Феномен кураторства в современном искусстве

Буглак Никита Сергеевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В работе автор рассматривает феномен арт-кураторства в современном искусстве, предпосылки его возникновения и процесс становления. Уделяет особое внимание основным методам и принципам функционирования современной кураторской практики. Автор подвергает анализу концептуальную природу деятельности арт-куратора и производит её философское осмысление. Затрагивает этические аспекты современной кураторской практики и особенности функционирования кураторского проекта в цифровую эпоху.

Фигура куратора за последние пол века стала неотъемлемой частью мира искусства. Рождённая в эпоху социальных, экономических перемен и радикальных сдвигов во всей системе европейской культуры, она стала соучастницей кардинальных изменений в традиционной практике работы с искусством. В наши дни внимание к фигуре арт-куратора возрастает с каждым годом. Сегодня можно встретить множество книг, посвящённых истории становления фигуры куратора (В. Мизиано “Пять лекций о кураторстве”, П. О’Нил “Культура кураторства и кураторство культур(ы)”), журналов, затрагивающих, его актуальное состояние (“Художественный журнал”, “Manifesta Journal”), публикаций и статей об отдельных кураторских проектах. Следует отметить, что существует ряд серьёзных исследовательских и философских трудов об арт-кураторстве таких отечественных исследователей как Виктор Мизиано, Валерий Савчук и Борис Гройс. Важно отметить, что в наши дни открывается все больше образовательных программ, посвящённых кураторским исследованиям. Так, например, Санкт-Петербургский Государственный Университет уже несколько лет выпускает молодых кураторов по программе магистратуры “Кураторские исследования”. Также, Музей современного искусства “Гараж” открывает в этом году совместно ВШЭ в Москве новую образовательную программу “Практики кураторства в современном искусстве”.
Таким образом, не сложно заметить, что фигура современного куратора не остаётся без внимания. Однако это внимание не всегда носит положительный характер. Арт-куратора часто критикуют, упрекают в надуманности его профессии, осуждают его притязания на авторство.
В данной работе мы предпримем попытку осмыслить феномен арт-кураторства в современном искусстве и определить его действительное положение. Мы проанализируем предпосылки и причины его возникновения, проведём философский анализ концептуальной природы современной кураторской практики и рассмотрим новейшие условия цифровой культуры, в которых функционирует современная кураторская практика.
Объект исследования: современная кураторская практика
Предмет исследования: фигура арт-куратора в современном искусстве
Цель: исследовать феномен фигуры арт-кураторства в современной культуре
Задачи работы:
• Рассмотреть исторические предпосылки и процесс становления фигуры куратора.
• Выявить основные методы и принципы функционирования современной кураторской практики.
• Исследовать концептуальную природу кураторской практики и провести её философский анализ.
Работа состоит из трёх глав, введения и заключения. В первой главе мы обратимся к рассмотрению исторических предпосылок возникновения фигуры арт-куратора. Исследуем процесс перехода от смотрителя музейной коллекции к независимой фигуре арт-куратора. Установим характер его взаимосвязи с процессом становления новой художественной парадигмы. Во второй главе проведём теоретическое исследование концептуальной природы кураторской практики. Ответим на вопрос о том, как функционирует арт-кураторство в современном искусстве. В третьей главе мы предпримем попытку осмыслить актуальное положение фигуры арт-куратора в мире искусства.
Методология данного исследования основывается на использовании историко-генетического метода, позволившего выявить причинно-следственные связи исторического развития фигуры куратора. Проблемно-хронологический метод использовался при рассмотрении основных этапов становления кураторской деятельности. Метод анализа использовался при исследовании выставочных проектов.
Апробация работы
Апробация основных положений выпускной квалификационной работы проводилась в ходе прохождения педагогической практики, где результаты исследования использовались в качестве материалов для проведения лекций и семинаров. Также апробация проводилась в ходе выступления на следующих конференциях и круглых столах: “IV Международная конференция Usable Pasts” 2019 г. ВШЭ Санкт-Петербург; “XII Кагановские чтения. Коммуникативные стратегии в современной художественной культуре” 2019 г. СПбГУ.; Молодёжный круглый стол “Культурное наследие: между аффектом и смыслом” 2019 г. СПбГУ.

В ходе исследования мы выяснили, что фигура куратора возникла из революционного духа искусства XX века и серьёзных экономических и политических изменений. Положение, которое пришлось занять арт-куратору, оказалось не самым простым, поскольку на него легла ответственность за настоящее и будущее искусства.
В современном арт-мире куратор сталкивается с рядом сложных и порой противоречивых задач, связанных с необходимостью выполнения куратором сразу большого количества ролей. Также куратору приходится прилагать все больше усилий, чтобы сохранять статус своей актуальности. Мы выяснили, что современная кураторская практика носит концептуальный характер, обеспечивающий одновременно как оперативное реагирование на новые феномены искусства и их осмысление, так их адекватный показ. Мы выяснили, что, с одной стороны, благодаря развитию современных технологий в наши дни кураторы получают все больше технических и материальных ресурсов для разработки и популяризации проектов. С другой, некоторые исследователи феномена арт-куратора сходятся во мнении, что время грандиозных кураторских проектов прошло. Однако, как мы выяснили из анализа многочисленных проектов среднего и малого масштабов кураторская практика остаётся актуальной и востребованной. Дело в том, что кураторство не статично и изменяется вместе с искусством, поэтому вопрос состоит лишь в том, какие формы кураторской практики будут необходимы искусству будущего.
Таким образом, мы рассмотрели феномен арт-кураторства, предпосылки его возникновения и процесс становления. Выявили основные методы и принципы функционирования современной кураторской практики. Исследовали концептуальную природу деятельности арт-куратора и произвели её философское осмысление.

Литература и источники на русском языке
James Tok. Овощи для святой Розалии. 12-я Манифеста в Палермо // newsproplan.ru – Новости и не только [Электронный ресурс]. URL:
The Manifesta Journal Reader: Избранные статьи по кураторству – СПб.: Издательство «Арка», 2014. – 288 с.
Адорно В. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. – 527 с.
Анонс выставки “Комар и Меламид”. Сайт Московского музея современного искусства MMOMA. [Электронный ресурс]. URL:
Балаш А. Подлинность произведения искусства в культуре XX-XXI В.: концептуальный и институциональный аспекты. СПб: СПбГИК, 2018 г., – 319 с.
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Беньямин. 1996. – 240 с.
Бирюкова М.В. Выставка современного искусства как авторский проект. СПб: Издательство СПбГУТД, 2013. – 186 с.
Бирюкова М.В. Проблема куратора, как автора художественно-эстетической концепции в западном искусстве 1970-ых гг.: Харальд Зееман и 5. Кассельская Документа: автореф. дисс. канд. искусствоведения. – СПб., 2008. – 34 с.
Бирюкова Марина Валерьевна ЭВОЛЮЦИЯ КУРАТОРСКИХ ПРОЕКТОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ И ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ Дис. 2017, 304 с.
Бычков В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2004. – 556 с.
Бюргер П. Теория авангарда. М.: V-A-C press, 2014. – 200 с.
Генеральная репетиция. Представление в трёх актах. Анонс выставки на сайте музея MMOMA. [Электронный ресурс]. URL:
Гринберг К. Модернистская живопись / Искусствознание. М.: ГИИ, 2007 г. – 546 – 553 с.
Гройс Б. В Потоке. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. – 208 с.
Гройс Б. Куратор как иконоборец // Художественный Журнал №73-74 2009. [Электронный ресурс]. URL:
Гройс Б. Художник как куратор плохого искусства // Гройс Б. Искусство утопии. Художественный журнал, 2003. – С. 232-239.
Гройс Б., Комментарии к искусству. М.: Издательство Художественный журнал. 2003. – 344 с.
Гройс Б., Топология современного искусства // Художественный журнал 61/62. М. 2006. — С. 40-44
Данто А. Мир искусства. М.: Ад Маргинем Пресс. 1964 — 33 с.
Захарченко И. “Виртуальный тур по музею как интермедиальный проект” // Конференция “Современные методы изучения культуры – XI. 2019”.
Иноземцева Е. Вступительный комментарий к выставке Павла Пепперштейна «Человек как рамка для ландшафта”. Музей современного искусства “Гараж”. М. 2019 г.
Кандинский В. О духовном в искусстве. Ленинград.: Тип. ЛОСПС, 1989 – 69 с.
Кантор М. Распад культуры // Русский портрет. Около искусства. [Электронный ресурс]
Кошут Дж. Искусство после философии // Искусствознание 2001, №1.
Леняшин В. Единица хранения. Русская живопись – опыт музейного истолкования. СПб: ООО «Арт-салон “Золотой век”», 2014. – 440 с.
Лиотар Ж. Состояние постмодерна. СПб.: Алатейя, 1998. – 160 с.
Мизиано В.А. Пять лекций о кураторстве. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. – 232с.
Обрист Х. Краткая история кураторства. М.: «Ад Маргинем Пресс», 2012. – 256 с.
Обрист Х. Пути кураторства. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. – C. 160.
О’Нил П. Культура кураторства и кураторство культур(ы). М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. – 272 с.
Порчайкина Н. К вопросу о классификации современных художественных выставок // Известия Алтайского государственного университета. 2011. №2. С. 187-188. 2016. – С. 211-212.
Прилашкевич Е. Кураторство в современной художественной практике: Автореф. Автореферат дис. канд. иск. – СПб, 2009. – 185 с.
Радеев А. К методологии изучения современной философии искусства // Искусство после философии. Отв. ред. Н.В.Голик. СПб, 2010. С. 219-225.
Савчук В. В. Философия фотографии. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 256
Савчук В. Возвращение определенности // Художественный журнал №101. М.: Artguide Editions, 2017. – С.17-25.
Савчук В. Режим Актуальности. – СПб. 2004. – 200 с.
Савчук В. Ритуал очищения Аниша Капура. Статья к выставке на сайте ММОМА [Электронный ресурс]. URL:
Торопова Е. Выставка произведений декоративно-прикладного искусства: история и специфика экспонирования: автореф. дис. канд. искусств. СПб., 2003.
Фостер Х, Краусс Р., Буа И., Бухло Б., Джослит Д. Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. – 816 с.
Фотограф Кузнецова Надя. // PHOTOGRAPHER.RU. [Электронный ресурс]. URL:
Шустерман Р. Прагматическая эстетика: живая красота, переосмысление искусства. Научная монография / Р. Шустерман. М.: “Канон+”, РООИ “Реабилитация”, 2012. – 408 с.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    История античной философии в российских журналах XIX века
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Время после холокоста: как работает нарратив памяти
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Философия политики и права Фихте
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Трансформация гуманизма в пространстве постмодерна
    📅 2018год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет