Формирование здорового образа жизни, как управленческая проблема современной России

Кабанова Софья Ильинична
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Здоровье населения является важным показателем развития любой страны и требует особого внимания. На данный момент основные силы российского государства направлены на решение уже существующих проблем и явно испытывают нехватку превентивных действий. Эта проблема становится особенно актуальной с учетом того, что Россия входит в топ-20 стран мира с наихудшими показателями состояния здоровья. Обнаруживается противоречие между реальной необходимостью формирования у населения понимания важности здоровьесберегающего поведения и направлениями современной государственной политики РФ.
Настоящее исследование было проведено в 2017-2018 годах в городе Санкт-Петербурге среди учащихся бакалавриата и магистратуры СПБГУ и направлено на определение информированности студентов о принципах ЗОЖ, а также выявление основных практик, используемых студентами для поддержания здоровья. Важность исследования именно студенческой молодежи заключается в том, что студенты относятся к числу наименее социально защищенных групп населения, в то время как специфика учебного процесса и возрастные особенности предъявляют повышенные требования к системам их организма. Основными источниками анализа послужили результаты анкетирования, проведенного среди студентов факультетов социологии и экономики СПБГУ в 2018 году в городе Санкт-Петербурге, а также проведенные по итогам опроса интервью методом фокус-групп.
Результаты исследования показали, что понимание студентами концепции здорового образа жизни остается неглубоким. Основные элементы здорового образа жизни признаются и осознаются студентами, как значимые и оказывающие воздействие на их здоровье, тем не менее, умозрительное понимание важности основ ЗОЖ в большинстве случаев не имеет отражения на практике. Отсутствие глубоких познаний в области здоровьесберегающего поведения, вызванных в том числе недостаточным регулированием этой проблемы на государственном уровне, является одной из причин, которая оказывает воздействие на восприятие студентами значимости собственного здоровья.

Современный темп жизни оказывает на человека негативное влияние, отражающееся на его здоровье. Прием пищи «на ходу», стрессы, нехватка сна и физической активности постоянно сопровождают человека в 21 веке. Плотный траффик на дорогах, ставший спутником практически всех крупных городов мира из-за процессов индустриализации, плохая экология – все это является отягчающими факторами, когда речь заходит о здоровом образе жизни.
Как социальное явление здоровый образ жизни объединяет два направления. Первое – это собственное отношение индивида к своему здоровью и образу жизни. Второе направление включает формирование здорового образа жизни на более высоком, государственном уровне. Оно подразумевает соответствующую законотворческую деятельность, финансирование сфер здравоохранения, культуры, образования, а также окружающей среды и досуга.
Здоровье населения является одной из основных задач государственной политики всех стран мира, в том числе российского государства. Тем не менее, согласно результатам выборочного наблюдения, проведенного службой государственной статистики в 2010 г., выяснилось, что около 50% населения РФ не имеют должного представления о принципах правильного питания. Более того, повсеместно отмечается, что, в последнее десятилетие состояние здоровья населения существенно ухудшилось. Таким образом, государственная политика любой страны должна быть направлена, во-первых, на поддержание здоровья населения, во-вторых, на постоянное улучшение условий, оказывающих воздействие на здоровье, и в-третьих, на пропаганду здорового образа жизни и норм здоровьесберегающего поведения.
На данный момент, несмотря на большое количество государственных постановлений в области здравоохранения, Россия входит в топ 20 стран с наихудшими показателями по данному критерию. Рейтинг показывает, что все страны, хоть и по разным причинам, но подвержены нездоровому образу жизни. Хотя в целом лидирует Восточная Европа, удивительно, что даже Океания, где, казалось бы, достаточно физической активности и отсутствуют вредные привычки, обнаруживает признаки болезни – ожирение.
Говорить о ЗОЖ можно (и нужно) с двух уровней: воспитание населения (микро-уровень) и разумность государственной политики (макро-уровень). Учитывая профиль нашей программы: государственное управление, остановимся на втором. Основными статьями расхода федерального бюджета РФ за 2018 год являются социальная политика (4582,1 млрд. руб.), национальная оборона (2826,3 млрд. руб.) и национальная экономика (2402 млрд. руб.), в то время как на здравоохранение было потрачено всего 537,3 млрд. руб., что составляет лишь 5% бюджета.
Величина расходов на систему здравоохранения является показателем государственного отношения к этой проблеме, которое, в свою очередь, отражается и на ее восприятии населением страны. Давно возникшая социальная проблема не находит должной поддержки у государства. Противоречие между реальной необходимостью формирования у населения понимания важности здоровьесберегающего поведения и направлениями государственной политики РФ является актуальной проблемой, требующей изучения.
Актуальность проблематики усиливается еще двумя моментами. Первый – малопонятный понятийный аппарат, который применяет зарубежная наука, но практически незнакомый в РФ. Второе – несопоставимый по объему и глубине массив публикаций, существующий в зарубежной и российской науке.
Объект исследования – здоровый образ жизни, как направление государственной политики, Предмет исследования – восприятие требований ЗОЖ студенческой молодежью
Цель работы – комплексный анализ здорового образа жизни как объекта управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Описать компоненты и принципы ЗОЖ
Проанализировать современную государственную политику РФ в области здравоохранения
Выявить основные направления изучения ЗОЖ как в отечественной, так и в зарубежной литературе
Выделить основные практики поддержания здоровья студентами СПБГУ
Определить основные информационные каналы о принципах ЗОЖ
Гипотеза: следует ожидать, что недостаточное государственное регулирование здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения отразится на уровне теоретических знаний студентов в этой области и их практическом применении.
Теоретико-методологическую основу диссертации составило тщательное изучение зарубежных и российских публикаций по теме. Зарубежные исследования можно сгруппировать следующим образом:

Здоровье населения является важным показателем развития любой страны и требует особого внимания. Государственная политика должна быть направлена на развитие и стимулирование системы здравоохранения, в том числе на профилактику болезней, через информирование жителей страны принципам здоровьесберегающего поведения.
На данный момент основные силы российского государства направлены на решение уже существующих проблем и явно испытывают нехватку превентивных действий. Несмотря на то, что в последнее десятилетие значительно увеличилось количество государственных постановлений в области здравоохранения, это направление государственной политики остается далеко не основной статьей расходов бюджета страны. Эта проблема становится особенно актуальной с учетом того, что Россия входит в топ-20 стран мира с наихудшими показателями состояния здоровья.
Обнаруживается противоречие между реальной необходимостью формирования у населения понимания важности здоровьесберегающего поведения и направлениями современной государственной политики РФ.
Исследования, посвященные отношению студентов к своему здоровью, не являются редкостью. Важность исследования именно студенческой молодежи заключается в том, что студенты относятся к числу наименее социально защищенных групп населения, в то время как специфика учебного процесса и возрастные особенности предъявляют повышенные требования к системам их организма. Различные авторы рассматривали проблему здорового образа жизни студентов под всевозможными углами, например, выявляли качественные нарушения принципов ЗОЖ, рассматривали отношение и конкретные практики студенческой молодежи к какому-либо одному элементу ЗОЖ, а также в целом пытались сформулировать, как студенты понимают такую концепцию как ЗОЖ. Как показывает анализ литературы за последние 20 лет, качественных изменений в отношении студентов к собственному здоровью не наблюдается.
Настоящее исследование было проведено в 2017-2018 годах в городе Санкт-Петербурге среди учащихся бакалавриата и магистратуры СПБГУ и направлено на определение информированности студентов о принципах ЗОЖ, а также выявление основных практик, используемых студентами для поддержания здоровья. Исследование сочетает в себе как количественную, так и качественную методологию. Основными источниками анализа послужили результаты анкетирования, проведенного среди студентов факультетов социологии, экономики и политологии СПБГУ в 2018 году в городе Санкт-Петербурге, а также проведенные по итогам опроса интервью методом фокус-групп.
Результаты данного исследования соотносятся с результатами исследований других авторов по этой теме. Понимание студентами здорового образа жизни остается неглубоким. Значительной разницы в понимании ЗОЖ между теми, кто стремится поддерживать подобный образ жизни и теми, кто его игнорирует не было выявлено по результатам обоих этапов исследования. В основном элементы здорового образа жизни затрагиваются студентами имплицитно, основной мотив действий направлен не на здоровьесберегающее поведение, а на преследование личных целей: забота о внешнем виде, солидарность с друзьями и др.
Основные элементы здорового образа жизни признаются и осознаются студентами, как значимые и оказывающие воздействие на их здоровье. Тем не менее, умозрительное понимание важности основ ЗОЖ в большинстве случаев не имеет отражения на практике. Причиной сложившейся ситуации можно назвать критическую нехватку качественной и структурированной информации о принципах ЗОЖ на воспитательном уровне как в более раннем возрасте, так и на данный период времени. Последнее, в частности, видимо отражает наличие той же самой проблемы у старшего поколения.
Таким образом, результаты исследования подтверждают сформулированную во введении гипотезу: отсутствие глубоких познаний в области здоровьесберегающего поведения, вызванных в том числе недостаточным регулированием этой проблемы на государственном уровне, является одной из причин, которая оказывает воздействие на восприятие студентами значимости собственного здоровья.
Не менее значимым фактором сложившегося отношения к ЗОЖ представляется особенность возрастной категории. На данном этапе жизни, за редким исключением, студенты не сталкиваются с серьезными проблемами со здоровьем, а потому не осознают важность профилактики и ее долгосрочный эффект. Данный факт говорит о том, что студенты, как социально-демографическая группа, являются группой риска. Вместе с тем, именно студенты являются трудовым резервом страны и гарантией ее развития, а значит задачей государственной политики должно являться минимизирование факторов риска, оказывающих влияние на подрастающее поколение.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Социальные факторы стабильности китайского общества
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Экономика одиночества в Китае и России: социологический анализ
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Формирование финансовой культуры домохозяйств в России и Китае
    📅 2020 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет