Функционирование строевых слов в научном тексте

Чжао Цзиньюй
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Работа посвящена исследованию функционирования строевых слов в научном тексте. Основное внимание в работе было сосредоточено на одном из разрядов строевых слов – классификаторах, т.е. именах существительных, называющих таксономические отношения и выполняющие служебную функцию в составе дескрипций. Выявлено, что в научном тексте частотны и многочисленны классификаторы, которые можно разделить на более узкие подгруппы. В данной работе предложены принципы систематизации классификаторов. Представлена типология классификаторов на основе значений дескрипций, образуемых с их помощью. Описаны особенности функционирования классификаторов, и условия их факультативности и обязательности, а также рассмотрено взаимодействие классификаторов с другими строевыми словами при построении научной речи.

Диссертация посвящена изучению функционирования строевых слов в научном тексте.
Слово как объект синтаксиса давно привлекало внимание как российских, так и зарубежных исследователей языка. В традиционной концепции синтаксиса слова классифицируют как части речи и описывают с формальной стороны грамматики. На современном этапе появилась тенденция исследования единицы языка с точки зрения функционально-коммуникативного назначения. В. В. Виноградов указывает, что «Каждый из основных объектов грамматики должен изучаться одновременно со стороны формы и функций». (Виноградов, 1972: 17) Многие российские учёные 20 века, такие как А. А. Шахматова, В. В. Виноградов и Л. В. Щерба начали пересматривать слово с содержательной стороны грамматики, изучать смысловой объём слова и его функции в грамматическом строении языка. Учение о слове, обращенное к содержательной стороне грамматики, к сложным вопросам грамматической семантики открывало новые перспективы и новые пути исследования. (Шведова, 1975: 8)
При наблюдении за синтаксическим поведением слова учёные давно заметили группу слов, которые занимают промежуточную позицию между знаменательными и служебными словами. Например, Л. В. Щерба неоднократно упоминал «строевые элементы» в своей работе (Щерба, 1974: 328-330, 332-334). Г. А. Золотова выявила класс «вспомогательные слова» из знаменательных слов (Золотова, 2005: 37-39). В данной работе понятие «строевые слова» введено для описания знаменательных слов, которые выполняют служебные, вспомогательные функции, утрачивая часть своей семантики. Однако, вопрос о разновидностях строевых слов, о границах между ними требует дальнейшего изучения. В рамках функционально-коммуникативного подхода М. В. Всеволодова выявила, в частности, «показатели смысловых отношений» и вывела четыре семантических класса строевых слов – реляторы, экспликаторы, классификаторы и родовые слова. (Всеволодова, 2017: 79) Однако, работа в этой области только начата и критерии разграничения этих слов ещё не до конца разработаны.
По мнению Г. А. Золотовой, проблемы коммуникативной типологии речи могут и должны стать предметом собственно лингвистического рассмотрения. (Золотова, 2006: 337) Г. А. Золотова считает, что «функционально-коммуникативными признаками характеризуется не только целый текст, они прослеживаются и в отдельных фрагментах текста». Очевидно, что в научном тексте предполагается использование «свёрнутой» информации, когда в рамки простого предложения вмещается содержание двух и более сложных. Чтобы декодировать такие формально простые, но семантически сложные предложения необходимо вернуться к конституирующим их элементам, исследовать, как они функционируют и взаимодействуют при построении речи. Разные классы строевых слов по-разному участвуют в создании речевых построений. Некоторые строевые слова при построении научной речи выполняют особую коммуникативную задачу и функционируют иначе, чем в других стилях речи. М. В. Всеволодова в своей работе специально исследовала функции строевых слов, отмечала активное участие экспликаторов в образовании описательных предикатов, которые являются типичными для научного текста конструкциями. Однако функционирование строевых слов в научном тексте с функционально-коммуникативных позиций ещё изучено недостаточно глубоко.
Объектом диссертационного исследования являются строевые слова, функционирующие в научном тексте.
Предметом исследования является функционирование строевых слов в научном тексте.
Актуальность исследования обусловлена тем, что обнаруживается недостаточность традиционной грамматики для адекватного описания и представления синтаксического поведения слова, что не позволяет эффективно обучать иностранцам пониманию и использованию некоторых промежуточных слов в высказываниях на речевом уровне. Соответственно необходимо выявить особенности функционирования таких промежуточных слов (в данной диссертации – строевых слов), которые не представлены в традиционной грамматике. Хотя учёные как Л. В. Щерба, Г. А. Золотова и М. В. Всеволодова изучали эту проблему, работа в этом области только начата, и вопрос о разновидностях таких слов, границах между ними, их функциях в построении речи ещё требует дальнейшего изучения. Вместе с тем, к магистерским диссертациям, а также к другим видам самостоятельных письменных работ иностранных учащихся предъявляются требования соблюдения норм научного стиля речи. Строевые слова по-разному ведут себя в различных функциональных стилях речи. Научный стиль, который характеризуется точностью, сжатостью, однозначностью при сохранении насыщенности содержания, создаёт особые условия для употребления строевых слов. Итак, важно выявить особенности и закономерности функционирования строевых слов в научном тексте и привести их классификацию.
Новизна исследования заключается в выявлении особенностей функционирования одного из разрядов строевых слов – классификаторов в научном тексте и проведении их классификации.
На защиту выносятся следующие положения:
Классификаторы, представляющие один из разрядов строевых слов, активно участвуют при построении научной речи. Их функционирование в научном тексте надо рассматривать с учётом разных уровней: лексического, синтаксического, учитывая коммуникативную задачу научного стиля.
Классификаторы – имена существительные, называющие таксономические отношения. Классификаторы несут служебную функцию в дескрипциях, которые по сути являются развёртыванием одного понятия.
Классификаторы образуют дескрипции, дающие синтаксические структуры двух уровней: уровня словосочетания и уровня предложения. На уровне словосочетания классификаторы образуют дескрипции, где они являются грамматически главными «словами» и осложняют свои «словоформы». На уровне предложения классификаторы осложняют синтаксическую структуру предложения. Они образуют подлежащно-сказуемостные пары, и всегда служат опорным компонентом предиката.
Введение классификаторов в научном тексте синтаксически и стилистически обусловлено. Введение классификаторов позволяет, с одной стороны, создать понятия, не имеющие однословных эквивалентов в русском языке; с другой, построить типичные для научного текста конструкции, в частности, предложения с таксономическим отношением. Кроме того, классификаторы участвуют в реализации книжности, эксплицитности, обобщённости, однозначности и экономичности научного изложения.
Классификаторы могут быть классифицированы на основе значений дескрипций, образуемых с их помощью. Выделяются три основные группы классификаторов, которые образуют дескрипции, выражающие: 1) предметные значения; 2) событийные значения; 3) признаковые значения. Эти группы могут подразделяться на подгруппы.
Материал показал, что классификаторы взаимодействуют с другими разрядами строевых слов при построении научной речи. Классификаторы могут выступать в предикате в конъюнкции с реляторами входить, включать, относиться при выражении таксономических отношений между двумя понятиями. Классификаторы могут выступать в предикате с экспликаторами находиться, пребывать при выражении состояний предметов; с экспликаторами иметь, обладать при выражении качественных признаков и свойств предметов; с экспликатором составлять при количественной характеристике предметов.
Главной целью данного диссертационного исследования является выявление особенностей функционирования строевых слов в научном тексте.
Цель исследования предполагает решение следующих конкретных задач:
Разработать теоретическую базу исследования
Сделать выборку строевых слов из научного текста
Проанализировать и выявить функции строевых слов на уровне словосочетания
Проанализировать и выявить функции строевых слов на уровне предложения
Систематизировать строевые слова в научном тексте
Выявить закономерности взаимодействия строевых слов в научном тексте
Выявить специфику функционирования строевых слов в научном тексте
Методы исследования: метод научно-теоретического анализа; метод сплошной выборки; метод систематизации; метод компонентного анализа; метод функционально-синтаксического анализа.
Материалом исследования станут тексты из журнала «Научные перспективы» и примеры из НКРЯ.
Теоретическая значимость. Исследование имеет ценность с точки зрения развития теории синтаксиса, а именно, в рамках функционально-коммуникативной грамматики. Значимость обусловлена тем, что в данной работе уточнены понятия строевых слов и дескрипций, выявлены закономерности функционирования одного из разрядов строевых слов – классификаторов, и их взаимодействие с другими разрядами строевых слов, предложены принципы и критерии классификации классификаторов.
Практическая значимость. Полученные результаты диссертационного исследования могут быть использованы при описании современного русского языка в целях его преподавания иностранцам, на занятиях по функциональному синтаксису, а также в спецкурсах научного стиля речи.
Гипотеза исследования заключается в том, что:
Строевые слова функционируют в научном тексте иначе, чем в других стилях речи
Строевые слова, функционирующие в научном тексте, могут подразделяться на более узкие классы, чем выделенные ранее.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во Введении определена актуальность работы, цель, задачи, объект и предмет исследования, её научная новизна и теоретическая и практическая значимость, описаны материал и методы исследования работы.
Во первой главе представлены различные точки зрения на «строевые слова» и подробные ими понятия, определяются «строевые слова» как группа знаменательных слов, выполняющих служебную, вспомогательную функцию в построении речи, выявлены разновидности строевых слов и описаны принципы их классификации, выявлены функции строевых слов как на уровне словосочетания, так и на уровне предложения, выявлены типы дескрипций со строевыми словами, рассмотрена роль строевых слов в синтаксических трансформациях.
Во второй главе подробно рассмотрены классификаторы как одни из разрядов строевых слов, выявлены особенности функционирования классификаторов и их взаимодействие с другими строевыми словами в научном тексте, предложены принципы и критерии классификации классификаторов, и представлены семантические разряды классификаторов в научном тексте.
В заключении подведены итоги исследования, а также определены перспективы его дальнейшего исследования.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет