Альтернативная бизнес-модель на рынке услуг автосервиса
Цель работы – поиск и реализация масштабируемой бизнес-модели, для рынка автосервисных услуг, которая не применялась на этом рынке.
Решены следующие задачи:
1.Проанализированы существующие бизнес – модели, методы их поиска и апробации.
2.Протестирована и модернизирована бизнес – модель.
3.Оценен потенциальный рынок проекта.
4.Составлена итоговая бизнес-модели.
В качестве инструментов разработки бизнес-модели были использованы приемы ТРИЗ, тестирование проводилось при помощи “Customer development” и методики экспресс-опросов.
Практическая значимость результатов данного исследования выражается в запуске проекта в формате стартапа.
Реферат ……………………………………………………………………………………………………… 7
Определения, обозначения, сокращения, нормативные ссылки …………………… 8
Введение ………………………………………………………………………………………………….. 11
1 Анализ существующих бизнес-моделей, методов их поиска и апробации
………………………………………………………………………………..14
1.1 Анализ существующих бизнес-моделей ………………………………………… 14
1.2 Методы их поиска и апробации …………………………………………………….. 20
1.2.1 Формулировка гипотезы ………………………………………………………….. 23
1.2.2 Инструменты для визуализации бизнес-модели ……………………….. 25
1.2.3 Тестирование проблемы ………………………………………………………….. 28
1.2.4 Методика проведения опросов ………………………………………………… 31
1.2.5 Тестирование решения…………………………………………………………….. 40
1.2.6 Разворот ………………………………………………………………………………….. 42
1.2.7 ТРИЗ для бизнеса ……………………………………………………………………. 44
2 Разработка новой бизнес-модели взаимодействия клиента с предприятием
………………………………………………………………………………..49
2.1 Проблема ……………………………………………………………………………………… 49
2.2 Тестирование новых решений на рынке автосервисных услуг ……….. 52
2.2.1 Первые шаги …………………………………………………………………………… 52
2.2.2 Тестирование ………………………………………………………………………….. 59
2.2.3 Первый разворот……………………………………………………………………… 64
2.2.4 Второй разворот ……………………………………………………………………… 67
2.2.5 Третий разворот ………………………………………………………………………. 69
2.2.6 Применение ТРИЗ …………………………………………………………………… 70
2.2.7 Новый прототип ……………………………………………………………………… 78
3 Анализ рынка и альтернативная бизнес-модель ………………………………….. 89
3.1 Анализ рынка автосервисных услуг ………………………………………………. 89
3.1.1 Емкость рынка ………………………………………………………………………… 93
3.1.2 Целевая аудитория ………………………………………………………………….. 94
3.1.3 Объем рынка …………………………………………………………………………… 95
3.2 Альтернативная и работающая бизнес-модель и варианты для ее
масштабирования ………………………………………………………………………………….. 98
4 Социальная ответственность ……………………………………………………………….. 105
4.1.1 Организационные мероприятия при компоновке рабочей зоны …. 106
4.2 Производственная безопасность …………………………………………………….. 106
4.2.1 Анализ вредных факторов офисной среды ……………………………… 108
4.2.2 Анализ опасных факторов офисной среды ………………………………… 112
4.2.3 Обоснование мероприятий по снижению уровней воздействия
опасных и вредных факторов на исследователя ………………………………… 114
4.3 Экологическая безопасность ………………………………………………………….. 115
4.3.1 Охрана атмосферы …………………………………………………………………… 116
4.4 Безопасность в чрезвычайных ситуациях ……………………………………….. 118
4.4.1 Пожароопасность …………………………………………………………………….. 118
Заключение ……………………………………………………………………………………………. 121
Список публикаций студента (магистранта) ……………………………………………. 124
Список использованных источников ………………………………………………………. 125
Приложение А Раздела ВКР выполненный на иностранном языке ………….. 131
Приложение Б Пример коммерческого предложения для автосервисов. ….. 149
Приложение В Таблица выбора приемов устранения технических
противоречий ТРИЗ. ………………………………………………………………………………. 150
Приложение Г Сертификат победителя конкурса «10К.Идеи для жизни» … 152
Приложение Д Ментальная карта целевого сегмента проекта «Carcon» …… 153
Приложение Е Изменение бизнес-модели проекта «Carcon» …………………… 154
Приложение Ж Отчета о проверке ВКР на плагиат …………………………………. 155
Любой бизнес, когда находит успешно рабочую бизнес-модель начнет
работать по ней и редко кто продолжает поиски новых бизнес-моделей, а
просто уже копируют рабочий бизнес. Но когда рынок переполнен
идентичными сервисами, конкуренция становится очень жесткой и выживать
на таком рынке становится сложно. Так же есть другие люди, которые не
копируют, а начинают искать что-то новое, что решит проблемы будущих
клиентов по-новому или гораздо дешевле. Клейтон М. Кристенсен в своей
книге «Дилемма инноватора. Как из-за новых технологий погибают сильные
компании» [17] показывает процесс внедрения технологических инноваций в
индустрию и рассказывает о том, как они могут погубить крупные
корпорации. Помогает увидеть слабые места в бизнесе крупных компаний и
воспользоваться ими при выходе на рынок.
Одним из ярких примеров успешного выхода на высоко
конкурирующую нишу рынка – это такси Uber, они применили совершенно
новую бизнес-модель. Это привело к необычайно высоким результатам, и
позволило им захватить большую часть рынка в таком сегменте, как
предоставление услуг такси. Не доработанная финансовая модель не
позволила получать прибыль, но быстро растущие конкуренты доказали
состоятельность такой бизнес-модели. Следовательно, эта компания смогла
создать собственную нишу на «алом» рынке. В книге «Стратегия голубого
океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков» – Рене
Моборн, В. Чан Ким рассказывают, как создать такую ценность для клиентов,
которая будет принципиально отличаться от существующих на рынке, и на ее
основе создать растущий спрос [22]. Поиском новых ценностей чаще
занимаются стартап-команды. Конечно, далеко не каждый проект выживает,
но именно они несут огромные модернизации в закостенелый бизнес. Новые
команды выстреливают и отхватывают огромную часть рынка у засидевшихся
игроков.
Чтобы повысить шансы на выживание таким новаторам, разработано
множество статей, методик, учебников, и прочей полезной информации для
того чтобы деньги, чаще всего полученные от инвесторов, не улетали в
пропасть. Помимо всего это дает огромный толчок к прогрессу, что многие
старые игроки начинают тоже искать новые бизнес-модели, или же скупают
успешного молодого конкурента.
Рынок автосервисных услуг относится к высоко конкурентному рынку,
для успешного выхода на этот рынок, необходимо найти такую бизнес-модель,
которая никогда не применялась на этом рынке ранее. Что и является целью
данной работы. Для этого на базе предприятия ООО «Куррус» был создан
стартап проект «Сarcon», который будет тестировать решения проблемы
рынка в новом ключе. Главной проблемой этого рынка является недоверие
клиента к автосервису, которое сформировалось в результате того, что
автомобиль стал доступным средством передвижения для любого желающего,
но техническое устройство только усложнялось. Соответственно клиент все
меньше понимает в автомобиле, когда автосервис может использовать свои
знания в целях получения дополнительной прибыли.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Проанализированы существующие бизнес-модели, методы их поиска и
апробации; Протестирована и модернизирована бизнес-модель; Оценен
рынок; Составлена итоговая бизнес-модель.
В процессе работы команда проекта «Сarcon» протестирует решения
проблемы рынка. Одной из важнейших методик для этого является customer
development, что в дословном переводе на русский означает «развитие
клиентов». Такой перевод наглядно отражает суть этой методики, но название
на русском в практике не используется и применяется в оригинальном виде.
Customer development (сокращенно – custdev) – это тестирование идеи или
прототипа будущего продукта на потенциальных потребителях [36]. Эта
методика существует для того чтобы проверить свою идею на клиентах еще
до того, как команда начала тратить свои деньги и время в реализацию
проекта. Эта методика будет рассмотрена в дипломной работе, а также
опробована на практике.
Так же для изменения бизнес-модели использовались приемы
применяемые в теории решения изобретательских задач. И была разработана
методика для ускоренного тестирования бизнес-модели. На протяжение всего
времени жизни проекта использовалось все инструменты на практике и
приносили результат, который в будущем поможет вывести проект на
окупаемость.
Целью данной выпускной квалификационной работы является поиск и
реализация масштабируемой бизнес-модели, для рынка автосервисных услуг,
которая не применялась на этом рынке. Для реализации поставленной цели
были выполнены все поставленные задачи.
Результатом проделанной работы является бизнес-модель, которая
будет использоваться для вывода продукта на рынок.
Так как вся проблема недоверия клиента к автосервису лежит в основе
разного уровня технической грамотности в авто ремонте, что не исключает
обмана из-за недостаточных знаний клиента. То в рамках проекта было
разработано решение, которое исключает уровень технической грамотности
людей и перекладывает их на технику. Благодаря комплексу клиенту не нужно
разбираться в автомобиле и возможно избежать лишних обращений в
автосервис.
Чтобы получить такое решение применялись приемы используемые в
теории решения изобретательских задач. Для тестирования бизнес-модели
использовался такой инструмент как «Customer development». Чтобы
правильно выделить целевую аудиторию разработана методика «экспресс-
опросов». Все эти инструменты подробно рассмотрены в первой главе.
Во второй главе описана и обоснована проблема, выявленная на рынке
автосервисных услуг, подробно раскрыто применение теоретических знаний
на практике и промежуточные результаты, получаемые в процессе
трансформации бизнес-модели от исходной к финальной.
Результатом использования приемов теории решения изобретательских
задач, является совершенно новый проект для решения проблемы рынка.
Принципиальные изменения затронули такие блоки бизнес-модели как
изменение ключевой деятельности проекта, изменились также и
ценообразование, и ресурсы. Соответственно проект принял новый облик.
«Customer development» использовался на протяжении всего времени
работы над бизнес-моделью, так как бизнес-модель один из ключевых
параметров самого инструмента. Результатами применения являлся
неоднократный разворот проекта в новое направление деятельности.
Причинами для разработки методики экспресс-опросов послужила
скорость тестирования гипотез. Так как приходилось делать большой объем
бесполезной работы. Применение разработанной методики дало
положительные результаты на такие параметры, как скорость и качество
работы. В сравнении с ранее опробованными способами этот способ
тестирования аудитории оказался кратно быстрее.
В третьей главе отображена результативная бизнес-модель, проведен
анализ рынка проекта, который отображает потенциал развития.
Предоставлено полное описание концепции и принципов работы проекта,
команды и конкурентов.
В четвертой главе рассмотрены вопросы социальной ответственности,
а именно основы БЖД при написании ВКР и реализации проекта «Carcon».
На основе проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Полученная бизнес-модель готова к внедрению на рынке.
2. Первоначальная концепция проекта оказалась не состоятельной по
причинам того, что она не решала проблему недоверия клиента. Это
выявилось в процессе тестирования бизнес-модели.
3. Применение новых методик, поиск новых инструментов,
заимствование приемов из других направлений наук дают широкие
возможности для развития новых проектов. На примере данного проекта
продемонстрировано изменение бизнес-модели в процессе начального этапа
развития стартапа. Бизнес-модель меняется и должна меняться в течении всей
жизни деятельности компании если остановить этот процесс, то бизнес
перестанет расти и развиваться. В процессе будут меняться те или иные блоки
модели, ставится новые гипотезы и находить новые рынки для
масштабирования проекта. Поэтому сказать, что в результате мы получили
бизнес-модель, которую больше не стоит менять будет неправильно. Но уже
на этом этапе бизнес-модель готова к внедрению на рынок для получения
прибыли.
Список публикаций студента (магистранта)
1. Наумчик Т. С. Выведение на рынок инновационных продуктов с
наименьшими рисками // Молодой ученый. – 2018. – № 22(208). – С. 431–433
2. Шустрова Т. Н., Наумчик Т. С. Возможность «уберизации» рынка
автосервисных услуг // Модернизация экономических систем: взгляд в
будущее: сборник научных трудов Международной научно-практической
конференции, Прага, 23-24 Ноября 2018. – Прага: Vedecko vydavatelske
centrum “Sociosfera-CZ”, 2018. – С. 95–97
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!