Диагностика организационной культуры в контексте стратегического управления фирмой
Актуальность выбранной темы заключается в том, что именно организационная культура является мощнейшим стратегическим инструментом, позволяющим ориентировать всех работников на общие цели. Формы и характер изменений напрямую зависят от качества соответствия старой организационной культуры новым целям достижений конкурентоспособности, позиционированию мировых рангов, увеличению наукометрии и т.д. Поэтому многие преуспевающие фирмы для повышения эффективности своей деятельности разрабатывают комплексные программы управления, в которые непосредственно входит формирование, развитие и поддержание оптимальной для компании организационной культуры. Цель данной диссертации заключается в разработке модернизированной методики определения типа организационной культуры с последующей апробацией в рамках научно-исследовательской практики. Структура и объем диссертации. В магистерскую диссертацию входит введение, три главы, три вывода по написанным главам, итоговое заключение, список использованной литературы и приложения. Состав диссертации: 91 стр. текста, 19 рис., 23 табл., 3 приложения.
В нынешней динамичной, разнообразной глобальной организационной среде организации сталкиваются с проблемой необходимости принимать изменения, чтобы соответствовать новым бизнес-моделям, технологическому прогрессу, слияниям и поглощениям. Проблемная ситуация связана с изменением правовых норм, экономических условий, правил и положений организаций. В этом контексте вопрос о базовых внутренних ценностях, объединяющих персонал, стал в настоящее время центральным.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что именно организационная культура является мощнейшим стратегическим инструментом, позволяющим ориентировать всех работников на общие цели. Формы и характер изменений напрямую зависят от качества соответствия старой организационной культуры новым целям достижений конкурентоспособности, позиционированию мировых рангов, увеличению наукометрии и т.д. Поэтому многие преуспевающие фирмы для повышения эффективности своей деятельности разрабатывают комплексные программы управления, в которые непосредственно входит формирование, развитие и поддержание оптимальной для компании организационной культуры.
Объектом диссертационного исследования является организационная культура предприятия.
Предмет исследования – методы оценки организационной культуры на предприятии.
Цель данной диссертации заключается в разработке модернизированной методики определения типа организационной культуры с последующей апробацией в рамках научно-исследовательской практики.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Провести сравнительный анализ существующих методов оценки уровня организационной культуры, отметить достоинства и выявить их недостатки;
Модернизировать одну из методик оценки организационной культуры;
Предложить рекомендации по совершенствованию факторов внутренней среды фирмы.
Научно-методологический инструментарий диссертационного исследования будет основан на общенаучных методах: системном подходе, сравнительных методах, методах обобщения и логического анализа, типологизации эмпирических данных, статистических методов. Сбор первичной социологической информации будет осуществляться посредством изучения документов, Интернет-сайтов, анкетного и экспертного опросов, включенного наблюдения.
Используя пример исследовательской единицы университета, мы предполагаем, что такое определение, как организационная культура, позволит получить стратегический инструмент, с помощью которого можно будет сосредоточить всю деятельность организации в целом и каждого сотрудника, в частности, на мобилизацию, проявление инициативы, поиск ресурсов и преодоление проблем адаптации к новым условиям развития.
Подводя итоги всей научно-исследовательской работы, можно однозначно говорить о том, что организационная культура наряду со стратегией является важным элементом внутренней среды фирмы, т.к. она влияет на всю деятельность организации и, следовательно, оказывает краткосрочный и долгосрочный эффект на успех компании. Организационная культура рассматривается как инструмент достижения целей и оценивается с позиций эффективности, т. е. возможностей достижения этих целей.
В рамках нашего исследования в понятие «организационная культура» мы закладывали совокупность норм, ценностей и артефактов, которые разделяет как осознанно, так и бессознательно подавляющее большинство её участников на уровне отдельной организации (т.е. микроуровне). Всё разнообразие организационных культур можно свести к 4 типам, которые фирма может «переживать» в ходе жизненного цикла организации.
Также были проанализированы несколько методов определения организационной культуры (Хэнди, Камерон-Куинн и Денисон): были определены плюсы и минусы каждой из методик. В итоге, было принято решение, для определения организационной культуры использовать комбинирование двух методологий – Денисона и Камерона-Куинна.
Выбранные нами инструменты были апробированы на одном из подразделений Санкт-Петербургского государственного университета – Институте наук о Земле. Результаты показали, что методика Денисона даёт достаточно размытую картину по поводу типа организационной культуры по сравнению с многократно проверенным методом Камерона и Куинна, но является прекрасным инструментом для дополнительной интерпретации результатов. Попытка сопоставить два метода на основе одних и тех же измерений, в рамках которых рассматривают культурные критерии авторы, не дала ожидаемых результатов по ряду причин: во-первых, разные авторы закладывают в разные типы культур отличающиеся эмоциональные окраски (особенно это видно в случае рыночного типа культуры); во-вторых, из-за различных шкал ответов сложно сопоставлять конечные результаты.
На основе полученных результатов, было определённо, что Институт наук о Земле имеет преимущественно бюрократический тип культуры с элементами рыночной. К тому же стоит отметить, что Институт имеет достаточно сильную и однородную культуру. На основе всего этого и анализируя такие показатели, как контрольные цифры приёма, средний балл ЕГЭ, как показатель качества поступающих, объём финансирования НИР, что рассматриваемое нами подразделение СПбГУ находится на стадии старости.
Для улучшения положения Института нами был предложен ряд рекомендаций по проведению политики дебюрократизации, включающий два основных направления уменьшение влияния бюрократической культуры (развитие горизонтальной интеграции, стимулирование студенческого самоуправления, развитие цифровизации внутренних процессов) и развитию адхократического (инновационный потенциал) типа культуры (разработка механизмов эффективного использования университетской экспериментальной базы университета, обновление научного оборудования для проведения научно-исследовательских работ и учебного процесса). Также дополнительными мерами по улучшению организационной культуры должен стать пересмотр системы мотивации сотрудников (разработка отдельных элементов системы морального поощрения сотрудников, а также иных материальных форм; разработка и реализация комплекса мероприятий по повышению оплаты труда преподавателей и сотрудников университета и увеличению социальных выплат).
Книги
Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. – Пер. с англ.: Е. Л. Леонтьева, Е. Н. Строганов, Е. В. Вышинская и др. – М.: Экономика, 1989. – 520 с.
Борисова Ю.В., Шапиро С.А. Корпоративная культура как фактор повышения эффективности труда работников промышленных предприятий: Монография.М.: РХТУ им Д.И. Менделеева, 2012.
Виханский, О. С, Наумов, А. И. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008. – 670 с.
Грошев И.В., Емельянов П.В., Юрьев В.М. Организационная культура: Учебн. пособие. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 361 с.
Грошев И.В. Менеджмент организационной культуры. М.: МПИСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010 – 347 с.
Дрыга С.В., Дудченко А.В. выбор метода диагностики организационной культуры российских компаний // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LVIII междунар. науч.-практ. конф. № 2(56). – Новосибирск: СибАК, 2016.
Камерон, К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / К. Камерон, Р. Куинн. – Пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. – СПб: Питер, 2001. – 320 с.
Питерс, Т., Уотерман, Р. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки / Т. Питерс, Р. Уотерман. – М.: «Альпина Паблишер», 2011. – 528 с.
Рюттингер Р. Культура предпринимательства / Р. Рюттингер : Пер. с нем / Под ред. Д.М. Терещенко. – М. : ЭКОМ, 1992. – 315 с.
Смирнова, Н.К. Реализация стратегий компаний: от простого к сложному / Н.К.Смирнова, А.В.Фомина. – М.: “Бератор-Паблишинг”, 2008. – 224 с.
Спивак, В. А. Корпоративная культура : учебник / В. А. Спивак. – СПб: Питер, cерия “Теория и практика менеджмента”, 2001. – 352 с.
Тихомирова, О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка : учеб.пособие : гриф УМО / О. Г. Тихомирова. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 150 с.
Шейн Э. Организационная культура и лидерство. 4 изд-е. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2013. – 330 с.
Щербина С.В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции // Социс. 1996. №7. – 21-28 с.
Creswell, John W. & Plano Clark, Vicki L. (2011). Designing and conducting mixed methods research. Second edition. SAGE Publications
Goffee, R., Jones, G. The Character of a Corporation: How Your Company’s Culture Can Make or Break Your Business. New York: HarperCollins Publishers; 1998. 256 p. DOI: 10.1108/eb039972
Handy C. (1978) The Gods of Management. – New York: Penguin Books.
Maximini D. (2015) Organizational Culture Models. In: The Scrum Culture. Management for Professionals. Springer, Cham
Reisyan G.D. (2016) 30+ Years of Organizational Culture. In: Neuro-Organizational Culture. Springer, Cham – 521 p.
Robbins, S.P. (1994) Essentials of organizational behaviour. Prentice-Hall, Inc. New Jersey.
Robbins, S. (1998). Organisational behaviour: Concepts, controversies, applications (8th ed.). New Jersey: Prentice-Hall.
Seeck Hannele. (2012) Johtamisopit Suomessa, taylorismista innovaatiotekoihin. Third edition. Tallinn: Gaudeamus Oy.
Terpstra, V., & David, K. (1991). The cultural environment of international business (3rd ed.). USA: South-Western Publishing Co.
Wokurka G., Banschbach Y., Houlder D., Jolly R. (2017) Digital Culture: Why Strategy and Culture Should Eat Breakfast Together. In: Oswald G., Kleinemeier M. (eds) Shaping the Digital Enterprise. Springer, Cham – 182 р.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!