Фандрайзинг в социальных организациях

Сорокин Александр Александрович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Выпускная квалификационная работа «Фандрайзинг в социальных организациях» посвящена актуальной проблеме, так как актуальность фандрайзинга для некоммерческих социальных организаций в наше время очевидна, все больше и больше исследователей стремятся приспособить фандрайзинг к российской действительности, т.к. он появился в США. Еще не сформировалась устойчивая терминология в области финансирования некоммерческих организаций, не подготовлена законодательная база, но уже сейчас многие некоммерческие организации принимают теоретические основы фандрайзинга, разработанные за рубежом и пытаются применить их на практике в России. В настоящее время в России существует много социальных некоммерческих организаций, в их деятельности активно развивается фандрайзинг и он уже успел закрепиться как эффективное средство для финансирования решений социальных проблем и является быстро развивающейся отраслью. В выпускной квалификационной работе рассмотрены инструментарий фандрайзинга и стратегическое планирование фандрайзинговой кампании. В работе анализируется зарубежный и российский опыт фандрайзинга в некоммерческих социальных организациях, а также тенденции и перспективы развития фандрайзинга в России.

Ключевую роль при развитии и формировании финансирования социальных организаций приобретает вопрос обеспечения экономической самостоятельности организаций, не только за счет собственных, но и смешанных механизмов финансирования.
Фандрайзинг – это специально организованный процесс сбора пожертвований для некоммерческих и благотворительных организаций с целью обеспечения социально-значимых некоммерческих проектов.
Социальные организации – это вид организаций, целью которой является достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Социальные организации могут быть как коммерческими, так и некоммерческими. В данной выпускной квалификационной работе будут рассмотрены некоммерческие социальные организации.
Некоммерческие социальные организации (СО НКО) являются частными, неправительственными организациями, которые несут общественные, социальные и гуманитарные ценности. Так как СО НКО не нацелены получать прибыль, они реинвестируют полученные средства в социальную миссию. Можно говорить о том, что СО НКО функционируют как социальные интеграторы: они смягчают негативные политические и экономические последствия, контролируют государственные институты с помощью общественного мнения. В современном мире все сферы деятельности находятся в постоянном динамическом развитии – это стимулирует некоммерческие организации к инновациям, в том числе в сфере развития ресурсов.
Актуальность фандрайзинга для некоммерческих социальных организаций в наше время очевидна, все больше и больше исследователей стремятся приспособить фандрайзинг к российской действительности, т.к. он появился в США. Еще не сформировалась устойчивая терминология в области финансирования некоммерческих организаций, не подготовлена законодательная база, но уже сейчас многие некоммерческие организации принимают теоретические основы фандрайзинга, разработанные за рубежом и пытаются применить их на практике в России. В настоящее время в России существует много социальных некоммерческих организаций, в их деятельности активно развивается фандрайзинг и он уже успел закрепиться как эффективное средство для финансирования решений социальных проблем.
Фандрайзинг в Российской Федерации на сегодня является быстро развивающейся отраслью. Хотя основные направления и технологии российского фандрайзинга схожи в других странах, кроме общей российской специфики существует региональная по динамике развития различных механизмов, донорскому поведению, инфраструктурным особенностям (законодательство, платежные системы, распространение интернет-технологий в инструментарии фандрайзингвоых кампаний т.д.). Если рассматривать региональную специфику на примере Санкт-Петербурга, то можно сказать, что Санкт-Петербург на данном этапе опережает в данной области всю Россию. Это связано с хорошо развитой благотворительной сферой и сферой гражданских инициатив, а также ключевую роль в данном вопросе играет Центр Развития Некоммерческих Организаций (ЦРНО), который проводит обучение в сфере фандрайзинга. Знание региональной специфики и конкретных закономерностей последних лет необходимо как практикам-фандрайзерам для эффективной работы и развития профессии, так и исследователям для понимания и прогнозирования развития гражданского общества, а также донорам и инфраструктурным организациям. В данной сфере, на сегодня, практика существенно опережает теорию, а инфраструктурных ресурсов немного. Поэтому динамичные исследования, результаты которых представляются сообществу фандрайзеров, доноров и инфраструктурных организаций, обладают особой ценностью.
Целью данного исследования является выявление и изучение тенденций и перспектив развития фандрайзинга в России.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
– изучение истории фандрайзинга и его проблем в современной России;
– изучение планирования фандрайзинга и этапов разработки фандрайзинговой кампании;
– изучение показателей эффективности фандрайзинговых кампаний и критериев их оценки;
– рассмотрение инструментария фандрайзинговой кампании;
-изучение на основе эмпирического исследования существующих тенденций фандрайзинговых кампаний и применяемых ими методов в социальных организаций;
Объектом исследования является фандрайзинг в деятельности социальных организаций.
Предмет исследования: инструментарий фандрайзинга.
Гипотезой выпускной квалификационной работы является то, что в современных российских реалиях фандрайзинг имеет большой потенциал, но в недостаточной степени перенимает и адаптирует передовой международный опыт, а также существуют трудности взаимодействия между некоммерческими социальными организациями.
Теоретическую основу работы составили концептуальные разработки российских и зарубежных ученых: Т.Д. Бурменко, Е.Г. Понамаревой, ДиМаго, Пауэл, Майер, Брей И., Вайнштейн, Картер. Также источниками для выпускной квалификационной работы выступили нормативно-правовые акты Российской Федерации Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации от 1996 г., № 3, ст. 145), Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента”, а также материалы негосударственных некоммерческих организаций таких как «Центр развития некоммерческих организаций» и благотворительных фондов Санкт-Петербурга.
В работе будут описаны методы сбора средств, которые необходимы любому фандрайзеру, чтобы наиболее эффективно собрать средства, необходимые для поддержки благотворительности и социальных проектов. Это такие методы как: грантовая поддержка, метод «равный-равному», специальные мероприятия. Также в работе будут описаны стратегическое планирование и организационный жизненный цикл фандрайзинговой кампании, которые помогают сделать ее эффективной.
Методы исследования: анализ научной, методической литературы и нормативно-правовых документов, анализ материалов СМИ, а также специальные методы эмпирических исследований: контент-анализ интернет-сайтов, интернет-анкетирование, интервьюирование экспертов.
Эмпирической базой исследования выступили: некоммерческие социальные организации Санкт-Петербурга: «АДВИТА» НО БФ, «Алёша» НО БФ, «Аревик» РОО, «Большая медведица» РОБД, «Выбираю жизнь» БФ, «Диакония» БФ, «ПЕРСПЕКТИВЫ» СПб БОО, «Теплый дом» БФ, «Солнце» БФ, «Старость в радость» БФ, «Я ЕСТЬ!» БФ, «За здоровое поколение на пороге XXI века» БФ, «ГАООРДИ», «Питер без наркотиков» РОО.
Структура работы включает: введение; 3 главы; заключение; список литературы, содержащий 93 источника; приложения. Общий объем выпускной квалификационной работы – 70 страниц.

Данная работа посвящена тенденциям и перспективам фандрайзинга в России. В рамках исследования было установлено, что реализуемые методы фандрайзинга российских некоммерческих социальных организаций отстают от мирового опыта. Рассматривая особенности российского фандрайзинга стоит отметить закрытость структуры, то есть межсубъектное взаимодействие некоммерческих социальных организаций минимально. Но на современном этапе предпринимаются попытки обмена опытом не только внутри страны, но и за рубежом.
В работе были описаны методы сбора средств, которые необходимы любому фандрайзеру, чтобы наиболее эффективно собрать средства, необходимые для поддержки благотворительности и проектов, и, следовательно, для развития сообщества.
Фандрайзинг как явление появился давно, еще в Древней Греции и с того времени только расширяет свой инструментарий и совершенствуется. Современный пейзаж сбора средств является сложным и быстро меняется. Для того, чтобы ориентироваться в этом новом мире, нам нужно следить за передовым опытом, делиться им, а также сравнивать результаты.
После рассмотрения методов привлечения средств, можно сказать что при проведении кампаний не стоит забывать про обратную связь, которая является одним из ключевых моментов кампании. Критическая часть оценки – это последующая работа и не должна быть просто частью мероприятия, в котором предлагают ознакомиться с мнением других. Каждая некоммерческая организация признает, что нужно благодарить всех участников. Это очень важный шаг в этом процессе, и его нельзя игнорировать. Необходимо назначить людей для последующего наблюдения за деталями процесса после события. Одна из наиболее часто услышанных жалоб от участников благотворительных мероприятий по сбору средств: «Они даже не поблагодарили нас». То же самое можно сказать и о добровольцах.
В соответствии с поставленными исследовательскими задачами можно сформулировать следующие выводы:
Рассмотренный исторический контекст и проблемы фандрайзинга позволяют выявить тенденции, согласно которым развивается фандрайзинг. Такими тенденциями на современном этапе в России является постепенный уход от грантовой поддержки, попытки некоммерческих социальных организаций становиться открытыми. Историческое развитие различно по времени, система фандрайзинга самодополняется и самосовершенствуется, так как она формировалась исходя из условий, в которых находилось государство в тот или иной промежуток времени.
Особенности планирования фандрайзинговой кампании исходят из планирования самой некоммерческой социальной организации. В стратегическом планировании организациям помогает институциональная теория, на котором построен организационный жизненный цикл.Расширяется бизнес и частная благотворительность, компании и государство с каждым годом увеличивают инвестиции в некоммерческие социальные организации. Все это позволяет сделать вывод, что у фандрайзинга достаточно оптимистические прогнозы развития, но чтобы правильно привлекать и средства и их использовать, в первую очередь нужно правильно спланировать кампанию по привлечению средств.
Вопрос эффективности остается открытым, так как на существует много факторов, влияющих на эффективность фандрайзинговых кампаний социальных организаций. К примеру, для одних это является и разница между потраченными и привлеченными средствами, для других это является аудит, который показывает все статьи отчетов организации, для третьих это бенчмаркинг, который позволяет измерить эффективность фандрайзинговой кампании, сравнив ее с аналогичной кампанией.
При рассмотрении инструментария можно сделать вывод, что фандрайзинговые методы самодополняются и самосовершенствуются, исходя из исторического контекста.
В ходе эмпирического исследования были выявлены следующие тенденции и перспективы фандрайзинга:
В России недостаточно развитая инфраструктура фандрайзинга, отсутствует профессиональное образование в области фандрайзинга
На современном этапе самыми распространенными методами фандрайзинга в некоммерческих социальных организациях являются грантовое привлечение и привлечение с помощью средств Интернет.
Большинство пожертвований будет собираться посредством интернет-платформ использованием мгновенных транзакций. Существенно облегчится процедура совершения пожертвования для донора. Появится возможность списания средств со счета, а не только с карты. Онлайн-составляющая будет доминировать в ежедневной работе фандрайзера (хотя личное общение с потенциальным донором также останется). Появление новых интернет-инструментов и технологий.
Фандрайзинг в России будет развиваться так же быстро, как он развивается сейчас. Россия будет перенимать зарубежный опыт, а также будет развивать свою собственную специфику привлечения средств исходя из российских реалий
Одной из отличительных особенностей фандрайзингом в будущем должны стать открытая отчетность и умение проводить масштабные PR-кампании организации и самой фандрайзинговой кампании в том числе

Фандрайзинг в Российской Федерации на сегодня является быстро развивающейся отраслью. Знание специфики методов фандрайзинга и конкретных закономерностей последних лет необходимо как практикам-фандрайзерам для эффективной работы и развития профессии, так и исследователям для понимания и прогнозирования развития гражданского общества, а также донорам и инфраструктурным организациям. В данной сфере на сегодня практика существенно опережает обобщения, а инфраструктурных ресурсов немного. Поэтому динамичные исследования, результаты которых сразу представляются сообществу фандрайзеров, доноров и инфраструктурных организаций, обладают особой ценностью.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету