Переживание личностью опыта домашнего насилия

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Гончаренко Аркадий Владимирович
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Исследование посвящено изучению феноменологии переживания личностью опыта домашнего насилия.
В исследовании приняли участие 108 человек, средний возраст которых составил 30 лет. Из них 79 женщин и 29 мужчин.
В теоретической главе представлен взгляд на проблему домашнего насилия, дано определение и его виды. Рассмотрены такие методологические конструкты как переживание (с позиции Ф.Е. Василюка) и отношения (с позиции В.Н. Мясищева).
В практической части исследования изучалось (1) как в современном обществе воспринимается проблема домашнего (партнерского) насилия (авторский онлайн-опросник, авторский вариант методики Семантический дифференциал), (2) как отражается в ответах вина (Измерение малоадаптивных форм вины, IGQ), (3) на выборке респондентов с реальным опытом домашнего насилия, то, как они его переживали или переживают в личных историях (полуструктурированное интервью).
Обработка данных включала частотный анализ, сравнительный и корреляционный по критерию К-Краскела-Уоллеса, а также факторный анализ методом главных компонент.
По результатам исследования были получены данные об особенностях переживания личностью опыта домашнего насилия: выявлена структура (объяснение самому себе, непережитый опыт отношений, слияние с партнером и страх близости, переживание ответственности за расставание, потерянные «Я», актуальность переживаний, близость бывшего партнера) отношения к домашнему насилию независимо от наличия такого опыта, доминирование когнитивного аспекта в переживаниях по сравнению с эмоциональным и поведенческим, усиление экзистенциальной вины и потеря своего «Я» у переживших опыт домашнего насилия.

В последнее время становится все более актуальной так долго табуированная в нашем обществе тема домашнего насилия. На протяжении многих лет эта проблема не только игнорировалась, но и не была предметом комплексного междисциплинарного исследования. В средствах массовой информации домашнее насилие было представлено в достаточно усеченной, трансформированной форме, часто как проблема малоимущих, асоциальных и неполных семей. На самом же деле, абьюз, оставаясь сегодня актуальной и сложной проблемой, не имеет прямой взаимосвязи с уровнем социального, политического, экономического и культурного развития, гендером, сексуальной ориентацией и т.д. Нельзя забывать, что любой человек может оказаться в отношениях, где присутствует насилие.
В России проблематика научных исследований домашнего насилия, осложнялась ограниченным доступом к материалам и табуированностью данной темы до конца восьмидесятых годов. Тогда это была прерогатива узких специалистов, которые занимались преступлениями, совершенными в семейно-бытовой сфере. На данный момент прослеживается другая тенденция: проблема домашнего насилия становится одной из приоритетных по изучению в современном как мировом, так и российском научном сообществе. Кроме того, можно проследить, как меняется отношение к этой проблеме в сознании людей: создано множество социальных служб профилактики и предотвращения насилия в семье, организованы кризисные центры и «убежища» для женщин, круглосуточные телефоны доверия, средства массовой информации переполнены резонансными судебными разбирательствами, развиваются социальные проекты посвященные жертвам домашнего насилия, наконец-то всерьез заговорили о законе против домашнего насилия и т.д. и т.п.
Повышенный интерес и обращение к данной проблеме оправдано многими обстоятельствами. Социально-политические причины обращения к этой проблеме коренятся в глобальном переустройстве и трансформации современного общества – возникновении постиндустриального, или информационного общества, где табуированность вытесняется информационной доступностью.
Национальная ассоциация социальных работников объясняет термин домашнее насилие как «эмоциональное, физическое или сексуальное насилие, совершаемое сознательно или неосознанно в отношении членов семьи или других домочадцев». Насилие в рамках близких отношений – это повторяющийся раз за разом феномен, причем с каждым новым случаем увеличивается степень тяжести данного события. Насилию не всегда необходимо быть физическим, чтобы причинить вред человеку. Оно может быть эмоциональным (психологическим), сексуальным, экономическим – в любом из проявлений отличительной чертой будет желание контролировать, внушить чувство страха человеку. Чаще всего человек одновременно испытывает несколько видов насилия, если не все одновременно. К сожалению, от этого никто не застрахован и как ни странно из таких отношений достаточно тяжело выйти.
Таким образом, в последнее время тема домашнего насилия стала довольно острой. В нашем обществе эта проблема не вызывает особого удивления или негодования. Образ отношений в которых кому-то приходится страдать – первым приходит в голову, достаточно вспомнить любой роман из классической литературы, или любую мелодраму с экранов телевизоров. В действительности, эти произведения искусства подразумевают страдания другого характера, но такой устойчивый образ драматических отношений настолько отложился в наших умах, что начинает представлять вариант нормы: бьёт – значит любит. Кроме того, в нашей культуре не принято выносить внутрисемейные конфликты за рамки семьи, поэтому люди не всегда готовы обсуждать это с близкими, или, тем более, обращаться к специалистам. Все это приводит к тому, что личность, столкнувшаяся с абьюзом в близких отношениях, надеется на то, что её партнер изменится, продолжает оставаться в таких отношениях, терпит, страдает и скорее всего никому об этом не говорит.
Не смотря на то, что в обществе бытует представление о равноправных отношениях, появляется все больше информации посвященной личным границам, общественные организации продвигают закон о домашнем насилии и т.д. – на бытовом уровне мы видим, что в партнерских отношениях наблюдается обострение проблемы насилия (особенно на фоне пандемии, когда человек практически изолирован от мира и не имеет возможности обратиться за помощью). Кроме того, распространено представление о том, что насилие работает по универсальным алгоритмам и является однородным, однако это не так. Важно системно рассматривать насилие и учитывать при этом дисбаланс власти, который существует в отношениях между мужчинами и женщинами.
Таким образом, абьюз как общественная проблема никуда не исчезла и исследования посвященные этой теме – по-прежнему актуальны. В рамках данного исследования особый интерес представляют переживания, связанные с опытом домашнего (партнерского) насилия.
Цель исследования: изучение особенностей переживания личностью опыта домашнего (партнерского) насилия, а также его роли в выстраивании партнерских отношений.
Объект исследования – домашнее (партнерское) насилие.
Предмет исследования – феноменология переживания личностью опыта домашнего (партнерского) насилия.
Задачи:
1) Провести теоретический обзор имеющихся в отечественной и зарубежной психологической литературе исследований относительно домашнего насилия;
2) Определить теоретико-методологические основания исследования домашнего (партнерского) насилия;
3) Провести пилотажное исследования с целью конкретизации опорных точек исследования, а также апробации авторского списка вопросов к полуструктурированному феноменологическому интервью;
4) Уточнить методический аппарат основной части исследования: подобрать психодиагностические методики и определить окончательный вариант онлайн-опросника и феноменологического интервью с женщинами, пережившими домашнее насилие;
5) Провести основное исследование, математико-статистический анализ полученных данных и описать их;
6) Описать особенности отношения к домашнему насилию респондентами с опытом и без опыта насилия;
7) Выявить структуру феноменологического описания отношения к домашнему насилию в обществе. Сравнить полученные в группах с опытом и без опыта домашнего насилия;
8) Уточнить психологические характеристики респондентов в части переживания деструктивных форм вины, выявить связь опыта домашнего насилия с экзистенциальными формами вины;
9) Описать феноменологию переживаний жертв домашнего насилия, выявить сходства и различия в отношении к домашнему насилию и «точки напряжения» переживаний, способных стать мишенями психологической помощи и поддержки.
Теоретическая гипотеза: феноменология переживания опыта домашнего (партнерского) насилия, может быть описана на 3-х уровнях отношений (когнитивном, эмоциональном, поведенческом).
Эмпирические гипотезы:
1) Опыт домашнего (партнерского) насилия негативно влияет на восприятие других и себя, ассоциируясь с потерей себя (потерей «Я»), манипулятивностью;
2) Опыт домашнего (партнерского) насилия способствует усилению экзистенциальной вины.
Описание выборки: общая выборка исследования составила 108 человек: из них (1) в пилотажном исследовании – 50 человек, (2) в онлайн-опросе – 50 человек (женщины и мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, с опытом домашнего (партнерского) насилия в прошлом (или без него), (3) в интервью – 8 человек (девушки и женщины в возрасте от 18 до 42 лет с опытом домашнего насилия в прошлом, из них 5 человек получали (или получают) в связи с этим психологическую помощь).
Теоретико-методологическая основа исследования:
Феноменологический подход (описательная феноменология) Э. Гуссерля. Целью данного подхода является описание смыслов переживания или опыта. Принцип познания в данном подходе – «феноменологическая редукция»; работа на уровне очевидных смыслов текста и самопонимания исследуемых; описательный характер результатов. Анализ полученных данных при данном подходе осуществляется с помощью следующих техник – пошаговая конденсация, тематический анализ.
Теория переживания Ф.Е. Василюка, в которой переживание рассматривается как деятельность, направленная на проживание ситуаций, требующих от индивида приложения усилий для их принятия и совладания с ними (как правило, трудных ситуаций), на реабилитацию и выравнивание душевного состояния – то есть на выход из кризиса. В этом смысле нам представляется значимым такое рассмотрение переживания, т.к. личность оказавшись в ситуации домашнего насилия не просто испытывает это, а проживает, с ней происходят те или иные изменения. Положения данной теории нашли свое отражение в опорных точках составления вопросов интервью и пунктов семантического дифференциала.
Теория отношений В.Н. Мясищева, где отношение представляет собой в психологическом контексте одну из разновидностей способов отражения индивидом внешнего мира. Автор теории ссылается на так называемую триаду Тетенса, постулирующую автономность трёх компонентов психической активности – ума, чувства и воли. Если переносить эту триаду на позицию целостности В.Н. Мясищева, можно назвать их – когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты.
Методы исследования:
1. Полуструктурированное авторское феноменологическое интервью (прил. 2): представляет собой комбинацию структурированного интервью и свободной беседы.
2. Метод семантического дифференциала – авторская версия (прил. 2): один из объективных методов построения субъективного семантического пространства, размещение в котором тех или иных значений позволяет проводить их анализ.
3. Опросник «Измерение малоадаптивных форм вины» (IGQ) (прил. 3), разработанный американскими психологами (O’Connoretal., 1997) и адаптирован Е.В. Белинской (2002).
4. Нарратив (прил. 5) – осмысленное выражение жизненного опыта посредством личных историй из жизни. Использован в феноменологическом интервью как повествование личной истории.
5. Контент-анализ – для выявления и оценки специфических характеристик текстов.
Для диагностики потерянных «Я» использовалась методика «Изучение малоадаптивных форм вины». Однако в связи с тем, что по ней были получены частичные данные, она была исключена из дальнейшего анализа.
Математико-статистические методы обработки данных проводилась на основе программы SPSS 22.0 и Excel. В работе проведены частотный, сравнительный, корреляционный и факторный анализы.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что феномен абьюзивных отношений в России слабо изучен через феноменологию переживания личностью опыта домашнего насилия.
Теоретическая значимость: предполагается, что данное исследование внесёт свой вклад в развитие психологической теории переживаний, в части домашнего насилия, и тем самым расширит сферу практического приложения этой теории.
Практическая значимость: исследование ориентировано на практику психологической помощи человеку, столкнувшемуся в романтических отношениях с опытом домашнего насилия; человеку, оказавшемуся в ситуации жизненного кризиса.
Структура работы: магистерская диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Во введении рассматривается актуальность изучаемой проблемы, формулируются цель, предмет, объект, гипотеза, задачи исследования. Первая глава включает описание результатов теоретического анализа проблемы домашнего насилия. Вторая глава представляет собой описание дизайна исследования. Третья глава состоит из результатов эмпирического исследования феноменологии переживания личностью опыта домашнего насилия. Основные важные результаты представлены в выводах. В заключении подводятся итоги проведенного исследования, перечислены перспективы будущей работы. Список литературы включает 93 наименования. В приложениях представлены применяемые методики, данные математической обработки и др. Работа содержит 6 рисунков и 28 таблиц.

Нами было проведено качественное исследование переживания личностью опыта домашнего насилия. Мы предположили, что всю уникальность этого опыта можно описать на 3-х уровнях отношений по Мясищеву, а также, что последствия этого опыта будут отражаться на восприятии собственного образа, через потерю себя, и усиление экзистенциальной вины.
Данные проведенного исследования, включающего в себя онлайн-опрос и полуструктурированное интервью, свидетельствуют о том, что респонденты описывая то, как они переживают свой опыт деструктивных отношений, делают акцент на когнитивной составляющей, образе партнера, своей вине и сожалениях об утраченных возможностях. Для человека, переживающего такой опыт, могут быть важны темы экзистенциальной вины и своих потерянных «Я». В практической психотерапевтической работе с людьми пережившими или переживающими опыт насилия в романтических отношениях, стоит делать акцент на этих темах. Таким образом, полученные результаты подтверждают выдвинутые гипотезы.
Возможной перспективой исследования переживания опыта домашнего насилия может быть более подробное рассмотрение темы «Потерянных Я» в субъективной картине жизненного пути личности, аспектов и содержания этих утерянных «Я». Кроме того, значимым на наш взгляд представляется изучение других факторов, раскрывающих переживание опыта домашнего насилия кроме экзистенциальной вины: усилению или редукции каких еще аспектов может способствовать такой опыт.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Переживание личностью опыта домашнего насилия»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Проактивность как предиктор вовлеченности персонала
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Мотивационные ресурсы обеспечения баланса работы и личной жизни
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Динамика внутреннего репутационного капитала организации
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет