Функционально-прагматические особенности средств выражения экспрессии в научном тексте (на материале научных трудов Е.И. Пассова)

Беляева Анастасия Павловна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В настоящей выпускной квалификационной работе исследуются функционально-прагматические особенности средств выражения экспрессии разных текстовых уровней, используемых Е.И. Пассовым в научных статьях всех периодов его научной деятельности (10 статей, с 1960-х по 2019 годы).
В исследовании подтверждается гипотеза, состоящая в том, что экспрессивность – одна из характерных черт идиостиля Е.И. Пассова, которая развивалась и усиливалась в процессе научной деятельности учёного, по мере приобретения им статуса и известности. Установлена зависимость количества экспрессивных средств, выполняющих ту или иную функцию, от цели статьи и авторской интенции. В полемических статьях преобладают экспрессивные средства, выполняющие эмотивную и прагматическую функции, а в статьях, где отсутствует полемика, представляющих новое научное знание, – экспрессивные средства, выполняющие когнитивную и прагматическую функции.

Введение ………………………………………………………………………………………………………….. 4

Глава 1. Теоретические основы изучения экспрессивности в научном тексте 9

1.1. Научный стиль и его особенности……………………………………………………….. 9

1.1.1. Научный стиль в рамках функциональной стилистики ………………. 9

1.1.2. Научная статья как основной жанр научного стиля …………………… 12

1.1.3. Языковая личность и её проявление в текстах научного стиля …. 14

1.2. Понятие экспрессивности ………………………………………………………………….. 18

1.2.1. Соотношение категории «экспрессивность» и смежных категорий
1.2.2. Проблема экспрессивности научной речи …………………………………… 23

1.3. Средства выражения экспрессии в научных текстах ……………………….. 25

1.3.1. Виды экспрессивных средств ………………………………………………………. 25

1.3.2. Особенности выражения экспрессии в текстах научного стиля …. 29

1.3.3. Функции средств выражения экспрессии в научных текстах …….. 31

Выводы ………………………………………………………………………………………………………….. 33

Глава 2. Функционально-прагматические особенности экспрессивных средств
в научных статьях Е.И. Пассова …………………………………………………………………… 36

2.1. Общая характеристика материала исследования……………………………….. 36

2.2. Особенности выражения экспрессии в 1–4 периодах научной
деятельности Е.И. Пассова …………………………………………………………………………. 41

2.2.1. Когнитивная функция и средства её выражения ………………………….. 41

2.2.2. Прагматическая функция и средства её выражения …………………….. 43

2.2.3. Эмотивная функция и средства её выражения ……………………………… 45

2.2.4. Поэтическая функция и средства её выражения …………………………… 46
2.3. Особенности выражения экспрессии в 5–6 периодах научной
деятельности Е.И. Пассова …………………………………………………………………………. 47

2.3.1. Когнитивная функция и средства её выражения ………………………….. 47

2.3.2. Прагматическая функция и средства её выражения …………………….. 48

2.3.3. Эмотивная функция и средства её выражения ……………………………… 51

2.3.4. Поэтическая функция и средства её выражения …………………………… 52

2.4. Сравнительно-сопоставительный анализ экспрессивности научных
статей Е.И. Пассова разных лет …………………………………………………………………. 54

Выводы ……………………………………………………………………………………………………….. 60

Заключение ……………………………………………………………………………………………………. 61

Список использованной литературы ……………………………………………………………. 63

Приложение. Результаты анализа некоторых примеров (в контексте) ………. 72

Исследования научного стиля ведутся уже давно, но интерес к нему не
снижается и сегодня. Наименее изученным в этой сфере остается вопрос
эмоциональности, экспрессивности научной речи, так как научное знание
представляется объективным и логичным, лишенным эмоциональной и
экспрессивной составляющей.
Под экспрессивностью, вслед за Н.Н. Кузнецовой, мы понимаем «выражение
субъективного отношения к предмету речи, нарушающее стандартные
представления о нем либо за счет возможностей системы языка, либо за счет
нарушения языковых норм, достигающееся особым выбором средств различных
уровней, который способствует наиболее полному воплощению замысла автора и
— одновременно — наиболее точному его пониманию реципиентом речи»
[Кузнецова 2007: 69]. Экспрессия в научном тексте может выражаться как
вербальными средствами (лексическими, синтаксическими, композиционно-
синтаксическими, стилистическими), так и невербальными (параграфемными),
поэтому нас будут интересовать разные проявления экспрессивности.
Выражение экспрессии, как и проявление авторской индивидуальности, в
научном тексте представляется необязательным и даже нежелательным в связи с
требованиями, предъявляемыми научным стилем (особенно его академическим
подстилем) (М.Н. Кожина о научном стиле: «В целом Н. с. свойствен книжный
характер речи, нежелательность разговорных и эмотивных средств» [СЭС 2003:
242]). Однако, некоторые авторы не пренебрегают возможностью использования
экспрессивных средств в своих научных работах. Среди них и известный ученый-
методист Ефим Израилевич Пассов, чьи научные труды (с 1960-х по 2019 годы)
являются материалом настоящего исследования.
Выбор такого материала неслучаен. Фигура Ефима Израилевича – одна из
самых заметных в методике преподавания иностранных языков конца XX – начала
XXI в. Пассов является автором большого количества монографий, научных статей
и учебных пособий в области иноязычного обучения, которые интересны не только
своими методическими и педагогическими идеями, но и во многом нетипичной для
научной коммуникации манерой изложения. Е.И. Пассов выходит за рамки строгих
норм, предъявляемых научным стилем, причем не только в плане языковых
средств, но даже и в плане жанра (одним из примеров может служить его научно-
фантастическое эссе «Русское слово в методике как путь в мир русского слова
или Есть ли у методики будущее?» [Пассов 2008]).
В настоящей выпускной квалификационной работе исследуются
функционально-прагматические особенности используемых Е.И. Пассовым
средств выражения экспрессии и делается вывод о том, является ли
экспрессивность характерной чертой его идиостиля. Обращение к идиостилю
учёного приобретает особую важность именно в наше время, в период господства
антропоцентризма в лингвистике. Кроме того, подобное исследование имеет
значение для функциональной стилистики, так как расширяет современные
представления о научном стиле речи.
Изучением идиостиля учёного занимались В.В. Дружинина [Дружинина
2004], С.В. Ракитина [Ракитина 2007], А.Н. Сокальская [Сокальская 2007] и ряд
других ученых. Авторы данных работ изучали идиостили А.Ф. Лосева
(В.В. Дружинина), В.И. Вернадского (С.В. Ракитина), Г.Д. Гачева
(А.Н. Сокальская). Их исследования демонстрируют, что крупные ученые,
особенно гуманитарных направлений, имеют свой особый стиль научной речи,
являются языковыми личностями, которые часто оформляют свои тексты, выходя
за стандарты научного стиля, в том числе используя экспрессивные средства.
Вопрос о выражении экспрессии в русском научном тексте стал изучаться
сравнительно недавно, так как в лингвистике долгое время господствовало мнение
о том, что экспрессивность не свойственна научной речи. Этот вопрос получил
освещение в работах Н.Я. Миловановой [Милованова 1982], Э.С. Геллер [Геллер
1991], И.А. Скрипак [Скрипак 2008].
Н.Я. Милованова анализировала тексты 6 научных отраслей (физики, химии,
биологии, геологии, лингвистики и философии) различных жанров научной прозы,
принимая во внимание экстралингвистические факторы. В результате
исследования она обнаружила, что экспрессивность текстов гуманитарных наук
выше, чем естественнонаучных. Среди жанровых разновидностей научного стиля
наиболее часто экспрессивные средства встречаются в монографиях.
Н.Я. Милованова также отмечает, что «частота употребления экспрессивных
элементов в научной прозе зависит не только от предмета и содержания наук,
специфики того или иного жанра, но и такого экстралингвистического фактора как
индивидуальная манера изложения автора» [Милованова 1982, 168].
В диссертации Э.С. Геллер исследуется экспрессивный научный синтаксис
на фоне текстового фрагмента (абзаца). Материалом исследования стали научные
тексты по физике (50–80 гг. XX века). Автор делает вывод о том, что экспрессивные
синтаксические средства невозможно исследовать и описывать изолированно, без
связи с текстом, поэтому важно рассматривать их роль в структурировании текста
и, в частности, абзаца [Геллер 1991]. Считаем такой подход рациональным и
применимым не только к синтаксическим, но и к другим видам экспрессивных
средств, что является актуальным для нашего исследования.
И.А. Скрипак исследовала экспрессивные средства научного дискурса,
используя в качестве материала тексты русско- и англоязычных статей
лингвистического профиля. Исследование показало, что и в русских, и в
английских научных лингвистических текстах доминирующими являются
синтаксические экспрессивные средства. Экспрессивность же в современном
научном дискурсе является одним из способов воздействия на адресата [Скрипак
2008].
В целом можно отметить, что крупных исследований, посвященных данной
проблеме, на сегодняшний день немного.
Таким образом, особая значимость проблемы изучения экспрессивных
средств в научном тексте и недостаточная ее изученность свидетельствуют об
актуальности настоящего исследования.
Объектом исследования являются средства выражения экспрессии в текстах
научных трудов Е.И. Пассова, предметом – их функционально-прагматические
особенности.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что экспрессивность –
одна из характерных черт идиостиля Е.И. Пассова, которая развивалась и
усиливалась в процессе научной деятельности учёного, приобретения им статуса и
известности.
Цель настоящего исследования – выявить функционально-прагматические
особенности использования экспрессивных средств в научных статьях
Е.И. Пассова. Труды Е.И. Пассова будут рассмотрены в динамическом аспекте, что
подразумевает охват всех периодов научной деятельности учёного. Достижение
данной цели потребовало решения следующих задач:
1) описать теоретическую базу исследования;
2) сделать выборку экспрессивных единиц разных видов в текстах научных статьей
Е.И. Пассова разных периодов его научной деятельности;
3) классифицировать выявленные единицы;
4) проанализировать и описать отобранный материал;
5) выявить функции отобранных экспрессивных единиц;
6) сделать выводы об особенностях и целесообразности использования
экспрессивных средств в статьях Е.И. Пассова.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования:
метод сплошной выборки, описательный, аналитический, статистический, метод
контекстологического анализа.
Материалом исследования послужили научные статьи Е.И. Пассова (10
статей, период – 1960–2019 гг.).
Теоретической основой исследования выступили работы лингвистов в
области научного стиля речи [Кожина 2008; Котюрова 2010], теории текста
[Бондарко 1984; Валгина 1998], в области изучения экспрессивных средств в
научном тексте [Милованова 1982; Геллер 1991; Скрипак 2008], а также работы,
посвященные анализу идиостиля ученого [Дружинина 2004; Ракитина 2007;
Сокальская 2007].
Научная новизна исследования заключается в определении набора
экспрессивных средств в работах Е.И. Пассова, в установлении их функционально-
прагматических особенностей.
Теоретическая значимость работы заключается в аналитическом описании
функционирования экспрессивных единиц разных текстовых уровней
(синтаксический, лексический и др.) в научном тексте, выявлении их
прагматического потенциала, что будет вкладом в изучение как научного стиля в
целом, так и идиостиля Е.И. Пассова. Наиболее существенным результатом
исследования является установленная зависимость количества экспрессивных
средств (далее – ЭС), выполняющих ту или иную функцию, от цели статьи и
авторской интенции.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью
использования полученных данных в лекциях по функциональной стилистике и
стилистике текста для студентов-филологов, в практическом курсе русского языка
для иностранных студентов и аспирантов, в частности при разработке для них
учебных материалов по научному стилю речи.
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, двух
глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Положения, выносимые на защиту:
1. Экспрессивность – одна из главных составляющих идиостиля Е.И. Пассова.
2. Экспрессивность научных статей Е.И. Пассова усиливалась в процессе
научной деятельности учёного, приобретения им статуса и известности.
3. Преобладание экспрессивных средств, выполняющих ту или иную функцию
в научном тексте, зависит от цели, интенции автора. В полемических статьях
преобладают ЭС, выполняющие эмотивную и прагматическую функции, а в
статьях, где отсутствует полемика, представляющих новое научное знание, –
ЭС, выполняющие когнитивную и прагматическую функции.

Как показало исследование научной литературы, описывающей научный
стиль, допустимость использования экспрессивных средств в текстах научного
стиля – дискуссионный вопрос. Многие исследователи отмечают, что научный
текст не может быть полностью лишен экспрессивности. Мы присоединяемся к
данному мнению, однако считаем, что высокая степень экспрессивности может
поставить под вопрос отнесенность научной работы к научному стилю. Наш анализ
показывает, что научные статьи Е.И. Пассова, обладающие высокой степенью
экспрессивности, воспринимаются как научно-публицистические, а не собственно
научные.
Исходя из проведенного анализа, можно сказать, что Е.И. Пассов в своих
научных работах часто отходит от норм научного стиля. Это в том числе
проявляется в использовании экспрессивных средств. Одной из причин, на наш
взгляд, является то, что в большинстве своём его работы ориентированы на как
можно более широкий круг читателей: не только на научное сообщество, но на
учителей, преподавателей, студентов и др., так как в научных трудах Е.И. Пассова
часто излагаются конкретные методические приёмы и советы, которые, по мнению
автора, необходимо применять при обучении иностранному языку и иноязычному
общению. Отсюда – некоторая «публицистичность» языка этих научных трудов,
ведь цель автора – объяснить сложное простым языком, чтобы этими знаниями
могли воспользоваться на практике. В данном случае важной оказывается
когнитивная функция, которую зачастую выполняют экспрессивные средства. В то
же время нельзя не заметить, что тексты Ефима Израилевича зачастую глубоко
полемичны (особенно статьи более поздних лет), что характерно для этого учёного.
Такие научные работы также отличаются высокой экспрессивностью.
Статьи первой половины научной деятельности Е.И. Пассова в целом
отвечают нормам научного стиля, они не перегружены экспрессивными
средствами. В более поздних статьях Е.И. Пассов всё больше отходит от норм
научного стиля, проявляя себя, скорее, как писатель-публицист. В 5–6 периодах
начинают использоваться формы 1 л. ед. ч., нарушаются нормы цитирования,
усиливается диалогичность и полемичность, экспрессивность статей,
используются сниженные, разговорные элементы, доминируют экспрессивные
средства, выполняющие эмотивную функцию. Наиболее яркий пример – статья
«Геномодифицированное “Иноязычное образование” Н.Д. Гальсковой (к чему оно
может привести?)», обладающая самой высокой плотностью ЭС из всех
проанализированных.
Говоря об идиостиле Е.И. Пассова, можно отметить метафоричность,
образность, полемичность, диалогичность, личностный характер и, конечно,
экспрессивность статей ученого. Чаще всего в своих работах он прибегает к
использованию лексических экспрессивных средств (метафоры, средства
выражения уверенности, усилительная лексика, элементы, не свойственные
научному стилю, экспрессивно-оценочная лексика). Кроме того, частотны такие
виды ЭС, как вопросно-ответные конструкции и риторические вопросы,
шрифтовое выделение, закавычивание.
В настоящей работе рассматривался только жанр статьи как основной жанр
научного стиля, однако в перспективе весьма интересным представляется
рассмотрение работ Е.И. Пассова разных жанров, чтобы установить, существует ли
зависимость степени экспрессивности научных работ от их жанровой
принадлежности, и существует ли зависимость этого показателя от времени
создания научного текста (увеличивается ли степень экспрессивности со временем,
как это было установлено для жанра научной статьи).

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет