Дискурс этнокультурной идентичности в религиозно-философской публицистике

Чалапко Валентина Андреевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Актуальность темы исследования. 90-е годы XX века в нашей стране были полны переломных событий. Реформы, получившие название «перестройка», привели к распаду СССР, крушению старой идеологии, смене идеалов. Возникший кризис в экономической и духовной сферах не могли пройти бесследно для общества. Стал быстро рушиться привычный образ жизни людей, появилась массовая эмиграция, «утечка мозгов». Одновременно внутри государства начался очередной процесс самоидентификации народов, в некоторых регионах поднялись сепаратистские настроения, и это привело к конфликтам. Благодаря глобализации и американизации в России появились характерные для этих процессов тенденции, в числе которых «размытие» коллективного самосознания. В настоящий момент на укрепление этнокультурной идентичности направленны все усилия действующей власти и общества. Уже стала понятна ее важность для интеллектуальной и духовной жизни человека, необходимость оказывать ей поддержку. Однако помимо государственной политики в этой области, для формирования этнокультурной общности также нужно комфортное коммуникативное пространство. Религиозно-философская публицистика является площадкой для дискуссий, но что особенно важно, авторы философско-публицистических текстов запечатлевают идеи и анализируют их. В материалах современных публицистов есть смысловые ориентиры, прослежены точки роста новых ценностей. Данный феномен закрепился в общественной практике религиозных философов Серебряного века. Значение его в российском социуме различалось в зависимости от исторического периода – мыслители то показывали новый путь находящейся в религиозно-идеологическом тупике стране (например, конец XIX – начало XX вв.), претендовали на расширение политических и социальных горизонтов, то, наоборот, уходили в тень. В настоящее время многие исследователи говорят о росте интереса общества к этому типу текстов, поскольку «ренессанс» испытывает публицистика в целом . Кроме того, одним из стремлений современной культуры является эклектика, что в конечном итоге ведет к междисциплинарности, образованию объектов на стыке наук и искусств. Религиозно-философская публицистика с ее синтезом веры и разума хорошо вписывается в эту тенденцию, использование этого термина в повседневной практике становится все популярнее. Обоснование проблемы исследования. Мы рассматриваем дискурсы этнокультурной идентичности, их возникновение и развитие в религиозно-философской публицистике. Кроме того, нам интересно исследование обозначенной группы текстов в качестве познавательных. Это позволит выявить точки зрения, с которых освещают проблемы этнокультурной общности внутри конкретного направления, определить возможные пути их решения. Проблемой представляется тот факт, что до сих пор современное состояние религиозно-философской публицистики практически не изучено. Несмотря на обилие литературы по этому вопросу, нет общепринятого определения данного вида публицистики, не прослежены основные тенденции, которые в ней существуют, не вполне ясно, как религиозно-философские концепции, заложенные в тексты, могут влиять на общество. В этом нам предстоит разобраться. Таким образом, цель данной работы определить комплекс идей, которые, по мнению современных публицистов, помогут укрепить идентичность социума и его индивидов в публичном пространстве. Объектом работы является религиозно-философская публицистика, актуализирующая проблемы этнокультурной идентичности. Предметом – ценности религиозно-философской публицистики, которые помогают преодолеть кризисные явления этнокультурной идентичности, с точки зрения современных авторов. Теоретическая база и степень научной разработанности темы. Исследования, которые в той или иной степени касались религиозно-философской публицистики, можно разделить на несколько групп. Первую из них составляют труды, посвященные философии и теории публицистики. К ним можно отнести работы Е. В. Зелениной, В. В. Зеньковского, В. С. Степина, П. А. Сапронова, М. В. Шкондина, А. Л. Семеновой, Ю. В. Синеокой. Стоит сказать, что религиозно-философская публицистика не является главным предметом этих исследований, но термин упоминается «на полях». Вторая часть источников имеет непосредственное отношение к упомянутому феномену (Н. В. Козловская, А. Е. Рыбас, Н. М. Азарова, Р. В. Жолудь). Тем не менее, в них редко рассматривается текущее состояние религиозно-философской публицистики, за исключением кандидатских диссертаций М. А. Шахбазян и Е. В. Кузнецовой. Первая выделила ряд тенденций и сущностных свойств упомянутых текстов в трансформировавшемся в конце XX – начале XIX веков коммуникативном пространстве, другая – определила религиозно-философскую публицистику как часть современной философской. Наконец, нами рассмотрен блок работ об этнокультурной идентичности: М. Ш. Абдулаев, Е. С. Куква, И. В. Малыгина, М. А. Михайлова. Здесь было важно найти с точки взаимодействия журналистики и дискурса этнокультурной идентичности. Изучением этого вопроса занимались И. Н. Блохин, В. В. Ванчугов. Эмпирическую базу образуют два блока, позволяющие составить представление о том, с каких сторон рассматривают проблему этнокультурной идентичности в религиозно-публицистических текстах. Основой базы является контент-анализ материалов, размещенных в 2014-2016 годах в качественной прессе, размышляющей о самосознании человека и проводящей соответствующие дискуссии (газета «Завтра», приложение «Независимой газеты» «НГ Религия», «Литературная газета», журнал «Эксперт»). Вместе с тем, преследовалась задача дать более широкий контекст возникновению и развитию проблемы общности в религиозно-философской публицистике. В связи с этим привлечены материалы по теме и за более ранний период. Они были представлены в «Новой газете», газете «Известия», «Российской газете», журнале «Огонек», сборнике статей «Вехи-2009». Задачи магистерской диссертации: – определить функции, которые религиозно-философская публицистика выполняет в современном обществе; – рассмотреть значение этнокультурной идентичности в ценностно-смысловом поле религиозно-философской публицистики; – проанализировать масштаб проблемы укрепления этнокультурной идентичности в современной России и степень ее медийного освящения; – опираясь на тексты отечественных публицистов, определить причины кризиса этнокультурной общности на примере русской идентичности; – определить возможность преодоления кризиса русской идентичности с помощью религиозно-философских идей, заложенных в журналистские тексты. Методология и методы исследования: общенаучные методы описания, структурно-функциональный анализ, контент-анализ. Апробация исследования. Отдельные положения магистерской диссертации были представлены на различных конференциях – в ходе работы секции «Коммуникативные агрессии: российско-европейский контекст» международного форума STRATCOM (СПб, 2017), в рамках конференции «Медиа в современном мире. Петербургские чтения» (СПб, 2017) и международной научной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (СПб, 9-11 марта 2017 года). Структура работы обусловлена постановкой задач и последовательностью их решения. Магистерская диссертация содержит введение, две главы, заключение и список литературы.

90-е годы XX века в нашей стране были полны переломных событий. Реформы, получившие название «перестройка», привели к распаду СССР, крушению старой идеологии, смене идеалов. Возникший кризис в экономической и духовной сферах не могли пройти бесследно для общества. Стал быстро рушиться привычный образ жизни людей, появилась массовая эмиграция, «утечка мозгов». Одновременно внутри государства начался очередной процесс самоидентификации народов, в некоторых регионах поднялись сепаратистские настроения, и это привело к конфликтам. Благодаря глобализации и американизации в России появились характерные для этих процессов тенденции, в числе которых «размытие» коллективного самосознания.
В настоящий момент на укрепление этнокультурной идентичности направленны все усилия действующей власти и общества. Уже стала понятна ее важность для интеллектуальной и духовной жизни человека, необходимость оказывать ей поддержку. Однако помимо государственной политики в этой области, для формирования этнокультурной общности также нужно комфортное коммуникативное пространство. Религиозно-философская публицистика является площадкой для дискуссий, но что особенно важно, авторы философско-публицистических текстов запечатлевают идеи и анализируют их. В материалах современных публицистов есть смысловые ориентиры, прослежены точки роста новых ценностей.
Данный феномен закрепился в общественной практике религиозных философов Серебряного века. Значение его в российском социуме различалось в зависимости от исторического периода – мыслители то показывали новый путь находящейся в религиозно-идеологическом тупике стране (например, конец XIX – начало XX вв.), претендовали на расширение политических и социальных горизонтов, то, наоборот, уходили в тень. В настоящее время многие исследователи говорят о росте интереса общества к этому типу текстов, поскольку «ренессанс» испытывает публицистика в целом. Кроме того, одним из стремлений современной культуры является эклектика, что в конечном итоге ведет к междисциплинарности, образованию объектов на стыке наук и искусств. Религиозно-философская публицистика с ее синтезом веры и разума хорошо вписывается в эту тенденцию, использование этого термина в повседневной практике становится все популярнее.
Обоснование проблемы исследования. Мы рассматриваем дискурсы этнокультурной идентичности, их возникновение и развитие в религиозно-философской публицистике. Кроме того, нам интересно исследование обозначенной группы текстов в качестве познавательных. Это позволит выявить точки зрения, с которых освещают проблемы этнокультурной общности внутри конкретного направления, определить возможные пути их решения.
Проблемой представляется тот факт, что до сих пор современное состояние религиозно-философской публицистики практически не изучено. Несмотря на обилие литературы по этому вопросу, нет общепринятого определения данного вида публицистики, не прослежены основные тенденции, которые в ней существуют, не вполне ясно, как религиозно-философские концепции, заложенные в тексты, могут влиять на общество. В этом нам предстоит разобраться.
Таким образом, цель данной работы определить комплекс идей, которые, по мнению современных публицистов, помогут укрепить идентичность социума и его индивидов в публичном пространстве.
Объектом работы является религиозно-философская публицистика, актуализирующая проблемы этнокультурной идентичности. Предметом – ценности религиозно-философской публицистики, которые помогают преодолеть кризисные явления этнокультурной идентичности, с точки зрения современных авторов.
Степень научной разработанности темы. Исследования, которые в той или иной степени касались религиозно-философской публицистики, можно разделить на несколько групп.
Первую из них составляют труды, посвященные философии и теории публицистики. К ним можно отнести работы Е. В. Зелениной, В. В. Зеньковского, В. С. Степина, П. А. Сапронова, М. В. Шкондина, А. Л. Семеновой, Ю. В. Синеокой. Стоит сказать, что религиозно-философская публицистика не является главным предметом этих исследований, но термин упоминается «на полях».
Вторая часть источников имеет непосредственное отношение к упомянутому феномену (Н. В. Козловская, А. Е. Рыбас, Н. М. Азарова, Р. В. Жолудь). Тем не менее, в них редко рассматривается текущее состояние религиозно-философской публицистики, за исключением кандидатских диссертаций М. А. Шахбазян и Е. В. Кузнецовой. Первая выделила ряд тенденций и сущностных свойств упомянутых текстов в трансформировавшемся в конце XX – начале XIX веков коммуникативном пространстве, другая – определила религиозно-философскую публицистику как часть современной философской.
Наконец, нами рассмотрен блок работ об этнокультурной идентичности: М. Ш. Абдулаев, Е. С. Куква, И. В. Малыгина, М. А. Михайлова. Здесь было важно найти точки взаимодействия журналистики и дискурса этнокультурной идентичности. Изучением этого вопроса занимались И. Н. Блохин, В. В. Ванчугов.
Эмпирическую базу образуют два блока, позволяющие составить представление о том, с каких сторон рассматривают проблему этнокультурной идентичности в религиозно-публицистических текстах. Основой базы является контент-анализ материалов, размещенных в 2014-2016 годах в качественной прессе, размышляющей о самосознании человека и проводящей соответствующие дискуссии (газета «Завтра», приложение «Независимой газеты» «НГ Религия», «Литературная газета», журнал «Эксперт»). Вместе с тем, преследовалась задача дать более широкий контекст возникновению и развитию проблемы общности в религиозно-философской публицистике. В связи с этим привлечены материалы по теме и за более ранний период. Они были представлены в «Новой газете», газете «Известия», «Российской газете», журнале «Огонек», сборнике статей «Вехи-2009».
Автор поставил следующие задачи:
– определить функции, которые религиозно-философская публицистика выполняет в современном обществе;
– рассмотреть значение этнокультурной идентичности в ценностно-смысловом поле религиозно-философской публицистики;
– проанализировать масштаб проблемы укрепления этнокультурной идентичности в современной России и степень ее медийного освящения;
– опираясь на тексты отечественных публицистов, определить причины кризиса этнокультурной общности на примере русской идентичности;
– определить возможность преодоления кризиса русской идентичности с помощью религиозно-философских идей, заложенных в журналистские тексты.
Методы исследования: общенаучные методы описания, структурно-функциональный анализ, контент-анализ.
Новизна работы определяется тем, что в ней произведен анализ современной религиозно-философской публицистики в России, дан сравнительный анализ взглядов публицистов на проблему этнокультурной идентичности, в связи с чем была соответствующим образом проведена выборка публикаций из наиболее значимых в данном контексте изданий федерального уровня. Этот подход позволил сделать заключения о путях обретения и укрепления самосознания российского общества.
Научно-практическое значение работы состоит том, что в ней представлено обобщение обширного материала об этнокультурной общности и публицистике; выводы и положения исследования могут использоваться для дальнейшей разработки проблемы в теории журналистики. Исследовательская работа также может быть полезна практикующим публицистам и журналистам.
Апробация исследования. Отдельные положения магистерской диссертации были представлены на различных конференциях – в ходе работы секции «Коммуникативные агрессии: российско-европейский контекст» международного форума STRATCOM (СПб, 2017), в рамках конференции «Медиа в современном мире. Петербургские чтения» (СПб, 2017) и международной научной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (СПб, 9-11 марта 2017 года).
Структура работы обусловлена постановкой задач и последовательностью их решения. Магистерская диссертация содержит введение, две главы, заключение, список литературы.

Религиозно-философская публицистика – это актуальный текст, обращенный к широкому кругу читателей, основой которого являются религиозные представления, идеи, положения, выдвинутые автором, и их аргументация. Религиозно-философская публицистика прочно связана с той культурной средой, в рамках которой существует. Она способна влиять на этнокультурную идентичность, создавая духовные нормы, стереотипы, традиции и ценности.
Проанализировав научные работы, мы рассмотрели функции философско-публицистических текстов в современном обществе и пришли к выводу о том, что ими является создание пространства для ведения диалога, погружение в недра культуры новых категориальных смыслов и «переплавление» их в мировоззренческие универсалии. Кроме того, было установлено, что к философским проблемам сторонники религиозно-философского направления подходят с религиозных позиций. Отличие религиозно-философской публицистики от тех же богословских текстов состоит в трактовке тем. В религиозно-философской они истолковываются через призму собственных взглядов, которые далеко не всегда совпадают с христианским восприятием мира и претерпевают значительные изменения на протяжении жизни авторов.
Для того, чтобы понять те отношения, которые возникают между пространствами этнокультурной общности и религиозно-философской публицистики нам прежде всего потребовалось узнать, что коллективная идентичность значит для людей, а также определить, что мы будем иметь ввиду под «идентичностью» и «этнокультурной идентичностью». В работе отмечено, что идентичность является структурным компонентом личности, развивающимся в процессе взаимодействия индивида с окружением. Этнокультурная идентичность – это результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя частью исторически сложившейся общности, степень отождествления представителя этноса с одним народом и обособление от других.
Анализируя литературу по изучаемой теме, мы выяснили, что у религиозных философов есть тексты, в которых они рассуждают о «психологии народов», «характере стран» и стремятся к постижению их коллективной сущности. В конечном итоге это приводит мыслителей к выявлению роли, значения, миссии определенного народа (нации) во всемирной истории, определению его преимуществ и недостатков в интеллектуальной сфере. На мнение публицистов в вопросе этнокультурой общности влияют многие факторы, в том числе современные этнокультурные теории, на которые они опираются. Во-первых, примордиализм, согласно которому этничность – объективная данность. Во-вторых, инструментализм, предполагающий, что этнос возник благодаря политическим мифам, используемым культурными элитами в борьбе за власть. В-третьих, конструктивизм, рассматривающий этнос как интеллектуальный конструкт.
В диссертации приводится авторская интерпретация термина «дискурс этнокультурной идентичности», под которым подразумевается актуальное взаимодействие индивидов и групп в пространстве традиционных и новых медиа по вопросам этнокультурной общности, а результатом публичного обсуждения становится дифференцированная общественная реакция в виде новых интерпретаций определенных событий и тем. Прикладное значение такого дискурса состоит в том, что с его помощью обеспечивается многообразие мнений, взглядов и представлений в обществе.
В диссертации проанализирован масштаб проблемы самосознания в современной России и степень ее представленности в медиа. Выяснилось, что в России сделано многое для того, чтобы сплотить людей. Но этого все же не достаточно, чтобы преодолеть последствия «постперестроечного» кризиса и глобализации. Вместе с тем, интерес к решению проблемы есть, судя по обсуждениям в СМИ, и это дает надежду на нахождение объединяющей концепции. Срез прессы дал основание сделать вывод, что в религиозно-философской публицистике не сложилось пока однозначного мнения о том, какие идеи нужны народам страны.
Чтобы выяснить, способны ли религиозно-философские концепции, заложенные в тексты, повлиять на проблему, мы привлекли мнение экспертов. Один из собеседников (А. К. Секацкий) уверен, что религиозно-философские идеи могут сыграть свою роль, но при условии, что для их распространения используются новейшие каналы массовых коммуникаций, социальные сети. Сыграть важную роль может и личность носителя концепций, его образ в медиа. Еще один эксперт (А. Рыбас) перечислил такие характерные черты этого типа текстов как, например, попытка обосновывать необходимость динамического развития религии, поиск ответов на вызовы времени, установка на обретение цельного знания, Россия в качестве фундаментальной темы.
Контент-анализ религиозно-философских публикаций показал, что хотя некоторые публицисты симпатизируют комплексу религиозно-философских идей, далеко не все видят в нем то средство, благодаря которому люди обретут идентичность. Об этом свидетельствуют цифры. В общей сложности только за период 2014-2016 гг. было обнаружено 635 публикаций, посвященных проблеме этнокультурной идентичности. Из этого числа лишь 17% авторов выбрали религиозно-философский взгляд в качестве руководства к действию. И все же, как показывает контент-анализ, большинство из создателей философско-публицистических текстов находят в программах мыслителей то, что можно было бы использовать в настоящем.

Абдулаева М. Ш. Этнокультурная идентичность народов Дагестана: единство и многообразие [Электронный ресурс]. URL: disserCat  (дата обращения 07.11.2016).
Абушенко В. Л. Идентичность [Электронный ресурс] // Новейший философский словарь / Сост.игл. науч. ред. А.А. Грицанов. – Мн.: Книжный Дом, 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://opredelenie1.ru/ noveyshiy–filosofskiy–slovar/i/identity/ (дата обращения: 08.11.2016).
Азарова Н. М. Конвергенция философского и поэтического текстов XX – XXI вв. [Электронный ресурс]. URL: http://natalia-azarova.com/pdf/thesis.pdf (дата обращения: 11.07.2017).
Акопов Г. А. Средства массовой информации как инструмент актуализации политических проблем [Электронный ресурс]. URL: (05.02.2018).
Аполлонов И. А. Традиционный и посттрадиционный модусы личностной идентичности: к постановке проблемы // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – Майкоп, 2010. Вып. 2 (59). С. 11-16.
Баталов Э. Я. Русская идея и американская мечта. – М., 2009.
Библер В. С. Культура. Диалог культур. Опыт определения // Вопросы философии, 1989. № 6. С. 31-42.
Блохин И. Н. Журналистика в этнополитических коммуникациях: интерпретации толерантности [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 24.12.2016).
Блохин И. Н. Личность в пространстве массовой коммуникации: начала ролевого анализа: Монография. – СПб.: SCIENTIA, 2016.
Борхес Х. Л. Проза разных лет. – М.: Радуга, 1989.
Бестужев-Лада И. В., Наместникова Г. А. Социальное прогнозирование. М., 2002.
Ванчугов В. В. Образ Европы в «этнософических портретах» русских философов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.isepr.ru/upload/iblock/986/tetradi-15_3.pdf (27.07.2017).
Введение в философию: Учеб. пособие / Авт. кол.: И. Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2003.
Верховодько А., Рупова Р. Свет России грядущей. Человек и общество в «русской идее» Ивана Ильина. [Электронный ресурс]. URL: https://books.litres.ru/static/trials/11/96/16/11961671.a4.pdf (дата обращения: 18.10.2017).
Винарова М. Религиозно-философские собрания:
русская интеллигенция в поисках истины. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.ru/60013.html (дата обращения: 10.07.2017).
Горбоконенко С. А., Калашникова Н. Н. Характеристика понятия «Этническая Идентичность» [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 06.01.2017).
Горшков М. К. Культура как пространство диалога цивилизаций. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/143510688 (дата обращения: 20.09.2017).
Ермишин О. Т. Православные идеалы в московском религиозно-философском обществе памяти Вл. Соловьева // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Сер. 1: Богословие. Философия. Религиоведение. – М., 2007. Вып. 2 (18). С. 57-68.
Жолудь Р. В. Генезис христианской публицистики и формирование традиции православной проповеди: На примере творчества Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Иоанна Златоуста. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/genezis-khristianskoi-publitsistiki-i-formirovanie-traditsii-pravoslavnoi-propovedi-na-prime#ixzz4gJB9IqZQ (дата обращения: 14.07.2017).
Зеленина Е. В. Философская публицистика: ценностно–смысловые аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. № 1. С. 100–110.
Зеньковский В. История русской философии. – М.: Академический Проект, Раритет, 2011.
Йоргенсен М. В., Филлипс Л. Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод / пер. с англ. 2-е изд., испр. – Харьков.: Изд-во “Гуманитарный центр”, 2008.
История философии в формате статьи / cост. и отв. ред. Ю. В. Синеокая. – М.: Культурная революция, 2016.
Кара-Мурза А. А. Новое варварство. [Электронный ресурс]. URL: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/1995/Kara-Murza_Novoe_varvarstvo.pdf (дата обращения: 20.10.2017).
Кимелев Ю. А. Философия религии: Систематический очерк. — М.: ИД «Nota Bene», 1998.
Клюев В. Е. Политический массмедиадискурс в России: феномен и концепции (2000-е годы). [Электронный ресурс]. URL: http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1484722027_9795.pdf (26.07.2017).
Козловская Н. В. Особенности цитирования в русском религиозно-философском тексте // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. Сер. Филология. 2012. № 4. Т. 1. С. 158-165.
Козловская Н. В. Русский религиозно-философский текст: новые жанры и новые термины. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-religiozno-filosofskiy-tekst-novye-zhanry-i-novye-terminy (дата обращения: 09.07.2017).
Кондратьева Л. М. К проблеме идентичности в философии постмодернизма [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 15.10.2016).
Кортунов С. В. Национальная идентичность. Постижение смысла. – М.: Аспект пресс, 2009. – 592 с.
Костенко В. В. Теории миграции: от ассимиляции к транснационализму // Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. Т. XVII. № 3. С. 62-76.
Кройчик Л. Е. Публицистический текст как жанр и как дискурс // Акценты. Новое в массовой коммуникации. 2005. № 3-4. С. 11-17. 
Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII — начала XIX века: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1989.
Кузнецова Е. В. Философская публицистика современной России: генезис и потенциал познания (кандидатская диссертация, филологические науки). [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 11.07.2017).
Кузнецова Е. В. Философская публицистика. Концепт в интеллектуальном поле // Российский научный журнал. 2015. № 3. С. 195-201.
Куква Е.С. Формирование российской национальной идентичности: от дискурсивных к социальным практикам. [Электронный ресурс] // URL: (дата обращения 16.12.2017).
Курбанов Н. И. Этнокультурная идентичность в современной социокультурной ситуации [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения 17.12.2016).
Ланцов С. А., Ланцова И. С. Мировая политика начала XXI в.: теоретические прогнозы и реальные тенденции. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovaya-politika-nachala-xxi-v-teoreticheskie-prognozy-i-realnye-tendentsii (дата обращения 17.10.2017).
Липич Т. И. Диалог как форма взаимодействия культур. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialog-kak-forma-vzaimodeystviya-kultur (дата обращения: 18.09.2017).
Лосский Н. О. История русской философии. – М., 1991.
Ляушева С. А., Нагой А. А. Религиозная идентичность в современной культуре // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, экономика, юриспруденция, политология, культурология. – Майкоп, 2009. Вып. 9. С. 221-225.
Малыгина И. В. Методологические дискурсы этнокультурной идентичности: ресурс взаимодополняемости //Ярославский педагогический вестник. 2015. № 5. С. 219-224.
Маслин М. А. Русская идея. [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/enc_philosophy/Russkaya-ideya-8749.html (дата обращения: 20.10.2017).
Массмедиа российского мегаполиса: типология печатных СМИ / ф-т журн. С.- Петерб. гос. ун-та; под общ. ред. М. А. Шишкиной; науч. ред. Б. Я. Мисонжников. – СПб.: Роза мира, 2009.
Медиа накануне постсекулярного мира: кол. монография / под ред. В. А. Сидорова. – СПб.: ИД «Петрополис», 2014.
Михайлова М. А. Этнокультурная идентичность в условиях культурной глобализации // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2013. Сер.: Философия, социология, политология, культурология. Вып. 14. С. 191-196.
Могилевская О. С. Проблема «русскости» в публицистическом творчестве В. А. Пьецуха. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problematika-russkosti-v-publitsisticheskom-tvorchestve-v-a-pietsuha (дата обращения: 18.10.2017).Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/cultural_diversity.shtml (дата обращения: 02.01.2017).
Мохирева С. В. Актуализация религиозно-политического контекста в дискурсе вербального события («Pussy Riot» в храме Христа Спасителя). [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 05.02.18).
Набокина М. Е. Структурные и организационные особенности Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьёва. [Электронный ресурс]. URL: http://www.km.ru/referats/335205-strukturnye-i-organizatsionnye-osobennosti-moskovskogo-religiozno-filosofskogo-obshchestva-pa (дата обращения: 10.07.2017).
Назарчук А. В. Теория коммуникации в современной философии. – М.: Прогресс-Традиция, 2009.
Немец Г.Н. Публицистическая личность в структуре пропагандистского дискурса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение / [Электронный ресурс] // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/publitsisticheskaya-lichnost-v-strukture-propagandistskogo-diskursa (дата обращения: 11.02.18).
Нерсесова Т. Е. Аксиологическая основа медиаконтента как способ формирования субъективного восприятия культурных ценностей общества и их оценки. [Электронный ресурс]. URL: http://mediascope.ru/node/835 (дата обращения: 16.07.2017).
Овчинникова Ю. Г., Селюгина П. Б. Личностная идентичность: от философских истоков к психологической сущности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 1. С. 153-161.
Павлов А. Т. Было ли в России в начале XX века религиозно-философское возрождение? [Электронный ресурс]. URL:
(дата обращения: 12.07.2017).
Павловски М., Георгиевска–Яковлева Л. СМИ и национальная идентичность [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 15.10.2016).
Разлогов К. Э. Метаморфозы идентичности [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 03.01.2017).
Рашкофф Д. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. – М.: Ультра, 2003.
Рыбас А. Е. Основные подходы к изучению истории русской философии. [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy.spbu.ru/userfiles/rusphil/%20podhodyi%20k%20izucheniyu%20istorii%20russkoy%20filosofii.pdf (дата обращения: 21.07.2017).
Сапронов П. А. Русская религиозно-философская мысль и современность // Начало. 1998. № 6. С.152-166.
Секацкий А. Миссия пролетариата. – СПб.: Лимбус-Пресс, 2016.
Семенова А. Л. Философская публицистика начала 1900–х годов // Вестник Санкт–Петербургского ун-та. Сер. 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2008. Вып. 2. С. 332-338.
Сидорин В. В. Отечественная историография русской философии на рубеже веков: проблемы и перспективы. Размышления о книге Алиссы ДеБласио «The End of Russian Philosophy. Tradition and Transition at the Turn of the 21st Century». [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennaya-istoriografiya-russkoy-filosofii-na-rubezhe-vekov-problemy-i-perspektivy-razmyshleniya-o-knige-alissy-deblasio-the-end-of#ixzz4dkpsyYNX(дата обращения: 14.07.2017).
Сидоров В. А. Медиавирусы как средство коммуникативных агрессий // Гуманитарный вектор. Сер. Филология. Востоковедение. 2016. № 5. С. 122-129.
Сидоров В. А. Публичный дискурс и медиасфера: условия и субъекты функционирования // Журналистский ежегодник. Научный журнал Томского гос. ун-та. 2013. № 2. Ч. 1. С. 15-19.
Сидоров В. А. Ценностное осознание журналистики // Преподаем журналистику: взгляды и опыт: Материалы для дискуссии / Ред. -сост. С. Г. Корконосенко. – СПб.: СПбГУ, 2006. С. 33-42.
Сидоров В. А. Прогностика в современных СМИ: ценностный анализ прошлого и поиск идеалов // Журналистика в мире политики: модель для будущей России: материалы секционного заседания Дней философии в Петербурге–2010 / ред.–сост. И. Н. Блохин, С. Г. Корконосенко. – СПб., 2011. – С. 63-76.
Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. – М., 1988. Т. 2.
Солопова О. Прогностическая функция аналитического жанра журналистики. [Электронный ресурс] // URL: (дата обращения: 08.12.2017).
Степин В. С. Конструктивные и прогностические функции философии. Доклад на ХХП Всемирном философском конгрессе /Сеул, Южная Корея/ // «Вопросы философии, 2009, № 1, С. 5-10.
Столович Л. Н. История русской философии. Очерки. – М.: Республика, 2005.
Сухов А. Д. Русская философия: характерные признаки и представители, особенности развития. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012.
Таушев А. Руководство по гомилетеке. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2001.
Уэбстер Ф. Теории информационного общества / пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 2004.
Фомичева И. Д. Качественная и количественная стратегии эмпирических исследований // Исследования СМИ: методология, подходы, методы. М., 2011.
Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект// Вопросы философии. 1992. № 4.
Хабермас Ю. Против «воинствующего атеизма». «Постсекулярное» общество – что это такое. [Электронный ресурс]. URL: http://www.russ.ru/pole/Protiv-voinstvuyuschego-ateizma (дата обращения: 20.07.2017).
Хилько Н. Ф. Формирование этнокультурной идентичности в процессе интеграции массового медиаобразования в поликультурный социум (методологические проблемы). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-etnokulturnoy-identichnosti-v-protsesse-integratsii-massovogo-mediaobrazovaniya-v-polikulturnyy-sotsium (дата обращения: 25.07.2017).
Чаадаев П. Я. Статьи и письма / сост. Б. Н. Тарасова. – М.: Современник. 1989.
Чернякова Н. С. Ценностные основания культуры. – СПб.: Изд-во РРГПУ, 2003.
Шайдуллина Ю. Д. Дискурс как объект лингвистики. Дискурс и текст. Дискурс и диалог. [Электронный ресурс]. URL: http://mirznanii.com/a/277196/diskurs-kak-obekt-lingvistiki-diskurs-i-tekst-diskurs-i-dialog (дата обращения: 23.07.2017).
Шалимова Е. В. Ресурсы диалога в отечественной публицистике 1917-1920гг. (на примере публицистики И. А. Бунина, В. Г. Короленко, А. М. Горького). [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/zhurnalistika/resursy-dialoga-v-otechestvennoj-publicistike-1917-1920gg.html (дата обращения: 23.07.2017).
Шахбазян М. А. Рецензия в русской религиозно-философской публицистике как подражание проповеди. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/retsenziya-v-russkoy-religiozno-filosofskoy-publitsistike-kak-podrazhanie-propovedi (дата обращения: 15.07.2017).
Шахбазян М. А. Трансформация коммуникативного пространства в религиозно-философской публицистике русского модернизма: автореф. дис. … докт. филол. наук. – Краснодар, 2012.
Шкондин М. В. Периодическая печать: системные основы типологии // Типология периодической печати / под ред. М.В. Шкондина и Л. Л. Реснянской. – М., 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://knigi.tr200.biz/index.php?id=4148238 (дата обращений: 01.08.2017).
Шумилова Е. А., Ходжаева Е. А. Особенности становления российской гражданской идентичности мусульман в Татарстане [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 12.12.2016).
Learner’s Dictionary. 3nd ed. N.Y.: Cambridge University Press, 2010. 1798 p.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Социально-культурные факторы популярности массовой прессы
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Имидж китайской компании ALIBABA в российской медиасреде
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    СМИ в популяризации искусства Китая за рубежом
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет