Европейская интеграция постсоветских республик и роль олигархических групп интересов (на примере Грузии, Молдовы и Украины)
В данной работе раскрывается роль и место олигархических групп интересов Грузии, Молдовы и Украины относительно процесса европейской интеграции. В ходе исследования проводится анализ такого неформального института власти как олигархия, подчёркивается роль неформальных практик на постсоветском пространстве и рассматривается концепция “неопатримониализма”. В ходе исследование анализируется подход Европейского союза к этим практикам и выделяется необходимый набор реформ и преобразований, рекомендуемых ЕС для стран постсоветского пространства. Равным образом исследуется опыт стран бывшего социалистического лагеря относительно их интеграционной политики с Евросоюзом. Наряду с этим, даётся характеристика современного состояния европейской интеграции Грузии, Молдовы и Украины, а также анализируются три кейса – направления, по которым происходит реформирование в рассматриваемых государствах в контексте их сближения с ЕС – борьба с коррупцией, реформа в области энергетики и сближение с ЕС в области торговли, с учетом влияния на процесс олигархических групп интересов.
После обретения независимости перед странами бывшего Советского Союза возник ряд социальных, политических и экономических проблем, так как годами создававшаяся система взаимоотношений между союзными республиками рухнула. Правительства стран постсоветского пространства оказались в ситуации, при которой государственные механизмы советской системы показали свою нежизнеспособность, а новые правила игры не были выработаны. В связи с чем страны постсоветского пространства стали опираться на механизмы, заимствуемые из давнего прошлого. Иными словами, эти государства вернулись к той системе взаимоотношений, которая веками показывала свою жизнестойкость и долговечность, а также являлась отражением культурных особенностей местного населения. Благодаря этому на постсоветском пространстве при отсутствии официальных правил игры основную роль заняли неформальные институты власти, представленные в виде олигархата, непотизма, коррупции и др. Именно данные институты продемонстрировали собственную действенность в период политического и экономического кризисов в связи с распадом СССР и поэтому продолжили существование в дальнейшем.
В будущем ряд стран бывшего СССР выработал мнение, согласно которому для усовершенствования своего развития им необходимо опираться на пример Европейского союза, чья роль и участие в региональных процессах увеличилась после распада социалистической системы. Поэтому в 2014 г. власти Грузии, Молдовы и Украины подписали Соглашения об ассоциации с ЕС. В соответствии с данными договорами Киев, Кишинёв и Тбилиси обязались реформировать существующую институциональную базу и принять “универсальные” ценности, существующие в ЕС.
Таким образом, в рассматриваемых государствах складывается ситуация, при которой соприкасаются доказавшие свою жизнеспособность неформальные механизмы и внедряемые “универсальные” практики.
Актуальность данного исследования основывается на следующих положениях:
1) географическом расширении европейской интеграции. В связи с возросшей динамикой расширения ЕС как получает импульс к развитию, так и сталкивается с проблемами. В этом плане программа Восточного партнёрства, куда входят Грузия, Молдова и Украина, и статус “ассоциированного члена” являются внешним ответом на внутренние противоречия и возможностью повысить стрессоустойчивость организации. Также для стран постсоветских пространства эта же политика представляет собой перспективный проект, направленный на качественное углубление сотрудничества с Евросоюзом с возможным присоединением к данному союзу;
2) позиции Российской Федерации относительно усиления европейской интеграции. Грузия, Молдова и Украина находятся в тесных отношениях с РФ, так как на протяжении многих лет все государства считались составной частью и Российской империи, и СССР. Все страны связаны между собой экономическими, социальными и культурными связями, в результате чего трансформации в одном государстве сказываются на остальных. Поэтому посредством изучения трансформационных процессов в соседних странах необходимо понять как данные изменения могут повлиять на Российскую Федерацию;
3) особом положении указанных стран внутри постсоветского региона, что обусловлено наличием на территории данных государств ряда неразрешённых конфликтов (в Приднестровье, на юго-востоке Украины, в Абхазии и Южной Осетии). Необходимо понять как преобразовательные процессы в Грузии, Молдове и Украине скажутся на эволюции данных конфликтов, потому как существуют отдельные районы, которые не подчиняются политике местных правительств;
4) историческом опыте данных стран, переживших ряд внутриполитических потрясений. Среди них особо стоит выделить “цветные революции” или попытки их проведения, что в определённой мере послужило фактором усиления проекта интеграции исследуемых государств в направлении Евросоюза;
5) позиции общества этих стран относительно политики Европейского союза. Среди населения государств постсоветского пространства сохраняются существенные противоречия в том, что касается внешнеполитических ориентаций и проблемы выбора между ЕС и Россией;
6) наличии влиятельного олигархического элемента, укоренившегося в системе управления государством или аффилированного с ней. В этом плане необходимо понимать позицию олигархата во всех исследуемых странах и его отношение к проекту европейской интеграции;
7) влиянии проектов европейской интеграции на существующие в постсоветских странах неформальные институты власти. ЕС негативно относится к неформальным институтам, которые порой способствуют развитию государства при слабости формальных практик. Поэтому необходимо рассмотреть эволюцию неформальных механизмов по отношению к процессу интеграции.
В равной степени исследование опирается на литературу, в которой выделяются следующие направления:
исследования, посвященные изучению неформальных институтов. В это направление входят труды В. Я. Гельмана, который в своих трудах также развивает концепцию “неопатримониализма”. Наряду с этим, важными авторами в данной области считаются Х. Алиева, В. Меркель и А. Круассан, Ю. Пивоваров и А. Фурсов. В своих трудах исследователи рассматривают эволюцию неформальных институтов, затрагивая их природу и акцентируя внимание на деятельности этих структур после распада Советского Союза;
исследования отношений ЕС и его восточных соседей. Исследования Г. Колодко, Д. Травина и О. Маргания направлены на изучение взаимоотношений ЕС и бывших стран социалистического лагеря. В основном эти работы позволяют оценить характер и эволюцию политики Европейского Союза в отношении стран, вступивших в ЕС в XXI в., и партнёров, подписавших Соглашения об ассоциации;
исследования политики имплементации норм ЕС в структуру постсоветских государств. К этим работам стоит отнести труды М. Эмерсона, Т. Ковзиридзе и В. Мовчан. Эти исследователи сконцентрировались на изменениях в социально-экономической и политической сферах стран постсоветского пространства после подписания ими Соглашений об ассоциации. Данные исследования также затрагивают олигархические группы интересов и их влияние на процесс имплементации.
Научная новизна заключается в том, что в настоящее время в большинстве исследований институтов власти скупо рассматривается влияние олигархических групп интересов на европейскую интеграцию постсоветских республик. Несомненной новизной также является комплексный анализ взаимодействия Европейского союза с неформальными практиками стран постсоветского пространства в лице олигархических групп интересов. При этом миссией исследования в большей степени является именно введение в российский академический дискурс проблематики влияния олигархических групп интересов на европейскую интеграцию постсоветских государств, а не точное и подробное определение механизмов и каналов их влияния на процесс. Последнее требует значительно более сложного исследования, которое к тому же будет постоянно сталкиваться с проблемой нехватки надежной информации и неизбежности разного рода допущений и предположений.
Источниковая база данного исследования включает довольно широкий круг материалов, которые могут быть разделены на следующие группы:
акты Европейского союза;
Соглашения об ассоциации между рассматриваемыми странами и ЕС;
договоры Европейского союза с государствами, вошедшими в ЕС после 2003 г. (Польша и балканские страны);
нормативно-правовые акты Грузии, Молдовы и Украины;
тексты выступлений и интервью официальных лиц, а также другие официальные материалы органов государственной власти Грузии, Молдовы и Украины;
совместные политические документы ЕС и стран-соседей, в которых содержится повестка сотрудничества (Планы действий, Повестки ассоциации);
данные официальной статистики, отражающие особенности отношений рассматриваемых государств с Европейским союзом;
сообщения информационных агентств, касающихся отношений рассматриваемых государств и Европейского союза.
Объект диссертационного исследования – европейская интеграция Грузии, Молдовы и Украины. Предмет научной работы – роль и место олигархических групп интересов в европейской интеграции Молдовы, Грузии и Украины.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1991 г. (дата обретения государствами независимости) по 2020 г.
Цель работы заключается в выявлении места и роли олигархических групп интересов в Грузии, Молдове и Украине относительно процессов европейской интеграции.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть содержание феномена олигархии в контексте неформальных институтов власти;
2) проанализировать подходы Европейского союза к содержанию европейской интеграции постсоветских государств, включая специфику требуемых реформ и их институциональной составляющей;
3) изучить опыт европейской интеграции отдельных государств Центральной и Восточной Европы пятой волны расширения ЕС, так как в процессе интеграции рассматриваемых государств с ЕС будут применяться схожие практики;
4) охарактеризовать инструментарий, доступный олигархическим группам интересов в процессе влияния на политическую повестку и ход реформ в рассматриваемых государствах (Грузии, Молдове, Украине);
5) дать характеристику современному состоянию европейской интеграции Грузии, Молдовы и Украины;
6) проанализировать три кейса – направления, по которым происходит реформирование в рассматриваемых государствах в контексте их сближения с ЕС – борьбу с коррупцией, реформы в области энергетики и сближение с ЕС в области торговли, с учетом влияния на процесс олигархических групп интересов.
Методологические основы исследования. Настоящее исследование носит комплексный и мультидисциплинарный характер, который предполагает изучение различных аспектов, влияющих на процесс интеграции постсоветских стран в ЕС. Исходя из этого, в основу нашего исследования был положен широкий спектр общенаучных методов и подходов, используемых в сложном сочетании. Метод обобщения позволяет собрать воедино все исследуемые нами события и воссоздать общую картину процесса интеграции на постсоветском пространстве. При помощи метода анализа в исследовании установлены общие каналы влияния олигархических групп интересов. Метод сравнения заключается в сопоставлении деятельности олигархата относительно процесса европейской интеграции в каждой исследуемой стране. Говоря о принципах историзма и научной объективности, стоит сказать, что они рассматриваются таким образом, что все происходящие события трактуются в соответствии с контекстом и условиями времени.
Выбор более специальных методов определяется теми феноменами, которые находятся в фокусе исследования. Во-первых, это олигархические группы интересов, которые тесно связанны с неформальными практиками. Во-вторых, это понятие реформ, которые Евросоюз рассматривает через призму устранения неформальных практик и взращивания формальных институтов. Исходя из этого, олигархические группы рассматриваются как актор внутриполитического процесса в соответствующих республиках, обладающий своими интересами и мотивами, а также инструментарием, позволяющим оказывать воздействие на ход формальных реформ в рамках евроинтеграции Грузии, Молдовы и Украины. Среди прочего, исследование призвано проверить, насколько обоснованным является представление ЕС о негативном характере воздействия крупного бизнеса на процессы евроинтеграции анализируемых республик. Существуют научные работы, указывающие на то, что неформальные практики могут быть использованы или интегрированы в процессы реформ. Для того, чтобы увязать вместе реформы по требованию ЕС, усилия по их реализации постсоветскими государствами и место олигархических групп интересов в процессе евроинтеграции был выбран метод кейс-стади.
В рамках данного метода нами было выбрано три кейса – реформа в сфере борьбы с коррупцией, реформа в энергетической сфере и сближение стандартов ЕС в области торговли. В данных областях олигархат имеет существенный интерес, так как контроль за потоком товаров и энергоносителей значительно обогащает финансово-промышленные группы. Наряду с этим, именно в этих областях ЕС советует исследуемых государствам начинать преобразования, поскольку данные меры позволят значительно сократить влияние олигархов на политическую жизнь стран. В этом плане данный метод предлагает следующую процедуру: во-первых, приводится характеристика ситуации в соответствующей сфере; во-вторых, определяются требования ЕС по реформированию этой области; в-третьих, анализируется реализация этих требований в виде реформ правительствами и парламентами, а также попытки олигархических групп интересов повлиять на данный процесс, включая оценку степени их готовности/неготовности поддержать реформы в соответствующей сфере.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!