Ценностно-целевой подход в организационной диагностике IT-компаний
Несмотря на все достоинства ценностно-целевого подхода, имеется необходимость в его развитии путем дополнения методами, которые позволят определять ценности индивидов на более глубоком, качественном уровне, в развитие нынешних методов, предоставляющих сведения о заявленных, осознаваемых ценностях. Именно этим и определяется фокус данной работы — на развитии методологии ценностно-целевого подхода для глубинного анализа структуры IT-компании.
Цель данной работы — выявление и обобщение существующих практик организационной диагностики на основании ценностно-целевого подхода в социологии, развитие и тестирование ценностно-целевого подхода к социологической организационной диагностике IT-компаний и подготовка рекомендаций по ее проведению в организациях.
Ценностно-целевой подход к организационной диагностике является перспективной сферой развития социологической науки при анализе коммерческих компаний. В отличие от большинства других применяемых в оргдиагностике подходов, данный подход позволяет анализировать организацию с учетом требований общества и рынка, в котором она находится. Это особенно важно в условиях преобладания такого подхода к оргдиагностике и развитию компании, при котором ценности экономических показателей преобладают над показателями качества социальных взаимодействий при отсутствии осознавания руководителями взаимосвязи двух этих переменных. В результате исследование часто сводится к использованию малозатратных методов в ущерб качеству итоговых результатов.
Ценностно-целевой подход также отвечает требованиям, предъявляемым к диагностике компаний, работающих в сфере информационных технологий. Такие компании, с одной стороны, должны отличаться значительной гибкостью и быстрой скоростью реагирования на изменения внешних условий, так как это одна из наиболее быстро развивающихся в данный момент отраслей. В то же время, рынок труда в сфере IT чрезвычайно конкурентен: работодатели вступают в борьбу за кадры и стараются их удержать как можно дольше. В ситуации, когда материальная мотивация больше не является удерживающим фактором, компаниям необходимо максимально удовлетворять потребности своих сотрудников, неразрывно связанные с ценностями.
Несмотря на все достоинства ценностно-целевого подхода, имеется необходимость в его развитии путем дополнения методами, которые позволят определять ценности индивидов на более глубоком, качественном уровне, в развитие нынешних методов, предоставляющих сведения о заявленных, осознаваемых ценностях. Именно этим и определяется фокус данной работы — на развитии методологии ценностно-целевого подхода для глубинного анализа структуры IT-компании.
Актуальность темы определяется динамичностью современного общества, в том числе под влияниям экономической и политической конъюнктуры. В ходе таких глобальных и постоянных перемен сейчас меняются и ценности общества, а значит и сотрудников организаций. В данной диссертации рассматривается IT-отрасль, представителей которой еще три десятилетия назад можно было сравнить с маргинальной группой. Сейчас же они востребованные профессионалы, которые знают себе цену, потому что необходимы обществу. И все же сложно сказать, что будет с IT-отраслью дальше, с учетом быстрого развития технологий в других отраслях и нарастающей паники общества перед лицом увеличивающегося контроля за гражданами, возможного благодаря распространению информационных технологий. В этих условиях такой гибкий и адаптируемый к внешним условиям ценностно-целевой подход отвечает требованиям часто непредсказуемо развивающегося общества.
Объектом исследования являются IT-компании. Предметом — организационная диагностика, основанная на применении ценностно-целевого подхода.
Цель данной работы — выявление и обобщение существующих практик организационной диагностики на основании ценностно-целевого подхода в социологии, развитие и тестирование ценностно-целевого подхода к социологической организационной диагностике IT-компаний и подготовка рекомендаций по ее проведению в организациях.
Задачи исследования:
Описание социологических подходов, применяемых при проведении организационной диагностики.
Анализ теорий организационной диагностики для выявления особенностей, соответствующих требованиям ценностно-целевого подхода в социологии.
Развитие методологии в рамках ценностно-целевого подхода к социологической диагностике организации.
Тестирование применимости доработанной социологической методологии ценностно-целевого подхода к диагностике IT-компании.
Теоретико-методологическое основание исследования базируется на богатой социологической традиции изучения ценностей, начавшейся с работ О. Конта, К. Маркса, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и М. Вебера. Далее эту тему активно разрабатывали У. Томас и Ф. Знанецкий, Ф. Адлер, Г. Беккер, П. Блау, Г. Блумер, П. Бурдье, К. Клакхон, Н. Луман, Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, М. Рокич, Н. Смелзер, П. Сорокин, Ю. Хабермас, Дж. Хоманс, А. Шюц, П. Штомпка, А. Этциони и другие.
Ценностно-целевой подход является развитием сетевых теории в социологии, в частности концепции трехуровневых гипотез П. Лазарсфельда, описывающие свойства коллектива, его членов и коллектива как части более общей структуры. Сюда же, к структурному подходу, относятся такие ученые, как М. Вайсборд, Т.Питерс и Р. Уотерман, Н.Тичи. Развиваясь в духе теории изменений, ценностно-целевая теория выходит из концепций У. Берка и Д. Литвина, Р.Ликерта.
Аксиологический подход, на котором основана данная работа, базируется на работах Агриса К., Э.Шейна, А.Д. Чанько. Важнейшей концепцией для этой дипломной работы является психоаналитическая методология, берущая начало от З.Фрейда, в социологии продолжающаяся в работах Г. Левинсона, а в отечественной социологии — Красовского Ю.Д..
Методические основания исследования определяются необходимостью поиска оптимальных способов проведения диагностики организации, ориентированной на выявление ценностей её членов. В соответствии с этим применяется мультипарадигмальный теоретико-методологический подход, с использованием опыта как зарубежной, так и отечественной социологии по вопросам анализа организаций в целом, IT-компаний и их ценностно-целевых характеристик. В данной работе использованы научные принципы ценностно-целевого и психоаналитических подходов, благодаря которым можно осуществить анализ ценностных ориентаций и ценностей представителей IT-компаний на теоретическом и эмпирическом уровнях. Для выявления осознаваемых ценностных ориентаций используются методы опроса и сетевого анализа, а для определения бессознательных ценностей — методы анализа совещаний и психоаналитическое интервью.
В работе выдвинуты следующие гипотезы:
Основная часть социологических методологий организационной диагностики ориентирована на применение только качественных либо только количественных методов.
В современной практике организационной диагностики преобладают подходы, слабо ориентированные на использование социологических и психологических концепций.
Специфические характеристики IT-компаний и IT-специалистов нуждаются в более узком и глубоком социологическом анализе при организационной диагностике с применением ценностно-целевого подхода.
Прикладное значение этого исследования заключается в возможности применения предлагаемых диагностических методов для оценки эффективности организационных процессов IT-компаний. Это позволит руководителям и менеджерам использовать наиболее подходящие методы воздействия на среду с целью улучшить качество социальных связей в коллективе. В конечном счете, это должно положительно сказаться на уровне корпоративной культуры, HR-бренде и эффективности труда.
Научная новизна работы состоит в проведении комплексного социологического анализа современных практик организационной диагностики, обзора социологических подходов к организационной диагностике, совмещении качественных и количественных методов социологических и психологических методологий при проведении оргдиагностики с применением ценностно-целевого подхода. Более того, показана целесообразность и специфические особенности его применения при анализе IT-компаний.
Методологическая основа дипломной работы прошла апробацию в виде публикаций и выступления на конференции:
Дерюгин, П. П., , & Сивоконь, М. Методика эмпирического исследования социодинакими корпоративных ценностей: сетевое измерение. 2018, В : – 6.
Дерюгин, П. П., , Сивоконь, М. & Социологическая диагностика рисков, уязвимостей и доверия в цифровую эпоху (По материалам работ С.А. Кравченко), 2019.
Дерюгин, П.П., Тараненко А.С. Крым и Севастополь в фокусе исследований общероссийской солидарности, 2019, Социс (принято в печать).
Выступление с докладом на конференции «Информация – Коммуникация – Общества». Общество в цифровую эпоху. Санкт-Петербургский государственный университет «ЛЭТИ». 24–25 января 2019 года.
Положения, выносимые на защиту:
1. Большая часть методологий организационной диагностики не учитывает требований современной социологической науки к использованию как качественных, так и количественных методов. В результате они не охватывают многогранности взаимоотношений коллектива организации и общества, в котором данная организация находится.
2. Многие подходы к организационной диагностике не используют социологических и психологических теорий. Применение таких концепций не приводит к получению разносторонних и достоверных сведений о взаимодействии организации и общества, а также личностей сотрудников с ее руководством.
3. Специфическая динамика развития IT-отрасли, а также разнообразие сфер, выделяемых в ней, требуют особого внимания к ценностям рынка и участников диагностируемой организации. Ценностно-целевой подход дает сведения, необходимые для принятия решений в таких условиях.
В завершение работы описивываются основные результаты, которые были достигнуты в ходе исследования.
В первой главе описан детальный обзор определений понятия “организационная диагностика”, с учётом как научных взглядов на тему, так и тех, что применяются в повседневной практике консультирующих организаций. Такое исчерпывающее описание позволило в дальнейшем выйти на методологию, учитывающую как требования к валидности результатов, так и необходимость соответствовать ограничениям, накладываемым быстрым развитием коммерческих организаций.
Там же были описаны теоретические подходы к организационной диагностике, тематически классифицированные. Данный анализ теорий, многократно описанных в научных публикациях, был необходим для дальнейшего использования в применяемой методологии элементов различных теоретических концепций, как то психоаналитических, аксиологических и др.
Раздел, описывающий методы сбора и обработки данных, в обоих случаях разделённый на качественные и количественные методы, также позволил логически обосновать выбранную для эмпирической части методологию, в которой используются, противопоставляются и дополняются социологические методы.
В первой главе также был сделан акцент на организационной диагностике в рамках консалтинга, значительно отличающейся от исследования, проводимого постоянным сотрудником (например, социологом) организации. Рассмотрение организационной диагностики с учётом проблематики и специфики консалтинга — относительно редкое явление в научной литературе, несмотря на то, что абсолютное большинство социологических исследований проводится в условиях консалтинга. Таким образом, рассмотрение данного аспекта проблемы позволило сделать методику исследования узконаправленной.
Далее, во второй главе, описывается развитая в данной диссертации методология организационной диагностики, в основании которой лежит ценностно-целевой подход. От более ранних методологий она отличается интеграцией её с психоаналитическим подходом. Результатом проделанной работы становится описанная концепция изучения ценностей методом психоаналитического интервью, а также её сопоставление с традиционным методом, применяемым в ценностно-целевом подходе, — опросом.
Эмпирическое исследование позволило наглядно продемонстрировать валидность результатов, получаемых методом психоаналитического интервью и психоаналитического анализа совещаний, в рамках организационной диагностики. Сопоставление данных качественных результатов с результатами сетевого анализа позволило выявить значимые различия как в том, какая сторона объекта изучается, так и в том, какие ведущие ценности (ценностные ориентации) выделяются у одних и тех же индивидов.
В результате теоретической части исследования подтверждена первая гипотеза исследования о том, что большинство практик организационной диагностики ориентировано на применение только качественных либо только количественных методов. Так же, благодаря анализу современных практик организационной диагностики, подтверждена вторая гипотеза о преобладании менеджерского подхода, практически полностью исключающего использование социологических и психологических концепций. Эмпирическая часть исследования показала справедливость третьей гипотезы о том, что специфические характеристики IT-компаний и IT-специалистов требуют более узкого и глубокого анализа при организационной диагностике с применением ценностно-целевого подхода.
Фокусом данного исследования являются IT-компании. Главным образом это повлияло на набор ценностей, отобранных на этапе анализа литературы и обнаруженных в ходе качественного исследования. И все же недостаточно работы было проделано для адаптации методологии под специфические нужды IT-компаний. Для дальнейших исследований является так же целесообразным изучить возможность подобных адаптаций под конкретную отрасль: возможно, специфичность направлений и компаний в рамках отдельных отраслей во многом нивелирует общую схожесть сектора.
В целом, как уже было отмечено в тексте ранее, дальнейшее развитие ценностно-целевого подхода с применением психоаналитических методов исследования видится в сторону междисциплинарности, при которой достижения экономической, психологической и менеджментской наук в аксиологической сфере смогут дополнить первоначальный социологический базис методологии.
Абдрахманова Г.И., Ковалева Г. Г. Развитие отрасли информационных технологий за последние 10 лет. М. : НИУ ВШЭ, 2016.
Барамба С.А. Крестовый поход ИТ-руководителя / Барамба С.А. – М.: ДМК Пресс, 2016. – 160 с
Глущенко, И. И. Экономико-организационный анализ в стратегическом управлении инновационной деятельностью предприятия / И. И. Глущенко // Социальная политика и социология. – 2009. – № 3(45). – с. 47-58.
Гуров Ф.Н. Профессиональные сообщества и IT-бизнес в России. ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2011.
Дерюгин, П. П., , & Сивоконь, М. Методика эмпирического исследования социодинамики корпоративных ценностей: сетевое измерение. 2018, В : – 6.
Дерюгин П. П., Шиляева А. С., Сивоконь М. В., Рассказов С. В. Ценностно-целевая рефлексия как основание диагностики организационной культуры в стратегии сетевого подхода. Дискурс. – 2016. – №3.
Ерофеев Е.В. Разработка инструментария для мотивации работников организации информационных технологий / Е.В. Ерофеев // Интернет-журнал “Науковедение”. – 2014. – №1. – с. 2-9
Задворная О.Л., Алексеев В.А., Борисов К.Н. «Формирование и развитие корпоративной культуры медицинских. организаций»//МИР (Модернизация.Инновации.Развитие), 2016. – №3. – С.3.
Зубова Д. В. Представители ИТ-сферы как новая интеллигенция: особенности формирования профессиональной культуры, взаимовлияние индустрии и высшего образования // Профессиональная культура российской интеллигенции: материалы XVIII Междунар. теор.-метод. конф. – 2017. – Москва: РГГУ. – С. 91-96.
Иванов М. А. Организационная диагностика в процессе клиент-центрированного управленческого консультирования// Организационная психология, 2017. Т. 7. № 3. С. 51-66.
Иванова О.А. Рынок консалтинговых услуг: основные подходы к классификации. Социальная политика и социология. – 2017. – . – 25-32.
Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры/ Пер. с англ. Под ред. И.В.Андреевой. – Питер, 2001.
Капица, С. И. Особенности и перспективы использования социологических методов и технологий в развитии управленческого консультирования в стиле коучинг в современной России / С. И. Капица // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – №111. – С.271-278.
Красовский Ю.Д. Организационная диагностика социокультурных процессов в фирме. Научно-практическое пособие. – 2014. – Юнити-Дана.
Красовский Ю.Д., Организационная консалт-диагностика. Знание. Понимание. Умение, 2012.
Красовский Ю.Д. Консалт-диагностика управленческих отношений фирмы: учебно-практическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации»/ Красовский Ю.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: юнити-дана. – 2013.— 232 c.
Лаба Л.Я. Способы интеграции качественных и количественных. методов//Социс. – 2004. – №2. – С. 124-129
Лапыгин Д.Ю. Управленческие решения. — М.: Эксмо. —2009.
Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. — 1998. — № 1. — с. 13–25.
Липатов С.А. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учебное пособие для вузов / Под ред. Ю.М. Жукова. – М.: Аспект Пресс. – 2004. – с. 48–68.
Львова Н. Финансовая диагностика предприятия. Монография. – 2015. – ООО “Проспект”.
Малявкина, Л. И. Процессы концентрации IT-бизнеса в России: научное издание / Л. И. Малявкина, И. И. Сергеева, Е. П. Сергеева // Науч. зап. Орел ГИЭТ. – 2010. – n 2. – с. 378-383 .
Макаревич В. Н. Игровые методы социологии: теория и алгоритмы. – М., 1994. – С. 16-17
Некрасов С.И., Некрасова Н.А., Бусыгин О.В. Факторы организационного развития предприятий – Монография. – М.: Издательский дом. – 2008.
«Академия естествознания», 2009. – 80 с.
Организационный анализ. – URL: . Дата обращения: 15.01.2018.
Организационный анализ сетей (ОNA). URL: . Дата обращения: 17.01.2018.
Организационная диагностика. – URL: . Дата обращения: 02.10.2017.
Организационная диагностика как инструмент управления изменениями. – URL: . Дата обращения: 01.10.2017.
Пеша, А. В. Формирование культуры обслуживания как основы корпоративной культуры организаций сферы услуг/А. В. Пеша // Управление экономическими системами. – 2013. – № 57.
Розанова Н.М. Экономический анализ отрасли информационных технологий: мировой опыт и реальность России. // Terra Economicus – 2009., № 3 / том 7.
Розанова Н.М., Бойкова Е.В. Конкурентоспособность российского ит-бизнеса: проблемы и перспективы. Вестник Института экономики РАН. – 2016.
Рынок труда в ИТ-отрасли. – 2018. – URL: hhcdn.ru. – Дата обращения: 10.10.2018.
Серебрякова Н.А.Методический подход к развитию управленческого консультирования. Вестник Донского государственного технического университета, – 2012.
Серопов Л.М. Формирование мотивационного механизма роста производительности трудаработников в ИТ-фирмах. Вестник межрегионального открытого социального института. – 2015. – 1. – 190-194.
Спольски Д. Руководство Джоэла Спольски по подбору программистов и управлению ими / Спольски Д. – М. : И.Д. Вильямс, 2008.
Тульчинский С. Организационная диагностика. Цели, содержание и порядок проведения. – 2008. – URL: . Дата обращения: 03.10.2017.
Филонович С. Р. Использование моделей жизненного цикла организаций в процессе организационной диагностики / С. Р. Филонович // Социологические исследования. – 2005. – № 4. – с. 53-64.
Филонович С.Р., Кушелевич Е.И. Теория жизненных циклов И.Адизеса и российская действительность// Социологические исследования. – 1996. – № 10. – с. 63-71.
Хотинская Г.И. К вопросу об измерении деловой активности. «Евразийское Научное Объединение». – № 7. – Июль, 2015
Чанько А.Д. Опыт диагностики организационной культуры российских компаний // Российский журнал менеджмента. – 2005. – т. 3. – № 4. – с. 29–54.
Шейн Э.X. Организационная культура и лидерство. СПб.: 2002. – 336 с.
Шульгина О.Г. Проблемы мотивации ИТ-специалистов / О.Г.Шульгина // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2015 – № 6
Щетинина Е. Д., Кочина С. К. Корпоративная стратегическая диагностика и её развитие с учетом современных социально-экономических условий // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2013. – № 2 (46). С. 155-158.
Эванс В. Ключевые стратегические инструменты. 88 инструментов, которые должен знать каждый менеджер. 2015. – Лаборатория знаний.
Яблонскене, Н.Л. Корпоративная культура современного университета / Н.Л. Яблонскене // Университетское управ-ление: практика и анализ. – 2006. – № 2. – с. 7–25
Argyris C. Action science and organizational learning. Journal of Managerial Psychology, 1995. – Vol. 10 Issue: 6, 20-26.
Armbruster, T. The Economics and Sociology of Management Consulting. – 2006. – Cambridge University Press. – 1-18.
Alderfer, C. P. The methodology of organizational diagnosis. Professional Psychology. – 1980. – 11(3). – 459-468.
Boland, Jr R. J. Sense-making of accounting data as a technique of organizational diagnosis’, Management Science, 1984. – 30(7). – 868–882.
Cartwright, D. The Psychoanalytic Research Interview: Preliminary Suggestions. Journal of the American Psychoanalytic Association. – 2004. – 52(1), 209–242.
Cassell C. and Symon G., Essential Guide to Qualitative Methods in Organisational Research,. London: Sage. – 2004. – 140-153
Clarke, S. Theory and Practice: Psychoanalytic Sociology as Psycho-Social Studies. Sociology. 2006. – 40(6), 1153–1169.
Dare to See a Situation as It Is, and to Speak the Truth. – URL: . – Дата обращения: 15.11.2017.
Dean C. Vitale, Achilles A. Armenakis, and Hubert S. Feild, Integrating Qualitative and Quantitative Methods for Organizational Diagnosis: Possible Priming Effects? Journal of Mixed Methods Research. – 2008. – Vol 2. – Issue 1. – 87 – 105.
Diamond, M.A. and Allcorn, S. The Cornerstone of Psychoanalytic Organizational Analysis: Psychological Reality, Transference, and Counter-Transference in the Workplace. Human Relations. – 2003. – 56 (4). – с.491–514.
Fu, J.R. Understanding career commitment of IT professionals: Perspectives of push-pull-mooring framework and investment model. Int. J. Inf. Manag. – 2010. – 31. – 279–293.
Furgoch K. Organizational Diagnosis: What You Need to Know and Why Organizations Need Our Help. – 2016. – URL: . Дата обращения: 09.12.2017.
Gollwitzer, P.M. The volitional benefits of planning. In: P.M. Gollwitzer and J.A. Bargh (eds.), The Psychology of Action. New York: Guilford. – 1996.
Gregory B., Armenakis A., Moates K., Albritton M., Harris S. Achieving Scientific Rigor in Organizational Diagnosis: An Application of the Diagnostic Funnel. – / – 2007. – 59(2). -79-90
Harrison M. I. Diagnosing organizations: methods, models, and processes – 3rd ed. – London; Thousand Oaks; New Delhi: SAGE Publications, 2005. – 181 с.
Hendricks B. What is an Organizational Analysis? – Definition, Format & Exam. – URL: study.com. Дата обращения: 20.01.2018.
Janićijević N. Business processes in organizational diagnosis. – Management. – Vol. 15. – 2010. – 2. – c. 85-106.
Keefer A. Characteristics of Organizational Analysis. – URL: smallbusiness.chron.com. Дата обращения: 30.01.2018.
Kets de Vries, M.F.R. & Miller, D. Interpreting organizational texts. Journal of Management Studies. – 1987. – 24(3). – 233–47.
Kipping, M., and Engwall, L. Management consulting: emergence and dynamics of a knowledge industry. Oxford University Press. – 2003. – Oxford.
Kvale, S. The Psychoanalytic Interview as Qualitative Research. Qualitative Inquiry. – 1999. – 5(1), 87–113.
Kvale, S. A postmodern psychology—A contradiction in terms? In S. Kvale (Ed.), Psychology and postmodernism. 1992. – с. 31-57. – London: Sage.
Kvale S. The psychoanalytic interview as inspiration for qualitative research. Qualitative Research in Psychology. – 2003. – Vol 5. – Issue 2. – с. 20-42.
Lehmann-Willenbrock et al. The critical importance of meetings. – 2018. s. – 47(1).
Levinson H. Consulting Psychology: Selected Articles. – 2008.
Levinson H. Organizational Assessment : A Step-by-Step Guide to Effective Consulting. – 2002. – American Psychological Association.
Likert, R.. System 4: A resource for improving public administration. Public Administration Review. – 1981. – 41(6). – 674-678.
Likert R., Bowers D. Organizational Theory and Human Resource Accounting. American Psychologist. – 1969. – 24(6). – 585-592.
Morrison M. Organizational Diagnosis and Development. – 2007. – URL: . Дата обращения: 22.11.2017.
Organizational analysis. – URL: . Дата обращения: 25.01.2018.
Organizational analysis. – URL: dictionary.cambridge.org. Дата обращения: 02.02.2018.
Peabody J. W. An organizational analysis of the World Health Organization: narrowing the gap between promise and performance. – Soc Sci Med. – 1995. – 40(6). – 731-42.
Pettigrew, A. Longitudinal field research on change: Theory and practice. In G. Huber & A. Van de Ven (Eds.), Longitudinal field research methods: Studying processes of organizational change. Thousand Oaks: Sage. – 1995.
Peabody JW. An organizational analysis of the World HealthOrganization: narrowing the gap between promise and performance. Soc Sci Med. – 1995. – 40. – 731–42.
Person E. The Influence of Values in Psychoanalysis: The Case of Female Psychology. Psychoanal. Inq. – 1983. – 3(4). – 623-646.
Reid, J. R. The problem of values in psychoanalysis. The American Journal of Psychoanalysis. – 1955. – 15(2). – 115–122.
Rong G, Grover V. Keeping up-to-date with information technology: testing a model of technological knowledge renewal effectiveness for IT professionals. – 2009. – Inf Manage. – 46. – 376–387.
Rokeach M.J. The Nature of Human Values, New York: Free Press. – 1973.
Ruth C. King & Nailin Bu. Perceptions of the mutual obligations between employees and employers: a comparative study of new generation IT professionals in China and the United States, The International Journal of Human Resource Management. 2005. – 16:1. – 46-64.
Sauer N.C. & Kauffeld S. Meetings as Networks: Applying Social Network Analysis to Team Interaction. Communication Methods and Measures. – 2013. – 7:1. – 26-47.
Schafer, R. The analytic attitude. New York: Basic Books. – 1983.
Sherwood, M. The Language and Explanation of Psychoanalysis. New York: Academic Press. – 1969.
Schwartz, S. H. Basic individual values: Sources and consequences. In D. Sander & T. Brosch (Eds.), Handbook of value. Oxford: UK, Oxford University Press. – 2015. – 63-84.
Schwartzman, H.B. The meeting: Gatherings in organizations and communities. New York: Plenum Press. – 1989.
Spence, D.P. Rain or mud field. International Journal of Psychoanalysis. – 1998. – 79. – 643–647.
Stein, H.F. Listening deeply. Boulder, CO: Westview Press. – 1994
Tichy N.M. Managing Strategic Change: Technical, Political, and Cultural Dynamics. – 1983. – Wiley.
Tropman, John E., Making Meetings Work. London: Sage. – 2003.
Ullman E, Close to the Machine. San Francisco: City Lights Books. – 1997. – 20.
Zarei, B., Chaghouee, Y. and Ghapanchi, F. Organizational Diagnosis in Project-Based Companies: Challenges and Directions, Sage open. – 2014. – 4(2). – 1–7.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!