Формирование образа мусульман в СМИ Германии
Автор настоящей выпускной квалификационной работы провел контент-анализ публикаций одного из ведущих новостных сайтов Германии Spiegel.de, содержащих упоминания о мусульманах и охватывающих период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2019 года. В результате проведенного исследования были выделены наиболее популярные образы мусульман, которые транслировались изданием и которые можно отнести к трём группам: «образы, наделяемые ролью жертвы»; «образы, созданные в контексте феноменов, способствующих негативному восприятию ислама и мусульман», и «образы, воплощающие собой социальные роли мусульман, проживающих в обществах западных стран».
Также автор пришел к выводу о том, что подход der Spiegel к репрезентации мусульман можно охарактеризовать как достаточно благожелательный. Заслуживает быть отмеченным, что журналисты издания соблюдают принцип баланса между новостными сообщениями, содержащими как негативные, так и позитивные упоминания о мусульманах, выступают против исламофобии и создают в основном те образы мусульман, которые вызывают положительный отклик у читателей.
Рассмотрим актуальность темы данного диссертационного исследования с точки зрения реалий современного немецкого общества. Прежде всего, необходимо отметить, что в последние годы с разной частотой происходят события, которые привлекают внимание общественности Германии и других стран Европы к исламу, делая мусульман «злободневной повесткой дня». Так, в качестве примеров следует отметить: печально известные террористические акты, чьи виновники извращают мусульманское вероучение; миграционные потоки беженцев-мусульман, направленные в европейские страны; дебаты о допустимости ношения европейскими мусульманками бурки; споры о том, должны ли учебные заведения исключать блюда, содержащие свинину, из меню учебных заведений, и т.д. Таким образом, в Германии неоднократно возникали дискуссии о совместимости исламских ценностей и ценностей немецкого общества, о принадлежности ислама Германии и, наконец, о возможной исламизации страны. Всё это, в свою очередь, сопровождалось усилением предубеждений у отдельных граждан по отношению к мусульманам и даже проявлениями исламофобии.
Именно поэтому на фоне событий, которые зачастую обладают негативной окраской, представляет особый интерес, как именно репрезентируются мусульмане в СМИ Федеративной республики Германия. Ведь средства массовой информации не только транслируют существующие образы, но и создают их. При этом с помощью образов человек воспринимает окружающий его мир и те феномены, с которыми он не имел дело на личном опыте. В свою очередь, на страницах настоящего диссертационного исследования в роли образоформирующего СМИ выступает интернет-сайт журнала der Spiegel, который вплоть до зимы 2020 года был широко известен как Spiegel Online. Данное леволиберальное издание традиционно считается авторитетным источником информации, в течение десятилетий формировавшим общественное мнение населения Германии, оказывавшим влияние на ход важных в истории ФРГ событий и обладающим на сегодняшний день достаточно лояльной аудиторией.
Вместе с тем для немецкого общества является важным то, как именно представлены мусульмане в информационном поле, создаваемом крупными СМИ страны и der Spiegel, в частности. Здесь уместно обратить внимание на причины демографического характера. Несмотря на то, что данные о количестве мусульман, проживающих в Германии, характеризуются определенной степенью приблизительности, их всё-таки следует привести. Так, согласно Федеральному ведомству по делам миграции и беженцев, на момент декабря 2015 года в Германии проживало от 4,4 до 4,7 миллионов мусульман (от 5,4 до 5,7% от общего населения страны, соответственно). В свою очередь, незначительно бóльшие цифры были представлены американской некоммерческой организацией Pew Research Center за 2016 год. Социологи установили, что в Германии проживает около 4,95 миллионов мусульман (6,1% от всего населения). При этом указанный выше институт общественного мнения прогнозировал увеличение количества данного религиозного меньшинства в стране к 2050 году: от 6 до 8,5 миллионов человек (от 8,7% до 10,8%, соответственно, от общего населения страны). Таким образом, адекватная репрезентация мусульман в материалах прессы обосновывается необходимостью обеспечения комфортного проживания данного религиозного меньшинства, чья численность возрастает в немецком обществе. Иными словами, немецкие мусульмане не должны чувствовать на себе процессы демонизации. В противном случае среди данной группы населения возможно возникновение чувства отчуждения от общества, представленного немусульманским большинством.
Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы выявить подход der Spiegel к репрезентации образа мусульман.
В свою очередь, для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
подвергнуть анализу концепт «образ»;
дать характеристику прессе как одному из основных факторов формирования, транслирования и закрепления образов;
выявить характерные особенности положения прессы в Германии;
раскрыть роль der Spiegel в информационном поле ФРГ;
представить наиболее популярные образы мусульман, которые транслировались журналистами der Spiegel;
произвести классификацию выявленных образов.
Объектом исследования выступают публикации сайта Der Spiegel, содержащие упоминания о мусульманах. Предметом настоящей работы являются образы мусульман, представленные в статьях указанного издания. Выбор в качестве объекта исследования именно электронного ресурса Der Spiegel обосновывается его возрастающей популярностью среди населения ФРГ. При этом изучение материалов сайта данного издания представляет особый интерес из-за причин исторического характера. Ведь журналисты Der Spiegel, наряду с другими ведущими СМИ Германии, в 1990-е и 2000-е годы подвергались критике со стороны учёных, утверждавших, что характеру публикаций, представленных как в печатном еженедельнике, так и на сайте, свойственны однобокое изображение мусульман и даже исламофобия. Таким образом, возникает вопрос о том, какая позиция свойственна современному der Spiegel.
В качестве хронологических рамок для исследования был взят период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2019 года. Выбор данного промежутка времени обусловлен следующими факторами. Во-первых, подразумевается возможность проанализировать публикации, относящиеся к периоду до момента принятия решения федеральным канцлером ФРГ Ангелой Меркель от 4 сентября 2015 года, провозглашающего открытые границы для беженцев, большая часть которых являлось мусульманами. Во-вторых, выбранный временной интервал включает в себя и пик обострения миграционного кризиса в Германии, и момент, когда общественные беспокойства пошли на спад. В-третьих, именно в рамках рассматриваемого периода в информационном поле ФРГ наблюдалось повышенное внимание к тематике, связанной с исламом и мусульманами. Наконец, к моменту начала 2020 года немецкая и мировая общественность были в большей степени обеспокоены из-за вспышки коронавирусной инфекции. Соответственно, пандемия COVID-19 заставила сместить фокус СМИ разных стран на иные сюжеты.
Методология исследования была продиктована поставленными в рамках работы задачами. Прежде всего, был проведен анализ источников и литературы, посвященных концепту образа, образоформирующим характеристикам прессы, особенностям функционирования рынка прессы Германии, роли der Spiegel в информационном поле ФРГ. При работе с публикациями сайта Spiegel.de, относящихся к рассматриваемому периоду, был применен контент-анализ, который позволил выявить наиболее популярные образы мусульман, которые транслировались журналистами издания. Так, выделялись теги ««мусульманин», «мусульманка», «мусульмане» и «мусульманки», по которым осуществлялся поиск в электронном архиве der Spiegel. Для того чтобы сгруппировать, обобщить, упорядочить и подвергнуть сортировке наиболее часто встречающиеся образы был применён метод классификации. Кроме того, уделялось внимание контекстам, в которых указанные смысловые единицы упоминались. Соответственно, был использован метод контекстного анализа. Наконец, в рамках данной работы наблюдалось обращение к риторическому анализу. Ведь журналисты издания der Spiegel известны тем, что используют в своих статьях остроумные и запоминающиеся риторические фигуры, которые вносят свой вклад в создание, транслирование и закрепление образов.
Для реализации поставленной цели и решения указанных задач необходимо проанализировать имеющиеся источники и литературу, представленные по данной теме. В свою очередь, источниковую базу исследования составляют несколько групп источников. К первой группе следует отнести законодательный акт Федеративной Республики Германия: Основной закон ФРГ. Ко второй группе принадлежат прочие документы, регулирующие процессы функционирования прессы в ФРГ, например, Кодекс прессы, документ, не имеющий юридической силы, но задающий моральные и профессиональные ориентиры для немецких журналистов.
Третью группу источников составляют материалы статистики и социологических опросов. Данные работы посвящены тому, как респонденты из Германии воспринимают следующие аспекты: немецкий медиарынок и информационную продукцию, выпускаемую немецкими СМИ; собственное положение в немецком обществе в качестве религиозных меньшинств; мусульман, проживающих в стране и т. д. Кроме того, особой важностью обладают источники, предлагающие информацию количественного характера и дающую представление о степени востребованности немецких массмедиа и der Spiegel, в частности.
В четвертую группу входят источники, характеризующие деятельность der Spiegel. Например, брендбук издания, документ, который служит демонстрацией идейной позиции бренда, портфолио, представленные на сайте Spiegelgruppe.de, а также верифицированные профили der Spiegel в ведущих социальных сетях, раскрывающие роль изучаемого СМИ в информационном поле страны.
Пятая группа представляет собой публикации сайта der Spiegel, послужившие основой для выявленных образов мусульман. Всего в массиве статей, представленных в архиве сайта издания, было выбрано 444 публикации. В связи с этим важно сделать следующее уточнение: приводя эту цифру, автор принимает во внимание имевшие место быть повторения. Однако в указанном количестве не засчитываются более одного раза те публикации, которые послужили основой для нескольких смысловых единиц. В свою очередь, причиной данных повторений послужил тот факт, что в ряде статей наблюдалась трансляция множества образов.
При этом в качестве отдельной категории источников следует отметить те публикации der Spiegel, которые не стали основой для выявления образов. Во-первых, предполагаются новостные сообщения, дающие представление об определяющих контекст рассматриваемого периода событиях. Во-вторых, в указанную категорию источников входят авторские статьи журналистов der Spiegel, демонстрирующие позицию журнала относительно какого-либо явления и события, также имеющего значение для исследования. Таким образом, заслуживает быть отмеченным то, что в рамках настоящей выпускной квалификационной работы все материалы сайта der Spiegel принадлежат к источниковой базе. Данные публикации, в свою очередь, служат демонстрацией подхода издания к освещению тематики, связанной с мусульманами. Именно они подвергаются изучению и трактовке.
Теоретическую базу исследования составляют многочисленные статьи и монографии, принадлежащие ученым и экспертам, чей вклад в дело изучения различных аспектов настоящей темы невозможно не оценить. Итак, проведем их классификацию.
В первую очередь, необходимо выделить обширную группу работ, посвященных общим теоретическим вопросам, связанным с научным восприятием концептов «образ», «имидж» и «стереотип». К указанным трудам относятся статьи следующих авторов: исследовательницы из Самарского государственного института культуры Н. Ю. Гончаровой; доктора философских наук, профессора Башкирского государственного аграрного университета Р. Ю. Рахматуллина и кандидата философских наук Э. Р. Семеновой; отечественного исследователя А. А. Гравера; профессора Белорусского государственного университета и доктора филологических наук И. В. Сидорской; кандидата исторических наук и доцента Санкт-Петербургского государственного университета Ю. В. Николаевой; исследовательницы из Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова А. Ю. Еременко; сотрудницы Тамбовского государственного технического университета Н. В. Татариновой; учёного из Университета штата Луизиана Б. М. Эниса и т.д. Наконец, отдельно хотелось бы указать монографию американского исследователя М. Форрестера, дающую представление о том, какое влияние образы оказывают на восприятие человеком окружающего его мира. В свою очередь, представленные выше работы не только вносят ясность в теоретическое осмысление понятий «образ», «имидж» и «стереотип», но и позволяют провести между ними четкое смысловое разграничение.
Следующая группа работ посвящена роли прессы и СМИ в целом как одних из основных факторов формирования и транслирования образов. Так, можно отдельно выделить исследования профессора Высшей школы экономики И.М. Дзялошинского; кандидата филологических наук и доцента Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н. Г. Столетовых А. А. Негрышева; отечественного социолога В. Н. Титова и профессора кафедры международных отношений, политологии и регионоведения Южно-Уральский государственного университета Е. Г. Прилуковой. Данные работы обладают особой ценностью в силу того, что они посвящены относительно малоизученной отрасли отечественных исследований: механизмам СМИ и прессы в деле формирования образов.
Кроме того, отдельно можно отметить монографии, предметом которых стало влияние СМИ и медиатехнологий на повседневную жизнь человека. В свою очередь, к таким исследованиям относятся работы Д. Брайант и С. Томпсона, а также труд Д. Рашкоффа. Указанные монографии дополняют вопрос, связанный с образоформирующими функциями СМИ.
Также необходимо отметить статьи и монографии, в которых уделялось внимание теоретическому аспекту понятий «СМИ», «пресса», «масс-медиа». Здесь следует упомянуть работы отечественного исследователя А.В. Прыткова, доктора филологических наук и доцента факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Л. Г. Свитич, доцента Казанского государственного технического университета и докторанта Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук А.Р. Тузикова и доктора культурологии, профессора Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Н.Б. Кирилловой.
Немаловажной ролью обладают научные труды, посвящённые характерным особенностям, свойственным положению прессы в Германии. В частности, данную группу исследований составили монографии кандидата исторических наук, доцента Московский государственный институт международных отношений О.Е. Ореховой; австрийского ученого, заснимающегося вопросами теории коммуникации, Х. Пюрера; С. Меркле, немецкой исследовательницы, уделяющей внимание проблемам, связанными с функционированием журналистики в Германии. Наконец, к данной категории относится коллективная монография «Медиаменеджмент», вышедшая из-под пера ведущих медиаведов ФРГ.
Кроме того, было бы упущением не отметить, что тенденции современной прессы в Германии широко представлены в статьях авторов, чьи идеи нашли своё отражение и на страницах настоящего исследования. Так, следует отметить ряд коллективных статей: «Профессия – политическая журналистика. Россия, Франция и Германия: сопоставительный анализ»; «Как справиться с «темным участием»: практика модерации в редакциях Германии»; «Культура конвергенции в европейских редакциях: сравнение редакционных стратегий для создания кросс-медийных новостей в шести странах»; «Интеграция редакции как организационная проблема: подходы европейских общественных медиа в сравнительной перспективе»; «Журналистика в Германии: актуальные результаты, связанные с преемственностью и изменениями в немецкой журналистике»; «Наблюдение за динамикой экосистемы онлайн-новостей: процессы распространения новостей среди немецких новостных сайтов» и т.д. Вместе с тем ценным, с точки зрения представления «общей картины» законодательного функционирования немецкой прессы, являются статьи таких отечественных авторов, как И.М. Ерофеев и С. А. Привалов. Таким образом, указанные выше труды предлагают необходимый для данной работы экспертный взгляд.
Отдельный пласт составляют статьи, авторы которых дают характеристику, а также оценку деятельности издания der Spiegel в информационном поле Германии. Так, например, языку der Spiegel были посвящены статьи следующих авторов: исследователя из МГУ А. В. Мишина; доцента Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова Н. Н. Чайко и немецкой исследовательницы М. Вёршинг. Кроме того, заслуживают упоминания те публицистические работы, авторы которых оценивали роль изучаемого издания в истории ФРГ. Приведем статьи Н. Королевой, К. Реутовой, И. Альтеньюллер и т. д.
Наконец, необходимо отметить работы, авторы которых уделяли внимание тому, как мусульмане освещаются в материалах прессы Германии и других западных стран. Укажем представленные статьи учёных по заявленной тематике, а именно – работу И.В. Цибизовой, написанной под научным руководством Л. В. Дериглазовой, профессора Томского государственного университета; статью отечественного востоковеда О. П. Бибиковой; труд С. Ахмеда, американского учёного из Калифорнийского университета и т.д. Таким образом, ознакомление с указанной выше литературой позволяет выявить общие тенденции, свойственные изучаемой теме.
Обратимся к научной новизне настоящего диссертационного исследования. Прежде всего, необходимо отметить, что в русскоязычном академическом пространстве представлены научные труды, посвящённые тому, как пресса и другие виды СМИ репрезентируют ислам и мусульман. Однако значительная часть работ посвящена в основном образоформирующим функциям именно российских средств массовой информации. Так, учитывая тематику данного исследования, следует отметить общие характеристики, свойственные тем немногим научным трудам, авторы которых отчасти затронули интересующий нас вопрос: «Какой образ мусульман транслируется немецким изданием der Spiegel?».
Во-первых, учёные, чьи работы представлены в русскоязычном академическом пространстве, рассматривают мусульман только через призму таких контекстов, как «беженцы», «мигранты» и «миграционный кризис». В свою очередь, мы разделяем убеждение о необходимости расширения контекстов, в рамках которых изучается выделенная смысловая единица. Во-вторых, исследованиям предшественников свойственен выбор схожих хронологических рамок, которые не охватывают период, относящийся к 2018 и 2019 годам. Иными словами, данным трудам свойственен меньший временной охват.
Таким образом, теоретическая значимость настоящего диссертационного исследования заключается в следующих пунктах:
Были исследованы более широкие временные рамки, которые позволяют выявить «общий портрет», характеризующий мусульманскую религиозную группу с точки зрения журналистов der Spiegel;
Был рассмотрен разнообразный спектр наиболее популярных контекстов, который не ограничивался темами, связанными лишь с беженцами, мигрантами и миграционным кризисом.
Была подробно изучена позиция der Spiegel по отношению к мусульманам, проживающим как в Германии, так и в других странах мира.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует поставленной цели и задачам. Работа состоит из введения, трех глав (поделенных на 7 параграфов), заключения, а также списка использованных литературы и источников. В первой главе были подробно рассмотрены теоретические основы понятия «образ», выявлены отличия между образами, имиджами и стереотипам, а также сформулировано определение образа, которое подразумевается в рамках данного диссертационного исследования. Также подверглись изучению образоформирующие функции прессы. В свою очередь, вторая глава посвящена исследованию общих характеристик и современных тенденций, наблюдаемых на немецком рынке прессы. Кроме того, была раскрыта роль ключевой информационной продукции, выпускаемой под брендом der Spiegel, в информационном поле Германии. Наконец, в третьей главе был рассмотрен процесс формирования образов мусульман, транслируемых сайтом der Spiegel в период с 1 января 2015 года – 31 декабря 2019 года. В результате чего была проведена классификация наиболее популярных смысловых единиц, представленная в виде соответствующих параграфов.
Отдельные положения исследования были апробированы на восьмой научно-практической конференции с международным участием «Межкультурный диалог в современном мире», проходившей 25 апреля 2020 года, и вошли в сборник материалов по ее итогам. Диссертация была также обсуждена на кафедре международных гуманитарных связей Санкт-Петербургского государственного университета.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!