Бюджетное выравнивание как инструмент развития регионов в системе российского бюджетного федерализма

Мальцев Ярослав Андреевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Бюджетные отношения в Российской Федерации формировались в 1990-е годы, во времена политической и финансовой нестабильности с преобладанием центробежных сил в стране. Однако, спустя почти два десятилетия сохранились огромные диспропорции в региональном развитии и бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Диспропорции ставят граждан в неравное положение, что создаёт потенциал для социальных возмущений.
Существующая система бюджетного вырывания, действующая в рамках системы бюджетного федерализма, призвана сгладить диспропорции региональных бюджетов и регионального развития. Но сохраняющиеся, а главное, перманентно усугубляющиеся диспропорции указывают на необходимость качественной оценки эффективности существующей системы бюджетного выравнивания и модели бюджетного федерализма, а также выявления способов её совершенствования в интересах сбалансированного регионального развития и достижения высоко уровня национального благосостояния.
Исследование посвящено установлению именно количественных диспропорций бюджетной системы, которые осложняют равномерное развитие субъектов Российской Федерации. Это дает ясное представление о масштабах проблемы и вариантах её решения в дополнение к существующим государственным программам, планам и стратегиям связанных с политикой развития регионов.
Результаты работы: на основе фундаментальных положений теории бюджетного федерализма, разработаны авторские сценарии совершенствования распределения бюджетных доходов (бюджетного выравнивания) регионов исходя из их потребностей, через частичную или полную передачу налога на прибыль в федерльный бюджет и увеличения на эту сумму дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, что является дополнением к существующим концепциям.
Создание и поддержание хорошего уровня бюджетной обеспеченности большинства регионов будет способствовать равномерному развитию всей территории Российской Федерации, так как региональные власти получат необходимые ресурсы для социально-экономического развития, а также сделает возможным синергетический эффект роста экономики, укрепит территориальную целостность государства, и даст большему числу граждан раскрыть собственный человеческий потенциал.

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА И
БЮДЖЕТНОГО ВЫРАВНИВАНИЯ …………………………………………………………………………………. 6
1.1. Понятие бюджетного федерализма………………………………………………………………………………. 6
1.2. Методы вертикального и горизонтального бюджетного выравнивания в контексте
регионального развития …………………………………………………………………………………………………… 17
1.3. Влияние типа модели бюджетного федерализма на региональное экономическое развитие
……………………………………………………………………………………………………………………………………….. 24
Выводы …………………………………………………………………………………………………………………………… 31
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
СЛОЖИВШЕЙСЯ СИСТЕМЕ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА …………………………………… 33
2.1. Специфика российского бюджетного федерализма…………………………………………………….. 33
2.2. Различия в бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации…………………. 42
2.3. Асимметрия регионального социально-экономического развития в России ………………… 57
Выводы …………………………………………………………………………………………………………………………… 73
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ВЫРАВНИВАНИЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ПОЗИЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ …………………………………………………………………………………………………. 75
3.1. Анализ результативности сложившейся системы бюджетного выравнивания относительно
социально-экономического развития ……………………………………………………………………………….. 75
3.2. Возможные направления оптимизации системы распределения бюджетных доходов
между субъектами Российской Федерации ………………………………………………………………………. 92
3.3. Сценарии бюджетного выравнивания ………………………………………………………………………. 101
Выводы …………………………………………………………………………………………………………………………. 108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………… 111
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………………………………….. 117
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………………………………….. 123
Приложение 1. Схема бюджетной системы Российской Федерации ………………………………… 123
Приложение 2. Показатели планового налогового потенциала и АВС группировка субъектов
Российской Федерации на 2019 год ………………………………………………………………………………… 124
Приложение 3. Условные обозначения субъектов Российской Федерации на схематических
картах ……………………………………………………………………………………………………………………………. 133

