Ассоциация между Украиной и Европейским союзом: Проблема внедрения технических стандартов
Работа посвящена изучению процессов гармонизации европейских технических стандартов Украиной. В исследование рассматриваются вопросы, связанные с историей двусторонних отношений Украины и ЕС, причины выборы пути евроинтеграции Украиной. Особое внимание уделено анализу разделов Соглашения об ассоциации, которые содержат конкретные требования для модернизации украинской системы модернизации. В работе рассматриваются различные точки зрения, касающиеся последствий такой модернизации.
Сертификация продукции при экспорте в страны-члены Европейского Союза (далее – ЕС), является основополагающим требованием. Перед тем как экспортировать продукт производители или экспортеры должны позаботиться о соблюдении правил сертификации товара для рынка Европы, которая касается оценки соответствия нормативным положениям ЕС. Для большинства экспортируемых продуктов соблюдение требованиям подтверждается применением маркировки СЕ (Европейское соответствие).
В Соглашении об ассоциации (далее – СА) статьи 53-58 и Приложение III посвящены техническим правилам и стандартам, тому, что на Украине называют системой технического регулирования. Они касаются производства и торговли широким спектром промышленных товаров: от игрушек или простых бытовых электроприборов до высокотехнологичной медицинской техники и производственных линий. С оговорками эти положения относятся к пищевой продукции, а автомобили, фармацевтические изделия, химическая продукция и самолетостроение не попадают под действие этих норм вообще, поскольку для этих видов продукции в Европе действуют отдельные регуляторные режимы.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена следующими основными факторами:
Во-первых, поступательное развитие Украины в направлении вступления в ЕС.
В сентябре 2018 г. Петром Порошенко был предложен проект изменения Конституции Украины, который был утвержден Радой в феврале 2019 г. В преамбуле была закреплена формулировка о «подтверждении европейской идентичности Украинского народа и необратимости европейского и евроатлантического курса Украины», а в статью 102 добавлен пункт, согласно которому «президент Украины является гарантом реализации стратегического курса государства на приобретение полноправного членства Украины в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора».
В июне 2019 г. новый президент Украины Владимир Зеленский заявил, что «стратегический курс Украины на достижение полноценного членства в НАТО и ЕС, что утверждено в конституции Украины, остается неизменным. Это приоритет нашей внешней политики». Более того, не только Зеленский, Порошенко и Янукович, но и Кравчук, и Кучма, и Ющенко ставили своим приоритетом развитие отношений с ЕС до такой степени, чтобы Украина в будущем могла стать членом этой организации. То есть, можно сказать, что на протяжении всей постсоветской истории Украины – вне зависимости от того, представители какого региона или партии находились у власти – членство в ЕС было важнейшей частью её внешнеполитической стратегии.
Во-вторых, введение новых технических стандартов поспособствует ускорению темпов развития украинской экономики».
Директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский в интервью DW заявил, что «полноценная реализация торговой части соглашения об ассоциации с Европейским Союзом может обеспечить в долгосрочной перспективе прирост реального ВВП Украины на 14,1 процента». Выгоду от модернизации, по мнению экономиста, получит украинское сельское хозяйство, а пищевая и легкая промышленности Украины могут получить прирост производства в четыре раза.
В-третьих, на протяжении многих лет украинское общество сохраняет стабильно высокий интерес к европейской модели интеграции и европейским стандартам потребления.
Это подтверждается данными многочисленных социологических исследований. Согласно данным опроса, проведенного в июле-августе 2017 г. компанией GfK Ukraine по заказу Центра «Новая Европа» и Фонда им. Фридриха Эберта, жители Украины считают, что членство их страны в ЕС потенциально имеет много преимуществ. Украинцы связывают экономическое развитие с высоким уровнем жизни, лучшими возможностями для трудоустройства, а также быстрой демократизацией общества.
В-четвертых, пристальное внимание к данному вопросу демонстрирует представители российской власти.
В российской информационной среде ведутся дискуссии относительно того, что Украине выгоднее – реализовывать положения СА с ЕС или вступать в ЕАЭС. Так, Сергей Глазьев, бывший советник президента Российской Федерации по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленной на развитие евразийской интеграции, выразил опасения в связи с принятием на Украине технических стандартов, соответствующих европейским. В интервью радиостанции «Эхо Москвы» он заявил: «По подсчетам украинских экспертов для того, чтобы привести производство своей продукции к требованиям стандартов ЕС, потребуется примерно 130 или 120 миллиардов евро инвестиций под модернизацию. За сколько лет Украина сможет оправиться после экономического шока, который произойдет после вступления в силу этого соглашения, остается только гадать. То есть, украинское правительство одобряет соглашение, которое противоречит интересам экономическим Украины, несет только убытки. Ставит страну на грань дефолта. Потому что сегодня главным кредитором является Россия. И кроме России сегодня закрывать дефицит украинского платежного баланса желающих больше нет».
В-пятых, изменение инвестиционного климата как один из приоритетов внутренней политики на Украине.
Благодаря подписанию СА с ЕС Украина стала более привлекательна для частных инвесторов. Внедрение европейских норм и наличие зоны свободной торговли с ЕС может стать преимуществом при инвестициях в проекты, которые будут помогать генерировать экспорт в европейские страны.
Правительство Украины в срок до 2024 г. запланировало привлечь в экономику страны $50 млрд инвестиций, как следует из проекта программы деятельности Кабинета министров. В результате реализации запланированных мероприятий ВВП страны, по мнению членов правительства, должен вырасти на 40%, что стимулирует создание до 1 млн. новых рабочих мест.
Объект исследования – процесс практической реализации СА между ЕС и Украиной.
Предмет исследования – технические стандарты, предъявляемые к поступающей на европейский рынок украинской продукции после вступления в силу СА между ЕС и Украиной. Внедрение данных стандартов регулируется отдельными разделами СА.
Было бы нелишним указать конкретные документы, разделы СА, которыми регулируется внедрение данных стандартов.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 21 марта 2014 г. до 21 февраля 2021 г. Нижняя хронологическая граница определяется подписанием СА между Украиной и ЕС. Верхняя граница исследования обусловлена принятием резолюции Европейского парламента «О выполнении Соглашения об ассоциации с Украиной».
Цель диссертационного исследования – изучить проблему применения технических стандартов, внедрение которых предусмотрено СА между ЕС и Украиной.
В соответствии с поставленной целью в работе намечены следующие задачи:
– определить главные источники технического регулирования на Украине;
– сформулировать причины внедрения европейских технологических стандартов на Украине;
– охарактеризовать механизмы внедрения новых технологических стандартов на Украине;
– проанализировать степень влияния внедрения технических стандартов ЕС на Украину;
– оценить последствия внедрения технических стандартов ЕС на Украину.
Источниковая база. Работа опирается на широкий круг источников, которые могут быть подразделены на следующие группы:
дипломатические документы: двусторонние соглашения между ЕС и Украиной. Источники данной группы дают представление о ключевых решениях в европейско-украинских отношениях, основных принципах двусторонних отношений, в них определяются сферы и механизмы сотрудничества;
законодательство Украины. Настоящие источники непосредственно касаются действующих норм и правил в сфере стандартизации;
нормативно-правовые акты ЕС, международные договоры в сфере стандартизации. Соответствующие источники касаются общих технических правил;
нормативно-правовые акты Украины, в том числе стратегии развития, программы действий правительства. Источники данной группы иллюстрируют процесс реформирования системы стандартизации, начало которому было положено подписанием СА между Украиной и ЕС ;
материалы сайтов институтов ЕС и государственных органов Украины. Данная группа источников необходима для мониторинга ключевых событий в европейско-украинских отношениях;
заявления и выступления глав государств и членов правительств, чиновников Украины и ЕС и его отдельных стран-членов. Настоящие источники позволяют нам определить позиции ключевых политических фигур по вопросам имплементации соглашений.
результаты социологических опросов международных, европейских и украинских организаций. Источники данной группы отражают состояние и динамику восприятия европейской интеграции гражданами ЕС и Украины, статистические данные.
материалы электронных СМИ (информационные сообщения новостных интернет-порталов). Источники данной группы, во-первых, позволяют получить наиболее оперативную и актуальную информацию о событиях, имеющих отношение к европейско-украинским отношениям, а, во-вторых, дают возможность получить различные точки зрения на определенные сюжеты и на основе их анализа получить более объективные выводы;
Настоящая источниковая база может считаться достаточной для достоверного воссоздания изучаемых в диссертации событий и выполнения поставленных задач.
Степень следует разработанности темы. Проблематика, связанная с изучением проблем ассоциации между Украиной и ЕС, широко востребована экспертным сообществом и затрагивается в многочисленных научных трудах.
Существуют работы, непосредственно затрагивающие обстоятельства подписания СА с ЕС. Отдельно стоит отметить А. Ослунда., который анализирует проводимые на Украине реформы в контексте подписания соглашения. Важной для исследования является и работа Г. Ван дер Ло. Автор анализирует влияние СА и Зоны свободной торговли на интеграционные процессы в сфере экономики и торговли между Украиной и ЕС.
Для определения перспектив развития украинской экономики в контексте СА с ЕС необходимо понимать актуальный уровень ее развития. Состояние экономики Украины и особенности торговли с европейскими странами оцениваются в работе О. Гаврилишина.
Особое внимание украинских экспертов уделено проблеме изменений, происходящих на Украине после подписания СА с ЕС. Авторы анализируют преобразования в украинской промышленности, сельском хозяйстве и секторе услуг после внедрения новых технологических стандартов. Статьи посвящены отдельным отраслям экономики, поэтому дают возможность разобраться с изменениями в каждом конкретном секторе. К таким работам стоит отнести исследования Иванова С. и Артюхина Т., Бетлия O., Риженко М., Кравчука К. .
Отдельно стоит отметить исследования, посвященные правовым и институциональным преобразованиям, связанным с подписанием СА и внедрением новых технических стандартов. Такие работы сфокусированы на процессе гармонизации украинского законодательства. Среди них можно выделить исследование Шишковой Н., которая анализирует изменения, происходящие с нормативно-правовой базой Украины как до, так и после подписания СА.
Для анализа происходящих на Украине преобразований важно понимать, как регулируются процессы стандартизации и сертификации в странах ЕС. Хорошо разобраться в данном сюжете помогает работа С. Герасимчука, в которой кроме прочего обрисовываются перспективы и последствия дальнейших изменений украинской системы стандартизации. Кроме того, для понимания актуальной ситуации с гармонизацией норм и технических стандартов, а также для возможности знакомства с анализом экономической ситуации на Украине мы обратились к аналитическим докладам, например, Всемирного банка
Большое значение для исследования имела группа работ, посвященных изучению правовой основы СА и его особенностям. Среди исследований этой категории выделим Моцу А..
Многие западные авторы фокусируют свое внимание на общих вопросах, связанных с проблемой европейской интеграции Украины, анализируя историю двусторонних отношений и отдельные вопросы евроинтеграции страны в европейскую политическую или экономическую системы. К таким исследованиям можно отнести работы таких экспертов, как Эмерсона М. и Мовчана В., Брюнса Б., Хаппа Д. и Зихнера Х.. Ход преобразований на Украине после подписания СА проанализирован Спилиопоулосом О.
Особое место в работах отечественных (и белорусских) исследователей уделено проблемам взаимоотношений Украины и России после 2014 г., а также факторам, повлиявшем на выбор европейской интеграции. Авторы фокусируются на анализе двусторонних европейско-украинских отношениях, прослеживая отличия и параллели с политикой России в отношении Украины. Так, Астапенко В. и Михалева Т. акцентируют свое внимание на преимуществах и недостатках программ ЕС по налаживанию отношений с Украиной и другими восточными соседями.
Вопросы истории украинско-европейских отношений рассмотрены в работе Кондратюк Е. и диссертационных исследованиях Кацы Д. Другие авторы уделяют большое значение анализу роли и места Украины в системе международных отношений ЕС в XXI в. Особое внимание уделяется событиям, приведшим к началу переговорного процесса по подписанию СА, а также проектам ЕС, направленным на поддержку стран Восточной Европы. К авторам, акцентирующим свое внимание на данных вопросах, относятся Влах В.и Брагина Е. Трещенков Е.
Несмотря на то, что представленные работы дают достаточно полную картину особенностей отношений между Украиной и ЕС как до, так и после подписания СА, они не сфокусированы на проблематике данного исследования, которая практически не освещена как в отечественной, так и зарубежной политической науке. Таким образом, несмотря на актуальность рассматриваемой проблематики, вопросы, касающиеся влияния внедрения европейских технологических стандартов на экономику Украины, остаются практически неизученными. Большинство отечественных работ посвящены предпосылкам и причинам выбора Украины пути евроинтеграции и отношениям России и Украины после 2014 г. Исследования украинских авторов сфокусированы на проблематике влияния внедрения европейских технологических стандартов на Украину. Между тем, западные авторы фокусируют внимание на общих вопросах, связанных с европейской интеграции Украины. Важно отметить, что фундаментальные работы по данной проблематике отсутствуют. Это дает повод констатировать, что проблема внедрения новых технологических стандартов изучена недостаточно.
Методологическая основа диссертационного исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные положения теории неофункционализма, парадигмы, разработанной группой американских исследователей во главе с профессор Калифорнийского университета Эрнстом Хаасом.
Теория неофункционализма появилась после окончания Второй мировой войны и стала переосмыслением потерявшим свою актуальность идеям функционализма. Согласно Хаасу главным инструментом политического сотрудничества является регулируемое экономическое взаимодействие, а саму политическую интеграцию понимал как «процесс, посредством которого политические акторы в нескольких различных национальных учреждениях убеждены в передаче их лояльности, ожиданий и политической активности новому центру, чьи институты обладают или требуют юрисдикцию над существующими национальными государствами».
Прежде всего, при рассмотрении проблемы европейской интеграции Украины мы руководствовались принципом научной объективности. Это ключевой принцип любого научного исследования, заключающийся в определение субъективности информации, с работает исследователь, а также необходимости эту субъективность минимизировать.
Принцип системности, способствующий выявлению многообразных связей и сведение их в целостную картину, представляющую основную проблему исследования в ее историческом развитии, имеет важное методологическое значение для раскрытия темы нашего исследования.
В данной работе процесс интеграции между Украиной и ЕС рассматривается как развивающееся во времени и имеющее свою собственную историю и тенденции развития, поэтому мы руководствовались принципом историзма. Конкретные исторические условия, в которых происходит развитие ситуации, имеет ключевое значение при работе с данной методологией.
Наше исследование опирается на принцип детерминизма. Этот общенаучный принцип заключается в причинной зависимости исторических явлений от многообразного комплекса социально-исторических, политических и иных факторов.
Для выявления тенденций и закономерностей внедрения европейских технологических стандартов нами использовался сравнительно-исторический метод. Это метод содержательного анализа прессы и других печатных источников. С этой же целью мы прибегали к использованию специальных исторических и логических методов: хронологического, диахронного и синхронного.
Для того, чтобы обобщить и проанализировать существующие работы, связанные с темой нашего исследования, была приведена классификация исследовательских позиций и точек зрения.
Решение поставленных в ходе работы задач потребовало от нас использования общенаучных методов анализа и синтеза, индукции и дедукции.
Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации осуществлена попытка выявить ключевые проблемы современной украинской экономики и институциональной системы в условиях перехода к новым технологическим стандартам.
Нами была показана эволюция двусторонних отношений с акцентом на преобразования в сфере стандартизации, а также выявлены причины перехода Украины на европейские и международные технологические нормы.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что в процессе рассмотрения вопросов внедрения технических стандартов были выявлены проблемы, касающиеся безопасности внедрения новых технических правил и стандартов для экономики Украины, а также привлечением внимания других исследователей к данной проблематике. Полученные результаты могут быть использованы в дискуссиях о последствиях гармонизации норм согласно европейским и международным правилам для модернизации экономики, а также поспособствуют лучшему пониманию причин стремления Украины к интеграции с ЕС.
Структура диссертации обусловлена ее целью и задачами. Исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников, литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, формулируются объект, предмет, цель и задачи, проводится анализ научной разработанности, дается характеристика источниковой базы, определяются хронологические рамки и методологическая основа, а также обосновывается практическая значимость исследования.
Первая глава посвящается исследованию отношений между ЕС и Украиной с 1991 г. В ней прослеживаются проблемы двусторонних отношениях в 1990-е гг., включающие начало приближения законодательства Украины к европейским нормам. Основной акцент уделяется процессу «европеизации» Украины, которая поставила своей политической целью интеграцию в международные и европейские структуры.
Во второй главе мы анализируем положения технической части СА, закрепленные в третьей его главе «Технические барьеры в торговле». Глава посвящается особенностям внедрения новых стандартов в украинскую систему стандартов. Помимо этого, затрагивается вопрос особенностей СА между ЕС и Украиной.
В третьей главе мы акцентируем своем внимание на действиях правительства по гармонизации стандартов и технических норм после вступления в силу СА. Анализируем переход от советских норм к европейским и международным стандартам посредством принятия новых законодательных актов и связанных с этим процедур. При этом европейская система стандартизации рассматривается нами как более высокий уровень регулирования по сравнению с украинской системой.
Четвертая глава посвящается анализу успехи и неудачи украинского правительства в реформировании процессов стандартизация, возникающие проблемы и трудности, с которыми столкнулась экономика и институциональная система страны. Кроме того, в ней мы определим возможности для гармонизации и основные тенденции изменений в этом направлении за 2019-2021 гг.
В заключении подводятся итоги и формулируются краткие выводы относительно процесса внедрения европейских и международных технологических норм в украинскую систему стандартов.
СА между ЕС и Украиной считается «самым амбициозным соглашением, которое ЕС когда-либо предлагал не члену Союза». Основная цель этого исследования состояла в том, чтобы проанализировать роль и место проблемы технических стандартов в процессе формирования ассоциации между ЕС и Украиной. При это мы обратили внимание на историю двусторонних отношений сторон, так как этот опыт имеет определенное влияние на состояние ассоциации.
В соответствии с законом Украины «О стандартизации», европейские стандарты приняты в качестве национальных. Почти все (4055) гармонизированные европейские стандарты были приняты в соответствии с законодательными актами ЕС, упомянутыми в Приложении ІІІ к СА Украина-ЕС, в то время как некоторые гармонизированные европейские стандарты, применение которых дает презумпцию соответствия европейским нормам в отношении строительной продукции и радиооборудования, не были приняты.
Министерство экономического развития и торговли Украины утвердило перечень национальных стандартов, соответствие которым дает презумпцию соответствия продукции в соответствие спискам гармонизированных европейских стандартов. Также был принят перечень национальных стандартов для технических регламентов, определенных как приоритетные для подписания АСАА.
Национальная программа стандартизации предусматривает в 2020 г. 2043 задания, касающиеся разработки проектов национальных стандартов, в том числе 1104 стандартов, гармонизированных с международными и европейскими стандартами.
Что касается вопроса, как СА интегрирует Украину в ЕС, главным мотиватором приближения являются обязательства по сближению законодательства. Законодательное сближение – важнейший инструмент экономической интеграции во внутренний рынок ЕС, поскольку оно устраняет нетарифные барьеры и создает равные условия для всех участников на едином правовом пространство между ЕС и Украиной. Обязательства по сближению законодательства делают СА между ЕС и Украиной соглашением об интеграции с ЕС, не приводят к формальному применению права ЕС на Украине. В лучшем случае это набор текстуально идентичных соответствующим европейским законодательным положениям.
Эти обязательства по сближению (в том числе и технических стандартов) регулируются двумя механизмами, один из которых связан с условиями доступа на рынок, а другой – с одинаковым толкование и применение законодательства ЕС.
Что касается первого, как было отмечено, Украине будет предоставлен доступ к внутреннему рынку, если ЕС будет согласен с тем, что Украина должным образом выполнила свои обязательства по гармонизации. Если говорить о втором механизме, то, в связи с тем, что в СА отсутствует четкая цель обеспечения однородности, соответствующие нормы законодательства ЕС не обязательно должны толковаться и применяться одинаково.
Во-вторых, в части СA, посвященной торговле и связанным с ней вопросам было продемонстрировано, что масштабы и глубина процесса гармонизации исключительно велика. Большая часть технических норм, связанных с торговлей товарами, будет полностью изменена в соответствии с европейскими аналогами. Для того, чтобы позволить украинскому рынку подготовиться к конкуренции с европейскими товарами в условиях беспошлинной торговли, ЕС предусмотрены некоторые специальные переходные защитные меры, например, в автомобильном секторе, в области экспортных пошлин и географических указаний. Модернизация других связанных с торговлей областей, таких как предоставление услуг, государственные закупки и энергетика, также включает подробные указания по изменению технических стандартов и правил конкуренции.
СА проиллюстрировало, что чем более масштабны аспект интеграции, тем более подробны условия доступа на рынок и механизмы, обеспечивающие единообразное толкование и применение законодательства ЕС. Несмотря на то, что торговля во многих областях была значительно либерализованна сразу после вступления в силу соглашения (например доступ к рынку, национальный режим и включение соответствующих правил ВТО), ограниченные элементы интеграции во внутренний рынок ЕС будут предоставлены только после проведения процедур мониторинга, связанных с гармонизацией Украины норм и стандартов.
Результатом внедрения европейских стандартов на Украине должна стать модернизация экономики и обеспечение конкурентоспособности национальных продуктов за счет постепенной интеграции Украины на европейский рынок, устранение технических барьеров в торговле между Украиной и ЕС и укрепление позиций Украины на мировой торговой площадке, что будет обусловлено признанием украинской системы технического регулирования на европейском и международном уровнях. К ключевым аспектам реализации украинской политики по гармонизации стандартов и внедрению европейских норм относятся:
адаптация законодательства Украины в области технического регулирования к законодательству ЕС;
принятие европейских стандартов в качестве национальных стандартов Украина с одновременным прекращением действия ГОСТов;
обеспечение полного соответствия системы технического регулирования Украины требованиям ЕС;
расширение сотрудничества центральных государственных органов, предприятий, учреждений и организации с европейскими и международными организациями стандартизации, метрологии, аккредитации, оценки соответствия и государственного надзора за рынком.
Реализация задач политики по гармонизации стандартов обеспечит высокий уровень украинского производства, повысит его привлекательность для европейских потребителей и будет способствовать инновационному развитию, что, следовательно, предоставит доступ на рынок ЕС украинским производителям на тех же условиях, что и европейским.
Дальнейшая имплементация СА в технической части потребует от Украины продолжения серьезного реформирования своей системы технического регулирования. Уже были внедрены технические регламенты на основе законодательства ЕС и приняты соответствующие европейские стандарты как национальные. Были отменены различные дублирующие нормы и требования, которые существовали на Украине. Однако до сих пор сохраняется проблема несоответствие украинского законодательства для заключения соглашения АСАА. Остаются неурегулированными вопросы, связанные с маркировкой украинских продуктов, присоединением Украины к системам оповещения об опасных потребительских товарах, которая действует в странах ЕС и информационно-коммуникационная поддержки Интернета для общеевропейского надзора за рынком.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!