Безличные предложения в современном научном тексте: функционально-семантический аспект

Цюй Юнсинь
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Работа посвящена функционально-семантическому анализу безличных предложений в современном научном тексте. В данной работе обсуждаются сущность, история изучения, грамматическая структура и лексико-семантическая природа безличных предложений. Целью работы является описание особенностей употребления безличных предложений в современном научном тексте. В процессе функционально-семантического анализа безличных предложений в данной работе разработана классификация безличных предложений в современном научном тексте, обобщены характеристики употребления безличных предложений в современном тексте.
Выявленные особенности семантики и функционирования данных предложений могут использоваться в преподавании русского языка как иностранного.

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………….. 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕЗЛИЧНЫХ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ ………………………………………………………………………………………….. 9
1.1. Безличные предложения. К определению понятия безличных
предложения. ………………………………………………………………………………………………… 9
1.2. История изучения ………………………………………………………………………….. 20
1.2.1. Безличные предложения в трудах русских учёных ………………… 20
1.2.2. Безличные предложения в китайской лингвистике………………… 29
1.3. Грамматическая структура безличных предложений ………………………. 33
1.4. Лексико-семантическая природа безличных предложений ……………… 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I ………………………………………………………………………………. 46
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМАНТИКИ И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЕЗЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ
НАУЧНОМ ТЕКСТЕ (ЛИНГВИСТИКА, ПСИХОЛОГИЯ, АРХИТЕКТУРА) .. 48
2.1. Характеристика и классификация материала ………………………………….. 48
2.2. Структура и семантика безличных предложений…………………………….. 50
2.2.1. Безличные простые предложения …………………………………………. 50
2.2.1.1. С модальными словами ………………………………………………. 50
2.2.1.2. С глаголами ……………………………………………………………….. 55
2.2.1.3. С предикативными наречиями ……………………………………. 60
2.2.1.4. С отрицательной предикативной конструкцией …………… 66
2.2.2. Безличные сложные предложения ………………………………………… 67
2.2.2.1. С модальными словами ………………………………………………. 67
2.2.2.2. С глаголами ……………………………………………………………….. 72
2.2.2.3. С предикативными наречиями ……………………………………. 76
2.3. Сравнение безличных простых и сложных предложений …………. 78
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II ……………………………………………………………………………… 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………… 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………………………. 84
СПИСОК СЛОВАРЕЙ ………………………………………………………………………………… 87
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ …………………………………………………………………………… 88
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………………… 93

В современном русском языке безличные предложения являются основным
средством выражения безличности, и они находятся в центре внимания
лингвистических исследований. До настоящего времени исследование безличных
предложений в лингвистике является одной из актуальных тем.
Предпринятое исследование посвящено изучению безличных предложений
в русском языке. Исследование безличных предложений в русском языке имеет
свою историю. Долгое время в России греческий и римский языки оказывали
глубокое влияние на развитие системы церковнославянского языка, а также на
развитие русской грамматики. Серьёзный научный анализ грамматических
явлений системы русского языка впервые находим у Михаила Васильевича
Ломоносова. С этого времени появляется много русских лингвистов, изучавших
безличные предложения как синтаксические конструкции или глаголы, лежащие в
основе этих предложений: Мелетий Смотрицкий, Александр Христофорович
Востоков, Фёдор Иванович Буслаев, Александр Афанасьевич Потебня, Дмитрий
Николаевич Овсянико-Куликовский, Александр Матвеевич Пешковский, Алексей
Александрович Шахматов, Тимофей Петрович Ломтев, Абрам Борисович Шапиро,
Пётр Саввич Кузнецов. Нам можно заметить, что безличные предложения
подробно исследованы во всех аспектах.
Актуальность темы исследования обусловлена в первую очередь тем, что
оно входит в проблематику одного из важнейших направлений лингвистических
исследований – функционально-семантического, то есть проводится на стыке
проявления семантики и изучения функций различных языковых единиц.
Безличные предложения играют важную роль в любом стиле речи современного
русского языка, поскольку их форма – указывать на неотчётливо воспринимаемые
причины. По этой причине обращение к безличным предложениям также
представляется актуальным, особенно в современном научном тексте, которое
обладает специфической особенностью лексических и синтаксических средств
выражения.
Описание общего и специфического в аспекте безличных предложений со
сказуемым – безличным глаголом и теоретического осмысления их в аспекте
проблемы взаимосвязи семантики и функции будет способствовать более
глубокому пониманию и точному использованию формальных и смысловых
возможностей синтаксиса современного русского языка, что является актуальным
и важным при обучении русскому языку иностранных учащихся. Необходимость
такого исследования тем более увеличивается, если речь идёт о таких разных
языках, как русский и китайский.
Выбор безличных предложений в качестве материала исследования
обусловлен также сложностями, возникающими у китайских студентов при
освоении, понимании и практическом использовании безличных предложений
русского языка.
Цель работы – описание особенностей употребления безличных
предложений в современном научном тексте.
Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:
1. описать теоретическую базу исследования;
2. отобрать единицы – безличные предложения;
3. классифицировать отобранные единицы по типам структуре;
4. провести семантический анализ особенностей выделенных единиц.
5. провести функциональный анализ особенностей выделенных единиц;
Объект – безличные предложения в современном научном тексте.
Предмет исследования – функционально-семантические особенности
употребления безличных предложений в современном научном тексте.
Для реализации поставленных задач в диссертации использовались
следующие методы:
1. метод наблюдения;
2.методы сплошной и направленной выборки;
3. описательный метод;
4. метод теоретического описания;
5. метод контекстуального анализа;
6. сравнительно-сопоставительный метод;
7.метод синтаксического анализа предложений;
8. приём количественного метода.
Материалом исследования послужили безличные конструкции из
следующих журнал:
1. «Научный Диалог», 2020, №1;
2. «Психическая наука и образование», 2020, №1 и №2;
3. «Academia. Архитектура и строительство», 2020, №1
Научная новизна определяется общим содержанием работы, выполненной
в русле функционально-семантического направления. Исследование синтаксиса и
функционирования русских единиц в современном научном тексте позволяет
выявить функционально-семантическое своеобразие данного языковых средств
выражения безличности в русской синтаксисе.
Практическая значимость исследования заключается в возможности
использования результатов исследования непосредственно в практике
преподавания русского языка как иностранного, в теории и практике перевода, а
также в лекционных курсах по синтаксису и практических занятиях по русскому
языку.
Теоретическая значимость исследования обусловлена его актуальностью
и новизной, возможным использованием результатов исследования при
разработке новых возможностей методологии анализа безличных предложений
русского языка.
Гипотеза работы заключается в том, что структурно-семантический анализ
безличных предложений в современном научном тексте позволяет выявить
морфологические и функционально-семантические особенности безличных
предложений в современном русском языке.
Положения, выносимые на защиту:
1. Безличные предложения широко используются в современном научном
тексте. Наряду с этим в основном используются следующие виды безличных
предложений: 1) простые безличные предложения а) с модальными словами,
выражающие возможность, невозможность и долженствование; б) с глаголами; в)
с предикативными наречиями; г) с отрицательной предикативной конструкцией; 2)
безличные предложения а) с модальными словами; б) с глаголами; в) с
предикативными наречиями;
2. В большинстве случаев пользование безличных предложений имеет
аналогичную синтаксическую модель: N3 + предикат + Vинф (, что…). В
конкретном тексте имя существительное или местоимение служат в качестве
подлежащего, даже в тексте логическое подлежащее опускается;
3. Данные показывают, что среди различных безличных предложений
безличные предложения с модальными словами имеет самую высокую частоту
использования. Сравнительно говоря, безличные предложения с отрицательной
предикативной конструкцией имеют самую низкую частоту использования;
4. Когда автор использует безличные предложения с модальными словами,
автор часто высказывает намерение рекомендации или пожелание обратить
внимание на какую-либо информацию, основанную на результатах своего
исследования;
5. Когда автор использует безличные предложения с глаголами, намерение
автора состоит в том, чтобы показать или выделить определенную часть
содержания;
6. Когда автор использует безличные предложения с предикативными
наречиями, помимо выделения или демонстрации содержания, ещё есть очень
важная цель использования безличных предложений: автор даёт оценочное
понимание по содержанию предложения.
Апробация работы: Основные положения диссертации были представлены
в докладах на магистерском семинаре кафедры русского языка как иностранного
и методики его преподавания СПбГУ, XХVI международная научно-
методическая конференция памяти Надежды Тихоновны Свидинской «Проблемы
преподавания филологических дисциплин в новых образовательных условиях» –
секция 1 «Новые подходы к описанию русского языка как родного и как

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет