Аутентичность и основание экзистенциального выбора
Работа посвящена анализу понятия «аутентичность» как феномена на основе интеграции трех концептуальных подходов, для конкретизации его теоретической модели. Кроме этого в рамках данной работы была поставлена цель: изучить этическое содержание концепта «аутентичность» в связи с проблемой экзистенциального выбора. Использование методологических подходов в аналитической работе над понятийным содержанием концепта, а также синтез разрозненных аспектов подлинности обозначенных философами – экзистенциалистами в литературном пространстве способствовали обогащению понятия и установлению ключевых линий концептуальной преемственности. Произведена попытка осмысления аутентичности через анализ “Тетрадей по Морали” Ж.-П. Сартра в переведенных на английский язык.
Оскар Уайльд сказал: «Будь собой. Все остальные роли уже заняты». Но будучи самим собой или становясь им, возникает целый ряд сложных философских вопросов. Эти вопросы активно обсуждались в течение прошлых веков под знаменем поиска подлинности и соответствующего образа жизни.
В самом общем смысле, аутентичность означает, субъект или объект олицетворяющий «верность» или определяющийся «оригиналом», «бесспорным в своем происхождении или авторстве». (С. Варга и Ч. Гуиньон)
Одной из нитей, плетущих ткань дискурса самости, аутентичность представляется чем-то положительным, что должно быть реализовано с позиции верности самому себе, в частности, подлинной, оригинальной или бесспорной самости.
Актуальность работы исходит из самого определения аутентичности как самости поскольку то, кем «Я» (действительно) являюсь часто используется в качестве содержания аутентичности. Из этого следует трудность прямого описания того, что означает подлинная личность или образ жизни. Вместо этого подлинность концептуализируется как критика против недостоверного образа жизни, который воспринимается неправдивым и ложным (Ч. Гуиньон, Ж.-П. Сартр). В отличие от такой неподлинной жизни, как уже говорилось, аутентичность подразумевает оригинальность, правдивость, и достоверность, что предполагает развитие определённого качества жизни, который формируется индивидуально и во «внутреннем пространстве», а не предписывается социальной позицией, традицией или соглашением. Людей можно назвать подлинными, когда они не только создали и реализуют свой «стиль» жизни, но и несут за него ответственность. В этом смысле подлинность тесно пересекается со свободой как автономией и напрямую зависит от нее. Формулы «быть верным самому себе» или «становиться тем, кем ты есть» становятся актуальными для многих, живущих в эпоху отчужденности и деперсонализации. Однако, помимо этого, дополнительные проблемы с подлинностью возникают, если мы пытаемся понять, что лежит в основе морального идеала подлинной жизни? Что следует понимать «истинным» или «подлинным» я? Где можно найти аутентичную личность? Это сущность или явление опосредованное возможностью быть свободным и способностью выбирать? Ее нужно открыть в себе, или оно создается на протяжении всей жизни? Как другие могут распознать, какое внешнее выражение будет подлинным, а какое нет? Как можем достоверно знать себя? Если подлинное я включает в себя негативные качества, с которыми не хочется ассоциироваться, то как такое истинное «я», если оно существует, относится к внешнему социальному миру, реализуя эти качества?
Поскольку решающим фактором в развитии представления о подлинности было то, что она возникла вместе с отчетливой концепцией самости, подобное направление интерпретации демонстрирует решающие параллели с традицией «религиозного индивидуализма», которая сосредотачивает религиозную жизнь на личности и подчеркивает важность интроспективного изучения внутренних мотивов, намерений. Так как понимание подлинности связано с субъектом и его «внутренним пространством», аутентичность как некоторое качество обнаруживается через возможность выбирать, в то время как выбор тесно связан с понятием свободы и автономии. Во многом идея автономии проложила путь развития идеи подлинности. Однако подлинность выходит за рамки автономии, поскольку чувства и глубочайшие желания человека могут перевешивать результаты рационального анализа при принятии решений, а также готовность погрузиться в господствующие нормы и даже разделить общественные ценности. Подлинность становится неявно критической концепцией, ставя под сомнение правящий общественный порядок и общественное мнение. Кроме этого, актуальность работы обусловлена критическим положением, выражающим беспокойство о жизнеспособности подлинности, где сосредоточенность субъекта на собственной мировоззренческо-чувственной позиции может порождать эгоцентричную озабоченность собой, которая является антисоциальной и разрушительной для альтруизма и сострадания к другим. Однако можно утверждать, что это становится проблемой только в том случае, если человек считает подлинность исключительно субъективным мироощущением. Таким образом, столкновение между моралью, общественной жизнью и подлинностью будет происходить, если «подлинное» Я считается фундаментально склонным к антиобщественному поведению. Другой вопрос: возможна ли подлинность как объективный критерий и способна ли обладать моральным содержанием или нормативным содержанием вне рациональных обоснований?
Вопрос на ответ кроется в понимании природы человека, например, как Ницше и Фрейд, подвергли сомнению позитивную сущность человеческой природы. В терминах данной герменевтики человеческая природа начинает восприниматься как сосредоточие агрессии, беспорядка и неразумности и тогда этическое содержание концепта подлинности невозможно.
Также существует серьезная озабоченность не по поводу оптимистического взгляда на человеческую природу, а по поводу самой концепции самости, лежащей в основе идеи подлинности. Так существует утверждение, что дихотомии, на которых основывалась аутентичность – соответствие против автономии, личность против общества или внутренние мотивации действий против любых другой направленностей мотиваций были ошибочными. И исходящее из них содержание аутентичности, а также стремление к подлинности невозможно, так как влечет за собой потерю связи с сообществом.
В заключительной части «Слова и вещи» Фуко утверждал, что в современном обществе наблюдается кризис не только подлинности, но и всей идеи субъекта, что «человек исчезнет, как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке». Если мы являемся самостоятельными существами, которые сами выстраивают себя от одного момента к другому, то представляется, что термин «подлинность» может относиться только к тому, что кажется правильным в определенный момент. Сама идея аутентичного как того, что что-то является «оригинальным», «достоверным», «искренним» и т.д. теперь кажется сомнительной. Все обозначенные выше основания определили актуальность темы исследования «Аутентичность и основание экзистенциального выбора»
Цель исследования: Изучение этического содержания концепта «аутентичность» в связи с проблемой экзистенциального выбора.
Задачи:
Определить границы понятия аутентичность и содержательные пределы;
Вскрыть специфику концепта аутентичности в философской системе Кьеркегора, Хайдеггера и Сартра;
Построение новой модели аутентичности через анализ «Заметок по Этике» Ж.- П. Сартра;
Определить и обосновать возможности экзистенциального выбора в качестве условия аутентичности.
Объект исследования: Концепт аутентичности в работах основных представителей экзистенциализма.
Предмет исследования: Экзистенциальный выбор как условие этического содержания концепта аутентичность.
Методы: Принцип объективности, позволяющий избежать искажения идей, сложившихся в условиях иной культуры; системный подход, в соответствии с которым аутентичность рассматривается во взаимосвязи и преемственности компонентов и служит обогащением содержания понятия; аксиологический подход, позволяющий раскрыть гуманистический характер и этический аспект содержания аутентичности.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили следующие концептуальные подходы рассмотрения понятия аутентичность:
– Подход, в рамках которого аутентичность является строго этическим концептом. Изучением этого подхода занимались Ферара , Триллинг, Тейлор, Варга. Тейлор утверждает, что подлинность – это «напряженный моральный опыт, который фундирует искренность. Подлинность требовательная концепция, ведь самость и то в чем она состоит и чем выражается, составляет предмет истины». Различия, однако, не просто количественное. Подлинность не является «моральным авторитетом», поскольку задавать стандарты нормативности, противоречит самой ее природе. Хотя этот термин происходит от auctoritas, власть к активности направленная на себя. Эта власть определяется как свобода создания подлинности через строгое соответствие социальным требованиям о значении того, что значит быть человеком. В рамках этого подхода, был произведен анализ произведений С. Кьеркегора, который позволил выявить подлинность как искренность и верность, в которой страстное принятие подлинной религиозной жизни и искреннего побуждение к действию жить, соответствует авторитету веры и выполняет все его требования.
– Подход, в рамках которого аутентичность является индивидуальной ориентацией в мире субъективного значения ценностей.
Считает человека особым природным существом, наделенным психологическими потребностями познания, как пути понимания «себя в мире» и «мира в себе», позволяет определять новые направления в изучении себя и прогнозировать возможности становления в проекте самости. С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, В. Франкл, Э. Фромм и т.д.
– Подход к изучению аутентичности, в рамках которого обнаруживается его социальная природа. Направление интерпретации аутентичности, которое считает связь человека и общества источником подлинности – Л. Белл, Ч. Гуиньон, М. Хайдеггер Ж.-П. Сартр и т.д.
Источники и литература:
Для описания концепта аутентичности, его анализа, а также обозначения линии демаркации между содержательной интерпретацией концепта были использованы работы следующих авторов:
Л. Триллинг, А. Блум, А. Феррара, М. Фуко, Ч. Гуиньон, Ч. Тейлор, Я. Голомб
За основу были взяты работы: С. Кьеркегора «Страх и Трепет», М. Хайдеггера «Бытие и Время» и «Тетради по морали» Ж-П. Сартра в переводе С. Исаева, и Pellauer D., с одноимённым названием Notebooks for an Ethics // The University of Chicago Press – Chicago and London, 1983
Для описания этических направлений интерпретации аутентичности и ее критики, а также обоснование ее в качестве теоретической основы экзистенциального выбора были использованы работы следующих авторов:
С. Варга, Б. Уильямс, Я. Голомб, М. Хайдеггер, С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, А. Камю, А. Макентайер
Для построения новой модели аутентичности и вариантов ее социальной жизнеспособности были использованы работы следующих авторов:
Ж.-П. Сартр, С. Исаев, Л. Белл, Д. Андерсон,
Для анализа различных подходов к принятию решения предваряющих процедуру выбора и рефлексивного обоснования решения с позиции возможности приближения к некоторой «подлинности», а также утверждения о том, что экзистенциальный выбор является условием обоснования предпочтений были использованы работы следующих авторов:
С. Варга, Л. Триллинг, И. Ялом, Э. Фромм, В. Франкл, М. Циммерман, Р. Мэй, А. Маслоу
В исследовании была поставлена следующая цель: изучить этическое содержание концепта «аутентичность» в связи с проблемой экзистенциального выбора. Использование методологических подходов в аналитической работе над понятийным содержанием концепта, а также синтез разрозненных аспектов подлинности обозначенных философами – экзистенциалистами в литературном пространстве способствовали достижению цели путем объединения совокупности смысловых элементов понятия. Анализ понятия «аутентичность» как феномена на основе интеграции трех концептуальных подходов, позволил рассмотреть его во всей полноте и многомерности и конкретизировать его теоретическую модель.
Проведенная аналитико-герменевтическая работа позволила по новому раскрыть и переосмыслить содержание понятия аутентичность в этическом аспекте и обозначить пути теоретических разработок в направлении социальной реализации. Теоретический анализ концепций аутентичности показал, что в современной науке понятие аутентичность трактуется весьма широко, что способствует понятийной неопределенности и сложности серьезного изучения его как феномена. Описание аутентичности как качества самости носят этический, характер, и этот вывод позволяет понять его социальную природу и выделить значимые признаки. Важным структурным элементом аутентичности личности как качества самости и возможности самоосуществления, является способность к принятию экзистенциальных решений, обусловливающих воспроизведение более точного образа Я за счет наделения актуальным смыслом ценностей и трансцедентальному отождествлению с ними. Таким образом, особенностями аутентичной установки личности, становится реорганизация смысловой сферы личности, актуализирующиейся в ситуации экзистенциального выбора, т.е во взаимодействии системы «человек» – актуальная среда. В этой связи аутентичность к коррелирует с открытой направленностью личности на самоусовершенствование, ее этический аспект, определяясь как «подлинность», которая обеспечивает развитие индивидуальности и оптимизация своего существования. Этический элемент аутентичности позволяет развиваться личности, обогащая и усложняя стратегии взаимодействия. Аутентичность обусловлена качественным обменом системы человек и социальная среда, но в то же время является условием открытости и гибкости границ обеих систем. Выраженная через социальное взаимодействие аутентичность, определяется экзистенциальным выбором как средством самоидентификации и принятия некоторого порядка существования, в том числе и социально-нормативного. Взгляд на аутентичность, как на феномен этического содержания, который способствует установлению оптимального взаимодействия с «Другим», изложен в теоретических разработках Ж.- П. Сартра, под названием «Cahiers pour une morale», переведенных на английский язык Pellauer D с одноимённым названием «Notebooks for en Ethics», а также, фрагментов перевода С. Исаева «Тетради по морали». В перспективе Сартра экзистенциальный выбор определяет аутентичность поскольку становится следствием самоидентификации, идентификации в социальном сфере, а также признания Другого, в том числе как субъекта моральных отношений. Кроме этого в исследовании показано, что социальность личности которая определяется аутентичной установкой и позволяет уверенно и полноценно проживать настоящее и устремляться в будущее, которое возникает в настоящем, т.е. быть качеством психологической готовности удовлетворять системные потребности и осуществлять цели экзистенциального познания жизни.
Адорно Т. Жаргон подлинности. О немецкой идеологии. М.: Канон+, 2011. 190 с.
Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ в. М.: Московский рабочий, 1994. – 333 с.
Апресян Р.Г. Мораль и рациональность. М.: Институт философии, 1995. – 195 с.
Апресян О.В. Артемьева, А.В. Прокофьев. Феномен моральной императивности. Критические очерки. Р.Г.; Рос. Акад. наук, Ин-т философии. М.: ИФ РАН, 2018. – 196 с.
Афанасьевский В.Л. Тема Другого в философии Ж-П. Сартра. Альманах современной науки и образования. 2007. № 2. – 107 с.
Буланин Д. Сёрен Кьеркегор. Жизнь. Философия. Христианство / Сост. и пер. с англ. И. Басс. — СПб., 2004. – 243 с.
Бовуар С. Аллюзия любви. М.: Алгоритм, 2013. – 271 с.
Гайдукова Т.Т. Трагедия культуры и культура трагедии: Кьеркегор об иронии; Ницше. Трагедия культуры и культура трагедии. СПб.: Алетейя, 1995. – 113 с.
Гегель Г. В. Ф. Система наук., пер. с нем. Ю. Шпет; коммент. Ю. Р. Селиванова. М. Ч. 1 : Феноменология духа: Академический проект, 2008.- 767 с
Долгов К.М. От Киркегора до Камю. М.: Искусство, 1991. – 397 с.
Долгов К. М. Эстетика Жана-Поля Сартра. М.: Знание, 1990. – 290 с.
Зенкин С. Сартр и сакральное // Новое литературное обозрение. 2005. № 76, – 25-57 с.
Камю А. Рассказы и эссе: Посторонний, Чума, Падение. // пер. с фр. Н. Галь, М.: Радуга, 1988. – 463 с.
Кант И. Критика чистого разума., пер. с нем. Н. О. Лосского, М.: Наука, 1999. – 655 с
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!