Дистантные связи в предикатных группах русской разговорной речи (на материале корпуса «Один речевой день»)

Наумова Анфиса Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Выпускная квалификационная работа посвящена количественным и структурным характеристикам предикатных групп русской разговорной речи, в частности, их дистантных связей. Исследуемый материал составляют 830 предикатных групп, представляющих речь информантов разного пола, возраста и профессий. Источником материала послужил звуковой корпус русского языка повседневного общения «Один речевой день». В теоретических главах освещены основные научные подходы к изучению объекта исследования и приведена лингвистическая гипотеза о различии устной и письменной речи с позиции симметрии дистантных связей. В практических главах отражены методы и результаты работы. В результате проделанного исследования подтверждена основная гипотеза работы о левосторонности устной русской речи. Достоверность сделанных в ходе работы наблюдений проверена на значимость с помощью статистических методов. Помимо количественных характеристик дистантных связей предикатных групп были рассмотрены их структурные особенности. На практике полученные данные могут использоваться, в частности, при построении синтаксической модели русского языка повседневного общения.

Устная спонтанная речь стала предметом исследований специалистов в области языкознания сравнительно недавно. В оппозиции устная vs. письменная речь последняя долгие годы занимала главенствующее положение в лингвистических исследованиях. Что касается устной речи, она становилась объектом научного анализа существенно реже и, как правило, с позиций диалектологии. Однако во второй половине прошлого века средства фиксации речи стали более распространёнными и легкодоступными, что обусловило рост научного интереса к ней. Успешными направлениями в исследовании диалогической речи являются теория речевых актов [Остин, 1986; Серль, 1986] и конверсационный анализ [Sacks, Schegloff, 1973; Sacks, Schegloff, Jefferson, 1974]. Монологическая же речь привлекла внимание исследователей немного позднее; здесь в первую очередь следует отметить работы социолингвистов — Б. Н. Головина [Головин, 1969], Л. П. Крысина [Крысин, 1989], Т. И. Ерофеевой [Ерофеева Т.И., 1991] и др.
Любыми формами устной речи позволяет заниматься корпусная лингвистика — «область лингвистики, связанная с созданием и совершенствованием корпусов текстов, а также с их применением в качестве инструмента лингвистического исследования» [Яскевич, 2009]. Развитие корпусной лингвистики послужило разностороннему анализу устной речи и её особенностей на всех уровнях языка, начиная с фонетического и заканчивая дискурсивным. Так, например, на синтаксическом уровне выделяют единицы, которые могли бы послужить аналогом предложения в письменной форме языка, например, высказывания [Бахтин, 1986, с. 258], клаузы [Тестелец, 2001, с. 229–268], элементарные дискурсивные единицы (ЭДЕ) [Кибрик, Подлесская, 2009] и прочие.
В настоящее время одним из активно разрабатываемых корпусов русского языка является корпус «Один речевой день» [Asinovsky et al., 2009; Звуковой корпус …, 2013; 2014; 2015]. Особенностью данного ресурса является то, что он содержит звукозаписи повседневной русской речи, выполненные в условиях естественной коммуникации. Научный коллектив, работающий с данным корпусом, исследует устную спонтанную речь в различных аспектах. Однако не до конца выясненным остаётся вопрос организации речи на синтаксическом уровне.
В связи с вышесказанным объектом настоящего исследования стала русская разговорная речь, представленная в речевом корпусе русского языка «Один речевой день» (ОРД корпус). Предметом исследования были выбраны предикатные группы (ПГ). Под предикатной группой в данной работе понимается предикат и его окружение. В отличие от традиционно используемого термина «предикативная группа» в предикатную в настоящем исследовании включаются не только зависимые от предиката единицы, но и формально не зависимые от него элементы, относящиеся однако к цепочке слов ПГ (например, частицы, междометья и др.). В частности, внимание было обращено на дистантные связи в предикатных группах. Под дистантными связями в настоящем исследовании понимаются левая и правая ширина предикатных групп (их дистантность).
Целью данной квалификационной работы является описание и анализ синтаксиса повседневной русской речи с позиции дистантных связей в предикатных группах.
Цель, поставленная в настоящем исследовании, обусловила следующие конкретные задачи, требующие решения:
изучить научную литературу, касающуюся синтаксиса русской устной речи и его единиц;
рассмотреть линейную удалённость зависимых синтаксических элементов от главного;
определить средний объём предикатной группы в устной речи, а также её правую и левую дистантность;
сопоставить полученные данные с количественными характеристиками высказываний в письменной речи;
проанализировать влияние гендерных и возрастных факторов на степень и характер дистанцирования элементов в рассматриваемых синтаксических группах.
Материалом для исследования послужило 830 предикатных групп.
Материал анализировался с помощью традиционных методов лингвистического анализа (описательного, сопоставительного и др.), при формировании количественных подсчетов использовались статистические методы анализа данных.
Основная гипотеза, на проверку которой ориентирована данная работа, такова: разговорная русская речь имеет тенденцию к левосторонности, т. е. в устной речи в отличие от письменной левая дистантность предикатных групп количественно преобладает над правой. Кроме того, в работе предпринимается попытка определить, существует ли зависимость между синтаксическим уровнем языка (в частности, дистантными связями предикатных групп) и социальными характеристиками говорящего.
Актуальность настоящей работы заключается прежде всего в её исследовательской направленности — изучение спонтанной бытовой устной речи в последние годы служит предметом активного научного интереса в различных областях лингвистики. Данная работа является вкладом в создание грамматики речи, о необходимом создании которой в научном сообществе говорится уже полвека [Мартинэ, 1963, с. 389]. Также исследование затрагивает социальный аспект анализа речи, что соответствует растущему интересу к междисциплинарным научным изысканиям. Кроме того, исследование проведено в рамках корпусного подхода, одного из ведущих в современной лингвистике, а полученные результаты являются актуальными для дальнейших исследований синтаксических особенностей разговорной речи в рамках прикладной лингвистики.
Научная новизна исследования обусловлена тем фактом, что впервые проводится многоаспектный анализ дистантных связей синтаксических групп на материале корпуса звукозаписей русской разговорной речи, получены статистические данные о реализации предикатных групп в речи представителей разных социальных групп и проведён их сопоставительный анализ.
В теоретическом плане работа вносит вклад в описание синтаксиса русской устной речи. Настоящее исследование включает комплексное описание количественных характеристик синтаксических единиц, выявленных на устном материале. Эти данные необходимы для построения грамматики разговорной речи, для документального подтверждения отличий устной речи от письменной на синтаксическом уровне. Кроме того, полученные данные имеют значение и для социолингвистических исследований повседневной русской речи.
Практическое значение исследования заключается в систематизированном описании типовых синтаксических единиц устной речи. Эти данные могут использоваться в многочисленных практических приложениях, связанных с построением синтаксической модели языка повседневного общения (в частности, для разработки многофункциональных диалоговых систем при общении человека с автоматизированными устройствами на естественном языке, для систем синтеза и распознавания повседневной речи и др.).
Структура работы отражает ход исследования и включает введение, 2 теоретических и 2 практических главы, заключение, список использованной литературы, список принятых в работе сокращений и приложение.
Апробация работы была проведена в ходе обсуждения некоторых положений и результатов настоящего исследования на научных конференциях:

Настоящее исследование посвящено изучению дистантных связей в предикатных группах русской разговорной речи. Источником материала для исследования послужил Звуковой корпус русского языка повседневного общения «Один речевой день». В качестве предмета исследования в работе принята предикатная группа, определяемая как предикат и его окружение.
В первой главе работы освещены основные научные подходы к изучению устной разговорной речи. В ней приведён обзор некоторых лингвистических корпусов, а также описан социолингвистический аспект изучения «живой» устной речи.
Вторая глава исследования посвящена синтаксису устной разговорной речи, вопросам, касающимся анализа синтаксических структур и влиянию социолингвистического фактора на данный уровень языка. Представлена гипотеза о различии в симметрии дистантных связей устной и письменной речи.
В третьей главе работы отражён ход исследования. Описан способ отбора материала и методы его анализа. Приводится система синтаксических обозначений, использованных для аннотирования материала. Количественные характеристики предикатных групп устной речи статистически оцениваются для всех говорящих и для каждой социальной группы в отдельности. В работе подробно рассмотрены дистантные связи в речи различных гендерных, возрастных и профессиональных групп. На основе их сопоставления приводится ряд наблюдений. В качестве выводов представлены лишь те из них, достоверность которых была доказана с помощью строгих статистических методов. Подтверждена гипотеза о левосторонности устной речи с точки зрения дистантных связей предикатных групп.
Четвёртая глава затрагивает структурные характеристики предикатных групп. Их тип и частеречный состав анализируются так же, как и их количественные показатели в третьей главе. Сделанные наблюдения также подвергаются проверке с помощью статистических методов, в качестве выводов приведены лишь статистически значимые. Вторично подтверждена гипотеза о том, что для русской разговорной речи типичны левоветвящиеся конструкции.
Двухаспектный анализ предикатных групп позволил сделать несколько статистически значимых наблюдений, которые были отражены в качестве выводов в конце обеих практических глав. Полученные данные подтвердили левосторонний характер дистантных связей в предикатных группах русской разговорной речи, а также дали представление о социолингвистической вариативности предмета исследования. Кроме того, настоящее исследование показало работоспособность избранных методов анализа устной речи. Также было выявлено несколько тенденций, статистическая значимость которых не была доказана.
По этой причине представляется возможным отнести к перспективам данного исследования дальнейшее изучение предикатных групп на большем количестве материала в двух направлениях. Во-первых, проведение более глубокого анализа дистантных связей с точки зрения не только количественных, но и качественных характеристик. Во-вторых, подтверждение или опровержение описанных наблюдений и формирование диагностических признаков социолингвистической вариативности устной разговорной речи.

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение: Уч. пособие. — М.: Просвещение, 1984. — 384 с.
Адмони В.Г. Система форм речевого высказывания. — СПб.: Наука, 1994. — 153 с.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л.: ЛГУ, 1968. — 338 с.
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Художественная литература, 1975. — 504 с.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986. — 445 с.
Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. Учебник. — М.: РГГУ, 2001. — 439 с.
Богданов В.В. Семантико-синтаксическая организация предложения. — Л.: ЛГУ, 1977. — 203 с.
Богданова Н.В. О корпусе текстов живой речи: новые поступления и первые результаты исследования // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: По материалам ежегодной Междун. конфер. «Диалог» (Бекасово, 26-30 мая 2010 г.). — Вып. 9 (16). / гл. ред. А.Е. Кибрик. — М.: РГГУ, 2010а. — С. 35–40.
Богданова Н.В. Полевая лингвистика и проблема учебного текста // Материалы XXXVI Междун. филол. конф. 12-17 марта 2007 г., Санкт-Петербург. — Вып. 20: Полевая лингвистика. Интегральное моделирование звуковой формы естественного языка / отв. ред. А.С. Асиновский, Н.В. Богданова. — СПб.: СПбГУ, 2007. — С. 21–30.
Богданова Н.В. Принцип невода и принцип ковчега в корпусных исследованиях русской речи // Слово есть дело. Юбилейный сборник научных трудов в честь профессора Ирины Павловны Лысаковой. — Т. 1. — СПб.: Сударыня, 2010б. — С. 82–91.
Богданова Н.В., Бродт И.С., Куканова В.В., Павлова О.В., Сапунова Е.М., Филиппова Н.С. О «корпусе» текстов живой речи: принципы формирования и возможности описания // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. По материалам ежегодной междун. конф. «Диалог» (2008). — Вып. 7 (14). / гл. ред. А.Е. Кибрик. — М.: РГГУ, 2008. — С. 57–61.
Богданова Н.В., Куканова В.В., Сапунова Е.М., Филиппова Н.С. Звуковой корпус как способ описания языка современного города // Материалы Междун. науч. конф. «Речевая коммуникация в современной России». 28-30 апреля 2009 г. / под ред. О.С. Иссерс, Н.А. Кузьминой. — Омск: Ом. гос. ун-т, 2009. — С. 43–48.
Богданова-Бегларян Н.В., Шерстинова Т.Ю., Баева Е.М., Блинова О.В., Мартыненко Г.Я., Ермолова О.Б., Рыко А.И. и др. Русский язык повседневного общения: особенности функционирования в разных социальных группах. Коллективная монография. — СПб.: Лайка, 2016. — 244 с.
Богданова-Бегларян Н.В. Прагматемы в устной повседневной речи: определение понятия и общая типология // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. — Вып. 3 (27). — Пермь: ПГУ, 2014. — С. 7–20.
Богданова-Бегларян Н.В. Функционирование некоторых прагматем русской устной речи в коммуникации представителей разных социальных групп // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. — Вып. 2 (34). — Пермь: ПГУ, 2016. — С. 38–49.
Богданова-Бегларян Н.В., Асиновский А.С., Блинова О.В., Маркасова Е.В., Рыко А.И., Шерстинова Т.Ю. Звуковой корпус русского языка: новая методология анализа устной речи // Язык и метод: Русский язык в лингвистических исследованиях XXI века. — Вып. 2 / ред. Д. Шумска, К. Озга. — Kraków: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellońskiego, 2015. — С. 357–372.
Богданова-Бегларян Н.В., Блинова О.В., Мартыненко Г.Я., Шерстинова Т.Ю. Некоторые инвариантные характеристики русской разговорной речи: фонетика, морфология, синтаксис // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: по материалам ежегодной Междун. конф. «Диалог» (Москва, 31 мая — 3 июня 2017 г.). — Вып. 16 (23). Т. 2. — М.: РГГУ, 2017а. — С. 75–86.
Богданова-Бегларян Н.В., Шерстинова Т.Ю., Блинова О.В., Мартыненко Г.Я. Корпус «Один речевой день» в исследованиях социолингвистической вариативности русской разговорной речи // Анализ разговорной русской речи (АР3-2017): Труды седьмого междисциплинарного семинара / науч. ред. Д.А. Кочаров, П.А. Скрелин. — СПб.: Политехника-принт, 2017б. — С. 14–20.
Бодуэн де Куртенэ И.А. Значение языка как предмета изучения // Методика преподавания русского языка (хрестоматия) / ред. М.С. Лапатухин. — М.: Учпедгиз, 1960. — 483 с.
Бодуэн де Куртенэ И.А. Некоторые из общих положений, к которым довели Бодуэна его наблюдения и исследования явлений языка // И.А. Бодуэн де Куртенэ. Избранные труды по общему языкознанию. — Т. 1. — М.: АН СССР, 1963. — 384 с.
Брайт У. Введение: параметры социолингвистики // Новое в лингвистике. — Вып. VII. — М.: Изд-во иностранной литературы, 1975. — С. 34–41.
Буторов В.Д. Моделирование синтаксиса естественного языка // Прикладное языкознание / отв. ред. А.С. Герд. — СПб.: СПбГУ, 1996. — 528 с.
Вахтин Н.Б., Головко Е.В. Социолингвистика и социология языка. Учебное пособие. — СПб.: Гум. академия, 2004. — 336 с.
Венгер Л.А. Возрастная психология // Большая советская энциклопедия. — Т. 5. — М.: Советская энциклопедия, 1971. — 640 с.
Волохина Г.А., Попова З.Д. Синтаксические концепты русского простого предложения. — Воронеж: ВГУ, 2003. — 196 с.
Выготский Л.С. Мышление и речь // Л. С. Выготский. Избранные психологические исследования. — М.: АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
Гаспаров Б.М. Устная речь как семиотический объект // Ученые записки Тартуского университета. — Вып. 442. — Тарту: Тартусский университет, 1978. — 145 с.
Головин Б.Н. Вопросы социальной дифференциации языка // Вопросы социальной лингвистики. — Л.: Наука, 1969. — 417 с.
Гомон Т.В. Исследование документов с деформированной внутренней структурой.: дис. … канд. юрид. наук. — М., 1990. — 182 с. (машинопись).
Горошко Е.И. Особенности мужского и женского вербального поведения (психолингвистический анализ): дис. … канд. филол. наук. — М., 1999. — 158 с. (машинопись).
Грановская Р.М. Элементы практической психологии: Уч. пособие. — Л.: ЛГУ, 1988. — 560 с.
Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка // Новое в лингвистике. — Вып. 1. — М.: Изд-во иностранной литературы, 1960. — С. 264–389.
Ерофеева Е.В. Вероятностная структура идиомов: социолингвистический аспект. — Пермь: ПГУ, 2005. — 315 с.
Ерофеева Е.В. Языковая ситуация современного города и методы ее исследования // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. — Вып. 5 — Пермь: ПГУ, 2009. — С. 16–23.
Ерофеева Т.И. Опыт исследования речи горожан (территориальный, социальный и психологический аспекты). — Свердловск: Урал. гос. ун-т, 1991. — 135 с.
Ерофеева Т.И. Понятие «социолект» в истории лингвистики XX века // Изменяющийся языковой мир. — Пермь: ПГУ, 2002. — С. 170–175.
Ерофеева Т.И. Современная городская речь. — Пермь: ПГУ, 2004. — 316 с.
Ерофеева Т.И. Штрихи речевого портрета Прикамья. Учебное пособие. — М.: Флинта, 2012. — 192 с.
Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М.: АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
Захаров В.П. Корпусная лингвистика: Уч.-метод. пособие. — СПб.: СПбГУ, 2005. — 48 с.
Звуковой корпус как материал для анализа русской речи. Коллективная монография. Часть 1. Чтение. Пересказ. Описание / отв. ред. Н.В. Богданова-Бегларян. — СПб.: СПбГУ, 2013. — 532 с.
Звуковой корпус как материал для анализа русской речи. Коллективная монография. Часть 2. Теоретические и практические аспекты анализа. Том 1. О некоторых особенностях устной спонтанной речи разного типа. Звуковой корпус как материал для преподавания русского языка в иностранной аудитории / отв. ред. Н.В. Богданова-Бегларян. — СПб.: СПбГУ, 2014. — 396 с.
Звуковой корпус как материал для анализа русской речи. Коллективная монография. Часть 2. Теоретические и практические аспекты анализа. Том 2. Звуковой корпус как материал для новых лексикографических проектов / отв. ред. Н.В. Богданова-Бегларян. — СПб.: СПбГУ, 2015. — 364 с.
Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. — М.: Русский язык, 1979. — 240 с.
Земская Е.А., Китайгородская М.А., Розанова Н.Н. Особенности мужской и женской речи // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. — М.: Наука, 1993. — С. 90–135.
Земская Е.А., Китайгородская М.В., Ширяев Е.Н. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. — М.: Наука, 1981. — 276 с.
Иванова О.А. К характеристике внутриязыкового контакта между литературной и профессиональной речью носителя русского языка // Материалы XXXVII междун. филол. конф. — Вып. 21. Полевая лингвистика. Интегральное моделирование звуковой формы естественных языков. 10–15 марта 2008 года / отв. ред. А.С. Асиновский, науч. ред. Н.В. Богданова. — СПб.: СПбГУ, 2008. — С. 25–35.
Иванова О.А. Специфика бытовой речи различных профессионально ориентированных групп: дис. … маг. лингв. — СПб., 2011. — 112 с. (машинопись).
Иванова О.А. Стилевая «разноголосица» в бытовой спонтанной русской речи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Филология. Востоковедение. Журналистика. Серия 9. — СПб.: СПбГУ, 2010. — С. 116–121.
Ильичева О.В. Синтаксические признаки спонтанной речи в соотношении с социальными характеристиками говорящего // Материалы XXVII межвуз. науч.-метод. конф. преподавателей и аспирантов. — Вып. 2. Секция грамматики (русско-славянский цикл). 16-22 марта 1998 г.: Тезисы докладов / отв. ред. Г.Н. Акимова. — СПб.: СПбГУ, 1998. — С. 32–35.
Карасик В.И. Язык социального статуса. — М.: ИЯ АН СССР, Волгоградский педагогический ин-т, 1991. — 495 с.
Кибрик А.А., Подлесская В.И. Рассказы о сновидениях. Корпусное исследование устного русского дискурса. — М.: Языки славянских культур, 2009. — 735 c.
Кибрик А.А. Полевая лингвистика // Энциклопедия Кругосвет: универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. 2017. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/polevaya_lingvistika.html (дата обращения: 19.05.2018).
Кирилина А.В., Томская М.В. Лингвистические гендерные исследования // Отечественные записки. — № 2 (23). — М.: НИУ ВШЭ, 2005. — С. 112–132.
Косериу Э. Синхрония, диахрония и история // Новое в лингвистике. — Вып. 3. — М.: Изд-во иностранной литературы, 1963. — С. 143–343.
Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. — М.: Наука, 1989. — 186 с.
Крысин Л.П. Язык в современном обществе. — М.: Просвещение, 1977. — 191 с.
Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1986. — 127 с.
Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. — М.: Просвещение, 1975. — 215 с.
Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис / отв. ред. Ф.П. Филин. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. — 400 с.
Лаптева О.А. Синтаксис типизированных предикативных конструкций устно-разговорной разновидности современного русского литературного языка: автореф. дис. … докт филол. наук. — М., 1974а. — 47 с.
Лаптева О.А. Устно-литературная разновидность современного русского литературного языка и другие его компоненты. Статья 1. // Вопросы стилистики. — Вып. 7. — Саратов: Сарат. гос. ун-т., 1974б. — С. 73–91.
Лаптева О.А. Устно-литературная разновидность современного русского литературного языка и другие его компоненты. Статья 2. // Вопросы стилистики. — Вып. 8. — Саратов: Сарат. гос. ун-т., 1974в. — С. 86–107.
Лаптева О.А. Устно-литературная разновидность современного русского литературного языка и другие его компоненты. Статья 3. // Вопросы стилистики. — Вып. 9. — Саратов: Сарат. гос. ун-т., 1975. — С. 93–104.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 682 с.
Лурия А.Р. Язык и сознание. — М.: МГУ, 1979. — 320 с.
Малиновская А.И. Репродуктив как объект многоаспектного анализа (на материале Звукового корпуса русского языка): дис. … маг. лингв. — СПб, 2012. — 103 с. (машинопись).
Мартине А. Основы общей лингвистики // Новое в лингвистике. — Вып. 3. — М.: Изд-во иностранной литературы, 1963. — С. 366–566.
Мартыненко Г.Я. Синтаксис живой спонтанной речи: симметрия линейных порядков // Корпусная лингвистика. 2015. Труды международной конференции / отв. ред.: В.П. Захаров, О.А. Митрофанова, М.В. Хохлова. — СПб.: СПбГУ, 2015. — С. 371–378.
Мартыненко Г.Я. Сложность синтаксических структур и стилистическая диагностика // Прикладное языкознание / отв. ред. А.С. Герд. — СПб.: СПбГУ, 1996. — 528 с.
Мартыненко Г.Я., Реброва П.В., Шерстинова Т.Ю., Ядченко Я.Н. Динамическая симметрия в исследованиях устной речи и письменного текста // Мат-лы XLIV Межд. филолог. конференции (2015) / ред.: М.В. Хохлова. Секция прикладной и математической лингвистики. — СПб.: СПбГУ, 2016. — В печати.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. Учебник для филологических специальностей вузов. — М.: Высшая школа, 1987. — 272 с.
Остин Дж.Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. — Вып. 17. Теория речевых актов. — М.: Прогресс, 1986. — С. 22–131.
Панов М.В. История русского литературного произношения XVIII-XX вв. — М.: Наука, 1990. — 456 с.
Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. — М.: Высшая школа, 1979. — 256 с.
Петерсон М.Н. Очерк синтаксиса русского языка. — М., Пг.: Госиздат, 1923. — 132 с.
Полевая лингвистическая практика: Учебно-методический комплекс сложной структуры. Ч. 2: Методические указания по обработке, многоуровневой разметке и лингвистическому анализу корпуса звучащих текстов на русском языке / Сост. Асиновский А.С., Богданова Н.В., Бродт И.С., Королева И.В., Русакова М.В., Рыко А.И., Степанова С.Б., Филиппова Н.С., Шерстинова Т.Ю. — СПб.: СПбГУ, 2010. — 141 с.
Попова Т.И. Сложные прагматемы-редупликаты в русской устной речи: проблемы описания и варианты решения // Коммуникативные исследования / гл. ред. О.С. Иссерс. — № 3 (9). — Омск: ОГУ, 2016. — С. 36–47.
Реброва П.В. Структурные и линейные порядки в спонтанной речи (на материале корпуса «Один речевой день»): дис. … маг. лингв. — СПб., 2014. — 104 с. (машинопись).
Реброва П.В. Формальное описание синтаксиса устной речи при помощи грамматики непосредственно составляющих (на материале корпуса «Один речевой день»): дис. … канд. филол. наук. — СПб., 2017. — 109 с. (машинопись).
Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1940. — 704 с.
Русакова Е.Б. Русский компьютерный социолект: формирование и функционирование: дис. … канд. филол. наук. — Калининград, 2007. — 192 с. (машинопись).
Русский язык повседневного общения: особенности функционирования в разных социальных группах. Коллективная монография / отв. ред. Н.В. Богданова-Бегларян. — СПб.: ЛАЙКА, 2016. — 244 с.
Салматова Ю.О. Статистический анализ глагольных групп в русской устной речи: дипломная работа. — СПб.: СПбГУ, 2010. — 40 с.
Седов К.Ф. Дискурс и личность эволюция коммуникативной компетенции. — М.: Лабиринт, 2004. — 320 с.
Серль Дж.Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. — Вып. 17. Теория речевых актов. — М.: Прогресс, 1986. — С. 151–169.
Сибата Т. Исследование языкового существования в течение 24 часов // Языкознание в Японии. — М.: Радуга, 1983. — С. 134–141.
Сиротинина О.Б. Разговорная речь (определение понятия, основные проблемы) // Вопросы социальной лингвистики. — Л.: Наука, 1969. — 373–391.
Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь: Пособие для учителя — М.: Просвещение, 1983. — 80 с.
Словарь социолингвистических терминов / Отв. ред В.Ю. Михальченко. — М.: ИЯ РАН, 2006. — 312 с.
Смирницкий А.И. Синтаксис английского языка. — М.: Изд-во литературы на иностранных языках, 1957. — 286 с.
Соссюр Ф. де. Заметки по общей лингвистике. 2-е изд. — М.: Прогресс, 2001. — 280 с.
Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. — Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 1999. — 432 с.
Социолингвистика // Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. 2017. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/sotsiolingvistika.html (дата обращения: 19.05.2018).
Социология // Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — М.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с.
Степанова С.Б. Темп речи как отражение социальных и психологических характеристик говорящего // Approaches to Slavic Interaction. University of Potsdam. Conference, March 16-18, 2011. — Potsdam, 2011. — С. 44–45.
Степанова С.Б., Асиновский А.С., Богданова Н.В., Русакова М.В. Шерстинова Т. Ю. Звуковой корпус русского языка повседневного общения «Один речевой день»: концепция и состояние функционирования // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. По материалам ежегодной междун. конф. «Диалог» (2008). — Вып. 7 (14). / ред. А.Е. Кибрик. — М.: РГГУ, 2008. — С. 488–494.
Тарланов З.К. Избранные работы по языкознанию и филологии. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2005. — 784 с.
Теньер Л. Основы структурного синтаксиса. Перевод с французского. — М.: Прогресс, 1988. — 656 с.
Тестелец Я.Г. Введение в общий синтаксис. — М.: РГГУ, 2001. — 798 с.
Трошева Т.Б. Письменная речь // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. — М.: Флинта, Наука, 2006а. — С. 285–287.
Трошева Т.Б. Устная речь // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. — М.: Флинта, Наука, 2006б. — С. 567–569.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
Шведова Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. — М.: Наука, 1960. — 170 с.
Шепелёв А.С. Симметрийные свойства глагольного куста в русском и английском языках: дипломная работа. — СПб.: СПбГУ, 2009. — 21 с.
Шерстинова Т.Ю. Наиболее употребительные слова повседневной русской речи (в гендерном аспекте и в зависимости от условий коммуникации) [The Most Frequent Words in Everyday Spoken Russian (in the gender dimension and depending on communication settings)] // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: По материалам ежегодной Международной конференции «Диалог» (Москва, 1-4 июня 2016 г.). — Вып. 15 (22). — М.: РГГУ, 2016. — C. 616–631.
Шерстинова Т.Ю. Синтаксис повседневной русской речи сквозь призму N-грамм анализа // Материалы Симпозиума «Русская грамматика: структурная организация языка и процессы языкового функционирования». СПбГУ, 23-26 мая 2018. — СПб.: СПбГУ. — В печати.
Шмелев Д.Н. О функционально-стилистической дифференциации языка // Русский язык в его функциональных разновидностях. — М.: Наука, 1977. — 168 с.
Шмид B. Нарратология. — М.: Языки славянской культуры, 2003. — 312 с.
Штерн А.С. Введение в психологию. Курс лекций. — М.: Флинта, МПСИ, 2006. — 162 с.
Щерба Л.В. О служебном и самостоятельном значении грамматики как учебного предмета // Л. В. Щерба. Избранные работы по русскому языку. — М.: Учпедгиз, 1957а. — 186 с.
Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Л. В. Щерба. Языковая система и речевая деятельность. — Л.: Наука, 1974. — 427 c.
Щерба Л.В. Современный русский литературный язык // Л. В. Щерба. Избранные работы по русскому языку. — М.: Учпедгиз, 1957б. — 186 с.
Эйсмонт П.М. Семантика и синтаксис спонтанного нарратива: экспериментальное исследование на материале русского языка: дис. … канд. филол. наук. — СПб., 2008. — 279 с. (машинопись).
Эйсмонт П.М. Стратегии порождения спонтанного нарратива и роль внешнего стимула // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2007. — Вып. 4. Ч. II. — С. 191–197.
Эриксон Э.Г. Детство и общество. — СПб.: Летний сад, 2000. — 415 с.
Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». — М.: Прогресс, 1975. — С. 193–230.
Якобсон Р.О. Язык и бессознательное. — М.: Гнозис, 1996. — 248 с.
Яскевич А.А. Корпусная лингвистика // Энциклопедия для школьников и студентов: в 12 т. Т. 1: Информационное общество. ХХI век / под общ. ред В. И. Стражева. — Минск: Белорусская энциклопедия, 2009. — С. 167–169.
Asinovsky А., Bogdanova N., Rusakova М., Ryko A., Stepanova S., Sherstinova T. The ORD Speech Corpus of Russian Everyday Communication «One Speaker’s Day»: Creation Principles and Annotation / V. Matoušek, P. Mautner (eds.). // — LNAI, vol. 5729. — Springer, Berlin-Heidelberg, 2009. — Pp. 250–257.
Bogdanova-Beglarian N., Martynenko G. and Sherstinova T. The “One Day of Speech” Corpus: Phonetic and Syntactic Studies of Everyday Spoken Russian / Ronzhin, A. et al. (eds.) SPECOM 2015, Lecture Notes in Artificial Intelligence. — LNAI, vol. 9319. — Springer International Publishing Switzerland, 2015. —  Pp. 429–437.
Bogdanova-Beglarian N., Sherstinova T., Blinova O., Ermolova O., Baeva E., Martynenko G., Ryko A. Sociolinguistic Extension of the ORD Corpus of Russian Everyday Speech / Ronzhin, A.  et al. (eds.) SPECOM 2016, Lecture Notes in Artificial Intelligence. — LNAI, vol. 9811. — Springer, Switzerland, 2016. — Pp. 659–666.
Coupland N., Coupland J., Giles H. Language, Society, and the Elderly: Discourse, Identity, and Aging. — Oxford UK, Cambridge USA: Blackwell, 1991. — 220 p.
Eysmont P.M. Semantics vs. syntax in verb structure acquisition / Bertinetto P.M. et al. (eds.). Interdisciplinary Workshop on Verbs. The Identification and Representation of Verb Features. Proceedings of Verb. —Pisa: Scuola Normale Superiore, 2010. — Pp. 123–136.
Fishman P.M. Interaction: The Work Women Do // Social Problems. —Vol. 25, No. 4. — Oxford UK: Oxford University Press, 1978. — Pp. 397–406.
Hymes D.H. Foundations of Sociolinguistics: An Ethnographic Approach. — Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1974. — 245 p.
Labov W. The Social Stratification of English in New York city. — New York: Cambridge University Press, 2006. — 485 p.
Labov W. Variation in Language // The Learning of Language. — New York: Appleton-Century Crofts, 1971. — Pp. 187–221.
Martynenko G., Yadchenko Y. Quantitative language typology based on symmetry properties of syntactic structures // New Developments in the Quantitative Study of Languages (Book of abstracts). 28-29 August 2015. — Helsinki, 2015. — pp. 58–59.
Palek B. Cross-Reference. A Study from Hyper-Syntax. — Prague: Universita Karlova, 1968. — 221 p.
Ryan E. B. Why do Low-Prestige Language Varieties Persist? // Language and Social Psychology. — Oxford: Blackwell, 1979. — Pp. 145–157.
Sacks H., Schegloff E. Opening up Closings // Semiotica. — Vol. 8. No. 4. — Berlin: de Gruyter Mouton, 1973. — Pp. 289–327.
Sacks H., Schegloff E. A., Jefferson G. A Simplest Systematic for the Organization of Turn-Taking for Conversation // Language. — Vol. 50. No. 4, Part I. — Oxford: Oxford University Press, 1974. — Pp. 696–735.
Tannen D. You Just Don’t Understand: Women and Men in Conversation. — New York: William Morrow & Co., 1990. — 330 p.
Trudgill P. Sociolinguistics: An Introduction to Language and Society. — London: Penguin Books, 1983. — 109 p.
Zimin S. Sex and Politeness: Factors in First and Second Language Use // International Journal of the Sociology of Language. — Vol. 27. — Berlin: de Gruyter Mouton, 1981. — Pp. 35–58.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Способы достижения эквивалентности при переводе конвенций ООН
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет