Гендерный аспект формирования политического имиджа политического лидера в России
Гендерная дискриминация затрагивает и политическую сферу. Значимые должности в государственных органах власти непропорционально разделены между мужчинами и женщинами. В этой магистерской диссертации рассматриваются причины гендерного дисбаланса в политике, а также особенности политического лидерства и имиджеконструирования в современной России.
В истории России политические лидеры занимали и занимают ведущую роль в политическом процессе. В царский и имперский периоды политическая власть передавалась по наследству. Сама личность государственного деятеля обожествлялась. Население верило в потустороннее происхождение власти. В Советском Союзе политическое лидерство приобрело форму вождизма в лице В. И. Ленина и И. В. Сталина. Граждане СССР не были интегрированы в процесс принятия значимых для страны решений. Государственное управление работало директивно.
В современной России тип легитимности власти сменился. Республиканская форма правления заменила монархию. У населения появился широкий спектр политических прав. Через процедуру выборов россияне могут голосовать за понравившегося лидера или партию из ряда альтернативных кандидатов и политических организаций. С 1990-х годов потребность в формировании политического имиджа приобрела значимость. Потенциальный кандидат должен выделиться на фоне остальных и произвести впечатление на избирателей. Политический деятель в руках политтехнологов становится зеркалом представлений населения об идеальном лидере и будущем государства.
Актуальность исследования обусловлена фактическими данными. В 2016 году 14 партий конкурировали за места в Парламенте. 48% россиян приняли участие в голосовании. Из 450 избранных депутатов 71 – женщины. Это 15% от общего числа. Министерские портфели распределены между 19 мужчинами (90,5%) и 2 женщинами (9,5%). О. Ю. Васильева управляет министерством просвещения, а В. И. Скворцова – министерством здравоохранения. Это традиционно феминные подразделения. Из 10 заместителей председателя Правительства РФ двое являются женщинами. На региональном уровне проблема гендерного распределения выглядит острее. Из 85 субъектов только один возглавляет женщина – Н. В. Комарова в Ханты-Мансийском автономном округе.Данные иллюстрируют гендерный перекос в органах государственной власти. Они поднимают вопрос о причинах малого количества женщин на значимых должностях в сфере политики.
В марте 2018 года граждане России выбирали президента. Явка составила 67%. Электоральное поведение возрастных групп отличалось. Владимира Путина поддерживали люди среднего и старшего возраста. 9% голосовавших — это молодежь от 18 до 24 лет, 17,5% – молодые люди от 25 до 34 лет. Суммарно эти две возрастные категории составили базу поддержки Ксении Собчак – 63% от полученных ею 1,68%. Статистика заставляет задуматься над гендерным аспектом политического лидерства.
Феномен политического лидерства интересовал философов Древней Греции и Рима: Платона, Аристотеля, Цицерона. Роли лидера в государстве посвящали свои труды Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо. Новый взгляд на политическое лидерство привнесли М. Вебер, М. Фуко, Х. Арендт, Г. Лассуэлл, Р. Даль, А. Лейпхарт, Ч. Миллс. Тему лидерства не обошли стороной Д. Макгрегор, Ж. Блондель, А. Вилдавски, К. Шериф, Т. Кучмарски, Т. Якобс, Д. Граен и Дж. Хемфилл. Среди российских ученых хотелось бы отметить О. В. Гаман-Голутвину, Д. В. Ольшанского, Е. Б. Шестопал, О. В. Крыштановскую, Г. М. Андрееву, Е. М. Егорову-Гантман. Над проблемой политического имиджа работали Г. Г. Почепцов, В. М. Шепель, Д. М. Дурдин, Ф. Н. Ильясов, Е. Б Перелыгина, А. Ю. Панасюк. О взаимосвязи гендера и политики писали Т. Б. Рябова, Г. С. Ковтун, О. В. Попова, И. В Грошев, С. Г. Айвазова, В. Г. Ушакова, С. Н. Чирун.
Объектом исследования является политическое лидерство в современной России.
Предмет исследования – гендерные аспекты имиджа политического лидера.
Работа направлена на изучение российского электората. Политический лидер в формировании своего имиджа ориентируется на запросы населения. Знание специфики массового сознания – ключ к успешной избирательной кампании. Пассивное участие женщин в политике и препятствия на их пути к политическому лидерству имеют социальные корни. Целью исследования является выявление гендерных особенностей политического лидерства в современной России и создание на их основе имиджа кандидата для избирательной кампании.
Для реализации цели ставятся следующие задачи:
Раскрыть теоретические подходы интерпретации политического лидерства, имиджа и гендера;
Определить источники гендерных представлений россиян о политическом лидерстве;
Описать состояние политического сознания населения и его отношение к роли и личности политического лидера;
Составить для имиджевой кампании образ идеального политического лидера на базе первичных и вторичных эмпирических данных.
В исследовании выдвигаются следующие гипотезы:
Нормативные образы мужественности и женственности влияют на восприятие населением политического лидерства;
Политический лидер в массовом сознании россиян имеет маскулинные черты;
Гендерный порядок в политической сфере поддерживается и мужчинами, и женщинами;
Отношение российской молодежи к политическим деятелям разного пола совмещает консервативные и эгалитарные установки.
Теоретико-методологической основой исследования являются трансактный и атрибутивный подходы к политическому лидерству, маркетинговые и социологические основания политического имиджа, политическая психология Е. Б. Шестопал, концепция социального конструирования гендера К. Уэста и Д. Зиммермана, теория структурации Э. Гидденса, работы Г. Гарфинкеля и И. Гоффмана.
Методами для проверки гипотез являются контент-анализ и анкетный опрос в сети Интернет. Качественно-количественный контент-анализ был проведен для выявления гендерных стереотипов в политической сфере. В качестве выборочной совокупности выступили 41984 комментария пользователей Youtube о дебатах на пост президента Российской Федерации в марте 2018 года. Метод позволяет подсчитать количество упоминаний фамилий, имен и прозвищ политических лидеров и учесть контекст их использования.
Метод анкетного опроса в сети Интернет был проведен для создания образа идеального кандидата на высокопоставленные государственные должности с точки зрения российской молодежи. В опросе приняли участие 105 респондентов.
Научная новизна диссертации состоит в изучении гендерной дифференциации в России через призму теории структурации Э. Гидденса и этнометодологии Г. Гарфинкеля. Эти концепции объясняют малое количество женщин в политике с двух аспектов: нежелание самих женщин быть политическими лидерами и нежелание общества видеть женщин-политиков на значительных постах. Также в работе дается анализ материалов предвыборной гонки в марте 2018 года. Статей на эту тему в журналах «Полис», «ПОЛИТЭКС», вестниках СПбГУ и МГУ им. Ломоносова нет.
Практическая значимость работы заключается в применении смоделированного имиджа политического лидера на выборах глав субъектов и депутатов в законодательные органы власти 8 сентября 2019 года.
Результаты исследования были апробированы на:
Всероссийской научной конференции XII Ковалевские чтения «Солидарность и конфликты в современном обществе» 15-17 ноября 2018 года в Санкт-Петербургском государственном университете с докладом «Гендерные стереотипы в восприятии политического лидерства в России»;
Четвертой Всероссийской научной студенческой видеоконференции «Гендерный калейдоскоп- 2018» 5 декабря 2018 года с докладом «Гендерные аспекты электоральных предпочтений современных россиян».
Структура диссертации определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе раскрывается теоретико-методологическая база работы, даются уточнения основных терминов. Во второй главе приводятся эмпирические данные исследований других авторов о гендерных стереотипах россиян и особенностях политического лидерства в России. Третья глава посвящена описанию методов диссертации и интерпретации результатов опроса и контент-анализа.
В данной магистерской диссертации были раскрыты теоретико-методологические подходы к политическому лидерству, политическому имиджу и гендеру. Также в работе были проанализированы вторичные эмпирические исследования западных и российских ученых о гендерных установках россиян и политическом участии женщин и мужчин. Данные показали, что граждане усваивают нормативные образы мужественности и женственности через традиционную модель гендерной социализации. Эта стратегия воспитания базируется на полоролевом разделении. Женщина выполняет роль матери и домохозяйки, а мужчина – карьериста и экономического спонсора. Приписываемая женскому полу пассивность не соотносится с политической активностью и мотивацией к лидерству.
В современной России гендерный порядок дополнительно подкрепляется пронаталистской политикой государства, средствами массовой информации и политическими партиями. Государство взяло курс на поднятие демографических показателей. СМИ тиражируют мифы о красоте и муссируют тему материнства. Политические партии не выполняют функцию выдвижения женщин-лидеров. Количественный дисбаланс мужчин и женщин в высших структурах партий говорит о том, что женщинам сложнее пробиться на значимые посты. Таким образом, гендерные стереотипы все еще живы в массовом сознании россиян. Они поддерживаются не только «снизу», но и «сверху» через политические институты.
Политическая власть в современной России носит персонифицированный характер. Институт президентства в политическом сознании россиян стоит на первом месте во властной иерархии. Граждане выбирают лидера, прежде всего, на эмоциональной, а не рациональной основе. Поэтому в политической борьбе проще использовать гендерные стереотипы.
Присущий России авторитарный тип лидерства с патерналистским уклоном вбирает в себе маскулинные качества: превосходство, сила, рациональность, харизматичность. Результаты контент-анализа комментариев пользователей Youtube показали, что Ксения Собчак чаще всего упоминалась в негативном контексте. При этом основными причинами антипатии к кандидату стали: отсутствие умственных способностей, эмоциональность, внешность и аморальное сексуальное поведение. Аспекты критики совпадают с феминными чертами. Именно эти черты признаются россиянами непривлекательными в политическом лидере. Гипотеза о влиянии гендерных стереотипов на восприятие населением политического лидерства подтвердилась.
Результаты анкетного опроса демонстрируют, что молодые люди обоих полов солидарны в выборе политического деятеля: высшее образование получил в сфере международных отношений, политологии, экономики или юриспруденции, отличается рациональностью, рассудительностью, харизматичностью и логичностью. Возраст политика не должен превышать шестидесяти лет. Гипотеза о маскулинизации политического лидерства также является обоснованной.
Юноши и девушки придерживаются эгалитарной точки зрения о женщинах-лидерах. Они не ориентируются на пол при принятии решения. Российская молодежь не согласна с тем, что женщинам в политике не место. При этом консервативные установки уживаются с гендерно-нейтральными. Молодые люди для женщин выделяют отдельные зоны компетентности: вопросы семьи, детей, здравоохранения, образования, культуры и жилищной политики. Препятствиями на пути женщин к вышестоящим должностям они считают обязанности по воспитанию детей, неуравновешенность и неподходящее для политики мышление. На стереотипных ответах останавливались и юноши, и девушки. Это доказывает гипотезу о том, гендерный порядок в политической сфере поддерживается обоими полами.
Все материалы контент-анализа, анкетного опроса и вторичных эмпирических исследований были использованы для конструирования привлекательного для избирателей политического имиджа. За основу была взята имиджевая кампания Г. Г. Почепцова с четырьмя шагами: выявление запросов населения, анализ сильных и слабых сторон кандидата, адаптация поведения и черт под требования аудитории, трансляция характеристик на вербальном, визуальном и событийном уровнях. Российская молодежь более тяготеет к политическому лидеру с амплуа «молодого демократа». Помимо профессиональных компетенций и умственный способностей, в политическом деятеле ценятся моральные качества. Политический лидер получит поддержку в случае проявления патриотизма и близости к народу.
Таким образом, цель и задачи исследования являются достигнутыми, а выдвинутые гипотезы – подтвержденными.
Так как представления о полоролевой дифференциации формируются посредством воздействия на индивида первичных и вторичных институтов социализации, путь гендерного просвещения представляется наиболее подходящим для решения проблемы гендерного дисбаланса в политике. Квотирование не справится с задачей, пока массовое сознание пронизано дискриминационными по отношению к женщинам стереотипами. В исследовании было установило, что гендерная асимметрия – результат конвенционального «соглашения» мужчин и женщин о социальных ролях. Избранные по квоте женщины могут также принимать на государственных постах гендерно традиционные решения. Поэтому государственным институтам рекомендуется проводить просветительскую политику через программы учебных учреждений, социальную рекламу, государственные СМИ. Женщины – это кадры с высоким образовательным потенциалом и трудовой мотивацией. Участвовать в борьбе с дискриминационными гендерными установками могут и институты гражданского общества.
Интернет-платформа является перспективной для изучения мнения граждан о политическом лидерстве и гендерных стереотипах. С анонимными аккаунтами пользователи честнее выражают свое мнение и менее следуют социально одобряемой модели поведения. Анкеты респондентов содержали непоследовательные ответы. Поэтому теория Е. Б. Шестопал об уровнях восприятия лидерства остается актуальной. Требуются дополнительные исследования для установления причин выбора участниками опроса определенных качеств политического лидера, его сфер образования и каналов рекрутирования. Целесообразным представляется проведение фокус-групп для получения более полной информации о привлекательном для избирателей политическом имидже. Мало освещаемым в научных публикациях является сам опыт женщин-лидеров в политической сфере, их препятствия на пути к политической карьере и отношение к гендерному порядку.
Последние выполненные заказы
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!