Эмоциональный комфорт подростков с трудностями саморегуляции в образовательной среде

Мосягина Анна Александровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Исследование заключалось в установлении взаимосвязи между эмоциональным комфортом и саморегуляцией подростков в образовательной среде. В нем участвовали 118 человек. Для изучения эмоционального комфорта подростков использовались методики: «Шкала дифференциальных эмоций» К.Изарда, «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» В.В.Бойко, «Шкала субъективного благополучия» А. Перуэ-Баду, «Опросник социально-психологической адаптации» К. Роджерса, Р. Даймонд, «Шкала самоуважения» М. Розенберга. Саморегуляция изучалась с помощью методик: опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98» В.И.Моросановой, «Индивидуальный профиль дезадаптированного поведения подростков» С. Т. Посоховой, Л. С. Рашитовой. Применение корреляционного и факторного анализа позволило определить структуру эмоционального комфорта, вариативность взаимосвязей регуляторных процессов с компонентами эмоционального комфорта и адаптационных возможностей. Множественный регрессионный анализ позволил доказать, что саморегуляция подростков определяется переживанием положительных эмоций, гибкостью, выразительностью эмоций, внутренним контролем и самоуважением. Сравнение групп подростков с разным уровнем саморегуляции с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни обнаружило менее выраженные показатели эмоционального комфорта, адаптационных возможностей и самоуважения у подростков с низким уровнем саморегуляции.

АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………………………………….. 4
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………… 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
КОМФОРТА И САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЕ ………………………………………………………………………………………………………… 10
1.1 Подходы к определению эмоционального комфорта ……………………………. 10
1.2 Факторы эмоционального комфорта подростков в образовательной среде
…………………………………………………………………………………………………………………. 20
1.3 Особенности саморегуляции в подростковом возрасте………………………… 27
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА ПОДРОСТКОВ С ТРУДНОСТЯМИ
САМОРЕГУЛЯЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ………………………………… 39
2.1 Модель исследования ………………………………………………………………………….. 39
2.2 Описание выборки и процедуры исследования …………………………………….. 42
2.3 Методы и методики исследования ……………………………………………………….. 43
2.4 Математико-статистические методы обработки данных ………………………. 54
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ …………… 56
3.1 Результаты исследования взаимосвязи эмоционального комфорта и
саморегуляции у подростков в образовательной среде ………………………………. 56
3.2 Результаты исследования эмоционального комфорта в образовательной
среде у подростков с высоким и низким уровнем саморегуляции ………………. 76
3.3 Разработка программы развития саморегуляции у подростков в
образовательной среде………………………………………………………………………………. 96
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………………………………….. 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………. 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………… 115
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………………………………………… 132
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ………………………………………………………………………………………. 134
ПРИЛОЖЕНИЕ В ……………………………………………………………………………………… 135
ПРИЛОЖЕНИЕ Г ………………………………………………………………………………………. 137
ПРИЛОЖЕНИЕ Д ……………………………………………………………………………………… 138

В подростковом возрасте происходят существенные изменения во всех
сферах психического развития. Эмоциональная сфера подростков наиболее
чувствительна и отличается рядом особенностей, среди которых возбудимость,
высокая чувствительность, тревожность, устойчивость эмоциональных
переживаний, противоречивость чувств [43].
Современные подростки живут в стремительно меняющемся
социокультурном пространстве, новые возможности влекут за собой новые
угрозы. Высокий темп жизни, информационное перенасыщение оказывают
негативное влияние на личность подростков, приводят переутомлению,
напряжению, росту тревожности и негативных эмоциональных состояний. В

Актуальность исследования эмоционального комфорта подростков с
трудностями саморегуляции в образовательной среде определяется важной
ролью эмоционального комфорта и саморегуляции в реализации
потенциальных возможностей подростков и профилактике дезадаптации,
недостаточном количестве исследований эмоционального комфорта как
самостоятельного феномена. В связи с этим практически отсутствуют
исследования посвященные изучению взаимосвязи эмоционального комфорта и
саморегуляции подростков.
Цель проведенного исследования заключалась в установлении
взаимосвязи между содержанием эмоционального комфорта и компонентами
саморегуляции подростков. Приступая к исследованию, мы предполагали, что
подростки с трудностями саморегуляции отличаются от подростков с высоким
уровнем саморегуляции менее выраженным эмоциональным комфортом,
меньшими адаптационными возможностями и склонностью к самоунижению.
Результаты теоретического анализа позволили выявить особенности
изучаемых феноменов, решить задачу с построением модели исследования и
разработкой методического комплекса. Методики исследования были
объединены в три группы и направлены на диагностику эмоционального
комфорта, саморегуляции и адаптационных возможностей подростков.
В исследовании участвовали обучающиеся подросткового возраста (14-17
лет), всего 88 человек.
Вначале исследования были определены компоненты эмоционального
комфорта и саморегуляции подростков, выявлены связи между показателями
эмоционального комфорта, саморегуляции и адаптационных возможностей.
Затем по результатам заполнения опросника «Стиль саморегуляции поведения
— ССП-98» В.И. Моросановой на основании шкалы «Общий уровень
саморегуляции» обучающиеся были объединены в две группы. В группу
подростков с высоким уровнем саморегуляции вошли 32 человека, в группу
подростков с низким саморегуляции – 29 человек. Эти подростки сравнивались
по выраженности эмоционального комфорта и адаптационнных возможностей.
Изучалась также структура эмоционального комфорта и его взаимосвязь с
компонентами саморегуляции и адаптационных возможностей в обеих группах
подростков.
Результаты исследования позволили определить структуру
эмоционального комфорта подростков. Он представляет собой интеграцию
эмоции и эмоциональных барьеров в общении. Эмоциональный комфорт
подростков определяется как преобладание положительных эмоций над
отрицательными и преодоление эмоциональных барьеров в общении.
Исследование показало, что подросткам с низким уровнем саморегуляции
свойственны трудности в планировании, моделировании, программировании и
оценке результатов своих действий, что оказывает влияние на их поведение,
взаимодействие с другими людьми и учебную деятельность.
В исследовании удалось выявить, что компоненты саморегуляции
существуют относительно самостоятельно. При этом они связаны с отдельными
компонентами эмоционального комфорта: с эмоциями и эмоциональными
барьерами в общении. На саморегуляцию подростков влияет доминирование
позитивных эмоций, в частности интереса, гибкость и развитость эмоций, а
также внутренний контроль и самоуважение.
Подтвердилась гипотеза о различии подростков с разным уровнем
саморегуляции в переживании эмоционального комфорта, выраженности
адаптационных возможностей и самоуважения. Подростки с низким уровнем
саморегуляции по сравнению с подростками с высоким уровнем саморегуляции
в меньшей мере ощущают эмоциональный комфорт, позитивные эмоции,
интерес в процессе обучения, в большей степени – горе и стыд. Они отличаются
также преобладанием эмоциональных барьеров общении и менее выраженными
показателями адаптационных возможностей и самоуважения.
Переживание эмоционального комфорта подростков с высоким и низким
уровнем саморегуляции связано с разными эмоциями. У подростков с низким
уровнем саморегуляции эмоциональный дискомфорт включает в себя больше
негативных эмоций. Структура взаимосвязей показателей саморегуляции с
показателями эмоционального комфорта и адаптационных возможностей у
подростков с низким уровнем саморегуляции более интегрирована, чем у
подростков с высоким уровнем саморегуляции.
Результаты исследования были использованы для разработки программы
развития навыков саморегуляции у обучающихся подросткового возраста.
Программа включает в себя такие блоки как управление эмоциями,
коммуникативная компетентность, уверенное поведение, саморегуляция, а
также рекомендации для педагогов и родителей.
Научная значимость исследования связана с определением структуры
эмоционального комфорта подростков в образовательной среде, который редко
рассматривается как самостоятельный феномен. Кроме того, выявлены
взаимосвязи между показателями эмоционального комфорта и саморегуляцией
подростков, раскрыты особенности эмоционального комфорта у подростков с
разным уровнем саморегуляции.
Социальная значимость исследования состоит в его направленности на
предупреждение различных форм девиантного поведения, трудностей в
обучении и социализации подростков.
Практическая значимость исследования заключается в возможности
применения разработанной на основе его результатов программы для развития
навыков саморегуляции подростков, использования рекомендаций по
обеспечению эмоционального комфорта подростков педагогами и родителями.
Результаты исследования также могут использоваться в консультативной
деятельности со всеми участниками образовательного процесса.
Проведенное исследование не охватило всех проблем, перспективным
можно считать изучение проявлений эмоционального комфорта в зависимости
от половой принадлежности, от межличностных отношений в группе.
Перспективы исследования заключаются также в определении роли педагогов,
разных дисциплин в переживании эмоционального комфорта подростками.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Проактивность как предиктор вовлеченности персонала
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Переживание личностью опыта домашнего насилия
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Динамика внутреннего репутационного капитала организации
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет