Функционирование прагматем в русской устной повседневной речи: психолингвистический аспект

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Горбунова Дарья Александровна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Устная речь, в которой непроизвольно отражаются психологические компоненты личности, является важным источником для диагностики психологических свойств говорящего. Темперамент влияет на динамические свойства речи, а психотип во многом определяет ее содержательную часть. Однако в нашей речи функционируют очень многочисленные, разнообразные и плохо поддающиеся однозначному определению и классификации единицы и конструкции, фактически не обладающие лексическим значением. Такие единицы, взамен утраченного лексического, приобретают прагматическое значение, благодаря которому становятся, в частности, средством связности в устном тексте. Так они приобретают свойства прагматемы. Современных лингвистов занимает специфика процесса речепорождения, и представляется интересным проследить, каким образом выбор и частота употребления той или иной прагматемы коррелируют с психотипом говорящего. Настоящее исследование выполнено на материале звукового корпуса повседневной русской речи «Один речевой день» (ОРД) – крупнейшего лингвистического ресурса для изучения устного дискурса. Корпус содержит записи речи людей с различными гендерными, социальными и психологическими характеристиками. Для исследования из корпуса, из речи информантов с разным психотипом, были выбраны речевые фрагменты, включающие полифункциональные прагматемы вот, это самое, как его(её, их). В исследовании предлагается анализ этого лингвистического материала и изучение его корреляции с психотипом говорящего (интроверт/экстраверт).

Одним из самых сложных для изучения объектов лингвистики на сегодняшний день по-прежнему остается устная спонтанная речь. Человек буквально «окружен» речью, «погружен в нее», он довольно легко, и в огромных количествах, воспринимает и «производит» ее, но по-прежнему мало о ней знает, ср. мнение Б. М. Гаспарова о речевой деятельности человека, которую он называл «языковым существованием» и «взаимодействием с языком»: «Какой бы интеллектуальной утонченностью и объяснительной силой ни обладала та или иная логически организованная модель языка, – она, уже в силу своего фиксированного характера, является заведомо недостаточной для того, чтобы объяснить этот растворенный в обыденности феномен, с которым мы встречаемся на каждом шагу, в каждое мгновение языкового существования. При всем интеллектуальном блеске и глубине результатов, накопленных лингвистикой на путях освоения языка как рационально построенного объекта, – я не могу не ощущать эти результаты как упрощение и снижение, сравнивая их с тем трудно заметным и все время ускользающим, динамическим аспектом нашего взаимодействия с языком, который сопровождает наше существование в языке в каждый его момент, на всем протяжении нашего жизненного опыта» [Гаспаров 1996: 18].
Почему же так трудно использовать устную речь в качестве материала для лингвистических исследований? Изучение живой речи очень похоже на процесс ее порождения. За короткий срок, в условиях ярко выраженного временнóго дефицита, человеку предлагается осуществить ряд трудных и энергозатратных когнитивных задач, пройти путь «…от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, к опосредованию ее во внутреннем слове, затем – в значениях внешних слов и, наконец, в словах» [Выготский 1982: 358]. Так и при лингвистическом исследовании: сначала нужно определиться с тем, чтó и с какой целью в речи изучать, и, уже исходя из этого, накапливать нужный речевой материал.
Нельзя забывать также, что при всей полноте ее лингвистической сущности, речь – полифункциональна, она может являться инструментом мышления, средством выражения человеческого сознания, а также психического и эмоционального воздействия, показателем ряда личностных и психологических характеристик говорящего. Это позволяет напрямую говорить о необходимости изучения речи с качественно иных, не только чисто лингвистических, позиций. Еще И. А. Бодуэн де Куртенэ говорил о том, чтобы «все более соединять языкознание с другими науками: с психологией, с антропологией, с социологией, с биологией» [Бодуэн де Куртенэ 1963, 2: 101]. Ср. также: «По своему существу языкознание есть наука психологическая и социологическая» [там же: 98]; «Речь – это духовная деятельность, и, следовательно, языкознание относится к числу психологических наук, подобно тому, как к психологии относится учение о мышлении и воле <…>. То, что рассмотрение языка и речевой способности целиком и полностью психологично, признавали всегда; этому посвящали особый раздел в учебниках психологии. Языкознание упирается в область психологии» [Штейнталь 1960: 110]; «Если язык есть явление лингвистическое, то владение языком есть явление психологическое» [Беляев 1969: 145].
Таким образом, объектом настоящего исследования является устная речь, организованная в корпус, в частности, ее психолингвистические характеристики. Предметом исследования являются прагматемы, употребляемые информантами различных психологических типов в потоке повседневной речи.
Целью работы является поиск и описание влияния индивидуальных и общих психологических характеристик человека на его повседневную речь (на материале употребления ряда прагматем русской разговорной речи).
Выбранная цель предполагает постановку и решение следующих задач:
обзор литературы по всем проблемам, с которыми так или иначе связано настоящее исследование (психолингвистика, прагмалингвистика, коллоквиалистика);
обзор основных принципов организации устной разговорной речи (РР) (на всех ее уровнях);
создание программного инструментария для обработки данных психологических тестов;
обработка и систематизация данных двух психологических тестов (EPI и FPI), заполненных информантами в ходе записи материала для корпуса русской повседневной речи «Один речевой день» (ОРД);
уточнение, с учетом психолингвистического аспекта, определения прагматикализации как одного из процессов, свойственных устной речи;
создание выборки информантов с разным психотипом;
сравнительный анализ особенностей употребления прагматем в речи выделенных психологических групп информантов.
Актуальность работы заключается в том, что исследуется устная речь и ее прямая связь с психологическими характеристиками говорящего. Сугубо лингвистический подход, связанный прежде всего с анализом текста, а не живой речи человека, уже не отвечает ряду установленных временем практических и теоретических требований. Спонтанная устная речь не только отражает состояние говорящего на текущий момент времени, но и позволяет обнаружить ряд общих психологических и личностных характеристик. Собранный материал удобен для дальнейшего использования в практических целях: в лингводидактике, лингвокриминалистике, в системах синтеза/распознавания речи и машинного перевода.
Источниками материала для исследования послужили:
• звуковой корпус русского языка повседневного общения «Один речевой день» (расшифровки);
• специализированные психологические тесты информантов ОРД: EPI, FPI, Kettel (form C);
Научная новизна исследования заключается в том, что в лингвистической литературе не удалось обнаружить работ, подробно описывающих психолингвистический аспект использования прагматем в спонтанной устной речи.
Теоретическая значимость работы состоит в рассмотрении понятий и принципов прагматикализации и в анализе функционирования прагматических единиц (маркеров) в устной повседневной речи информантов с различным психотипом. Важным представляется также предложенное в работе рассмотрение связи между языком и мышлением, расширение понятия о психолингвистических основах речевой деятельности, об отражении личностных и психологических характеристик говорящего в процессе речепорождения.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней создан программный инструментарий, который может быть использован в других исследованиях, с другими, самыми разными, целями. Сделанные в работе выводы могут быть полезны при изучении и лечении дефектов речи, в разработке различных механизмов в сфере речевых технологий, в лингвокриминалистике.
Основные методы работы:
гипотетико-дедуктивный;
описательный;
сравнительно-сопоставительный;
вероятностно-статистический;
математический;
слуховой анализ;
квантитативный (метод простых количественных подсчетов).
Структура работы отражает ее содержание и включает следующие разделы:
введение;
две теоретические главы;
исследовательская глава;
заключение;
список использованных сокращений;
список использованной литературы;
список использованных словарей;
ряд приложений.
В первой главе работы рассматриваются основные понятия, необходимые для описания материала, а также дается обзор специфических черт спонтанной устной РР на различных ее уровнях.
Во второй главе описываются основные вехи становления психолингвистики, ее методы и критерии психолингвистического анализа, дается подробное описание созданного в рамках исследования программного инструментария.
В третьей главе подробно анализируется функционирование прагматем это самое, вот и как его (её, их), рассматривается корреляция их употребления в речи с психологическим типом информанта.
Приложения содержат образцы психологических опросников информантов ОРД, результаты обработки психологических тестов.
Основные идеи и положения работы были апробированы в докладах и сообщениях на ряде научных конференций:

Настоящее исследование было посвящено анализу функционирования прагматем это самое, вот и как его (её, их) в спонтанной повседневной речи информантов, относящихся к различным психологическим типам.
В первой главе работы освещены основные вопросы, связанные с различением языка и речи, с формами существования языка, кроме того, в ней дается обзор специфических черт устной спонтанной разговорной речи на различных ее уровнях. В главе приводится также обзор таких понятий, как дискурсивная единица, прагматикализация, прагматема, языковой/речевой корпус. Прагматемы в работе определяются как единицы дискурса (слова и неоднословные выражения), явившиеся результатом процесса прагматикализации единиц языка, с ослабленным референциальным значением, служащие для выполнения разнообразных прагматических или процедурных задач (в частности, для выражения отношения говорящего к произносимому, сегментации дискурса и мн. др.).
Источником материала для исследования послужили расшифровки корпуса русского языка повседневного общения «Один речевой день» – одной из двух частей Звукового корпуса русского языка, а также специализированные психологические тесты информантов ОРД: EPI, FPI.
Результаты исследования войдут в готовящийся Словарь прагматем русской повседневной речи. В рассмотренном материале («речевые дни» 12 экстравертов и 29 интровертов) было выявлено 338 интересующих нас единиц в контекстах.
Подготовительный этап исследования, который описывается во второй главе работы, включал в себя разработку специализированного программного инструментария, который можно использовать в дальнейшем, для проведения психолингвистических исследований на материале Звукового корпуса.
В ходе исследования, который отражен в третьей главе работы, было посчитано общее количество словоупотреблений в речи интровертов и экстравертов, была составлена выборка информантов по психотипу, в основе которой лежит фактор совпадения психотипа информанта по двум тестам (EPI/FPI), подобран речевой материал, удовлетворяющий всем условиям (лингвистическому и психологическому). Далее в работе подробно рассмотрены три наиболее частотные прагматемы, дано полное описание употреблений каждой из них с учетом психологических характеристик информанта и со множеством примеров.
Многоаспектный анализ функционирования в речи информантов с различным психотипом этих трех прагматем позволил сделать следующие выводы.
Была подтверждена гипотеза о наличии корреляции между общим количеством употребления прагматем и экстравертностью/интровертностью информанта. Так, говорящие-экстраверты используют исследуемые прагматемы в два раза реже интровертов.
Гипотеза о зависимости функций прагматемы в речи от психологического типа информанта не подтвердилась: небольшие различия можно было наблюдать на примере употреблений прагматемы это самое, однако в остальном функциональное распределение прагматем между интровертами и экстравертами абсолютно ровное. Однако были рассмотрены только три из огромного количества прагматем, расширение пользовательского подкорпуса и новые методики анализа, возможно, помогут обнаружить новые, ранее не отмеченные, корреляции.
К перспективам настоящего исследования можно отнести дальнейшее выявление значимых речевых признаков каждого из психологических типов. В рамках корпусного материала интересным представляется также прогнозирование специфики речевого поведения человека в зависимости от типа его темперамента и психотипа.

СПИСОК ПРИНЯТЫХ В РАБОТЕ СОКРАЩЕНИЙ
ДЕЙ дейктическая функция прагматемы
ДС дискурсивное слово
ЗКРЯ Звуковой корпус русского языка
ИТ интроверт
КЛЯ кодифицированный литературный язык
КСЕ функция ксенопоказателя
НД функция дискурсива-навигатора
ОРД корпус «Один речевой день» в составе Звукового корпуса русского языка
ПЛ психолингвистика
ПМ прагматический маркер
ПОИ поисковая функция прагматемы
РИТ ритмообразующая функция прагматемы
РР разговорная речь
САТ Сбалансированная аннотированная текстотека в составе Звукового корпуса русского языка
СД функция стартового дискурсива
СР спонтанная речь
УРК уровень речевой компетенции говорящего
ФД функция финального дискурсива
ХЕЗ хезитативная функция прагматемы
ЭТ экстраверт
COLT The Bergen Corpus of London Teenage Language
COR самокоррекция
CUT обрыв фразы
EL эллипсис
EPI опросник Г. Айзенка
FPI Фрайбургский многофакторный личностный опросник
PARC парцелляция

Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии / Е. В. Щедрина. – 1995, № 1. – С. 111-132.
Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику. – М.: УРСС, 2001. – 360 с.
Баранов А. Н., Плунгян В. А., Рахилина Е. В. Путеводитель по дискурсивным словам русского языка. – М.: Помовский и партнеры, 1993. – 207 с.
Беляев Б. В. Новое в психологии обучения иностранным языкам // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. – М.: Изд-во МГУ, 1969. – С. 143155.
Богданова Н. В. Действительно ли наша устная речь экономна в средствах? // Язык и речевая деятельность. 2010-2011. Вып. 11. В честь Н. Д. Светозаровой. – СПб., 2011. – С. 33-44.
Богданова Н. В., Пальшина Д. А. Редуцированные формы русской речи: о разных моделях языковой эволюции // Человек говорящий: исследования XXI века. К 80-летию со дня рождения Лии Васильевны Бондарко. Монография / Отв. ред. Л. А. Вербицкая, Н. К. Иванова. – Иваново: Иван. гос. хим.-технол. ун-т, 2012. – С. 5159.
Богданова-Бегларян Н. В. О словаре «не-слов»: возможности лексикографического описания вербальных хезитативов русской речи // Слово. Словарь. Словесность: Коммуникация. Текст. Синтаксис (к 90летию со дня рождения С. Г. Ильенко). Материалы Всероссийской научной конференции, Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена,1315 ноября 2013 г. / Отв. ред. В. Д. Черняк. – СПб.: Сага, 2013. – С. 359 364.
Богданова-Бегларян Н. В. Прагматемы в устной повседневной речи: определение понятия и общая типология // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – Вып. 3 (27), 2014. – С. 7–20.
Богданова-Бегларян Н. В. Функционирование некоторых прагматем русской устной речи в коммуникации представителей разных социальных групп // Вестник. Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – Вып. 2 (34), 2016.– С. 38-49.
Богданова-Бегларян Н. В. Грамматические «атавизмы» прагматических маркеров русской устной речи // Международный симпозиум РУССКАЯ ГРАММАТИКА: Структурная организация языка и процессы языкового функционирования. 2325 мая 2018 года, Санкт-Петербург. – СПб., 2018. – В печати.
Богданова-Бегларян Н. В., Асиновский А. С., Блинова О. В., Маркасова Е. В., Рыко А. И., Шерстинова Т. Ю. Звуковой корпус русского языка: новая методология анализа устной речи // Язык и метод: Русский язык в лингвистических исследованиях XXI века. Вып. 2 / Ред. Д. Шумска, К. Озга. – Kraków: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellońskiego, 2015. – С. 357–372.
Богданова-Бегларян Н. В., Шерстинова Т. Ю., Блинова О. В., Мартыненко Г. Я. Русский язык повседневного общения: некоторые количественные данные в зеркале соцолингвистики // Коммуникативные исследования. – 2016, № 2 (8). – С. 81-92.
Богданова-Бегларян Н. В., Шерстинова Т. Ю., Блинова О. В., Мартыненко Г. Я. Корпус «Один речевой день» в исследованиях социолингвистической вариативности русской разговорной речи // Анализ разговорной русской речи (АР3-2017): Труды седьмого междисциплинарного семинара / Науч. ред. Д. А. Кочаров, П. А. Скрелин. – СПб.: Политехника-принт, 2017а. – С. 14-20.
Богданова-Бегларян Н. В., Шерстинова Т. Ю., Зайдес К. Д. Корпус «Сбалансированная Аннотированная Текстотека»: методика многоуровневого анализа русской монологической речи // Анализ разговорной русской речи (АР3-2017): Труды седьмого междисциплинарного семинара / Науч. ред. Д. А. Кочаров, П. А. Скрелин. – СПб.: Политехника-принт, 2017б. – С. 813.
Боголюбов А. Н. Об изучении литературных языков. Методологический очерк // Уч. зап. Казанского ун-та, год LXXXI, кн. 3, март. – Казань, 1914. – С. 5559.
Бодуэн де Куртенэ И. А. Некоторые общие замечания о языковедении и языке // И. А. Бодуэн де Куртенэ. Избранные труды по общему языкознанию, том 1. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – С. 4777.
Бодуэн де Куртенэ И. А. Языкознание // И. А. Бодуэн де Куртенэ. Избранные труды по общему языкознанию, том 2. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – С. 96117.
Борисова Е. Г. Дискурсивные слова и референция в процессе понимания сообщения // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. Вып. 13 (20). По материалам ежегодной Международной конференции «Диалог» (2014) (Бекасово, 48 июня .) / Гл. ред. В. П. Селегей. – М.: РГГУ, 2014. – С. 96106.
Верхолетова Е. Ю. Структурно-динамический подход к социальной стратификации устной речи. Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Пермь, 2010. – 19 с.
Винокур Т. Г. Стилистическое развитие современной русской разговорной речи // Развитие функциональных стилей современного русского литературного языка. – М.: Наука, 1968. – 231 с.
Выготский Л. С. Мышление и речь // Л. С. Выготский. Собрание сочинений. Том 2. – М.: Педагогика, 1982. – С. 5-361.
Гаспаров Б. М. Устная речь как семиотический объект // Семантика номинации и семиотика устной речи. Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. Вып. 442. Лингвистическая семантика и семиотика I / Отв. ред. М. А. Шелякин. – Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1978. – С. 63112.
Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. – М.: Новое литературное обозрение. Вып. IX / Ред. вып. И. Прохорова. 1996. – 352 с.
Горбунова Д. А. Случайности не рандомны: еще об одном английском слове в русской интернет-коммуникации // Коммуникативные исследования. – 2018, № 1 (15). – С. 11–19.
Городская разговорная речь и проблемы ее изучения. – Омск: Омск. гос. ун-т, 1997. Ч. 1-2. – 360 с.
Граф Е. И. Прагматикализация и грамматикализация в языке // Материалы II Международного научного симпозиума «Славянские языки и культуры в современном мире». Москва, филологический ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 21–24 марта 2012 г. – М.: Изд-во Московского университета, 2012. – С. 259.
Гумбольдт В. фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода // В. А. Звегинцев. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Часть I. 2-е изд., доп. – М.: Учпедгиз, 1960. – С. 6886.
Дараган Ю. В. Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи // Труды Международного семинара «Диалог-2000» по компьютерной лингвистике и ее приложениям. Том 1. Теоретические проблемы. – Протвино, РГГУ, 2000. – С. 6773.
Девкин В. Д. Немецкая разговорная речь: Синтаксис и лексика. – М.: Международные отношения, 1979. – 256 с.
Дементьев В. В. Изучение речевых жанров: обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания. – 1997, № 1 – С. 109-121.
Ерофеева Е. В., Ерофеева Т. И., Грачева И. И. Городские социолекты: Пермская городская речь: звучащая хрестоматия. – Пермь; Бохум, 2000. – 173 с.
Ерофеева Т. И., Марамзина О. В. Тип темперамента человека и его речь (экспериментальное исследование) // Живое слово в русской речи Прикамья. – Пермь: ПГУ, 1993. – С. 55–61.
Живая речь уральского города: тексты. Екатеринбург: – Изд-во Уральского ун-та, 1995. – 208 с.
Журавлева А. А. Влияние психотипа личности диктора на специфику его устной речи: доклад на международной конференции по компьютерной лингвистике и интеллектуальным технологиям «Диалог 2008». – Бекасово, 4–8 июня 2008 г.
Залевская А. А. Введение в психолингвистику. – М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 1999. – 382 с.
Захаров В. П., Хохлова М. В. Анализ эффективности статистических методов выявления коллокаций в текстах на русском языке // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: По материалам ежегодной Международной конференции «Диалог». – Вып. 9 (16), 2010. – С. 136-143.
Звуковой корпус как материал для анализа русской речи. Часть 1. Чтение. Пересказ. Описание. Коллективная монография / Отв. ред. Н. В. Богданова-Бегларян. – СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2013. – 532 с.
Звуковой корпус как материал для анализа русской речи. Часть 2. Теоретические и практические аспекты анализа. Том 1. О некоторых особенностях устной спонтанной речи разного типа. Звуковой корпус как материал для преподавания русского языка в иностранной аудитории. Коллективная монография / Отв. ред. Н. В. Богданова-Бегларян. – СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2014. – 396 с.
Звуковой корпус как материал для анализа русской речи. Часть 2. Теоретические и практические аспекты анализа. Том 2. Звуковой корпус как материал для новых лексикографических проектов. Коллективная монография / Отв. ред. Н. В. Богданова-Бегларян. – СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2015. – 364 с.
Земская Е. А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М.: Русский язык, 1979. – 239 с.
Кибрик А. А., Подлесская В. И. (ред.) Рассказы о сновидениях. Корпусное исследование устного русского дискурса. – М.: Языки славянских культур, 2009. – 736 с.
Китайгородская М. В., Розанова Н. Н. Речь москвичей: коммуникативно-культурологический аспект. – М.: ИРЯ РАН, 1999. – 396 с.
Китайгородская М. В., Розанова H. H. Современная городская коммуникация: тенденции развития // Русский язык конца 20 столетия (1985-1995). – М.: Школа «Языки русской культуры», 2000. – С. 345-383.
Копотев М. В. Введение в корпусную лингвистику: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических специальностей университетов. – М.: Прага, 2014. – 230 с.
Куканова В. В. Лингвистический анализ репродуцированных текстов (на материале звукового корпуса русской речи юристов). Дис. … канд. филол. наук. – СПб., 2009. – 224 с. (машинопись).
Ларин Б. А. О лингвистическом изучении города // Б. А. Ларин. История русского языка и общее языкознание. – М.: Просвещение, 1977а. – С. 175189.
Ларин Б. А. К лингвистической характеристике города (несколько предпосылок) // Б. А. Ларин. История русского языка и общее языкознание. – М.: Просвещение, 1977б. – С. 189199.
Леонтьев А. А. Психолингвистика // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – С. 404.
Леонтьев А. Н. Категория деятельности в современной психологии// Вопросы психологии, 1979, № 3. – С. 11 – 15.
Личностный опросник EPI (методика Г. Айзенка) // Альманах психологических тестов. – М.: КСП, 1995. – С. 217-224.
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444 с.
Мартине А. Основы общей лингвистики // Новое в лингвистике. Вып. III. – М.: Наука, 1963. – С. 366566.
Нечипоренко В. Ф. Биолингвистика в ее становлении (Биолингвистические основы системы памяти, мышления, языка и речи). – М.: МГПИ, 1984. – 214 с.
Осипов Б.  И., Боброва Г. А., Имедадзе Н. А., Кривозубова Г. А., Одинцова М. П., Юнаковская А. А. Речь города. Ч. 1-2. – Омск, 1995. – 536 с.
Пальшина Д. А. Редуцированные формы русской речи: история и перспективы лексикографического описания. – Saarbrücken: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 147 с.
Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. – М.: Высшая школа, 1979. – 256 с.
Плунгян В. А. Зачем нужен Национальный корпус русского языка: Неформальное введение // Национальный корпус русского языка: 20032005. – М.: Индрик, 2005. С. 6-20.
Подлесская В. И. Нечеткая номинация в русской разговорной речи: опыт корпусного исследования // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: По материалам ежегодной Международной конференции «Диалог» (Бекасово, 29 мая – 2 июня 2013 г.). Вып. 12 (19). – М.: РГГУ, 2013. – С. 619-632.
Потапова Р. К., Потапов В. В. Язык, речь, личность. – М.: Языки славянской культуры, 2006. – 496 с. – (Studia Philologica).
Прокуровская Н. А. Город в зеркале своего языка (на языковом материале г. Ижевска) – Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 1996. – 224 с.
Разговорная речь носителей массовой городской культуры (на материале г. Омска): Хрестоматия. – М.: Языки славянских культур, 2007. – 168 с.
Разновидности городской устной речи. – М.: Наука, 1988. – С. 253-257.
Русакова М. В. Речевая реализация грамматических элементов русского языка. Автореф. дис. … докт. филол. наук. – СПб., 2009. – 51 с.
Русская разговорная речь / Отв. ред. Е. А. Земская. – М.: Наука. 1973. –485 с.
Русская разговорная речь. Тексты / Отв. ред. Е. А. Земская, Л. А. Капанадзе. – М.: Наука, 1978. – 306 с.
Русская разговорная речь европейского Северо-востока России. Сборник текстов / Ред. Н. С. Сергиева, А. С. Герд. – Сыктывкар: СыктГУ, 1998. – 158 с.
Русская разговорная речь Заполярья: Мончегорск. Тексты / Под ред. А. С. Герда. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. – 43 с.
Русская разговорная речь Заполярья. Норильск. Тексты / Ред. А. С. Герд. – СПб.: СПбГУ, 2002. – 92 с.
Русская спонтанная речь коми-пермяков / Науч. ред. Т. И. Ерофеева. – Пермь: Перм. ун-т, 2007. – 72 с. CD.
Русская спонтанная речь коми-пермяков: Национальные традиции: звучащая хрестоматия / Науч. ред. Т. И. . – Пермь: Перм. ун-т, 2014. – 112 с. CD.
Русская спонтанная речь. Монологи-описания. Тексты. Лексические материалы / Сост. В. В. Куканова / Отв. ред. и автор предисловия Н. В. Богданова. – СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2011. – 140 с.
Русская спонтанная речь. Монологи-репродуктивы. Тексты. Лексические материалы / Сост. В. В. Куканова / Отв. ред. и автор предисловия Н. В. Богданова. – СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2010а. – 132 с.
Русская спонтанная речь. Свободные монологи-рассказы на заданную тему. Тексты. Лексические материалы / Сост. В. В. Куканова / Отв. ред. и автор предисловия Н. В. Богданова. – СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2008. – 208 с.
Русская спонтанная речь татароязычных билингвов Пермского края: звучащая хрестоматия / Науч. ред. Т. И. Ерофеева. – Пермь: Перм. ун-т, 2010б. – 124 с. CD.
Русская спонтанная речь татароязычных билингвов Пермского края: Ординский район: звучащая хрестоматия / Науч. ред. Т. И. Ерофеева. – Пермь: Перм. ун-т, 2012. – 100 с. CD.
Русский язык повседневного общения: особенности функционирования в разных социальных группах. Коллективная монография / Отв. ред. Н. В. Богданова-Бегларян. – СПб.: ЛАЙКА, 2016. – 244 с.
Серль Дж. Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. 17: Теория речевых актов. – М.: Прогресс, 1986а. – С. 151169.
Серль Дж. Р. Классификация иллокутивных актов // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. – М.: Прогресс, 1986б. – С. 170–194.
Сибата Т. Исследование языкового существования в течение 24 часов // Языкознание в Японии. – М.: Радуга, 1983. – С. 134–141.
Сиротинина О. Б. Современная разговорная речь, ее особенности. – М.: Просвещение, 1974. – 143 с.
Сиротинина О. Б. Речь современного города // Речь города: Тезисы докладов Всероссийской межвузовской научной конференции. – Омск, 1996. Ч. 1. – С. 811.
Скребнев Ю. М. Введение в коллоквиалистику / Под ред. О. Б. Сиротининой. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1985. – 210 с.
Современная русская устная научная речь: Общие свойства и фонетические особенности / Под общ. ред. О. А. Лаптевой. – Красноярск, 1985. – 336 с.
Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики, изданный Ш. Балли и А. Сеше при участии А. Ридлингер / Под ред. Р. И. Шор. – М.: Соцэкгиз, 1933. – 272 с.
Спонтанные тексты разговорной речи в транскрипции. Методическая разработка по современному русскому языку. Часть 1 / Сост. С. И. Богданов, Н. В. Богданова, Н. И. Гейльман, Е. Б. Овчаренко / Отв. ред. Л. А. Вербицкая, А. С. Герд. – Л.: Филологический ф-т ЛГУ, 1983. – 61 с.
Спонтанные тексты разговорной речи в транскрипции. Методическая разработка по современному русскому языку. Часть 2 / Сост. С. И. Богданов, Н. В. Богданова, Н. И. Гейльман, Т. А. Пережогина / Отв. ред. Л. А. Вербицкая, А. С. Герд. – Л.: Филологический ф-т ЛГУ, 1984а. – 48 с.
Спонтанные тексты разговорной речи в транскрипции. Методическая разработка по современному русскому языку. Часть 3 / Сост. С. И. Богданов, Н. В. Богданова, Н. И. Гейльман, Е. Ю. Верхолетова / Отв. ред. Л. А. Вербицкая, А. С. Герд. – Л.: Филологический ф-т ЛГУ, 1984б. – 49 с.
Стойка Д. А. Редуцированные формы русской речи: лингвистический и экстралингвистический аспекты. Дис. … канд. филол. наук. – СПб., 2017. – 207 с. (машинопись).
Теньер Л. Основы структурного синтаксиса / Пер. с фр. И. М. Богуславского, Л. И. Лухт / Вступ. ст. и общ. ред. В. Г. Гака. – М.: Прогресс, 1988. – 656 с.
Фрумкина Р. М. Психолингвистика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 320 с.
Чебанов С. В., Мартыненко Г. Я. Семиотика описательных текстов: Типологический аспект. – СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1999. – 422 с.
Шведова Н. Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. – М.: Азбуковник, 2003. – 378 с.
Шерстинова Т. Ю., Рыко А. И., Степанова С. Б. Система аннотирования в звуковом корпусе русского языка «Один речевой день» // Формальные методы анализа речи. Материалы XXXVIII Международной филологической конференции (1620 марта .). – СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2009. – С. 6675.
Шмелев А. Д. Языковые факты и корпусные данные // Русский язык в научном освещении. – 2010, № 19 (1). – С. 236-265.
Штейнталь Г. Грамматика, логика и психология (их принципы и их взаимоотношения) // В. А. Звегинцев. История языкознания XIXXX веков в очерках и извлечениях. Часть I. – М.: Учпедгиз, 1960. – С. 108116.
Щерба Л. В. О служебном и самостоятельном значении грамматики как учебного предмета // Л. В. Щерба. Избранные работы по русскому языку. – М.: Учпедгиз, 1957. – С. 1120.
Щерба Л. В. И. А. Бодуэн де Куртенэ. Некролог // Л. В. Щерба. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974. – С. 381394.
Юнг К. Г. Психологические типы: Пер. с нем. // Под общ. ред. В. Зеленского. – СПб.: «Ювента», М.: Изд. фирма «Прогресс-Универс», 1995. – 715 с.
Якобсон Р. О. Речевая коммуникация // Р. О. Якобсон. Избранные работы. – М.: Прогресс, 1985. – С. 306–318.
Asinovsky, A., Bogdanova, N., Rusakova M., Ryko A., Stepanova S., Sherstinova T. The ORD Speech Corpus of Russian Everyday Communication «One Speaker’s Day»: Creation Principles and Annotation // Text, Speech and Dialogue. 12th International Conference, TSD 2009. Proceedings / Eds. V. Matoušek, P. Mautner. – Pilsen, Czech Republic, September 2009. – Pp. 250257.
Bazanella, C. Phatic Connectives as Intonational Cues in Contemporary Spoken Italian // Journal of Pragmatics. – No 14 (4), 1990. – Pp. 629-647.
Bogdanova-Beglarian, N., Martynenko, G., Sherstinova, T. The «One Day of Speech» Corpus: Phonetic and Syntactic Studies of Everyday Spoken Russian // SPECOM 2015, Lecture Notes in Artificial Intelligence, LNAI, vol. 9319. – Springer International Publishing Switzerland, 2015. – Pp. 429-437.
Bogdanova-Beglarian, N. V., Filyasova, Yu. A. Discourse vs. Pragmatic Markers: A Contrastive Terminological Study // 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2018, SGEM2018 Vienna ART Conference Proceedings, 19-21 March, 2018, Vol. 5, Issue 3.1. – Pp. 123-130.
Bocale, P. Дискурсивные слова в разговорной речи [Электронный ресурс] // russian.slavica.org/article9375.html. – Cambridge, 2011a.
Bocale, P. Роль текстовых коннекторов в молодежной речи [Электронный ресурс] // russian.slavica.org/article514.html. – Roma, 2011б.
Bradford, P. B. The Acquisition of Colloquial Speech and Slang in Second Language Learners of English in El Paso. – Texas, El Paso, 2010. – 82 p.
Degand, L., Evers-Vermeul, J. Grammaticalization or Pragmaticalization of Discourse Markers? More than a Terminological Issue // Journal of Historical Pragmatics. – 16-1, 2015. – Pp. 59-85.
Diewald, G. Pragmaticalization (Defined) as Grammaticalization of Discourse Functions // Linguistics. – 49–2, 2011. – Pp. 365–390.
Dostie, G. Pragmaticalisation et Marqueurs Discursifs. Analyse Sémantique et Traitement Lexicographique. – Bruxelles: Duculot De Boeck, Coll. Champs Linguistiques, 2004. – 296 p.
Drescher, M., Frank-Job, B. Les marqueurs discursifs dans les langues romanes. Approches théoriques et Documents de travail et annexes méthodologiques. – Francfort: Peter Lang, 2006. – 260 p.
Erman, B. Pragmatic Expressions in English: A Study of you know, you see and I mean in Face-to-face Conversation. – Stockholm: Almqvist and Wiksell, 1987. – 248 p.
Firth, J. R. Papers in Linguistics, 1934-1951. – Oxford University Press, 1957. – 233 p.
Fraser, B. An Approach to Discourse Markers // Journal of Pragmatics. – No 14, 1990. – Pp. 383-395.
Fraser, B. Pragmatic Markers // Journal of Pragmatics. – No 6 (2), 1996. – Pp. 167190.
Fraser, B. An Approach to Discourse Markers // International Review of Pragmatics, 2009 (1). – Pp. 293–320.
Gorbunova, D. Spontaneous Oral Speech From the Psycholinguistic Side: Pragmatemes in the Speech of Informants with a Different Psychotype // Communicative researches. – № 4 (14), 2017. – Pp. 73-82.
Graf, E. Interjektionen im Russischen als Interaktive Einheiten. – Frankfurt am Main, 2011. – 328 р.
Günther, S., Mutz, K. Grammaticalization vs. Pragmaticalization? The Development of Pragmatic Markers in German and Italian // W. Bisang, N. P. Himmelmann, B. Wiemer (eds). What Makes Grammaticalization? A Look from its Fringes and its Components. – Berlin, 2004. – Pp. 77-107.
Hayashi, M., Yoon, K.-E. A Cross-Linguistic Exploration of Demonstratives in Interaction: with Particular Reference to the Context of Word-Formulation Trouble // Studies in Language. – 30-3, 2006. – Pp. 485–540.
Miller, J, Weinert, R. Spontaneous Spoken Language: Syntax and Discourse. – Oxford: Clarendon, 1998. – 457 p.
Ong, W. Orality and Literacy. The Technologizing of the World. – London: Routledge, 1982. – 214 p.
Podlesskaya V. I. Parameters for typological variation of placeholders // Fillers, Pauses and Placeholders. [Typological Studies in language (TSL), vol. 93] / N. Amiridze, B. H. Davis and M. Maclagan (eds.) Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins, 2010. Pp. 11–32.
Polanyi, L., Scha, R. The Syntax of Discourse. Text 3, (3), 1983. – Pp. 261270.
Psycholinguistics // A Syrvey of Theory and Research Problems / Ch. E. Osgood, T. A. Sebeok (eds.). – Baltimore, 1954. – 323 p.
Scovel, T. Psycholinguistics. – Oxford: University Press, 1998. – 135 p.
Schiffrin, D. Discourse Markers. – Cambridge: Cambridge University Press, 1987. – 368 p.
Stubbs, M. Discourse Analysis. – Chicago, IL: The University of Chicago Press, 1983. – 279 p.
Thöle, J. Current Tendencies in Colloquial London Speech. – Munich: GRIN Verlag, 2007. – 37 p.
Ward, W. Understanding Spontaneous Speech // Proc. of the Workshop on Speech and Natural Language. – Philadelphia, The USA, 1989. – Pp. 137141.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Функционирование прагматем в русской устной повседневной речи: психолингвистический аспект»

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Способы достижения эквивалентности при переводе конвенций ООН
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет