Глаголы пребывания в эмоциональном состоянии: функционально-семантический аспект

Вишневская Екатерина Андреевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Работа посвящена анализу внеязыковой ситуации субъекта пребывания в эмоциональном состоянии, а также глаголов, служащих для выражения данной ситуации. В ходе исследования были проанализированы 52 глагольных предиката, а также способы выражения партиципантов, участвующих в оформлении указанной ситуации. Было установлено, что синтаксические структуры, оформляемые глаголами эмоционального состояния, и их глубинные структуры не всегда точно соотносятся друг с другом, то есть между данными структурами наблюдается асимметрия.
Данные исследования могут быть использованы в курсе по семантике, теоретической грамматике, в курсе общего языкознания.

Исследователи часто отводят глаголу особое место среди остальных частей речи. По мнению многих лингвистов (таких, как А. А. Дмитриевский, Л. Теньер, И. И. Мещанинов, И. Г. Ольшанский, В. В. Химик, В. Б. Касевич, В. В. Богданов, М. А. Анохина и др.), глагольный предикат обладает структурообразующей функцией и находится в отношениях подчинения со всеми остальными членами предложения. Этому способствуют как особенности глагольной семантики (в частности, способность глагола выражать действие, процесс и состояние), так и особое синтаксическое свойство – валентность, под которым понимается способность глагола сочетаться с различными языковыми единицами в составе предложения (https://les.academic.ru/174/Валентность).
Что есть состояние? С точки зрения философии, состояние – это «совокупность основных параметров и характеристик какого-либо объекта, явления или процесса в определенный момент (или интервал) времени» (Новая философская энциклопедия, 2010: 600). По Мартину Хайдеггеру, состояние есть «действующая в человеке настроенность (настроение), на которую он сам не может оказывать воздействия, но которая определяет в данный момент все его чувства, мысли и желания» (Философский энциклопедический словарь, 2003: 379). Состояние может быть физическим или эмоциональным, и в обоих случаях это понятие неотделимо от человеческой жизни.
Человек пребывает в эмоциональном состоянии практически всегда, независимо от ситуации. Эмоции присутствуют во многих сферах деятельности человека, с помощью эмоций человек может выражать своё отношение к явлениям действительности. Порой эмоциональное состояние может превалировать над логикой и влиять на поведение и поступки человека.
Способность испытывать эмоциональное состояние не зависит от национальности и родного языка и присуща абсолютно всем людям. Тем не менее родной язык может влиять на вербальные способы описания эмоций и чувств. Так, например, в русском языке эмоциональное состояние человека чаще всего описывается глаголами и глагольными сочетаниями. Например: испугаться, впасть в ужас, радоваться, блаженствовать, наслаждаться; грустить, хандрить и т.д.
Глаголы эмоционального состояния составляют особую группу в глагольной лексике русского языка. Эти глаголы являются ноль-валентными, потому что не предполагают наличие объекта. Это особенно ярко видно по таким лексемам, как благодушествовать и хандрить, которые в абсолютном большинстве случаев употребляются в сочетании только с субъектом.
В настоящей работе подробному рассмотрению будут подвергнуты единицы из лексико-семантической группы глаголов эмоционального состояния.
Согласно единым государственным образовательным стандартам, единицы из данной группы подробно рассматриваются на среднем и продвинутых этапах обучения (Иванова 1999: 9), однако, по нашим наблюдениям, не все лексемы были исследованы в достаточной мере для того, чтобы их можно было представлять в иностранной аудитории (например, лексемы убиваться, блаженствовать). Также на момент написания данной научной работы нами не было обнаружено пособий и научных работ, в которых бы подробно были описаны глагольные лексемы со значением пребывания в эмоциональном состоянии.
Таким образом, всё вышесказанное обусловливает актуальность и новизну выбранной нами темы.
Научная новизна исследования заключается также в том, что впервые, по нашим данным, предпринята попытка комплексного исследования глагольных единиц со значением пребывания в эмоциональном состоянии с точки зрения особенностей их семантики и функционирования.
Объект исследования – лексико-семантическая группа глаголов эмоционального состояния.
Предмет исследования – особенности семантики и функционирования единиц, входящих в лексико-семантическую группу глаголов эмоционального состояния.
Цель данного исследования – описать внеязыковую ситуацию пребывания субъекта в эмоциональном состоянии, а также глаголов, служащих для выражения данной ситуации.
Задачи исследования:
1) создать теоретическую базу исследования;
2) определить количественный состав единиц, входящих в лексико-семантическую группу глаголов эмоционального состояния;
3) выявить функционально-семантические особенности изучаемых единиц;
4) классифицировать глаголы по функционально-семантическому критерию;
5) выявить особенности глубинной структуры ситуации пребывания в эмоциональном состоянии;
6) проанализировать и описать языковые средства, служащие для выражения данной ситуации в русском языке.
Методы и приёмы исследования: метод теоретического описания, описательный и семантический метод; метод компонентного и дистрибутивного анализа; метод наблюдения; метод контекстологического анализа; метод валентностного анализа; приём сплошной и направленной выборки, приём частотно-статистического анализа.
Материалы исследования: толковые и лингвистические словари: Толковый словарь русских глаголов под ред. Л. Г. Бабенко, Словарь лингвистических терминов под ред. Т. В. Жеребило, Лингвистический и энциклопедический словарь под ред. В. Н. Ярцева, Толковый переводоведческий словарь под ред. Л. Л. Нелюбина и др., Психологический словарь, Новая философская энциклопедия под ред. В. С. Степина, контексты из Национального Корпуса русского языка, учебные средства по русскому языку как иностранному.
Теоретическая значимость: данное исследование позволяет подтвердить и уточнить основные положения веброцентрической теории и семантического синтаксиса.
Практическая значимость: результаты наблюдений и полученные в ходе исследования выводы можно использовать в курсе лексикологии, практической и теоретической грамматики, общего языкознания, а также на практических занятиях по русскому языку в иностранной аудитории.
Гипотеза: синтаксические (поверхностные) структуры, оформляемые глаголами эмоционального состояния, и их глубинные структуры не всегда точно соотносятся друг с другом. В ряде случаев между ними наблюдается асимметрия.
Положения, выносимые на защиту:
1) С точки зрения вербоцентрической теории глагол является организующим центром высказывания, что подтверждается анализом функционирования глаголов со значением пребывания в эмоциональном состоянии.
2) Данные глаголы служат для выражения универсальной внеязыковой ситуации со следующим набором участников: субъект, испытывающий эмоциональное состояние; глагол, образующий конструкцию; субъект, вызывающий эмоциональное состояние; причина и иные обстоятельственные уточнители.
3) Один и тот же участник конкретной ситуации в русском языке может выражаться разными грамматическими средствами.
Структура работы: данная работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Списка использованной литературы, Списка словарей, справочников, интернет-источников и Приложения.

Интерес к функциональному устройству предложения породил спор о том, какой член является главенствующим – подлежащее или сказуемое. Согласно одной из точек зрения, получивших активное развитие в 30-е годы XX века, именно глагольный предикат, а не подлежащее формирует вокруг себя высказывание. Данная теория получила название вербоцентрической.
Учение о глагольной валентности, переросшее в изучение поверхностной и глубинной структуры предложения, нашло отражение в теории семантических падежей – «глубинного синтактико-семантического отношения». Глубинные падежи универсальны для всех языков, но в каждом конкретном языке они имеют своё собственное поверхностное выражение. Это касается и средств выражения эмоций, которые также являются общими для носителей всех языков. В русском языке значительную часть лексики, служащей для описания эмоций, составляют глаголы, среди которых можно выделить группу глаголов со значением пребывания в эмоциональном состоянии.
С целью описать внеязыковую ситуацию пребывания субъекта в эмоциональном состоянии, а также глаголов, служащих для выражения данной ситуации исследованию подверглись 52 глагольных единицы.
Внеязыковая ситуация пребывания в эмоциональном состоянии включает в себя пять участников, которые на глубинном уровне соотносятся с семантическим ролями экспериенцера и стимула. В ситуации пребывания в эмоциональном состоянии можно выделить пять участников: каузируемого субъекта, глагольный предикат, субъекта-каузатора, причину эмоционального состояния, а также другие обстоятельственные уточнители.
Наше предположение, что поверхностные структуры, оформляемые глаголами эмоционального состояния, и их глубинные структуры не всегда точно соотносятся друг с другом и что между ними в ряде случаев наблюдается асимметрия, подтвердилось.

Участники ситуации могут быть выражены разными способами (см. Приложение 1): падежными или предложно-падежными конструкциями, придаточными предложениями, прямой речью; в части случаев участники рассматриваемой ситуации могут быть выделены из контекста. Наибольшую сложность представляет нахождение в предложении второго участника (субъекта-каузатора), а также причины пребывания в эмоциональном состоянии, так как они могут выражаться одними и теми же грамматическими формами. Кроме того, встречались примеры, в которых выделить того или иного участника не представлялось возможным.
В поверхностной структуре русского предложения, оформляемого исследуемыми глаголами, каузируемый субъект всегда выражается именительным падежом. Второй субъект в структуре предложения, как правило, является дополнением, в некоторых случаях – определением. Кроме того, каузирующий субъект может входить в состав придаточного предложения или в состав прямой речи, соотносясь с глаголом только логически. Причина пребывания в эмоциональном состоянии так же, как и субъект-каузатор, может быть выражена предложно-падежной формой, придаточным предложением или может выводиться из контекста.
Выявленная асимметрия между глубинными структурами и их поверхностным выражением подтверждает высказанную гипотезу.
В результате наших наблюдений было уточнено управление некоторых глаголов и частотность употребления некоторых из них (трусить, блаженствовать и др).
Для иностранцев семантический синтаксис разработан в наименьшей степени. Данное направление представляется нам перспективным для дальнейших исследований в области прикладного описания русского языка как иностранного.

Андрюшина Н. П. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. Общее владение. 2014. – 162 с.
Андрюшина Н. П. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень. Общее владение. 2014. – 200 с.
Анохина М. А. Явление инкорпорации в английской глагольной лексике: на материале адвербиальных глаголов английского языка: дис. 2006. – 195 с.
Апресян Ю. Д. К построению языка для описания синтаксических свойств слова // Проблемы структурной лингвистики. – 1973. – С. 279-325
Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. С. 51-53
Аринштейн В. М. Средства выражения каузативных отношений в простом предложении в современном английском языке. 1983. – 40 с.
Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. 1976. – 382 с.
Богданов В. В. Семантико-синтаксическая организация предложения. – 1977. – 204 с.
Васильев Л. М. Семантика русского глагола. 1981. – 184 с.
Гак В. Г. К проблеме соотношения между структурой высказывания и структурой ситуации // Типологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. – 1969. – С. 80
Галкина-Федорук Е. М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Сборник статей по языкознанию. Профессору Московского университета академику В. В. Виноградову в день его 70-летия. – 1958. – С. 121
Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. 1992. – 224 с.
Грамматика русского языка под ред. Н. Ю. Шведовой. 1980. § 1912, 1893, 1908, 2688, 2718
Дмитриевский А. А. Практические заметки о русском синтаксисе //Филологические записки. – 1877 – №4. – С. 22-23.
Ельмслев Л. Категория падежа. 1935. – 420 с.
Есперсен О. Философия грамматики. 1958. – 404 с.
Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. 1973. – 351 с.
Иванова Т.А., Попова Т. И., Рогова К. А., Юрков Е. Е. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Второй уровень. Общее владение. 1999. – 32 с.
Изард К. Психология эмоций. 1999. – 460 с.
Карпов В. И. Абрамов Б. А. Избранные работы по немецкой грамматике и общим проблемам языкознания // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 6, Языкознание: реферативный журнал. – 2004. С. 99
Касевич В. Б. Труды по языкознанию: в 2 т./под редакцией Ю. А. Клейнера. – СПб.:филол. Факультет СПбГУ, 2006. – Т. 1. – 880 с.
Кацнельсон С. Д. О грамматической категории // Вестник ЛГУ. – 1948. – №2. – С. 114-134
Кацнельсон С. Д. К понятию типов валентности // Вопросы языкознания. – 1987. – №3. С. 20
Кобозева И. М. Лингвистическая семантика. 2000. – 350 с.
Козлова Р. П. Валентность и сочетаемость многозначных глагольных лексем // Вестник Тамбовского университета. – 2004. – №3. С. 90
Кукатова О. А. Особенности семантической роли каузатора в высказываниях с возвратными эмотивными глаголами удивляться, поражаться, изумляться, сердиться, злиться, возмущаться, раздражаться // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2012. – №1. С. 259
Лейкина Б. М. Некоторые аспекты характеристики валентностей, в сборнике: Доклады на конференции по обработке информации, машинному переводу и автоматическому чтению текста. – 1961. – №5.
Литвина А. С. Изучение эмоций в различных областях науки // Мир науки, культуры и образования. – 2010. – №3. С. 21
Ломтев Т. П. Структура предложения в современном русском языке. 1979. – 198 с.
Лукин М. Ф. Единство содержания и формы в категории падежа // Русское языкознание: сборник научных трудов. – 1991. – №22. – С. 61
Лукьянова Н. А. О соотношении понятий экспрессивность, оценочность // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования. – 1976. – №5. С. 11
Маслечкина С. В. Выражение эмоций в языке и речи // Вестник Брянского университета. – 2015. – №3. – С. 231
Мартине А. Структурные вариации в языке // Новое в лингвистике. Вып. 4. М., 1965, с. 40
Мещанинов И. И. Проблемы развития языка. 1975. – 351 с.
Овсянникова М. А. Возвратные и переходные глаголы эмоций русского языка: свойства актантов и дискурсивные функции // ActaLinguisticaPetropolitana. Труды института лингвистических исследований. – 2015. – № 1. С. 447-459
Ольшанский И. Г. Взаимодействие семантики слова и предложения // Вопросы языкознания. – 1983. С. 55, 57-58
Пешковский А. М. Синтаксис в научном освещении. 1956. – 510 с.
Реформатский А. А. Введение в языкознание. 1955. – 536 с.
Сильницкий Г. Г. Семантика. Грамматика. Квантитативная и типологическая лингвистика. 2006. – 620 с.
Судаков К. В. Физиология. Основы и функциональные системы: курс лекций. 2000. – 784 с.
Телякова В. М. Трёхактантная модель предложений, построенных возвратными глаголами эмоции // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2002. С. 47, 48
Теньер. Л. Основы структурного синтаксиса. 1988 – 653 с.
Теркулов В. В. Ономасеологический падеж // Язык и ментальность: сборник статей. – 2010. С. 104
Уфимцева А. А. Слово в лексико-семантической системе языка. – 1968. – 272 с.
Филлмор Ч. Дело о падеже // Новое в зарубежной лингвистике. – 1981. С. 400
Филлмор Ч. Дело о падеже открывается вновь // Новое в зарубежной лингвистике. – 1981. С.405
Химик В. В. Категория субъективности и её выражение в русском языке. 1992. – 180 с.
Химик В. В. Практический синтаксис русского языка. 2001. – 92 с.
Хомский Н. Язык и мышление. 1972. – 123 с.
Храковский В. С. Два подхода к анализу синтаксических конструкций: «лексико-семантический» и «конструкционный» (опыт сопоставления) // ActaLinguisticaPetropolitana. Труды института лингвистических исследований. – 2014. С. 25-40.
Чжан Яньцю, Лексические средства передачи эмоций в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина (функционально-семантический аспект). – 2016. С. 31, 49
Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. 2001 – 620 с.
Шаховский В. И. Лингвистическая теория эмоций. 2008. – 414 с.
Шаховский В. И. Голос эмоций в языковом кругу homosentiens. 2012. – 141 с.
Шмелёв Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики. 1973. – 278 с.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Способы достижения эквивалентности при переводе конвенций ООН
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет