Трансформация авиационного дискурса в русской литературе 20-30-х годов XX века : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук : 10.01.01

📅 2018 год
Загидулина, Т. А.
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Формирование авиационного дискурса в русской литературе
первой трети ХХ века……………………………………………………………23
1.1. Роль мифа в осмыслении исторических представлений о полете. От
мифа к дискурсу…………………………………………………………………23
1.2 Генезис авиационного дискурса в творчестве русских авторов
начала ХХ века …………………………………………………………………41
Глава 2. Образ летчика в литературе 20-х-30-х годов ХХ века в
контексте культуры авангарда и соцреализма: трансформации
……………………..……………………………………………..………………53
2.1. Символика образа авиатора в рассказах М. Зощенко 20-х – 30-х
годов…………………………………………………………..…………………53
2.2.Трансформация образа авиатора в творчестве М. Булгакова 20-х –
30-х годов………………………………………………………………………..68
2.3. Образ авиатора в детской литературе начала ХХ в………………..73
2.4. Образ летчика в ортодоксальной советской литературе 30-х
годов……………………………………………………………………………..84
2.5. Ортодоксальная фразеология: отражение моделей создания образа
на языковом уровне…………………………………………………………….98
2.6. Образ авиатора в сатирической литературе 30-х годов…………..107
2.7. Гендерный аспект в авиационной литературе 30-х годов XX века
………………………………………………………………………………….116
Глава 3.Тексты авиационной тематики как инструмент колониальных
практик СССР………..……………………………………………………..…129
3.1. «Внутренняя колонизация» через призму авиационного
дискурса………………………………………………………………………..129
3.2. Функции образа летчика в «колониальной» литературе 30-х
годов……………………………………………………………………………149
3.3 «Колонизация тела» летчика как репрезентация
модернизации………………………………………………………………….154
Заключение………………………………………………………………161
Библиография……………………………………………………………170
Приложение 1……………………………………………………………190
Приложение 2……………………………………………………………192

Настоящее исследование посвящено анализу авиационного дискурса в
русской литературе и публицистике 20-30-х гг. ХХ века. Рассмотрение
данного периода актуально вследствие смены культурной парадигмы,
вызванной социальными катаклизмами – Революцией и Гражданской войной.
Единого мнения о периодизации русской литературы ХХ века в современном
отечественном литературоведении не существует. Н. Лейдерман выделяет
следующие этапы: «П е р в ы й э т а п: 1890-е – конец 1920-х годов. Состоит
из двух циклов <…> На переломе между этими циклами находится особый
микроцикл (1917 – начало 1920-х годов) – момент культурного взрыва <…>
В т о р о й э т а п: начало 1930-х – середина 1950-х годов. Состоит из
следующих периодов: «тридцатые годы», «период Великой Отечественной
войны», «первое послевоенное десятилетие». <…> Т р е т и й э т а п:
середина 1950-х – середина 1980-х годов. <…> Ч е т в е р т ы й э т а п:
середина 1980-х – 2000-е годы… (этап не завершен))» [Лейдерман,
Липовецкий, 2012, с. 26].
Одна из задач нашей работы – проследить зарождение и
трансформацию представлений об авиации от «культурного взрыва» до
«тридцатых годов» – культурного перелома. Мы намеренно рассматриваем
довоенный период, потому что именно в эти два десятилетия формируется
максимально многогранный образ авиатора, тогда как «период Великой
Отечественной войны» дает совершенно очевидное символическое
наполнение образа советского летчика как защитника и спасителя Родины.
Нас интересует, каким было представление об авиации «в вакууме» нового
государства, как оно формировалось и каким должен был быть образ летчика
в идеальном пространстве канона.
Н. Лейдерман прямо говорит о том, что рубеж 20-30-х годов
ознаменован кризисом модернизма: «Примечательно, что все эти акции
совпали с эстетическими запросами публики, измордованной
всевозможными социальными катаклизмами, уставшей от зыбкости
модернистского элитарного дискурса, истосковавшейся по удобопонятной
мифологии, которая бы упорядочивала мир и вдохновляла человека»
[Лейдерман, 2002]. Именно слом, отказ от модернистской традиции, создание
«удобопонятной мифологии» становятся в центре данного исследования.
Образ авиатора и авиационная тема вообще в данном случае крайне
репрезентативны, само явление в историческом аспекте будет новым.
Процесс трансформации сложного неклассического образа летчика,
зародившегося во времена расцвета модернизма, отрефлектированного
А. Блоком, А. Куприным, Л. Андреевым, В. Маяковским, наиболее четко
проявит себя именно в период слома 20-30-х – перехода от Хаоса к Космосу
в терминологии Н. Лейдермана.
В. Паперный, говоря о циклизации культуры, выдвигает идею о
взаимосменяемости культуры 1 и культуры 2 (культура авангарда и культура
консерватизма). Период 20-х годов, по В. Паперному, базируется на культуре
1, а культура 2 выстраивается на материале 30-50-х годов [Паперный, 2011].
Ученый замечает, однако, что обозначает лишь ведущие тенденции, в
реальном поле культуры могли происходить и нехарактерные для общего
потока явления.
Главная и ведущая тенденция рубежа десятилетий, по мнению
культуролога, заключается в «победе культуры 2 над культурой 1»
[Паперный, 2011, с. 20]. Период 20-30-х годов – переломный, находящийся
на стыке выявленных В. Паперным типов.
В фокусе представленной работы находится семиотизация элементов
авиационного дискурса, тесно взаимосвязанных в текстовой и нетекстовой
реальности. Рабочее определение дискурса в контексте данного исследования
– «совокупность тематически соотнесенных текстов: тексты, объединяемые в

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Социальное мироустройство в художественной картине мира русской литературы 60–70 гг. XVIII века
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Художественное своеобразие лирического цикла путешествий в отечественной поэзии рубежа XX-XXI вв.
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Локальные тексты в творчестве Беллы Ахмадулиной
    📅 2021год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Батальная ода в творчестве Г.Р. Державина: генезис и пути трансформации
    📅 2022год
    🏢 ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет
    Автобиографическая проза А.И. Цветаевой: проблема жанра
    📅 2022год
    🏢 ФГБУН Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук
    Н. Г. Чернышевский и саратовская печать его времени (литературно-краеведческий аспект)
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»