Адаптация опыта использования компьютерных программ-симуляторов для оценки компетенций студентов в процессе обучения

Плуталова, Анна Вячеславовна Учебно-научный центр "Организация и технологии высшего профессионального образования" (УНЦ ОТВПО)
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В рамках магистерской диссертации проведено исследование возможности адаптации компьютерных программ-симуляторов для оценки компетенций студентов в процессе обучения посредством изучения существующего международного и отечественного опыта использования программ-симуляторов в образовательной сфере, анализа нормативно-правовой базы, интервьюирования экспертов и проведения экспертного семинара.

Введение ……………………………………………………………………………………………………….. 8

Глава 1 Литературный обзор методологических подходов к оценке компетенций
студентов в процессе обучения ……………………………………………………………………. 11

1.1 Понятия «компетенция» и «компетентность» ……………………………………… 11

1.2 Реализация компетентностного подхода в системе высшего
образования ………………………………………………………………………………………………. 19
1.3 Анализ проблем существующей системы оценки студентов в вузах ……. 27

1.4 Практика вузовской оценки в России и за рубежом …………………………….. 29

1.5 Система оценки компетенций студентов вузов ……………………………………. 33

1.6 Изучение опыта использования компьютерных программ-симуляторов в
образовательной деятельности ………………………………………………………………….. 43
Глава 2 Методы исследования ……………………………………………………………………… 46

2.1 Экспертный семинар…………………………………………………………………………… 46

2.1.1 Описание методологии проведения экспертного семинара ……………… 46

2.1.2 Результаты проведения экспертного семинара по проблеме качества
текущих способов оценки компетенций студентов и возможности
использования компьютерных программ-симуляторов для оценки
компетенций студентов в процессе образовательной деятельности …………. 48

2.2 Метод интервью и результаты интервьюирования эксперта ………………… 55

Глава 3 Рекомендации по внедрению и адаптации метода оценки компетенций в
процесс обучения студентов ШИП ТПУ с использованием компьютерных
программ-симуляторов ………………………………………………………………………………… 59

Глава 4 Социальная ответственность ……………………………………………………………. 76

Заключение …………………………………………………………………………………………………. 87

Список используемых источников ……………………………………………………………….. 89

Приложение А …………………………………………………………………………………………….. 94

C переходом системы высшего профессионального образования (ВПО) на
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ВПО
третьего поколения на основе компетентностного подхода перед вузами были
поставлены задачи – формирование и оценка компетенций студентов,
посредством создания фондов оценочных средств, позволяющих проводить
объективную и комплексную оценку сформированных компетенций студентов.
Оценка уровня сформированности компетенций студентов является
новой задачей для российской вузовской системы, которую не представляется
возможным решить, используя только традиционные методы контроля и оценки.
Кроме того, общепринятых методических установок по формированию и
применению фондов оценочных средств для оценки компетенций на данный
момент не сформировано. Каждый вуз решает эту задачу самостоятельно.
Проблемная ситуация представляет собой ряд ключевых
несоответствий между требованием ФГОС ВПО и организацией процесса
оценки компетенций. В вузах создаются отделы контроля качества образования,
однако инструменты для эффективной оценки процесса формирования
компетенций недостаточно разработаны. В связи с этим наблюдается
неудовлетворённость работодателей качеством подготовки выпускников вузов.
В текущих условиях подготовки специалистов в вузах нет единого ответа на
вопросы о методах оценки компетенций студентов, нет единых выработанных
критериев, предъявляемых к методам оценки компетенций студентов.
Актуальность исследовательской работы обусловлена необходимостью
внедрения в систему образования новых методов, позволяющих оценивать
компетенции студентов, а не их знания, а также выработка критериев,
предъявляемых к этим методам оценки.
Цель исследования: исследовать возможность адаптации метода оценки
компетенций студентов посредством компьютерной симуляции в процессе
обучения в Школе инженерного предпринимательства ТПУ.
Задачи исследования:
1. Изучить понятия «компетенция» и «компетентность», сформулировать
определения этих понятий, которые станут допущением исследования.
2. Провести обзор педагогической и научно-методической литературы,
посвященной методологическим подходам к оценке компетенций
студентов.
3. Провести анализ существующей системы оценки студентов в вузах.
4. Проанализировать опыт использования компьютерных программ-
симуляторов в образовательной деятельности.
5. Организовать экспертный семинар по проблеме качества текущих
способов оценки компетенций студентов и возможности использования
компьютерных программ-симуляторов для оценки компетенций
студентов в процессе образовательной деятельности.
6. Проанализировать методику оценки компетенций студентов с
использованием компьютерных программ-симуляторов.
7. Разработать перечень рекомендаций для Школы инженерного
предпринимательства ТПУ, направленных на внедрение методики оценки
компетенций студентов с использование компьютерных программ-
симуляторов и её адаптации в процесс обучения с учетом результатов
исследования.
Объект исследования: компетентностно-ориентированный подход.
Предмет исследования: методы оценки компетенций студентов.
Гипотеза исследования: оценить компетенции студентов, максимально
приблизившись к реальной деятельности, можно за счёт моделирования этой
деятельности, используя компьютерную программу, то есть программу-
симулятор.
Методы исследования: анализ, экспертный семинар, метод опроса в
формате интервью.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в
исследовании уровня качества текущих способов оценки компетенций
студентов, в разработке критериев, предъявляемых к методам оценки
компетенций студентов, а также в исследовании возможности использования
компьютерных программ симуляторов для оценки компетенций студентов и в
разработке рекомендаций по внедрению и адаптации метода оценки
компетенций в процесс обучения студентов ШИП ТПУ с использованием
компьютерных программ-симуляторов. Предложенные рекомендации
направлены на устранение проблемной ситуации, а именно, на внедрение в
процесс обучения методов, способных оценить компетенции студентов.
Рекомендации имеют практическую направленность и могут быть внедрены в
ШИП ТПУ. В использовании полученных данных могут быть заинтересованы
ученые, работодатели, преподаватели, и сами студенты.
Новизна исследования обусловлена разработкой:
1. Критериев, предъявляемых к методам оценки компетенций.
2. Механизма адаптации и рекомендации по внедрению метода оценки
компетенций в процесс обучения студентов ШИП ТПУ с
использованием компьютерных программ-симуляторов.
При исследовании проблемы использовалась первичная и вторичная
информация. Источниками первичной информации являлись ФГОС ВПО,
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации, приказы
Министерства образования и науки Российской Федерации, образовательные
стандарты ТПУ, учебно-методические материалы ШИП ТПУ. Вторичная
информация была почерпнута из научной литературы, периодических изданий,
специализированных журналов, справочных данные сети Интернет.
Использовались публикации таких исследователей, как Д. Макклелланд,
Р.Бояцис, Дж. Равен, И.А.Зимняя, О.Е. Лебедев, Н.С. Сахарова, А.Г. Бермус, Г.К.
Селевко, В.Н.Введенский, А.В.Хуторской, О.В. Чуракова, Н.В. Кузьмина, А.Г.
Каспржак, и других.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Инновационные технологии в корпоративном обучении
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Разработка модели коммерциализации продукта на основе сетевого взаимодействия
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Экопроектирование как инновационная форма устойчивого развития сельско-городских окраин
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Проект франшизы профориентационного центра для школьников
    📅 2021год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Научно-методологические основы создания языковой среды в вузе
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Стратегия коммерциализации вывода на рынок устройства носимой электроники
    📅 2018год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)