Бюджетное выравнивание как инструмент развития регионов в системе российского бюджетного федерализма

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Мальцев Ярослав Андреевич
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Бюджетные отношения в Российской Федерации формировались в 1990-е годы, во времена политической и финансовой нестабильности с преобладанием центробежных сил в стране. Однако, спустя почти два десятилетия сохранились огромные диспропорции в региональном развитии и бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Диспропорции ставят граждан в неравное положение, что создаёт потенциал для социальных возмущений.
Существующая система бюджетного вырывания, действующая в рамках системы бюджетного федерализма, призвана сгладить диспропорции региональных бюджетов и регионального развития. Но сохраняющиеся, а главное, перманентно усугубляющиеся диспропорции указывают на необходимость качественной оценки эффективности существующей системы бюджетного выравнивания и модели бюджетного федерализма, а также выявления способов её совершенствования в интересах сбалансированного регионального развития и достижения высоко уровня национального благосостояния.
Исследование посвящено установлению именно количественных диспропорций бюджетной системы, которые осложняют равномерное развитие субъектов Российской Федерации. Это дает ясное представление о масштабах проблемы и вариантах её решения в дополнение к существующим государственным программам, планам и стратегиям связанных с политикой развития регионов.
Результаты работы: на основе фундаментальных положений теории бюджетного федерализма, разработаны авторские сценарии совершенствования распределения бюджетных доходов (бюджетного выравнивания) регионов исходя из их потребностей, через частичную или полную передачу налога на прибыль в федерльный бюджет и увеличения на эту сумму дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, что является дополнением к существующим концепциям.
Создание и поддержание хорошего уровня бюджетной обеспеченности большинства регионов будет способствовать равномерному развитию всей территории Российской Федерации, так как региональные власти получат необходимые ресурсы для социально-экономического развития, а также сделает возможным синергетический эффект роста экономики, укрепит территориальную целостность государства, и даст большему числу граждан раскрыть собственный человеческий потенциал.

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА И
БЮДЖЕТНОГО ВЫРАВНИВАНИЯ …………………………………………………………………………………. 6
1.1. Понятие бюджетного федерализма………………………………………………………………………………. 6
1.2. Методы вертикального и горизонтального бюджетного выравнивания в контексте
регионального развития …………………………………………………………………………………………………… 17
1.3. Влияние типа модели бюджетного федерализма на региональное экономическое развитие
……………………………………………………………………………………………………………………………………….. 24
Выводы …………………………………………………………………………………………………………………………… 31
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
СЛОЖИВШЕЙСЯ СИСТЕМЕ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА …………………………………… 33
2.1. Специфика российского бюджетного федерализма…………………………………………………….. 33
2.2. Различия в бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации…………………. 42
2.3. Асимметрия регионального социально-экономического развития в России ………………… 57
Выводы …………………………………………………………………………………………………………………………… 73
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ВЫРАВНИВАНИЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ПОЗИЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ …………………………………………………………………………………………………. 75
3.1. Анализ результативности сложившейся системы бюджетного выравнивания относительно
социально-экономического развития ……………………………………………………………………………….. 75
3.2. Возможные направления оптимизации системы распределения бюджетных доходов
между субъектами Российской Федерации ………………………………………………………………………. 92
3.3. Сценарии бюджетного выравнивания ………………………………………………………………………. 101
Выводы …………………………………………………………………………………………………………………………. 108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………… 111
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………………………………….. 117
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………………………………….. 123
Приложение 1. Схема бюджетной системы Российской Федерации ………………………………… 123
Приложение 2. Показатели планового налогового потенциала и АВС группировка субъектов
Российской Федерации на 2019 год ………………………………………………………………………………… 124
Приложение 3. Условные обозначения субъектов Российской Федерации на схематических
картах ……………………………………………………………………………………………………………………………. 133

Актуальность темы выпускной квалификационной работы (далее – ВКР) обусловлена тем, что бюджетные отношения в Российской Федерации формировались в 1990-е годы, во времена политической и финансовой нестабильности с преобладанием центробежных сил в стране. Однако, спустя почти два десятилетия сохранились огромные диспропорции в региональном развитии и бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Диспропорции ставят граждан в неравное положение, что создаёт потенциал для социальных возмущений.
Существующая система бюджетного вырывания, действующая в рамках системы бюджетного федерализма, призвана сгладить диспропорции региональных бюджетов и регионального развития. Но сохраняющиеся, а главное, перманентно усугубляющиеся диспропорции указывают на необходимость качественной оценки эффективности существующей системы бюджетного выравнивания и модели бюджетного федерализма, а также выявления способов её совершенствования в интересах сбалансированного регионального развития и достижения высоко уровня национального благосостояния.
Поиск оптимального распределения бюджетных доходов и разграничения бюджетных полномочий между уровнями власти – это основная идея и проблема бюджетного федерализма. Существующая теория бюджетного федерализма концентрируется именно на установлении принципов построения бюджетных отношений. При этом, работы где имеется методика оценки диспропорции, которые бы указывали на актуальность тех или иных принципов, встречаются реже. Бюджетные отношения в России или в любой другой стране – это динамическая система, требующая постоянного анализа и совершенствования для достижения стратегических целей общества и государства.
Исследование ВКР посвящено установлению именно количественных диспропорций бюджетной системы, которые осложняют равномерное развитие субъектов Российской Федерации. Это дает ясное представление о масштабах проблемы и вариантах её решения в дополнение к существующим государственным программам, планам и стратегиям связанных с политикой развития регионов.
Дополнительно актуальность темы исследования возрастает из-за последствий распространения коронавирусной инфекции из Китая в 2020 году. В такой обстановке у региональных бюджетов резко возрастает потребность в дополнительных расходах, которые невозможны без помощи из федерального центра.
Объект исследования – механизмы распределения бюджетных доходов и расходов между федеральным центром и регионами России, и уровень социально-экономического развития последних.
3
4
Предмет исследования – совокупность теоретических положений бюджетного федерализма и практических проблем развития механизма бюджетного выравнивания в целях обеспечения устойчивого и равномерного развития всей территории Российской Федерации путем поддержания хорошей бюджетной обеспеченности регионов.
Цель работы – выработать оптимальный сценарий бюджетного выравнивания на основании анализа распределения налогового потенциала и дифференциации социально- экономического развития регионов с позиции теории бюджетного федерализма.
Достижение цели работы подразумевает решение следующих задач:
1. Раскрыть положения теории бюджетного федерализма и бюджетного выравнивания; 2. Выявить специфику российской системы бюджетного федерализма;
3. Оценить различия бюджетной обеспеченности и социально-экономического
развития регионов России;
4. Проанализировать результативность социально-экономического развития и
сложившейся системы бюджетного выравнивания;
5. Определить возможные направления оптимизации системы распределения
бюджетных доходов между субъектами Российской Федерации;
6. Разработать сценарии совершенствования бюджетного выравнивания и выбрать
оптимальный.
Гипотеза исследования – неравномерность распределения маломобильной налоговой
базы сопутствует неравномерности социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
Теоретическую основу работы составляют работы следующих иностранных фундаментальных исследователей в области бюджетного федерализма и смежных направлений: Р.А. Масгрейв, Ф.А. Хайек, У.Е. Оутс, Ч.М. Тибу, М.Л. Олсон, Б.Р. Вейнгаст, Й. Цань, Р. Коуз, Дж. Бьюкенен, С.А. Росс, О. Уильямсон, С. Гроссман, О. Харт, Дж. Стиглиц, Дж. Робертс, П.Р. Милгром, Б.С. Фрей, Р. Эйхенбергер, Б. Хольмстрём, Дж. Тироль, Х. Циммерманн, Дж. Хъюз С. Смит. А также российских исследователей: В. В. Бухарский, А.М. Лавров, Т.В. Грицюк, Г.А. Ковалева, Э.В. Пешина, А.А. Стрекалова, А.А. Соколова, Ю.В.Криворотько, А.А. Пугачев, В.В. Иванов, А.Е. Суглобов, Ю.И. Черкасова, Е.А. Качанова, Н.Ю. Коротина.
Масштаб исследования требует всестороннего изучения процессов, происходящих в системе бюджетных и социально-экономических отношений, что предполагает применение системного, аналитического и сценарного подходов. Применены методы системного анализа, статистические методы и методы эконометрического моделирования.

Информационную основу исследования составили данные Министерства финансов РФ, Федерального казначейства РФ, которые были задействованы в анализе состояния бюджетной системы. Сведения Федеральной службы государственной статистики РФ использовались для отражения социально-экономического развития регионов. Также были задействованы дополняющие данные Федерального министерства финансов Германии, Управления Конгресса США по бюджету, Национальной Ассоциации государственных бюджетных служащих (США) и Всемирного банка. Эти источники обладают высокой степенью достоверности.
Научная новизна работы состоит в том, что на основе фундаментальных положений теории бюджетного федерализма, разработаны авторские сценарии совершенствования распределения бюджетных доходов (бюджетного выравнивания) регионов исходя из их потребностей, через частичную или полную передачу налога на прибыль в федерльный бюджет и увеличения на эту сумму дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, что является дополнением к существующим концепциям.
Результаты работы могут быть полезными государственным служащим в сфере экономики и финансов, при выработке бюджетной политики и стратегий социально- экономической развития, а также студентам и аспирантам высших учебных заведений.
Отдельные положения работы были апробированы на Международной научно- практической конференции «Актуальные проблемы менеджмента: новые методы и технологии управления в регионах и организациях», посвященная 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки РСФСР, д.э.н., проф. СПбГУ Н.А. Моисеенко. А также на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2020».
Структура исследовательской работы включает в себя: введение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложения. Содержание основной части работы продиктовано задачами исследования: первая глава посвящена теоретическим концепциям бюджетного федерализма, бюджетного выравнивания и особенностям моделей реализации теории; вторая глава раскрывает специфику российского бюджетного федерализма, анализируются различия в бюджетной обеспеченности регионов и их социально-экономическом развитии; третья глава посвящена совершенствованию системы бюджетного выравнивания на основе анализа результативности существующей системы распределения бюджетных доходов и выбора оптимального сценария. Заключение подводит итог проделанной работе на базе выводов из основной части. Приложения содержат уточняющие данные, а также расшифровку сокращений названий субъектов Российской Федерации использованных в работе.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Бюджетное выравнивание как инструмент развития регионов в системе российского бюджетного федерализма»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Интегрированная отчётность: проблемы и перспективы в России
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет