Формирование лидеров в организации: социологический анализ современных практик

Афанасьева Анна Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Объектом исследования выступают сотрудники компании Kelly Services.
Предметом – тип организационной культуры и стиль руководства трудовым коллективом.
Цель исследования – выявить факторы соотношения типа организационной культуры и доминирующего стиля руководства в организации.
В процессе работы использовались следующие методы:
– опросник К. Камерона, Р. Куинна;
-методика определения стиля руководства трудовым коллективом в. П. Захарова и А. Л. Журавлева.
Стиль руководства трудовым коллективом в совокупности с типом организационной культуры определяют вектор развития и политику компании в области управления. В подобном случае управленческое лидерство обеспечивает максимально эффективное использование потенциала руководителя, консолидируя энергию сотрудников в едином направлении. Для того чтобы развивать и поддерживать в себе лидерский потенциал, руководители активно используют лидерские практики. Организационная культура, стиль руководства и лидерские практики выступают показателями лидерского потенциала, что в свою очередь напрямую связано с формированием лидерства в организации
Практическое и теоретическое значение проведенного исследования заключается в выявлении особенностей формирования лидерства в организации.

Мы живем во времена быстрых изменений, в таком мире взаимодействие, коммуникации и отношения приобретают противоречивый и неоднородный характер. Мир организаций отражает изменения в социальных пространствах. Многим руководителям приходится отказаться от привычного последовательного управленческого мышления и перейти к организации параллельных процессов. «Управленческая деятельность оказывается стимулирующим фактором изменчивости мира».
Одной из отраслей изучаемой науки выступает социология лидерства. В рамках нее рассматриваются закономерности функционирования и развития деятельности лидеров различных уровней во всей сложности и многообразии общественных структур и социальных процессов, их роли и значения в современной жизни, проблемы формирования социальных элит, формирования общественного мнения об их деятельности. Сама проблема становления лидерства широко распространена во всех сферах жизнедеятельности социума.
У руководителей есть интерес, который определяется потребностью в принятии обоснованных управленческих решений о:
системном анализе противоречий организационной среды как объекта управления;
неустойчивой мотивации себя и коллектива;
конфликтной социальной жизни;
прогнозировании изменений в работе подразделения.
Все обозначенные выше вопросы в управленческой практике поднимаются довольно часто, но средства для их решения недоступны, неизвестны, слишком сложны или не подходят по специфике содержания.
Актуальность темы, выбранной для изучения, обусловлена тем, что ни один коллектив не может существовать без лидера, человека (субъекта), пользующегося большим, признанным авторитетом и обладающего влиянием, которое проявляется как управляющие действия. В трудовом коллективе, есть официально назначенный руководитель, за которым признается право принимать ответственные решения в значимых ситуациях. Как правило, это наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Для того чтобы развивать и поддерживать в себе лидерский потенциал, руководители активно используют лидерские практики. Примером такой практики в успешных компаниях может служить поддержка и мотивация к участию в конкурсе управленцев «Лидеры России» на федеральном уровне. В рамках него руководители могут в полной мере показать свои способности, приобрести бесценный опыт и наметить пути для дальнейшего развития. Кроме того, во многих компаниях развита программа стажировок, где руководитель выступает как наставник, делится своими навыками. Обучение и повышение квалификации за счет компании, также является одной из распространённых лидерских практик. Для сотрудников это отличная возможность освоить компетенции по программам менеджмента или профессиональной переподготовки. С помощью таких программ формируется кадровый резерв организации.
Оба понятия «руководство» и «лидерство» пересекаются достаточно часто, поэтому грань между этими терминами просто стирается. Важно помнить, что это две стороны процесса социального управления, несмотря на то, что «руководство» по должности и «лидерство» далеко всегда соединяются в одном лице.

В проделанной работе нам удалось достигнуть следующих результатов.
Во-первых, мы рассмотрели теоретико-методологические основы исследования лидерства, акцентируя внимание на основных подходах к изучению понятия и самого процесса. Описали процесс формирования теорий и взглядов классиков социологии относительно феномена лидерства. Отметили особенности и тенденции в расширении понятия самого термина. Необходимо отметить, что прослеживается эволюция теорий лидерства. В начальный период представления о лидерстве имели духовно-религиозный характер, но впоследствии язык описания феноменов стал более точным, что облегчило включение новых социологических понятий. Можно утверждать, что изучение лидерства представляет интерес в современном обществе, которое подтверждается увеличившимся числом эмпирических исследований феномена. Теории лидерства разных ученых позволяют социологу по-новому взглянуть на общество. Более того, можно утверждать, что процесс изучения приводит к изменению угла зрения на социум. В описанных теоретических подходах, посвященных разработке теорий лидерства, общее заключается в постановке в центр внимания ситуации, под которую лидер должен уметь подстроиться и выбрать нужное поведение.
Во-вторых, в рамках лидерства, как объекта социолого-управленческого анализа, выяснили, что в основном внимание ученых сосредоточено на личности лидера и на рассмотрении его поведения в процессе управления. Кроме того, без внимания не осталась дискуссионная тема, посвященная выявлению сходств и различий лидера и руководителя. Пришли к выводу, что социологи и психологи придерживаются мнения о том, что грань между этими понятиями стирается, потому что на практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. При этом лидерство изучается как специфический тип отношений в управлении, а работа руководителя чаще всего строится на фактах и в рамках установленных целей.
В-третьих, проанализировали проблему организационного лидерства в контексте управленческой деятельности руководителя. Рассмотрели функции, управленческие стили и лидерские практики, применяемые в современных организациях. В ходе изучения, пришли к выводу, что совокупность этих факторов представляет собой модель успешного руководителя. Стиль, который использует лидер в своей управленческой практике и при принятии решений не может быть делом только самого носителя стиля.
В-четвертых, изучили компоненты лидерского потенциала организационного лидера. В качестве которых выделили исполнение необходимых функций, стиль управления трудовым коллективом, организационную культуру. Все эти факторы, так или иначе, формируют лидерские практики, которыми пользуются руководители в современных организациях.
В-пятых, выявляли взаимосвязь между стилем руководства и типом организационной культуры. В рамках собственного эмпирического исследования выявляли соотношение типа организационной культуры и доминирующего стиля руководства в организации. Кроме того, подтверждали заявленные в программе исследования гипотезы. Изначально интерпретировали результаты опроса, который бы посвящен стилю руководства трудовым коллективом, в дальнейшем подробно описывали тип организационной культуры в компании Kelly Services. Мы выявили соотношение типа организационной культуры и доминирующего стиля руководства в организации, кроме того, были подтверждены заявленные гипотезы. После сопоставления результатов, были предложены рекомендации для дальнейшего укрепления и развития кланового типа культуры. Немаловажно отметить, что в ходе проведенного исследования подтверждены все выдвинутые гипотезы и выполнены заявленные задачи, что привело к достижению цели исследования.
По итогам исследования, мы пришли к общему выводу, что организационная культура представляет собой постоянно развивающийся и совершенствующийся социальный феномен. Она существует и трансформируется под влиянием многих факторов, которые обусловливают спонтанность изменения черт и доминирующих элементов. Единственным фактором, в рамках которого удается сознательно воздействовать на развитие организационной культуры, является управленческое лидерство.
Важно обозначить, что успешная модель эффективного управленческого лидерства совмещает в себе единство видения цели и направления организационных усилий с адекватной системой правил и процедур, подходящей структурой организации и распределением неформальных социальных ролей. А это значит, что формирование лидерства в организации напрямую зависит от лидерского потенциала руководителя. В рамках такой модели менеджмент в полном объеме выполняет функции лидера организации на всех уровнях.

Авцинова Г.И. Гегемонизм// Социологическая энциклопедия. В 2-х томах. Том 1. М., 2003.с.210.
Адизес И. К. Развитие лидеров: как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей. М.: Альпина Паблишер, 2014. С. 260.
Аллаярова Ж.С. Концептуализация природы лидерства как феномена//Известия Томского политехнического университета, 2010, Т. 316, № 6,С.203.
Ананченко М.Ю. Сущность и источники лидерства// Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: гуманитарные и социальные науки, 2001, № 1. C.50
Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Политика», 1992. 608 с.
Ашин Г. К. Критика современных буржуазных концепций лидерства М., 1978. – 137 с.
Базаров Т.Ю. Лидерство и руководство: реинтерпретация традиции и рефлексия новой ситуации // Российский психологический журнал. 2010. № 3.
Бакунин М. А. Собрание сочинений и писем. 1828—1876 / под ред. и с примеч. Ю. М. Стеклова. — М.: Изд-во Всесоюз. О-ва политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1934—1935.
Бендас Т.В. Психология лидерства: учебное пособие. СПб., 2009.
Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. – М.: Б.и., 1992. – 136 с.
Вебер М. Харизматическое господство// СоцИС №5. 1988.С. 68.
Вебер М. Харизматическое господство//Социологические исследования.1988.№5.
Великанова О.В. Функции и образ лидера в массовом сознании. Гитлеровская Германия и советская Россия. с.30.
Вестник Белгородского университета потребительской кооперации международный научно-теоретический журнал. Выпуск 3(31) 2009, с 108.
Волков И.П. Стиль руководства при решении задач социального развития коллектива предприятия // Социальная психология и социальное планирование. – Л., 1973. C. 84 .
Гальтон Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия 1875 г. пер. с англ.; СПб. : [Б. и.], 1875. – 299 с.
Гринин Л. Е. Личность в истории: эволюция взглядов // История и современность. – 2010. № 2.с. 38-39.
Денисов А. А. проблемы эффективного управления в России. / А. и Денисов / / Менеджмент в России и за рубежом. – 2010 . – № 2 . – с. 125
Дилигенский Г.Г.Социально-политическая психология / Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1994. – 304 с.
Евтихов, О.В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, содержание и возможности развития : монография / О.В. Евтихов. – Красноярск : СибЮИ МВД России, 2011 – 288 с. – ISBN 978-5-7889-0186-2.
Емельянов Ю.С., Хачатурян А.А. Человеческий капитал в модернизации России: институциональный и корпоративный аспекты / Предисл. Е.П. Велихова. М.: Едиториал УРСС, 2011.
Ерушкина Л.В. Социология управления: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2011. – 73 с.
Жалевич А. мудрость лидера:.Эксмо, 2015, – с.529.
Занковский Н.А. Организационное лидерство в пространстве корпоративной культуры// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2012, № 145, С.72-81.
Зубанова Л.Б. Лидерство XXI века: проблемы и перспективы интеграции социокультурного пространства// Вестник Челябинской государственной культуры и искусства №3( 19), 2009.
Ибрагимова А.С. К вопросу о теориях лидерства: социологический подход// Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 3, С.82-85.
Камерон, К. Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / К. Куинн Р. Камерон: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – С. 98.
Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. СПб.: Издание В.И. Яковенко, 1908. 264 с.
Карякин А. М. Организационное поведение/ Учебное пособие /Под ред. Н.О.Козиной. – Иваново, 2001, с.218.
Кирсанов М.В. Лидерский потенциал антикризисных управляющих : дис. канд. психол. наук. М., 2003.
Котляров И.В. Социология лидерства Теоритические, методологические и аксиологические аспекты Минск : Беларус. навука, 2013. С.481.
Кравченко А.И., Тюрина А.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академический проект; Деловая книга, 2008 – 983 с., с.167.
Креймс Дж.А. 4 правила лидерства Джека Уэлча. Как реализовать формулу лидерства General Electric в вашей организации: Пер. А.Модестов:. Из-во Поколение, 2007, – с.110.
Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: Владос-Пресс, 2003. 448 с., С. 189.
Кудряшова Е.В., Суханов В.Р. Особенности лидерства как элемента социального управления // Философия и образование – пространство диалога: Материалы II Педагогических чтений и VII Областной студенческой науч. конф. / Подред. М.Ю. Ананченко, П.Е. Овсянкина. Архангельск, 2000. С. 23–25.
Лавров П. Л. Философия и социология: В 2 т. — М.: Мысль, 1965. на сайте Руниверс.
Лебон Г. Психология народов и масс. — М.: , 2011. – 238 с.
Лебон Г. Психология народов и масс. — М.: , 2011. – 238 с.
Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. СПб.: Речь, 2000. 408 с.
Левин К. Теория поля в социальных науках / пер. Е. Сурпина. СПб.: Речь, 2000. С. 167.
Конкурс управленцев «Лидеры России» [Электронный ресурс] URL.: https://лидерыроссии.рф (дата обращения 18.04.2019).
Макиавелли Н. «Государь», М.: Планета, 1990. 512 с.
Управленческие решения: учебник/под. ред. Ю.В. Меркурьевой. – Москва: – Проспект, 2017.-384с.
Мирзоян В.А. Управление и лидерство: сравнительный анализ теорий лидерства // Вопросы философии. 2013. № 6. С. 3-15.
Миронава Т.Л. К вопросу о лидерстве и руководстве //Вестник Бурятского государственного университета. 2013. №5. С.33-42.
Михайловский Н.К Герои и толпа. Избранные труды по социологии. СПб.: Алетейя.1998.с.300.
Ницше Ф. Сочинение в 2 т. /Пер. с нем; Под ред.К.Сваскян.-М:Мысль,1990.-820с.(т.1),829с.(т.2).
Ольшанский Д.В. Политико-психологическая типология лидерства. Политическая психология. М. 2002 г. С.161.
Официальный сайт Kelly Services Россия [Электронный ресурс] URL.: (дата обращения 18.02.2019).
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М.: Мысль, 1971. – 348 с. // Правоведение. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974, № 1. С. 116-117 .
Платон. Диалоги. СПб.: Азбука, 2000. 448 с. 12. Платон. Законы / под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1999.-с 832
Плотников М.В. Социальный технологии менеджмента. HI-Tech в управлении: модели, методы, практики. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. – 148 с.
Рыскова Т.М. Политический портрет лидера.//Вестник МГУ, серия 12.1997.№ 3.
Сиверцев М. А. Типология лидерства // Власть: философско-политические аспекты, М., 1989.С. 26-42.
Симоненко С.И. Модель эффективного руководителя в рамках концепции динамического лидерства// Известия Саратовского университета. Нов.сер. 2012. Т.12. Вып.4. С.90-96.
Стогдилл, Р. Лидерство и структура управления персоналом / Р. Стогдилл. – М. : Норд-Вест, 2000. – 224 с.
В.А. Спивак, Корпоративная культура : Теория и практика. – СПб. [и др.] : Питер, 2001. – 345 с.
Тайкова Л.В. Проблема лидерства и руководства : теоритический аспект// Вестник новгородского государственного университета. 2013. № 74. Т.2. С.67-69.
Законы подражания (Les lois de l’imitation): Пер. с фр. / [Соч.] Ж. Тарда. – СПб.: Ф. Павленков, 1892.
 //  : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890—1907.
Тид О. «Искусство администрирования/О.Тид. – М.:Наука, 1996. – 370c.
Ткачёв П. Н. Избранные сочинения: в 6 т. – М., 1932—37.- 6 т.
Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии / под ред. Е.В. Шороховой. М., 1977.
Шейн, Э. Корпоративная культура и лидерство / Э. Шейн. – СПб.: Питер, 2008. – С. 48.
Шестопал Е.Б. Политическое лидерство в новых условиях: смена парадигмы восприятия //Мониторинг общественного мнения № 3(115), 5/6, 2013.с.82-90.
Шкурко О.В. Соотношение понятий «Лидерство» и «Руководство»: современный взгляд на проблему// Омский научный вестник. 2011. № 1 (95).
Чеснова Н.Е., Денисова Т.И. Феномен лидерства в современном мире //Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого, № 1 (13). 2015.С. 69.
Avolio, B. Full Leadership Development: Building the Vital Forces in Organizations / B. Avolio. – New York : Thousand Oaks, 1999. – 244 р.
Avolio, B. Full Range Leadership Development / B. Avolio. – Washington : University of Washington, 2011. – 280 р.
Bird C. Social Psychology. N.Y.: Appleton-Centure, 1940 P.180.
Bogardus E. Leaders and Leadership. N.Y., 1934. 138 p.
Borgatta E. Some Findings Relevant to a Great Man Theory of Leadership // American Sociological Review. Vol. 19. 1954. pp. 755-759.
Coleman J.C., Hammen C.L. The Individual and the Group // A Study of Organizational Leadership. Harrisburg, 1976. P. 161.
Douglas McGregor Human Side Of Enterprise // Management Review. № 11. 1957. 41-49 pp.
Fiedler, F.E. (1958) Leader Attitudes and Group Effectiveness, Urbana, IL: University of Illinois Press. Fiedler, F.E. (1967) A Theory of Leadership Effectiveness, New York: McGraw-Hill. An introduction to social psychology, N. Y., 1926
Homans, George Caspar, and Charles P. Curtis, Jr. 1934. An Introduction to Pareto, His Sociology. New York: Knop.
Dowd J. Control in Human Societies. N.Y., 1936.
Gunter Dr. Michael M. www.tntech.edu. Archived from the original on 2008-04-09. Retrieved 2008-07-09.
Fiedler, F.E. (1967) A Theory of Leadership Effectiveness, New York: McGraw-Hill.
Oxford dictionaries// [Электронный ресурс] English Oxford living Dictionaries [сайт]. URL: https:// en.oxforddictionaries.com (дата обращения 15.12.2018).
Stogdill R. Personal Factors associated with Leadership: A Survey of Literature // Journal of Psychology. 1948 Vol. 25 P. 35–71
Wiggam A. E. The Biology of Leadersship // Business Leadership. N.Y., 1931.
Woods F. A. The Influence of monarchs. Vol. 11. N.Y., 1913.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Социальные факторы стабильности китайского общества
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Экономика одиночества в Китае и России: социологический анализ
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Формирование финансовой культуры домохозяйств в России и Китае
    📅 2020год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет