Аутентичность и основание экзистенциального выбора

Шпеннглер Любовь Станиславовна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Работа посвящена анализу понятия «аутентичность» как феномена на основе интеграции трех концептуальных подходов, для конкретизации его теоретической модели. Кроме этого в рамках данной работы была поставлена цель: изучить этическое содержание концепта «аутентичность» в связи с проблемой экзистенциального выбора. Использование методологических подходов в аналитической работе над понятийным содержанием концепта, а также синтез разрозненных аспектов подлинности обозначенных философами – экзистенциалистами в литературном пространстве способствовали обогащению понятия и установлению ключевых линий концептуальной преемственности. Произведена попытка осмысления аутентичности через анализ “Тетрадей по Морали” Ж.-П. Сартра в переведенных на английский язык.

Оскар Уайльд сказал: «Будь собой. Все остальные роли уже заняты». Но будучи самим собой или становясь им, возникает целый ряд сложных философских вопросов. Эти вопросы активно обсуждались в течение прошлых веков под знаменем поиска подлинности и соответствующего образа жизни.
В самом общем смысле, аутентичность означает, субъект или объект олицетворяющий «верность» или определяющийся «оригиналом», «бесспорным в своем происхождении или авторстве». (С. Варга и Ч. Гуиньон)
Одной из нитей, плетущих ткань дискурса самости, аутентичность представляется чем-то положительным, что должно быть реализовано с позиции верности самому себе, в частности, подлинной, оригинальной или бесспорной самости.
Актуальность работы исходит из самого определения аутентичности как самости поскольку то, кем «Я» (действительно) являюсь часто используется в качестве содержания аутентичности. Из этого следует трудность прямого описания того, что означает подлинная личность или образ жизни. Вместо этого подлинность концептуализируется как критика против недостоверного образа жизни, который воспринимается неправдивым и ложным (Ч. Гуиньон, Ж.-П. Сартр). В отличие от такой неподлинной жизни, как уже говорилось, аутентичность подразумевает оригинальность, правдивость, и достоверность, что предполагает развитие определённого качества жизни, который формируется индивидуально и во «внутреннем пространстве», а не предписывается социальной позицией, традицией или соглашением. Людей можно назвать подлинными, когда они не только создали и реализуют свой «стиль» жизни, но и несут за него ответственность. В этом смысле подлинность тесно пересекается со свободой как автономией и напрямую зависит от нее. Формулы «быть верным самому себе» или «становиться тем, кем ты есть» становятся актуальными для многих, живущих в эпоху отчужденности и деперсонализации. Однако, помимо этого, дополнительные проблемы с подлинностью возникают, если мы пытаемся понять, что лежит в основе морального идеала подлинной жизни? Что следует понимать «истинным» или «подлинным» я? Где можно найти аутентичную личность? Это сущность или явление опосредованное возможностью быть свободным и способностью выбирать? Ее нужно открыть в себе, или оно создается на протяжении всей жизни? Как другие могут распознать, какое внешнее выражение будет подлинным, а какое нет? Как можем достоверно знать себя? Если подлинное я включает в себя негативные качества, с которыми не хочется ассоциироваться, то как такое истинное «я», если оно существует, относится к внешнему социальному миру, реализуя эти качества?
Поскольку решающим фактором в развитии представления о подлинности было то, что она возникла вместе с отчетливой концепцией самости, подобное направление интерпретации демонстрирует решающие параллели с традицией «религиозного индивидуализма», которая сосредотачивает религиозную жизнь на личности и подчеркивает важность интроспективного изучения внутренних мотивов, намерений. Так как понимание подлинности связано с субъектом и его «внутренним пространством», аутентичность как некоторое качество обнаруживается через возможность выбирать, в то время как выбор тесно связан с понятием свободы и автономии. Во многом идея автономии проложила путь развития идеи подлинности. Однако подлинность выходит за рамки автономии, поскольку чувства и глубочайшие желания человека могут перевешивать результаты рационального анализа при принятии решений, а также готовность погрузиться в господствующие нормы и даже разделить общественные ценности. Подлинность становится неявно критической концепцией, ставя под сомнение правящий общественный порядок и общественное мнение. Кроме этого, актуальность работы обусловлена критическим положением, выражающим беспокойство о жизнеспособности подлинности, где сосредоточенность субъекта на собственной мировоззренческо-чувственной позиции может порождать эгоцентричную озабоченность собой, которая является антисоциальной и разрушительной для альтруизма и сострадания к другим. Однако можно утверждать, что это становится проблемой только в том случае, если человек считает подлинность исключительно субъективным мироощущением. Таким образом, столкновение между моралью, общественной жизнью и подлинностью будет происходить, если «подлинное» Я считается фундаментально склонным к антиобщественному поведению. Другой вопрос: возможна ли подлинность как объективный критерий и способна ли обладать моральным содержанием или нормативным содержанием вне рациональных обоснований?
Вопрос на ответ кроется в понимании природы человека, например, как Ницше и Фрейд, подвергли сомнению позитивную сущность человеческой природы. В терминах данной герменевтики человеческая природа начинает восприниматься как сосредоточие агрессии, беспорядка и неразумности и тогда этическое содержание концепта подлинности невозможно.
Также существует серьезная озабоченность не по поводу оптимистического взгляда на человеческую природу, а по поводу самой концепции самости, лежащей в основе идеи подлинности. Так существует утверждение, что дихотомии, на которых основывалась аутентичность – соответствие против автономии, личность против общества или внутренние мотивации действий против любых другой направленностей мотиваций были ошибочными. И исходящее из них содержание аутентичности, а также стремление к подлинности невозможно, так как влечет за собой потерю связи с сообществом.
В заключительной части «Слова и вещи» Фуко утверждал, что в современном обществе наблюдается кризис не только подлинности, но и всей идеи субъекта, что «человек исчезнет, как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке». Если мы являемся самостоятельными существами, которые сами выстраивают себя от одного момента к другому, то представляется, что термин «подлинность» может относиться только к тому, что кажется правильным в определенный момент. Сама идея аутентичного как того, что что-то является «оригинальным», «достоверным», «искренним» и т.д. теперь кажется сомнительной. Все обозначенные выше основания определили актуальность темы исследования «Аутентичность и основание экзистенциального выбора»
Цель исследования: Изучение этического содержания концепта «аутентичность» в связи с проблемой экзистенциального выбора.
Задачи:
Определить границы понятия аутентичность и содержательные пределы;
Вскрыть специфику концепта аутентичности в философской системе Кьеркегора, Хайдеггера и Сартра;
Построение новой модели аутентичности через анализ «Заметок по Этике» Ж.- П. Сартра;
Определить и обосновать возможности экзистенциального выбора в качестве условия аутентичности.
Объект исследования: Концепт аутентичности в работах основных представителей экзистенциализма.
Предмет исследования: Экзистенциальный выбор как условие этического содержания концепта аутентичность.
Методы: Принцип объективности, позволяющий избежать искажения идей, сложившихся в условиях иной культуры; системный подход, в соответствии с которым аутентичность рассматривается во взаимосвязи и преемственности компонентов и служит обогащением содержания понятия; аксиологический подход, позволяющий раскрыть гуманистический характер и этический аспект содержания аутентичности.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили следующие концептуальные подходы рассмотрения понятия аутентичность:
– Подход, в рамках которого аутентичность является строго этическим концептом. Изучением этого подхода занимались Ферара , Триллинг, Тейлор, Варга. Тейлор утверждает, что подлинность – это «напряженный моральный опыт, который фундирует искренность. Подлинность требовательная концепция, ведь самость и то в чем она состоит и чем выражается, составляет предмет истины». Различия, однако, не просто количественное. Подлинность не является «моральным авторитетом», поскольку задавать стандарты нормативности, противоречит самой ее природе. Хотя этот термин происходит от auctoritas, власть к активности направленная ​​на себя. Эта власть определяется как свобода создания подлинности через строгое соответствие социальным требованиям о значении того, что значит быть человеком. В рамках этого подхода, был произведен анализ произведений С. Кьеркегора, который позволил выявить подлинность как искренность и верность, в которой страстное принятие подлинной религиозной жизни и искреннего побуждение к действию жить, соответствует авторитету веры и выполняет все его требования.
– Подход, в рамках которого аутентичность является индивидуальной ориентацией в мире субъективного значения ценностей.
Считает человека особым природным существом, наделенным психологическими потребностями познания, как пути понимания «себя в мире» и «мира в себе», позволяет определять новые направления в изучении себя и прогнозировать возможности становления в проекте самости. С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, В. Франкл, Э. Фромм и т.д.
– Подход к изучению аутентичности, в рамках которого обнаруживается его социальная природа. Направление интерпретации аутентичности, которое считает связь человека и общества источником подлинности – Л. Белл, Ч. Гуиньон, М. Хайдеггер Ж.-П. Сартр и т.д.
Источники и литература:
Для описания концепта аутентичности, его анализа, а также обозначения линии демаркации между содержательной интерпретацией концепта были использованы работы следующих авторов:
Л. Триллинг, А. Блум, А. Феррара, М. Фуко, Ч. Гуиньон, Ч. Тейлор, Я. Голомб
За основу были взяты работы: С. Кьеркегора «Страх и Трепет», М. Хайдеггера «Бытие и Время» и «Тетради по морали» Ж-П. Сартра в переводе С. Исаева, и Pellauer D., с одноимённым названием Notebooks for an Ethics // The University of Chicago Press – Chicago and London, 1983
Для описания этических направлений интерпретации аутентичности и ее критики, а также обоснование ее в качестве теоретической основы экзистенциального выбора были использованы работы следующих авторов:
С. Варга, Б. Уильямс, Я. Голомб, М. Хайдеггер, С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, А. Камю, А. Макентайер
Для построения новой модели аутентичности и вариантов ее социальной жизнеспособности были использованы работы следующих авторов:
Ж.-П. Сартр, С. Исаев, Л. Белл, Д. Андерсон,
Для анализа различных подходов к принятию решения предваряющих процедуру выбора и рефлексивного обоснования решения с позиции возможности приближения к некоторой «подлинности», а также утверждения о том, что экзистенциальный выбор является условием обоснования предпочтений были использованы работы следующих авторов:
С. Варга, Л. Триллинг, И. Ялом, Э. Фромм, В. Франкл, М. Циммерман, Р. Мэй, А. Маслоу

В исследовании была поставлена следующая цель: изучить этическое содержание концепта «аутентичность» в связи с проблемой экзистенциального выбора. Использование методологических подходов в аналитической работе над понятийным содержанием концепта, а также синтез разрозненных аспектов подлинности обозначенных философами – экзистенциалистами в литературном пространстве способствовали достижению цели путем объединения совокупности смысловых элементов понятия. Анализ понятия «аутентичность» как феномена на основе интеграции трех концептуальных подходов, позволил рассмотреть его во всей полноте и многомерности и конкретизировать его теоретическую модель.
Проведенная аналитико-герменевтическая работа позволила по новому раскрыть и переосмыслить содержание понятия аутентичность в этическом аспекте и обозначить пути теоретических разработок в направлении социальной реализации. Теоретический анализ концепций аутентичности показал, что в современной науке понятие аутентичность трактуется весьма широко, что способствует понятийной неопределенности и сложности серьезного изучения его как феномена. Описание аутентичности как качества самости носят этический, характер, и этот вывод позволяет понять его социальную природу и выделить значимые признаки. Важным структурным элементом аутентичности личности как качества самости и возможности самоосуществления, является способность к принятию экзистенциальных решений, обусловливающих воспроизведение более точного образа Я за счет наделения актуальным смыслом ценностей и трансцедентальному отождествлению с ними. Таким образом, особенностями аутентичной установки личности, становится реорганизация смысловой сферы личности, актуализирующиейся в ситуации экзистенциального выбора, т.е во взаимодействии системы «человек» – актуальная среда. В этой связи аутентичность к коррелирует с открытой направленностью личности на самоусовершенствование, ее этический аспект, определяясь как «подлинность», которая обеспечивает развитие индивидуальности и оптимизация своего существования. Этический элемент аутентичности позволяет развиваться личности, обогащая и усложняя стратегии взаимодействия. Аутентичность обусловлена качественным обменом системы человек и социальная среда, но в то же время является условием открытости и гибкости границ обеих систем. Выраженная через социальное взаимодействие аутентичность, определяется экзистенциальным выбором как средством самоидентификации и принятия некоторого порядка существования, в том числе и социально-нормативного. Взгляд на аутентичность, как на феномен этического содержания, который способствует установлению оптимального взаимодействия с «Другим», изложен в теоретических разработках Ж.- П. Сартра, под названием «Cahiers pour une morale», переведенных на английский язык Pellauer D с одноимённым названием «Notebooks for en Ethics», а также, фрагментов перевода С. Исаева «Тетради по морали». В перспективе Сартра экзистенциальный выбор определяет аутентичность поскольку становится следствием самоидентификации, идентификации в социальном сфере, а также признания Другого, в том числе как субъекта моральных отношений. Кроме этого в исследовании показано, что социальность личности которая определяется аутентичной установкой и позволяет уверенно и полноценно проживать настоящее и устремляться в будущее, которое возникает в настоящем, т.е. быть качеством психологической готовности удовлетворять системные потребности и осуществлять цели экзистенциального познания жизни.

Адорно Т. Жаргон подлинности. О немецкой идеологии. М.: Канон+, 2011. 190 с.
Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ в. М.: Московский рабочий, 1994. – 333 с.
Апресян Р.Г. Мораль и рациональность. М.: Институт философии, 1995. – 195 с.
Апресян О.В. Артемьева, А.В. Прокофьев. Феномен моральной императивности. Критические очерки. Р.Г.; Рос. Акад. наук, Ин-т философии. М.: ИФ РАН, 2018. – 196 с.
Афанасьевский В.Л. Тема Другого в философии Ж-П. Сартра. Альманах современной науки и образования. 2007. № 2. – 107 с.
Буланин Д. Сёрен Кьеркегор. Жизнь. Философия. Христианство / Сост. и пер. с англ. И. Басс. — СПб., 2004. – 243 с.
Бовуар С. Аллюзия любви. М.: Алгоритм, 2013. – 271 с.
Гайдукова Т.Т. Трагедия культуры и культура трагедии: Кьеркегор об иронии; Ницше. Трагедия культуры и культура трагедии. СПб.: Алетейя, 1995. – 113 с.
Гегель Г. В. Ф. Система наук., пер. с нем. Ю. Шпет; коммент. Ю. Р. Селиванова. М. Ч. 1 : Феноменология духа: Академический проект, 2008.- 767 с
Долгов К.М. От Киркегора до Камю. М.: Искусство, 1991. – 397 с.
Долгов К. М. Эстетика Жана-Поля Сартра. М.: Знание, 1990. – 290 с.
Зенкин С. Сартр и сакральное // Новое литературное обозрение. 2005. № 76, – 25-57 с.
Камю А. Рассказы и эссе: Посторонний, Чума, Падение. // пер. с фр. Н. Галь, М.: Радуга, 1988. – 463 с.
Кант И. Критика чистого разума., пер. с нем. Н. О. Лосского, М.: Наука, 1999. – 655 с

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    История античной философии в российских журналах XIX века
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Время после холокоста: как работает нарратив памяти
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Трансформация гуманизма в пространстве постмодерна
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Философия политики и права Фихте
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет