Функции использования медицинских терминов в интервью с профессионалами на тему здорового образа жизни

Толстова Александра Николаевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Магистерская диссертация посвящена исследованию функций использования медицинских терминов в устных интервью с профессионалами на тему здорового образа жизни. В работе определены и охарактеризованы функции использования медицинской терминологии в жанре устного интервью. Рассмотрены понятия «подъязык», «термин», «медицинский термин», «интервью», и связанные с ними теоретические вопросы. Также в работе проанализирована медицинская терминология, связанная с темой здорового образа жизни, контекст использования данной терминологии и функции, которые она выполняет в устном интервью.
Таким образом, в работе подтверждается гипотеза, которая заключается в том, что функции использования медицинских терминов в публицистических и научно-популярных текстах письменной речи, выявленные в работах современных исследователей, характеризуют также научно-популярный дискурс устного характера (в интервью на тему здорового образа жизни). Таким образом, данные функции идентичны для письменной и устной речи, однако средства реализации этих функций в письменном и устном дискурсе будут различными.

Введение ………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1 Теоретические основы изучения термина и теории жанров в
современном языкознании ……………………………………………………………………….. 9
1.1 Теоретические вопросы современного терминоведения ………………………… 9
1.1.1. Разряды научной лексики. Критерии выделения термина ………………. 9
1.1.2. Понятие терминологии и терминологической системы. Дефиниция
термина: специфика и полнота дефиниции. Функции термина в тексте …. 16
1.1.3. Понятия «подъязык медицины и здорового образа жизни».
Медицинский термин и его особенности ……………………………………………… 22
1.2. Понятие жанра как особой формы организации текста ………………………. 29
1.2.1. Характеристика интервью как одного из жанров публицистического
стиля речи …………………………………………………………………………………………. 29
1.2.2. Жанровая, языковая, стилистическая специфика интервью.
Особенности жанра устного интервью ………………………………………………… 35
Выводы к первой главе…………………………………………………………………………… 42
Глава 2 Использование медицинской терминологии в информационных
жанрах: презентация и функции ……………………………………………………………… 46
2.1. Общая характеристика исследуемых текстов интервью ……………………… 46
2.2 Характеристика языковых средств, используемых в текстах устного
интервью на тему здорового образа жизни ………………………………………………. 49
2.2.1 Наличие в интервью общенаучной и узкоспециальной лексики …….. 49
2.2.2. Тенденция к поляризации лексики с точки зрения функционально‒
стилевой принадлежности ……………………………………………………………………… 55
2.2.2.1. Языковые средства, репрезентирующие научный и разговорный
функциональные стили в текстах интервью …………………………………………. 55
2.2.2.2. Нарушение грамматической и лексической нормы при
использовании медицинских терминов ………………………………………………… 68
2.2.2.3. Изменение сочетаемости терминов ………………………………………….. 70
2.2.2.4. Синонимия: научный термин и его синоним в разговорной речи … 74
2.3. Функции использования медицинских терминов в интервью на тему
здорового образа жизни …………………………………………………………………………. 78
Выводы ко второй главе …………………………………………………………………………. 84
Список использованной литературы ……………………………………………………….. 87
Приложения ………………………………………………………………………………………….. 97

Настоящее исследование посвящено изучению функционального
использования медицинских терминов в интервью с профессионалами на
тему здорового образа жизни.
Медицина – исторически сформировавшаяся область знания, в которой
сочетаются традиционные, имеющие многовековую историю способы
познания и современные и точные методы исследования. Медицина связана
непосредственно со здоровьем человека. В настоящее время люди стали
серьезнее относится к своему здоровью и больше думать о нем. Именно
поэтому тема и идеи здорового образа жизни получили сейчас огромную
популярность и все чаще освещаются в публицистических статьях,
различных познавательных телепрограммах и интервью. В интервью на тему
здорового образа жизни (о вредных привычках, правильном питании,
занятиях спортом) часто даются различные советы о том, как правильно
заботиться о своем здоровье и что нужно делать для профилактики каких-
либо заболеваний, использованию тех или иных средств при борьбе с
определенными проблемами. Термины в подобных интервью используются с
различными целями, в том числе и для того, чтобы рецепиенты получили
подтверждение эффективности того или иного средства или метода борьбы с
проблемами здоровья и вредными привычками. Видеонтервью, с которыми
можно познакомиться на телевидении или в интернете, наряду со статьями из
газет и журналов, преследуют цель повышения грамотности зрителей и
читателей в определенной сфере и области здорового образа жизни, здровья,
красоты и т. д.
Интервью чаще всего берут у профессионалов, имеющих высокую
квалификацию и работающих в данной области (врачей, диетологов,
тренеров и т. д.), поскольку они являются профильными специалистами и
могут предоставить аудитории действительно полезную информацию. В
своей речи они, как показывают тексты, употребляют большое количество
медицинских терминов, что может затруднять восприятие информации
среднестатистическими реципиентами. Кроме того, не все термины могут
применяться и применяются в интервью в своем прямом значении, а функции
их использования могут отличаться в зависимости от контекста, подтем,
обсуждаемых в интервью, глубины исследования и объяснения проблемы с
точки зрения медицины, а также целей и задач самого интервью. Всё
вышесказанное предопределяет необходимость в нашей работе рассмотреть
понятие термина, а также исследовать функции его употребления в одном из
жанров публицистического стиля – интервью.
В отличие от обычной лексики, которая выполняет номинативную
функцию, термин не только называет, но и логически определяет понятие.
Понятие термина было предметом изучения многих исследователей. В.
М. Лейчик определяет термин как «лексическую единицу языка,
использующуюся для специальных целей, обозначающую общее –
конкретное или абстрактное – понятие теории определенной области знаний
или деятельности» (Лейчик, 2009: 59). Термин является неотъемлемой
частью терминологии той или иной сферы жизни. По мнению В. М. Лейчик,
существует два вида совокупности терминов – терминологии и
терминосистемы, которые отличаются тем, как они формируются.
В диссертациях последнего времени (2000 – 2019 г. г.) подробно
изучались такие аспекты и характеристики термина, как типы и функции
терминов. Абдулла Валид Латиф (к. ф. н.) в своей диссертации «Типы и
функции финансовых терминов в современном русском языке: на материале
современных российских печатных СМИ» 2017 г. разделяет термины на типы
по происхождению (исконно русские и заимствованные термины) и значению
(однозначные и многозначные), а также обращает внимание на омонимию и
синонимию терминов. Ци Ванчжи, к. ф. н., в своей работе «Термины в языке
газеты» 2006 г. говорит о функциях терминов в прямом и переносном
значении. Рыбакова А. С. в своей научной работе «Структурно-
семантические особенности компьютерной терминологии в современном
английском языке» 2012 г. изучает семантические и структурные особенности
терминов. По структуре термина она выделяет однокомпонентные и
многокомпонентные лексические сочетания.
Термин и его функционирование рассматривались исследователями в
различных сферах его бытования. Существует много работ, посвященных
изучению технической, спортивной, юридической, экономической,
социальной, научной (общенаучной и узкоспециальной) терминологии и
других. Что же касается терминологии медицинской, то эта тема также
изучается, но чаще всего медицинские термины рассматриваются в
сравнении с другим языком или в одном из иностранных языков. Однако
функции терминов в области их использования в устных видео интервью на
тему здорового образа жизни ещё не до конца исследованы. Кроме того,
изучением использования терминов в интервью вплотную ещё не
занимались.
Всё вышесказанное подтверждает актуальность нашего исследования.
Терминология продолжает развиваться, и, следовательно, подлежит
дальнейшему изучению, в то время как некоторые ее характеристики и
аспекты остаются не до конца или мало изученными. Это положение очень
важно для нашего исследования, так как с развитием терминологии возможно
появление у термина новых функций, а также увеличение сферы их
применения. Кроме того, с расширением медиапространства термины
проникают в такие специфические публицистические жанры, как интервью.
Объектом исследования выступают медицинские термины, а
предметом исследования являются функции их использования в устных
видео интервью.
Цель исследования состоит в определении и семантической
классификации функций использования медицинской терминологии в жанре
устного интервью.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие
задачи:
1. Рассмотреть теоретические проблемы, связанные с темой
исследования
2. Отобрать материалы для исследования из представленных на
общедоступном видеохостинге YouTube за последние несколько лет,
перевести их в текстовый формат и классифицировать их по подтемам
3. Рассмотреть контексты использования терминов с учетом роли
участников интервью (адресат/адресант), а также относительно особенностей
поджанра устного диалога (интервью) и использования письменных
примечаний во время интервью.
4. Разработать семантическую классификацию терминологической
лексики и дать частотные характеристики в зависимости от подтем,
обсуждаемых в интервью, глубины исследования и объяснения проблемы с
точки зрения медицины и целей и задач интервью и реципиента.
5. Определить функции использования терминов в зависимости от
целей передач/устных интервью (реклама чего-то, информирование,
объяснение, рекомендация)
В рамках исследования мы выдвигаем следующую гипотезу: функции
использования медицинских терминов в публицистических и научно-
популярных текстах письменной речи, выявленные в работах современных
исследователей, характеризуют также научно-популярный дискурс устного
характера (в интервью на тему здорового образа жизни). Таким образом,
данные функции идентичны для письменной и устной речи, однако средства
реализации этих функций в письменном и устном дискурсе будут
различными.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Использование медицинских терминов в устных интервью на тему
здорового образа жизни выявляет следующие функции: аргументирующая,
воздействующая и информативная. Информативная функция реализуется
посредством использования в интервью лексики научного стиля речи,
синонимов и квазисинонимов. Функция воздействия реализуется с помощью
упрощения понимания текста и терминов, а также посредством
использования межстилевых синонимов, лексики разговорного стиля.
Аргументирующая функция главным образом проявляется посредством
использования лексики научного стиля и синтаксиса сложного предложения,
а также с помощью оценочной лексики.
2) В основе реализации выявленных функций использования
медицинских терминов в жанре устного интервью лежит контраст между
использованием узкоспециальной лексики и элементов разговорного стиля.
За счет использования в рамках одного текста языковых средств научного и
разговорного стилей происходит их «смешение». Использование языковых
средств разговорного стиля приближает интервьюируемого к аудитории,
помогает ему заинтересовать слушателей и удержать их внимание. Элементы
научного стиля придают его речи экспертность, достоверность, значимость.
Теоретической базой исследования послужили работы исследователей
в области терминоведения и терминографии, в том числе О. В. Борхвальдт,
Е. И. Головановой, Б. Н. Головина, С. В. Гринев-Гриневича, В. П. Даниленко,
О. В. Загоровской, Т. Н. Даньковой, В. М. Лейчик, А. А. Реформатского, А. В.
Суперанской, С. Д. Шелова и многих других.
В качестве материала исследования были использованы
видеоматериалы интервью и отрывки из передач про здоровый образ жизни, а
также созданные на их основе скрипты.
Исследовании потребовало применения таких методов, как метод
научного описания, метод сплошной выборки, метод сравнения и
контекстуального анализа.
Научная новизна работы обусловлена тем, что впервые предпринята
попытка исследования функционального использования медицинских
терминов в жанре устного интервью.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения,
библиографического списка и приложения.
В введении обосновывается актуальность исследования,
формулируются его цель, задачи, гипотеза, характеризуются объект и
предмет научной работы, описываются материалы и методы исследования.
В главе 1 рассматриваются теоретические проблемы, связанные с темой
исследования (понятие термина, терминологическое значение, жанр устного
интервью).
В главе 2 исследуются скрипты видеоматериалов, рассматриваются
контексты использования терминов, классифицируется терминологическая
лексика, а также определяются функции использования терминов в интервью.
В заключении подводятся общие итоги исследования.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Способы достижения эквивалентности при переводе конвенций ООН
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет