Этнографический музей в контексте современного поликультурного города
В работе представлены результаты социологического исследования культурной деятельности этнографического музея на примере Российского этнографического музея. Рассмотрены основные подходы изучению культурной деятельности этнографического музея, сделан сравнительный ретроспективный анализ социальной роли Российского этнографического музея. Представлены результаты эмпирического исследования производства культурного продукта Российского этнографического музея и музейной аудитории.
Актуальность темы исследования
Рубеж XIX-XX веков считается рассветом этнографии. Именно тогда
было основано большинство этнографических музеев. Этнографические музеи
задумывались как институты формирования имперской идентичности,
конструирования общего прошлого. Российский этнографический музей не
исключение. Он возник не случайно: в не случайное время в не случайном
месте — в поликультурной столице Империи, Санкт-Петербурге в разгар
социальных изменений. Замысел Этнографического отдела Русского музея
отвечал государственным и социальным потребностям той эпохи. Во времена
СССР роль этнографической экспозиции музея трансформировалась в некую
точку отсчёта, начало пути в светлое коммунистическое будущее.
Сменялись времена, менялся и музей. Сегодня РЭМ — крупнейший
научно-исследовательский институт традиционной культуры, методический
центр, к образовательному потенциалу которого обращаются музейные
сотрудники со всей России и зарубежья. В Российском этнографическом музее
ведётся активная культурная деятельность собирателей, исследователей,
хранителей, экспозиционеров, просветителей и т. д. Прежде всего РЭМ
интересен специалистам, людям причастным к антропологии, этнографии,
народному творчеству. На современном этапе в музее не существует своей
массовой аудитории, включенной в производство новых культурных смыслов.
Данная ситуация не позволяет в полной мере реализовать главную цель
культурной деятельности этнографического музея — возвращение научно
переосмысленного этнографического знания в общество в виде музейного
продукта.
В ходе проделанной работы были рассмотрены и обоснованы подходы и
методы к исследованию культурной деятельности этнографического музея. Был
сделан вывод, что наиболее актуальным подходом к исследованию является
метод символического интеракционизма, позволяющий рассматривать
музейного посетителя как полноценного актора производства музейного
продукта.
Также были рассмотренные процессы становления музея как
социального института и трансформации его социальных функции на
протяжении всех лет его существования. Сделан вывод о том, что в
современных социально-политических условиях для музея целесообразнее
ориентироваться в своей культурней деятельности на потребности посетителя,
нежели чем на государственную идеологию.
В результате структурного анализа Российского этнографического музея
как организации было выявлено, что руководство музея в процессе адаптации
под внешние социально-экономические условия совершает ряд репутационных
ошибок в использовании ресурсов музея.
Результаты исследования посетителя в контексте культурной
деятельности Российского этнографического музея позволили сделать
следующие выводы:
1. Трудно сти исследования музейной аудитории со стоит в
функционировании нерепрезентативной формальной системе учёта
посетителей, основанной на дифференции по стоимости музейных услуг и
предоставлению льгот. Формальные категории либо слишком размыты и
включают в себя несколько реальных категорий, либо наоборот чересчур
конкретизированные, в связи с чем учёт ещё более усложняется, поскольку
один и тот же человек может располагать сразу несколькими основаниями
для получения льгот.
2. Основная осознанная музейная аудитория — это студенты и
специалисты с высшим гуманитарным образованием. Можно предположить,
O87
что экспозиционеры на современном этапе осуществляют свою деятельность
для коллег: гуманитариев и людей, включенных в систему высшего
образования и научной деятельности. В то время как остальные взрослые
категории предпочитают обращаться к другим культурным институтам.
3. С о в р е м е н н ы е э кс п о з и ц и о н н о – в ы с т а в оч н ы е т е н д е н ц и и в
этнографическом музее нацелены на подготовленного посетителя. Тогда как
просветительская деятельность настроена на работу с категориями с малым
опытом музейной коммуникации (дошкольники, учащиеся).
4. В музее недостаточно развита доступная среда. Культурная
детельность не адаптированна под особенные категории посетителей.
5. Для успешного осуществления культурной деятельности и
производства понятного широкой публике музейного продукта, необходимо
провести комплексный анализ посетителей.
В результате анализа этапов производство музейного продукта в
Российском этнографическом музее была сконструирована коммуникативная
музейная система, рассмотрены этапы производства музейного продукта с
точки зрения функций музейных подразделений, выявлен контекст культурной
деятельности музея.
На основе результатов проделанного исследования было сделано
заключение о том, что в рамках выбранного для исследования подхода
символического интеракционизма культурная деятельность Российского
этнографического музея не достигает своей цели конструирования новых
социальных смыслов в обществе на основе научно переосмысленного
этнографического знания. ЧТД
O88
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!