Доказательная социальная политика: концепция и практики применения

Чикин Александр Иванович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В данной выпускной квалификационной работе рассматривается доказательная социальная политика как феномен: приводится краткая история возникновения и информация о практической реализация данного метода принятия решений в нормативно-правовом регулировании социальной сферы. Для изучения межинституционального взаимодействия акторов осуществления доказательной социальной политики предлагается авторская концептуальная модель. В рамках выпускной квалификационной работы проведено эмпирическое исследование, цель которого – выявить основания для возможности или невозможности реализации доказательной социальной политики в Российской Федерации на институциональном уровне.

Актуальность темы. После распада Советского Союза и окончания периода кризиса 1990-х гг. в российской политике намечается тенденция поворота к социальному государству при условии сохранения рыночных механизмов. Россия стремится сохранить как облик сильного государства, так и государства, способного удовлетворить социальные запросы населения. Однако основанием для удовлетворения социальных запросов населения являлось само видение государством этих запросов; череда законотворческих инициатив, вызвавших протесты в российском обществе, а также внутриполитический кризис, точкой отсчёта которого принято считать 2012-й год, стали определяющим фактором для увеличения связи между институтом власти и социальными науками как источником обоснования необходимости регулирования нормативно-правового поля. Тем не менее, обоснование необходимости выдвижения законодательной инициативы не обязывает инициатора к прямым отсылкам на результаты исследований социальной сферы.
По данным Центра стратегических исследований НИУ ВШЭ, в России каждый год принимается около 20 тысяч нормативно-правовых актов. Соответственно, наблюдается и экспоненциальный рост количества подзаконных актов.
Мы не можем говорить о наличии определённого “запроса” на некое количество законопроектов, воплощённого в виде плана, который чиновники Российской Федерации могут, к примеру, перевыполнить. Всё дело в механизме принятия законов: начальным этапом является законодательная инициатива, исходящая от нашего президента, верхней и нижней палат парламента, депутатов, региональных органов. Количество инициатив никак не регулируется: соответственно, каждая инициатива, прошедшая последующие стадии принятия, становится новым нормативно-правовым актом Российской Федерации. 
Конституция РФ не включает в себя определения самого понятия “инициатива”, а содержит лишь описание процессуального порядка её выдвижения. Это означает, что одним из возможных условий выдвижения законодательной инициативы является субъективное восприятие чиновниками, наделёнными данным правом, любого социального факта.  
Значительную часть принятых нормативно-правовых актов составляют акты, являющиеся следствием исполнения указов президента, причём не конкретных документов с пометной “указ”, а именно вербальных посланий, выражающихся в трансляции субъективного восприятия президентом социальных фактов.  
С целью повысить качество принимаемых законопроектов в России существуют принципы необходимости существования регулятивных нормативно-правовых актов, представляющих собой механизмы контроля и надзора в сферах, подконтрольных федеральным законам, однако на деле такой принцип усугубляет волюнтаризм в законодательной сфере, фактически, устанавливая отчётность одних регулятивных органов перед другими. 
По-другому обстоят дела в странах Европы: парламенты Англии и Германии, к примеру, редко принимают более 20 законопроектов в год, аналогичных по статусу с федеральными законами РФ. Притом в данном случае несправедливо говорить как о недостатке данных для такого сравнения (на основе лишь трёх парламентов), так и о дискурсе “с оглядкой на запад”. Различия здесь представлены именно в качественных характеристиках. 
Таким различием, такой качественной характеристикой является доказательная государственная политика. Доказательная государственная политика – метод принятия решений в правовом регулировании и социально-экономической политике с использованием результатов научных исследований, доказательной базы и обоснованных фактов. Повсеместное использование такого метода способно повысить качество государственного управления и регулирования, а применение доказательной государственной политики компенсирует издержки, имеющиеся в результате проведения исследований с целью формирования наиболее оптимизированной стратегии. Частным случаем доказательной государственной политики является доказательная социальная политика. Данная научно-исследовательская работа посвящена самому феномену и практикам его применения.
Степень разработанности темы. Доказательная государственная политика является предметом изучения социальных наук в США и ряде стран Западной Европы, притом анализ феномена происходит как в рамках научного, так и политического дискурса. Стоит отметить, что принятие решений в нормативно-правовом поле на основе доказательной базы, подкреплённой результатами научных исследований, является парадигмальным подходом в правотворческой деятельности этих государств.
В рамках научного дискурса осуществляется изучение целеполагания доказательной государственной политики: дискурс содержит в себе понятие «сценарий» – определённый исход при использовании тех или иных доказательных баз – и изучение выработки сценариев как итога комплексного применения доказательной государственной политики является одним из подходов к изучению феномена – комплексный анализ проецирования сценариев осуществлён в рамках работы «От доказательной государственной политики – к политическому анализу».
Также степень разработанности темы характеризуют исследования методологии, используемой в рамках создания доказательной базы для принятия решений. Одной из самых значительных работ по изучению методологии является труд социологов из Великобритании «Что работает?» – работа включает в себя анализ эффективности различных стратегий проведения исследований для получения доказательной базы, а также анализ вторичных данных и экспертных заключений.
Кроме того, тема изучается в рамках междисциплинарного подхода: стоит отметить исследование, проведённое и опубликованное британским изданием «Financial Times», целью которого было сравнение показателей успеха политической карьеры у политиков, имеющих исследовательские компетенции, и не имеющих таковых. Значительным вкладом в междисциплинарные исследования является и работа «From paradox to principles: where next for scientific advice to governments?», целью которой было выявление востребованности представителей исследовательского сообщества на государственной службе и в смежных отраслях в качестве экспертов-консультантов.
В рамках анализа степени разработанности темы приведены наиболее комплексные исследовательские работы, включающие в себя информацию о других проектах и исследованиях, ставших основой для создания таких работ. Однако русскоязычный научный дискурс практически не затрагивает данную тему: изучение доказательной государственной политики являлось целью работ В.А. Волошинской и ряда белорусских специалистов.
Изучение истории возникновения доказательной государственной и, в частности, социальной политики связано с изучением политического контекста Великобритании 1990-х годов. Таким образом, следует выдвинуть гипотезу, что различие политического контекста Великобритании и России помешало импорту социологического знания, и, как следствие, разработанности проблемы в русскоязычном научном дискурсе. Данная работа призвана стать основой для изучения перспективы реализации доказательной государственной и, в частности, социальной политики на территории России, обогатив русскоязычный научный дискурс.
Основной исследовательский вопрос работы – возможна ли реализация доказательной социальной политики в России на основании текущих особенностей межинституционального взаимодействия представителей института власти и исследовательского сообщества согласно критериям концепции доказательной социальной политики, являющейся правотворческой парадигмой в ряде стран Европы и США?
Цель работы: проанализировать концепцию и практики применения доказательной социальной политики и на этой основе выявить особенности межинституциональноего взаимодействия представителей института власти и исследовательского сообщества как акторов реализации доказательной социальной политики в современной России.
Задачи работы:
1. Рассмотреть концепцию доказательной государственной политики;
2. Изучить историю возникновения доказательной государственной политики как метода принятия решений в нормативно-правовом поле;
3. Рассмотреть доказательную социальную политику как частный случай доказательной государственной политики;
4. Изучить практики применения доказательной социальной политики;
5. Провести эмпирическое исследование перспектив реализации доказательной социальной политики в России.
Объект: доказательная социальная политика как межинституциональное взаимодействие представителей института власти и исследовательского сообщества
Предмет: особенности взаимодействия представителей института власти и исследовательского сообщества, способствующие или препятствующие реализации доказательной социальной политики.
Эмпирической базой исследования послужили практики изучения доказательной государственной и, в частности, социальной политики, а также информация об использовании доказательных баз при принятии решений в нормативно-правовом поле России, Великобритании и США, представленная в интернете, новостях и СМИ. Кроме того, эмпирическую базу составили результаты проведённых автором данной работы экспертных интервью в сопоставлении с реальными кейсами реализации принципов доказательной социальной политики.
Теоретическая значимость состоит в применении неоинституционального подхода к изучению контекста межинституционального взаимодействия акторов реализации доказательной социальной политики в России.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования при проектировании институционального дизайна, способствующего установлению доказательного подхода в принятии решений в нормативно-правовом поле в качестве парадигмального, а также при изучении возможности создания предпосылок к установлению такого подхода в качестве парадигмального.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Социальные факторы стабильности китайского общества
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Экономика одиночества в Китае и России: социологический анализ
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Формирование финансовой культуры домохозяйств в России и Китае
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет