Этнографический музей в контексте современного поликультурного города

Матвеева Валерия Николаевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В работе представлены результаты социологического исследования культурной деятельности этнографического музея на примере Российского этнографического музея. Рассмотрены основные подходы изучению культурной деятельности этнографического музея, сделан сравнительный ретроспективный анализ социальной роли Российского этнографического музея. Представлены результаты эмпирического исследования производства культурного продукта Российского этнографического музея и музейной аудитории.

Актуальность темы исследования
Рубеж XIX-XX веков считается рассветом этнографии. Именно тогда
было основано большинство этнографических музеев. Этнографические музеи
задумывались как институты формирования имперской идентичности,
конструирования общего прошлого. Российский этнографический музей не
исключение. Он возник не случайно: в не случайное время в не случайном
месте — в поликультурной столице Империи, Санкт-Петербурге в разгар
социальных изменений. Замысел Этнографического отдела Русского музея
отвечал государственным и социальным потребностям той эпохи. Во времена
СССР роль этнографической экспозиции музея трансформировалась в некую
точку отсчёта, начало пути в светлое коммунистическое будущее.
Сменялись времена, менялся и музей. Сегодня РЭМ — крупнейший
научно-исследовательский институт традиционной культуры, методический
центр, к образовательному потенциалу которого обращаются музейные
сотрудники со всей России и зарубежья. В Российском этнографическом музее
ведётся активная культурная деятельность собирателей, исследователей,
хранителей, экспозиционеров, просветителей и т. д. Прежде всего РЭМ
интересен специалистам, людям причастным к антропологии, этнографии,
народному творчеству. На современном этапе в музее не существует своей
массовой аудитории, включенной в производство новых культурных смыслов.
Данная ситуация не позволяет в полной мере реализовать главную цель
культурной деятельности этнографического музея — возвращение научно
переосмысленного этнографического знания в общество в виде музейного
продукта.

В ходе проделанной работы были рассмотрены и обоснованы подходы и
методы к исследованию культурной деятельности этнографического музея. Был
сделан вывод, что наиболее актуальным подходом к исследованию является
метод символического интеракционизма, позволяющий рассматривать
музейного посетителя как полноценного актора производства музейного
продукта.
Также были рассмотренные процессы становления музея как
социального института и трансформации его социальных функции на
протяжении всех лет его существования. Сделан вывод о том, что в
современных социально-политических условиях для музея целесообразнее
ориентироваться в своей культурней деятельности на потребности посетителя,
нежели чем на государственную идеологию.
В результате структурного анализа Российского этнографического музея
как организации было выявлено, что руководство музея в процессе адаптации
под внешние социально-экономические условия совершает ряд репутационных
ошибок в использовании ресурсов музея.
Результаты исследования посетителя в контексте культурной
деятельности Российского этнографического музея позволили сделать
следующие выводы:
1. Трудно сти исследования музейной аудитории со стоит в
функционировании нерепрезентативной формальной системе учёта
посетителей, основанной на дифференции по стоимости музейных услуг и
предоставлению льгот. Формальные категории либо слишком размыты и
включают в себя несколько реальных категорий, либо наоборот чересчур
конкретизированные, в связи с чем учёт ещё более усложняется, поскольку
один и тот же человек может располагать сразу несколькими основаниями
для получения льгот.
2. Основная осознанная музейная аудитория — это студенты и
специалисты с высшим гуманитарным образованием. Можно предположить,
O87
что экспозиционеры на современном этапе осуществляют свою деятельность
для коллег: гуманитариев и людей, включенных в систему высшего
образования и научной деятельности. В то время как остальные взрослые
категории предпочитают обращаться к другим культурным институтам.
3. С о в р е м е н н ы е э кс п о з и ц и о н н о – в ы с т а в оч н ы е т е н д е н ц и и в
этнографическом музее нацелены на подготовленного посетителя. Тогда как
просветительская деятельность настроена на работу с категориями с малым
опытом музейной коммуникации (дошкольники, учащиеся).
4. В музее недостаточно развита доступная среда. Культурная
детельность не адаптированна под особенные категории посетителей.
5. Для успешного осуществления культурной деятельности и
производства понятного широкой публике музейного продукта, необходимо
провести комплексный анализ посетителей.
В результате анализа этапов производство музейного продукта в
Российском этнографическом музее была сконструирована коммуникативная
музейная система, рассмотрены этапы производства музейного продукта с
точки зрения функций музейных подразделений, выявлен контекст культурной
деятельности музея.
На основе результатов проделанного исследования было сделано
заключение о том, что в рамках выбранного для исследования подхода
символического интеракционизма культурная деятельность Российского
этнографического музея не достигает своей цели конструирования новых
социальных смыслов в обществе на основе научно переосмысленного
этнографического знания. ЧТД

O88

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Социальные факторы стабильности китайского общества
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Экономика одиночества в Китае и России: социологический анализ
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Формирование финансовой культуры домохозяйств в России и Китае
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет