Эволюция внешнеполитического образа современного Китая
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена исследованию эволюции внешнеполитического образа современного Китая. В рамках работы охарактеризован внешнеполитический образ государства: общая характеристика и составляющие. Изучены истоки формирования образа страны на международной арене. Представлено определение положительного образа страны, как целенаправленной деятельности государственных структур и его роль в современных условиях. Проведен исторический анализ трансформации представлений о Китае на международной арене. Обозначена эволюция общественного мнения о Китае на разных этапах развития страны. Определены особенности внешнеполитического образа Китая в современных условиях развития государства. Разработаны рекомендации по устранению проблем во внешнеполитическом образе Китая на современном этапе.
Введение……………………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения внешнеполитического образа
государства и проблемы его развития………………………………………………………………6
1.1. Внешнеполитический образ государства: общая характеристика и
составляющие………………………………………………………………………………….. 6
1.2. Истоки формирования образа страны на международной арене……….. 9
1.3. Положительный образ страны как целенаправленная деятельность
государственных структур и его роль в современных условиях……….16
Глава 2. Анализ эволюции внешнеполитического образа Китая на разных
этапах развития страны…………………………………………………………………………………. 23
2.1. Исторический анализ трансформации представлений о Китае на
международной арене…………………………………………………………………….. 23
2.2. Эволюция общественного мнения о Китае на разных этапах развития
страны……………………………………………………………………………………………. 32
2.3. Особенности внешнеполитического образа Китая в современных
условиях развития государства………………………………………………………..42
Глава 3. Разработка рекомендаций по устранению проблем во
внешнеполитическом образе Китая на современном этапе………………………….. 69
Заключение………………………………………………………………………………………………………72
Список литературы………………………………………………………………………………………… 75
В современных условиях развития стран все большее значение приобретает
способность государства влиять на внешнюю и внутреннюю политику, силой
идей и целенаправленных информационных потоков. Наряду с государственными
приоритетами развития (такими, как внедрение инноваций, привлечение
инвестиций, развитие инфраструктуры и прочее) особое место принадлежит
имиджу государства как необходимому условию ее стратегического развития,
способу защиты интересов страны и ее граждан, обеспечению поддержки
внутренней и внешней политики как одного из условий национальной
безопасности страны. Понимая важность и актуальность тематики формирования
и поддержания положительного имиджа государства на международной арене, в
последнее время все больше ученых уделяют внимание проблемам формирования
имиджа государства и его органов.
Современные особенности формирования имиджа государств на
международной арене, роль в этом процессе информационно-коммуникативных
технологий исследуются по всему миру представителями разных научных школ,
подходов, теорий и концепций, в частности политологии, теории социальных
технологий, политической культуры и теории коммуникации как ведущих
факторов внутренней и внешней политики. Эти теории представлены в трудах
зарубежных исследователей Э. Бернайза, С. Блэка, Г. Брума, Ф. Буари, Р.
Джервиса, Н. Элиаса, С. Катлипа, М. Маклюэна, Д. Ная, А. Сентера, которые
рассматривали и анализировали процессы теории, методики и методологии
паблик рилейшнз.
Однако имидж является динамичным феноменом. События, которые
происходят в современном Китае, меняют его наполнение, соответственно имидж
нашей страны нуждается в постоянной целенаправленной корректировке в глазах
мирового сообщества. Поэтому целью исследования является анализ
формирования и составляющих имиджа Китая на международной арене.
Объектом настоящего исследования является внешнеполитический образ
государства.
В качестве предмета исследования раскрываются основы
внешнеполитического образа государства Китая на разных этапах развития
страны.
Цель исследования – провести анализ эволюции внешнеполитического
образа Китая на разных этапах развития страны (период правления Си
Цзиньпина), а также разработать рекомендации по устранению проблем,
существующих в данной области.
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать внешнеполитический образ государства: общая
характеристика и составляющие;
2) Изучить истоки формирования образа страны на международной арене;
3) Определить положительный образ страны, как целенаправленную
деятельность государственных структур и его роль в современных условиях;
4) Провести исторический анализ трансформации представлений о Китае на
международной арене;
5) Обозначить эволюцию общественного мнения о Китае на разных этапах
развития страны;
6) Определить особенности внешнеполитического образа Китая в
современных условиях развития государства;
7) Разработать рекомендации по устранению проблем во внешнеполитическом
образе Китая на современном этапе.
Методы исследования: методы периодизации, проблемно-
хронологический, сравнительный, системного анализа, методы классификации и
тому подобные. Источниковая база исследования представлена научной
отечественной и зарубежной литературой, выступлениями официальных лиц КНР,
информацией, транслируемой в средствах массовой информации и тому
подобными источниками.
Научная новизна исследования заключается в том, что проанализированы
современные политические процессы по созданию положительного имиджа
страны и предложены новые, рационально обоснованные, методы его
формирования.
Практическое значение работы заключается в формировании среди
молодежи ясного, четкого понимания современных тенденций в государстве и в
обществе в целом, что, в свою очередь, способствует выработке установок и
рекомендаций для создания положительного образа и разрушение разного рода
ложных мифов и представлений о Китае.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, трех глав, заключения и списка литературы. Общий объем работы
составляет 80 страниц.
Таким образом, по результатам проведенного исследования мы можем
сделать следующие выводы:
Информационная составляющая имиджа государства является весьма
важным для формирования позитивного имиджа государства. При этом можно
сделать вывод, что в данном контексте имидж государства будет прямым образом
зависеть от информационной политики государства. Ведь информационная
политика государства, в свою очередь создает условия для надлежащего
присутствия государства на мировой арене.
Вышеуказанная информация позволяет сделать вывод, что имидж
государства может формироваться под влиянием многих факторов. Среди них
выделяют: публичную дипломатию, РR, СМИ, мировые стандарты и прочее.
Однако, анализируя мировые тенденции, стоит отметить, что особое влияние на
формирование имиджа того или иного государства занимают современные
информационные технологии, в частности интернет. Важным фактором
восприятия любого государства на международной арене является также ее
прошлое (история, политические отношения и др.), а также современные
тенденции развития (особенности развития, тип политического режима и тому
подобное). Важным является также то, что имидж любого государства
формируется под влиянием не одного, а нескольких факторов. И любой из них в
зависимости от того про какую страну мы говорим, может играть главную роль в
восприятии и оценке ее имиджа.
Одну из главных ролей в конструировании имиджа государства играет
информационная политика государства, которая создает возможности
формирования собственного информационного поля. Ведь в современном
обществе информация становится тем ресурсом, который позволяет обеспечить
своей стране процветание в любой сфере. При этом формирование имиджа
государства непосредственным образом зависит от информационной политики
государства и возможности формирования собственного информационного поля.
Ведь чем более эффективной будет информационная политика государства, тем
больше у нее будет возможностей наполнять мировое информационное
пространство информацией, которая положительно будет отражаться на ее
имидже, а также будет иметь возможность противостоять информационным
войнам и интервенциям, и, вместе с тем будет иметь возможность самостоятельно,
без внешних воздействий, формировать свой собственный имидж и
предупреждать любое негативное искажения информации со стороны других
международных акторов.
Проведенный анализ показал, что потребность в единении глобальных и
региональных интенций КНР на международной арене обусловлено
дуалистическим мышлением новой китайской политической элиты, с одной
стороны, Китай – государство, которое пытается быть региональным лидером в
АТР, а с другой – Китай стремится закрепить за собой статус потенциально
ответственной мировой мощи на международной арене, которая способна
принимать активное участие в процессах глобального управления
региональными/интеррегиональными проектами и влиять на формирование
нового мирового порядка, что тяготеет к многополярности. В перспективе при
исследовании глобальной стратегии КНР целесообразно обратить внимание на
вызовы и угрозы на пути реализации внешнеполитических приоритетов «пятого
поколения лидеров» в условиях формирования нового мирового порядка –
мульти-регионализму.
Восстановление доверия граждан потребовало усиленного внимания к
решению проблемы коррупции в государственном секторе, которая со временем
приобрела угрожающие масштабы. Указанная проблема не имеет простого
решения из-за того, что коррупция разрушает доверие граждан к
государственным структурам и одновременно сама принадлежит к проявлениям
неуверенности государственных служащих в собственной судьбе. Указанное
обусловило рост уровня коррупции в среде государственных чиновников,
которые любым образом пытались обеспечить будущее своей семьи, пользуясь
возможностями своего пребывания на руководящих должностях. Корни
коррупции оказались настолько сильными, что проявляются в китайском
обществе и по сей день, несмотря на жесткие меры по борьбе, которые
проводились в течение всего периода реформ.
В результате проведенного исследования было выяснено, что понятие
внешнеполитического образа (имиджа) страны является многокомпонентным и
сложным. На сегодняшний день образ Китая в глазах международной
общественности характеризуется противоречивостью. Представления о Китае, как
правило, являются наиболее негативными в странах с самым высоким валовым
внутренним продуктом на душу населения, в том числе в США, Нидерландах,
Швеции и Германии. На противоположном конце спектра страны с более низким
ВВП на душу населения менее негативны – в том числе Кения, Нигерия, Украина
и Тунис. Япония выделяется гораздо более негативно по отношению к Китаю, чем
другие страны с аналогичным уровнем благосостояния, и это может быть
частично связано с давними историческими обидами между двумя странами.
1. Абрамов В.А. Глобализирующийся Китай: Грани социокультурного
измерения. – М.: Восточная книга, 2010.
2. Алешина М., Горшкова О. Имидж по-пекински // Российская газета. –
24.06.2015. – URL: https://rg.ru/2015/06/24/kitai-site.html (дата обращения
15.03.2020).
3. За имидж против фейков: Китай сражается не только с коронавирусом. –
URL:https://sputnik.by/columnists/20200131/1043833943/Za-imidzh-protiv-
feykov-Kitay-srazhaetsya-ne-tolko-s-koronavirusom.html(датаобращения
15.03.2020).
4. Золина Г.Д. Модусы информационной политики // Вестник Адыгейского
государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. –
Майкоп, 2013. – Вып. 4. – С. 191-198.
5. Имидж Китая в мире изменился в лучшую сторону // GBTimes. -19.03.2015.
-URL:http://ru.gbtimes.com/novosti/imidzh-kitaya-v-mire-izmenilsya-v-
luchshuyu-storonu (дата обращения 15.03.2020).
6. Китай в мировой политике / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т);
Редкол.: А.В. Торкунов (отв. ред.) и др.; Отв. ред.-сост.A.Д. Воскресенский.
М., 2001.
7. Коронавирус ухудшит имидж Си Цзиньпиня: профессор об эпидемии в КНР.
– URL: https://www.dw.com/ru/коронавирус-ухудшит-имидж-си-цзиньпина-
профессор-об-эпидемии-в-кнр/a-52358186 (дата обращения 15.03.2020).
8. КубарскийД.В.Психологическиеособенностивосприятиярусским
населением Дальнего Востока мигрантов из Китая // Толерантность в
межкультурном диалоге. – М., 2005.
9. Лю Юаньюань. Имидж Китая в восприятии российского общества:
диссертация … кандидата социологических наук: 22.00.04 / Лю Юаньюань;
[Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)].- Москва, 2010. – 209 с.
10.Мисакян С.И. Китайская политика «мягкой силы» в отношении АСЕАН //
60 лет КНР: Шестидесятилетие дипломатических отношений СССР/РФ и
КНР: тезизы докладов XVIII Междунар. науч. конф. «Китай, китайская
цивилизация и мир: История, современность, перспективы» (Москва, 2123
октября 2009 г.). Ч. 1. – М., 2009.
11.Михневич С.В. Панда на службе дракона: основные направления и
механизмы политики «мягкой силы» Китая // Вестник международных
организаций: образование, наука, новая экономика. – 2014. – С. 95-98.
12.МягкаясилаиимиджКитаяпослекоронавируса.–URL:
https://www.google.com.ua/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ve
d=2ahUKEwjCxqG9mKDoAhUIEawKHX8pABMQFjAAegQIARAB&url=https
%3A%2F%2Fcaa-
network.org%2Farchives%2F19336&usg=AOvVaw1HLyWRi17jevnFnuxHm4D
L (дата обращения 15.03.2020).
13.Обзор: улучшение национального имиджа Китая и экономическое развитие
взаимообусловлены и взаимовыгодны // China.com. – 23.03.2015. -URL:
http://russian.china.com/news/reports/1793/20150323/325343.html(дата
обращения 15.03.2020).
14.Паршина Е.В. Роль и место публичной дипломатии в формировании
имиджа государства: политологический анализ на опыте США и СССР/РФ :
автореферат дис. на соискание ученой степени канд. полит. наук: спец.
23.00.04«Политическиепроблемымеждународныхотношенийи
глобального развития» / Е.В.Паршина. М., 2006. – 21 с.
15.Политическая имиджелогия [учеб. пособие] / под ред. А.А. Деркача, Е.Б.
Перелыгиной и др. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 400 с.
16.ПочепцовГ.Г.Информационно-политическиетехнологии/
Г.Г.Почепцов. — М.: Центр, 2003. — 381 с.
17.Резгенова Д. Б-О. Исторический опыт стратагемности и принципа «мягкой
силы» в социально-экономических реформах Китая // Автореф. дис. на
соискание уч. степени к. и. н. – Улан-Удэ, 2012. – 21 с
18.Рожков И.Я. Имиджи Китая в контексте PR и рекламы. М.: МГИМО(У)
МИД России, 2006. С. 30.
19.Рожков И.Я.,Кисмерешкин В.Г. ИмиджРоссии.Ресурсы. Опыт.
Приоритеты / И.Я. Рожков, В.Г. Кисмерешкин. – М.: Рипол Классик, 2008. –
368 с.
20.Россия становится источником заражения китайцев коронавирусом //
Аргументыифакты.—Режимдоступа:
https://vl.aif.ru/health/rossiya_stanovitsya_istochnikom_zarazheniya_kitaycev_k
oronavirusom (дата обращения 15.04.2020).
21.Фоминых А. Проецирование «мягкой силы»: публичная дипломатия США и
России в постсоветской ЦентральнойАзии // ЦентральнаяАзияи
Кавказ.-2010, т.13, вып.3. – С. 73-89.
22.Фролов Е. В. Политический имидж институтов государственной власти
России:современноесостояниеиперспективысовершенствования:
Автореф. дис. … канд. полит. наук. – М., 2006. – 23 с.
23.Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники /
Панасюк А. Ю. – 2-е изд., стер. – М., 2008. – С. 35 – 38.
24.Шевырев И. Внешняя политика Китая: контуры китайского миропорядка
[Електроннийресурс]/И.Шевырев/Режимдоступу:
http://defpol.org.ua/site/index.php/uk/arhiv/kolonkaavtora/13465-2013-01-13-13-
50-07
25.Cooper R.J. Brand China // The Foreign Policy Centre. – L., 2007. -URL:
http://www.fpc.org.uk/fsblod/827.pdf (дата обращения 15.03.2020).
26.Chen Feng, 1997nian de guoji zhanjue xingshi (The Strategic Situation in 1997)
[Тext] / Feng Chen / Guoji zhanlue yanjiu (International Strategic Studies). –
1998. – Vol. 47. – No. 1. – Р. 12-18.
27.Deng Xiaoping guoji zhanlue sixiang yanjiu [Тext] // A Study in Deng
Xiaoping’s International Strategic Thoughts, Guofang daxue chubanshe // Centre
for Study of Establishing Socialism with Chinese Characteristics. – Beijing:
National Defence University Press, 1997. – 224 p.
28.Jiaxuan Tang (former Chinese foreign minister), Speech at the ASEAN-Dialog
Countries Meeting / Tang Jiaxuan / Regime to access: http://www.
fmprc.gov.ch/chn/2493.html.
29.Jintao Hu, Speech Delivered in Moscow College of International Relations / Hu
Jintao/Regimetoaccess:http://news.sina.com.ch/c/2003-05-
28/1519165028s.shtml (дата обращения 15.03.2020).
30.Tie Jun Zhang, China: Towards Regional Actor and World Player [Тext] / Zhang
Tie Jun // Global Politics of Regionalism: Theory and Practice. – Edited by Marry
Farrell, Luk Van Langenhove and Bjrn Hettne. – London: Pluto Press, 2005. –
322 p. – P. 237-243.
31.Zemin Jiang, Speech Delivered in the «Shanghai Five» Leaders / Jiang Zemin //
Meeting, 25 August 1999, Official Website of Chinese Ministry of Foreign
Affairs.–Regimetoaccess:www.fmprc.gov.ch/chn/11855.html(дата
обращения 15.03.2020).
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!