Иммиграционная политика Швеции, Дании и Норвегии в XXI веке: сравнительный анализ

Чукалова Надежда Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

В работе рассматриваются основные направления иммиграционной политики Швеции, Дании и Норвегии в XXI веке, стратегии социокультурной адаптации и интеграции иммигрантов и беженцев; выявляются количественные и этнокультурные изменения иммиграционных потоков, определяются основные проблемы адаптации и интеграции иммигрантов в шведском, датском и норвежском обществе, а также проводится сравнительный анализ мер, принимаемых властями для их решения.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современная международная миграция беспрецедентна по своим масштабам, охватывает практически все страны мира и характеризуется рядом особенностей. Процесс миграции постоянно нарастает, притом массовые миграции направлены в сторону более развитых стран. Швеция, Дания и Норвегия относятся к числу стран с наиболее высоким уровнем жизни
и предоставляют иммигрантам большие возможности по долгосрочному поселению, интеграции, получению вида на жительство, что делает эти страны привлекательными
для иммигрантов, причем не только из европейских государств.
В Швеции массовая иммиграция привела к тому, что в начале XXI века в стране с 9 миллионным населением было более 1 миллиона иммигрантов. Если считать иммигрантами и тех, у кого один из родителей рожден не в Швеции, то их доля составит около 21 % населения страны. «Шведская модель» общества, построенная при нахождении у власти около 50 лет социал-демократической партии, способствовала сведению к минимуму социальных конфликтов в обществе. Основной чертой «шведской модели» является поиск взаимоприемлемых решений, основанный на компромиссе
и учете интересов всех сторон.
Согласно индексу (The Migrant Integration Policy Index, MIPEX) неправительственной европейской организации Migration Policy Group Швеция
по состоянию на 2014 год занимает первое место в рейтинге интеграционной политики, опережая 38 государств в Европе и за ее пределами. Это означает, что Швеция предоставляет наилучшие возможности иммигрантам по адаптации и долгосрочному поселению и является наиболее привлекательной для них страной.
Иммиграционная политика Дании примечательна тем, что здесь действуют самые строгие в Европе законы в области иммиграции и предоставления убежища.
В сравнении с соседней Швецией Дания значительно позже приступила к формированию координируемой интеграционной политики. Однако на сегодняшний день правительство Дании признало тот факт, что существует зависимость между числом иммигрантов, которые может принять Дания, и тем количеством иммигрантов, которые правительство может интегрировать в датское общество. Изменение иммиграционной политики
в сторону ее ужесточения произошло с 2001 года после формирования в Дании либерально-консервативного правительства, включившего представителей Датской народной партии, отличающейся твердой антииммигрантской позицией. По данным на 1 января 2017 года иммигранты и их потомки составляют 13 % всего населения Дании.
Если Дания и Швеция являются членами Европейского союза (с 1973 и 1995 годов соответственно), то Норвегия отказалась от членства и в 1972, и в 1994 годах. Однако Норвегия входит в Европейскую экономическую зону, и большая часть европейских правил и нормативных актов, касающихся миграции, действует также на ее территории.
В Норвегии формулировка понятия «интеграция» на протяжении времени изменилась:
от предложений по противодействию насильственной ассимиляции до признания правом
и прямой обязанностью иммигранта активно участвовать в жизни общества. Реакцией Норвегии на увеличение числа беженцев в условиях европейского миграционного кризиса в 2015 году стало введение практики денежных выплат соискателям убежища, которые готовы добровольно покинуть Норвегию. По состоянию на 1 января 2018 года в Норвегии иммигранты и их потомки составляют 17 % населения.
Трудности социальной адаптации большого количества иммигрантов и необходимость корректировки иммиграционной политики являются в настоящее время широко обсуждаемыми вопросами в Швеции, Дании и Норвегии, т.к. в эпоху глобализации решение проблем миграции позволяет предотвратить стихийность социальных процессов и возникновение межэтнических конфликтов.
Объектом настоящего исследования является иммиграционная политика Швеции, Дании и Норвегии.
Предмет исследования – факторы формирования, институты и механизмы реализации иммиграционной политики вышеназванных стран.
Степень изученности темы:
Влияние исторического развития Швеции, Дании и Норвегии на формирование
их иммиграционной политики в российской научной литературе проанализировано
в работах известных скандинавистов Кана А.С., Кудриной Ю.В., Рогинского В.В., Чернышевой О.В. и др. Большой интерес представляют монографии на скандинавских языках таких историков как Хаммар Т. (T. Hammar), Брочманн Г. (G. Brochmann), Кйелдстадли К. (K. Kjeldstadli) и др.
Научные публикации Новиковой И.Н. представляют собой глубокие исследования различных аспектов актуальных проблем стран Северной Европы.
Глубокий анализ интеграционной политики Швеции, Дании и Норвегии
и изменений, происходящих в ней в ХХI веке на фоне обострения проблем интеграции иностранцев, представлен в работах исследователей Стокес-Дупасс Н. (N. Stokes-Dupass), Йедерлунд Л. (L. Jederlund), Калдур К. (K. Kaldur), Моуритсен П. (P. Mouritsen), Вестин С. (С. Westin), Купер Б. (B. Cooper), Йоргенсен М. (M. ), Каппелен О. (Å. Cappelen), Скйерпен Т. (T. Skjerpen) и др.
Феномен этничности, проблема национальных меньшинств, а также вопрос влияния на общество культурного различия мигрантов, прибывающих в Норвегию
и Данию, изучены в публикациях отечественных исследователей Плевако Н.С., Чернышевой О.В., Тулупова Д.С., Большакова Г.А. Среди зарубежных авторов социологическим аспектам интеграции иммигрантов в скандинавское общество исследования посвятили Эриксен Т. (T. Eriksen), Бореви К. (K. Borevi), Олунд А.
(A. Ålund), Арнстберг К.-У. (K.-O. Arnstberg) и др.
Проблемам иммиграции и влияния иммигрантов на шведское, норвежское
и датское общество, специфике иммиграционной политики государств и социальной адаптации иммигрантов и беженцев посвящены публикации в изданиях «Migration Policy Institute, MPI», а также в ведущих журналах: «International Migration», «Journal of Immigrant & Refugee Studies», «Scandinavian Review», «Identities: Global Studies
in Culture and Power» и др.
Цель исследования – выявить особенности иммиграционной политики Швеции, Дании и Норвегии в XXI веке.
Задачи исследования:
выявить факторы исторического и культурного развития, оказывающие влияние
на формирование современной иммиграционной политики Швеции, Дании и Норвегии;
сравнить основные направления иммиграционной политики шведского, датского
и норвежского правительств и законодательство в отношении иммигрантов;
выявить количественные и этнокультурные изменения иммиграционных потоков;
проанализировать основные факторы, влияющие на процесс адаптации
и интеграции иммигрантов в шведском, датском и норвежском обществе;
провести сравнительный анализ мер, принимаемых шведским, датским
и норвежским правительствами для решения проблем интеграции и сокращению сегрегации иммигрантов в обществе;
определить перспективы иммиграционной политики в Швеции, Дании и Норвегии.
Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины XX века до настоящего момента. Основное внимание уделено периоду с конца XX века
до настоящего момента, когда были заложены основы современной иммиграционной политики государств, направленной на уменьшение количества прибывающих в страну иммигрантов и их интеграцию в общество. Существенной особенностью процесса иммиграции в настоящее время является то, что он проходит в условиях глобализации
и увеличения потока иммигрантов и беженцев из стран, исповедующих ислам,
и государств, охваченных военными конфликтами.
Источниковую базу исследования образует комплекс документов, которые можно разделить на несколько групп. Первую группу образуют нормативные акты
и документы органов государственной власти (см. напр. Закон об интеграции иностранцев в Королевстве Дания, Закон об иммиграции Королевства Норвегия от 15 мая 2008 года). Вторую группу образуют документы политических партий и объединений Швеции, Дании и Норвегии. Третью группу составляют интервью, выступления государственных деятелей (см. напр. «Министр за сокращение иммиграции», ). В четвертую группу входят статистические данные, в т.ч. публикации Международной организации
по миграции (МОМ) (International Organization for Migration, IOM), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organisation for Economic 
Co-operation and Development, OECD) и данные официальной статистики Швеции, Дании
и Норвегии (см. напр. «Иммигранты в Дании 2016», официальная статистика Дании, «Высокие показатели по беженцам. Июнь 2017», Центральное бюро статистики Норвегии).
Методы исследования:
В работе использованы общенаучные методы: анализ, синтез, интерпретация источников. Значительное место занимает системный междисциплинарный подход,
так как исследуемые вопросы находятся на стыке истории, политологии, социологии, международного права, этнографии, географии, экономики и других наук. Кроме того, необходимость использования системного подхода обусловлена сложным характером процесса современной миграции населения и адаптации иммигрантов в устоявшейся среде.
Использование проблемно-хронологического принципа позволило проследить этапы трансформации иммиграционной и интеграционной политики в Швеции, Дании
и Норвегии под влиянием актуальных политических и социологических факторов в их взаимосвязи.
Применение статистического подхода было неотъемлемым при анализе различного рода правительственных документов в области иммиграционной политики и материалов официальной статистики Швеции, Дании и Норвегии.
Метод сравнительного анализа позволил выявить специфику иммиграционной политики Швеции, Дании и Норвегии и оценить эффективность принимаемых интеграционных мер. В качестве критериев для сравнения выделены: факторы формирования иммиграционной политики, особенности иммиграционных процессов
и этнокультурный состав иммигрантов, организация иммиграционной политики, механизмы социокультурной адаптации и интеграции иммигрантов.
Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей подхода Швеции, Дании и Норвегии к решению иммиграционных проблем в условиях европейского миграционного кризиса, а также факторов трансформации характера иммиграционной политики с учетом накопленного социального опыта пребывания выходцев из других стран в малочисленных моноэтничных скандинавских государствах.
Кроме того, автором был введен в научный оборот ряд источников и работ зарубежных авторов на шведском, датском и норвежском языках, которые до настоящего времени не были переведены на русский или английский языки и не использовались
в отечественной науке.
Апробация исследования:
 Основные положения исследования иммиграционной политики
и социокультурных аспектов интеграции иммигрантов в скандинавских странах были представлены автором в четырех научных публикациях в изданиях, индексируемых Российским индексом научного цитирования (РИНЦ). Одно издание – журнал «Мировая экономика и международные отношения» (МЭиМО) – также входит в SCOPUS; журнал «Вопросы истории и культуры северных стран и территорий» входит в The Norwegian Association of Higher Education Institutions (UHR) и The Norwegian Social Science Data Services (NSD).
// . 2016. . С. 77-88.
. // . 2017. . С. 25-40.
Балтийское море: экономическое сотрудничество в условиях политической неопределенности // . 2018. Т. 62. . С. 120-122 (в соавторстве).
Влияние исторического развития Норвегии и Дании на формирование их иммиграционной политики // (статья принята
к публикации).
Структура работы:
Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых посвящена одной
из исследуемых стран, а также заключения и списка использованных источников
и литературы. В первой главе проанализировано влияние исторического развития Швеции на формирование ее иммиграционной политики. Рассмотрены количественные
и этнокультурные изменения иммиграционных потоков, организация иммиграционной политики и стратегии социокультурной адаптации иммигрантов в Швеции. Вторая глава посвящена изучению факторов исторического и культурного развития Дании, которые оказали влияние на формирование современной иммиграционной политики страны. Проанализированы этнокультурный состав иммиграционных потоков и механизмы адаптации иммигрантов в устоявшейся среде. В третьей главе рассмотрены факторы формирования иммиграционной политики Норвегии, этнокультурный состав современных иммиграционных потоков и организация иммиграционной политики. Определены роль общественных организаций и актуальные проблемы адаптации иммигрантов в Норвегии.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Последние выполненные заказы

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету