Французская религиозность в Средние века и Раннее Новое время в отечественной историографической традиции
В данной работе будет раскрыта проблематика использования метода анализа справочного аппарата. Мы продемонстрируем, каким образом эта методика может использоваться при изучении наследия отечественных историков. В работе будут анализироваться сочинения выдающихся отечественных историков В. И. Герье, И. В. Лучицкого, Р. Ю. Виппера и О. А. Добиаш-Рождественской. Через ссылки в этих работах мы проследим, какие исследования оказали наибольшее влияние на авторов при написании. Также мы рассмотрим сами эти исследования и их авторов, их восприятие истории и научный бэкграунд. Исходя из полученного результата, мы сделаем некоторые выводы относительно влияния французской и немецкой историографических традиций на отечественную историческую науку.
Настоящая работа является исследованием, призванным показать, что метод анализа справочного аппарата будет крайне полезен при изучении истории науки и истории отечественной медиевистики, в частности. В центре внимания нашего исследования будут находятся работы российских историков конца XIX – начала XX веков: Владимира Ивановича Герье, Ивана Васильевича Лучицкого, Роберта Юрьевича Виппера и Ольги Антоновны Добиаш-Рождественской. Эти авторы были выбраны нами по причине того, что они занимались проблемами средневековой французской религиозности; на рубеже XIX-XX веков эта тема была сравнительно мало разработана, и их сочинения несут большое значение для отечественной исторической науки.
Актуальность темы подтверждается тем, что методология, которой мы будем пользоваться, открывает новые возможности для изучения наследия представителей самых разных областей науки: мы применим ее к отечественным медиевистам, но анализ справочного аппарата позволяет нам изучать любое научное сочинение. Хотя проблематика взаимовлияний различных историографических традиций друг на друга неоднократно изучалась, практически не встречаются исследования, в которых эта тема развивалась бы через использование ссылочного аппарата. Также, в данной работе будут рассмотрены фигуры некоторых французских исследователей, о которых отсутствует литература на русском языке.
Целью исследования является попытка применить метод анализа справочного аппарата к работам отечественных историков конца XIX – начала XX века, а также проследить научные связи и линию преемственности между различными историографическими традициями.
Задача исследования состоит в том, чтобы дать общую картину основных подходов к изучению средневековой французской религиозности в отечественной науке на рубеже XIX и XX веков, а также проанализировать ссылочные аппараты в значимых исследованиях по этой теме. На основании этого анализа необходимо внимательно изучить те исследования, которые пользовались у отечественных специалистов наибольшей популярностью, и определить принадлежность их авторов к той или иной методологической позиции.
Поэтапно выделить задачи исследования можно следующим образом:
Дать общий обзор отечественной историографии Средних веков, рассмотреть основные направления исторической мысли и важнейшие тенденции в науке XIX-XX веков.
Детально рассмотреть некоторые произведения отечественных историков: «Западное монашество и папство» Герье, «Католическую лигу и кальвинистов во Франции» Лучицкого, «Церковь и государство в Женеве в XVI веке в эпоху кальвинизма» Виппера и три работы Добиаш-Рождественской – «Культ святого Михаила в латинском средневековье», «Западные паломничества в Средние века» и «Духовную культуру Западной Европы IV-XI веков».
Провести анализ справочного аппарата указанных выше сочинений и проследить научные связи их авторов с зарубежными историографическими традициями.
Методология исследования представлена текстологическим анализом источников и анализом справочного аппарата в них. Последний впервые применяется для изучения наследия российских исследователей.
Степень разработанности проблемы. Несмотря на достаточно большое количество работ, занимающихся проблемами взаимодействия различных исследовательских традиций, отечественная медиевистика не столь часто оказывалась в фокусе внимания специалистов. Метод анализа справочного аппарата, как уже отмечалось, к трудам российских историков не применялся, а потому, мы можем отметить, что наше исследование является первым в своем роде. Вместе с тем, нельзя не отметить важность для нашей работы литературы, посвященной самым различным темам: от обзорных трудов по истории отечественной медиевистики Вайнштейна, Косминского и Гутновой до исследований традиций использования ссылок и сносок в хрониках и трактатах Средневековья и раннего Нового времени.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нем впервые применяется метод анализа справочного аппарата источников, которыми являются труды отечественных медиевистов конца XIX – начала XX.
Апробация работы была проведена на международной научной конференции «XXII Санкт-Петербургские религиоведческие чтения. Наука о религии в интеллектуальной истории России: труды, открытия, судьбы» (Санкт-Петербург, 2017 год).
Структура работы включает в себя введение, заключение, две главы, разделенные на параграфы, а также список литературы.
Положения, выносимые на защиту:
Анализ справочного аппарата – крайне полезная методика при изучении истории науки.
Отечественная медиевистика тесно связана с историографическими традициями Франции и Германии, она переняла у них методологию работы с источником и само восприятие истории.
Отечественных историков дореволюционного периода, занимавшихся проблемами французской религиозности в Средние века и раннее Новое время, можно отнести к западноевропейской историографической традиции конца XIX века.
Как мы можем видеть, первая цитата из «Обучения классической словесности от Авсония до Алкуина», которую приводит Добиаш-Рождественская в своем тексте, представляет из себя вольный перевод того, что мы находим у Роже. В целом же, Добиаш-Рождественская подкрепляет свои рассуждения о Кассиодоре авторитетным мнением Роже. Вторая ссылка для нас более интересна, так как в ней выражается позиция Роже по вопросу об истоках греческой культуры в Ирландии, которая вступает в противоречие с мнением Циммера. Добиаш-Рождественская кратко излагает суть позиций обоих исследователей, но складывается впечатление, что она скорее склонна согласиться с Роже.
Наконец, еще одну ссылку Добиаш-Рождественская делает на работу Габриэля Моно «Критическое изучение источников каролингской истории». Рассуждая о развитии исторического знания в каролингскую эпоху и его особенностях, Добиаш-Рождественская упоминает работу Моно, с выводами которой она полностью согласна.
Габриэль Моно получал образование сначала в колледже в Гавре, а потом в лицее Бонапарта (Lycee Bonaparte, ныне Lycee Condorcet). Позже он обучался в лицее Людовика Великого и Высшей нормальной школе. Уже в 1865 г. Моно получает степень агреже, после чего отправляется сначала в Италию, а потом в Германию. В Германии он обучается в Геттингенском и Берлинском университетах, где осваивает науку обращения со средневековыми источниками. В 1868 году Моно был приглашен преподавать в созданной в том же году Практической школе высших исследований. Там он читал курсы по истории Франции периода Меровингов и Каролингов. В 1873 г. Моно женился на дочери Герцена Ольге. В 1875 г. он совместно c Густавом Фанье (Gustave Fagniez, 1842-1927) основал журнал Revue Historique, который стал одним из ведущих во Франции и во всем мире изданий, посвященных вопросам истории. С 1880 г. Моно также работал в Высшей нормальной школе. Моно, наряду с Лависсом, Ланглуа и Сеньобосом, – один из главных представителей и теоретиков методической, или позитивистской, истории, чьи взгляды на историческую науку потом рьяно критиковались школой «Анналов».
То, что Добиаш-Рождественская ссылается на Моно, лишний раз подтверждает ее связь с традицией историографии, доминировавшей во французской науке конца XIX – начала XX веков.
«Критическое изучение источников каролингской истории» – сочинение, которое в самом своем названии как будто указывает нам на методологическую позицию ее автора. Это исследование было впервые опубликовано в 1898 г. Его можно рассматривать в качестве примера позитивистской истории – на примере конкретных текстовых источников в ней рассматривается конкретная проблематика.
Для нашего исследования важно проследить путь научной традиции: позитивистскую модель французских исследователей восприняло большинство отечественных историков конца XIX – начала XX веков. Однако, если мы обратимся еще дальше в прошлое, то увидим, что корни этой традиции – в Германии. Моно в своих работах и в Revue Historique продвигал то отношение к истории, которое он воспринял в Берлинском университете имени Гумбольдта и в Геттингенском университете имени Георга-Августа. Там Моно воспринял идеи своих преподавателей – Филиппа Яффе (Philipp Jaffe, 1819-1870) и Георга Вайца (Georg Waitz, 1813-1886). Эти историки, в свою очередь, – продолжатели линии, намеченной Леопольдом фон Ранке (Leopold von Ranke, 1795-1886).
Таким образом, мы можем видеть, какой путь проходит эта историографическая традиция на протяжении XIX века, оказываясь в начале века XX в России. В виду разных обстоятельств она не раскрыла свой потенциал во всей его полноте, однако безусловно оказала влияние на все последующие поколения российских историков.
Еще один важный момент, который мы хотели бы отметить – это то, что, несмотря на более научный характер работы (по сравнению с научно-популярными «Западными паломничествами в средние века»), ссылок на исследования Добиаш-Рождественская делает немного – всего 10. Отметим уже упоминавшуюся ссылку на труд Бернулли – она встречается в разных работах Добиаш-Рождественской с перерывом в 15 лет.
Итак, какие же выводы мы можем сделать из анализа справочного аппарата в этих трех произведениях Добиаш-Рождественской? Во-первых, очевидно влияние на Ольгу Антоновну французской и немецкой историографий. Немецкая историческая школа имела огромное значение для всей дореволюционной российской историографии, а Добиаш-Рождественская оставалась в русле этой традиции, даже несмотря на то, что большая часть ее научной деятельности проходила уже в СССР. Связь же Добиаш-Рождественской с французскими историками легко объясняется через факты ее биографии. Такая принадлежность к западноевропейской научной традиции прослеживается даже в поздних трудах Ольги Антоновны. Во-вторых, стоит отметить тот факт, что в своих исследованиях Добиаш-Рождественская использует современную ей научную литературу, что еще раз подтверждает то, что она была знакома с основными тенденциями в исторической науке.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!