Экономические пути реализации сопряжения Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути
В настоящее время Китай обретает возрастающую роль на мировой арене, а во внешнеполитических интересах стран-участниц ЕАЭС Китай занимает ключевую позицию. Сопряжение с китайским проектом Экономическим поясом Шелкового пути может дать экономический и политический импульс для развития союза. Цель данной работы заключается в выявлении основных проблем и перспектив развития внешнеполитических отношений стран-участниц ЕАЭС с КНР в рамках взаимодействия двух проектов – Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.
В работе проводится анализ взаимодействия Евразийского экономического союза и «Экономического пояса Шелкового пути» на современном этапе.
В первой главе рассматривается интеграционный процесс в рамках евразийского экономического союза и его основные инструменты проведения внешней политики. Во второй главе анализируются цели реализации инициативы «Пояс и путь» и основные задачи «Экономического пояса Шелкового пути». В заключительной главе рассматриваются экономические пути реализации сопряжения, выделяются основные риски при строительстве масштабного китайского проекта «Экономического пояса Шелкового пути», а также перспективы его сопряжения с Евразийским экономическим союзом.
Китайская инициатива «Пояс и путь» получила широкую огласку в мировом сообществе, стало предметом исследования в университетах, а государственные политики ежедневно так или иначе упоминают о ней. В нынешнее время Китай занимает ключевую позицию во внешнеполитических интересах стран-участниц ЕАЭС, и России в частности, страны высказывают свой интерес по выстраиванию всестороннего, углубленного, долгосрочного, а главное, взаимовыгодного сотрудничества. Крупнейший китайский проект «Пояс и путь» стал остро обсуждаем в мировых СМИ, а для российского правительства инициатива «восточного друга» стала рассматриваться в качестве области для взаимодействия. Проект включает в себя Экономический пояс Шелкового пути, Морской шелковый путь, и новую инициативу – Полярный Шелковый путь. В данной работе, мы рассмотрим Экономический пояс Шелкового пути, сопряжение интересов Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза как перспективное направление для решения геополитических и экономических задач развития.
Евразийский экономический союз может сыграть решающую роль в развитии экономик стран-участниц, в том числе России, а сопряжение с китайским проектом Экономическим поясом Шелкового пути может дать экономический и политический импульс для развития союза.
Научный мир разделился на два лагеря: одни исследователи видят безусловную пользу России и Евразийскому экономическому союзу от сопряжения с ЭПШП, другие – напротив, категорически не согласны и наблюдают в этом китайскую экспансию; одни исследователи предвидят большие перспективы сотрудничества проектов, другие же наблюдают безуспешные попытки и пустые заявления. В связи с этим автор выявил необходимость комплексного и актуального исследования, заключенного в структурированной оценке процессов и мероприятий Китая и стран-членов ЕАЭС, затрагивающих область сопряжения проектов Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.
Актуальность темы исследования связана с возрастающей ролью Китая на мировой арене и продвижением теперь уже известной всему миру инициативы «Пояс и путь». Для России и ее соучастниц в Евразийском экономическом союзе на сегодняшний день выявлена необходимость исследования проекта Экономического пояса Шелкового пути и поиска верных методов и путей по сопряжению ЕАЭС с китайский проектом ЭПШП.
Научная новизна исследования в первую очередь определяется тем, что в ней на основе анализа деятельности стран ЕАЭС и КНР исследована проблема сопряжения двух проектов на современном этапе. Исследование содержит структурированное обоснование современного этапа развития, существующих рисков и возможных сценариев развития. В частности, автором были:
Выявлены экономические инструменты проведения внешней политики интеграционного образования ЕАЭС как субъекта международных отношений;
Определены формы и методы реализации проекта Экономический пояс Шелкового пути как одного из приоритетных направлений политики китайского правительства;
Выделен структурированный перечень рисков и рекомендаций по сопряжению в области экономики.
Степень научной разработанности темы. Изучению китайской инициативы «Пояс и путь», проекта Экономического пояса Шелкового пути, Евразийского Экономического союза, а также сопряжения проектов ЭПШП и ЕАЭС уделено внимание в ряде отечественных и зарубежных исследователей.
К группе исследований процессов интеграционных преобразований в рамках Евразийского Экономического союза можно отнести работы А.Е. Лихачева, Б.В. Батуры, Р.С. Гринберг, М.В. Лапенко и др.
Исследовательскими группами Евразийского банка развития, Евростат, Евразийской экономической комиссии представлен большой пласт статистических и исследовательских данных по развитию Евразийского экономического союза.
Китайскими и другими иностранными учеными публикуются многочисленные исследования, посвященные проектам «Пояса и пути», подчеркивая важность их реализации. Все они неизменно изображают инициативу как «центральный элемент» стратегии Китая по проецированию своего влияния за рубежом. Публикации по данной теме выходят в свет именно в Китае, тем самым наблюдается трудоемкая работа китайских исследователей по распространению информации, улучшающей имидж проекта, выявляющей намерения по взаимовыгодному сотрудничеству в рамках «Пояса и пути».
В монографии китайских исследователей Цинь Юйцай, Чжоу Гупин и Ло Вэйдун проводится анализ истоков воссоздания Великого Шелкового пути, эволюции и перспективам «Пояса и пути».
Американский ученый М. Кюгельман в своем исследовании выявил особое положение инициативы «Пояс и путь» на мировой арене, оценивая ее как превосходящей американский план Маршалла.
Среди западных исследователей, рассматривающих китайскую внешнюю политику можно отметить следующих исследователей: М. Фороу, Ш. Хамейри, М. Краловицову, Т. Миллер, А. Нордин, М. Свейн и др.
Стоит отметить китайских исследователей Чен Ян и Чжоу Цзянпин, которые занимались тематикой развития транспортной инфраструктуры и логистики в рамках проекта Экономического пояса Шелкового пути.
В связи с особенностями предмета исследования практическую значимость имеет труд исследователей НИУ ВШЭ, а именно И.Е. Денисова, Р.Ю. Изимова, З.Т. Мураталиевой, С.Г. Лузянина. В работе рассматриваются составляющие компоненты инициативы «Пояс и путь», Экономического пояса Шелкового пути, а также проблемы и перспективы сопряжения ЕАЭС и ЭПШП.
Объектом исследования является сопряжение Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути на современном этапе.
Предмет исследования – особенности экономических путей сопряжения Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.
Цель работы – выявить основные проблемы и перспективы развития внешнеполитических отношений стран-участниц ЕАЭС с КНР в рамках взаимодействия двух проектов – Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть историю создания ЕАЭС и его современное состояние.
Выявить экономические рычаги интеграционного объединения во взаимодействии с третьими странами.
Рассмотреть сущность и направления Экономического пояса Шелкового пути
Проанализировать основные проблемы проекта и его перспективы
Выявить общие интересы Китая и ЕАЭС и основные направления сотрудничества
Исследовать двустороннее сотрудничество стран ЕАЭС и Китая в рамках ЭПШП
Проанализировать проблемы и возможные перспективы сопряжения двух проектов.
Хронологические рамки исследования в соответствии со сформулированными выше целями и задачами охватывают в основном 2013 – 2020 гг. Вместе с тем, в связи со спецификой рассматриваемых исторических периодов в отдельных случаях автором допускаются определенные хронологические отступления.
Источниковую базу исследования составили тексты официальных документов (законодательные и инструктивные акты), отчеты о деятельности органов власти, участвующие в процессах развития сотрудничества, докладов и выступлений руководителей стран ЕАЭС и Китайской Народной Республики, сообщения крупнейших российских и зарубежных информационных агентств, размещенных на веб-сайтах, официальные сайты институтов управления Евразийского экономического союза.
Методология исследования. В общем русле исследования применены общенаучные методы анализа, сравнения, аналогии, дедукции и индукции, исторический метод, а также специализированные методы познания, среди которых системный подход использовался для исследования проекции китайского проекта на мировой арене как системы взаимоотношений между акторами, внутренней и внешней средой, а также для понимания характера взаимосвязей, роли и участия стран в китайских проектах. В ходе исследования был применен и структурно-функциональный анализ, который позволил выделить функции политических институтов и акторов сопряжения Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза, их взаимосвязи и влияние на структуру отношений.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и расширении теоретических оснований анализа современного состояния экономических процессов сопряжения ЭПШП и ЕАЭС. Полученные результаты могут быть использованы представителями научно-экспертного сообщества при дальнейшем анализе и разработке стратегий взаимовыгодного сотрудничества в рамках сопряжения. Значительное внимание в исследовании уделяется структурным вопросам ресурсной недостаточности в рамках реалистского подхода теории международных отношений. Роль и значение правительственных органов рассматриваются с позиции рационалистской теории.
Странам-участницам Евразийского экономического союза удалось создать объединение, которое смело можно называть полноценным интеграционным образованием. Россия, Казахстан и Белоруссия стояли у истоков его формирования и были его инициаторами, Кыргызстан же и Армения путем долгих размышлений присоединились к образованию, что показывает признание среди стран бывшего союза необходимость и особое значение процессов интеграции, тем самым мобильно реагируя на тенденции глобализации. В целом можно отметить, что осуществляется большая работа по расширению и углублению процессов интеграции на пространстве ЕАЭС. Евразийский экономический союз растет и развивается в качестве интеграционного образования, но при этом темпы роста нельзя назвать высокими.
В данной работе были определены основные инструменты внешней политики ЕАЭС на мировом рынке. Полагаем, что уровень их развития занимает начальную стадию, однако, указывает на то, что у союза есть все перспективы для их развития. Странам-участницам необходимо скоординироваться перед лицом мирового рынка, определить четкие цели и методы развития, отметить все слабые и сильные стороны, и тогда Евразийский экономический союз сможет занять высокие позиции и конкурировать с мировыми лидерами.
Китайская инициатива «Пояс и путь» и проект Экономический пояс Шелкового пути, в частности, получили большую огласку в мировом сообществе, стали темой для ежедневных обсуждений. Можно долго спорить об истинном предназначении инициативы – решение внутренних проблем или же внешних. Но мы проанализировали, что проектам возможно удаться решить сразу обе области проблем. Экономический пояс Шелкового пути способен предоставить новый импульс экономики не только Китаю, но и всем участникам проекта, путем строительства новой инфраструктуры, промышленных предприятий, привлечения инвестиций, открытия новых рынков сбыта.
«Пояс и путь» это, прежде всего, новый курс внешней политики Китай, распространения своего влияния в мире, но при этом он способен решать и внутренние проблемы. Однако, не стоит говорить о китайской экспансии по всему миру, прикрытой названием «Пояс и путь», так как китайское правительство заявляет о взаимовыгодном сотрудничестве, готовности идти на диалог. Безусловно, условия по предоставлению кредитов и привлечение своей рабочей силы и материалов при создании инфраструктуры идут вразрез с интересами стран-реципиентов и могут ввести их в зависимость от Китая. В связи особенно важно место продуманной и осторожной политики по сопряжению с проектом Экономическим поясом Шелкового пути.
Основные проблемы, с которыми сталкивается или в перспективе может столкнуться Китай связаны с международной поддержкой (непризнанием), а, как следствие, противодействием или созданием конкурирующих проектов; с естественными процессами в мире (в данном случае распространение вируса); связанные с безопасностью, а именно угроза терроризма, экстремизма и сепаратизма. Помимо данных проблем экспертами выделаются риски, которые заключаются в сомнительных и очень далеких перспективах от проекта, который, в свою очередь, требует немалых взносов, а также внутренние проблемы Китая. В связи с этим наблюдается необходимость применения достаточных мер, в том числе диалога со странами вдоль маршрута по сфере совместной безопасности, точных расчетов и осторожных действий правительства Китая на пути к реализации крупнейшего китайского проекта.
Регион Центральная Азия и страны Евразийского экономического союза является хорошей площадкой для совместного развития с Китаем. Акцент делается на сокращение сроков доставки грузов в Европу. Сухопутный коридор имеет все ресурсы конкурировать с доставками через море. Однако, трудоемкая работа по строительству выгодных условий поставок еще предстоит.
Стоит отметить, что интеграционному образованию ЕАЭС удалось достичь достаточно уровня интеграции, однако, союз не существует как «единый организм». К сожалению, в настоящее время зачастую страны-участницы ЕАЭС имеют сотрудничество с третьими странами на двусторонней основе. У союза отсутствует соглашение о сопряжении ЕАЭС и ЭПШП, подписанное от всех сторон Евразийского экономического союза. По этой и другим причинам, страны союза подписывают двусторонние договоры с Китаем.
В данной работе были выделены основные 15 рисков и существующие ограничения, которые стоят на пути сопряжения Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Основные из них заключаются в рисках, связанные с территориальными характеристиками, с особенностями китайской внешней политики в рамках проекта ЭПШП, его неоднозначностью, с реакцией внешнего мира, внутренними проблемами стран-участниц. Нами также выделены некоторые рекомендации ЕАЭС по дальнейшей деятельности, которые включают себя проведение частых переговоров, выстраивании острожной политики, подкрепленной институционально, действия союза как единого организма и субъекта международных отношений. Необходимо проводить постоянный анализ действий Китая на мировой арене под лозунгом «Пояс и путь» и мобильно реагировать на все его проявления. При этом направление имеет огромный потенциал для развития, а значит его необходимо постоянно держать под фокусом и стараться выявлять все возможные выгоды.
Алимов Р. Восемь граней Пояса и Пути. Рашид Алимов / Р. Алимов. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2019/1118/c95181-9633071.html (дата обращения: 18.01.2020).
Вопросы и ответы. Цифры и факты / Евразийский экономический союз. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/documents/eaes_voposy_otvety.pdf (дата обращения: 12.02.2020).
Выступление Председателя КНР Си Цзиньпина в Назарбаев университете (полный текст) / Посольство КНР в Республике Казахстан. URL: http://kz.china-embassy.org/rus/zhgx/t1077192.htm (дата обращения: 10.12.2019).
Вэйцзя Цзяо. Логистические аспекты проекта «Один пояс – один путь» / Цзяо Вэйцзя, И. Рачковская. URL: http://www.logistika-prim.ru/articles/logisticheskie-aspekty-proekta-odin-poyas-odin-put (дата обращения: 13.03.2020).
Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза от 19.12.2018 // Высший Совет ЕАЭС. – 2018. – С.1.
Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 // Евразийская экономическая комиссия. – 2014. – Ст.1. С.1.
Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017// Евразийская экономическая комиссия. – 2017. – Ст.6. С.3.
Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999 // Евразийская Экономическая Комиссия. – 1999. – С.1.
Договор стран СНГ от 24.09.1993 «О создании Экономического союза» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1993. – Ст.1. С. 2.
Доклад №52 / Евразийская экономическая интеграция 2019. URL: https://eabr.org/upload/iblock/c69/EDB_Centre_Report_52_Eurasian_Economic_Integration_2019_rus.pdf (дата обращения: 15.01.2020).
ЕАЭС и Сербия подписали Соглашение о свободной торговле / Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/25-10-2019-6.aspx (дата обращения: 19.01.2020).
ЕАЭС и Сингапур подписали Соглашение о свободной торговле / Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/ 01.10.2019-2.aspx (дата обращения: 19.01.2020).
Единый рынок нефти и газа ЕАЭС: за и против / Национальная Ассоциация нефтегазового сервиса. URL: https://nangs.org/news/industry/edinyj-rynok-nefti-i-gaza-eaes-za-i-protiv-13848 (дата обращения: 24.01.2020).
Иванов Е. История Содружества независимых государств / Е. Иванов, А. Лебедев. URL: https://ria.ru/20111208/510194717.html (дата обращения: 15.10.2019)
История евразийской интеграции: 1991-2016 / Евразийский банк развития. URL: https://eabr.org/upload/docs/EDB%20Centre%202017_Monograph_Chapter%201.pdf (дата обращения: 21.11.2019).
Каждый восьмой доллар несырьевые экспортеры в 2019 году получили при поддержке РЭЦ / Российский экспортный центр. URL: https://www.exportcenter.ru/press_center/news/kazhdyy-vosmoy-dollar-nesyrevye-eksportery-v-2019-godu-poluchili-pri-podderzhke-rets/ (дата обращения: 10.02.2020).
Краткий статистический сборник / Евразийский экономический союз в цифрах. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/ Documents/Brief_Statistics_Yearbook_2019.pdf (дата обращения: 14.01.2020)
Министр ЕЭК: Опасения бизнеса по свободной торговле ЕАЭС с Вьетнамом не оправдались / News.am. URL: https://news.am/rus/news/477380.html (Дата обращения: 13.02.2020).
Мусина А. Eurasinet (США): Китай масштабно инвестирует по всему миру, но выводит деньги из России / А. Мусина. URL: https://inosmi.ru/economic/20191022/246079655.html (дата обращения: 11.05.2020).
Обзор ключевых положений Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны / Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp (дата обращения: 10.02.2020).
Портякова Н. С глазу на газ: лидеры ЕАЭС договорились об общем энергетическом рынке / Н. Портякова, Е. Созаев-Гурьев. URL: https://iz.ru/820899/nataliia-portiakova-egor-sozaev-gurev/s-glazu-na-gaz-lidery-eaes-dogovorilis-ob-obshchem-energeticheskom-rynke (дата обращения: 14.12.2019).
Решение Высшего Евразийского экономического совета от 01.10.2019. №19 «Об Основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2020 год» // Высший Евразийский экономический совет. – 2019. – П.1. С.3.
РФ и Белоруссия договорились о цене на газ на 2020 год / Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/business/694544 (дата обращения: 17.02.2020).
Скосырев В. Глобальный китайский проект «Один пояс – один путь» заморожен / В. Скосырев. URL: https://www.yandex.ru/turbo?text=http%3A% 2F%2Fwww.ng.ru%2Fworld%2F2020-03-19%2F1_7822_china.html (дата обращения: 03.05.2020).
Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути / Официальный сайт Президента России. URL:: http://kremlin.ru/supplement/4971 (дата обращения: 01.02.2020).
Соглашение стран СНГ от 20.01.1995 «О таможенном союзе» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – Ст.1. С. 1.
Социально-демографические индикаторы. Статистика Евразийского экономического союза. Январь-июнь 2019 года / Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/Bulletin_SDI/SDI%202019_06.pdf (дата обращения: 10.12.2019).
Фаляхов Р. Семь сценариев для России / Р. Фаляхов. URL: https://www.gazeta.ru/business/2017/02/25/10543481.shtml#page6 (дата обращения: 10.05.2020).
Экспорт в истории: несырьевые поставки сократились из-за коронавируса / Известия. URL: https://iz.ru/991240/ekaterina-vinogradova/eksport-v-istorii-nesyrevye-postavki-sokratilis-iz-za-koronavirusa (дата обращения: 20.04.2020).
Fung Doris. Belt and Road and Northern China: Heilongjiang, a Crucial Link in China-Russia Business/ Doris Fung. URL: https://research.hktdc.com/en/article/NDA1NDgxNjI1 (дата обращения: 10.05.2020).
Jianmin Wu. China to Play a Bigger Role as a World Contributor / Wu Jianmin. URL: http://usa.chinadaily.com.cn/opinion/2015-04/20/content_20481447.htm. (дата обращения: 14.03.2020).
Kuo L. What is China`s Belt and Road Initiative? / L. Kuo, N. Kommenda. URL: https://www.theguardian.com/cities/ng-interactive/2018/jul/30/what-china-belt-road-initiative-silk-road-explainer (дата обращения: 25.04.2020).
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!