Эволюция внешнеполитического имиджа Российской Федерации (1991-2018 годы)

Кондратенко Диана Александровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В практике международных отношений для благополучной реализации задач важно ориентироваться на имидж страны, так как большинство факторов, которые создают этот самый имидж, трансформируются с течением времени. В связи с мировой тенденцией влияния на мир с помощью «мягкой силы» и имиджа государства, становится необходимым изучение эволюции внешнеполитического имиджа России. В магистерской диссертации рассмотрена эволюция внешнеполитического имиджа современной России.
Имидж России носит противоречивый характер с слегка негативной окраской. Причинами являются «советское» прошлое, а также отсутствие единого комплексного подхода и идейного ядра, которое могло бы стать центром единой эффективной имиджевой политики.

Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний день информация играет значительную роль. Большинство процессов в области политики и экономики охватывают информационный уровень. В некоторых случаях кризисные явления появляются по причине характерного освещения явлений в средствах массовой информации, что создается данными средствами массовой информации мнением общественности. В практике международных отношений для благополучной реализации задач важно ориентироваться на имидж страны, так как большинство факторов, которые создают этот самый имидж, трансформируются с течением времени. Новый этап внешней политики России, нацеленный на формирование и усиление зарубежных связей, укрепляет значение исследования развития зарубежного политического имиджа нынешней России. Организация позитивного имиджа нашей страны на мировой арене в условиях международной неустойчивости и изменения мирового порядка находится среди базовых внешнеполитических задач страны. На высшем уровне данный вопрос был затронут в июле 2012 года во время совещания послов России. Владимир Путин сказал о том, что имидж Российской Федерации за границей в большинстве случаев искажается ввиду того, что формируется извне и поэтому не способен отражать действительность в России, а также ее вклад в мировую цивилизацию, науку, культуру. Справедливо отметить, что образ России за границей требует корректировку. В последнее время ее имидж претерпевал страхи времен «холодной войны», а также образы деградации и нищеты.
Целью работы является исследование эволюции внешнеполитического имиджа современной России.
В соответствии поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. определить понятийный аппарат имиджа страны в качестве научной категории;
2. рассмотреть основные инструменты и технологии, способствующие процессу развития имиджа страны;
3. изучить круг проблем препятствующих формированию имиджевой стратегии России;
4. выявить роль общественных и государственных акторов в процессе трансформации имиджа России;
5. охарактеризовать значение средств массовой информации в формировании имиджа страны;
6. рассмотреть PR-кампании посредством, которых осуществляется продвижение России на международном уровне;
7. оценить влияние имиджа политических лидеров в процессе формирования имиджа страны.
Объект исследования – внешнеполитический имидж России.
Предмет исследования эволюция внешнеполитического имиджа современной России.
Степень изученности проблемы Истоки формирования научного инструментария по проблематике исследования начинаются в направлении политической социологии. Это сравнительно новое течение имеет свою историю. В конце XIX – начале XX века несколько учёных создали труды в духе политической социологии, формируя контекст данного дискурса и определяя его важнейшие понятия и термины. Этими ученными были: 3. Фрейд, Э. Фромма, Ф. Ницше, Лассуэл, К. Юнг, Г. Т. Адорно, М. Вебера. Авторами рассматриваются основные понятия, связанные с формированием внешнеполитического имиджа, в частности, концепция формирования авторитарной личности и ее влияние на общественные массы. Не только иностранные мыслители уделяли внимание данной теме, можно также отметить всеобъемлющие работы отечественных мыслителей: Н.С. Лосского, Н.К.Михайловского, М.М. Ковалевского. К ним же можно отнести и труды ученых и мыслителей, работавших и после революции, таких как М.Я. Острогорский. В своих трудах он освещается значение и место личности в политических силах, влияющих на политико-мировоззренческие установки формирования внешнеполитического имиджа.
Вопросы формирования политического имиджа стали интересовать зарубежных исследователей в начале прошлого столетия, а предпосылкой к такому интересу стала «холодная война». Именно с того момента начался анализ отношений между противоборствующими блоками, а также роль имиджей государств в этом противостоянии.
Данной тематике заниммались такие ученые как: С. Бурдис, К. Боулдинг, Р. Уайт, Р. Катрис. В своей работе «Image» американский социолог К. Боулдинг впервые разобрал понятие «имидж» в общественных отношениях и дал его характеристику. В условиях идеологического и политического противостояния имидж СССР сводился к образу врага.
Изучение данных работ помогает уловить ноты негативного отношения к России, а также обнаружить психологические причины устойчивости образа врага в западном сознании. На сегодняшний день проблема формирования политического имиджа становится более актуальной. Междисциплинарный подход, позволяет понять разные аспекты такого понятия как политический имидж. Американский исследователь С. Ивен, выдвинул гипотезу, о том, что реклама является фундаментом современного стиля политической жизни, обозначив также ключевые моменты к решению вопроса о соответствии индивидуального и коллективного политического стиля, их влияния на внешнеполитический имидж государства.
Важнейшими компонентами формирования внешнеполитического имиджа являются механизмы рекламы и пропаганды. Наиболее широкое исследование механизмов политической пропаганды можно узнать в работе «Пропаганда и внушение» К.С. Гаджиева. С определением имиджа страны тесно связаны понятия государственного бренда (бренда страны). Понятие бренда страны и его элементов рассматриваются в трудах зарубежных исследователей, таких как С. Анхольта. Д. Аакера, М. Линдстрома, А. Уиллер, М. Шеррингтона, Ф. Котлера. Российские ученые С. Старов и А. Стася рассмотрели технологии и механизмы формирования государственного бренда, а также нашли общетеоретические подходы к пониманию данного феномена.
Проблеме формирования и эволюции имиджа России посвящено много работ, например, работы московских ученных Э.А.Галумова, В.Н. Ляпорова, А.А. Гравера, а также профессора СПбГУ Д.Гавры.
Имиджу России также посвящены работы американского исследователя Д. Бурстина и доктора политических наук И.А. Василенко. В изучение внешнеполитического имиджа России в медийном пространстве внесли вклад такие петербургские ученые, как С.М. Виноградова и Г.С. Мельник, К.К. Худолей, Д. Болотов, Е. Трещенков.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что степень изученности исследуемой тематики носит весьма неравномерный охват всех основополагающих вопросов, также примечательно, что проблемы исследования внешнеполитического имиджа носят интегративный характер современного этапа научного познания.
Источниковую базу исследования составили документальные источники, а также материалы международных рейтингов стран и их брендов, аналитические отчеты международных организаций.
Важнейшим источником, необходимым для осуществления анализа эволюции имиджа России, послужили данные международных рейтингов стран, (рейтинги экономики, рейтинги уровня жизни, рейтинги уровня процветания, рейтинги военной мощи, общие рейтинги стран), в том числе, материалы рейтингов брендов стран. В частности, автор использовал данные наиболее авторитетных рейтингов брендов государств составляемые агентствами «BrandFinance» , которое проводит глобальные исследования и сопровождающий их рейтинг стран мира по показателю стоимости национальных брендов, в частности, в рамках исследования использовались материалы по рейтингу 100 национальных брендов. По данным агентства, специализирующегося на глобальным исследовании брендов стран, «FutureBrand», в работе исследован рейтинг по индексам брендов стран. Также в работе рассмотрены данные ежегодного рейтинга национального индекса брендов. Анализ данных рейтингов позволил нам проследить изменение позиций бренда и имиджа России в рамках исследуемого периода. Также в качестве источников использовались результаты официальных отчётов иностранных политических обозревателей, международных организаций и т.д., что отражает отношение зарубежного общественного мнения к имиджу России. К категории прочих источников следует отнести материалы СМИ, позволяющие проанализировать имидж России, материалы PR и имиджевых кампаний.
Теоретическая база исследования формировалась на основе научной литературы, в частности, использовались труды российских специалистов в области имиджелогии, связей с общественностью и политического брендинга Г.Г. Почепцова, Д.В. Ольшанского, А.Ф. Панассюк, И. Пригожина и И. Стеннгеррс, М.С. Ельчанинова, Т.В. Каррадже и многих других. Среди работ, посвященных непосредственному анализу имиджа России, следует обозначить исследования И. А. Василенко, Е. В. Василенко, В. Н. Ляпорова, А. Н. Люлько, А. В. Чечулина, и многих других. На основании анализа этих научных трудов нами были проработаны сюжеты, связанные с проблематикой формирования имиджевой стратегии, а также вопросы современного развития имиджа России.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 года по 2018 год. Так как предметом изучения является образ современной России, её политический курс и соответственно отношение к нему сильно изменились на рубеже веков, непосредственный интерес представляет восприятие России после 2000 года.
Основными методами исследования, используемыми в работе, стали методы анализа и синтеза, применявшиеся при определении факторов и составляющих элементов имиджевой политики государства, абстрагирования и обобщения для осмысления понятий имиджа, применения понятия имиджа в отношении стран, политических, культурных и экономических аспектов имиджа страны. Также следует отметить применение так называемого историко-генетического метода, используемого в процессе анализа изменений принципов оценки имиджа страны.
Научная новизна работы заключается в том, что в настоящем исследовании предпринимается попытка анализа политического имиджа России, особенно актуальная в связи с недавними событиями, сильно изменившими позиционирование России на мировой политической арене и ответную реакцию.
Научно-практическое значение работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы административными учреждениями, бизнес-сообществами и брендинговыми и имиджевыми агентствами при планировании и реализации городских брендинговых кампаний, а также представителями научного и экспертного сообщества при проведении дальнейших исследований в области территориального брендинга.
Структура работы построена исходя из поставленных задач диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
В первой главе проводится анализ общих теоретических подходов к проблеме формирования имиджа страны.
Вторая глава посвящена анализу факторов и составляющих элементов имиджевой политики государства.
Третья глава рассматривает развитие имиджа современной Российской Федерации.

Источники:
Документы:
Алехина В. К. Инвестиционная привлекательность региона / В. К. Алехина // Агентство инвестиционного развития Волгоградской области. – 2013. – №3. – с. 3-5
Тезисы «Внешняя культурная политика России» – 2000 год. //Дипломатический вестник. 2000, № 4. С. 76 – 84. 

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету