Формирование политики памяти институтов Европейского союза о Второй мировой войне

Антипов Андрей Михайлович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В диссертационном исследовании проводится определении роли политики памяти институтов Европейского союза о Второй мировой войне в современном европейском пространстве памяти, а также характера этой политики памяти, её исторического нарратива и основных коммеморативных практик. В рамках работы рассматриваются господствующие исторические нарративы о Второй мировой войне в Европейском союзе, в т.ч. нарратив еврократов и институтов Европейского союза, устанавливаются основные институты Европейского союза, задействованные в политике памяти о Второй мировой войне, определяются её ключевые внутри- и внешнеполитические факторы, устанавливаются её цель и задачи и рассматриваются её основные проявления в направлениях политики Европейского союза. Также оценивается текущая эффективность политики памяти институтов Европейского союза о Второй мировой войне и приводятся потенциальные меры её повышения.

Введение ………………………………………………………………………………………………………… 4

Глава 1. Теоретические аспекты коллективной памяти в наднациональных
сообществах и постнациях и их политики памяти ………………………………………………….. 16

1.1.Основные положения конструктивистского подхода в исследованиях
социальной реальности, международных отношений и европейских исследования……….. 16

1.2.Применение конструктивистского подхода для изучения коллективной памяти в
транснациональных сообществах и постнациях и их политики памяти ………………………… 25

Глава 2. Исторические предпосылки формирования политики памяти
институтов Европейского союза о Второй мировой войне ………………………………………. 40

2.1. Становление коллективной памяти и политики памяти о Второй мировой войне
стран Западной Европы и западноевропейской общественности ………………………………….. 40

2.2. Становление коллективной памяти и политики памяти о Второй мировой войне
стран Восточной Европы и восточноевропейской общественности ……………………………… 52

2.3. Становление коллективной памяти и политики памяти о Второй мировой войне
европейской общественности ……………………………………………………………………………………. 56

Глава 3. Содержание политики памяти институтов Европейского союза о
Второй мировой войне……………………………………………………………………………………………. 66

3.1. Внутри- и внешнеполитические факторы политики памяти институтов
Европейского союза о Второй мировой войне …………………………………………………………….. 66

3.2. Цели и задачи политики памяти институтов Европейского союза о Второй
мировой войне…………………………………………………………………………………………………………. 77

3.3. Исторический нарратив и ключевые практики “вспоминания” и “забывания”
политики памяти институтов Европейского союза о Второй мировой войне …………………. 84

Глава 4. Роль институтов Европейского союза в создании “мест памяти”,
коммеморациях, выработке стандартов коммеморации и законах памяти о Второй
мировой войне ……………………………………………………………………………………………………….. 94

4.1. Основные институты Европейского союза – участники политики памяти о
Второй мировой войне и основные сферы деятельности и направления реализации
политики памяти институтов Европейского союза о Второй мировой войне …………………. 94
4.2. Участие институтов Европейского союза в создании “мест памяти” и
коммеморациях Второй мировой войны …………………………………………………………………… 100

4.3. Участие институтов Европейского союза в формировании стандартов проектов
коммеморации Второй мировой войны…………………………………………………………………….. 110

4.4. Участие институтов Европейского союза в формировании “законов памяти” о
Второй мировой войне ……………………………………………………………………………………………. 119

Заключение ………………………………………………………………………………………………… 122

Список использованной литературы ………………………………………………………….. 125

Список использованных источников ………………………………………………………….. 131

Практическая актуальность исследования обусловлена следующим:
1. Начиная с конца 1980-х гг. и по сей день «все социальные, этнические и
семейные группы пережили глубокое изменение традиционного отношения к прошлому»,
что привело к тому, что в мире господствует, провозглашённая П. Нора, “эпоха
всемирного торжества памяти” или же “мемориальная эпоха”, в рамках которой «слово
“память” получило такой общий и экстенсивный смысл, что имеет тенденцию вообще
попросту вытеснить слово “история”»1. Это обуславливает актуальность исследований
роли коллективной памяти в современном мире, особенно в социально-психологическом
измерении.
2. Изменение соотношения и взаимоотношения истории и памяти, изменение
роли исторической науки, которая оказалась поставленной «на службу памяти»2,
обуславливает актуальность исследований роли политики памяти в формировании
коллективной памяти.
3. Изменение смысла “идентичности”, которая «из индивидуального понятия
… стала коллективным, а из субъективного – как бы логическим и объективным»,
повышение значимости идентичности, которая, ввиду внешних требования
самоопределения стала “долгом”, обуславливает актуальность исследований роли
коллективной памяти в формировании коллективной идентичности.
4. Существование у ряда народов мира коллективных травм, влияющих на
внутреннюю и внешнюю политику их стран, ставшее фактором международной политики,
обуславливает актуальность исследований роли коллективных травм в формировании
коллективной памяти и политики памяти как средства влияния на коллективные травмы.
5. «Всё более интенсивное использование прошлого – политическое,
туристическое, коммерческое»3 обуславливает необходимость обращения к опыту разных
акторов такого использования прошлого в рамках их политики памяти.
6. Конфликтность в сфере интерпретации прошлого на мировой арене
приобрела настолько острый характер, что привела к возникновению такого феномена как
Нора П. Всемирное торжество памяти [Электронный ресурс] / П. Нора // Неприкосновенный запас, 2002. –
URL: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/nora22.html (дата обращения: 20.05.2020)
2
Там же
3
Там же
“войны памяти”4, в которых коллективная память выступает как “орудие войны”.
Исследователи считают, что одна из наиболее актуальных войн памяти, это та которая
“разгорается в Европе против России” относительно Второй мировой войны 5. Это
обуславливает актуальность исследований роли политики памяти в эскалации “войн
памяти” и их урегулировании.
7. Во многих посткоммунистических странах, по мнению А. Миллера, в
рамках политики инструментализации консервативных сил «прошлое превратилось в
первую очередь в оружие борьбы на внутри- и внешнеполитическом фронте»6. Это
обуславливает актуальность исследований роли политики памяти как инструмента
внутренней и внешней политики разных акторов, как государственных, так и
негосударственных, в т.ч. наднациональных.
8. Наблюдается разница коллективной памяти и политики о Второй мировой
войне и тоталитарном прошлом у разных народов и социальных групп России: «В
постсоветской России идентификация с СССР характерна для охранительных позиций,
тогда как западники хотят строить новую Россию на отрицании советского прошлого»7.
Исследователи признают наличие в России «“второй памяти”, которая вырастает снизу и
скорее вопреки, чем благодаря политике властей»8. Это обуславливает необходимость

Политика памяти Европейского союза о Второй мировой войне наглядно
демонстрирует актуальность памяти о Второй мировой войне в современном мире и
возможность её использования как политического инструмента. Институты Европейского
союза являются значимыми акторами политики памяти о Второй мировой войне в
современном европейском пространстве памяти и даже в мире распространяя её за
пределы Европейского союза и участвуя в “войнах памяти”. Для институтов Европейского
союза политика памяти, в т.ч. о Второй мировой войне – важный ресурс политики
идентичности, символической политики и политики европеизации. Нельзя сказать, что на
текущий день она достигла своей цели и решила поставленные задачи, но она сыграла
большую роль в складывании европейской идентичности и существующей социально-
политической реальности в Европейском союзе и его странах-членах.
На сегодняшний день мы не можем говорить о каком-либо общеевропейском
консенсусе относительно памяти о Второй мировой войне, однако можно признать, что
таковой сложился в среде европейской общественности, еврократов и институтов ЕС.
Еврократы и институты Европейского союза при содействии европейской
общественности прикладывают существенные усилия к складыванию такового консенсуса
посредством множества практик политики памяти и формирования такого исторического
нарратива, который не встретил бы не натолкнулся с серьёзными противоречиями
нарративов европейской общественности и стран Западной и Восточной Европы.
Основными институтами Европейского союза, задействованными в политике
памяти о Второй мировой войне, являются Европейский парламент, Европейская
комиссия и Совет Европейского союза при значительном участии агентств Европейского
союза и ассоциированных с этими институтами организаций, фондов и музеев. В
обозначенных институтах, за исключением Совета Европейского союза, большую роль
играют еврократы с развитой европейской идентичностью. Большое влияние на эти
институты, за исключением Совета Европейского союза, играют организации европейской
общественности и меньшинств.
Мы можем говорить о наличии на сегодняшний день устоявшихся рамок нарратива
стран Западной Европы, стран Восточной Европы, европейской общественности и
еврократов и институтов Европейского союза о Второй мировой войне. Нарратив
еврократов и институтов Европейского союза не является доминирующим в европейском
пространстве памяти о Второй мировой войне, в странах-членах Европейского союза
господствуют национальные нарративы, которые можно классифицировать как
западноевропейские и восточноевропейские. Определённая трансформация факторов,
обуславливающих эффективность политики памяти институтов Европейского союза о
Второй мировой войне, может обеспечить её нарративу более значимое положение, но
вряд ли доминирующее из-за общей неустойчивости наднациональных рамок памяти.
Вряд ли этот нарратив подвергнется существенным трансформациям в ближайшие годы
ввиду малой вероятности значительной трансформации Европейского союза как
сообщества.
Цель и задачи политики памяти институтов Европейского союза о Второй мировой
войне обусловлены актуальными проблемами и запросами Европейского союза и связаны
с трансформациями идентичности, интересов и дискурса её объектов. Достижение этой
цели и решение этих задач также будет способствовать повышению эффективности
политики памяти институтов Европейского союза о Второй мировой войне.
Ключевые внутри- и внешнеполитических факторы политики памяти институтов
Европейского союза о Второй мировой войне, обуславливающие характер её
исторического нарратива, её ключевые практики и её эффективность обычно являются
социально-политическими и социально-психологическими, связанными с идентичностью,
интересами и дискурсом объектов и субъектов политики памяти институтов Европейского
союза о Второй мировой войне. Стимуляция позитивных факторов, в первую очередь
формирование европейской идентичности, преодоление национальных исторических
травм, формирование национальных памятей, чей нарратив не противоречит нарративу
институтов Европейского союза, будет способствовать повышению эффективности
политики памяти институтов Европейского союза о Второй мировой войне и достижению
её цели и решения поставленных задач.
Основные проявления политики памяти институтов Европейского союза о Второй
мировой войне в направлениях политики Европейского союза охватывают значительную
часть направлений политики ЕС, особенно связанных со взаимодействием с обществом,
гражданами ЕС, отдельными социальными группами, подразумевающим некие
дискурсивные и культурные практики. Расширение числа этих направлений, увеличение
финансирования деятельности, связанной с политики памяти, в их рамках, а также
совершенствование конкретных мер такой деятельности также будет способствовать
повышению эффективности политики памяти институтов Европейского союза о Второй
мировой войне и достижению её цели и решения поставленных задач.
Опыт политики памяти Европейского союза свидетельствует о возможности
достижения цели и решения задач этой политики, многие из которых в современном мире,
особенно касающиеся борьбы с политическим радикализмом, развития гражданского
общества и повышения легитимности политических институтов, в той или иной форме
актуальны и для прочих наднациональных объединений и государств. Также он наглядно
демонстрирует как можно эффективно проводить политику памяти при наличии
“проблемного прошлого”, связанного с авторитарным и тоталитарным наследием, и
наличии переплетенных местных, региональных, национальных и наднациональных
историй, что крайне актуально для России, имеющей тоталитарное наследие сталинизма и
различающиеся нарративы отдельных социальных и этнических групп о Второй мировой
войне ввиду их разной роли в ней.
Будущие исследования могут быть посвящены изучению трансформации
исторического нарратива институтов Европейского союза о Второй мировой войне,
отдельных элементов этого исторического нарратива (памяти о коллаборационизме,
движении Сопротивления, положении отдельных социальных групп во Второй мировой
войне и пр.), реализации политики памяти институтов Европейского союза о Второй
мировой войне в отдельных странах-членах Европейского союза, политики памяти
европейских политических партий и их групп в Европейском парламенте о Второй
мировой войне, а также перспектив адаптации опыта политики памяти институтов
Европейского союза о Второй мировой войне в России.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету