Эмоциональное развитие младшего школьника на уроках чтения
В современных педагогических исследованиях с тревогой констатируется факт ухудшения эмоционального состояния и самочувствия учащихся. Причинами возникновения этого факта служат: условия жизни и воспитания ребенка, изменение экологии, социально-экономические условия жизни общества. Поэтому главной задачей педагогики, ориентированной на гуманно-культурологическую, личностно-ориентированную парадигмы образовательного процесса является поиск эффективных путей эмоционального развития младшего школьника.
Переоценить роль эмоций в жизнедеятельности ребенка очень сложно, поскольку благодаря эмоциям он способен к психической жизни, эмоции объединяют ребенка с ближайшим социальным окружением. Эмоции и переживания, по мнению Л.С. Выготского, меняются под влиянием среды, окружающей ребенка, и соответственно, являются важным средством его адаптации и социализации. Введение ученым понятия «ключевое переживание» как комплекса осознаваемых и неосознаваемых ребенком отношений со значимыми для него элементами окружающей действительности ознаменовало в науке появление принципа «единства интеллекта и аффекта», красноречиво подчеркивающего исключительную роль эмоций и эмоциональности в обеспечении нормальной социальной жизнедеятельности ребенка. Эмоциональность находится в причинно-следственных связях с интеллектуальным развитием ребенка: уровень интеллектуального развития ребенка тем выше, чем больше преобладание положительных эмоций и наоборот, ниже в случае преобладания отрицательных эмоций – следовательно, нарушения эмоционального развития ребенка могут привести к сложностям в использовании им собственных способностей, в частности, интеллекта, в дальнейшем личностном, эмоционально-психологическом, психическом развитии.
Проблема эмоционального развития решалась на протяжении всей истории педагогики. Изучением ее занимались В.К. Вилюнас, Л.C. Выготский, А.В. Запорожец. В последние годы эту проблему исследовали Е.П. Ильин, H.Л. Кряжева, Е.М. Торошилова.
Особое место в разработке концептуального подхода к проблеме эмоционального развития заняли труды психологов Л. И. Божович, Л. С. Выготского, С. Э. Изарда, Е. П. Ильина, А. Н. Леонтьева, В. С. Мухиной, Л. С. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, П. М. Якобсона, в которых освещаются фундаментальные положения теории эмоций.
Одним из самых сильных средств в учебном процессе начальной школы, способствующим эмоциональному развитию учащихся, являются уроки литературного чтения, поскольку изучение художественной литературы создает благоприятную эмоциональную атмосферу на уроке, способствующую не только высвобождению эмоций учащихся, но и обучению их грамотно с эстетической, нравственной и этической точки зрения делиться ими, высказывать свое отношение к сюжету произведения, главным героям, задумке автора, отталкиваясь от эмоциональных переживаний. Как правило, эмоционально насыщенная атмосфера на данном уроке создается в процессе чтения и обсуждения произведения.
В современных педагогических исследованиях с тревогой констатируется факт ухудшения эмоционального состояния и самочувствия учащихся. Причинами возникновения этого факта служат: условия жизни и воспитания ребенка, изменение экологии, социально-экономические условия жизни общества. Поэтому главной задачей педагогики, ориентированной на гуманно-культурологическую, личностно-ориентированную парадигмы образовательного процесса является поиск эффективных путей эмоционального развития младшего школьника.
Переоценить роль эмоций в жизнедеятельности ребенка очень сложно, поскольку благодаря эмоциям он способен к психической жизни, эмоции объединяют ребенка с ближайшим социальным окружением. Эмоции и переживания, по мнению Л.С. Выготского, меняются под влиянием среды, окружающей ребенка, и соответственно, являются важным средством его адаптации и социализации. Введение ученым понятия «ключевое переживание» как комплекса осознаваемых и неосознаваемых ребенком отношений со значимыми для него элементами окружающей действительности ознаменовало в науке появление принципа «единства интеллекта и аффекта», красноречиво подчеркивающего исключительную роль эмоций и эмоциональности в обеспечении нормальной социальной жизнедеятельности ребенка. Эмоциональность находится в причинно-следственных связях с интеллектуальным развитием ребенка: уровень интеллектуального развития ребенка тем выше, чем больше преобладание положительных эмоций и наоборот, ниже в случае преобладания отрицательных эмоций – следовательно, нарушения эмоционального развития ребенка могут привести к сложностям в использовании им собственных способностей, в частности, интеллекта, в дальнейшем личностном, эмоционально-психологическом, психическом развитии.
Проблема эмоционального развития решалась на протяжении всей истории педагогики. Изучением ее занимались В.К. Вилюнас, Л.C. Выготский, А.В. Запорожец. В последние годы эту проблему исследовали Е.П. Ильин, H.Л. Кряжева, Е.М. Торошилова.
Особое место в разработке концептуального подхода к проблеме эмоционального развития заняли труды психологов Л. И. Божович, Л. С. Выготского, С. Э. Изарда, Е. П. Ильина, А. Н. Леонтьева, В. С. Мухиной, Л. С. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, П. М. Якобсона, в которых освещаются фундаментальные положения теории эмоций.
Одним из самых сильных средств в учебном процессе начальной школы, способствующим эмоциональному развитию учащихся, являются уроки литературного чтения, поскольку изучение художественной литературы создает благоприятную эмоциональную атмосферу на уроке, способствующую не только высвобождению эмоций учащихся, но и обучению их грамотно с эстетической, нравственной и этической точки зрения делиться ими, высказывать свое отношение к сюжету произведения, главным героям, задумке автора, отталкиваясь от эмоциональных переживаний.
1. Безруких, М.М. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа – http://nsc.1september.ru/view_article.
2. Борисенко, И.В. Парадоксально-игровая поэзия в начальной школе / И.В. Борисенко // Начальная школа. – 2014. – №7. – С.70-74.
3. Власова, И. С. Культуротворческое воспитание младших школьников / И. С. Власова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 39. – С. 112–117.
4. Волков, Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости: учебное пособие / Б.С. Волков. – М.: Владос, 2014. – 511 с.
5. Воюшина, М.П. Методика обучения литературному чтению: учебник / М.П. Воюшина, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева; под ред. М.П. Воюшиной. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.
6. Воюшина, М.П. Основные характеристики учебника литературного чтения / М.П. Воюшина // Начальная школа. – 2015. – №2. – С.30-34.
7. Воюшина, М.П. Развитие диалогического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе / М.П. Воюшина // Известия Российского педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2015. – №174. – С.68-75.
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – 5-е изд. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2009. – 208 с.
10. Гаврилова, Т.В. Развитие творческих способностей школьников при работе с произведением С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» /
Т.В. Гаврилова // Начальная школа. – 2014. – № 3. – С. 20-23.
11. Генералова, И.А. Интегративный предмет «Театр» или воспитание искусством: Метод. рекомендации для учителей / под ред. Л.В. Тарасова. – М., Авангард, 1997. – 196 с.
12. Голубева, Е.В., Голубева, И.В. Развитие языковой личности на «Уроках одного слова» / Е.В. Голубева, И.В. Голубева // Начальная школа. – 2014. – №3. – С.23-27.
13. Голубков, В.В. Методика преподавания литературы /
В.В. Голубков. – М.: Просвещение, 2000. – 233 с.
14. Горюшкина, Н.В. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] / Н.В. Горюшкина // REFdb.RU. – Режим доступа: http://refdb.ru/look/1088416.
15. Долян, Е.И. Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития / Е.И. Долян // Наука и современность. – 2014. – № 31. – С. 51-58.
16. Ерошина, Ю.Г. Технология полноценного восприятия художественного произведения / Ю.Г. Ерошина // Начальная школа. – 2015. – №8. – С.21-24.
17. Информационно-методическое письмо «Литературное чтение в четырехлетней начальной школе. Авторы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова // Начальная школа. – 2008. – №8. – С.36-41.
18. Информационно-методическое письмо «Литературное образование младших школьников. Автор Т.С. Троицкая // Начальная школа. – 2009. – №8. – С.46-54.
19. Иренкова, И.Ю. Формирование положительной мотивации к учению – уроки стихотворчества / И.Ю. Иренкова // Начальная школа. – 2014. – №8. – С.56-58.
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!