Трансформация авиационного дискурса в русской литературе 20-30-х годов XX века : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук : 10.01.01

📅 2018 год
Загидулина, Т. А.
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Формирование авиационного дискурса в русской литературе
первой трети ХХ века……………………………………………………………23
1.1. Роль мифа в осмыслении исторических представлений о полете. От
мифа к дискурсу…………………………………………………………………23
1.2 Генезис авиационного дискурса в творчестве русских авторов
начала ХХ века …………………………………………………………………41
Глава 2. Образ летчика в литературе 20-х-30-х годов ХХ века в
контексте культуры авангарда и соцреализма: трансформации
……………………..……………………………………………..………………53
2.1. Символика образа авиатора в рассказах М. Зощенко 20-х – 30-х
годов…………………………………………………………..…………………53
2.2.Трансформация образа авиатора в творчестве М. Булгакова 20-х –
30-х годов………………………………………………………………………..68
2.3. Образ авиатора в детской литературе начала ХХ в………………..73
2.4. Образ летчика в ортодоксальной советской литературе 30-х
годов……………………………………………………………………………..84
2.5. Ортодоксальная фразеология: отражение моделей создания образа
на языковом уровне…………………………………………………………….98
2.6. Образ авиатора в сатирической литературе 30-х годов…………..107
2.7. Гендерный аспект в авиационной литературе 30-х годов XX века
………………………………………………………………………………….116
Глава 3.Тексты авиационной тематики как инструмент колониальных
практик СССР………..……………………………………………………..…129
3.1. «Внутренняя колонизация» через призму авиационного
дискурса………………………………………………………………………..129
3.2. Функции образа летчика в «колониальной» литературе 30-х
годов……………………………………………………………………………149
3.3 «Колонизация тела» летчика как репрезентация
модернизации………………………………………………………………….154
Заключение………………………………………………………………161
Библиография……………………………………………………………170
Приложение 1……………………………………………………………190
Приложение 2……………………………………………………………192

Настоящее исследование посвящено анализу авиационного дискурса в
русской литературе и публицистике 20-30-х гг. ХХ века. Рассмотрение
данного периода актуально вследствие смены культурной парадигмы,
вызванной социальными катаклизмами – Революцией и Гражданской войной.
Единого мнения о периодизации русской литературы ХХ века в современном
отечественном литературоведении не существует. Н. Лейдерман выделяет
следующие этапы: «П е р в ы й э т а п: 1890-е – конец 1920-х годов. Состоит
из двух циклов <…> На переломе между этими циклами находится особый
микроцикл (1917 – начало 1920-х годов) – момент культурного взрыва <…>
В т о р о й э т а п: начало 1930-х – середина 1950-х годов. Состоит из
следующих периодов: «тридцатые годы», «период Великой Отечественной
войны», «первое послевоенное десятилетие». <…> Т р е т и й э т а п:
середина 1950-х – середина 1980-х годов. <…> Ч е т в е р т ы й э т а п:
середина 1980-х – 2000-е годы… (этап не завершен))» [Лейдерман,
Липовецкий, 2012, с. 26].
Одна из задач нашей работы – проследить зарождение и
трансформацию представлений об авиации от «культурного взрыва» до
«тридцатых годов» – культурного перелома. Мы намеренно рассматриваем
довоенный период, потому что именно в эти два десятилетия формируется
максимально многогранный образ авиатора, тогда как «период Великой
Отечественной войны» дает совершенно очевидное символическое
наполнение образа советского летчика как защитника и спасителя Родины.
Нас интересует, каким было представление об авиации «в вакууме» нового
государства, как оно формировалось и каким должен был быть образ летчика
в идеальном пространстве канона.
Н. Лейдерман прямо говорит о том, что рубеж 20-30-х годов
ознаменован кризисом модернизма: «Примечательно, что все эти акции
совпали с эстетическими запросами публики, измордованной
всевозможными социальными катаклизмами, уставшей от зыбкости
модернистского элитарного дискурса, истосковавшейся по удобопонятной
мифологии, которая бы упорядочивала мир и вдохновляла человека»
[Лейдерман, 2002]. Именно слом, отказ от модернистской традиции, создание
«удобопонятной мифологии» становятся в центре данного исследования.
Образ авиатора и авиационная тема вообще в данном случае крайне
репрезентативны, само явление в историческом аспекте будет новым.
Процесс трансформации сложного неклассического образа летчика,
зародившегося во времена расцвета модернизма, отрефлектированного
А. Блоком, А. Куприным, Л. Андреевым, В. Маяковским, наиболее четко
проявит себя именно в период слома 20-30-х – перехода от Хаоса к Космосу
в терминологии Н. Лейдермана.
В. Паперный, говоря о циклизации культуры, выдвигает идею о
взаимосменяемости культуры 1 и культуры 2 (культура авангарда и культура
консерватизма). Период 20-х годов, по В. Паперному, базируется на культуре
1, а культура 2 выстраивается на материале 30-50-х годов [Паперный, 2011].
Ученый замечает, однако, что обозначает лишь ведущие тенденции, в
реальном поле культуры могли происходить и нехарактерные для общего
потока явления.
Главная и ведущая тенденция рубежа десятилетий, по мнению
культуролога, заключается в «победе культуры 2 над культурой 1»
[Паперный, 2011, с. 20]. Период 20-30-х годов – переломный, находящийся
на стыке выявленных В. Паперным типов.
В фокусе представленной работы находится семиотизация элементов
авиационного дискурса, тесно взаимосвязанных в текстовой и нетекстовой
реальности. Рабочее определение дискурса в контексте данного исследования
– «совокупность тематически соотнесенных текстов: тексты, объединяемые в

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Социальное мироустройство в художественной картине мира русской литературы 60–70 гг. XVIII века
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Художественное своеобразие лирического цикла путешествий в отечественной поэзии рубежа XX-XXI вв.
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Локальные тексты в творчестве Беллы Ахмадулиной
    📅 2021год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Автобиографическая проза А.И. Цветаевой: проблема жанра
    📅 2022год
    🏢 ФГБУН Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук
    Н. Г. Чернышевский и саратовская печать его времени (литературно-краеведческий аспект)
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Менеджер онлайн в Telegram Написать