Трансформация авиационного дискурса в русской литературе 20-30-х годов XX века : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук : 10.01.01
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Формирование авиационного дискурса в русской литературе
первой трети ХХ века……………………………………………………………23
1.1. Роль мифа в осмыслении исторических представлений о полете. От
мифа к дискурсу…………………………………………………………………23
1.2 Генезис авиационного дискурса в творчестве русских авторов
начала ХХ века …………………………………………………………………41
Глава 2. Образ летчика в литературе 20-х-30-х годов ХХ века в
контексте культуры авангарда и соцреализма: трансформации
……………………..……………………………………………..………………53
2.1. Символика образа авиатора в рассказах М. Зощенко 20-х – 30-х
годов…………………………………………………………..…………………53
2.2.Трансформация образа авиатора в творчестве М. Булгакова 20-х –
30-х годов………………………………………………………………………..68
2.3. Образ авиатора в детской литературе начала ХХ в………………..73
2.4. Образ летчика в ортодоксальной советской литературе 30-х
годов……………………………………………………………………………..84
2.5. Ортодоксальная фразеология: отражение моделей создания образа
на языковом уровне…………………………………………………………….98
2.6. Образ авиатора в сатирической литературе 30-х годов…………..107
2.7. Гендерный аспект в авиационной литературе 30-х годов XX века
………………………………………………………………………………….116
Глава 3.Тексты авиационной тематики как инструмент колониальных
практик СССР………..……………………………………………………..…129
3.1. «Внутренняя колонизация» через призму авиационного
дискурса………………………………………………………………………..129
3.2. Функции образа летчика в «колониальной» литературе 30-х
годов……………………………………………………………………………149
3.3 «Колонизация тела» летчика как репрезентация
модернизации………………………………………………………………….154
Заключение………………………………………………………………161
Библиография……………………………………………………………170
Приложение 1……………………………………………………………190
Приложение 2……………………………………………………………192
Настоящее исследование посвящено анализу авиационного дискурса в
русской литературе и публицистике 20-30-х гг. ХХ века. Рассмотрение
данного периода актуально вследствие смены культурной парадигмы,
вызванной социальными катаклизмами – Революцией и Гражданской войной.
Единого мнения о периодизации русской литературы ХХ века в современном
отечественном литературоведении не существует. Н. Лейдерман выделяет
следующие этапы: «П е р в ы й э т а п: 1890-е – конец 1920-х годов. Состоит
из двух циклов <…> На переломе между этими циклами находится особый
микроцикл (1917 – начало 1920-х годов) – момент культурного взрыва <…>
В т о р о й э т а п: начало 1930-х – середина 1950-х годов. Состоит из
следующих периодов: «тридцатые годы», «период Великой Отечественной
войны», «первое послевоенное десятилетие». <…> Т р е т и й э т а п:
середина 1950-х – середина 1980-х годов. <…> Ч е т в е р т ы й э т а п:
середина 1980-х – 2000-е годы… (этап не завершен))» [Лейдерман,
Липовецкий, 2012, с. 26].
Одна из задач нашей работы – проследить зарождение и
трансформацию представлений об авиации от «культурного взрыва» до
«тридцатых годов» – культурного перелома. Мы намеренно рассматриваем
довоенный период, потому что именно в эти два десятилетия формируется
максимально многогранный образ авиатора, тогда как «период Великой
Отечественной войны» дает совершенно очевидное символическое
наполнение образа советского летчика как защитника и спасителя Родины.
Нас интересует, каким было представление об авиации «в вакууме» нового
государства, как оно формировалось и каким должен был быть образ летчика
в идеальном пространстве канона.
Н. Лейдерман прямо говорит о том, что рубеж 20-30-х годов
ознаменован кризисом модернизма: «Примечательно, что все эти акции
совпали с эстетическими запросами публики, измордованной
всевозможными социальными катаклизмами, уставшей от зыбкости
модернистского элитарного дискурса, истосковавшейся по удобопонятной
мифологии, которая бы упорядочивала мир и вдохновляла человека»
[Лейдерман, 2002]. Именно слом, отказ от модернистской традиции, создание
«удобопонятной мифологии» становятся в центре данного исследования.
Образ авиатора и авиационная тема вообще в данном случае крайне
репрезентативны, само явление в историческом аспекте будет новым.
Процесс трансформации сложного неклассического образа летчика,
зародившегося во времена расцвета модернизма, отрефлектированного
А. Блоком, А. Куприным, Л. Андреевым, В. Маяковским, наиболее четко
проявит себя именно в период слома 20-30-х – перехода от Хаоса к Космосу
в терминологии Н. Лейдермана.
В. Паперный, говоря о циклизации культуры, выдвигает идею о
взаимосменяемости культуры 1 и культуры 2 (культура авангарда и культура
консерватизма). Период 20-х годов, по В. Паперному, базируется на культуре
1, а культура 2 выстраивается на материале 30-50-х годов [Паперный, 2011].
Ученый замечает, однако, что обозначает лишь ведущие тенденции, в
реальном поле культуры могли происходить и нехарактерные для общего
потока явления.
Главная и ведущая тенденция рубежа десятилетий, по мнению
культуролога, заключается в «победе культуры 2 над культурой 1»
[Паперный, 2011, с. 20]. Период 20-30-х годов – переломный, находящийся
на стыке выявленных В. Паперным типов.
В фокусе представленной работы находится семиотизация элементов
авиационного дискурса, тесно взаимосвязанных в текстовой и нетекстовой
реальности. Рабочее определение дискурса в контексте данного исследования
– «совокупность тематически соотнесенных текстов: тексты, объединяемые в
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!