали своѐ
познавательно–художестввенное видение с гражданской позиции» [146, 3].
Эти статьи, беседы и доклады способствовали познанию поэзии
периода независимости и в нашем исследовании использованы в качестве
ценного материала.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является выявление
содержательных и жанровых особенностей таджикской поэзии в период
государственной независимости Таджикистана. Таджикская поэзия в
период независимости как новый этап создания таджикских поэтических
произведений претерпела большие изменения в связи с социальными
условиями и национальными целями страны. Для достижения
поставленной цели определены следующие исследовательские задачи:
– рассмотреть таджикскую поэзию нового периода как прямое
продолжение более тысячелетнего таджикского литературного наследия;
– кратко рассмотреть радикальные изменения содержания и формы
таджикской поэзии в ХХ веке в связи с новыми историческими условиями;
– исследовать поэзию периода независимости как новый этап
поэтического наследия таджикских поэтов;
– определить направление движения таджикской поэзии периода
независимости по тематике, содержанию и жанру;
– рассмотреть достоинства и недостатки поэзии периода независимости
и обобщить современное состояние таджикской поэзии.
Новизна исследования. Поэзия периода независимости Таджикистана,
несмотря на наличие нескольких статей, разрозненных исследований по
различным аспектам поэзии, с точки зрения ее содержания и качественной
эволюции до сих пор подробно не изучена в виде отдельного
диссертационного исследования. Поэтому в нашем исследовании мы
использовали широкий спектр научных источников и богатую поэзию
старшего и молодого поколений современных таджикских поэтов, чтобы
дать реальную и адекватную оценку таджикской поэзии периода
независимости.
Источниковедческая база исследования. В ходе анализа и исследования
в качестве источника исследования было использовано творчество
таджикских поэтов от начала ХХ века до разных поколений литераторов
периода независимости. Также были использованы научные источники и
исследования прошлых и нынешних знатоков слова, теоретические и
критические работы отечественных и зарубежных литературоведов и
ученых, материалы научных дискуссий по различным аспектам
современной таджикской поэзии, опубликованные в стране и за рубежом.
Объект исследования – особенности поэзии нового периода таджиков
в период Независимости Таджикистана с точки зрения содержания.
Предмет исследования – изучение и объективная оценка поэзии
периода независимости Таджикистана с учетом идейно–содержательных
особенностей стихотворения. Для достижения поставленной цели также
исследованы традиционные и новые поэтические формы, использование
средств художественного образа в произведениях современных таджикских
литераторов, что позволит сделать объективыне выводы на основе
завершенного исследования.
Методология и научные подходы исследования. Диссертация основана
на историко–сравнительном и литературно–структурном методах анализа
и исследования. В работе в качестве источников использованы научные
достижения таких отечественных и зарубежных литературоведов, как: И.
Бечка, И. Брагинский, Кэт Хечинский, Надер Надерпур, Ш. Кадкани, М.
Хукуки, C. Шамисо, А. Шеърдуст, М. Шакури, С. Табаров, Х. Шариф, Р.
Мусулмониѐн, А. Сатторзода, Х. Асозода, Ш. Рахмонов, М. Мирзоюнус,
А. Абдуманнон и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в
том, что таджикская поэзия за период независимости по содержанию и
форме расширилась и разнообразилась, а количество обсуждаемых
вопросов значительнее увеличилось. Поэтому результаты исследования
могут быть использованы специалистами – литературоведами как важный
и достоверный источник при изучении и выявлении основного содержания
стихотворений поэтов периода независимости. Также, результаты
исследования способствуют при изучении различных аспектов поэзии
современных таджикских поэтов в высших филологических вузах и в целом
для тех, кто интересуется художественным словом.
Результаты исследования являются научным источником для
определения процессов и тенденций таджикской поэзии в период
независимости и могут быть использованы для показа положения и роли
поэзии в современном таджикском обществе.
Основные положения, представляемые на защиту:
1. Политические и социальные перемены в XX веке, достижение
политической независимости Таджикистаном и ее влияние на форменно –
содержательную эволюцию таджикской поэзии.
2. Форменно-содержательные особенности таджикской поэзии
советского периода. Развитие новой поэзии и эволюция жанра дастана в
таджикской литературе.
3. Политическая независимость страны привела к возникновению
нового этапа в литературе и особенно в таджикской поэзии.
4. Содержательная эволюция в поэзии периода независимости.
Расширение круга изображаемых тем, в том числе появление религиозно-
мистического содержания на этом этапе.
5. Подъѐм вопроса о национальности и выдвижение на первый план
вопросов отечества и патриотизма, самосознания и самопознания.
6. Приветствие писателями великих национальных достижений и
воспевание прогресса и процветания Родины.
7. Развитие новых поэтических форм и одновременно широкое
использование писателями разных поколений традиционных жанров
таджикской поэзии.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основное
содержание диссертации изложено в 5 статьях, в том числе 4 статьях в
рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Министерства
образования и науки Российской Федерации и ВАК при Президенте
Республики Таджикистан. Автор также принимал участие в нескольких
научных конференциях, в том числе в конференциях на тему: «Вопросы
содержания в таджикской литературе периода независимости» (02.12.2017,
г. Душанбе), «Вопросы жанра в литературе периода независимости»
(01.12.2018, г. Душанбе), состоявшихся в ИИТ ТНУ, и «Годовщина устода
Айни» (21.04. 2021, г. Душанбе), состоявшейся в Национальной библиотеке
Таджикистана.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трѐх глав,
заключения и библиографии, ее общий объем составляет 213 страницы.
ГЛАВА I. ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО В ТАДЖИКСКОЙ

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Драматургия Хайнера Мюллера в контексте политического театра Германии XX века
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Мотивный комплекс лирики Хайцзы (1964-1989 гг.)
    📅 2021год
    🏢 ФГБУН Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук