Экологическая политика современного Китая в контексте реализации задач социально-экономического развития
Аннотация К выпускной квалификационной работе на тему «Экологическая политика современного Китая в контексте реализации задач социально-экономического развития» Выполнена студенткой 2 курса магистратуры факультета международных отношений Санкт-Петербургского Государственного Университета Елисеевой Ариной Вадимовной Объект исследования: экологическая политика КНР. Предмет исследования: взаимосвязь экологической политики Китая и социально-экономических реформ. Целью данного исследования является выявление взаимосвязи между реализацией экологической политики руководством КНР и осуществлением задач социально-экономического развития в стране. Поставленная цель исследования предполагает решение следующих задач: 1. Изучить взаимодействие экологической политики и социально-экономической; 2. Проследить динамику развития экологической политики КНР; 3. Проанализировать состояние природной среды в КНР; 4. Выявить последствия экологического кризиса в социально-экономической сфере; 5. Рассмотреть экологические компоненты в современных национальных программах социально-экономического развития КНР; 6. Исследовать эволюцию экологической дипломатии КНР; 7. Определить роль регионального сотрудничества в области охраны окружающей среды для КНР. Методология. Диссертационное исследование проводилось на основе общенаучных методов теоретического анализа, прежде всего, системного подхода. Экологическая политика КНР была представлена, как часть системы, которая неразрывно связана с другими ее элементами – экономической и социально политикой, внешней политикой, промышленной политикой. Сама экологическая политика также была представлена, как подсистема, состоящая из законодательной базы, ограничительных мер и конкретных механизмов противодействия загрязнения окружающей среды, системы наказания и т.д. Помимо системного подхода были использованы такие методы, как прямой анализ и синтез, сравнение, наблюдение. Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования, а также логикой изложения материала. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе исследована взаимосвязь экологической политики и социально-экономической сферы, а также проанализирована эволюция экологической политики Китая. Во второй главе изучены социально-экономические аспекты экологических проблем в Китае на современном этапе. Третья глава посвящена международному экологическому сотрудничеству КНР. Научная новизна исследования заключается в том, что данная работа является комплексным исследованием, где экологическая политика КНР рассмотрена не отдельно, а в контексте реализации задач социально-экономического развития страны. В большинстве имеющихся работ на тему экологической политики Китая экологическая политика рассматривается либо в контексте международного сотрудничества (в сфере экономики и права), либо отдельно от других сфер внутренней и внешней политики. Более того, хронологические рамки исследования охватывают новейший этап развития экологической политики Китая, тогда как в работах других авторов проанализировано лишь первое десятилетие XXI века. Результаты данного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения темы студентами и преподавателями факультетов политологии, журналистики, международных отношений, а также журналистами при подготовке материалов на соответствующую тему.
Актуальность диссертационного исследования. Актуальность темы данного исследования определяется тем, что в настоящее время Северо-Восточная Азия является самым динамично развивающимся индустриальным регионом мира. Для большинства стран данного региона приоритетным является именно экономический рост, в то время как сопутствующие этому процессу проблемы, в первую очередь загрязнение окружающей среды, отодвигаются на задний план. Именно поэтому экологическая ситуация в регионе в целом стремительно ухудшается, а в некоторых местах достигла критических показателей.
Для Китая, как экономического лидера не только регионального, но и мирового масштаба, экологические проблемы становятся крайне актуальными и даже стратегически важными. Достигая все новых и новых экономических целей, Китай выдвинулся на лидирующие позиции в области загрязнения окружающей среды. Экономический рост основывается на наиболее экологически «грязных» производствах – в основе энергетического потребления страны продолжает оставаться уголь, лидером по добыче и потреблению которого является Китай. Это оказывает значительное влияние на окружающую среду. По данным на 2016 год Китай с большим отрывом остается лидером по выбросу двуокиси углерода (CO2) – основного компонента парниковых газов.
Безусловно, повышенное внимание к проблемам окружающей среды не может не отразиться на социально-экономическом развитии страны. Практически любые действия государства, связанные с внедрением высоких экологических стандартов и других природоохранных мер влекут за собой довольно серьезные экономические издержки в виде удорожания процесса производства, и, как следствие этого, сокращение его объемов и замедление темпов экономического роста. Многие государства, в том числе и Китай не готовы пожертвовать своим успешным экономическим развитием ради реализации комплексной экологической политики. Однако сложная экологическая ситуация практически всегда ведет к росту социальной напряженности, что не может игнорироваться руководством страны. Массовые протесты и забастовки, а также гражданские инициативы в сфере охраны окружающей среды могут также влиять на курс политики, проводимой государством.
Именно в связи с тем, что экологическая политика Китая и социально-экономические реформы так тесно взаимосвязаны, необходимо комплексное изучение данной темы. Представляется необходимым проанализировать не только эволюцию экологической политики Китая, но и взаимосвязь с социально-экономическими реформами, а также степень влияния экологического фактора на характер и интенсивность социально-экономического развития.
Целью данного исследования является выявление взаимосвязи между реализацией экологической политики руководством КНР и осуществлением задач социально-экономического развития в стране.
Поставленная цель исследования предполагает решение следующих задач:
Изучить взаимодействие экологической политики и социально-экономической;
Проследить динамику развития экологической политики КНР;
Проанализировать состояние природной среды в КНР;
Выявить последствия экологического кризиса в социально-экономической сфере;
Рассмотреть экологические компоненты в современных национальных программах социально-экономического развития КНР;
Исследовать эволюцию экологической дипломатии КНР;
Определить роль регионального сотрудничества в области охраны окружающей среды для КНР.
Объект исследования: экологическая политика КНР.
Предмет исследования: взаимосвязь экологической политики Китая и социально-экономических реформ.
Источниковую базу исследования составили три основные группы документов. В первую группу вошли внутренние официальные документы КНР: законодательные акты и пятилетние планы социально-экономического развития страны, белые книги и, государственные статистические ежегодники, а также содержание официальных сайтов Госсовета КНР, его министерств и ведомств. Данная группа источников помогла понять место экологической политики в общем приоритете направлений развития внутренней политики Китая. Вторую группу источников составила статистическая информация, предоставленная различными международными исследовательскими центрами, такими, как World Bank Data, Global Energy Statistic и другими. Данная информация помогла объективно оценить состояние окружающей среды в Китае и результативность природоохранных мер, предпринимаемых правительством страны. Наконец, третью группу источников составили международные двусторонние и многосторонние соглашения и договоры по охране окружающей среды, подписанные КНР, с помощью которых можно определить степень участия Китая в международной экологической дипломатии.
Степень научной разработанности темы. Изучению вопросов глобальных экологических проблем, экологической политики и международному сотрудничеству в этой области посвящены работы многих российских и зарубежных авторов. Среди отечественных ученых, которые на протяжении долгого времени подробно занимаются общими вопросами экологии, экологической политики и охраны окружающей среды можно выделить следующих: Урсул А.Д., Будыко М.И., Кондратьев К.Я и Крапивин В.Ф, Лосев К.С., Данилов- Данильян В.И., Шилов А.С., Залиханов М.Ч., Буйлов О.П., Моисеев Н.Н.
Среди зарубежных ученых, занимающихся общими вопросами экологической политики и безопасности, можно отметить следующих: Р. Риклефс, Дж. Уолер-Хантер, А. Бломквист, Ма Гуан, Тань Сюин, Сюй Цзайжун E Цзюньжун.
Значительный вклад в изучение экологических проблем внесли преподаватели факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета. Работы Алимова А.А. посвящены общим вопросам изменения климата, а также изучению экологической политики и экологической дипломатии. В работах Шмелевой И.А. затрагиваются вопросы отражения глобальных экологических проблем в российском политическом дискурсе. Ярыгин Г.О. занимается вопросами экологической безопасности.
В последнее десятилетие особое внимание исследователей привлекает к себе Китайская Народная Республика как одно из самых экологически неблагополучных государств. Особенно полезными для данного исследования оказались работы ряда российских ученых по экологической политике Китая: Краниной Е.И., Бирюлина Е.В., Ушакова И.В., Фортыгиной Е.А., Колпаковой Т.В.
Следует также отметить некоторых китайских исследователей, которые занимаются проблемами экологии в Китае: Ван Чжинзя, Чжан Хайбин, Го Сюцин, Лу Цзе, Цюй Гэпин, Ван Гуаньцзюнь.
Социально-экономические реформы Китая, как правило, не рассматриваются совместно с экологической политикой страны. Политика КНР в социальной и экономической сферах является объектом постоянного изучения уже не одно десятилетие и анализируется многими известными исследователями, например: Титаренко М.Л., Островским А.В., Борох О.Н., Пивоваровой Э.П., Портяковым В.Я.
В вышеуказанных работах эволюция экологической политики современного Китая рассматривается как результат влияния таких факторов, как международное сотрудничество, развитие международной экологической дипломатии и т.д. В данной работе экологическая политика Китая будет рассматриваться через призму социально-экономических реформ в стране.
Существует ряд диссертационных работ, рассматривающих схожую проблематику. К примеру, можно отметить работу Ушакова И.В. «Социально-экономические аспекты природопользования КНР» на соискание ученой степени кандидата экономических наук. В данной работе автор рассматривает экологические проблемы Китая, соотнося их с экономическими и, в меньшей степени, с социальными реформами в стране.
Хронологические рамки исследования: Экологическая политика КНР прошла через несколько этапов развития с момента зарождения в 1970-х годах. Основное внимание в данной работе уделено экологической политике Китая, проводимой с 2006 года и до настоящего времени, так как именно современный период является наиболее значительным и результативным. Нижняя граница исследования обусловлена тем, что именно с началом реализации 11-ого пятилетнего плана социально-экономического развития КНР (2006-2010 гг.) обозначился качественный поворот в экологической политике государства – во многом был осуществлен реальных переход от заявлений и деклараций к конкретным природоохранным действиям.
Научная новизна исследования заключается в том, что данная работа является комплексным исследованием, где экологическая политика КНР рассмотрена не отдельно, а в контексте реализации задач социально-экономического развития страны. В большинстве имеющихся работ на тему экологической политики Китая экологическая политика рассматривается либо в контексте международного сотрудничества (в сфере экономики и права), либо отдельно от других сфер внутренней и внешней политики.
Более того, хронологические рамки исследования охватывают новейший этап развития экологической политики Китая, тогда как в работах других авторов проанализировано лишь первое десятилетие XXI века.
Методология. Диссертационное исследование проводилось на основе общенаучных методов теоретического анализа, прежде всего, системного подхода. Экологическая политика КНР была представлена, как часть системы, которая неразрывно связана с другими ее элементами – экономической и социально политикой, внешней политикой, промышленной политикой. Сама экологическая политика также была представлена, как подсистема, состоящая из законодательной базы, ограничительных мер и конкретных механизмов противодействия загрязнения окружающей среды, системы наказания и т.д.
Помимо системного подхода были использованы такие методы, как прямой анализ и синтез, сравнение, наблюдение.
Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования, а также логикой изложения материала. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Состояние окружающей среды и уровень развития экологической политики являются крайне важными показателями благосостояния и развития государства в XXI веке. Экологическая политика напрямую связана с социально-экономической сферой. Состояние окружающей среды преимущественно влияет на здоровье населения, на качество их жизни. Такие показатели, как низкий уровень продолжительности жизни, высокая смертность по причине раковых заболеваний, увеличение детской смертности, высокая степень рождаемости детей с врожденными заболеваниями и т.д. характерная для стран с неблагоприятной экологической средой. Все вышеуказанные последствия не могут не вызывать социальной напряженности в государстве.
Вместе с тем, повышенное внимание к экологической политике и внедрение природоохранных механизмов в различные сферы производства характерно лишь для стран с развитой экономикой и высоким уровнем жизни населения. Экологизация производства, как правило, подразумевает отказ от дешевых и «грязных» видов топлива, например, угля, развитие альтернативных источников энергии, установку дорогостоящих очистных механизмов, закрытие или перепрофилирование некоторых предприятий. Именно поэтому большинство стран с развивающейся экономикой либо вообще не берут на себя международных обязательств в сфере охраны окружающей среды, либо согласны проводить экологическую политику при финансировании со стороны экономически развитых стран. Китай не является исключением, и долгое время оставался в стороне от комплексного проведения экологической политики.
Впервые об экологической политике в Китае заговорили в 1970-е годы в рамках участия представителей КНР в Первой конференции ООН по охране окружающей среды, то есть с целью укрепления и расширения сотрудничества на международной арене. Несмотря на то, что истоки экологической политики Китая, как внутренней, так и внешней, можно найти в 70-х годах XX века – природоохранные статьи в Конституции 1978 года, первая Всекитайская национальная конференция по охране окружающей среды и другие события, она не являлась приоритетным направлением. Экономика Китая находилась в упадке, большая часть населения проживало за чертой бедности, можно говорить о глубоком социально-экономическом кризисе в стране, который стал результатом целой серии непродуманных и опрометчивых решений, принятых руководством КНР в 1950-60-е годы. Основной целью внутренней политики Дэн Сяопина, пришедшего к власти в конце 1970-х, было вывести огромное население Китая из тяжёлого кризиса и восстановить экономику страны. Именно в это время вся тяжелая промышленность в КНР начинает строиться на угле – экологически «грязном», но зато дешевом топливе, которое имелось в большом количестве внутри страны. Экологические нормы не являлись обязательными и фактически не соблюдались по всей стране.
Вплоть до 1992 года экологическая политика выражалась лишь в обсуждении проблем и выработке стратегий. С 1992 года можно говорить уже об определенном развитии политики КНР в сфере охраны окружающей среды. К том моменту Китаем уже был достигнут определенный уровень экономического развития – решены проблемы продовольствия, значительная часть населения выведена из-за черты бедности, построена мощная инфраструктура, налажены внешнеэкономические контакты и т.д. То есть, экономика достигла того уровня, когда экологическая политика не осложняет критическим образом экономический рост. Тем не менее, развитие экологической политики являлось скорее декларативным – развивалась и совершенствовалась законодательная база, проходили конференции по обсуждению текущих проблем охраны окружающей среды. Эффективных и практических действий правительством КНР предпринято не было.
Долговременная политика, имевшая основной целью достижение максимального экономического роста, а также игнорирование многочисленных экологических кризисов стали причиной того, что к началу XXI века на территории Китая можно было обнаружить весь спектр экологических проблем. Дальнейшая деградация состояния окружающей среды могла вызвать необратимые последствия, поэтому экстренные меры по развитию экологической политики были необходимы. Тем не менее, лишь к середине 2000-х, когда экономика Китая окончательно вошла в число самых крупных экономик мира, и продолжала развиваться поразительными темпами, власти КНР перешли от деклараций к реальным действиям в сфере охраны окружающей среды. Именно современный период развития экологической политики Китая, стартовой точкой которого стоит назвать 2006 год – год начала реализации 11-ого пятилетнего плана социально-экономического развития, можно считать наиболее эффективным и практически полезным этапом по охране окружающей среды в КНР.
Таким образом, был выявлен тот факт, что взаимосвязь экологической и социально-экономической политики в Китае имелась на протяжении всего вышеуказанного периода. Характер данной связи является обратнопропорциональным – чем больше внимания уделялось развитию экономики, тем меньше руководство думало об экологических последствиях, но как только Китай достиг определенного уровня развития экономики и благосостояния населения, был дан старт активным и конкретным природоохранным действиям.
За последнее десятилетие экологическая политика стала одним из ориентиров дальнейшего развития КНР. Экологические компоненты включены во все крупные проекты, в национальные планы социально-экономического развития, проблемы охраны окружающей среды постоянно обсуждаются на самом высшем уровне. Руководство страны прилагает много усилий для практического применения существующей экологической законодательной базы: развивает систему штрафов и наказаний за нарушение законов, обязывает предприятия работать по международным экологическим стандартам, закрывает некоторые вредные производства.
Однако, несмотря на то, что за последние 10-15 лет китайским руководством была проделана огромная работа по реализации комплексной экологической политики, говорить о значительном улучшении состояния окружающей среды нельзя. К примеру, за последние три года наблюдается снижение использования угля в качестве топлива, однако проблема смога в больших городах остается крайне острой. Многие вопросы так и остаются нерешенными в силу разных причин. Основная причина заключается в том, что, несмотря на колоссальный рост экономики Китая за последние 30 лет, огромная часть населения страны продолжает оставаться на грани нищеты, так как экономические блага распределяются крайне неравномерно. Из-за этого, к примеру, не закрываются многие заводы и предприятия, загрязняющие определенные местности, так как это повлечет за собой рост безработицы. Замедление экономического роста в некоторых сферах может повлечь за собой значительное понижение уровня жизни огромного числа жителей. Это, в свою очередь, вызовет гораздо более серьезное социальное напряжение, чем экологические протесты.
Таким образом, на современном этапе экономическое и социальное благосостояние и экологическое благополучие тесно взаимосвязаны и образуют своеобразный замкнутый круг. Критическая экологическая ситуация в стране вызывает социальное напряжение, у руководства страны имеются ресурсы для проведения комплексной экологической политики, однако это повлечет за собой экономически-неблагоприятные последствия для части населения страны, что опять-таки станет причиной напряженности в обществе.
Разрешить эту проблему внутри государства представляется довольно сложным. Поэтому стремление минимизировать экологический кризис можно увидеть во многих международных инициативах Китая. Речь идет, в первую очередь, об относительно недавнем направлении экономической международной политики КНР – переносе за рубеж некоторых видов производств из экологически неблагополучных районов Китая. Примером такого сотрудничества являются китайско-казахстанские отношения в этой сфере. Также, стремление решать экологическую проблему прослеживается и в более масштабных инициативах, например, глобальный проект Си Цзиньпина «Один пояс, один путь». В рамках данного проекта также планируется перенести некоторые виды производств в страны, заинтересованные в этом.
Тем не менее, необходимо отметить, что такое решение экологической проблемы не вполне соответствуют глобальным идеям концепции устойчивого развития, а скорее продиктовано национальными интересами Китая и практическими соображениями руководства.
Источники:
Статистические данные:
А systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2010 // The Lancet // URL: (дата обращения:20.03.2018)
China // World Bank Data// URL:(дата обращения: 08.03.2018)
China GDP growth // The World Bank Data // URL:(дата обращения: 20.02.2018)
China GDP per capita // The World Bank Data // URL: (дата обращения 28.03.2018)
CO2 Emission // Global Energy Statistic // URL: (дата обращения: 18.03.2018)
Coal consumption // Global Energy Statistic // URL:(дата обращения: 02.03.2018)
Coal production// Global Energy Statistic //URL: (дата обращения: 09.03.2018)
Corruption, Pollution, Inequality are Main Concerns in China// Pew Research Center – 24.09.2015. // URL:(дата обращения: 20.03.2018)
Cost of pollution in China// World Bank Data – Conference Edition// URL: [] (дата обращения: 20.03.2018)
Environmental Performance Index // URL: (дата обращения: 18.03.2018)
Environmental Performance Index: China // URL: (дата обращения: 18.03.2018)
Forest area // World Bank Data// URL: (дата обращения: 15.03.2018)
Proportional mortality in China // World Health Organization// URL:(дата обращения: 20.03.2018)
Renewable internal freshwater resources per capita (cubic meters) – China //World Bank Data // URL: (дата обращения: 16.03.2018)
World Resource Institute Annual Report – 2011-2012 // URL: (дата обращения: 24.03.2018)
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!