Актуальность темы выпускной квалификационной работы (далее – ВКР) обусловлена тем, что бюджетные отношения в Российской Федерации формировались в 1990-е годы, во времена политической и финансовой нестабильности с преобладанием центробежных сил в стране. Однако, спустя почти два десятилетия сохранились огромные диспропорции в региональном развитии и бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Диспропорции ставят граждан в неравное положение, что создаёт потенциал для социальных возмущений.
Существующая система бюджетного вырывания, действующая в рамках системы бюджетного федерализма, призвана сгладить диспропорции региональных бюджетов и регионального развития. Но сохраняющиеся, а главное, перманентно усугубляющиеся диспропорции указывают на необходимость качественной оценки эффективности существующей системы бюджетного выравнивания и модели бюджетного федерализма, а также выявления способов её совершенствования в интересах сбалансированного регионального развития и достижения высоко уровня национального благосостояния.
Поиск оптимального распределения бюджетных доходов и разграничения бюджетных полномочий между уровнями власти – это основная идея и проблема бюджетного федерализма. Существующая теория бюджетного федерализма концентрируется именно на установлении принципов построения бюджетных отношений. При этом, работы где имеется методика оценки диспропорции, которые бы указывали на актуальность тех или иных принципов, встречаются реже. Бюджетные отношения в России или в любой другой стране – это динамическая система, требующая постоянного анализа и совершенствования для достижения стратегических целей общества и государства.
Исследование ВКР посвящено установлению именно количественных диспропорций бюджетной системы, которые осложняют равномерное развитие субъектов Российской Федерации. Это дает ясное представление о масштабах проблемы и вариантах её решения в дополнение к существующим государственным программам, планам и стратегиям связанных с политикой развития регионов.
Дополнительно актуальность темы исследования возрастает из-за последствий распространения коронавирусной инфекции из Китая в 2020 году. В такой обстановке у региональных бюджетов резко возрастает потребность в дополнительных расходах, которые невозможны без помощи из федерального центра.
Объект исследования – механизмы распределения бюджетных доходов и расходов между федеральным центром и регионами России, и уровень социально-экономического развития последних.
3
4
Предмет исследования – совокупность теоретических положений бюджетного федерализма и практических проблем развития механизма бюджетного выравнивания в целях обеспечения устойчивого и равномерного развития всей территории Российской Федерации путем поддержания хорошей бюджетной обеспеченности регионов.
Цель работы – выработать оптимальный сценарий бюджетного выравнивания на основании анализа распределения налогового потенциала и дифференциации социально- экономического развития регионов с позиции теории бюджетного федерализма.
Достижение цели работы подразумевает решение следующих задач:
1. Раскрыть положения теории бюджетного федерализма и бюджетного выравнивания; 2. Выявить специфику российской системы бюджетного федерализма;
3. Оценить различия бюджетной обеспеченности и социально-экономического
развития регионов России;
4. Проанализировать результативность социально-экономического развития и
сложившейся системы бюджетного выравнивания;
5. Определить возможные направления оптимизации системы распределения
бюджетных доходов между субъектами Российской Федерации;
6. Разработать сценарии совершенствования бюджетного выравнивания и выбрать
оптимальный.
Гипотеза исследования – неравномерность распределения маломобильной налоговой
базы сопутствует неравномерности социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
Теоретическую основу работы составляют работы следующих иностранных фундаментальных исследователей в области бюджетного федерализма и смежных направлений: Р.А. Масгрейв, Ф.А. Хайек, У.Е. Оутс, Ч.М. Тибу, М.Л. Олсон, Б.Р. Вейнгаст, Й. Цань, Р. Коуз, Дж. Бьюкенен, С.А. Росс, О. Уильямсон, С. Гроссман, О. Харт, Дж. Стиглиц, Дж. Робертс, П.Р. Милгром, Б.С. Фрей, Р. Эйхенбергер, Б. Хольмстрём, Дж. Тироль, Х. Циммерманн, Дж. Хъюз С. Смит. А также российских исследователей: В. В. Бухарский, А.М. Лавров, Т.В. Грицюк, Г.А. Ковалева, Э.В. Пешина, А.А. Стрекалова, А.А. Соколова, Ю.В.Криворотько, А.А. Пугачев, В.В. Иванов, А.Е. Суглобов, Ю.И. Черкасова, Е.А. Качанова, Н.Ю. Коротина.
Масштаб исследования требует всестороннего изучения процессов, происходящих в системе бюджетных и социально-экономических отношений, что предполагает применение системного, аналитического и сценарного подходов. Применены методы системного анализа, статистические методы и методы эконометрического моделирования.

Информационную основу исследования составили данные Министерства финансов РФ, Федерального казначейства РФ, которые были задействованы в анализе состояния бюджетной системы. Сведения Федеральной службы государственной статистики РФ использовались для отражения социально-экономического развития регионов. Также были задействованы дополняющие данные Федерального министерства финансов Германии, Управления Конгресса США по бюджету, Национальной Ассоциации государственных бюджетных служащих (США) и Всемирного банка. Эти источники обладают высокой степенью достоверности.
Научная новизна работы состоит в том, что на основе фундаментальных положений теории бюджетного федерализма, разработаны авторские сценарии совершенствования распределения бюджетных доходов (бюджетного выравнивания) регионов исходя из их потребностей, через частичную или полную передачу налога на прибыль в федерльный бюджет и увеличения на эту сумму дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, что является дополнением к существующим концепциям.
Результаты работы могут быть полезными государственным служащим в сфере экономики и финансов, при выработке бюджетной политики и стратегий социально- экономической развития, а также студентам и аспирантам высших учебных заведений.
Отдельные положения работы были апробированы на Международной научно- практической конференции «Актуальные проблемы менеджмента: новые методы и технологии управления в регионах и организациях», посвященная 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки РСФСР, д.э.н., проф. СПбГУ Н.А. Моисеенко. А также на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2020».
Структура исследовательской работы включает в себя: введение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложения. Содержание основной части работы продиктовано задачами исследования: первая глава посвящена теоретическим концепциям бюджетного федерализма, бюджетного выравнивания и особенностям моделей реализации теории; вторая глава раскрывает специфику российского бюджетного федерализма, анализируются различия в бюджетной обеспеченности регионов и их социально-экономическом развитии; третья глава посвящена совершенствованию системы бюджетного выравнивания на основе анализа результативности существующей системы распределения бюджетных доходов и выбора оптимального сценария. Заключение подводит итог проделанной работе на базе выводов из основной части. Приложения содержат уточняющие данные, а также расшифровку сокращений названий субъектов Российской Федерации использованных в работе.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Интегрированная отчётность: проблемы и перспективы в России
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет