Автостереотип о русском характере
Работа посвящена классификации и анализу собранных из современных русскоязычных речевых продуктов автостереотипных высказываний о русском характере. Выделены следующие автостереотипы: «патриотизм», «настойчивость», «щедрость», «нигилизм», «коллективизм», «принадлежность одновременно западному и восточному миру», «разбитость, разрушение/разруха», «агрессивность» (нацизм, империализм), «пассивность», «нетерпимость», «пьянство», «безразличие», «грусть», «неосмотрительность», «лицемерие».
Установлено, что стереотип всегда находится в процессе развития и изменения; представление людей о русском характере сильно зависит от социальных, культурных, политических и других характеристик периода существования нации. При этом для большинства положительных автостереотипов характерна стабильность, а другие автостереотипы об основах русского характера, например «нигилизм», «коллективизм», могут с течением времени измениться в связи с глубинными изменениями в жизни и культуре общества.
Результаты работы могут использоваться в процессе преподавания русского языка как иностранного, в теоретических курсах в рамках дисциплин, посвященных лингвострановедению и лингвокультурологии, а также в практической межкультурной коммуникации.
В современной филологии языковой стереотип представляется составной частью языковой картины мира, стереотипы отражают специфическую для соответствующего сообщества интерпретацию окружающего мира. «С точки зрения лингвистики стереотипы можно исследовать и описывать как устойчивые, повторяющиеся, а не возникающие случайно сообщения, которые закрепляются в коллективной памяти на уровне конкретики, соответствующей лексемам» [Бартминьский 2009: 13]. В лингвистических исследованиях выделяется «языковой стереотип» (предусматривает семантическую стереотипизацию, которая ярко выражена в паремиях, идиомах, фразеологизмах, крылатых выражениях, языковых штампах) и стереотип в более широком понимании (именно это широкое понимание стереотипа принято в данной работе).
Мы берем за рабочее определение такую дефиницию: «стереотип – устойчивый фрагмент картины мира, существующий в массовом сознании. Это определенный образ представления, ментальная ―картинка, определенное постоянное, минимизировано-инвариантное, обусловленное национально-культурной спецификой представление о предмете или ситуации» [Красных 2002: 178].
Стереотипы рассматриваются как важные инструменты познавательного человеческого процесса, они обеспечивают одно из главных стремлений человека – к стандартизации, емкости, высокому обобщению.
Важно отметить, что выделяются авто- и гетеростереотипы. Первые отражают мнения, суждения, оценки представителей этноса о наиболее характерных чертах и качествах своего собственного народа. Гетеростереотипы – оценочные суждений о народах, формируемые представителями других народов [Грушевицкая 2002: 302].
Вместе с тем «стереотип подвержен динамике в изменяющихся условиях среды, но в результате многократного функционирования он все более и более закрепляется и становится трудноизменяемым» [Щекотихина 2008: 76]. Поэтому изучение того, какие именно стереотипы о России, о русском характере транслируются в современных популярных среди активного поколения текстах, – актуально и полезно.
Изучение этнических стереотипов – достаточно часто встречающаяся исследовательская задача (Е. Бартминьский , Л.П. Крысин, В.А. Плунгян, Е. Ноженко и др.), и это закономерно. «У каждой страны есть свой набор стереотипов, который возникает в голове человека, как только он слышит название этой страны<...>в большинстве случаев данные представления или давно устарели и изжили себя, или вообще использовались лишь в различных телепередачах, что в дальнейшем и привело к ассоциации с соответствующей страной» [Александрова 2019: 117]. При этом некоторые страны – среди них Россия и Китай, по разным причинам показывают себя миру как будто надевая маску, показываемое лицо не полностью соответствует их настоящей культуре. Например, «в этнический автостереотип русских входят такие характеристики, как беспечность, гостеприимство, доброжелательность, доброта, душевность, лень, общительность, отзывчивость, открытость, простота, пьянство, терпимость, трудолюбие, честность, отсутствие культуры, наглость, высокомерие, болтливость» [Голикова 2005: 19]. Предпринимаемое нами исследование представляется важным также и потому, что усваиваемые в процессе социализации автостереотипы способствуют формированию у молодых людей понятий хорошо/плохо и задают ориентиры в межличностном взаимодействии. Изучение национальных стереотипов является ключом к пониманию характеров народов, а также важным материалом для изучения проблем существования национальных характеров, общественного мнения, которые сложно поддаются прямому изучению [Павловская 1998]. «Различные трактовки стереотипа отражают разные стороны одного явления: физиологический базис, социальную и психологическую обусловленность, поведенческую и вербальную реализацию. Для того чтобы привести все это многообразие в некую систему, требуется комплексное, многопараметрическое описание категории стереотипности, выявляющее наиболее полный ее состав, характер отношений между ее объектами, их интегративные и дистинктивные свойства» [Щекотихина 2008: 78]. Хотя, по мнению Л. И. Гришаевой и Л. В. Цуриковой, стереотипы могут быть не только позитивными и негативными, но и нейтральными [Гришаева, Цурикова 2007], представляется важным тщательно анализировать стереотипы и выделить причины их возникновения, определить их связь с эмоциональной оценкой. Всем вышесказанным определяется актуальность исследования.
В результате проведенного исследования мы предполагаем обрести новое, чёткое и ясное впечатление о том, какова презентация современными русскими авторами стереотипов о русском характере, что станет возможным только после пристального изучения функционирования этих стереотипов в речевой коммуникации. «Средствами лингвокогнитивного анализа стереотипов можно выявить идеологическую направленность общества, (вос)производящего дискурс. Более того, исходя из положения, что наиболее фундаментальные представления человечества хранятся в языке дольше всего, можно сделать вывод, что наиболее старые стереотипы являются наиболее предпочтительным для общества образом мыслей. Вероятно, такой анализ может хотя бы частично дать ответ на вопрос о “духе народа”» [Орлова 2012: 106]. Текст является средством объективации стереотипов и одной из наиболее удобных форм для их исследования, о чем говорят многие (например, см.[Ноженко 2006]), но тексты не так часто становятся материалом для выявления и анализа стереотипов.
Объектом исследования являются лексические единицы, высказывания и суждения, благодаря которым автор сообщает реципиенту определенную информацию (концептуальную, образную или иного типа), в результате чего в сознании реципиента формируется или подтверждается стереотип о русском характере.
В качестве предмета исследования выступают механизмы и факторы стереотипизации, которые приводят к проявлению в исследуемых речевых продуктах стереотипов о русском характере.
Цель исследования заключается в выявлении и анализе значимых автостереотипов о русском характере, функционирующих в современных популярных речевых продуктах.
Задачи исследования:
описать теоретическую базу, необходимую для исследования лингвокультурологического стереотипа
определить алгоритм выделения стереотипа из фрагмента текста
отобрать нужные материалы, выделить из них стереотипы о русском характере
классифицировать стереотипы (с точки зрения выраженной автором оценки)
дать прогноз развития автостереотипов о русском характере.
Научная новизна определяется выбранным методом выявления и анализа стереотипов и, соответственно, возможностью выявить актуальные для молодого поколения автостереотипы.
Материал исследования представляет собой лексические единицы (данные опроса и сетевого словаря), а также высказывания из разных современных речевых продуктов.
Актуальный, пользующийся популярностью речевой продукт всегда представляет собой важный материал для осознания разных концепций и выявления тех или иных феноменов. В силу интенсивного развития технологии интернета, «в условиях “власти информации” изменился характер взаимодействия с сообщением. Важным стало не столько владение определенной информацией, сколько скорость ее получения» (Зубкова 2012, 68). Теперь люди все чаще получают информацию через сетевой речевой продукт (например, видеоблог, социальная сеть, и т.д.). В этих продуктах важной частью является не только доступная и развлекательная информация, но также повышается с каждым годом количество строгой и научной информации. По сравнению с традиционными путями получения знания (например, чтение книг, очное обучение и т.д.), эти современные подходы приобретают очевидную специфику. В частности, для нас важно, что они показывают пользователям комплексные знания привлекательным и непосредственным образом.
С другой стороны, язык раскрывает определенные черты национального характера. «Каждый язык вбирает в себя нечто от конкретного своеобразия своей нации и, в свою очередь, действует на нее в том же направлении» [Гумбольдт 1985: 166]. Некий опыт определенной нации накапливается и находит свое отражение в языке («…культура – один из внеязыковых миров, концептуализируемых языком и обретающих в его формах свое знаковое бытие» [Телия 2004: 21]). Важно также и то, что если человек в первый раз знакомится с новой для него нацией или культурой, то именно современная форма представления информации оказывается предпочтительной.
Методы исследования: метод частичной выборки материала из современных речевых продуктов; метод свободного ассоциативного эксперимента, метод компонентного анализа; метод лингвокультурологического анализа и комментирования; метод семантического поля; методы лексико-грамматического и стилистического анализа.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что в речевых продуктах популярных сетевых авторов и деятелей поп-культуры, представляющих свою точку зрения на события русской истории и современности, на важные для русской культуры феномены, отражаются современные стереотипы о русском характере; эти стереотипы вербализованы и потому могут быть лингвистически осмыслены.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней выявлены актуальные для современного молодого россиянина стереотипы, предложены критерии для того, чтобы характеризовать ту или иную речевую продукцию как стереотип.
Практическая значимость. Данные, полученные в ходе исследования, можно использовать в курсе практического русского языка и в теоретических курсах в рамках лингвострановедения и лингвокультурологии, а также в практической межкультурной коммуникации.
На защиту выносятся следующие положения.
В современной филологии языковой стереотип представляется составной частью языковой картины мира, стереотипы отражают специфическую для соответствующего сообщества интерпретацию окружающего мира.
Когда человек общается с людьми из других стран или других наций, этнические стереотипы могут приводить к нежелательному несогласию, и даже конфликту. Надо заметить, что в современном мире, по мере развития информационной технологии, сообщение и обсуждение между странами становятся все более частыми. Некоторые незначительные отклонения могут быть увеличены, передача информации может быть искажено при быстром обмене информацией. Это серьезно затрудняет общение и сотрудничество между цивилизациями. Вышеупомянутые проблемы становятся более заметными в век информации, чем были раньше.
В настоящее время, в силу распространения интернета как средства коммуникации, стереотип создается очень быстро, и поддерживается многими ресурсами. Это часто приводит к нежелательному для участников коммуникации результату. Некоторые страны – среди них Россия и Китай, по разным причинам показывают себя миру как будто надевая маску, показываемое лицо не полностью соответствует их настоящей культуре, например, в Китае очень много людей еще считают, что Россия – социалистическое государство. Это смешные высказывания, но все-таки они показывают то, что на людей влияют несовременные, либо полностью неправильные стереотипы, потому исправить эти ошибочные стереотипы – чрезвычайно важно.
В исследовании стереотипа важно отметить, что такое «автостереотип»: автостереотип на самом деле представляет собой базу для показа характера и культуры некоей нации другим нациям. Потому что автостереотип отражает самосознание некоей нации, и это определяет метод показа своей национальной черты другим народам. Поскольку перед тем, как решать проблему исправления неправильных стереотипов (например, китайские стереотипы о русском характере), мы должны понимать, какие у русских сегодня существуют автостереотипы.
Встает вопрос о том, что может быть доказательным и актуальным материалом для подобного исследования. Речевой продукт давно сопровождает развитие человеческой цивилизации. В античном времени единственный «сохраняемый» речевой продукт – это письменный текст, современные люди могут получить древнюю информацию только благодаря ему. С течением времени у нас появились аудиозапись и фотография, потом видео и даже трансляция. Теперь у нас много путей для получения и обмена информацией – кино, телевидение, интернет, радио…. И если мы хотим, мы можем стать создателем речевых продуктов в любое время, и для неопределенно широкой аудитории. В современном обществе нам уже не надо активно искать информацию, потому что информация окружает нас, и получать ее, и создавать ее для нас не представляет трудности.
Такая атмосфера создает очень хорошее условие для появления, оттачивания и воспроизводства стереотипа, ведь стереотипизация нуждается в массовой базе.
За два года исследования мы тщательно отбирали речевые продукты, содержащие автостеротипы о русском характере, внимательно рассматривали их и анализировали отраженные в языковых единицах стереотипы.
Был установлен критерий классификации собранных высказываний с автостереотипными впечатлениями, выделены и обобщены из них настоящие автостереотипы и спрогнозировано их будущее развитие. Рабочим алгоритмом исследования стали следующие действия:
1. Подтверждение массовой базы собранных материалов;
2. Выделение слов и выражений, вербализующих автостереотипы, из отобранных речевых продуктов;
3. Выявление ассоциаций каждого выделенного слова с помощью проекта «Сеть словесных ассоциаций» (https://wordassociations.net/ru/);
4. Выяснение экспрессивно-эмоциональной окраски («положительные», «нейтральные» и «отрицательные») каждого слова-ассоциации по значению слова.
5. Отнесение выделенных слов в одну из групп: «положительные», «нейтральные» и «отрицательные»;
6. Обобщение номинаций автостереотипов.
Было выбрано пять видов источников информации – сетевой словарь, опрос, видеоблог, персональный блог и популярная песня. Из этих материалов мы выявили 21 автостереотип. Каждый из речевых продуктов, в которых проявляется стереотип, получил массовое одобрение читателей или зрителей, поэтому можно считать, что это этнические стереотипы, а не индивидуальные.
Кроме того, были спрогнозированы направления развития рассмотренных автостереотипов.
Наше исследование позволяет сделать такие общие выводы:
1. Стереотип всегда находится в процессе развития и изменения; представление людей о русском характере сильно зависит от социальных, культурных, политических и других характеристик периода существования нации.
2. Традиционные положительные автостереотипы о русском характере «патриотизм», «настойчивость» и им подобные, скорее всего, не будут изменяться с течением времени.
3. Автостереотипы о базовых основах русского характера, например «нигилизм», «коллективизм», могут измениться, но это требуют очень длительного времени и глубинных изменений в жизни и культуре общества.
4. Некоторые автостереотипы о русском характере, например «склонность к пьянству», трудно анализировать с точки зрения их развития в будущем, дело в том, что они связанны со ситуацией жизни народа.
Актуальные автостереотипы о русском характере должны учитываться в практике преподавания РКИ, и также в международном общении. Результаты нашего исследования, как мы надеемся, помогут избегать устаревших впечатлений о России и о носителях русского языкового сознания.
Исследование может быть продолжено: тщательный анализ других современных речевых продуктов может привести к относительно полному стереотипному автопортрету.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!