Функционирование строевых слов в научном тексте

Чжао Цзиньюй
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Работа посвящена исследованию функционирования строевых слов в научном тексте. Основное внимание в работе было сосредоточено на одном из разрядов строевых слов – классификаторах, т.е. именах существительных, называющих таксономические отношения и выполняющие служебную функцию в составе дескрипций. Выявлено, что в научном тексте частотны и многочисленны классификаторы, которые можно разделить на более узкие подгруппы. В данной работе предложены принципы систематизации классификаторов. Представлена типология классификаторов на основе значений дескрипций, образуемых с их помощью. Описаны особенности функционирования классификаторов, и условия их факультативности и обязательности, а также рассмотрено взаимодействие классификаторов с другими строевыми словами при построении научной речи.

Диссертация посвящена изучению функционирования строевых слов в научном тексте.
Слово как объект синтаксиса давно привлекало внимание как российских, так и зарубежных исследователей языка. В традиционной концепции синтаксиса слова классифицируют как части речи и описывают с формальной стороны грамматики. На современном этапе появилась тенденция исследования единицы языка с точки зрения функционально-коммуникативного назначения. В. В. Виноградов указывает, что «Каждый из основных объектов грамматики должен изучаться одновременно со стороны формы и функций». (Виноградов, 1972: 17) Многие российские учёные 20 века, такие как А. А. Шахматова, В. В. Виноградов и Л. В. Щерба начали пересматривать слово с содержательной стороны грамматики, изучать смысловой объём слова и его функции в грамматическом строении языка. Учение о слове, обращенное к содержательной стороне грамматики, к сложным вопросам грамматической семантики открывало новые перспективы и новые пути исследования. (Шведова, 1975: 8)
При наблюдении за синтаксическим поведением слова учёные давно заметили группу слов, которые занимают промежуточную позицию между знаменательными и служебными словами. Например, Л. В. Щерба неоднократно упоминал «строевые элементы» в своей работе (Щерба, 1974: 328-330, 332-334). Г. А. Золотова выявила класс «вспомогательные слова» из знаменательных слов (Золотова, 2005: 37-39). В данной работе понятие «строевые слова» введено для описания знаменательных слов, которые выполняют служебные, вспомогательные функции, утрачивая часть своей семантики. Однако, вопрос о разновидностях строевых слов, о границах между ними требует дальнейшего изучения. В рамках функционально-коммуникативного подхода М. В. Всеволодова выявила, в частности, «показатели смысловых отношений» и вывела четыре семантических класса строевых слов – реляторы, экспликаторы, классификаторы и родовые слова. (Всеволодова, 2017: 79) Однако, работа в этой области только начата и критерии разграничения этих слов ещё не до конца разработаны.
По мнению Г. А. Золотовой, проблемы коммуникативной типологии речи могут и должны стать предметом собственно лингвистического рассмотрения. (Золотова, 2006: 337) Г. А. Золотова считает, что «функционально-коммуникативными признаками характеризуется не только целый текст, они прослеживаются и в отдельных фрагментах текста». Очевидно, что в научном тексте предполагается использование «свёрнутой» информации, когда в рамки простого предложения вмещается содержание двух и более сложных. Чтобы декодировать такие формально простые, но семантически сложные предложения необходимо вернуться к конституирующим их элементам, исследовать, как они функционируют и взаимодействуют при построении речи. Разные классы строевых слов по-разному участвуют в создании речевых построений. Некоторые строевые слова при построении научной речи выполняют особую коммуникативную задачу и функционируют иначе, чем в других стилях речи. М. В. Всеволодова в своей работе специально исследовала функции строевых слов, отмечала активное участие экспликаторов в образовании описательных предикатов, которые являются типичными для научного текста конструкциями. Однако функционирование строевых слов в научном тексте с функционально-коммуникативных позиций ещё изучено недостаточно глубоко.
Объектом диссертационного исследования являются строевые слова, функционирующие в научном тексте.
Предметом исследования является функционирование строевых слов в научном тексте.
Актуальность исследования обусловлена тем, что обнаруживается недостаточность традиционной грамматики для адекватного описания и представления синтаксического поведения слова, что не позволяет эффективно обучать иностранцам пониманию и использованию некоторых промежуточных слов в высказываниях на речевом уровне. Соответственно необходимо выявить особенности функционирования таких промежуточных слов (в данной диссертации – строевых слов), которые не представлены в традиционной грамматике. Хотя учёные как Л. В. Щерба, Г. А. Золотова и М. В. Всеволодова изучали эту проблему, работа в этом области только начата, и вопрос о разновидностях таких слов, границах между ними, их функциях в построении речи ещё требует дальнейшего изучения. Вместе с тем, к магистерским диссертациям, а также к другим видам самостоятельных письменных работ иностранных учащихся предъявляются требования соблюдения норм научного стиля речи. Строевые слова по-разному ведут себя в различных функциональных стилях речи. Научный стиль, который характеризуется точностью, сжатостью, однозначностью при сохранении насыщенности содержания, создаёт особые условия для употребления строевых слов. Итак, важно выявить особенности и закономерности функционирования строевых слов в научном тексте и привести их классификацию.
Новизна исследования заключается в выявлении особенностей функционирования одного из разрядов строевых слов – классификаторов в научном тексте и проведении их классификации.
На защиту выносятся следующие положения:
Классификаторы, представляющие один из разрядов строевых слов, активно участвуют при построении научной речи. Их функционирование в научном тексте надо рассматривать с учётом разных уровней: лексического, синтаксического, учитывая коммуникативную задачу научного стиля.
Классификаторы – имена существительные, называющие таксономические отношения. Классификаторы несут служебную функцию в дескрипциях, которые по сути являются развёртыванием одного понятия.
Классификаторы образуют дескрипции, дающие синтаксические структуры двух уровней: уровня словосочетания и уровня предложения. На уровне словосочетания классификаторы образуют дескрипции, где они являются грамматически главными «словами» и осложняют свои «словоформы». На уровне предложения классификаторы осложняют синтаксическую структуру предложения. Они образуют подлежащно-сказуемостные пары, и всегда служат опорным компонентом предиката.
Введение классификаторов в научном тексте синтаксически и стилистически обусловлено. Введение классификаторов позволяет, с одной стороны, создать понятия, не имеющие однословных эквивалентов в русском языке; с другой, построить типичные для научного текста конструкции, в частности, предложения с таксономическим отношением. Кроме того, классификаторы участвуют в реализации книжности, эксплицитности, обобщённости, однозначности и экономичности научного изложения.
Классификаторы могут быть классифицированы на основе значений дескрипций, образуемых с их помощью. Выделяются три основные группы классификаторов, которые образуют дескрипции, выражающие: 1) предметные значения; 2) событийные значения; 3) признаковые значения. Эти группы могут подразделяться на подгруппы.
Материал показал, что классификаторы взаимодействуют с другими разрядами строевых слов при построении научной речи. Классификаторы могут выступать в предикате в конъюнкции с реляторами входить, включать, относиться при выражении таксономических отношений между двумя понятиями. Классификаторы могут выступать в предикате с экспликаторами находиться, пребывать при выражении состояний предметов; с экспликаторами иметь, обладать при выражении качественных признаков и свойств предметов; с экспликатором составлять при количественной характеристике предметов.
Главной целью данного диссертационного исследования является выявление особенностей функционирования строевых слов в научном тексте.
Цель исследования предполагает решение следующих конкретных задач:
Разработать теоретическую базу исследования
Сделать выборку строевых слов из научного текста
Проанализировать и выявить функции строевых слов на уровне словосочетания
Проанализировать и выявить функции строевых слов на уровне предложения
Систематизировать строевые слова в научном тексте
Выявить закономерности взаимодействия строевых слов в научном тексте
Выявить специфику функционирования строевых слов в научном тексте
Методы исследования: метод научно-теоретического анализа; метод сплошной выборки; метод систематизации; метод компонентного анализа; метод функционально-синтаксического анализа.
Материалом исследования станут тексты из журнала «Научные перспективы» и примеры из НКРЯ.
Теоретическая значимость. Исследование имеет ценность с точки зрения развития теории синтаксиса, а именно, в рамках функционально-коммуникативной грамматики. Значимость обусловлена тем, что в данной работе уточнены понятия строевых слов и дескрипций, выявлены закономерности функционирования одного из разрядов строевых слов – классификаторов, и их взаимодействие с другими разрядами строевых слов, предложены принципы и критерии классификации классификаторов.
Практическая значимость. Полученные результаты диссертационного исследования могут быть использованы при описании современного русского языка в целях его преподавания иностранцам, на занятиях по функциональному синтаксису, а также в спецкурсах научного стиля речи.
Гипотеза исследования заключается в том, что:
Строевые слова функционируют в научном тексте иначе, чем в других стилях речи
Строевые слова, функционирующие в научном тексте, могут подразделяться на более узкие классы, чем выделенные ранее.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во Введении определена актуальность работы, цель, задачи, объект и предмет исследования, её научная новизна и теоретическая и практическая значимость, описаны материал и методы исследования работы.
Во первой главе представлены различные точки зрения на «строевые слова» и подробные ими понятия, определяются «строевые слова» как группа знаменательных слов, выполняющих служебную, вспомогательную функцию в построении речи, выявлены разновидности строевых слов и описаны принципы их классификации, выявлены функции строевых слов как на уровне словосочетания, так и на уровне предложения, выявлены типы дескрипций со строевыми словами, рассмотрена роль строевых слов в синтаксических трансформациях.
Во второй главе подробно рассмотрены классификаторы как одни из разрядов строевых слов, выявлены особенности функционирования классификаторов и их взаимодействие с другими строевыми словами в научном тексте, предложены принципы и критерии классификации классификаторов, и представлены семантические разряды классификаторов в научном тексте.
В заключении подведены итоги исследования, а также определены перспективы его дальнейшего исследования.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Менеджер онлайн в Telegram Написать