Игровой компонент в обучении устно-речевому общению на английском языке взрослых слушателей языковых курсов (на примере уровней В1-В2)

Шепелина Владлена Андреевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Работа посвящена использованию игрового компонента в обучении взрослых слушателей курсов по английскому языку уровня B1-B2. Структура работы включает введение, две главы, выводы по главам, заключение, список используемой литературы и приложения. Во введении обоснованы теоретическая и практическая значимость работы, а также её актуальность и научная новизна. Первая глава посвящена теоретическим аспектам исследования: в ней рассмотрены особенности и принципы обучения взрослых в контексте андрагогики, факторы, влияющие на успешность в процессе общения, а также проблемы, которые могут возникнуть; характеристики обучающих игр, их классификации, различные игровые мобильные приложения, а также способы решения проблем с помощью игрового метода. Вторая глава посвящена результатам исследований взрослых слушателей языковых курсов на предмет их особенностей и проблем, с которыми они сталкиваются и результатам исследования преподавателей курсов на предмет того, какие УМК они используют с целью составления методических рекомендаций по применению игрового компонента. Каждая глава завершается выводами. Заключение посвящено подведению практических результатов работы, а также перспективам дальнейших исследований. В приложениях даны полные списки игр, которые используют преподаватели, правила игр, представленных в УМК, а также план урока с учётом методических рекомендаций.

Данная работа посвящена игровому компоненту в обучении английскому языку.
Актуальность данного исследования состоит в том, что в наше время взрослым учащимся необходим навык устно-речевого общения для того, чтобы, например, получить высокооплачиваемую работу или переехать в другую страну. В процессе обучения могут возникнуть трудности, решить которые можно с помощью введения игрового компонента в обучение.
Объектом исследования является процесс обучения устно-речевому общению на английском языке, предметом – использование игрового компонента в обучении устно-речевому общению на английском языке.
Цель данной работы – методически обосновать использование игрового компонента в обучении устно-речевому общению на английском языке и разработать методические рекомендации по использованию обучающих игр и мобильных приложений в обучении.
Задачи:
изучить особенности обучения взрослых устно-речевому общению на уровне B1-B2;
охарактеризовать взрослых слушателей языковых курсов, определить их потребности и проблемы, возникающие у них при устно-речевом общении на иностранном языке;
рассмотреть виды обучающих игр и мобильных приложений;
проанализировать популярные УМК, существующие обучающие приложения и сайты на предмет наличия в них игрового компонента, обосновать возможность их применения в процессе обучения устно-речевому общению на иностранном языке;
опираясь на результаты исследований, разработать методические рекомендации по использованию мобильного обучения, создания новых игр.
Тема в литературе представлена не очень обширно, так как большая часть работ посвящена играм в обучении детей. Теоретическая база исследования включает в себя работы в сфере:
андрагогики (М. Ш. Ноулз, С. И. Змеёв, О. А. Адриенко, Т. А. Василькова, Х. И. Абрагимова, Д. С. Мацько и др.)
обучения устно-речевому общению (Л. М. Леонг, С. М. Ахмади, И. Г. ГАврикова, А. С. Пушкарёва, А. Арианти, К. Бункит и др.)
использовании игр и игровых приложений в обучении (А. А. Шатилова, Дж. Л. Пласс, И. В. Трубянова, Н. С. Никитина, А. В. Будилова и др.)
Методы, применяемые в работе – анализ научной литературы и проведение опроса с использованием формата «Google Forms».
Новизна работы состоит в том, что впервые исследуется возможность проведения занятия, развивающего навыки устно-речевого общения в дистанционном формате с использованием мобильных приложений, в числе которых приложение для проведения ролевой игры «Мафия».
Теоретическая значимость работы включает в себя уточнение определений терминов «андрагогика», «устно-речевое общение», «дидактическая игра» в контексте обучения взрослых; раскрытие функций применения игр на занятии, посвященном обучению устно-речевому общению для решения возможных проблем. Практическая значимость состоит в том, что предложенные рекомендации по применению мобильного приложения “Mafia” для обучения устно-речевому общению на английском языке на уровне В1-В2 можно использовать при обучении как на языковых курсах, так на других ступенях языкового образования (в школах и в неязыковых вузах), а также для создания дидактических игр.
Работа состоит из двух глав. В первой, теоретической, главе рассмотрены особенности обучения взрослых, дана характеристика обучения устно-речевому общению на уровне B1-B2, а также обучающих игр. Вторая глава – практическая. В ней приведены результаты исследований взрослых слушателей языковых курсов на предмет их особенностей и проблем, с которыми они сталкиваются при изучении иностранного языка, представлены результаты анкетирования преподавателей языковых курсов с целью выявления наиболее популярных УМК и последующего их анализа на предмет наличия в них игрового компонента, а также составлены методические рекомендации по применению игрового приложения “Mafia” в процессе обучения слушателей языковых курсов устно-речевому общению на английском языке на уровне В1-В2. В приложениях даны полные списки игр, которые используют преподаватели; характеристика игр, представленных в популярных УМК; а также план урока с использованием мобильных приложений “Skype”, “Mafia”, “Kahoot!”.
Результаты работы послужили основой статьи «Особенности курсового обучения взрослых» в сборнике по материалам на Национальной (Всероссийской) конференции по естественным и гуманитарным наукам «Наука СПбГУ – 2020».

В соответствии с задачами данной работы были проведены анализ научной литературы, реализованы два опроса в формате “Google Форма”, один из которых предназначался для взрослых слушателей языковых курсов, а другой – для их преподавателей. В ходе анализа научной литературы были рассмотрены сведения о науке «андрагогика», один из разделов которой посвящён особенностям взрослых обучающихся, выявлены проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся при осуществлении иноязычного общения, факторы, которые могут влиять на их коммуникативный успех, а также характеристики обучающих игр и мобильных приложений, их виды и способы применения. Результатом проделанной работы стало уточнение понятия «андрагогика» в контексте данного исследования и обоснование актуальности обучения взрослых устно-речевому общению и применению игр с этой целью. Выведен основной барьер, мешающий данной группе учащихся коммуницировать на иностранном языке, а именно, страх перед ошибкой. Теоретически обосновано, что введение игрового компонента помогает преодолеть этот барьер, а также решить другие проблемы, возникающие при обучении взрослых, например, вовлечение их в ситуацию общения. Проведенный анализ дидактических игр из различных источников (в том числе из таких популярных УМК, как New English File, English File 3d edition, Solutions 2nd edition, English File 4th edition, Solutions) показал, что основное количество игр направлено на закрепление лексического и грамматического материала, хотя они и имеют коммуникативную составляющую. Обучающие же приложения направлены на развитие исключительно лексико-грамматических, а не устно-речевых умений.
Поскольку работа посвящена именно взрослым слушателям языковых курсов, методические рекомендации, данные в конце работы, наиболее актуальны при работе с ними, однако могут иметь и более обширное применение. План занятия может служить примером того, как можно интегрировать приложения “Mafia” и “Kahoot!” в процесс занятия с целью сделать его более разнообразным и интересным для учащихся.
Таким образом, цель данного исследования была достигнута, а задачи – выполнены.

Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
Андриенко О. А. Актуальные проблемы образования взрослых // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8, №1 (26) – С. 25-28.
Артеменко О. А., Воейкова А. А., Амеличева К. А. Методика использования мобильного приложения BBC LEARNING ENGLISH в процессе обучения иностранному языку студентов поколения Z // Высшее образование сегодня. – 2020. – №1. – С. 67-71.
Батурина Э. Р., Баркаева О. В., Казмирская У. Р. Обучение лексике: анализ приложений для смартфонов для изучения английского языка // Лингвистика и современное образование: сборник научных трудов. – М.: Московский Государственный Областной Университет, 2020. – С. 92-114
Бердникова Н. С., Канцур А. Г. Использование мобильных приложений на уроках иностранного языка // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. – 2019. – №15.– С. 75-80.
Бодрова Е. В., Трубайчук Л. В. Компьютерные игры в обучении иностранному языку // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2012. – №3. – С. 123-127.
Боева И. В. Зембатова Л. Т. Ролевая игра – эффективный метод обучения взрослых слушателей иностранному языку // МНКО. – 2020. – №4 (83). – C. 145-147.
Будилова А. В., Еловская А. А., Еловская Е. В. Виды и классификации лингводидактических игр // Современные педагогические технологии в организации образовательного пространства региона: сборник материалов областной научно-практической конференции. – Мичуринск: Общество с ограниченной ответственностью “БИС”, 2018. – С. 112-115.
Василькова Т. А. Основы андрагогики. – М.: Кнорус, 2009. – 256 с.
Вослоо С., Уэст М. Рекомендации ЮНЕСКО по политике в области мобильного обучения [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: (дата обращения – 05.05.2021).
Гаврикова И. Г. Грибкова И. В. Проблемы активизации устно-речевого взаимодействия в процессе обучения иностранным языкам // Современный учёный. – 2019. – №2. – С. 59-63.
Газизова А. С., Попова А. С. Использование дидактических игр на начальном этапе обучения детей старшего дошкольного возраста английскому языку // E-scio. – 2019. – №10 (37). – С. 69-78.
Городилин С. К. Прикладные социологические исследования в сфере физической культуры и спорта. – Гродно: ГрГУ, 2001. – 87 с.
Гураль С. К., Шильнов А. Г. Обучение иноязычному дискурсу посредством интеллектуальной игры Jeopady! // Язык и культура. – 2016. – №1 (33). – С. 137-146.
Даниленко Л. П. Нетрадиционные методы обучения иностранному языку на примере коммуникативной игры // Научный журнал «Современные лингвистические и методико-дидактические исследования». – 2017. – №4 (36). – С. 108-117.
Данчевская О. Е. Методы межкультурных исследований в системе иноязычного образования // Преподаватель ХХI век. – 2018. – №1-1. – С. 115-131.
Долженко Ю. Ю., Позднякова А. С. Онлайн анкетирование как современный и эффективный способ исследования // ТДР. – 2015.– №1. – С. 109-110.
Жижина А. Е. Использование игр в обучении иностранным языкам // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2010. – №6 – С. 283-286 .
Заруцкая Е. В. Аутентичное ток-шоу как средство обучения устному общению на английском языке (на примере The Ellen DeGeneres Show) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2018. – №2 (80). – С. 411-414.
Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М: Логос, 2001. – 384 с.
Змеёв С. И. Основы андрагогики. – М.: Флинта, 2013. – 156 с.
Ибрагимов Х. И. Педагогические и психологические особенности обучения взрослых // Academie. – 2019. – №10 (49). – C. 39-41.
Иванова В. А. Использование ролевой игры при обучении взрослых на краткосрочных курсах иностранного языка // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – №3. – С. 81-86
Иванова Ю. А., Покусаева Е. Н. Обучение студентов устно-речевому взаимодействию с использованием проблемных ситуаций // Новая наука: психолого-педагогический подход. – 2017. – №2. – С. 146-150.
Изучение английского языка [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: ) (дата обращения – 04.05.21).
Илюшкина М. Ю., Шейнкман А. М. E-learning в преподавании английского языка: анализ контента мобильных приложений // Studia Humanitatis. – 2019. – №2. – С. 121-125.
Кадиева А. А. Игра как средство обучения английскому языку // Проблемы гуманитарного образования в аспекте новых научных парадигм: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. – «Алеф»: Махачкала, 2019. – С. 118-121.
Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – Каро: СПб., 2008. – 192 с.
Кох М. Н., Пешкова Т. Н. Основы педагогики и андрагогики: учебное пособие. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 90 с.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – Спб.: Питер, 2005. – 940 с.
Ласштабова Н. В., Спащенко А. А. Применение мобильных технологий при изучении английского языка // Гуманитарные чтения «Севастопольская гавань». Материалы научно-практической конференции. // Севастополь: ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», 2019. – С. 119-124.
Мацько Д. С. Особенности обучения английскому языку взрослых в системе дополнительного образования // Гуманитарные исследования. – 2018. – № 2. – С. 126-130.
Мильруд Р. П. Актуальные проблемы языковой андрагогики // Вопросы современной науки и практики. – 2016. – №1(59). – С. 176-180.
Неруш Т. Г. Психология развития и возрастная психология. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт, 2013. – 196 с.
Никитина И. С. Особенности использования интернет-ресурсов и мобильных приложений в обучении английскому языку // меняющаяся коммуникация в меняющемся мире: IX международная научно-практическая конференция, сборник статей. – Волгоград: Волгоградский филиал РАНХиГС, 2015. – С. 78-82.
Новикова А. С. Психолого-педагогические условия обучения взрослых иностранному языку // Исследовательский потенциал молодых учёных: взгляд в будущее. – Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2019. –427 с.
Онорин Д. Е. Особенности взрослых как уникальной психолого-возрастной группы обучающихся при овладении иностранным языком // Мир науки. – 2017. – Т. 5, № 5. – С. 1-7.
Полесюк Р. С. Об эффективности использования игры при обучении иностранному языку // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2012. – №4. – С. 275-278.
Пушкарёва С. А. Пути обучения иноязычному устно-речевому общению // сборник статей Международной научной конференции, посвященной 105-летию МГУ им. А. А. Кулешова / под общ. ред. А. С. Мельниковой. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова. – 2019. – С. 253.
Розина И. Н. Эволюция CALL-методов обучения английскому языку // ОТО. – 2017. – №3. – С. 353-363.
Салыгина И. А. Андрагогический подход как основа реализации концепции непрерывного образования взрослых // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №61. – C. 252-255.
Сальникова С. А. Игра как метод обучения иностранному языку // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – №7 (33). – С. 62-64
Самохина Н. В. Использование мобильных технологий при обучении английскому языку: развитие традиций и поиск новых методических моделей // Фундаментальные исследования. – 2014. – №6 (3). – С. 591-595.
Сергеев А. Н., Субач Т. В. Разработка системы онлайн-анкетирования на сайте образовательной организации // Бюллетень науки и практики. – 2017. – №8 (21). – С. 270-274.
Суйкова О. А. Андрагогические аспекты непрерывного образования // Инновационное развитие профессионального образования. – 2019. – №1 (21). — С. 16–22.
Тоджибаева К. С. Педагогические и психологические особенности обучения взрослых // Academy. – 2018. – №1 (28). – С. 74-75.
Трубянова И. В. Эффективные игры при обучении английскому языку // Инновационные технологии в преподавании иностранных языков: от теории к практике: материалы III Региональной научно-практической конференции. – Йошкар-Ола: Марийский Государственный Университет, 2016. – С. 48-53.
Утепкалиева А. Ж. Расширение значения использования ролевых игр на уроках английского языка // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – №13 (342). – С. 103-105.
Фадина Е. Ю. Ролевые игры на уроках английского языка // Наука и образование: проблемы и перспективы: сборник статей международной научно-практической конференции. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. – С. 27-29.
Шаравьёв В. А. Взрослый обучающийся краткосрочных курсов по иностранному языку: субъектная характеристика // Вестник ТГПУ. – 2016. – №6 (171). – 128-131.
Шатилова А. А. Игра как технология обучения взрослых иностранному языку // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: Материалы Х Всероссийской научно-практической Internet-конференции (с международным участием). – Тамбов: Издательский дом «Дзержавинский», 2019. – С. 228-235.
Шатилова А. А. Игровые технологии в обучении взрослых английскому языку: возможности и ограничения // Гаудеамус. – 2020. – №2 (44). – С. 59-68.
Ahmadi S. M, Leong L. M. An Analysis of factors influencing learners’ English speaking skills // International journal of Research in English education. – 2017. – Vol. 2. – P. 34-41.
Andragogy – Adult Learning Theory (Knowles) [Electronic resourse]: Learning Theories. – 2017. URL: (accessed: 31.05.2020).
Arianty A. Psychological Factors Affecting EFL Students’ Speaking Performance // AsianTEFL. – 2016. – Vol. 1, №1. – P. 77-88
Boonkit K. Enhancing the development of speaking skills for non-native speakers of English // Procedia Social and Behavioral Sciences. – 2010. – №2 – P. 1305-1309.
Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment: Companion volume. – Strasbourg: Council of European Publishing, 2020. – 278 p.
Farmanov G. S. The importance of using games in teaching English to young children // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. – №11. – С. 11-13.
Hellman A. B. Vocabulary size and depth of word knowledge in adult‐onset second language acquisition // International Journal of Applied Linguistics. – 2011. – Vol. 21, №2. – P. 162-182.
Knowles M. S. The Modern Practice of Adult Education. From Pedagogy to Andragogy / M. S. Knowles. – Englewood Cliffs, NJ: Cambridge Adult Education. – 1980. – 400 p.
Krashen S. D., Long M. A., Scarcella R. C. Age, rate and eventual attainment in second language acquisition // TESOL Quarterly. – 1979. – Vol. 13, №4. – P. 573-582.
Li P., Legault J, Likofsky K. A. Neuroplasticity as a function of second language learning: anatomical changes in the human brain // Cortex. – 2014. – №58. – P. 301-324.
Lichtman K. Age and learning environment: Are children implicit second language learners? // Journal of Child Language. – 2016. – Vol. 43, №3. – P. 707-730.
Loeng S. Various ways of understanding the concept of andragogy // Cogent Education. – 2018. – Vol 5, №1. – P. 1-15.
Homer B. D., Kinzer C. K., Plass J. L. Foundations of game-based learning // Educational psychologist. – 2015. – Vol. 50. – P. 258-283.
Reinhardt J., Thorne L. S. Digital Games as Language-Learning Environments // Handbook of Game-based Learning; ed. by J. L. Plass, R. E. Mayer, B. D. Homer. – Cambridge, M. A.: The MIT Press, 2020. – P. 409-436
Shashikala H. P. Exploring Task-Based Approach to Teaching Oral Communication Skills in English to Sri Lankan Undergraduate Students // Journal of Literature and Art Studies. – 2018. – Vol. 8, №6. – P. 932-945.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Видовые различия в русской речи польских и чешских студентов
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Способы достижения эквивалентности при переводе конвенций ООН
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет
    Фразеологические единицы в политическом дискурсе
    📅 2021 год
    🏢 Санкт-Петербургский государственный университет