Американское гуманитарное присутствие в Турции: характер и специфика
В работе рассматривается специфика гуманитарного присутствия США в Турецкой Республике, международно-правовые и политические аспекты эволюции «мягкой силы» США, проводится анализ воздействия США на социокультурное пространство Турции на примере деятельности неправительственных организаций, их структуры, форм и методов работы, а также исследуется деятельность проамериканских НКО в политологической сфере. В исследовании классическая политика «мягкой силы» с целью популяризации имиджа и культуры за рубежом рассматривается как теряющий актуальность механизм, на смену которому приходит «политика гуманитарного присутствия» – долгосрочная стратегия формирования сети демократически ориентированных институтов, подразделений, центров, ассоциаций как частей единой системы.
Введение ……………………………………………………………………….………………..…3
Глава 1. Гуманитарное присутствие» США: теоритические основы ………….…………12
1.1. Эволюция «мягкой силы» США: конец ХХ – начало ХХI века.……….…………………..12
1.2. Международно-правовые аспекты исследования………………………………………..…17
1.3. Специфика гуманитарного присутствия США в Турции: политические аспекты
исследования ………………………………………………………………………………………26
1.4. Особенности национального регулирования гуманитарного присутствия США
Турцией……………………………………………………………………………………….…….32
Глава 2. Влияние политики гуманитарного присутствия США на социокультурное
пространство Турции ……………………………………………………………………………37
2.1.Американский языковой центр в Турции «Amerikan Kültür Yabancı Dil Kursları»:
специфика организации и механизмы деятельности …………………………………….……..37
2.2. Реализация американских интересов на примере деятельности турецко-американской
ассоциации «Türk-Amerikan Derneği»…………………………………………………………… 42
2.3. Деятельность фонда «Chrest Foundation»: особенности и специфические черты ……….45
Глава 3. Специфика деятельности проамериканских НКО в политологической сфере
………………………………………………………………………………………………………56
Заключение …………………………………………………………………………………….…72
Список источников и литературы …………………………………………………………….75
Приложения…………………………………….…………………………………………………82
Сегодня сложно переоценить важность культурного влияния государства,
привлекательность его культурного имиджа за рубежом. Для большинства государств вопрос
культурного присутствия в конкретно взятой стране или регионе сегодня выходит за рамки
аспекта внешнеполитической стратегии государства с целью создания образа своей страны,
приобретая более масштабный характер, переходя в категорию системного долгосрочного
присутствия вне границ собственных границ.
США традиционно считаются «локомотивом» внешней культурной политики. Именно
США стали государством, «мягкая сила» которого распространилась практически по всему
земному шару. Начиная с конца 70-х гг. развивались такие направления как публичная
дипломатия и цифровая дипломатия, расширялась сеть научно-образовательных программ в
общественной дипломатии США, происходила эволюция общественных организаций и
благотворительных фондов в публичной дипломатии США, которые становились
проводниками массовой культуры. На протяжении более чем 30 лет происходило постоянное
увеличение американских культурных представительств, результатом чего стала
систематизация работы внешних представительств, переход от институциональных основ
«мягкой силы» к построению независимой внешней системы гуманитарного присутствия
государства.
Особого внимания заслуживает политика гуманитарного присутствия США на Ближнем
и Среднем востоке, в частности в Турецкой Республике. Во-первых, Турция представляет
собой сложное социально-культурное пространство. В первую очередь это обусловлено
национальными, религиозными и историческими факторами. Более того, Турецкая
Республика придерживается собственной стратегии по вопросу контроля деятельности
иностранных представительств. Во-вторых, географическое положение страны
обуславливает интерес США присутствовать в регионе в первую очередь по политическим и
экономическим причинам. В связи с этим приоритетным становится создание стабильной
долгосрочной системы гуманитарного присутствия в регионе с целью формирования нового
типа сознания и идентичности. С учетом указанных факторов проводится исследование
гуманитарного присутствия США в Турции, специфики и характера деятельности
американских организаций различного типа.
Актуальность предпринятого исследования обуславливается следующими факторами:
– необходимостью комплексного анализа трансформации внешней культурной политики
США, перехода от «мягкой силы» к политике «гуманитарного присутствия»;
– возрастающей ролью ближневосточного региона в общем и Турции в частности в
современных международных отношениях и связанными с этим новыми тенденциями во
внешнеполитическом курсе США;
– возрастающей ролью НПО и НКО как самостоятельных и одновременно системных
акторов международных отношений;
– необходимостью понимания особенностей политики «гуманитарного присутствия» и
перспектив ее развития с учетом национальных особенностей;
– потребностью в изучении специфики национальной политики государства, в котором
осуществляется гуманитарное присутствие, оценке опыта Турции в рассматриваемом
контексте;
– необходимостью определения внешних и внутренних факторов системы «гуманитарного
присутствия», их зависимость друг от друга, выявление характерных особенностей и
условий для деформации системы.
Начиная с 70-х гг. XXI века особое значение в рамках формирования внешнеполитической
стратегии США уделяется формированию образа страны за рубежом. Вторая половина 1990-
х гг. характеризуется развитием полноценной государственной стратегии США в области
популяризации и распространения американской культуры по всему миру. В последующие 25
лет происходит важнейшие изменения: во-первых, переход от декларативно-теоретического
характера стратегии к проектному планированию с учетом специфики конкретных регионов,
во-вторых, классическая политика «мягкой силы» с целью популяризации имиджа и
культуры США за рубежом теряет актуальность, на смену ее приходит «политика
гуманитарного присутствия», цель которой не направлена на повышение имиджа
непосредственно США, но заключается во влиянии на мировоззренческую позицию обществ
различных стран путем создания системы деятельности иностранных агентов, следствием
чего становится трансформация обществ различного культурного типа и универсализация
культурного и общественно-поведенческого стандарта. Неизменным является тот факт, что
вопросы, относящиеся к «мягкой силе», культурной дипломатии или публичной дипломатии
США и гуманитарной политике в целом классифицируются Штатами как часть стратегии
национальной безопасности, что полностью оправдывает количество затраченных сил и
ресурсов на реализацию любых проектов.
Основной характерной чертой политики гуманитарного присутствия в Турции является
формирование подконтрольной США сети демократически ориентированных институтов,
подразделений, центров, обществ, ассоциаций, не являющихся американскими юридически,
руководящий состав которых состоит из турецких граждан. Пример Турецкой Республики
как государства-объекта политики «гуманитарного присутствия» становится ярким и
показательным в рамках создания и организации деятельности новой системы. Турецкое
руководство в лице Партии справедливости и развития стремится к стабильности
внутреннего консервативного устройства, сохранению, поддержанию и распространению
своей собственной культуры. Вследствие этого осуществление «политики гуманитарного
присутствия» в подобном государстве сталкивается с определенными трудностями и требует
особой организации. Гуманитарное присутствие в турецком социокультурном пространстве
стало возможным осуществить благодаря выработке новых механизмов: путем организации
проектной деятельности в рамках независимых турецких НКО, фондов с большим процентом
частных инициатив, а главное, с максимально разветвленной административно-
исполнительной организацией, что предает системе характер анархичности, увеличивает
тематический спектр проектов и мероприятий, а также увеличивает разнообразие
заинтересованных целевых групп среди турецкого населения. В приложении 1 и приложении
2 находят отражение специфические особенности деятельности рассматриваемых в
исследовании организаций, подтверждающие вывод об организации системы гуманитарного
присутствия.
Важной спецификой американского гуманитарного присутствия в Турции становится
акцент на образовательной составляющей: вопрос о проведении исследований по
актуальным для американского общества темам затронут в деятельности каждой из
рассматриваемых организаций. К методам работы по данному направлению относятся:
финансовая поддержка турецких исследовательских центров, предоставление
образовательных услуг, продвижение английского языка, поддержка и содействие в
организации деятельности образовательным платформам, организация онлайн-курсов и др.
Специфической особенностью политики гуманитарного присутствия США в Турции
является и вопрос финансирования, состоящий согласно официальным данным
рассматриваемых организаций из частных пожертвований и средств, получаемых от
предоставления образовательных услуг. Однако, масштаб и количество затраченных средств,
а также отсутсвие регулярных финансовых отчетов на официальных сайтах рассмотренных
организаций не позволяет оценить объективные масштабы финансовых вложений, а также их
источники.
Одним из главных выводов настоящего исследования стало определение факторов
стабильности системы гуманитарного присутствия в контексте рассмотрения конкретных
примеров деятельности организаций. На наш взгляд, можно выделить две группы факторов:
1) первичные и 2) вторичные (см.приложение 3). К первой группе относятся условия,
обеспечивающие независимость и устойчивость системы гуманитарного присутствия к
внешним факторам, например, проведению государством-объектом собственной
национальной политики. В данную группу входят следующие факторы: франчайзинговая
система организации культурных центров/языковых школ и осуществление деятельности
посредством иностранных агентов, разветвленность представительских органов
гуманитарных организаций, независимость представительств друг от друга, финансовое
планирование и стабильность финансового обеспечения, использование бренд-технологий в
рамках популяризации как представительства, так и отдельно взятого проекта, активная
информационная деятельность в социальных сетях, долгосрочное планирование
деятельности иностранных агентов. Преимуществом системы гуманитарного присутствия
становится уменьшение фактора зависимости от политических и экономических изменений в
двусторонних отношениях стран.
Рассмотренные в исследовании механизмы и формы деятельности элементов системы
американского гуманитарного присутствия в Турции становятся ярким и универсальным
примером организации эффективной внешней культурной политики государства. Вместе с
тем, предпринятая попытка выявления факторов стабильности и устойчивости системы
гуманитарного присутствия к внешним факторам может быть рассмотрена не только сквозь
призму организации внешнеполитического курса, но и в плоскости национального
регулирования подобного рода системы, проведении внутренней политики государства по
работе с иностранными агентами и контролю их деятельности.
ИСТОЧНИКИ
Международные актовые документы:
1. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии 2001 года URL: https://
www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/cultural_diversity.shtml (дата обращения:
05.01.2020)
2. Декларация принципов международного культурного сотрудничества 1966 года URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture.shtml (дата обращения:
05.01.2020)
3. Декларация принципов международного культурного сотрудничества 1966 года URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture.shtml (дата обращения:
05.01.2020)
4. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятая резолюцией 55/2
Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года URL: https://www.un.org/ru/documents/
decl_conv/declarations/summitdecl.shtml (дата обращения: 05.01.2020)
5. World Bank Group Strategy for Fragility, Conflict, and Violence 2020–2025 (Vol. 2) URL:
http://documents.vsemirnyjbank.org/curated/ru/832821582824032543/Executive-Summary
(дата обращения: 05.01.2020)
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!