Эмоциональный комфорт подростков с трудностями саморегуляции в образовательной среде
Исследование заключалось в установлении взаимосвязи между эмоциональным комфортом и саморегуляцией подростков в образовательной среде. В нем участвовали 118 человек. Для изучения эмоционального комфорта подростков использовались методики: «Шкала дифференциальных эмоций» К.Изарда, «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» В.В.Бойко, «Шкала субъективного благополучия» А. Перуэ-Баду, «Опросник социально-психологической адаптации» К. Роджерса, Р. Даймонд, «Шкала самоуважения» М. Розенберга. Саморегуляция изучалась с помощью методик: опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98» В.И.Моросановой, «Индивидуальный профиль дезадаптированного поведения подростков» С. Т. Посоховой, Л. С. Рашитовой. Применение корреляционного и факторного анализа позволило определить структуру эмоционального комфорта, вариативность взаимосвязей регуляторных процессов с компонентами эмоционального комфорта и адаптационных возможностей. Множественный регрессионный анализ позволил доказать, что саморегуляция подростков определяется переживанием положительных эмоций, гибкостью, выразительностью эмоций, внутренним контролем и самоуважением. Сравнение групп подростков с разным уровнем саморегуляции с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни обнаружило менее выраженные показатели эмоционального комфорта, адаптационных возможностей и самоуважения у подростков с низким уровнем саморегуляции.
АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………………………………….. 4
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………… 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
КОМФОРТА И САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЕ ………………………………………………………………………………………………………… 10
1.1 Подходы к определению эмоционального комфорта ……………………………. 10
1.2 Факторы эмоционального комфорта подростков в образовательной среде
…………………………………………………………………………………………………………………. 20
1.3 Особенности саморегуляции в подростковом возрасте………………………… 27
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА ПОДРОСТКОВ С ТРУДНОСТЯМИ
САМОРЕГУЛЯЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ………………………………… 39
2.1 Модель исследования ………………………………………………………………………….. 39
2.2 Описание выборки и процедуры исследования …………………………………….. 42
2.3 Методы и методики исследования ……………………………………………………….. 43
2.4 Математико-статистические методы обработки данных ………………………. 54
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ …………… 56
3.1 Результаты исследования взаимосвязи эмоционального комфорта и
саморегуляции у подростков в образовательной среде ………………………………. 56
3.2 Результаты исследования эмоционального комфорта в образовательной
среде у подростков с высоким и низким уровнем саморегуляции ………………. 76
3.3 Разработка программы развития саморегуляции у подростков в
образовательной среде………………………………………………………………………………. 96
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………………………………….. 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………. 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………… 115
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………………………………………… 132
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ………………………………………………………………………………………. 134
ПРИЛОЖЕНИЕ В ……………………………………………………………………………………… 135
ПРИЛОЖЕНИЕ Г ………………………………………………………………………………………. 137
ПРИЛОЖЕНИЕ Д ……………………………………………………………………………………… 138
В подростковом возрасте происходят существенные изменения во всех
сферах психического развития. Эмоциональная сфера подростков наиболее
чувствительна и отличается рядом особенностей, среди которых возбудимость,
высокая чувствительность, тревожность, устойчивость эмоциональных
переживаний, противоречивость чувств [43].
Современные подростки живут в стремительно меняющемся
социокультурном пространстве, новые возможности влекут за собой новые
угрозы. Высокий темп жизни, информационное перенасыщение оказывают
негативное влияние на личность подростков, приводят переутомлению,
напряжению, росту тревожности и негативных эмоциональных состояний. В
Актуальность исследования эмоционального комфорта подростков с
трудностями саморегуляции в образовательной среде определяется важной
ролью эмоционального комфорта и саморегуляции в реализации
потенциальных возможностей подростков и профилактике дезадаптации,
недостаточном количестве исследований эмоционального комфорта как
самостоятельного феномена. В связи с этим практически отсутствуют
исследования посвященные изучению взаимосвязи эмоционального комфорта и
саморегуляции подростков.
Цель проведенного исследования заключалась в установлении
взаимосвязи между содержанием эмоционального комфорта и компонентами
саморегуляции подростков. Приступая к исследованию, мы предполагали, что
подростки с трудностями саморегуляции отличаются от подростков с высоким
уровнем саморегуляции менее выраженным эмоциональным комфортом,
меньшими адаптационными возможностями и склонностью к самоунижению.
Результаты теоретического анализа позволили выявить особенности
изучаемых феноменов, решить задачу с построением модели исследования и
разработкой методического комплекса. Методики исследования были
объединены в три группы и направлены на диагностику эмоционального
комфорта, саморегуляции и адаптационных возможностей подростков.
В исследовании участвовали обучающиеся подросткового возраста (14-17
лет), всего 88 человек.
Вначале исследования были определены компоненты эмоционального
комфорта и саморегуляции подростков, выявлены связи между показателями
эмоционального комфорта, саморегуляции и адаптационных возможностей.
Затем по результатам заполнения опросника «Стиль саморегуляции поведения
— ССП-98» В.И. Моросановой на основании шкалы «Общий уровень
саморегуляции» обучающиеся были объединены в две группы. В группу
подростков с высоким уровнем саморегуляции вошли 32 человека, в группу
подростков с низким саморегуляции – 29 человек. Эти подростки сравнивались
по выраженности эмоционального комфорта и адаптационнных возможностей.
Изучалась также структура эмоционального комфорта и его взаимосвязь с
компонентами саморегуляции и адаптационных возможностей в обеих группах
подростков.
Результаты исследования позволили определить структуру
эмоционального комфорта подростков. Он представляет собой интеграцию
эмоции и эмоциональных барьеров в общении. Эмоциональный комфорт
подростков определяется как преобладание положительных эмоций над
отрицательными и преодоление эмоциональных барьеров в общении.
Исследование показало, что подросткам с низким уровнем саморегуляции
свойственны трудности в планировании, моделировании, программировании и
оценке результатов своих действий, что оказывает влияние на их поведение,
взаимодействие с другими людьми и учебную деятельность.
В исследовании удалось выявить, что компоненты саморегуляции
существуют относительно самостоятельно. При этом они связаны с отдельными
компонентами эмоционального комфорта: с эмоциями и эмоциональными
барьерами в общении. На саморегуляцию подростков влияет доминирование
позитивных эмоций, в частности интереса, гибкость и развитость эмоций, а
также внутренний контроль и самоуважение.
Подтвердилась гипотеза о различии подростков с разным уровнем
саморегуляции в переживании эмоционального комфорта, выраженности
адаптационных возможностей и самоуважения. Подростки с низким уровнем
саморегуляции по сравнению с подростками с высоким уровнем саморегуляции
в меньшей мере ощущают эмоциональный комфорт, позитивные эмоции,
интерес в процессе обучения, в большей степени – горе и стыд. Они отличаются
также преобладанием эмоциональных барьеров общении и менее выраженными
показателями адаптационных возможностей и самоуважения.
Переживание эмоционального комфорта подростков с высоким и низким
уровнем саморегуляции связано с разными эмоциями. У подростков с низким
уровнем саморегуляции эмоциональный дискомфорт включает в себя больше
негативных эмоций. Структура взаимосвязей показателей саморегуляции с
показателями эмоционального комфорта и адаптационных возможностей у
подростков с низким уровнем саморегуляции более интегрирована, чем у
подростков с высоким уровнем саморегуляции.
Результаты исследования были использованы для разработки программы
развития навыков саморегуляции у обучающихся подросткового возраста.
Программа включает в себя такие блоки как управление эмоциями,
коммуникативная компетентность, уверенное поведение, саморегуляция, а
также рекомендации для педагогов и родителей.
Научная значимость исследования связана с определением структуры
эмоционального комфорта подростков в образовательной среде, который редко
рассматривается как самостоятельный феномен. Кроме того, выявлены
взаимосвязи между показателями эмоционального комфорта и саморегуляцией
подростков, раскрыты особенности эмоционального комфорта у подростков с
разным уровнем саморегуляции.
Социальная значимость исследования состоит в его направленности на
предупреждение различных форм девиантного поведения, трудностей в
обучении и социализации подростков.
Практическая значимость исследования заключается в возможности
применения разработанной на основе его результатов программы для развития
навыков саморегуляции подростков, использования рекомендаций по
обеспечению эмоционального комфорта подростков педагогами и родителями.
Результаты исследования также могут использоваться в консультативной
деятельности со всеми участниками образовательного процесса.
Проведенное исследование не охватило всех проблем, перспективным
можно считать изучение проявлений эмоционального комфорта в зависимости
от половой принадлежности, от межличностных отношений в группе.
Перспективы исследования заключаются также в определении роли педагогов,
разных дисциплин в переживании эмоционального комфорта подростками.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!