Доказательная социальная политика: концепция и практики применения

Чикин Александр Иванович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В данной выпускной квалификационной работе рассматривается доказательная социальная политика как феномен: приводится краткая история возникновения и информация о практической реализация данного метода принятия решений в нормативно-правовом регулировании социальной сферы. Для изучения межинституционального взаимодействия акторов осуществления доказательной социальной политики предлагается авторская концептуальная модель. В рамках выпускной квалификационной работы проведено эмпирическое исследование, цель которого – выявить основания для возможности или невозможности реализации доказательной социальной политики в Российской Федерации на институциональном уровне.

Актуальность темы. После распада Советского Союза и окончания периода кризиса 1990-х гг. в российской политике намечается тенденция поворота к социальному государству при условии сохранения рыночных механизмов. Россия стремится сохранить как облик сильного государства, так и государства, способного удовлетворить социальные запросы населения. Однако основанием для удовлетворения социальных запросов населения являлось само видение государством этих запросов; череда законотворческих инициатив, вызвавших протесты в российском обществе, а также внутриполитический кризис, точкой отсчёта которого принято считать 2012-й год, стали определяющим фактором для увеличения связи между институтом власти и социальными науками как источником обоснования необходимости регулирования нормативно-правового поля. Тем не менее, обоснование необходимости выдвижения законодательной инициативы не обязывает инициатора к прямым отсылкам на результаты исследований социальной сферы.
По данным Центра стратегических исследований НИУ ВШЭ, в России каждый год принимается около 20 тысяч нормативно-правовых актов. Соответственно, наблюдается и экспоненциальный рост количества подзаконных актов.
Мы не можем говорить о наличии определённого “запроса” на некое количество законопроектов, воплощённого в виде плана, который чиновники Российской Федерации могут, к примеру, перевыполнить. Всё дело в механизме принятия законов: начальным этапом является законодательная инициатива, исходящая от нашего президента, верхней и нижней палат парламента, депутатов, региональных органов. Количество инициатив никак не регулируется: соответственно, каждая инициатива, прошедшая последующие стадии принятия, становится новым нормативно-правовым актом Российской Федерации. 
Конституция РФ не включает в себя определения самого понятия “инициатива”, а содержит лишь описание процессуального порядка её выдвижения. Это означает, что одним из возможных условий выдвижения законодательной инициативы является субъективное восприятие чиновниками, наделёнными данным правом, любого социального факта.  
Значительную часть принятых нормативно-правовых актов составляют акты, являющиеся следствием исполнения указов президента, причём не конкретных документов с пометной “указ”, а именно вербальных посланий, выражающихся в трансляции субъективного восприятия президентом социальных фактов.  
С целью повысить качество принимаемых законопроектов в России существуют принципы необходимости существования регулятивных нормативно-правовых актов, представляющих собой механизмы контроля и надзора в сферах, подконтрольных федеральным законам, однако на деле такой принцип усугубляет волюнтаризм в законодательной сфере, фактически, устанавливая отчётность одних регулятивных органов перед другими. 
По-другому обстоят дела в странах Европы: парламенты Англии и Германии, к примеру, редко принимают более 20 законопроектов в год, аналогичных по статусу с федеральными законами РФ. Притом в данном случае несправедливо говорить как о недостатке данных для такого сравнения (на основе лишь трёх парламентов), так и о дискурсе “с оглядкой на запад”. Различия здесь представлены именно в качественных характеристиках. 
Таким различием, такой качественной характеристикой является доказательная государственная политика. Доказательная государственная политика – метод принятия решений в правовом регулировании и социально-экономической политике с использованием результатов научных исследований, доказательной базы и обоснованных фактов. Повсеместное использование такого метода способно повысить качество государственного управления и регулирования, а применение доказательной государственной политики компенсирует издержки, имеющиеся в результате проведения исследований с целью формирования наиболее оптимизированной стратегии. Частным случаем доказательной государственной политики является доказательная социальная политика. Данная научно-исследовательская работа посвящена самому феномену и практикам его применения.
Степень разработанности темы. Доказательная государственная политика является предметом изучения социальных наук в США и ряде стран Западной Европы, притом анализ феномена происходит как в рамках научного, так и политического дискурса. Стоит отметить, что принятие решений в нормативно-правовом поле на основе доказательной базы, подкреплённой результатами научных исследований, является парадигмальным подходом в правотворческой деятельности этих государств.
В рамках научного дискурса осуществляется изучение целеполагания доказательной государственной политики: дискурс содержит в себе понятие «сценарий» – определённый исход при использовании тех или иных доказательных баз – и изучение выработки сценариев как итога комплексного применения доказательной государственной политики является одним из подходов к изучению феномена – комплексный анализ проецирования сценариев осуществлён в рамках работы «От доказательной государственной политики – к политическому анализу».
Также степень разработанности темы характеризуют исследования методологии, используемой в рамках создания доказательной базы для принятия решений. Одной из самых значительных работ по изучению методологии является труд социологов из Великобритании «Что работает?» – работа включает в себя анализ эффективности различных стратегий проведения исследований для получения доказательной базы, а также анализ вторичных данных и экспертных заключений.
Кроме того, тема изучается в рамках междисциплинарного подхода: стоит отметить исследование, проведённое и опубликованное британским изданием «Financial Times», целью которого было сравнение показателей успеха политической карьеры у политиков, имеющих исследовательские компетенции, и не имеющих таковых. Значительным вкладом в междисциплинарные исследования является и работа «From paradox to principles: where next for scientific advice to governments?», целью которой было выявление востребованности представителей исследовательского сообщества на государственной службе и в смежных отраслях в качестве экспертов-консультантов.
В рамках анализа степени разработанности темы приведены наиболее комплексные исследовательские работы, включающие в себя информацию о других проектах и исследованиях, ставших основой для создания таких работ. Однако русскоязычный научный дискурс практически не затрагивает данную тему: изучение доказательной государственной политики являлось целью работ В.А. Волошинской и ряда белорусских специалистов.
Изучение истории возникновения доказательной государственной и, в частности, социальной политики связано с изучением политического контекста Великобритании 1990-х годов. Таким образом, следует выдвинуть гипотезу, что различие политического контекста Великобритании и России помешало импорту социологического знания, и, как следствие, разработанности проблемы в русскоязычном научном дискурсе. Данная работа призвана стать основой для изучения перспективы реализации доказательной государственной и, в частности, социальной политики на территории России, обогатив русскоязычный научный дискурс.
Основной исследовательский вопрос работы – возможна ли реализация доказательной социальной политики в России на основании текущих особенностей межинституционального взаимодействия представителей института власти и исследовательского сообщества согласно критериям концепции доказательной социальной политики, являющейся правотворческой парадигмой в ряде стран Европы и США?
Цель работы: проанализировать концепцию и практики применения доказательной социальной политики и на этой основе выявить особенности межинституциональноего взаимодействия представителей института власти и исследовательского сообщества как акторов реализации доказательной социальной политики в современной России.
Задачи работы:
1. Рассмотреть концепцию доказательной государственной политики;
2. Изучить историю возникновения доказательной государственной политики как метода принятия решений в нормативно-правовом поле;
3. Рассмотреть доказательную социальную политику как частный случай доказательной государственной политики;
4. Изучить практики применения доказательной социальной политики;
5. Провести эмпирическое исследование перспектив реализации доказательной социальной политики в России.
Объект: доказательная социальная политика как межинституциональное взаимодействие представителей института власти и исследовательского сообщества
Предмет: особенности взаимодействия представителей института власти и исследовательского сообщества, способствующие или препятствующие реализации доказательной социальной политики.
Эмпирической базой исследования послужили практики изучения доказательной государственной и, в частности, социальной политики, а также информация об использовании доказательных баз при принятии решений в нормативно-правовом поле России, Великобритании и США, представленная в интернете, новостях и СМИ. Кроме того, эмпирическую базу составили результаты проведённых автором данной работы экспертных интервью в сопоставлении с реальными кейсами реализации принципов доказательной социальной политики.
Теоретическая значимость состоит в применении неоинституционального подхода к изучению контекста межинституционального взаимодействия акторов реализации доказательной социальной политики в России.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования при проектировании институционального дизайна, способствующего установлению доказательного подхода в принятии решений в нормативно-правовом поле в качестве парадигмального, а также при изучении возможности создания предпосылок к установлению такого подхода в качестве парадигмального.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Социальные факторы стабильности китайского общества
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Экономика одиночества в Китае и России: социологический анализ
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Формирование финансовой культуры домохозяйств в России и Китае
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет