Эмоциональный комфорт подростков с трудностями саморегуляции в образовательной среде

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Мосягина Анна Александровна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Исследование заключалось в установлении взаимосвязи между эмоциональным комфортом и саморегуляцией подростков в образовательной среде. В нем участвовали 118 человек. Для изучения эмоционального комфорта подростков использовались методики: «Шкала дифференциальных эмоций» К.Изарда, «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» В.В.Бойко, «Шкала субъективного благополучия» А. Перуэ-Баду, «Опросник социально-психологической адаптации» К. Роджерса, Р. Даймонд, «Шкала самоуважения» М. Розенберга. Саморегуляция изучалась с помощью методик: опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98» В.И.Моросановой, «Индивидуальный профиль дезадаптированного поведения подростков» С. Т. Посоховой, Л. С. Рашитовой. Применение корреляционного и факторного анализа позволило определить структуру эмоционального комфорта, вариативность взаимосвязей регуляторных процессов с компонентами эмоционального комфорта и адаптационных возможностей. Множественный регрессионный анализ позволил доказать, что саморегуляция подростков определяется переживанием положительных эмоций, гибкостью, выразительностью эмоций, внутренним контролем и самоуважением. Сравнение групп подростков с разным уровнем саморегуляции с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни обнаружило менее выраженные показатели эмоционального комфорта, адаптационных возможностей и самоуважения у подростков с низким уровнем саморегуляции.

АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………………………………….. 4
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………… 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
КОМФОРТА И САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЕ ………………………………………………………………………………………………………… 10
1.1 Подходы к определению эмоционального комфорта ……………………………. 10
1.2 Факторы эмоционального комфорта подростков в образовательной среде
…………………………………………………………………………………………………………………. 20
1.3 Особенности саморегуляции в подростковом возрасте………………………… 27
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА ПОДРОСТКОВ С ТРУДНОСТЯМИ
САМОРЕГУЛЯЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ………………………………… 39
2.1 Модель исследования ………………………………………………………………………….. 39
2.2 Описание выборки и процедуры исследования …………………………………….. 42
2.3 Методы и методики исследования ……………………………………………………….. 43
2.4 Математико-статистические методы обработки данных ………………………. 54
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ …………… 56
3.1 Результаты исследования взаимосвязи эмоционального комфорта и
саморегуляции у подростков в образовательной среде ………………………………. 56
3.2 Результаты исследования эмоционального комфорта в образовательной
среде у подростков с высоким и низким уровнем саморегуляции ………………. 76
3.3 Разработка программы развития саморегуляции у подростков в
образовательной среде………………………………………………………………………………. 96
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………………………………….. 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………. 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………… 115
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………………………………………… 132
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ………………………………………………………………………………………. 134
ПРИЛОЖЕНИЕ В ……………………………………………………………………………………… 135
ПРИЛОЖЕНИЕ Г ………………………………………………………………………………………. 137
ПРИЛОЖЕНИЕ Д ……………………………………………………………………………………… 138

В подростковом возрасте происходят существенные изменения во всех
сферах психического развития. Эмоциональная сфера подростков наиболее
чувствительна и отличается рядом особенностей, среди которых возбудимость,
высокая чувствительность, тревожность, устойчивость эмоциональных
переживаний, противоречивость чувств [43].
Современные подростки живут в стремительно меняющемся
социокультурном пространстве, новые возможности влекут за собой новые
угрозы. Высокий темп жизни, информационное перенасыщение оказывают
негативное влияние на личность подростков, приводят переутомлению,
напряжению, росту тревожности и негативных эмоциональных состояний. В

Актуальность исследования эмоционального комфорта подростков с
трудностями саморегуляции в образовательной среде определяется важной
ролью эмоционального комфорта и саморегуляции в реализации
потенциальных возможностей подростков и профилактике дезадаптации,
недостаточном количестве исследований эмоционального комфорта как
самостоятельного феномена. В связи с этим практически отсутствуют
исследования посвященные изучению взаимосвязи эмоционального комфорта и
саморегуляции подростков.
Цель проведенного исследования заключалась в установлении
взаимосвязи между содержанием эмоционального комфорта и компонентами
саморегуляции подростков. Приступая к исследованию, мы предполагали, что
подростки с трудностями саморегуляции отличаются от подростков с высоким
уровнем саморегуляции менее выраженным эмоциональным комфортом,
меньшими адаптационными возможностями и склонностью к самоунижению.
Результаты теоретического анализа позволили выявить особенности
изучаемых феноменов, решить задачу с построением модели исследования и
разработкой методического комплекса. Методики исследования были
объединены в три группы и направлены на диагностику эмоционального
комфорта, саморегуляции и адаптационных возможностей подростков.
В исследовании участвовали обучающиеся подросткового возраста (14-17
лет), всего 88 человек.
Вначале исследования были определены компоненты эмоционального
комфорта и саморегуляции подростков, выявлены связи между показателями
эмоционального комфорта, саморегуляции и адаптационных возможностей.
Затем по результатам заполнения опросника «Стиль саморегуляции поведения
— ССП-98» В.И. Моросановой на основании шкалы «Общий уровень
саморегуляции» обучающиеся были объединены в две группы. В группу
подростков с высоким уровнем саморегуляции вошли 32 человека, в группу
подростков с низким саморегуляции – 29 человек. Эти подростки сравнивались
по выраженности эмоционального комфорта и адаптационнных возможностей.
Изучалась также структура эмоционального комфорта и его взаимосвязь с
компонентами саморегуляции и адаптационных возможностей в обеих группах
подростков.
Результаты исследования позволили определить структуру
эмоционального комфорта подростков. Он представляет собой интеграцию
эмоции и эмоциональных барьеров в общении. Эмоциональный комфорт
подростков определяется как преобладание положительных эмоций над
отрицательными и преодоление эмоциональных барьеров в общении.
Исследование показало, что подросткам с низким уровнем саморегуляции
свойственны трудности в планировании, моделировании, программировании и
оценке результатов своих действий, что оказывает влияние на их поведение,
взаимодействие с другими людьми и учебную деятельность.
В исследовании удалось выявить, что компоненты саморегуляции
существуют относительно самостоятельно. При этом они связаны с отдельными
компонентами эмоционального комфорта: с эмоциями и эмоциональными
барьерами в общении. На саморегуляцию подростков влияет доминирование
позитивных эмоций, в частности интереса, гибкость и развитость эмоций, а
также внутренний контроль и самоуважение.
Подтвердилась гипотеза о различии подростков с разным уровнем
саморегуляции в переживании эмоционального комфорта, выраженности
адаптационных возможностей и самоуважения. Подростки с низким уровнем
саморегуляции по сравнению с подростками с высоким уровнем саморегуляции
в меньшей мере ощущают эмоциональный комфорт, позитивные эмоции,
интерес в процессе обучения, в большей степени – горе и стыд. Они отличаются
также преобладанием эмоциональных барьеров общении и менее выраженными
показателями адаптационных возможностей и самоуважения.
Переживание эмоционального комфорта подростков с высоким и низким
уровнем саморегуляции связано с разными эмоциями. У подростков с низким
уровнем саморегуляции эмоциональный дискомфорт включает в себя больше
негативных эмоций. Структура взаимосвязей показателей саморегуляции с
показателями эмоционального комфорта и адаптационных возможностей у
подростков с низким уровнем саморегуляции более интегрирована, чем у
подростков с высоким уровнем саморегуляции.
Результаты исследования были использованы для разработки программы
развития навыков саморегуляции у обучающихся подросткового возраста.
Программа включает в себя такие блоки как управление эмоциями,
коммуникативная компетентность, уверенное поведение, саморегуляция, а
также рекомендации для педагогов и родителей.
Научная значимость исследования связана с определением структуры
эмоционального комфорта подростков в образовательной среде, который редко
рассматривается как самостоятельный феномен. Кроме того, выявлены
взаимосвязи между показателями эмоционального комфорта и саморегуляцией
подростков, раскрыты особенности эмоционального комфорта у подростков с
разным уровнем саморегуляции.
Социальная значимость исследования состоит в его направленности на
предупреждение различных форм девиантного поведения, трудностей в
обучении и социализации подростков.
Практическая значимость исследования заключается в возможности
применения разработанной на основе его результатов программы для развития
навыков саморегуляции подростков, использования рекомендаций по
обеспечению эмоционального комфорта подростков педагогами и родителями.
Результаты исследования также могут использоваться в консультативной
деятельности со всеми участниками образовательного процесса.
Проведенное исследование не охватило всех проблем, перспективным
можно считать изучение проявлений эмоционального комфорта в зависимости
от половой принадлежности, от межличностных отношений в группе.
Перспективы исследования заключаются также в определении роли педагогов,
разных дисциплин в переживании эмоционального комфорта подростками.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Эмоциональный комфорт подростков с трудностями саморегуляции в образовательной среде»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Проактивность как предиктор вовлеченности персонала
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Переживание личностью опыта домашнего насилия
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Мотивационные ресурсы обеспечения баланса работы и личной жизни
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Динамика внутреннего репутационного капитала организации
    📅 2018 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет